Жуков Андрей Александрович Ржд биография

Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (ДКРС)

Содержание

Основная информация

Исполнение функций заказчика по комплексной реконструкции и строительству новых железных дорог и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Адрес

105082, г. Москва, Переведеновский пер., д. 13, стр.16 Начальник дирекции

Руководство

Начальник дирекции Солнцев Евгений Александрович

Советник Бутко Александр Васильевич

Первый заместитель начальника дирекции Паненков Андрей Анатольевич

Главный инженер Соловьев Роман Вячеславович

Заместитель начальника дирекции (по экономике и финансам) Вяткин Алексей Рэмович

Заместитель начальника дирекции (по комплексному анализу производственно-экономической деятельности) Куманцов Евгений Николаевич

Заместитель начальника дирекции (по развитию) Лукашкина Регина Алексеевна

Заместитель начальника дирекции (по оборудованию) Сапико Михаил Игоревич

Заместитель начальника дирекции (по БАМУ) Зверев Андрей Юрьевич

Заместитель начальника дирекции (по ВСМ) Осипов Эдуард Александрович

Заместитель начальника дирекции (по безопасности) Жбанов Игорь Валентинович

Заместитель главного инженера Меркулов Михаил Николаевич

Контакты

САМОХИНА Елена Егоровна 7-05-05

Первые заместители начальника дирекции:

ЛУПАНОВ Анатолий Васильевич 7-05-35

ЩЕТИНИН Игорь Александрович 7-05-50

МАТЮХИН Геннадий Николаевич 7-05-06

Заместители начальника дирекции: по экономике и финансам

ЛУКАШКИНА Регина Алексеевна 2-96-37

ШИШКИН Геннадий Анатольевич 7-05-08

ЖБАНОВ Игорь Валентинович 7-05-02

НАСТЕЧЕН Александр Ефимович 7-05-07

Заместитель главного инженера

КОРОТУН Виталий Ефимович 7-05-36

Начальники отделов: управления персоналом

БЕЛАН Владимир Асафиевич 7-05-44, факс 7-05-48

ОВЧАРЕНКО Филипп Алексеевич т/факс 7-05-04

ГОНТАР Василий Васильевич 7-05-63

АНИСИМОВ Сергей Анатольевич 7-05-16, факс 7-05-54

СЕМЕНОВА Людмила Евгеньевна 7-05-61

ШИЛОВА Елена Михайловна т/факс 7-05-11

СОЩЕНКО Евгений Павлович 7-05-26, факс 7-05-27

АФАНАСЬЕВ Евгений Васильевич 7-05-29, 7-05-29, факс 7-05-49

экспертизы проектов и смет

МАКСИМОВА Марина Владимировна 7-05-32, факс 7-05-34

Начальники отделов: производственного

ПРЯМОСТАНОВ Михаил Григорьевич 7-05-18, факс 7-05.3

САПИКО Михаил Игоревич 7-05-41, факс 7-05.43

Петров Юрий Олегович 8-499-260-05-41

ВАСИЛЬЕВ Сергей Борисович 2-96-2i

КУРИННОЙ Сергей Тарасович у.05.33

АЛЕКСЕЕВ Сергей Николаевич 7-05-47

по международным контрактам

БЕРЕЗКИНА Галина Леонидовна 7-05-62

МАНЯ КОВА Галина Геннадьевна 7-05-12

Начальник сектора подготовки строительства и регистрации имущества

ИВАНИНОВА Юлия Григорьевна 7-05-37

Группа заказчика по строительству и реконструкции интермодальных транспортно-пересадочных узлов (ДКРС-Москва ОАО «РЖД»)

