Збигнев Бизонь биография Личная Жизнь

Роман с женатым Высоцким и ошибочный брак с Борисом Галкиным – все о личной жизни Ирины Печерниковой

Ирина Печерникова скончалась 1 сентября, не дожив день до своего 75-летия. Последние годы жизни актриса практически ни с кем не общалась — у нее было мало подруг. А детьми звезда фильма «Доживем до понедельника» так и не обзавелась, хоть и была три раза замужем.

Первым мужем Ирины Печерниковой стал польский музыкант Збигнев Бизон. С ним актриса познакомилась благодаря личной трагедии — на очередных съемках артистка неудачно прыгнула в сугроб и сломала обе ноги. Врачи сразу сказали звезде фильма «Доживем до понедельника», что она всю жизнь будет хромать на правую конечность. Тогда друзья Печерниковой, чтобы подбодрить ее, позвали на концерт джаз-группы «Бизоны». Там она и повстречала будущего супруга.

Начав общаться с аранжировщиком, актриса забыла о своем недуге и быстро пошла на поправку. Когда группа «Бизоны» вернулась в Польшу, Ирина и Збигнев также поддерживали связь. Вскоре артистка захотела увидеться с избранником, но выяснилось, что выехать за границу она может только к родственнику или жениху. Спустя какое-то время музыкант приехал в Москву, и возлюбленные сыграли свадьбу. После регистрации Печерникова приняла решение уехать с мужем в Польшу.

Брак пары оказался скоротечным. Звезда фильма «Доживем до понедельника» с каждым днем все больше тосковала по родным и друзьям. Также актрисе вновь хотелось сниматься в кино и играть в театре. Однажды она попросила супруга отпустить ее в Россию. Ирина сказала, что уезжает на месяц, но обратно она так и не вернулась.

После развода с Бизоном Печерникова закрутила тайный роман с Владимиром Высоцким. На тот момент поэт был женат на Марине Влади. Звезда фильма «Доживем до понедельника» лишь в 2019 году поделилась подробностями интрижки с автором прозаических произведений. «Я была очень счастлива. Не уверена, что мои чувства можно назвать любовью. Это было обожание. Сказка длилась три месяца, в которые для меня никого и ничего не существовало, кроме него. Володя умел заполнять собой все пространство», — говорила актриса.

Печерниковой быстро надоело находиться в статусе любовницы. Но, как оказалось, Высоцкий не планировал оставлять супругу. «Я почувствовала, что наши отношения меняются, перерастают в нечто большее, и в этот момент позвонила Марина. Я посмотрела Володе в глаза: — Ты ее любишь? — Конечно! — А я тогда зачем? — спросила и тут же, не дожидаясь его ответа, вышла, закрыв за собой дверь», — рассказывала Ирина Викторовна, отметив, что тяжело переживала разрыв с исполнителем.

Поговаривают, что во второй раз Печерникова вышла замуж назло Высоцкому. Актриса не могла смотреть на семейное счастье Владимира Семеновича и связала себя узами брака с Борисом Галкиным. Пара познакомилась в Малом театре. При первой же встрече актер и продюсер признался звезде фильма «Доживем до понедельника», что давно влюблен в нее, а точнее в портрет, который висел в театре.

Этот союз также просуществовал недолго. Ирина Викторовна не раз признавалась, что совершила ошибку, согласившись расписаться с Галкиным. «Не надо было этого делать. Театр я любила больше, чем его», — подчеркивала артистка.

Большая любовь к Ирине Печерниковой пришла лишь в 51 год. В Феодосии актриса встретилась с Александром Соловьевым, с котором ранее сталкивалась на съемочной площадке. В 1997 году пара поженилась, но вместе им прожить было суждено всего лишь три года. 1 января 2000-го актер был обнаружен на улице прохожим в бессознательном состоянии. Артиста оформили как неизвестного и отправили в больницу, где ему была диагностирована черепно-мозговая травма. Позже он скончался от кровоизлияния в мозг.

Печерникова была уверена, что супруг умер не своей смертью. Она говорила, что Соловьева убили в полицейском участке. «Он ушел на спектакль и не вернулся домой. Друзья мне говорили, что с Сашей такое бывает, он может исчезнуть, а потом вернуться с подарками. Но он не мог так поступить со мной, он бы позвонил мне. Его убили в милиции. Ударили. От этого удара он умер, не приходя в сознание. Это дело хотели замять, но не получилось», — сообщала знаменитость.

