Закир Рамиев биография На Русском

Рамеев, Закир Садыкович

Закир Садыкович Рамиев (лит. псевд. Дэрдменд, тат. Дәрдемәнд, тат. Mөxəmmətzəkir Mөxəmmətsadıyq uğlı Rəmiev, Мөхәммәтзәкир Мөхәммәтсадыйк улы Рәмиев; [22.11 (4.12). 1859, деревня Джирган Оренбургской губернии, — октябрь 1921, Орск) — классик татарской литературы, известный золотопромышленник и меценат, оренбургский купец первой гильдии. Член Государственной Думы первого созыва (от Оренбургской губернии).

Биография

Родился в 1859 г. в с. Зирган Стерлитамакского уезда Оренбургской (с 1865 г. — Уфимской) губернии (в настоящее время село в Мелеузовском районе Башкортостана) в семье татарского купца.

Большую часть жизни прожил в Оренбургской области, 2 года обучался в Турции. Закир Рамеев известен как общественно-политический деятель. Вместе со старшим братом Мухаммед-Шакиром Рамеевым (умер в 1912 г.) издавал выходившие в Оренбурге либеральные мусульманские газету «Вакыт» («Время», 1906—1918 гг.) и журнал «Шуро» («Совет», 1908—1917 гг.), редактором которого являлся Ризаитдин Фахретдинов, известный богослов и учёный. Входил в состав попечительского совета медресе «Хусаиния» (Оренбург). Был высокообразованным человеком, много путешествовал по Европе.

В 1890—1900 гг. Мухамет-Закиру и Мухамет-Шакиру Рамеевым от родителей перешли золотые прииски в Орском уезде, где было в общей сложности намыто и сдано государству более 5 тонн золота. Рамеевы заботились о техническом оснащении приисков. На приисках Рамеевых трудились 850 рабочих. Известна благотворительная деятельность Рамеевых. На полученную прибыль они издавали книги татарских писателей, содержали десятки образовательных школ для татар, покровительствовали студентам-татарам, обучавшимся в высших учебных заведениях, строили мечети. В деревнях башкир, с которыми Рамеевы заключали договора об аренде золотоносных участков, строили мечети, открывали медресе.

После Октябрьской революции 1917 г. остался в России. Участник 1-й Всероссийской конференции по шрифту и орфографии татарского языка, которая состоялась в Казани в январе 1919 г.

Умер 9 октября 1921 в г. Орске.

Творчество

Закир Рамеев занимался литературной деятельностью. Свои стихи подписывал псевдонимом Дэрдменд, что в переводе с персидского означает опечаленный, сострадающий. Стихи его проникнуты своей неповторимой прелестью, они печальны и мелодичны.

Оценки деятельности

Во времена господства советской идеологии наряду с признанием значимости творчества писателя зачастую подчеркивалось его буржуазное происхождение и принадлежность к эксплуататорскому классу. Так, например, писатель Мажит Гафури писал: «… мы работали на золотых приисках поэта! Тысячи изнуренных, падавших от усталости рабочих обогащали поэта Дардемэнда. Но он в своих стихах ни разу не вспомнил о них. Видно, сердце его, горевшее „восточной страстью“, билось не для них. Огонь поэта согревал лишь тех, кто был богат.» В настоящее время предпринимательская и общественная деятельность писателя, получили высокую оценку. Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов отмечал:

Люди помнят Закира Рамиева и его брата Шакира как истинных патриотов своей Отчизны. На основании исследований учёных, краеведов, по воспоминаниям современников, близко знавших братьев Рамиевых, известно, что они внесли значительный вклад в экономику, духовную и социальную жизнь региона. На их предприятиях были обеспечены работой жители многих башкирских сел Баймакского, Учалинского, Зилаирского, Хайбуллинского, Абзелиловского, Зианчуринского районов. Показывая яркий пример социальной ответственности предпринимателей, Рамиевы помогали нуждающимся семьям, строили больницы, библиотеки, школы, мечети, медресе, обучали за свой счёт детей башкир и татар в престижных учебных заведениях России, организовали массовое книгоиздание.

Семья

  • На его племяннице Камиле Рамеевой, дочери брата Шакира, был женат Садретдин Максудов (Садри Максуди), российский, а позднее турецкий юрист.

Золотопромышленник Закир Рамиев

З. М. Рамиев. Г. Орск, 1877 г.

