Российская академия художеств
- В начало
- Академия сегодня
- Члены Академии
ЖАРОВ Олег Алексеевич
Ученый, меценат, коллекционер.
Родился 29.12. 1960 г.
Почетный член Российской академии художеств (2015г.).
Окончил Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова по специальности математика (1983г.).
Преподавал математическую экономику в ЯрГУ. Работал в Институте микроэлектроники АН СССР. Автор более 100 научных работ. Занимается вопросами экологии и экономики, экологическим предпринимательством (с 1997г.). Основал группу компаний «Эколлайн» (2000г.), возглавляет совет директоров АНО «НПО «Эколлайн» (профиль — проектирование природоохранных объектов, их строительство и эксплуатация). Редактор и спонсор издания многотомной справочной серии «Современные российские технологии».
Реализует проект «Историко-культурный комплекс «Вятское»» (с 2008г.). В ярославском селе Вятское Некрасовского района Ярославской области создано 10 музеев, отреставрировано около 30 памятников, приведены в порядок источники, построено три гостиницы, в итоге в селе создан современный туристский кластер. Ведётся краеведческая и издательская работа. На базе «Вятского» проходят конференции и семинары, посвященные развитию туризма, музейного дела, вопросам современного искусства. В селе ежегодно проводятся фестивали «Провинция – душа России», «Дни Н. А. Некрасова в Вятском», возрождаются традиции местных народных промыслов.
В 2015 году Историко-культурный комплекс «Вятское» имени Е. А. Анкудиновой» получил Гран-при на главном музейном фестивале страны «Интермузей-2015».
Организован Музей современного искусства «Дом муз» в Ярославле (особняк Бибикова) (2015г.).
Создается музей в усадьбе Наумовых в Рыбинске.
Награды: Государственная премия РФ в области искусства и культуры за вклад в возрождение и развитие традиционных культурных и исторических ценностей (совместно с музейным работником Еленой Анкудиновой и художником Николаем Мухиным). Премия «Меценат года — 2015» Министерства культуры России.
Олег Жаров: «В Вятское едут много зарубежных гостей»
– Олег Алексеевич, как ученый, математик занялся восстановлением села и стал бизнесменом?
– Большую часть своей жизни я проработал в Академии наук. Наступил момент, когда я почувствовал – близятся перемены в жизни. В 1999 году буквально после того, как я защитил кандидатскую диссертацию в физтехе – через 2-3 месяца я решил покинуть мир науки. В то время в воздухе витал дух эйфории, было идеалистическое представление из-за открывающихся возможностей.
Я ушел из Академии вместе с лабораторией и всеми теми идеями, над которыми мы трудились. Работали мы тогда в области физики твердых тел и электроники. Имелись также плотные контакты с зарубежными партнерами, я часто уезжал за границу на семинары, лекции и конференции. На базе всего этого и была полная эйфория и ощущение, что скоро произойдет нечто грандиозное.
Эйфория была и потом: я думал, что уйду из науки, и на свободном рынке развернусь. Со мной пришло тридцать человек. Это целый коллектив, которому надо платить ежемесячно заработную плату. Работая со своими партнерами, я постоянно слышал слово «завтра». Семьи же кормить надо сегодня. Пришлось очень быстро осваивать азы бизнеса – было очень непросто. Сами того не желая, мы строили совсем другую жизнь.
Но начиная заниматься бизнесом, я верил, что буду востребованным, но и тут все не сразу задалось.
Далее на определенном жизненном этапе деньги перестали быть основной целью, захотелось реализации в других проектах. С Вятским все произошло случайно. Мы с женой искали дом за городом, в Ярославской области – объездили много мест, смотрели дома. Тогда мы уже переехали из Москвы в Ярославль – хотелось жить вдали от суеты, бизнеса и постоянных проблем. Тогда мы и восстановили первый дом в Вятском.
– Увидели село и влюбились?