После трагедии Ирина Викторовна поселилась в Ярославской области. Артистка жила в глуши и мало с кем контактировала. «После того как Саша погиб, а потом, через день после похорон, умер папа, я надолго попала в больницу — в клинику неврозов. Уже 18-й год пошел, а время не лечит, только притупляет чуть-чуть. Моему дому больше 100 лет. Здесь тишина, соловьи поют, совершенно другие мысли. Но с цивилизацией тут сложно: до магазина три километра», — делилась актриса год назад.

Ирина Печерникова: сломанная судьба хрупкой красавицы

«Польша тогда представлялась каким-то маяком и светочем. Казалось, Ире достался счастливый лотерейный билет, когда она вышла замуж за поляка и уехала с ним. Так она выпала из московской круговерти на четыре года. Жизнь показала, что четыре года для актрисы на взлете — это трагически много», — рассказывают друзья актрисы Ирины Печерниковой, которой не стало меньше года назад.

В Ире чувствовалась мощная женская магия

Валерий Плотников, фотограф:

«Ира жила на Ленинском проспекте со своими совершенно прекрасными родителями. Ее папа был ученым, и ему дали квартиру от института, который располагался где-то недалеко. У Ирки имелась своя комната — в то время роскошь. В их доме поражало огромное количество книг — в моем-то детстве их почти не было…

Мы были молоды и восторженны, и постоянно читали стихи. Из поэзии, которая тогда вдруг стала нам доступна, я выбрал Ахматову, а Ирка — Цветаеву. Она даже повесила на стену фотографию Цветаевой. У нас была прекрасная компания: Нина Попова, Коля Бурляев, Ира и я. Как-то раз зимой мы все вмес­те поехали на Финский залив. Жили в домике на самом берегу. Ветер просто сносил с ног, была ужасная метель. Но там имелся проигрыватель, и мы крутили Фрэнка Синатру. Золотое, счастливое время! Мы нежно дружили, и я часто засиживался у Ирки дома, а потом посреди ночи добирался на такси с Ленинского проспекта до своего общежития, которое находилось на платформе Яуза. Стоило это всего три рубля.

В Ире чувствовалась мощная женская магия — особый голос, выразительнейшие глаза, красота. Даже не понимаю, как я смог удержаться и не влюбиться в нее. Наверное, мне повезло, ведь я был мальчишка, студент, я просто пропал бы, затерялся среди ее поклонников…

Ирка тогда была на взлете — уже снялась в фильмах «Доживем до понедельника» с Тихоновым, «Первая любовь» со Смоктуновским и «Каменный гость» с Атлантовым. Она и в театре у Гончарова была звездой. Помню, как в спектакле «Два товарища» по Вой­новичу в сцене в отделении милиции она уморительно смешно произносила: «Выплюнь свисток, он заразный». Потрясающая, яркая, свободная и, я бы сказал, солнечная артистка.

Как-то меня пригласили поснимать на выставке польской моды на ВДНХ. И я пригласил Ирку. Она интересовалась модой, вязала платья. В тот вечер выступала группа «Бизоны», которой руководил Збигнев Бизонь. Збышек был очень эффектный, громогласный, яркий и удивительно располагающий к себе. Он, конечно, выделялся на нашем скромном и достаточно ровном фоне. Ира не мог­ла не влюбиться. Довольно быстро он сделал ей предложение. Свадьбу играли в ресторане «Прага», собрались многочисленные друзья и родственники. Но мы вчетвером: Ирка, Збы­шек, я и Коля Бур­ляев — со свадьбы сбежали. Отправились в Театр имени Маяковского и там, в кабинете Андрея Александровича Гончарова, пили коньяк…

Смешно, но на Иркиной свадьбе я не фотографировал. У меня украли камеру. Я пришел к Печерниковой, ее еще не было, я стал ждать. Кофр с камерой достаточно тяжелый, и я повесил его на ручку парадной, а сам прогуливался туда-сюда вдоль фасада дома. Шел замечательный летний дождь, как в песне Шпаликова. А в какой-то момент я повернулся и увидел, что камеры нет. Катастрофа! Упустить такой исторический момент…