Золотопромышленник Закир Рамиев из села Зирган Оренбургской губернии

Будущий золотопромышленник, издатель и поэт Мухамметзакир (Закир) Мухаммедсадыкович Рамиев родился 23 ноября 1859 г. в с. Зирган Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии в семье преуспевающего купца. Через три года семья переехала в с. Юлук Орского уезда той же губернии.

В 1869 г. Мухаммедсадык Рамиев купил небольшой золотой прииск в 80 километрах севернее Юлука. Впоследствии он стал одним из самых успешных золотодобытчиков на юго-восточном Урале. К концу жизни имел около 20 шахт и приисков.

После завершения учебы в медресе г. Орска Закир Рамиев более года пробыл в Турции, посещал занятия в университете, общался с поэтами и писателями. Там он перевел несколько рассказов с турецкого и пробовал сочинять стихи. Позднее один из переведенных им рассказов был напечатан в журнале «Шура».

Первое стихотворение З. Рамиева «Калђмгђ хитаб» (Обращение к перу), напечатанное под псевдонимом Дэрдеменд, относится к 1906 г. Оно было опубликовано в газете «Казан мљхбире» (Казанский вестник). Последующие сочинения поэта печатались на страницах газеты «Вакыт» (Время) и журнала «Шура» (Совет). В 1910 г. на татарском языке вышла небольшая книжка Дэрдеменда для детей «Балалар љчен вак хикђялђр» (Небольшие рассказы для детей)2. Являясь крупным книжным издателем и обладателем хорошо оснащенной типографии, Дэрдеменд своих книг больше не издавал.

Его произведениям свойственны образность, изящество слога, меткость сравнений. Благодаря изяществу мысли, Дэрдеменд достигает глубины обобщения даже в стихах, состоящих из нескольких строчек. Классический тому пример — этапное стихотворение «Кораб» (Корабль), состоящее из 12 строк.

Г. Ибрагимов в 1913 г. в объемном очерке-исследовании «Татар шагыйрьләре» (Татарские поэты) писал: «Дэрдменд появился в мире татарской литературы на удивительном “Корабле”. […] Вокруг сразу заговорили: “Вот на литературном небе […] взошла новая звезда”. Потому что действительно все почувствовали новый дух — особую литературную культурность, мастерское владение пером, изящный стиль, афористичность. […] Возьмем, к примеру, его стихи “Кораб”, “Без” (Мы), “Өметләр” (Надежды), “Бүзләрем мана алмадым” (Не сумел я окропить савана), “Бәллү” (Колыбельная). […] Например, “Колыбельная”, вобравшая в себя все эти совершенства, занимает первое место в нашей печати красотой стиля и удивительной гармонией».

З. М. Рамиев. Начало ХХ в.

Стихи он писал только в редкие минуты душевного покоя. Первый более или менее полный сборник произведений поэта «Дәрдмәнд әсәрләре» (Произведения Дэрдеменда) был издан в Казани в 1929 г. Однако широкая общественность в то время не обратила должного внимания на выход книги.

Второй сборник «Сайланма әсәрләр» (Избранные произведения) вышел в свет уже в период хрущевской «оттепели» в 1959 г. и имел положительный резонанс. В том же году отмечался 100-летний юбилей поэта.

В 1970 г. усилиями двух известных поэтов С. Хакима и Р. Хариса была издана часть стихотворений Дэрдеменда на русском языке «Стихи». А через десять лет вышел третий сборник стихов «Исђ ќиллђр» (Веют ветры). В 2000 г. Р. Харис выпустил сборник избранных стихов поэта на татарском и русском языках «Агарган кыл — Поседевшая струна». Стихотворения Дэрдеменда также включены во все антологии татарской поэзии, изданные в Татарстане, и в том № 38 (102) «Библиотека всемирной литературы», изданный в Москве в 1977 г.

Как успешные золотодобытчики, открывшие немало новых месторождений, братья Рамиевы принимали участие во многих промышленных проектах России, бывали за рубежом на различных выставках, в деловых поездках. Закир Рамиев несколько раз избирался в Городскую думу, был членом губернского бюро кадетской партии.

В 1906 г. он избирался депутатом в I Государственную думу от Оренбургской губернии, состоял в мусульманской фракции. С конца XIX в. братья Рамиевы активно участвовали в создании национальных школ на местах, обеспечении их хорошими учителями. В поселках и селах большинства приисков их жены организовывали школы, кружки рукоделия для девочек. В большинстве сел создавались библиотеки.