– Мысль восстановить село пришла не сразу. Я видел архитектурные красоты, они в руинах – но все равно красивы. Мы часто выезжали из Ярославля, и на пути домой можно было о многом подумать. В один из таких моментов жена и сказала: «А что, если взять и восстановить село? Была бы такая красота!» Она сказала и забыла, но мне эта мысль прочно запала в душу.
Потом вернулся в Вятское, прошел по улице, и уже пришло понимание, что при восстановлении всего четырех домов картинка будет уже другой. С этого момента это стало моей основной задачей. Возможно, это даже безумство или бездумство – восстанавливать дома один за другим, не знаю…Слово «меценатство» я не признаю. Я поставил цель – каждый год восстанавливать по два дома.
– Как происходило восстановление? Получалось действовать в соответствие с поставленной целью?
– Бывало, в одном доме зарегистрировано пять семей, в другом – три, в третье – нет собственника, значит владеет им государство. Прежде чем вооружаться инструментами, необходимо было урегулировать отношения со всеми собственниками, получить разрешения.
Был и человеческий фактор – кто-то из местных говорил, что «сердце кровью обливается продавать», но баланс интересов находился. Далее, когда четыре дома были восстановлены, стали задумывать о том, что же дальше. Возникала идея продвижения, ну и дальнейший соблазн восстанавливать дом за домом.
Сегодня позади десять лет работы, восстановлено 10 архитектурных памятников и 20 объектов показа.
– Вятское – одно из красивейших сел России. Судя по воссозданной истории, еще и было богатым: жили именитые купцы, восстанавливались храмы. Но многое исчезло…
– Исчезнуть всему невозможно, но иногда была и безнадежность, и уныние. Пришло понимание, что не стоит надеяться только на энтузиазм местного населения.
В первые годы работы создавалась наша команда единомышленников. Это люди, которые по-настоящему любят и ценят историю. Не случайно, что Вятское было одним из самых красивых и богатых сел Ярославской губернии и России, немало известных людей оттуда родом, к примеру, Некрасов, небесный кровельщик Телушкин и др.
– Велики успехи в музейной деятельности…
– Да, это моя гордость. Это огромный труд и огромная коллекция. Мы очень гордимся, что она находится в музейном фонде России. Кроме того, наш музей стал первым частным музеем, который вошел в российский музейный фонд.
Президент союза музеев и генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский переделал Устав Союза только для того, чтобы включить туда нас.
– Когда вы начинали проект, думали, что добьетесь такого успеха?
– Не могу ответить на этот вопрос, потому что до сих пор думаю, что только сумасшедший мог начать такой проект. И никому бы не посоветовал повторить такой же путь.
– Кто гости Вятского? В селе проводится и фестиваль, и концерты…Кто посещает все эти мероприятия?
– У нас широкая публика в возрастном плане. Это дети, взрослые, пенсионеры. Это жители Ярославля и области, много россиян, но еще больше зарубежных гостей. Недавно на встрече с президентом России я упомянул, что у нас были послы США, Швеции, Франции. Он на это посмеялся и сказал: «Давайте всех послов к вам переселим!».
Визит послов много значит для народа той страны, послами которых они являются. Приехал посол из США, и много американцев приехало к нам, побывал французский посол, и много туристов из этой страны посетило Вятское.
Мы работаем на развитие международной деятельности. Есть ассоциация самых красивых деревень мира – мы туда входим. Это требует периодического выезда за пределы страны, что мы и делаем. Кроме того, в этом году стартует уже четвертая конференция под названием «Птицы возвращаются в гнездо».
За три предыдущих года мы уже собрали около трехсот жителей села, которые по разным причинам уехали из него. Эти люди раскиданы по разным уголкам страны и мира: живут в США, Израиле, на Дальнем Востоке, в Крыму и др.
Эти люди добились успехов в жизни, и каждый год в сентябре они приезжают на свою малую родину, чему очень рады. Они гордятся ей, и становятся нашими так называемыми «агентами влияния», продвигающими наш турпродукт.