После свадьбы Ира уехала с мужем. Польша нам тогда представлялась каким-то маяком и светочем. Например, наш авангардный кинематограф ориентировался на польский. Роман Полански и Ежи Сколимовский — это же были такие величины! А поэзия, а литература польская, а польский теа­тр — это было что-то. Казалось, Ирке достался счастливый лотерейный билет. Так она выпала из московской круговерти на четыре года. Жизнь показала, что четыре года для актрисы на взлете — это трагически много. Какое-то время Иру искали, ей поступали предложения. Но ее не было в стране. Кстати, отпуская Иру, Гончаров сказал, что возьмет назад, когда она вернется. Он чувствовал, что за границей она своей не станет. И Ира вернулась. Сказала Збышеку, что съездит домой на месяц, а осталась навсегда. Гончаров действительно взял ее обратно в театр, но вот только ни прежних ролей, ни прежнего положения она так и не вернула. В «Маяковке» уже царствовала Наташа Гундарева — так же, как до своего отъезда царствовала Ирка.

С тех пор жизнь Печерниковой больше не летела галопом, а тащилась кое-как, спотыкаясь. Пошли болезни, слабости, напасти, новые браки. Ну и алкоголь…

Ира по-прежнему вязала платья. И для себя, и на продажу. Это помогало ей выживать. Ее изделия пользовались спросом. Еще бы, платья от самой Печерниковой! Но разве можно было предположить, что ей когда-нибудь придется этим заниматься…»

Печерникову называли советской Одри Хепберн

Николай Бурляев, актер, режиссер:

«Наша дружба с Ирой началась в 1967 году, когда я после Щукинского училища пришел в театр «Ленком». Сразу душевно соединились. Даже когда она жила в Польше, я ездил к ней в гости в Варшаву. Мы весело проводили время, ходили на концерты ее мужа Збышека. Не будучи поклонником рока, я ощущал — они играют приличную музыку. Как-то я прочитал Збышеку стихи, которые написал за дружеским застольем в Доме кино: «Фарисеи вкруг нас хоровод ведут», нечто о нашей дружбе, о бренном бытии. Збышек сказал, что он напишет на мой текст песню. Не знаю, написал или нет, наше общение прервалось.

Збышек был очень обаятельный, легкий и простой, без эдакого польского гонора. Но этот Ирин брак и попытка жить за границей обернулись ломкой судьбы. Ей не подходило быть просто женой, обустраивающей быт, а отрыв от профессии оказался необратим. Очень жаль. Иру когда-то называли советской Одри Хепберн . Удивительно, что при такой внешней красоте она была по-настоящему глубоким человеком с чистой, возвышенной и светлой душой. Я видел ее разной, но в памяти остались счастливые вечера, переходящие в ночи, когда она еще жила с родителями. Ее папа с мамой нас покормят, напоят, а потом мы полночи читаем стихи, слушаем музыку. Мы чувствовали настоящее духовное родство. Не все понимают, какие чистые, братские отношения могут связывать разнополых людей. Я тогда был женат, и как-то раз Ирочка сидела у нас дома на улице Горького. Мы разговаривали, как всегда. А потом пришла жена, которой показались странными столь добрые мои с Ирой отношения. Полная глупость, потому что ничего, кроме искренней дружбы, между нами с Ирой никогда не существовало.

Не знаю, была ли Ирина счастлива по-женски. Я видел рядом с ней людей очень на нее не похожих. Искал ответ, почему она раз за разом делала такой выбор. Так и не нашел…

Со временем наши жизни расходились все больше. Но последний аккорд был светлым. В конце 90-х я отыскал возможность и средства, чтобы вывезти пять звезд советского кино, оставшихся за бортом жизни, в Дом милосердия в Минск — там соединены храм и реабилитационный центр для малоимущих. Среди тех, кого по моей просьбе принял настоятель Дома милосердия отец Федор, были Татьяна Самойлова , Владлен Давыдов, Геннадий Корольков, Николай Пастухов, Ирина Печерникова. На время все они снова почувствовали себя в лучах славы: каждый день их во­зили на телеканалы, с ними встретился Александр Григорьевич Лукашенко, который приветствовал их так, как не приветствовал российский президент. Это были светлые, творческие, замечательные дни. Ну а потом, когда Ира вернулась в Москву, мы с ней перезванивались. Она откровенно, без жалости к себе говорила о болезнях, лечении, но голос ее звучал по-прежнему молодо и тепло, как в нашей юности. Время оказалось над ней не властно».

