Юрий Яковлев Детский Писатель биография

Писатель Юрий Яковлев. Биография для детей

О книгах Юрия Яковлева

Я детский писатель и горжусь этим.

Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.

После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», — писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького.

Самой первой книгой молодого поэта был сборник стихов для взрослых о буднях армии «Наш адрес», напечатанный в 1949 году, позже появились сборники «В нашем полку» (1951) и «Растут сыновья» (1955). Затем у Ю. Яковлева стали выходить тоненькие стихотворные книжечки для детей. Но, как оказалось, поэзия не была его главным призванием. После опубликования в 1960 году небольшой повести «Станция Мальчики» Ю. Яковлев стал отдавать предпочтение прозе. Многогранный и талантливый человек, он пробовал себя и в кино: по его сценариям было снято несколько мультипликационных и художественных фильмов («Умка», «Всадник над городом» и другие).

Ю. Яковлев — один из тех детских писателей, кто искренне интересуется внутренним миром ребенка и подростка. Он говорил ребятам: «Ты думаешь, что. удивительная жизнь где-то далеко-далеко. А она, оказывается, рядом с тобой. В этой жизни много трудного, а порой и несправедливого. И не все люди хороши, и не всегда везет. Но если в твоей груди бьется горячее сердце, оно, как компас, приведет тебя к победе над несправедливостью, оно подскажет тебе, как надо поступать, поможет отыскать в жизни хороших людей. Совершать благородные поступки очень трудно, но каждый такой поступок возвышает тебя в твоих же глазах, и в конечном счете именно из таких поступков складывается новая жизнь».

Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником — не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева — обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире.

«Мои герои — мои бесценные веточки багульника», — говорил писатель. Багульник — это ничем не примечательный кустарник. Ранней весной он похож на веник голых прутиков. Но если эти веточки поставить в воду, произойдет чудо: они зацветут мелкими светло-лиловыми цветочками, в то время когда за окном еще лежит снег.

Такие веточки однажды принес в класс главный герой рассказа «Багульник» — мальчик по имени Коста. Среди ребят он совсем не выделялся, на уроках обычно зевал и почти всегда молчал. «Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами ». Одним словом, Коста был загадкой для класса. И однажды учительница Евгения Ивановна, чтобы понять мальчика, решила проследить за ним. Сразу после школы Коста пошел гулять с огненно-рыжим сеттером, хозяином которого был пожилой человек на костылях; потом побежал к дому, где на балконе его ждал брошенный уехавшими хозяевами боксер; затем к больному мальчику и его таксе — «черной головешке на четырех ножках». В конце дня Коста пошел за город, на пляж, где жил одинокий старый пес, верно ждавший своего погибшего хозяина-рыбака. Домой уставший Коста вернулся поздно, а ведь ему еще уроки надо делать! Узнав тайну своего ученика, Евгения Ивановна посмотрела на него по-другому: в ее глазах Коста стал не просто вечно зевающим на уроках мальчишкой, а человеком, помогающим беспомощным животным и больным людям.

В этом небольшом произведении заключена тайна отношения Ю. Яковлева к своим героям-детям. Писателя волнует, что же позволяет маленькому человеку раскрыться, «распуститься», подобно багульнику. Как неожиданно зацветает багульник, так же с неожиданной стороны раскрываются и герои Ю. Яковлева. А часто бывает у него так, что новое открывает в себе и сам герой. Такой «распустившейся веточкой багульника» можно назвать «рыцаря Васю», героя одноименного рассказа.

В тайне ото всех Вася мечтал стать рыцарем: сражаться с драконами и освобождать прекрасных принцесс, совершать подвиги. Но оказалось, для того чтобы совершить благородный поступок, не нужны блестящие латы. Однажды зимой Вася спас маленького мальчика, тонувшего в проруби. Спас, но скромно промолчал об этом. Его слава незаслуженно досталась другому школьнику, который просто отвел промокшего и испуганного малыша домой. О по-настоящему рыцарском поступке Васи не узнал никто. Эта несправедливость вызывает у читателя чувство обиды и заставляет посмотреть вокруг: может быть, такое бывает не только в книгах, может, происходит где-то рядом с тобой?

В литературе часто один поступок может раскрыть характер героя, по нему можно судить, положительный персонаж его совершил или отрицательный. В рассказе «Баваклава» Леня Шаров забыл купить бабушке глазные капли. Он часто забывал о бабушкиных просьбах, забывал сказать ей «спасибо». Забывал, пока бабушка, которую он называл Баваклава, была жива. Она всегда была рядом, и потому забота о ней казалась ненужной, несущественной — подумаешь, потом сделаю! Все изменилось после ее смерти. Тогда вдруг очень важным для мальчика оказалось принести из аптеки уже никому не нужное лекарство.