107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д.34

ВОЛКОВ Владимир Сталенович 7-05-10

ЖИТКЕВИЧ Татьяна Эдуардовна 2-94-74, факс 7-09-97

МИЛЮКОВА Ирина Леонидовна 7-09-99, факс 7-09-97

МЕРКУЛОВ Михаил Николаевич 7-65-41

РЕДИН Иван Васильевич 7-13-55

ЖУКОВ Дмитрий Александрович 7-76-74

МАЛЬЦЕВ Юрий Сергеевич 7-09-93

ТОРОПОВ Сергей Борисович 7-05-03

МЕНЬКО Сергей Алексеевич 7-76-87

ЛАРИНА Светлана Владимировна 7-05-09

Начальники отделов: проектных работ

БЫЧКОВ Александр Иванович 7-76-54

САВКИН Павел Леонидович 7-76-86

ДАНЬШИН Владимир Васильевич 7-05-38

КУСТОВ Алексей Васильевич 7-76-69

планирования и учета выполненных работ

МЕЛЕШЕВА Светлана Вячеславовна 7-30-53

ВИНОГРАДОВ Юрий Иванович 2-91-03

подготовки строительства и регистрации имущества

САКОВИЧ Евгений Иванович 7-05-21

экспертизы проектов и смет

АНТОНОВ Андрей Юрьевич 2-91-16

промышленных и гражданских объектов

ЯЦКОВ Владимир Алексеевич 7-67-12

инфраструктуры интермодальных перевозок и ТПУ

За успехи в труде

На форуме социальной ответственности и партнёрства поощрены 74 работника предприятий полигона ОЖД

—> Приказом министра транспорта Российской Федерации за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу на железнодорожном транспорте награждены 8 работников.

Благодарностью министра транспорта Российской Федерации:
– Антипова Марина Сергеевна, диспетчер скоростного района управления Диспетчерского центра управления перевозками;
– Бравая Светлана Анатольевна, ревизор отдела безопасности движения и охраны труда Волховстроевского центра организации работы железнодорожных станций;
– Васильева Ирина Сергеевна, диспетчер поездной Центрального района управления Диспетчерского центра управления перевозками;
– Гуринов Евгений Юрьевич, регулировщик скорости движения вагонов железнодорожной станции Волховстрой I;
– Михайлова Ольга Валентиновна, дежурный по железнодорожной станции Тверь;
– Тарасов Николай Иванович, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебский;
– Шорохова Татьяна Витальевна, дежурный по железнодорожной станции Тихвин;
– Яковлева Надежда Петровна, заместитель начальника железнодорожной станции Лодейное Поле.

Приказом генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, большой вклад в обеспечение устойчивой его работы награждены 34 работника.

Знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»:
– Антипов Александр Матвеевич, бригадир (освобождённый) эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебский;
– Быстров Николай Михайлович, электромеханик Санкт-Петербург-Витебской дистанции сигнализации, централизации и блокировки;
– Винокуров Александр Николаевич, начальник Мгинской дистанции пути;
– Гаврюшова Галина Николаевна, диспетчер маневровый железнодорожной станции Кириши;
– Генералов Александр Анатольевич, начальник эксплуатационного вагонного депо Бологое;
– Глазков Алексей Владимирович, машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково;
– Кунин Тимур Юрьевич, начальник моторвагонного депо Санкт-Петербург-Балтийский;
– Соловьёв Дмитрий Александрович, бригадир по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений Санкт-Петербург-Фин­ляндской дистанции пути;
– Яшин Геннадий Анатольевич, машинист-инструктор локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Кемь.

Знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет»:
– Богданова Нина Борисовна, старший инспектор Московского отдела первой службы;
– Дмитриев Владимир Ильич, электромонтёр Псковской дистанции электроснабжения;
– Ларина Маргарита Борисовна, ведущий инженер по организации и нормированию труда Петрозаводской дистанции сигнализации, централизации и блокировки;
– Макковеева Ирина Евгеньевна, техник по расшифровке эксплуатационного локомотивного депо Бологое;
– Павлов Анатолий Валентинович, машинист насосной установки железнодорожного водоснабжения Петрозаводского территориального участка.

