Введение в профессию: кто такой SMM-копирайтер и как им стать

Чем занимается SMM-копирайтер, что он должен уметь и какие тексты придется писать.

Что из себя представляет контент проекта и кто за него ответственный?

Контентом проекта можно считать все публикации и материалы, которые связаны с деятельностью проекта и его участников. Контентом можно считать публикации, эфиры, сторис, которые выходят в ваших соцсетях, если вы фрилансер и ваши соцсети=ваш проект по продвижению своих услуг. Контент — это те же сообщения в мессенджерах, которыми вы “захватываете” клиентов.

  1. Анализируют отклик, интересы, потребности аудитории.
  2. Собирают актуальные темы для контента, работают с партнерами, экспертами.
  3. Прорабатывают текстовые воронки под продажи продуктов проекта.
  4. Дают задания копирайтерам на написание текстов и проверяют, принимают их.
  5. Организуют передачу готовых текстовых материалов техническим специалистам для верстки, оформления, публикации.

По итогу своей работы пишут и передают отчеты руководителю проекта. А если что-то пошло не так, то участвуют в коллективном разборе: ищут причины и пути решения возникших контент-менеджер видит откровенные “косяки” других, сопряженных с ним, членов команды, то он ОБЯЗАН сообщить об этом аргументированно РУКОВОДИТЕЛЮ. Иначе спрос будет не с копирайтера проекта, не с администратора группы или технического специалиста, а с контент-менеджера — потому что рассылка вышла не вовремя, картинки “поплыли”, в тексте откровенные ляпы.

Зоны ответственности специалистов, которые создают контент проекта

Разберем по задачам и обязанностям базовую команду, задействованную в разработке контента.

Копирайтер может быть постоянным сотрудником или наниматься разово под конкретную задачу, например, сделать рерайт прошлых постов или написать серию писем под продукт. Копирайтер отвечает за:

  • соответствие написанных текстов техническому заданию;
  • своевременность сдачи текстов;
  • внесение правок в написанные тексты по предварительному соглашению с Заказчиком.

Если копирайтер не справляется с заданиями, срывает сроки без пояснения причин или отказывается вносить оговоренное количество правок — с ним перестают работать. Оплачивают только предоплату за выполненную работу.

Копирайтера-маркетолога также могут брать как на разовую работу (например, создание прототипа лендинга), так и на постоянную. В его обязанности входят:

  • проработка целевой аудитории;
  • сбор и обработка информации по проекту, продукту, конкурентам;
  • написание текстов по техническому заданию/брифу (иногда несколько — под разные сегменты аудитории);
  • предоставление гипотез текстовых блоков для тестирования (оговаривается с Заказчиком);
  • своевременность сдачи текстов и соответствие из заданию.

Копирайтер-маркетолог вместе с контент-менеджером (или все это 1 человек) разрабатывают текстовые воронки под продукт/продукты: лендинги, цепочки писем, постов, сценарии эфиров, партнерские анонсы.

Контент-менеджер берется на долгосрочное сотрудничество. Он разрабатывает контент-план всех публикаций, эфиров, вебинаров, согласовывает их со специалистом по продвижению. Контент-менеджер собирает идеи для постов, статей, общается с потенциальными авторами и выбирает копирайтеров в проект. Контент-менеджер отвечает за содержание публикаций (тексты пишет копирайтер, а контент-менеджер их принимает) и за своевременность их выхода, за оформление публикаций (при необходимости для создания шаблонов привлекается веб-дизайнер, в этом случае задача контент-менеджера сказать об этом заказчику).Контент-менеджер отвечает за соблюдение контент-плана всеми задействованными в его реализации сотрудниками. И он же отчитывается Руководителю проекта.

Читайте также:  Как сэкономить до ₽40 000 на покупке MacBook Pro с дисплеем Retina

Техническую часть по выпуску публикаций, общение с подписчиками, сбор вопросов аудитории выполняет НЕ КОПИРАЙТЕР, а менеджер или администратор аккаунта. В некоторых случаях контент-менеджер сам оформляет, выкладывает посты и статьи на сайт/в блог, но эти услуги оплачиваются дополнительно.

Контент хорошо работает в том случае, если есть слаженная команда!

Самое сложное — это не ежедневный выпуск постов и не написание текстов по контент-плану. Самое сложное — собрать команду и организовать регулярный, систематизированный выход контента (а это напрямую зависит от слаженной работы всех участников и из умение общаться друг с другом).

Поэтому стоит проводить голосовые собеседования с потенциальными сотрудниками, давать тестовые задания и четко прописать кто за что отвечает и кто перед кем ответственный. Так в команду попадут компетентные люди, с которыми комфортно работать, и не будет у вас маленький проект — вы сами, то пока что вам вполне по силам самому вести контент, а сэкономленные деньги вложить в качественную рекламу. Если же на постинг и ведение блогов нет времени, а привлекать клиентов контентом очень хочется, то начните с 1 человека в команде — копирайтера с навыками SMM-специалиста, который умеет работать с аудиторией и понимает специфику рассылок и постинга.