Но можно ли с самого начала однозначно сказать, что Леня — персонаж отрицательный? Часто ли мы в реальной жизни внимательны к своим близким? Мальчик думал, что окружающий мир будет неизменен всегда: мама с папой, бабушка, школа. Смерть нарушила привычный для героя ход вещей. «Всю жизнь он обвинял других: родителей, учителей, товарищей. Но больше всех доставалось Баваклаве. Прикрикивал на нее, грубил. Надувался, ходил недовольным. Сегодня он впервые взглянул на себя. другими глазами. Какой он, оказывается, черствый, грубый, невнимательный!» Жалко, что иногда сознание собственной вины приходит слишком поздно.

Ю. Яковлев призывает быть более чутким к своим родным, друзьям, а ошибки совершают все, вопрос только в том, какие уроки мы из них извлекаем.

Непривычная ситуация, новое, незнакомое чувство может заставить человека не просто раскрыть неожиданные стороны своего характера, но и заставить измениться, преодолеть свои страхи и свою застенчивость.

Рассказ «Письмо Марине» о том, как же трудно, оказывается, признаться в своих чувствах девочке, которая нравится! Кажется, откровенно написать все не сказанное при встрече легко. Как начать обещанное письмо: «дорогая», «милая», «самая лучшая». Столько мыслей, воспоминаний, но. вместо длинного интересного рассказа выходят лишь несколько общих фраз об отдыхе и лете. Но и они значительны для Кости — это первый трудный шаг к общению с девочкой в новой для него ситуации.

Еще труднее проводить девочку домой, преодолев свою застенчивость. Гораздо проще оказалось Киру забраться на скользкую крышу высокого дома и узнать, как же выглядит понравившийся Айне загадочный флюгер («Всадник, скачущий над городом»).

Ю. Яковлева всегда интересовала пора детства, когда, по его словам, «решается участь будущего человека. . В детях я всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого. Но и взрослый человек для меня начинается с детства».

С уже выросшими героями Ю. Яковлева мы знакомимся в рассказе «Бамбус». Сначала мы видим персонаж будто приключенческого романа, который живет «на краю света, в избушке на курьих ножках», курит трубку и работает предсказателем землетрясений. Приехав в город своего детства, Бамбус разыскивает учеников своего класса: Коржика, который теперь стал майором, Валюсю — врача, Чевочку — директора школы и учительницу Певицу Тра-ля-ля. Но не только для того приехал загадочный Бамбус, чтобы увидеть своих повзрослевших друзей, главная его цель — попросить прощение за давнюю шалость. Оказывается, когда-то, учась в пятом классе, этот Бамбус выстрелил из рогатки и попал в глаз учительнице пения.

Слетел ореол романтики — остался пожилой уставший человек и его злая выходка. Много лет его мучило чувство вины, и приехал он потому, что нет судьи страшнее, чем собственная совесть и нет срока давности у некрасивых поступков.

Не бывает срока давности и у правды. Герой рассказа «А Воробьев стекло не выбивал» Сёмин пытается восстановить справедливость — выяснить, кто разбил стекло в кабинете директора. В хулиганском поступке по привычке обвинили Воробьева. «Если собрать все стекла, разбитые за недолгий век Воробьевым, то их хватит, чтобы застеклить целый дом». Сёмин же знал, что Воробьев в тот день прогуливал школу и выбить стекло не мог. Он не выдал одноклассника, а стал все свои ответы начинать одной и той же фразой: «А Воробьев стекло не выбивал». Несправедливость, обвинение невиновного заставила мальчика упорно искать правды. И учителя, и одноклассники за долгое время школьной учебы стали воспринимать слова Сёмина как чудачество, шутку. Несмотря на это, он в конце концов добился своего: настоящий хулиган признался на выпускном вечере.

Значительное место в творчестве Ю. Яковлева занимает тема войны. Для пережившего ее писателя важно, чтобы дети, родившиеся после салюта Победы, почувствовали себя продолжателями отцовских дел и отцовских подвигов и не забывали павших за Родину.

В маленьком рассказе «Девочки с Васильевского острова» переплетается история и современность. У Тани Савичевой и Вали Зайцевой много общего: и школа, и улица на Васильевском острове Ленинграда. Только первая жила здесь во время почти девятисотдневной блокады Ленинграда, в 1941—1944 годах, а вторая — позже, когда о войне осталась только память. Несмотря на это различие, Валя считает Таню своей подругой, хочет, чтобы о ней помнили, и потому на Дороге жизни — так называлась единственная трасса, связывающая осажденный Ленинград со страной, — помогает возведению памятника. Валя пишет на нем строки из дневника своей подруги: «Умерли все. Осталась одна Таня». За этими скудными строками умирающей маленькой девочки раскрывается трагедия всего блокадного города, всех его жителей.

В 1941 году Таня Савичева вместе с семьей осталась в окруженном немцами Ленинграде. Однажды сестра Нина не вернулась с рабочей смены, и мама отдала Тане на память ее записную книжку. С тех пор девочка стала вести дневник. В нем всего семь страшных записей — семь дат гибели Таниной семьи. Саму Таню, потерявшую сознание от голода, эвакуировали из города, но спасти ее не удалось. После освобождения Ленинграда ее дневник нашли под завалами разрушенного дома. Таня умерла, но эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвинявшего фашизм.