Саша Соловьев был самой большой любовью

Юрий Чернов, артист (снялся с Ири­ной Печерниковой в фильме «До­живем до понедельника»):

«Ироч­ка умерла 1 сентября, когда на многих каналах шел фильм «Доживем до понедельника». В свое время все ребята, которые снимались с нами, были влюблены в нее. Она же не намного старше нас. Я родился в 49-м году, а она в 45-м.

Долгие годы потом мы с Ирой общались. Не знаю почему, но она часто вспоминала Олега Даля. Мне казалось, она просто не может о нем не говорить. О том, какой он удивительный, необыкновенный артист. У них были совместные фильмы — «Вариант «Омега», «Страницы журнала Печорина», где Ира играла княжну Мери, потом еще одна работа. Далеко не сразу они подружились, но перед смертью Олега сблизились так, что он решил всегда работать только вместе с Ирой. Они планировали поставить «Маскарад» Лермонтова, но не случилось. У них была какая-то невидимая связь — но не любовная, а человеческая и творческая. Все говорили об Олеге как о человеке сложном, противоречивом, невероятно тяжелом, а Иришка им только восхищалась. Ей казалось, что и после смерти Олега эта их связь не прервалась…

Когда я снимался в картине «Андрей и злой чародей», параллельно на «Бе­ларусьфильме» запустили картину «Ожидание полковника Шалыгина», где играл второй муж Иры — Боря Гал­кин. И вот она приехала к Боре на съемки в городок Смолевичи под Мин­ском. И я работал там же недалеко. Однажды сел на велосипед и прямо в своем костюме Водяного поехал к ним. Выезжаю из леса, а у них на площадке немцы стреляют… Потом я пригласил Иру к нам на площадку. С ней и с Мишей Кононовым, игравшим Лешего, купили бутылку какого-то легкого алкоголя и втроем — мы в костюмах сказочных героев, а Ира в белоснежном платьице — выпивали и закусывали одной конфеткой…

Затем наступил новый период в жизни Иры, связанный с ее третьим мужем, Сашей Соловьевым. Это была ее самая большая в жизни любовь. Я приятельствовал с Сашей, дружил с Ирой, но удивлялся, когда видел их вместе: казалось, эти двое — абсолютные противоположности. Саша был такой взрывной, эмоциональный, импульсивный, крепкий, жесткий. Наверное, он дарил ей чувство защищенности, ведь Ирка была какой-то абсолютно беззащитной. А после его смерти она потерялась. Многие даже забыли, что она еще жива. Однажды Ира Шевчук, актриса и вице-президент фестиваля «Киношок», меня попросила: «Поговори с Ирой Печерниковой, чтобы она по­ехала к нам в Анапу». А мы все втроем — и я, и две Ирочки — были связаны: нашим кинопапой стал Станислав Ростоцкий . Мы под его крылом начинали свою дорогу в кино. Я ей звоню: «Ириш, приглашают на «Киношок», поедешь?» — «Ой, я там никого не знаю. Но я поеду, если ты, Юр, обещаешь, что от меня не отойдешь и всегда будешь рядом». — «Ир, ну о чем ты говоришь, тебя все любят, все ждут встречи с тобой». Но она настаивала, чтобы я ее одну не оставлял, иначе ей будет неуютно. И я старался. Ей и правда требовалась поддержка. Ведь ее даже не узнавали. Подходили какие-то люди и спрашивали: «Юр, а с кем это ты?» — «Да это же Ира Печерникова». Так она изменилась. Сидела рядом — тихая, скромная. Правда, это было до телепроекта, когда ее привели в порядок, сделали пластику. Она после этого преобразилась. Хотя мне она всегда казалась красавицей. Неземная в любых обстоятельствах. И очень хрупкая — в переносном и прямом смысле. Ей как ни позвонишь, она то ногу сломала, то руку. Все время ее преследовали какие-то травмы. Незадолго до смерти она реб­ра поломала…

Ирина Печерникова

Биография

После выхода культовой картины «Доживем до понедельника» актриса Ирина Печерникова проснулась знаменитой. Ее популярность вышла далеко за границы Советского Союза. За рубежом Печерникову называли «советской Одри Хепберн с глазами олененка». Наверное, именно тогда молодая артистка поняла, что ее детская мечта сбылась в полном объеме.