Олег Жаров: «Рыбинцам есть чем гордиться»
Про таких людей говорят «уникальный человек». И действительно, наш сегодняшний герой совмещает в себе массу, казалось бы, не взаимосвязанных ролей: ученый, предприниматель, благотворитель, коллекционер, создатель культурно-исторического проекта в селе Вятском, а также человек, который прикладывает большие усилия и средства для сохранения памятников архитектуры и исторических зданий по всей Ярославской области. В их числе одна из купеческих жемчужин Рыбинска — городская усадьба купца Ивана Наумова. И так, в гостях у «Рыбинской недели» Олег Жаров.
— Олег Алексеевич, расскажите, как вы решили заняться реставрацией зданий и памятников архитектуры? Как вас, ученого, математика, привело в эту область?
— О реставрации памятников культуры, о музейной деятельности я никогда и не думал, хотя условия для этого, наверное, были. Меня всегда интересовало коллекционирование, и редкие механические штучки я собирал в течение всей жизни. Это были разные политехнические предметы, часы, музыкальные шкатулки и автоматы.
Однажды в моей жизни появилось село Вятское. Наверное, не стоит в очередной раз рассказывать историю переезда в село. Замечу лишь то, что невозможно считать себя патриотом и одновременно оставаться безучастным, когда каждый день проходишь мимо памятников культуры, приходящих в упадок и зарастающих мусором. Наверное, если бы не случился переезд в Вятское, не было бы ни музейной деятельности, ни реставрации зданий. Видимо, «так сошлись звезды»: мой переезд в село, мое увлечение коллекционированием, уникальное прошлое села и активное местное краеведческое сообщество.
— Какой был первый объект, который вы восстановили?
— Первое, что было восстановлено в Вятском, — это памятники. Ко Дню Победы в 2008 году отремонтировали Памятник советскому солдату и Мемориал жителям Вятского, погибшим в Великую Отечественную войну, которые были установлены в 70-е годы XX века и с тех пор не обновлялись. Кроме того, вместе с местными жителями мы провели краеведческую работу, и список защитников, не вернувшихся с полей той страшной войны, увеличилось еще на сто фамилий.
Тогда же, в мае, вернули на историческое место памятник Александру II. История этого памятника заслуживает отдельного внимания. Бюст был установлен местными жителями в Вятском в 1911 году, в честь 50-летия отмены крепостного права. Он был выполнен известным скульптором Александром Михайловичем Опекушиным, автором памятника Пушкину в Москве. В 1917 году на место царя-освободителя был установлен бюст Карла Маркса. В 1919 году в селе было восстание, и недовольные советской властью крестьяне сняли с постамента бюст Карла Маркса, вновь водрузив туда бюст царя-освободителя. Когда в селе снова к власти пришли большевики, бюст Александра II исчез уже безвозвратно, и на его место был снова поставлен бюст Карла Маркса, который и простоял до 2008 года. В 2008 году на сельском сходе жителями Вятского было принято решение вернуть на законное место бюст Александра II, который был установлен в Вятском в начале XX века. Тутаевскому скульптору Всеволоду Алаеву была заказана точная копия этого памятника, и 2 мая 2008 года при большом стечении народа памятник был открыт.
— Вы занимаетесь восстановлением объектов культурного наследия по всей Ярославской области. Расскажите немного про них, чем был обусловлен такой выбор?
— История восстановления села Вятское, наверное, уже становится притчей. После того как в Вятское поехал поток туристов, а комплекс был отмечен профессиональными наградами, я стал получать предложения о реставрации того или иного старинного дома или усадьбы. Восстановление каждого здания — это отдельная история, в которой важно все: от состояния дома до инициативности и готовности к диалогу администрации. Поэтому увеличение географии реставрации культурного наследия скорее процесс естественный. Сегодня историко-культурный комплекс «Вятское» имеет музейную сеть, включающую 15 музеев в Вятском, музейные объекты в Аббакумцеве, в Ярославле. Готовятся к открытию музей в Рыбинске и культурный центр в Ростове. Таким образом, создается целая музейная сеть ИКК «Вятское». И в будущем, я думаю, она может охватить Ярославль, Ростов Великий, Рыбинск, Переславль, Углич, Владимир с опорными центрами в Москве и Санкт-Петербурге. Планов очень много.