Не допускает автор мысли, что можно забыть не только жестокость войны, но — и это главное! — людей, которые жили в то время, их героизм, их способность оставаться людьми даже в самое страшное время. Тогда проявлялись их настоящие характеры. В обычной жизни нам тоже приходится решать сложные задачи, но на войне часто нельзя отсрочить решение, «переиграть». Здесь выбор, сделанный единожды, заставляет идти до конца. Так в рассказе «Учитель истории» Учитель выбрал смерть вместе со своими маленькими воспитанниками, а не малодушное бегство. Он был уверен, что должен оставаться рядом с детьми, если нет возможности спасти их.

«Дети, — сказал Учитель, — я учил вас истории. Я рассказывал вам, как умирали за Родину настоящие люди. Теперь пришел наш черед. Не плачьте! Поднимите голову выше! Идемте! Начинается ваш последний урок истории».

У каждого из героев Ю. Яковлева своя судьба. В мирной и в военной жизни — во всякое время есть место своим героям и своим подвигам. И Учитель истории, и Таня Савичева, и Баваклава должны остаться в памяти людей. Юный Леня Шаров решает для себя: «Она [бабушка] умрет, когда ее забудут, но пока хоть одно сердце помнит ее, она жива».

«Нет на свете ничего страшнее забвения. Забвение — ржавчина памяти, и она разъедает самое дорогое», — повторяет свою мысль Ю. Яковлев. Одно из произведений он так и назвал — «Память». Рассказ- воспоминание, рассказ-памятник маленькой Лиде Де- меш, тринадцатилетней партизанке, прятавшей мины под своей кроватью. Во время одной из подрывных операций она попала в засаду и была расстреляна. «Передайте маме, что меня ведут на расстрел!» — были ее последние слова.

Лида Демеш — не выдуманный персонаж. Такая девочка действительно была, а писатель лишь продлил ее жизнь в своем рассказе.

Память — та ниша, где хранятся воспоминания о людях и поступках прошлого. «Я хочу своим творчеством сегодня повлиять на завтрашнего взрослого человека. Сделать его благороднее, чище, добрее, отзывчивее к людям. Я стараюсь представить себе детство людей, которые завтра совершат подвиг во имя человека» — так сформулировал Ю. Яковлев цель своего творчества в одном из интервью. Его писательский талант связывает прошлое и настоящее, заставляя читателей задуматься, сопереживать героям рассказов и повестей. Всем строем своих произведений он как бы говорит нам: смотри, читатель, сколько прекрасного вокруг, сколько настоящих героев жило и живет под одним с тобой небом. Следуй за ними, будь, как они, честным, отважным, верь в себя и не падай духом в трудную минуту.

Писатель Юрий Яковлев: биография, книги

Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям — эта любовь очень далека от смерти и войны. Но такие рассказы – о детях и о войне, о животных и о людях – сумел объединить и сделать мудрым и поучительным дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич.

Биография писателя: ранние годы

Юрий Яковлевич Яковлев родился в Петрограде 26.06.1922. Настоящая фамилия автора – Ховкин. За полгода до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлевич служил зенитчиком, их батарея стояла под Москвой. Фронт приблизился настолько, что расстояние до противника было в несколько километров. В те критические дни Юрий Яковлевич подал заявление в партию.

Стихи войны

Стихи начал писать еще в школе. А война превратила это детское увлечение в страсть. В те дни он узнал, как велика сила поэзии, когда жизнь соприкасается со смертью. Стихи Яковлев Юрий Яковлевич писал, когда удавалось. Чаще это происходило ночью, при свете коптилки. Всю войну был военкором газеты «Тревога». В ней часто печатали его стихи и очерки. Как-то, уже после войны, увидел в одной газете стихи «неизвестного автора». Это были его стихи. Так война определила его дальнейший путь.

Литературная жизнь

Поступать в Литературный институт писатель Юрий Яковлев пришел еще в шинели. Циклы армейских стихов Яковлева появились в печати спустя несколько лет после войны. Тогда началось их знакомство с М. А. Светловым, который добровольно был его наставником. В детской поэзии его напутствовала А. Л. Барто. В 1952 году, уже автор нескольких книг, он окончил институт. Началась новая жизнь.

В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге — «В нашем полку» — он собрал стихи о войне, об армии. С первых же строчек он писал о детстве и о войне, о том, что знал и пережил сам. Литература для него стала не только работой, но и страстью.

Яковлев Юрий Яковлевич сотрудничал в журналах и газетах. Много ездил по стране – встречался с нефтяниками в Баку, был на строительстве Сталинградской ГЭС, в колхозах Украины, на погранзаставах Беларуси. Во всех уголках страны побывал, встречался с детьми и учителями. Одним словом, всегда старался узнать своих героев поближе, «пожить» их жизнью, а не просто собрать материал.