Закир Рамиев входил в состав бюро Оренбургского мусульманского благотворительного общества «Жђмгыяте хђйрия», с 1912 г. возглавлял Общество помощи нуждающимся учителям и шакирдам губернии. Дочь поэта Зайнап Рамиева-Валиева в 1910-е гг. входила в руководство Оренбургского мусульманского женского общества5. Братья Рамиевы часто оказывали единовременную денежную помощь крупным медресе, были членами попечительского совета медресе «Хусаиния».

Рамиевы принимали участие в создании партии «Иттифак аль-муслимин» (Союз мусульман). З. Рамиев участвовал в работе второго подготовительного закрытого съезда в Санкт-Петербурге в январе 1906 г.

После февральских событий 1917 г. он участвовал во Втором Всероссийском съезде мусульман, где был избран членом Назарята (министерства) финансов будущего временного национального правительства. Мечтой братьев было издание газеты на родном языке. Г. Ибрагимов в 1922 г. писал: «Рашид кадий (Ибрагимов), Хади Максуди, золотодобытчики Рамиевы […] лелеяли идею создать одну газету под каким-нибудь названием. Но самодержавие не давало на это разрешения»6.

В начале февраля 1906 г. Рамиевы получили разрешение на издание газеты «Вакыт» (Время). Закир Рамиев был издателем, на пост редактора был определен писатель Ф. Карими.

Солидарность и творческая дружба между Каримовыми и Рамиевыми зародилась намного раньше. В 1899 г., когда Шакир Рамиев намеревался совершить путешествие по странам Европы, ему в качестве спутника-переводчика предложили Фатиха Карими. А когда ахун Бугульминского уезда Г. Каримов, отец писателя, решил взяться за печатание книг, обосновавшись в Оренбурге, именно братья Рамиевы и купец из Оренбурга Г. Хусаинов протянули ему руку помощи при покупке дома и типографии.

Журнал «Шура» был основан золотопромышленником Мухаммедзакиром Рамиевым

Первый номер газеты вышел 21 февраля 1906 г. Вскоре она превратилась в самую читаемую, авторитетную в татарском обществе газету. «“Вакыт” — национально-либеральная газета. Выпускается в Оренбурге. Была закрыта в 1918 г., после выхода 2 309 номеров. Осторожна в политических проблемах, в вопросах религии и нации указывала направление национальной периодике, следовавшей за ней. Уделяла много внимания проблемам образования, языка и литературы, культуры, приветствовала распространение музыкального искусства, последовательно защищала обучение в государственных школах»7.

В декабре 1907 г. Рамиевы получили разрешение и на издание журнала «Шура» (Совет).

Первый номер увидел свет 10 января 1908 г. Выходил он два раза в месяц. Редактором был Риза Фахретдин.

По оценке исследователя И. Рамиева, это был «самый видный среди татарских журналов». В редакциях газеты и журнала работали известные журналисты и писатели той эпохи: Б. Шараф, Г. Баттал, Ш. Камал, Д. Валиди, К. Бакир и др.

Закир Рамиев особенное внимание обращал на хорошее жизнеобеспечение работников редакции и поэтому платил им большое для той поры жалованье. Например, редактор газеты «Вакыт» Ф. Карими и редактор журнала «Шура» Р. Фахретдин получали ежемесячно по 130 рублей.

Дом Ш. М. Рамиева в Оренбурге

Начав издание газеты «Вакыт», Рамиевы сразу же приобрели в Оренбурге рядом с усадьбой Шакира большой дом для работников редакции. В одной из его секций в разные годы жили семьи сотрудников редакции. В остальной же части дома многочисленная семья редактора журнала «Шура» Р. Фахретдина. Рядом с усадьбой Закира Рамиева было куплено здание и переоборудовано под типографию. С 1 января 1909 г. «Вакыт» и «Шура» уже печатались там, что заметно улучшило полиграфическое качество изданий.

С печатью «Типография «Вакыт» начинали издаваться литературные, общественно-культурные, исторические книги и учебники. До конца января 1918 г. она принадлежала Рамиевым и выпустила более 150 книг.

Часть изданной в те годы в Оренбурге русской и казахской периодики тоже печаталась в «Типографии «Вакыт». Газета «Казах», имевшая большой авторитет среди казахов и внесшая значительный вклад в развитие самосознания своего народа, а также восемь книг на казахском языке — плод работы типографии Рамиевых. Там же печатались еще несколько татарских периодических изданий, в том числе и журнал «Карчыга» (Ястреб).