Чем занимается контент-маркетолог

Профессионал не просто работает с информацией. Он знает, что именно нужно пользователю и как умеет с помощью контента перевести читателя в разряд клиента. Его работа начинается с анализа продвигаемого продукта, сайта или бренда и составления портрета пользователя. Это кропотливая работа, требующая от контент-маркетолога не только профессиональных знаний и умений, но и интуиции.

Второй этап в работе над проектом – анализ конкурентов. Контент-маркетолог собирает огромный массив информации, который поможет составить стратегию и контент-план продвижения. Затем наступает очередь команды копирайтеров: под руководством контент-маркетолога и на основе составленного SEO-специалистом семантического ядра написать полезные для пользователя статьи.

Но контент – это не только текстовая информация. Контент-маркетолог должен уметь работать с графикой и инфографикой, презентациями, подкастами, видеоматериалами, gif-роликами. Каждый инструмент – не просто развлекает или знакомит читателя с какой-либо информацией. Весь контент призван закрыть «боли» клиента, дать ему то, за чем он пришел на сайт. Причем так, чтобы больше нигде ему не пришлось искать дополнительную информацию.

Поэтому контент-маркетолог должен так представить информацию на каждом этапе работы, чтобы быть уверенным, что пользователь получит экспертное мнение, заслуживающее безусловного доверия.

Один из самых сложных моментов в работе контент-маркетолога – взаимодействие с исполнителями. Правильно составленное техническое задание для seo-специалиста позволит избежать ошибок в сборе семантического ядра, при этом охватить все возможные пользовательские запросы.

Формирование ТЗ для копирайтеров – еще одна трудность. Исполнитель должен четко понимать, какой текст на выходе ждет контент-маркетолог. Чтобы статья получилась экспертной, качественной и легкой для чтения, ТЗ должно содержать не только техническую информацию, но и четко структурированный план, на основе которого будет написан текст.

Читайте также:  10 самых дешевых смартфонов с АлиЭкспресс

После размещения контента на сайте, специалист отслеживает, как на него реагируют пользователи, ищет «слабые» места и корректирует их. Он постоянно взаимодействует с инструментами аналитики, чтобы понимать, в каком направлении двигаться дальше.

Что должен знать и уметь контент-маркетолог

Специалист обладает достаточно обширными знаниями. Для того чтобы правильно поставить задачу копирайтеру, SMMщику или SEO-специалисту, он должен глубоко понимать эти сферы. Большинство контент-маркетологов как раз и были кем-то из представителей указанных профессий, сменившими специализацию.

Основные требования к специалистам:

  • умение выстраивать стратегию и тактику продвижения, планировать выдачу контента;
  • навыки изучения, анализа, регулирования сценариев поведения пользователей на сайте;
  • знание принципов применения SEO и SMM продвижения любого ресурса;
  • умение планировать направления развития сайта;
  • должен уметь продавать с помощью контента так, чтобы у читателя не возникло ощущения, что он нужен только в качестве клиента.

Контент-маркетолог умеет строить отношения с пользователями так, чтобы они получали максимум пользы от информации на сайте и им было интересно возвращаться снова.

Опытный контент-маркетолог:

  • может работать с большими массивами данных;
  • владеет основами юзабилити, директ-маркетинга, SMM, SEO;
  • понимает принципы работы поисковых систем;
  • мыслит творчески, обладает хорошим вкусом;
  • знает правила создания визуального контента, владеет профессиональными программами, в том числе дизайнерскими;
  • умеет планировать не только свою работу, но и деятельность команды.

Контент-маркетолог обладает чутьем, которое позволяет ему встать на место потребителя и понять его потребности.

Востребованность профессии

С момента, когда мир осознал, что лучший способ продвижения чего бы то ни было – качественный контент, спрос на профессионалов только растет.

Где работают контент-маркетологи:

  • на информационных сайтах;
  • в средствах массовой информации;
  • коммерческих организациях;
  • digital и рекламных агентствах;
  • на фрилансе, выполняя проекты по заказам бизнеса.

Опытные контент-маркетологи с коммерческой жилкой создают собственные агентства. У них большая наработанная база заказчиков, сформированная команда фрилансеров – копирайтеров, seo и smm-специалистов.

Что должен уметь копирайтер для соцсетей

Текстами для социальных сетей могут заниматься разные специалисты:

Что должен уметь копирайтер для соцсетей
  • SMM-менеджер.
  • Комьюнити-менеджер.
  • SMM-копирайтер / Контент-менеджер.
  • Таргетолог.
Что должен уметь копирайтер для соцсетей

SMM-менеджер занимается соцсетями в целом: составляет контент-план, создает дизайн постов и сторис, пишет тексты и делает публикации. Копирайтинг для него − только одна из обязанностей.