– Баркова Людмила Владимировна, технолог Санкт-Петербургского информационно-вычислительного центра;
– Бобрышев Валерий Викторович, ведущий инженер сектора по специальному самоходному подвижному составу;
– Кадетов Андрей Леонидович, главный инженер Петрозаводского регионального центра связи;
– Комаров Дмитрий Юрьевич, начальник Октябрьской химико-технической лаборатории;
– Маслова Нелли Александровна, ведущий инженер Октябрьской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений;
– Протасов Борис Борисович, машинист дизельпоезда моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский;
– Туманова Светлана Владимировна, заместитель начальника Санкт-Петербургского территориального общего центра обслуживания.

Знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет»:
– Матросов Михаил Юрьевич, контролер состояния железнодорожного пути Тверской дистанции пути;
– Понкратов Николай Сергеевич, старший диспетчер по управлению перевозками (руководитель смены) Диспетчерского центра управления перевозками;
– Смелков Сергей Юрьевич, машинист электропоезда моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский;
– Филатова Любовь Николаевна, бригадир Санкт-Петербургского регионального участка пассажирских обустройств;
– Чирков Александр Михайлович, инженер Тверского регионального центра связи;
– Шевцов Евгений Александрович, начальник Октябрьской дирекции инфраструктуры.

Именными часами генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД»:
– Журенков Сергей Николаевич, ревизор аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов (г. Волхов);
– Кобенков Дмитрий Николаевич, машинист теп­ловоза эксплуатационного локомотивного депо Бологое.

Благодарностью генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД»:
– Меньшикова Ольга Сергеевна, заместитель начальника Северо-Западной дирекции железнодорожных вокзалов;
– Норкина Светлана Егоровна, заместитель начальника Октябрьской дирекции управления движением по кадрам и социальным вопросам;
– Самороднов Станислав Борисович, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Варшавский;
– Усманова Анастасия Валерьевна, начальник отдела Санкт-Петербург-Витебской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ;
– Фёдорова Ирина Павловна, заместитель начальника Административно-хозяйственного центра.

Приказом начальника Октябрьской железной дороги за добросовестный труд на железнодорожном транспорте и образцовое выполнение служебных обязанностей награждены 17 человек.

Знаком «Почётный работник Октябрьской железной дороги»:
– Белотелов Михаил Владимирович, электромеханик Петрозаводской дистанции сигнализации, централизации и блокировки;
– Калинина Надежда Ивановна, инженер железнодорожного вокзала Витебский;
– Маслов Игорь Валерьевич, начальник эксплуатационного локомотивного депо Московское;
– Сафонов Виктор Анатольевич, диспетчер по управлению перевозками Центрального района управления Диспетчерского центра управления перевозками.

Именными часами начальника Октябрьской железной дороги:
– Берестень Степан Степанович, бригадир (освобождённый) предприятий железнодорожного транспорта Варшавского участка производства;
– Водохлебов Андрей Владимирович, машинист-инструктор локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Кемь;
– Чипурик Владимир Анатольевич, старший инспектор по производственно-техническим вопросам отдела инспекции, контроля и по работе с обращениями граждан службы управления делами;
– Шурыгина Ольга Дмитриевна, инженер отдела организации взаимодействия с перевозчиками Октябрьской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре.

Благодарностью начальника Октябрьской железной дороги:
– Дубинин Андрей Владимирович, мастер дорожный Хвойнинской дистанции пути;
– Иванова Лариса Анатольевна, начальник сектора управления персоналом Октябрьской дирекции по ремонту пути «Путьрем»;
– Кулачков Иван Борисович, начальник пункта технического обслуживания вагонов эксплуатационного вагонного депо Волховстрой;
– Мозжухин Николай Николаевич, бригадир (освобождённый) предприятий железнодорожного транспорта Московской дистанции гражданских сооружений;
– Рябков Сергей Викторович, плотник Волховстроевской дистанции гражданских сооружений;
– Смыслова Елена Михайловна, дежурный по переезду Бологовской дистанции пути;
– Сулла Александр Вячеславович, начальник Санкт-Петербургского регионального отделения Центра организации закупочной деятельности;
– Яньков Александр Алексеевич, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Бологое.

Знаком им. П.П. Мельникова – первого министра путей сообщения России:
– Суцков Николай Алексеевич, председатель первичной профсоюзной организации работников Линейных станций Бологовского участка.