Тридцать пять книг Р. Фахретдина воспитательного, религиозного и исторического содержания увидели свет в этой типографии. Все дореволюционные произведения Ш. Камала публиковались сначала на страницах «Шура» и «Вакыт», потом были изданы отдельной книгой. Кроме одной, самой первой, изданной в типографии газеты «Нур» в 1909 г. Большинство рассказов Г. Ибрагимова тоже появлялись сначала на страницах этих издании.

В типографии «Вакыт» печатались и некоторые произведения Ф. Карими, имевшего собственную типографию. Например, объемная книга «Истанбул мђктњплђре» (Письма из Стамбула), изданная в 1913 г. В типографии «Вакыт» также были изданы переводные произведения языковеда Н. И. Ашмарина, известного писателя Турции А. Мидхата, английского писателя К. Дойля, книги классиков русской литературы А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Андреева и др.

Содержа свою собственную типографию, братья не стремились к материальной выгоде, а ставили целью служение своему народу. Типография продолжала свою работу и после установления советской власти в Оренбурге. В феврале 1918 г. Закир Рамиев вынужден был лично передать типографию в руки новой власти. Старшего брата к этому времени уже не было в живых. Мухаммедшакир Рамиев тяжело заболел и умер в марте 1912 г.

Закир Рамиев вскоре уехал с женой в Орск, поближе к своим приискам, которые тоже были вскоре национализированы. В январе 1919 г. он участвовал в конференции по улучшению татарской письменности, проводившейся в Казани. Это был его последний приезд в Казань.

Закир Рамиев умер 9 октября 1921 г. в г. Орске от тифа.

Похоронен на кладбище казачьего села Ильяс в трех километрах от города, где обычно хоронили известных людей. Это село осталось сейчас в центре новой части города Орска. А на месте кладбища в 1941 г. был построен оборонный завод.

Автор: Лирон Хамидуллин

Дэрдменд

Рамиев Закир (Мухаммадзакир) Мухаммадсадык улы. Поэт, общественный деятель, золотопромышленник

Содержание

И.А. Гилязов (автор идеи, сценарист и ведущий). Дэрдменд. 2020

Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов. Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

Биография

23 ноября 1859 г., деревня Зирган Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии – 9 октября 1921 г., город Орск Оренбургской области.

В 1862 г. семья Рамиевых переехала в деревню Юлык Орского уезда, где отец (прежде торговавший мануфактурой) в 1869 г. открыл золотой прииск.

Там же будущий поэт получил начальное образование, затем учился в медресе города Орск и деревне Моллакай Орского уезда.

В 1880–1881 гг. жил в Стамбуле, где изучал турецкий язык и литературу, знакомился с издательским делом.

Совместно с братом Мухаммадшакиром владел 20 приисками.

В 1906 г. Дэрдменд вместе с братом начинает издавать в городе Оренбург газету «Вакыт» (издателем значится Дэрдменд), с 10 января 1908 г. – журнал «Шура».

В 1909 г. там же открывают типографию «Вакыт», которая в феврале 1918 г. была передана новым властям.

За 1906–1912 гг. годы в этих изданиях было опубликовано около 40 стихотворений Дэрдменда (после 1913 г. поэт продолжал писать, но свои стихотворения нигде не публиковал).

В 1906 г. Дэрдменд избирался депутатом от Оренбургской губернии в I Государственную думу (состоял в мусульманской фракции), был выборщиком II и III созывов, членом Оренбургской городской управы, Оренбургского бюро Конституционно-демократической партии, принимал участие в создании партии «Иттифак аль-муслимин».

Занимался благотворительностью: являлся членом мусульманского благотворительного общества, общества помощи мусульманским шакирдам, комитета помощи беднякам и воспитания сирот; совместно с братом за свой счет обучал несколько студентов за границей, строил мечети, медресе, обеспечивал их книгами, учебниками и др.

В деревне Юлык открыл библиотеку.

После 1917 г. Дэрдменд добровольно передал свои прииски государству, не пытался эмигрировать.

Творчество

Первой публикацией Дэрдменда можно считать стихотворение «Үткән көннәр» («Прошедшие дни»), вошедшее в рассказ Р.Фахретдина «Эсма».

Он пишет и др. стихи (некоторые из них опубликованы в газете «Тарджеман» в 1902–1903 гг.), переводит на татарский язык турецкие стихи и рассказы для детей (сохранилось только стихотворение «Каргалының Сибгатулла хаҗига мәктүб» – «Письмо Сибгатулле-хадже в Каргалу», 1884 г.).