Для маленьких читателей

Первый рассказ был опубликован в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Это был переходный момент его творчества – он стал прозаиком. Вслед за этим рассказом публикуется другой – «Мальчик с коньками». В его «прозаической» судьбе большую роль сыграли «Известия» и «Огонек». Писатель Юрий Яковлев всегда гордился тем, что пишет для детей. Он любил маленьких читателей. Любил своих героев.

Дом Л. А. Кассиля для людей творческих был своего рода университетом. Кассиль стал для них и наставником, и вдохновителем, и учителем. В 1972 году Яковлеву исполнилось 50 лет – его наградили орденом Красного Знамени. Всю свою жизнь писатель Юрий Яковлев занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами.

Откуда приходят герои

Когда-то рассказали ему о своем сыне старые артисты – о маленьком ленинградском Гавроше. Так появились фильм и повесть «Был настоящим трубачом». Воспитанники А. Обранта рассказали, как юные танцоры приехали с учителем на фронт и выступали перед солдатами – показали около трех тысяч концертов. Так появилась повесть «Балерина политотдела» и художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Основой повести «Девушка из Бреста» и художественного фильма «Колыбельная для мужчин» послужила жизнь К. И. Шаликовой — героини войны. Повесть и сценарий к фильму «Дочь командира» помогли написать юные защитники Брестской крепости.

Творчество писателя

Писатель Юрий Яковлев не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Яковлев написал такие книги на военную тему:

  • «Реликвия».
  • «Жить нам суждено».
  • «Где стояла батарея».
  • «Позавчера была война».

Короткие рассказы и повести о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь, – именно об этом рассказывал Яковлев Юрий Яковлевич. Книги этого направления перечислены ниже:

  • «Травести».
  • «Трудная коррида».
  • «Автопортрет».
  • «Иван-виллис».
  • «Дочь преферансиста».

Жизненные сценарии

Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. По его сценариям были сняты фильмы:

  • «Первая Бастилия».
  • «Мы с Вулканом».
  • «Красавица».
  • «Всадник над городом».
  • «Пущик едет в Прагу».

Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Основные темы – школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы – благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования.

Рассказы этого автора проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Каждый его рассказ открывает какую-то важную истину:

  • «Багульник».
  • «Он убил мою собаку».

Три простых истории

  • «Тайна Фенимора» — каждую ночь в спальне мальчиков в пионерлагере «Дубки» появляется загадочный Фенимор. Он превратил их жизнь в настоящее приключение. Он знал много историй и умел рассказывать. Ночи напролет, затаив дыхание, мальчишки слушали истории приключений на Диком Западе. Днем, раскрасив лица зубной пастой, они носились со стрелами и луками, выслеживая индейских поработителей. А еще они засыпали «где придется», ночью-то поспать не удавалось. Эта история была экранизирована в третьей серии фильма «Три веселые смены».
  • «Продается старая лошадь» — мальчик увидел на заборе среди объявлений старенький пожелтевший листочек, на котором было написано, что продается лошадь. Прочитал и стал представлять, а какая она, эта старая лошадь? Задумался и проскочил мимо своего дома. Тогда решил пойти по адресу, указанному в старом объявлении. Приходит к дому, спрашивает у хозяина про лошадь. Тот ответил, что лошадь по весне еще пала. «Ах, если бы я пришел раньше, я бы ее обязательно спас», — думает расстроенный мальчик.
  • «Полосатая палка» — Мишка прихватил на перекрестке у зазевавшегося прохожего палку. Уж очень она ему понравилась – полосатая, черно-белая. Чуть позже он узнает, что эти палки помогают слепым людям передвигаться по городу. Мишка испытывает муки совести. Черно-белая палка стала молчаливым обвинением для мальчика. Он бегает по городу и пытается разыскать хозяина. Так меняется отношение ребенка к своим поступкам.

Писатель учил добру маленьких читателей, учил ненавязчиво и мудро. «Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит», — говорил Яковлев Юрий Яковлевич. Рассказы, вот такие небольшие, на одну-две странички, задевают за живое. Пронзительные, зовущие на помощь, взывающие к совести, они учат понимать других, любить людей, не обращаться жестоко с животными. Учат смотреть вглубь и видеть внутреннюю суть каждой истории.

Яковлев Юрий Яковлевич

Юрий Яковлев
Псевдоним(ы)Юрий Яковлев
Дата рождения26.06.1922
Место рожденияПетроград
Дата смерти29.11.1995
Место смертиМосква
ГражданствоСССР, Российская Федерация
Род деятельностиписатель
Язык произведенийрусский

Юрий Яковлевич Яковлев (настоящее имя Юрий Яковлевич Ховкин) — русский советский писатель, публицист и сценарист.

Содержание

Юрий Яковлев / Биография

Юрий Яковлев родился 26 июня 1922 года в Петрограде. Отец — Яков Давидович Ховкин, бухгалтер. Мать — Людмила Алексеевна Филина, во время Первой Мировой войны была сестрой милосердия. Кроме Юрия в семье росла младшая дочь. Дед по материнской линии, Алексей Иванович Филин, происходил из крестьян. В двенадцатилетнем возрасте покинул родную деревню на Белом озере, пришел в Петербург на заработки и остался жить в городе. Писатель запомнил деда как человека трудолюбивого, сохранившего «деревенский корень» и часто рассказывавшего о прежней жизни.