Приказом председателя Роспрофжел за многолетнюю плодотворную работу в профсоюзе, большой личный вклад в решение социально-экономических вопросов железнодорожников и транспортных строителей, укрепление единства профсоюзного движения награждён один работник.

Именными часами председателя Роспрофжел:
– Наглис Светлана Николаевна, ведущий специалист отдела организационной и кадровой работы в Санкт-Петербургском региональном отделе Рос­профжел на Октябрьской железной дороге.

Приказом начальника Октябрьской железной дороги за большой личный вклад в подготовку Чемпионата мира по футболу, обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта в период его проведения награждены 14 человек.

Именными часами начальника Октябрьской железной дороги:
– Петрицын Николай Александрович, ведущий технолог Санкт-Петербург-Витебской группы технологической службы.

Благодарностью начальника Октябрьской железной дороги:
– Гальчина Ирина Владимировна, диспетчер поездной Скоростного района управления диспетчерского центра управления перевозками;
– Кияну Михаил Анастасьевич, ревизор аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов (г. Москва);
– Лысюк Юлия Владимировна, диспетчер поездной Скоростного района управления диспетчерского центра управления перевозками;
– Неберо Евгений Николаевич, заместитель начальника Центрального района управления диспетчерского центра управления перевозками;
– Проценко Наталья Викторовна, диспетчер поездной Скоростного района управления диспетчерского центра управления перевозками.

Почётной грамотой Октябрьской железной дороги:
– Архипов Андрей Сергеевич, мастер участка производства Административно-хозяйственного центра;
– Богданович Александр Иванович, водитель автомобиля Административно-хозяйственного центра;
– Голубченко Елена Валентиновна, ведущий технолог Санкт-Петербург-Витебской группы технологической службы;
– Графов Дмитрий Юрьевич, ведущий специалист по связям с общественностью службы корпоративных коммуникаций;
– Зубова Ольга Владимировна, диспетчер поездной Скоростного района управления диспетчерского центра управления перевозками;
– Роист Сергей Владимирович, технолог Санкт-Петербург-Витебской группы технологической службы;
– Чумик Рада Шакировна, диспетчер поездной Скоростного района управления диспетчерского центра управления перевозками;
– Яковлев Юрий Анатольевич, водитель автомобиля Административно-хозяйственного центра.

РЖД: управляющие компанией. Технари, лоббисты, смотрящие — обзор «генеральской рати» Олега Белозёрова от vgudok.com

Продолжаем разговор о текущей ситуации в руководящих структурах ОАО «РЖД», который мы начали с публикации, посвящённой обновленному совету директоров монополии. Сегодня настала очередь главного исполнительного органа компании — правления.

Мы — ребята-октябрята

Год назад, описывая расклады в верхушке РЖД, vgudok.com условно выделил в ней несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие». «Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя команды карьерных железнодорожников — первого заместителя гендиректора Анатолия КРАСНОЩЁКА, который в настоящее время координирует действия штаба монополии по борьбе с коронавирусом. Сейчас первый замгендира РЖД, по сути, отвечает за все подразделения компании и за операционную работу. Это ли не подтверждение «человека номер два» в корпорации? Вокруг г-на Краснощёка собрались опытные специалисты, его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: начальник Дирекции тяги Олег ВАЛИНСКИЙ, начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий ВЕРХОВЫХ и директор РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрий ПЕГОВ. К этой же группе примыкают протеже Краснощёка: директор Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей ШИЛО и начальник Центральной дирекции управления движением Павел ИВАНОВ.


Верхний ряд (слева направо): Анатолий Краснощёк, Олег Валинский; нижний ряд (слева направо): Геннадий Верховых, Дмитрий Пегов

Во многом благодаря старым связям с Краснощёком и Валинским держится на плаву начальник Департамента безопасности движения Шевкет ШАЙДУЛЛИН, являющийся главой целого семейного клана. В ноябре 2019 года его сын Марат стал заместителем начальника МЖД по территориальному управлению. Ещё раньше аналогичную должность на Куйбышевской железной дороге занял брат Шевкета Нургалиевича Шамиль. Чтобы избежать конфликта интересов, по распоряжению Олега Белозёрова вопросы безопасности движения, подконтрольные родственникам Шайдуллина, рассматривает Анатолий Краснощёк.