Что должен уметь копирайтер для соцсетей

Комьюнити-менеджер отвечает за вовлечение: организует марафоны, конкурсы и челленджи, отвечает на комментарии и сообщения пользователей, отрабатывает негатив, переводит потенциальных клиентов на профильных специалистов. Комьюнити-менеджер пишет тексты постов, которые связаны с его обязанностями: привлечение участников на активности, подогрев, подведение итогов.

Что должен уметь копирайтер для соцсетей

Таргетолог занимается рекламными публикациями: создает объявления, пишет для них тексты и подбирает изображения, настраивает таргетинг, проводит тесты.

Что должен уметь копирайтер для соцсетей

SMM-копирайтер только пишет. Но пока эта профессия не до конца отделилась от смежных, поэтому в должностных обязанностях по вакансиям можно встретить самые разные требования. Даже такие:

Что должен уметь копирайтер для соцсетей

Здесь набор требований подходит скорее для SMM-менеджера или даже контент-продюсера, чем для SMM-копирайтера

Что должен уметь копирайтер для соцсетей

Работодатель ищет копирайтера, при этом в перечне обязанностей нет написания текстов, но есть стратегические задачи, которыми обычно занимаются маркетологи. Подобное видение задач SMM-копирайтера не совсем отвечает сущности профессии.

Что должен уметь копирайтер для соцсетей

Похоже на то, что в ближайшие годы спрос на людей, которые будут писать только тексты для SMM, вырастет.

Что должен уметь копирайтер для соцсетей

Во-первых, что-то подобное уже было 10−15 лет назад. Первые тексты для сайтов писали веб-разработчики, потом SEO-специалисты. Но веб развивался такими темпами, что понадобились профессиональные копирайтеры. Сейчас сходные этапы развития проходят социальные сети.

Что должен уметь копирайтер для соцсетей

Во-вторых, рекламные бюджеты на социальные медиа растут. А вместе с ними спрос на специалистов. Формируются тенденции к специализации. Вероятнее всего, что в течение нескольких лет стратегические задачи сфокусируются в руках маркетологов по социальным медиа. Изображениями будут заниматься дизайнеры и пикчеры. Таргетологи сосредоточатся на оптимизации рекламных бюджетов. А копирайтеры будут писать и работать над охватами и повышением конверсий.

Читайте также:  Как менять размеры изображений в фотошопе

В-третьих, профессиональный SMM-копирайтер лучше понимает разницу в текстах для разных площадок: Фейсбука, Инстаграма и ВКонтакте, специфику функционала текстового редактора, подход к оформлению текстов. Тексты он пишет быстрее и качественнее специалистов по SMM, которые не специализируются на копирайтинге.

Где и как найти работу контент менеджеру

Если вы попытаетесь найти работу контент менеджера в интернете, то поймете, что к кандидатам часто выдвигаются самые разные требования. Так происходит из-за недостаточного понимания специфики работы специалиста. По этой причине стоит быть готовым, что работодатель потребует от вас выполнения самых разных задач. Часто случается и так, что контент-менеджеры выполняют работу, которая не совсем относится к его сфере деятельности.

Совет. Если после прочтения статьи, вы решите попробовать себя в этой профессии и найдете подходящую вакансию – обязательно оговорите с заказчиком четкий перечень ваших обязанностей. Чтобы не получить то, чего вы совсем не ожидали.

Для получения работы контент-менеджером сначала следует понять, где и кому он нужен.

В целом работать контент менеджером можно в двух форматах:

  1. Удаленно (как фрилансер с частичной или полной занятостью);
  2. В офисе, со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами.

Интересует работа в интернете удаленно, но не можете определиться с направлением? Читайте нашу статью с обзором более 70 вариантов.

Специалист по контенту нужен в интернете на таких площадках:

  • Информационные ресурсы самого разного профиля;
  • Интернет-магазины;
  • Веб-студии и агентства;
  • Сайты предоставления различных услуг;
  • Страницы и сообщества бизнесов в социальных сетях.

Можно попытаться поискать на конкретных сайтах напрямую. На каждом проекте хотя бы среднего масштаба есть страница Вакансии, где публикуют перечень нужных специалистов.

Где искать вакансии

Но значительно легче найти работу через специализированные сайты с публикуемыми вакансиями.

Среди них:

Если же вы заинтересованы в частичной занятости – попробуйте поискать на фриланс биржах:

  • Freelancehunt
  • Work-Zilla

Преимущество будет в том, что вам могут предложить свободный график.

В офлайн работу контент-менеджеру будет легче всего найти в таких крупных городах, как: Киев, Харьков, Львов, Одеса, Днепр, Запорожье и т. д.

Выгодный вариант, когда вы будете предоставлять свои услуги на аутсорсинге, то есть обслуживать сразу несколько проектов одновременно.