Детство и юность

Ирина Викторовна Печерникова появилась на свет в Грозном в начале сентября 1945 года. Вскоре после рождения дочери семья перебралась в столицу. На Ленинском проспекте, где поселились Печерниковы, жила известная актриса Руфина Нифонтова. Уже тогда будущая звезда школьной саги мечтала о сцене. Она тайком носила цветы знаменитой Нифонтовой, но никак не могла решиться вручить букет ей в руки. Поэтому Ира тихонько подкладывала цветы под дверь и убегала. Но однажды решилась. Когда недосягаемая звезда открыла дверь, девочка пролепетала, что тоже мечтает стать актрисой и спросила, что для этого нужно. Руфина Дмитриевна, подумав, коротко ответила своим грубовато-хриплым голосом: «Все». И закрыла дверь.

После такого исчерпывающего ответа Печерникова записалась во все кружки сразу: на гимнастику, фигурное катание и даже фехтование. Но главное, начала посещать драмкружок, который вела ученица великого Всеволода Мейерхольда. Именно она сумела подготовить Ирину к поступлению, причем выбрала ей вуз: непременно МХАТ.

Однако уверенности в том, что она поступит, у Ирины Печерниковой не было. Как утверждала актриса, поступила она случайно. Решила, что сначала год поработает в театре имени В. Маяковского, присмотрится к артистам, а поступать пойдет на следующий год.

А в Школу-студию МХАТ Ирина заглянула только затем, чтобы посмотреть, как поступают другие. Несмело открыла двери в студию, где принимали экзамен, и тут же была замечена. Девушку пригласили войти и спросили, сколько ей лет. Ей было 16, но она прибавила еще год. А на вид тоненькой и невысокого роста девочке было не больше 13. На голове огромный капроновый бант. Из одежды – коричневое школьное платье и белые носочки. Поэтому ответ «17» был встречен дружным хохотом.

На просьбу что-то почитать Печерникова продекламировала стихотворение «Сеттер Джек» Веры Инбер и рассказала отрывок из пьесы «Дашенька, или История щенячьей жизни» Карела Чапека. И снова хохот. Тем не менее, ее приняли.

Театр

Творческая биография Ирины Печерниковой началась уже на 2-м курсе Школы-студии. Ей доверили сложную и одновременно интересную роль в постановке «Зима тревоги нашей». Тотчас начинающая актриса узнала, что такое театральные интриги. За тонкой перегородкой гримерки Ирина услышала, как ее, совсем еще девчонку, не успевшую ни разу поцеловаться, обсуждали завистливые старшие коллеги. В том, что студентке доверили такую ответственную роль, они заподозрили ее любовную связь сразу с двумя режиссерами.

Ирина долго плакала, забившись в театральные декорации. Ее всхлипы с «подвываниями» услышал режиссер. Тогда он дал начинающей артистке дельный совет:

«Запомни: если о тебе судачат – то ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Будешь плакать, когда о тебе перестанут говорить».

С тех пор подобные разговоры у себя за спиной Печерниковой доводилось слышать не раз. Иногда слухи имели под собой основания, но чаще нет.

После окончания вуза Ирину Викторовну приняли в Ленком, где она работала 2 года, до 1968-го. Но потом перешла в Театр имени В. Маяковского, в который мечтала попасть еще в юношестве, увидев «Гамлета». В «Маяковке» актриса задержалась на 10 лет. Оттуда ее переманил в свой театр, Академический Малый, известный режиссер Михаил Иванович Царев. Правда, сразу же предупредил, что года два ее «будут есть», а она по виду «съедобная».