Свое поэтическое кредо Дэрдменд изложил в стихотворении «Каләмгә хитаб» («Обращение к перу»):

Перо! Открой – какой владеешь тайной,
Суть быстротечной жизни начертай мне.
С бумагою дружна слеза твоя живая,
Поведай грусть свою, свои желанья.
(Перевод Н.Беляева)

Тональность и тематику его творчества литературоведы определяют как «искренность и печаль», «рассказ о делах прошлого», «рыдание души у могил предков».

В лирике Дэрдменда, несмотря на доминирование традиций восточной поэзии, наблюдается глубокий синтез восточных и западных традиций. Это явление характерно для всей татарской поэзии начала ХХ века (в частности, для творчества Г.Тукая, С.Рамеева, С.Сунчелея).

В поэзии Дэрдменда синтез восточного и западного проявляется в нюансах поэтического мышления, например, в своеобразном «цветовом» изображении природных явлений чувствуется влияние импрессионизма («Сеңеп җиргә. » – «Впитываясь в землю. »).

Этот синтез в поэзии Дэрдменда проявляется также в обновлении строфики татарского стиха («Караб» – «Корабль», «Кыш көннәре» – «Зимние дни», «Ятам кай чакларны моңлап. » – «В тоске я лежу порой. », «Бу – ул. » – «Это – она. »), в философско-стилевых поисках.

Масштабность исторического и вселенского видения мира в лирике Дэрдменда восходит, с одной стороны, к традициям философской лирики Рудаки и Омара Хайяма, с другой – к поэзии Гёте («Без» – «Мы», «Яз» – «Весна» и др.).

Обращаясь к народным истокам, поэт делает новые строфико-стилистические открытия («Видагъ» – «Расставание», «Бүзләрем маналмадым» – «Не сумел я окропить савана»). Пейзажная лирика Дэрдменда пронизана пантеистическим оптимизмом («Яз» – «Весна», «Бу – ул…» – «Это – она…»).

Тема социальной справедливости – одна из центральных в поэзии Дэрдменда. Она ставится и решается им в разных аспектах.

В традиционном плане трактуется проблема правителя и народа. Основой справедливости поэт считает добродетель правителя. Его идеал олицетворен в образе библейско-коранического персонажа – справедливого царя Соломона (у мусульман пророк Сөләйман), кумира древнего иудейско-христианского и мусульманского мира. Истинное величие правителя Дэрдменда видит в заботе о «маленьком человеке».

Поэт стремится постичь смысл жизни и тайны мироздания через приобщение к гармонии природы. Его пейзажная лирика, отличающаяся панорамной всеохватывающей и реалистичной точностью, слитностью чувств автора и переживаний лирического героя, ритмико-интонационным и строфико-структурным разнообразием, остается неповторимым явлением татарской поэзии ХХ века.

Дэрдменда схватывает явления в общих чертах, использует средства романтического художественные изображения. В то же время в его поэзии имеются образцы реалистической точности, детализации картины, последовательной динамичности в передаче явлений природы.

Говоря о призвании поэта, Дэрдменд, подобно великим гуманистам мировой поэзии, провозглашает:

«Если путники ночью собьются с пути,
Вырежь сердце и пламенем путь освети.
Скажет странник, увидя огонь в непогоду:
„Это он. он оставил светильник народу”».
(«Кыйтга» – «Китга», перевод В.Ганиева)

Некоторые исследователи творчества Дэрдменда (Г.Халит) считали фатализм преобладающим мотивом его поэзии. Подобное настроение проявляется, например, в стихотворении «Караб» («Корабль»):

И день и ночь
грохочет море,
А паруса рвет ветер злой.

Какая тянет
Нас пучина
И жертвы требует какой?
(Перевод М.Зарецкого)

Сложный метафорический язык этого произведения восходит к языку средневекового татарского поэта Кутба.

В поисках социально-эстетического идеала, размышлениях об исторических ориентирах для нации многие другие представители творческой интеллигенции (Г.Ибрагимов, Г.Камал, Г.Тукай) также прибегали к образу корабля. К нему обращался, размышляя о судьбах человечества, западноевропейский философ А.Шопенгауэр.

Стихотворение «Караб» отражает тревогу поэта за судьбу нации. По своему напряженному драматизму, образной емкости, новаторской строфике, художественно-экспрессивной насыщенности «Караб» стал одним из ярчайших стихотворных произведений не только в творчестве Дэрдменда, но и во всей татарской поэзии начала ХХ века.

В целом же пути преодоления фатальной безысходности поэт видит в духовном бессмертии человека, в приобщении его к вечному чувству – любви («Хаят» – «Жизнь»).