Каждое лето семья уезжала в деревню, мать приучала сына к крестьянскому труду. Отголоски ранних впечатлений будут слышны во многих произведениях о животных: «Воспоминания о корове» (1970), «Продается старая лошадь» (1975) и др. После того, как отца арестовали, мать воспитывала детей одна, семья жила в бедности. Мать умерла в блокадном Ленинграде летом 1942 года и была похоронена в братской могиле на Пискаревском кладбище. Ее памяти писатель посвятил рассказы «Сердце земли» (1967) и «Мама» (1982).

«Каждый день моего детства был связан с мамой. Она вела нас с сестрой через трудную жизнь, создавая на нашем пути теплое, незамерзающее течение» («Немного о себе», 1970). В книге «Ваши права, дети» (1992) писатель упоминает о том, что мать была верующей, во времена репрессий и антирелигиозных кампаний над ее кроватью всегда висела икона.

Как большинство школьников, в возрасте 9–14 лет Юрий Яковлев был пионером (пионерские впечатления нашли отражение в автобиографии «Немного о себе», 1978). Юным ленинцам посвящен ряд его ранних произведений.

Еще в школьные годы Юрий Яковлев сочинял стихи (первое произведение было посвящено столетию со дня смерти А. С. Пушкина), участвовал в литературных кружках и публиковался в стенгазете.

В ноябре 1940 года восемнадцатилетнего Юрия Яковлева, недавно окончившего школу, призвали в армию. В ноябре 1940 года он расстался с матерью на запасных путях Московского вокзала в Ленинграде. Их встреча стала последней, а его солдатский путь составил шесть лет.

С началом Великой Отечественной войны Яковлев участвовал в обороне Москвы в качестве химинструктора зенитно-артиллерийского полка, получил ранение. В его памяти навсегда остались бои у подмосковной деревни Фуники, где шестая зенитная батарея ежедневно подвергалась бомбежке с воздуха и ждала наступления немецких танков. «Сколько земли перекопал, перелопатил я за войну! Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы… Она липла к моей одежде, к подметкам, к лопате — я весь был намагничен, а она железная» («Сердце земли»). 2 сентября 1944 года химинструктору Ховкину вручили медаль «За оборону Москвы». Другие награды (орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.») он получил уже после окончания войны. В 1944 году, как и многие фронтовики, он вступил в КПСС.

Военные впечатления помогли Ю. Ховкину осознать себя как поэта и дали богатый материал для произведений. Боец был активным военкором, публиковал стихотворения и очерки о жизни бойцов, а также материалы о боевом опыте, в основном в газете Московского фронта ПВО «Тревога». Уже в ранних произведениях главными для него были проблемы мужества, патриотизма, связи поколений (в одном из стихотворений автор приводил будущий разговор фронтовички с дочерью). В декабре 1946 года Ю. Ховкин демобилизовался из армии. В 1948 году у Юрия Яковлевича и его супруги Нонны Сергеевны, библиотекаря, родился сын Андрей. Юрий Яковлевич по рекомендации Н. С. Тихонова поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. В период обучения наставниками молодого поэта были М. А. Светлов и А. Л. Барто (она также была оппонентом на защите диплома в 1952 году). Циклы стихов об армии, напечатанные в ежемесячном литературно-художественном журнале «Знамя», тепло напутствовал Н. С. Тихонов.

В литературный мир автор вступил под псевдонимом Яковлев, взятым в честь отца. Впоследствии псевдоним заменил фамилию.

В 1949 году вышла первая книга — небольшой сборник в мягкой обложке под названием «Наш адрес: стихи о пионерском лете». С этой публикации начинаются путь Яковлева как детского поэта и его многолетнее сотрудничество с издательством «Детгиз», ставшим для автора «родным домом» («Немного о себе. Позавчера была война», 1970).

В 1950-е годы Юрий Яковлев писал в основном стихотворения и поэмы для детей. К моменту окончания Литературного института в 1952 году он уже был автором пяти книг стихов: кроме «Нашего адреса», вышли «Зеленая книга» (1950), «Какая сегодня погода» (1950), «В нашем полку» — единственная книга стихов для взрослых, «Наш Андрейка» (обе 1951). Благожелательно откликнулись в печати на первые книги А. Г. Алексин, С. А. Баруздин, С. В. Михалков, Т. Д. Полозова, В. В. Смирнова и др. В 1951 году Юрий Яковлев был принят в Союз писателей СССР. Его стихи были отмечены Л. А. Кассилем на Втором Всесоюзном съезде писателей в декабре 1954 года.