Так и случилось. Ирину Печерникову ненавидели. Ей завидовали черной завистью. Ведь «новенькая» отобрала все репертуарные роли. Часто бывало, ей звонили перед премьерой и вкрадчивыми голосами угрожали изуродовать лицо кислотой или навести страшное проклятие.

Когда не стало Царева, которого артистка боготворила, ее жизнь в театре потеряла смысл. Лучшие роли были сыграны. Ей стало скучно и неинтересно. К тому же начались «лихие 90-е», сломавшие карьеру многим актерам. Не была исключением и Печерникова. От безысходности и ненужности актриса начала пить. Остановиться сумела только на краю пропасти.

Фильмы

Кинематографическая биография Ирины Печерниковой складывалась так же удачно, как и театральная. Это становится понятным после перечисления ее кино-партнеров: Вячеслав Тихонов, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий, Юрий Богатырев.

Ирина Печерникова в фильме «Доживем до понедельника»

После удачного старта в лентах «Каменный гость» и «Первая любовь» Станислав Ростоцкий предложил молодой актрисе роль в своем пронзительном фильме «Доживем до понедельника». Режиссер искал новое, «не засвеченное» лицо. Картина вышла на экраны в 1968 году. Учительницу английского языка Наталью Горелову Печерникова сыграла на одном дыхании. Позже Ирина Викторовна призналась, что это была не игра, а сплошное удовольствие. Потому что на съемочной площадке царила атмосфера всеобщей любви и уважения, которую мог «внедрить» только Ростоцкий.

После фильма заговорили о романе Печерниковой и Тихонова. На самом деле никакого романа не было. Молодая актриса не то что флиртовать с мэтром стеснялась, девушка даже дышать при нем боялась. Влюбленность действительно была, но в своих мемуарах артистка назвала ее «уважительной».

Не было романа и с Олегом Далем, хотя Ирина Печерникова действительно была влюблена в звезду. Ради того, чтобы сниматься с ним, артистка, уже тогда знаменитая на всю страну, согласилась сыграть эпизод в картине «Вариант «Омега». Но Даль был женат. Его жена Лиза работала монтажером и оказалась интересной и яркой личностью. Пара всюду ходила, держась за руки. Поэтому, кроме дружеских отношений, с Далем ничего иного быть не могло.

Полуправдой оказался и приписываемый Печерниковой роман с Владимиром Высоцким. Пара играла вместе в картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». В своих мемуарах актриса поделилась, что в самом начале знакомства Высоцкий ее страшно раздражал. Артист часто бывал выпившим и старался ее ущипнуть. Знакомство оказалось нестандартным. Ирина, впервые услышав, как поет бард, тихо сказала: «Надо же, сам противный, а такую песню написал!». Но в повисшей после исполнения песни тишине Высоцкий эти слова услышал. Возможно, чтобы скрыть обиду или удивление, он громко расхохотался.

Ирина Печерникова и Владимир Высоцкий / «Фейсбук»

Позже, когда после короткого пребывания в Польше актриса вернулась в Москву, они опять встретились. Печерниковой творчество знаменитого на всю страну Высоцкого было совершенно неизвестно. Она спросила, написал ли он еще что-то, кроме «Паруса». И опять невероятно удивила и рассмешила барда.

Кажется, он действительно был влюблен в актрису с глазами олененка. Иначе не стал бы просить отца Иры, чтобы тот отпустил дочь на 3 дня. Получив согласие, Высоцкий посадил ни о чем не подозревающую Печерникову в машину и отвез в аэропорт. Они вместе полетели в Адлер, а оттуда поехали в Гагры. Там Владимир снимался вместе с Олегом Далем в картине «Плохой хороший человек». На второй день бард давал концерт в Сухуми. Как и все его концерты, этот прошел с аншлагом. Многие песни Высоцкий посвящал прекрасной спутнице, которая краснела, когда все оборачивались посмотреть на нее.

Однако бард любил Марину Влади. А Печерниковой быть любовницей не хотелось.

Своей любимой ролью в кино актриса называет Марию Татаринову из фильма «Два капитана». Хотя она едва не отказалась от этой работы. Дело в том, что режиссер Евгений Карелов пригласил ее на роль матери Кати. При этом Катю играла почти ровесница Печерниковой – Елена Прудникова. Ирина обиделась, на что Карелов ей сказал:

«Я пригласил именно вас, потому что мне нужен образ женщины, которую три мужика любят всю свою жизнь».