Группу «технарей» отличает известная стабильность, чему есть очевидные причины. Все вышеперечисленные руководители отвечают за основной функционал железной дороги, резкие кадровые подвижки на данных позициях могут непосредственно отразиться на операционной деятельности компании, а значит, должны быть обусловлены исключительно серьёзными причинами. Короче, здесь требуется семь раз отмерить, прежде чем отрезать.

Верхний ряд (слева направо): Алексей Шило, Павел Иванов; нижний ряд (слева направо): Шевкет Шайдуллин, Андрей Макаров

Тем не менее, в желающих покуситься на доминирующую позицию «технарей», которая вызывает в недрах РЖД определённое раздражение, недостатка не наблюдается. Отсюда разговоры об уходе Краснощёка из монополии, которые возникли буквально с момента его назначения. В декабре 2019 года слухи разгорелись с новой силой. После выхода из отпуска своей деловой активностью Анатолию Анисимовичу удалось эти обсуждения нивелировать, но ненадолго. На его место даже прочат Олега Валинского, что так же выглядит элементом провокации.

Впрочем, подобные инсинуации можно расценивать скорее как проявление слабости недоброжелателей. Добавим, что в прошлом году после снятия Владимира Молдавера с поста начальника Московской железной дороги Краснощёку удалось провести на эту должность «октябрёнка» Михаила Глазкова.

Инфраструктурная революция

Принадлежность к влиятельной группе «технарей», разумеется, не гарантия от неприятностей. Например, говорят, что отношения Павла Иванова с генеральным директором РЖД далеки от идеала. Явно сгущаются тучи над головой Геннадия Верховых. Неблагополучие в подведомственном ему инфраструктурном блоке отразилось в оргштатных трансформациях. В марте 2019 года глава Департамента капитального строительства Андрей МАКАРОВ был назначен заместителем генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам строительного комплекса вместо Олега ТОНИ. У Андрея Сергеевича не совсем характерная для руководителей монополии биография: филолог по образованию, он попал на железную дорогу в качестве бухгалтера, но в итоге обрёл себя на строительной стезе. На новом месте Макаров отметился кадровой чисткой, в течение недели после назначения сменив всё руководство Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта. Некоторые наблюдатели считают, что именно эта чистка привела к полной дезорганизации строительного блока монополии и провалам на Восточном полигоне.

Олег Тони сохранил статус заместителя гендиректора и членство в правлении, получив в кормление Центральный транспортный узел, параллельно возглавив Центр по развитию Московского ТУ. Предполагают, что данное назначение является плавным выходом Олега Тони из монополии. Хотя, как показал последний год с его проблемами на Восточном полигоне, г-н Тони нужен РЖД не менее, чем эта высокая должность в монополии нужна самому Тони.

Наиболее существенные изменения произошли в группе «лоббистов», которая, собственно, перестала существовать.

Неопределёнными можно назвать и новые функции главного инженера РЖД Сергея КОБЗЕВА. До сих пор обширный опыт не помогает, а личные недостатки мешают Сергею Алексеевичу раскрыть себя в компании. В мае 2019 года он получил кураторство над проектами по высокоскоростному движению и возглавил совет директоров АО «Скоростные магистрали». Тема эта последовательно затухает, несмотря на спорадические попытки руководства РЖД вдохнуть жизнь в этот зомби-проект, так что и это назначение можно рассматривать как почётную ссылку.

Последнее серьёзное перемещение в инфраструктурном блоке случилось в декабре минувшего года, когда отправился в отставку первый заместитель начальника Дирекции развития железных дорог Восточного полигона Александр Терлеев, который, по сути, руководил данной структурой. Дирекцию в ранге заместителя генерального директора РЖД возглавил экс-глава Хакасии Виктор ЗИМИН, некогда имевший опыт работы на Красноярской железной дороге. Таким образом, был найден стрелочник, наказанный за срыв работ на Восточном полигоне в 2019 году, и одновременно назначен ответственный за будущие провалы. В результате всех этих кадровых перипетий в инфраструктурном блоке образовалось несколько центров силы, что существенно ослабляет потенциал Геннадия Верховых.