Мой знакомый бегемот / Юрий Яковлев ; рис. Виктор Дувидов, 1969

Мой знакомый бегемот / Юрий Яковлев ; рис. Виктор Дувидов

Мой знакомый бегемот / Юрий Яковлев ; рис. Виктор Дувидов

Мой знакомый бегемот / Юрий Яковлев ; рис. Виктор Дувидов

Мой знакомый бегемот / Юрий Яковлев ; рис. Виктор Дувидов

В раннем творчестве заметно влияние Агнии Барто и Сергея Михалкова. Поэтические произведения Юрия Яковлева не выделялись на фоне современной ему литературы и не выходили за очерченные идеологией рамки. Стихотворения учили читателя патриотизму и интернационализму, любви к родной природе («Какая сегодня погода», 1950), трудолюбию и уважению к чужой работе («Кому спасибо говорим», 1954), решительности («Про смелого Никиту», 1954) и т. п. Герои с детских лет осознают себя гражданами СССР, в своих играх готовятся к трудовой жизни и будут идти «ленинской дорогой» («Наш Андрейка»). Пионерская тема нашла развитие в книгах «Знамя над отрядом» (1952), «Старый барабан» (1956).

В поздних переизданиях особенно политизированные фрагменты могли исключаться. Так, в новой редакции стихотворения «Какая сегодня погода» (сборник «Фабрика погоды», 1964) были опущены упоминания о Сталине, масштабных проектах по изменению климата и опытах агрономов — последователей Т. Д. Лысенко, лжеученого-агронома.

Ю. Я. Яковлев делал вольные переводы с болгарского («С барабаном и знаменем» Ц. К. Ангелова), эстонского («Матросская шапка» Р. Л. Парве), латышского («Приход весны» и «Два друга» П. Силса), узбекского («Счастливые дети» К. Хикмата). Ю. Я. Яковлев работал в газетах и журналах, много ездил по Союзу. Побывал на строительстве Волго-Донского канала (1948–1952) и Сталинградской (Волжской) ГЭС (1950–1961), в колхозах Винницкой области Украины, цехах Уралмаша и школах Рязанской области, у нефтяников Баку. Посещал руины Брестской крепости, был на пограничных заставах Белоруссии и участвовал в учениях Прикарпатского военного округа. Встречал в море знаменитую китобойную флотилию «Слава», занимавшуюся промыслом в антарктических водах. Постоянно общался со школьниками, воспитанниками детских домов, юными посетителями библиотек. Главным принципом журналиста было «не «собирать материал», а пожить жизнью своих героев». Писатель-журналист порой ставил в своих статьях острые вопросы. Наряду с идеологически правильными произведениями о советских тружениках напечатал статью «Взвейтесь кострами, синие ночи», в основу которой легли сделанные в пионерлагерях Ульяновской, Куйбышевской и Пензенской областей наблюдения («Смена», № 641, февраль 1954). Журналист был обеспокоен исчезновением в пионерских организациях атмосферы дружбы и романтики, повсеместным распространением формализма и бюрократизма. Автор статьи делал вывод: нельзя заниматься пионерской работой «без любви, без выдумки», без внимания к личности ребенка.

В период ученичества началось общение Юрия Яковлева с известными прозаиками Р. И. Фраерманом и Л. А. Кассилем. Повесть «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939) Фраермана называл в числе книг, повлиявших на его прозу. С творчеством Л. А. Кассиля молодой писатель познакомился на фронте, прочитав книгу его военных рассказов «Линия связи».

НАШ АДРЕС / Юрий Яковлев

И они зашагали рядом / Яковлев Ю.; Диафильм

Рассказы и повести / Юрий Яковлев; художник Г. Мазурин

Строгий характер / Юрий Яковлев

Мишуткина командировка / Юрий Яковлев

Впоследствии писателей связывали не только многолетняя дружба, но и общность тем — их книги рассказывали о детстве и взрослении, первой любви, нравственном выборе, подвигах на фронте. Наставники Юрия Яковлева также участвовали в Великой Отечественной войне. Р. И. Фраерман был бойцом народного ополчения и военным корреспондентом, получил тяжелое ранение, Л. А. Кассиль также служил военкором, выступал на радио, в воинских частях и в тылу. Часто Юрий Яковлев и его друзья-литераторы собирались в доме Кассиля. Позже Фраерман напишет предисловие к «Сердцу земли» Ю. Яковлева («Открытие добра», 1967), а Яковлев создаст биографический очерк «Лев Кассиль» (1979).

В конце 1950-х — начале 1960-х годов Яковлев обратился к прозе: повлияли работа в прессе, накопленные за время поездок по стране впечатления и уроки старших товарищей — Р. И. Фраермана, Л. А. Кассиля, Я. М. Тайца. Из первого небольшого сборника рассказов под названием «Пост номер один» (1958) юный читатель мог узнать, как постигают военное дело и преодолевают трудности солдаты-новобранцы. В предисловии автор противопоставил отвлеченные мечты о подвиге и упорство мальчика, сумевшего преодолеть свой страх перед упражнением на гимнастическом снаряде. Вторая книга рассказов — «Созвездие паровоза» — вышла в «Детгизе» в 1959 году.