— Расскажите, как вы находите общий язык с администрацией объектов и городов? Сложно прийти к единому решению по восстановлению того или иного объекта и бывает ли такое, что ваши взгляды кардинально расходятся?
— Как я уже сказал, это обоюдный процесс. Именно так и произошло в Рыбинске, и прежде всего, потому что горели глаза у всех мэров, с которыми мне пришлось иметь дело. Все руководители города — Юрий Ласточкин, и Леонид Можейко, и Денис Добряков — были заинтересованы в сотрудничестве. Сегодня я вижу, как меняется город, и чувствую заинтересованность и понимание роли туризма в экономике региона.
— Если мы перешли к Рыбинску, то хочется узнать, что же все-таки будет в усадьбе купца Ивана Наумова, которую жители города знают как бывшую библиотеку имени Энгельса. Будет использоваться только основное здание или территория тоже?
— Здесь будет открыт музей, посвященный старообрядчеству. Выбор тематики музея не случаен. В первую очередь потому, что Рыбинск — купеческий город, в становлении которого огромнейшую роль, впрочем, как и всего предпринимательства дореволюционной России, сыграл старообрядческий капитал. Во-вторых, усадьба ранее принадлежала купцам — старообрядцам Наумовым. Уверен, что музей будет востребован, ведь старообрядчество, которое сохраняет свои традиции и в наши дни, остается закрытым, но интерес к нему невероятный.
Планируется использовать весь комплекс зданий усадьбы, открывать которые будем поэтапно. В первую очередь в здании амбара откроется выставочный комплекс. В конце года там будет представлена выставка, посвященная истории старообрядчества. Впоследствии амбар станет выставочным залом, в котором будут экспонироваться работы современных скульпторов и живописцев. В следующем году будет открыт Музей истории развития старообрядчества под патронажем митрополита Корнилия — предстоятеля Русской Православной старообрядческой церкви. Это будет музей с использованием исторических артефактов и самых передовых мультимедийных технологий. В 2023 году откроется флигель, где разместятся фондохранилище и администрация музея.
— Что вы думаете о тенденции возвращения городу исторического облика? Данный проект нравится туристам, которые считают это самобытным и уникальным, однако среди горожан постоянно ведутся жаркие споры и обсуждения этого вопроса.
— Инициативу преображения центра города полностью поддерживаю. В последние годы Рыбинск активно развивается и раскрывает туристический потенциал, и это очень радует. Какие здесь могут быть доводы против?
Рыбинск — город старинный, с наслоением разных эпох. Богатство города и в его районах — рабочих в том числе. Именно в них строилась военная мощь нашего государства — двигателе-, судо-, приборостроение, гидроэнергетика и многое другое. Рыбинцам есть чем гордиться!
— В этом году наш город отмечает юбилей — 950 лет. Конечно, новый возраст Рыбинска вызывает массу дискуссий как среди историков, так и среди общественных деятелей. Что бы вы предложили городу изменить в этот год? На что, по вашему мнению, необходимо обратить внимание в первую очередь?
— Предложил бы активно развиваться в том же направлении, использовать эту круглую дату с максимальной пользой для города: привлекая инвестиции, расширяя информационное пространство, повышая туристическую привлекательность. И вместе с горожанами, а рыбинцы очень талантливые люди, развивать бренд Рыбинска.
Пока в усадьбе ведутся реставрационные работы, корреспондент нашей газеты решила приоткрыть завесу в прошлое и посмотреть, как протекала жизнь усадьбы в начале XX века, когда она являлась домом богатой купеческой семьи.
Марина Мельникова
Фотографии: Ирина Израилева, пресс-центр ИКК «Вятское»