В эти годы актриса не сходила со страниц «Советского экрана», публикации с рецензиями и многочисленными фото следовали одна за другой.

Среди запомнившихся зрителям работ Ирины значится главная роль в фильме «По собственному желанию». Ее партнером на экране стал Евгений Киндинов. Вскоре последовала работа в киноповести «Человек меняет кожу», где играли Игорь Костолевский, Борис Хмельницкий, Лариса Удовиченко. В драме «Необыкновенное лето» Ирина Печерникова исполнила роль Лизы Мешковой. А в 1981 году ее ждала работа в популярном советском фильме-катастрофе Андрея Малюкова «34-й скорый». Ирина тогда перевоплотилась в пассажирку-безбилетницу, а в главных ролях блистали Лев Дуров, Елена Майорова и Александр Фатюшин.

Еще одна страница в творчестве Ирины Печерниковой – участие в телеспектаклях. Актриса представляла героинь постановок «Страницы журнала Печорина», «Мартин Иден», «Месяц длинных дней».

В 1990-х актриса почти не снималась, но фильмография актрисы пополнилась проектом, который был положительно воспринят международными критиками. Ирина сыграла в драме «Анна Карамазофф», которая была представлена позднее на Каннском фестивале. Вместе с Татьяной Друбич Печерникова перевоплотилась в узбечку.

Ирина Печерникова и Василий Мищенко в фильме «Не покидай меня, любовь»

В 2000-х она появилась на экране дважды. Печерникова согласилась на небольшие роли в картинах «Не покидай меня, любовь» и «Последняя репродукция». Но при этом Ирина Викторовна утверждала, что совершенно не сожалеет о своей невостребованности в новом веке. Она говорила, что после сыгранных ролей с Далем и Тихоновым ей трудно смотреть на то, что сегодня называют кинематографом.

Зрители снова вспомнили о легенде в 2010-м, когда ее пригласили на шоу «Формула красоты». Печерниковой была сделана пластическая операция, после которой актриса удивительно помолодела. Далее последовало участие в программах «Раскрывая тайны. Звезды», «Автограф по субботам», «Бабье лето», «Ирина Печерникова. Мне не больно». Приглашал актрису в авторский проект «Серебряный шар» и искусствовед Виталий Вульф.

Позднее актриса не раз становилась героиней авторских передач. В ток-шоу «Наедине со всеми» Ирина Печерникова рассказала Юлии Меньшовой о главных событиях своей жизни. В эфире передачи артистка вспомнила, что еще в самом начале кинокарьеры Леонид Гайдай предложил ей главную роль в «Кавказской пленнице». Режиссер обратился к молодой актрисе с предложением сняться в сцене с осликом в качестве пробы в новую комедию, но Ирина тогда работала над ролью донны Анны в экранизации произведения Александра Пушкина, поэтому отказалась от столь сомнительного предложения. Позднее Леонид Гайдай неоднократно при встрече подшучивал над Печерниковой.

В 2017 году актриса появилась в ток-шоу Бориса Корчевникова «Судьба человека», где подробно рассказала о том, как непросто складывалась ее жизнь.

В 2020 году состоялась премьера фильма «Земля Эльзы» с участием Ирины Викторовны. Ей был присужден приз за лучшую женскую роль посмертно.

Личная жизнь

Первым мужем актрисы стал польский музыкант Збигнев Бизон. Молодые люди познакомились, когда актриса во время съемок сломала обе ноги. Друзья, чтобы встряхнуть ее, привели на концерт джаз-группы «Бизоны». Такой и увидел ее Збигнев – с палочкой. Роман вспыхнул мгновенно.

Пара долго созванивалась и переписывалась. Потом они, чтобы не разрываться между странами, решили расписаться. Но вместе смогли прожить недолго: Ирине не хватало театра. Актриса сильно скучала по своим родным. Так долго продолжаться не могло. Пара рассталась.

Второй раз личная жизнь Ирины Печерниковой изменилась после встречи с актером Борисом Галкиным. Молодые люди познакомились в Малом театре, где артистка в то время служила, а Галкин ставил дипломный спектакль. Сначала он влюбился в ее портрет, висевший в фойе, а потом и в сам «оригинал». Через пару месяцев после знакомства они поженились.