Однако переломным моментом стала публикация в журнале «Огонек» (1960) небольшой повести «Станция «Мальчики» — о побеге из дома восьмилетнего Алеши. Произведение вошло в одноименный сборник (1961).

Вслед за этой повестью выходит другая — «Мальчик с коньками» (1961), ее темой стала память о Великой Отечественной войне. Случайная встреча с незнакомцем, нуждающимся в помощи, становится для «трудного» подростка, выросшего без отца, проверкой на человечность. Повесть стала одним из самых известных произведений Яковлева: входила в большинство его книг, начиная со сборника «Станция «Мальчики», и была экранизирована (режиссер С. В. Гиппиус, 1962). В 1962 году газета «Известия» опубликовала рассказ «Собирающий облака». Главный герой — Коля Малявкин — начал череду внешне незаметных, «невезучих» детей, сочувственно изображаемых Яковлевым. Перед героем, которого недооценивали взрослые, встал выбор: смириться с навязанной ему ролью или показать себя с другой стороны.

Далее в творчестве Ю. Я. Яковлева стала преобладать проза. Автор публиковался периодике, ряд очерков и статей составил сборник «Зеленая лампа и Красная звезда» (1963). Выходили и стихи — книга «Письмо пионеров солнцу», посвященная жизни юных ленинцев и покорению космоса (1964), сборник «взрослых» стихотворений «Зимняя радуга» (1965), но наибольшую известность получили рассказы и повести для детей. Поэтическая «школа» повлияла не только на лиризм, лаконизм, ритмичность авторского стиля, но и сказалась в преобладании малых жанров.

Важнейшее место в творчестве Юрия Яковлева занимала тема Великой Отечественной войны и памяти о ней. Рассказы на эту тему включены в сборники «Сердце земли» (1967), «Позавчера была война» (1970), «Где стояла батарея» (1971), «Колыбельная для мужчин» (1976), «Неприкосновенный запас» (1983), «Кепка-невидимка» (1987). Автора интересовало влияние войны на души людей и их дальнейшие судьбы. У каждого остается свой «след» — потеря близкого человека («Сердце земли», «Реликвия»), осколок в груди или увечье («Мальчик с коньками», «Бамбус»), боль от гибели друга и тяжелый долг сообщить правду его родным («Сретенские ворота»), страшные испытания, пережитые детьми («Цветок хлеба», «Девочки с Васильевского острова»), проявление лучшего в человеке на войне («Подвиг велосипедиста», «Командир роты»). Потомки победителей — юные герои писателя — противостоят забвению прошлого и клевете на героев («Девочки с Васильевского острова», «Друг капитана Гастелло», «Зимородок»).

Многие произведения имеют документальную основу. Истории ленинградских детей-артистов, выступавших на фронте, легли в основу повести «Балерина политотдела» (1976); рассказ «Память» посвящен погибшей партизанке Лиде Демеш (1930–1943). В повести «Девушка из Бреста» изложена действительная история Клавдии Ильиничны Шаликовой (род. 1926); с «девушкой из Бреста» писатель познакомился летом 1973 года во Львове и был поражен ее судьбой: женщина потеряла на войне родных, ее оставил муж, к моменту встречи она полностью ослепла от старых ранений. Благодаря очерку писателя, вышедшему 23 августа 1973 года в «Известиях», повести и снятому по ней фильму «Колыбельная для мужчин», жизнь бывшей фронтовой радистки изменилась. К ветерану К. И. Шаликовой пришла известность, она стала общаться с другими ветеранами, встречаться с молодежью и ездить по стране, а благодаря операции в глазной клинике ей было возвращено зрение.

Друг капитана Гастелло / Ю. Я. Яковлев ; рисунки Г. Мазурин

Семеро солдатиков / Юрий Яковлев ; рис. Г. Вальк

Убежало молоко / Юрий Яковлев

Как Сережа на войну ходил / Ю. Я. Яковлев ; худож. С. Остров

Негр и снег : рассказ / Юрий Яковлев ; ил. В. Гальдяев, 1964

Юрий Яковлев / автограф

В центре внимания писателя стояли нравственные вопросы, ставящие ребенка или подростка в ситуацию выбора — самопожертвование («Рыцарь Вася», 1964), отстаивание справедливости («А Воробьев стекло не выбивал», 1972), борьба с жестокостью («Он убил мою собаку», 1964), переживание смерти близких («Баваклава», 1976).

Юрий Яковлев обращался и к редким жанрам публицистики для детей. Так, в 1979 году выходит книга «Закон твоей жизни» (2-е издание, 1981), литературный комментарий к Конституции СССР. Выходят и книги патриотических очерков «Родная страна (1982), «Моя родина (1989). Обращается к истории — «Про Октябрь», 1979 (2-е издание, 1982).