Наиболее существенные изменения произошли в группе «лоббистов», которая, по сути, перестала существовать. В эту небольшую, но яркую группу год назад мы включили самодостаточные фигуры, чьи связи и возможности позволяли решать вопросы на благо монополии самостоятельно, без привлечения личного ресурса главы РЖД.

Таких тяжеловесов, как Петр Кацыв и Александр Мишарин, в прошлом году Белозёров отправил на пенсию. Тем паче, что лоббируемые ими направления утратили прежнюю актуальность. О стагнации идеи высокоскоростного движения, признанным энтузиастом которого являлся Мишарин, мы уже говорили, а после запуска МЦК и МЦД вопросы взаимодействия со столичными и подмосковными властями, которыми ведал Кацыв, отошли на второй план. Из когорты лоббистов на посту остался лишь статс-секретарь РЖД Анатолий МЕЩЕРЯКОВ, отвечающий за информационную политику и взаимодействие с органами власти. К этой же весьма авторитетной группе можно отнести ещё двух господ: первого заместителя генерального директора монополии Вадима Михайлова и заместителя главы компании Вячеслава Павловского.


Верхний ряд (слева направо): Олег Тони, Сергей Кобзев; нижний ряд (слева направо): Анатолий Мещеряков, Анатолий Чабунин

О главном экономисте ОАО «РЖД» мы уже неоднократно рассказывали. Г-н Михайлов, безусловно, один из самых авторитетных «топов» корпорации. Выходец из московского офиса «Эрнст энд Янг» управляет экономическом блоком более чем уверенно, параллельно делая заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно Михайлов защищал интересы РЖД во время всех последних тарифных войн, представляя Новую Басманную на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей. Не стоит забывать и о том, что г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.

Лоббистской деятельностью, в том числе и за рубежом, по своим должностным обязанностям занимается и ещё один зам Белозёрова — глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский. Выпускник МГИМО, полиглот и дипломат высшей категории курирует международную деятельность монополии с 2016 года. И параллельно помогает «внутренним» лоббистам решать серьёзные вопросы «дома». В том числе и по линии законодательной власти и регуляторов, среди которых хватает ярых антагонистов РЖД. Чего только стоит Федеральная антимонопольная служба, постоянно пытающаяся укусить компанию. Как все мы знаем, пытается безрезультатно, перманентно уступая в кулуарных боях железнодорожникам в лице как раз-таки представителей блока «решал-лоббистов».

Наблюдение за наблюдающими

Ожидаемо растёт группа «смотрящих», которая состоит из назначенцев Олега Белозёрова и лиц, которым он доверяет. Это, прежде всего, заместитель генерального директора по вопросам внутреннего контроля и аудита Анатолий ЧАБУНИН и его бывший сослуживец по Минэнерго заместитель гендиректора по вопросам управления дочерними обществами и распоряжения имуществом Андрей СТАРКОВ.

Во второй половине 2019 года участились разговоры об уходе Старкова. Тем не менее, в декабре 2019 года Старков добился ухода гендиректора АО «РЖД Логистика» Вячеслава Валентика и начал зачистку предприятия от его людей. Однако этот кадровый манёвр стал «лебединой песней» в РЖДшной карьере Старкова. В июне совет директоров госкомпании снял его с должности замгендира, разжаловав до обычного директора, и вывел из состава правления. Есть версия, что именно волюнтаристская кадровая политика топ-менеджера, который не считался с устоявшейся корпоративной культурой РЖД, стала одной из причин его отставки. Кроме того, в условиях кризиса и падения грузоперевозок возрастает значение доходов от продажи непрофильных активов, дополнительный импульс, которому должен придать новый куратор этого направления, замгендира РЖД Александр ПЛУТНИК. Этот менеджер, которого называют креатурой главы ВЭБ Игоря Шувалова, кроме прочего скрепит взаимовыгодный бизнес-союз двух госкорпораций: ВЭБ выкупил почти треть эмиссии «вечных облигаций» РЖД.