Борис Галкин и Ирина Печерникова (кадры из фильмов «Путешествие будет приятным» и «Ванина Ванини»)

Артистка впоследствии говорила, что они слишком поспешили с официальным заключением брака. Были сильные чувства, но из-за работы супруги практически не жили вместе. После успеха фильма Галкина «В зоне особого внимания» он постоянно ездил по стране, Печерникова же служила театру.

Так со временем они отдалились друг от друга. Но даже после развода не переставали общаться, тепло вспоминая о совместно написанных страницах в биографии друг друга.

По словам актрисы, настоящая любовь пришла к ней в 51 год, когда актриса снова встретилась с Александром Соловьевым, сыгравшим Красавчика в «Зеленом фургоне». Они познакомились еще в 1969-ом. Но не тогда, а гораздо позже, в 1986 году, поняли, что между ними не просто влечение, а настоящая любовь. Но в то время у Соловьева подрастал маленький сын. Ирине не хотелось разбивать семью и строить счастье на чужих разбитых судьбах.

Они встретились снова в конце 1990-х. Сын Александра вырос и стал студентом.

В 1997-м Печерникова и Соловьев обвенчались в церкви на Арбате. Короткие 3 года отвела им судьба на огромное, невероятное счастье. А в канун 2000-го актера нашли с травмой головы на клумбе. Он скончался, не приходя в сознание, в клинике Склифосовского 1 января. И если бы милиционер, который нашел актера, не вспомнил, что видел его в «Зеленом фургоне», Соловьева похоронили бы как неизвестного.

Полгода актриса провела в больнице с тяжелейшим нервным расстройством. Потом были долгие годы страшной депрессии и нежелания жить и видеть людей. Кажется, только недавно знаменитая актриса начала видеть мир в красках и хоть изредка появляться на публике.

Так получилось, что своих детей у актрисы не было, но Печерникова научилась находить гармонию в любых проявлениях жизни. Еще в 90-е годы актриса приобрела деревенский дом, где проводила время с мая по октябрь. У актрисы был небольшой огород, она любила прогулки по лесу. По словам друзей, Печерникова слыла прекрасным кулинаром, борщи и пироги Ирина Викторовна считала своим коньком.

В молодые годы Ирина Печерникова легко осваивала иностранные языки. Французский актриса выучила за семестр в Школе-студии МХАТ, а разговорный английский освоила за месяц пребывания в Лондоне. До последних дней Ирина Печерникова хорошо говорила по-польски.

Еще одно увлечение актрисы, которое она сохранила со времен студенчества, – изучение творчества Леонардо да Винчи. Ирина была убеждена, что с этим человеком ей было бы о чем поговорить, если бы существовала возможность такой встречи.

Смерть

2 сентября 2020 года Ирина Печерникова готовилась отметить 75-й юбилей. Однако за день до знаменательного события ее не стало. О кончине заслуженной артистки РСФСР сообщила ее подруга Нина Давыдова.

Позднее стали известны подробности того рокового дня. Актриса чувствовала себя нормально, но перед самым ужином ей стало плохо. Ирина Викторовна присела за стол и тут же упала. Причиной смерти врачи назвали инфаркт, который был вызван острой коронарной недостаточностью.

К слову, к юбилею артистки готовился выпуск передачи «Прямой эфир». Эфир состоялся, но уже как дань памяти Печерниковой. Зрители узнали: незадолго до кончины звезда сломала ребра. Правда, при каких обстоятельствах это произошло, неизвестно. Борис Галкин также побывал на программе, выразив соболезнование близким и попросив прощения у своей бывшей жены.

Прощание с Ириной Викторовной состоялось в ритуальном зале ЦКБ ГА. Родственники усопшей попросили СМИ не вести никаких съемок. К слову, охранники не пускали даже тех, с кем лично не была знакома знаменитость. После кремации прах захоронили на Ваганьковском кладбище.


источники:

http://7days.ru/stars/privatelife/irina-pechernikova-slomannaya-sudba-khrupkoy-krasavitsy.htm

http://24smi.org/celebrity/3406-irina-pechernikova.html