Важное место занимала в творчестве Юрия Яковлева тема связи поколений. С семьи начинаются любовь к Родине и познание мира («Сердце земли», 1967; «Мама», 1982), память о героическом прошлом («Салют», 1967), уроки самоотверженной любви («Баваклава»). Писал прозаик и о семейных проблемах — равнодушном отношении к ребенку («Собирающий облака»), проблемах неполных семей: «Игра в красавицу» (1968), «Сын летчика» (1964), «Травести» (1978). Еще одна тема — работа учителей, вожатых, руководителей образовательных организаций. Писатель давал образец педагога, сочетающего разумную строгость и доброту («Бамбус»), пример учителя-героя («Учитель истории», 1968; «Память», 1974), открывающего в «нелюбимых» учениках или детях из отряда прекрасные качества («Собирающий облака», «Багульник», «Разбуженный соловьями»).

Во многих произведениях нашла выражение любовь писателя к животным. У Ю. Я. Яковлева за жизнь сменилось несколько собак — овчарки Динго, Эгри, Зной, Гвидон и другие. Как вспоминает Ксения Викторовна Драгунская, он заботился и о бездомных псах. Доброму отношению к «братьям меньшим», чувству ответственности за судьбу животных посвящены произведения «Я иду за носорогом» (1965), «У человека должна быть собака» (1967), «В гостях у собаки» (1967), «Хромой лев» (1967), «Урс и Кэт» (1968). Широкую известность получила сказка о белом медвежонке — «Умка» (1969). Юрий Яковлев поддерживал семью Берберовых, растивших в своей квартире львов — сначала Кинга I, а потом Кинга II. Помимо очерков на этот сюжет, писатель создал сказку-повесть «Лев ушел из дома» и сценарии для дилогии фильмов «У меня есть лев» и «Лев ушел из дома».

Писатель сотрудничал с детским литературным клубом «Бригантина», работавшим в московской школе № 74. Верой в то, что общение детей из разных стран поможет установить мир на земле, проникнуты повести «Верный друг Санчо» (1974) и «Саманта» (впервые: «Юность», 1986, № 6). Фантазия-быль «Саманта» основана на истории американской девочки Саманты Смит (1972–1985), посла доброй воли, решившей лично убедиться в отсутствии у СССР завоевательных планов и посетившей страну в 1983 году. Участвовал в литературной публицистике и работе Союза советских писателей. Отвечал на резкую критику Л. К. Чуковской (С. Михалков, Н. Томан, Ю. Яковлев. По поводу критики. Литературная газета, 29 мая 1954). Писал о книгах С. Л. Прокофьевой («…Молодцам урок», «Литературная Россия», 1976, № 13), творчестве Л. А. Кассиля («Лев Кассиль», 1979). Его речь на Шестом съезде писателей СССР в 1976 году была посвящена утверждению юношеской литературы как отдельного явления.

Ю. Я. Яковлев плодотворно сотрудничал с кинематографом: был членом редколлегии сатирического киножурнала «Фитиль», основанного С. В. Михалковым, членом художественного совета студии «Союзмультфильм». По его сценариям было снято около пятидесяти фильмов и мультфильмов.

Умка / Ю. Яковлев; худож. В. Лосин, О. Вуколов, 1970

Умка [диафильм] / Юрий Яковлев ; худож. В. Лосин, О. Вуколов

Умка [диафильм] / Юрий Яковлев ; худож. В. Лосин, О. Вуколов

Умка [диафильм] / Юрий Яковлев ; худож. В. Лосин, О. Вуколов

Умка [диафильм] / Юрий Яковлев ; худож. В. Лосин, О. Вуколов

В сценарии к фильму «Девочка, хочешь сниматься в кино?» (1977), основанном на реальных событиях, нашел выражение авторский кодекс: искусство должно быть чуждым меркантильности, ради искусства нельзя причинять страдания живому существу. За киносценарий «Семеро солдатиков» был награжден Государственной премией СССР.

Став известным писателем, Ю. Я. Яковлев побывал в Югославии, Англии, Италии, Франции, Турции и США. Некоторые произведения («Учитель истории», «Воспоминания о корове») были основаны на полученных во время зарубежных поездок впечатлениях. В середине 1970-х годов сын Андрей, решивший стать ортодоксальным иудеем и репатриироваться в Израиль, порвал отношения с отцом. В 1987 году А. Ю. Яковлев эмигрировал, окончил педагогическое училище им. Давида Елина, преподавал историю и Тору (Библию). Ныне известен как автор книг по истории российских евреев и хасидизму, пишущий под псевдонимом Эзра Ховкин.

Между тем, Ю. Я. Яковлев продолжал писать о советских ценностях (книга повестей о Ленине «Площадь Восстания», 1989). Последняя книга — «Ваши права, дети» — увидела свет в 1992 году, она представляет собой художественное изложение принятой в 1989 году Конвенции о правах ребенка. В 1992 выходит и последний прижизненный сборник — «Избранное».

Юрий Яковлев умер 29 ноября 1995 года в Москве после долгой тяжелой болезни, похоронен на Даниловском кладбище.


источники:

http://fb.ru/article/292093/pisatel-yuriy-yakovlev-biografiya-knigi

http://prodetlit.ru/index.php/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87