Среди новых лиц в группе «смотрящих» — Владимир ГАПОНЬКО. В январе 2020 года последнего назначили директором ОАО «РЖД» по операционной эффективности — начальником Департамента экономики, а совсем недавно Владимир Викторович стал членом правления.


Верхний ряд (слева направо): Владимир Гапонько, Вадим Михайлов; нижний ряд (слева направо): Сергей Павлов, Вячеслав Павловский

«Смотрящие» ведают финансово-экономическими вопросами и управлением имуществом, причём зачастую действуя помимо куратора этих направлений — первого заместителя генерального директора Вадима МИХАЙЛОВА. То, что Михайлова время от времени называют одним из возможных преемников Олега Белозёрова, что, предположим, не добавляет ему доверия со стороны гендиректора РЖД. Однако, как в той поговорке про «ехать или шашечки», именно многоопытный и изощрённый г-н Михайлов позволяет монополии обеспечивать сводимость бюджета монополии, а в условиях кризиса-2020 сложно представить кого-то ещё на этой «расстрельной» должности.

Есть в правлении РЖД ещё один фигурант, который может быть отнесён к «смотрящим», правда, если он за кем и присматривает, то, скорее, за самим Олегом Белозёровым.

Непосредственным назначенцем Олега Белозёрова является и Сергей ПАВЛОВ. Как и в случае с Гапонько, у Сергея Алексеевича имеется профильное «железнодорожное» образование и стаж работы в якунинском РЖД, однако оба продвижению по службе обязаны непосредственно главе корпорации. Переход Павлова с поста главы дочерней структуры монополии «РЖД Интернешнл», которой он руководил шесть лет, на позицию первого заместителя гендиректора РЖД можно считать примером завидного карьерного роста.

Данное назначение, несомненно, снижает потенциал заместителя гендиректора по вопросам международных связей и внешнеэкономической деятельности Вячеслава ПАВЛОВСКОГО. Надо сказать, что у выходцев из МИДа как-то фатально не складывается «роман» с железной дорогой. Не оправдал доверия и прежний «отраслевой дипломат» — экс-директор Департамента международных связей Алексей Аверин, до недавнего времени пребывавший в статусе советника гендиректора.


Слева: Елена Харыбина; верхний ряд (слева направо): Дмтрий Шаханов, Вадим Бынков; нижний ряд (слева направо): Ольга Гнедкова, Николай Федосеев

Есть в правлении РЖД ещё один фигурант, который может быть отнесён к «смотрящим», правда, если он за кем и присматривает, то, скорее, за самим Олегом Белозёровым. Это Дмитрий ШАХАНОВ, заместитель генерального директора, курирующий управление персоналом и социальные вопросы. Шаханов имеет за плечами работу в правоохранительных органах и Главном контрольном управлении президента РФ. По информации СМИ, в 1997 году он вместе с Владимиром Путиным принимал участие в операции по вывозу Анатолия Собчака во Францию. Появление Шаханова на съезде «Единой России» в ноябре 2019 года ещё более чётко обозначило специфику его позиции в РЖД.

Наконец, уже традиционно замыкают наш обзор правления ОАО «РЖД» так называемые «технократы»: заместитель гендиректора по экономике Ольга ГНЕДКОВА, глава Правового управления Вадим БЫНКОВ, заместитель генерального директора по корпоративной безопасности Николай ФЕДОСЕЕВ и главный бухгалтер Елена ХАРЫБИНА. Это люди сами по себе, ни с кем особенно не блокирующиеся, да и не очень-то в этом нуждающиеся специалисты своего профиля, которые уже пережили и пересидели разных начальников и достаточно уверенно смотрят в будущее.

В публикации использованы материалы аналитического выпуска «Кто есть кто в железнодорожной отрасли» Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ).

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем новом разделе LIGHT