Юрий Ващук Летчик Испытатель биография

Юрий Ващук Летчик Испытатель биография

Ващук Юрий Михайлович — лётчик-испытатель Лётно-испытательной и доводочной базы открытого акционерного общества «ОКБ Сухого».

Родился 12 июня 1963 года в городе Барнаул Алтайского края. В 1967 году переехал с родителями в город Нижневартовск Тюменской области. В 1980 году окончил в Нижневартовске среднюю школу № 5. Учился в Нижневартовском аэроклубе ДОСААФ.

Окончил Кинель–Черкасский учебно-авиационный центр ДОСААФ в Омске в 1982 году. Служил в ДОСААФ, младший лейтенант. Стал известным спортсменом, членом сборной команды РСФСР и СССР по самолётному спорту, призер и победитель многих союзных и международных соревнований.

В 1989 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. С 1989 года работал инженером-конструктором Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова. С 1990 года – лётчик–инструктор Центрального аэроклуба России имени В.П. Чкалова.

В 1992 году перешёл на работу в Лётно-испытательную и доводочную базу ОКБ Сухого на должность инженера. В 1993 году окончил Школу лётчиков-испытателей имени А.В. Федотова. Затем трудился ведущим лётчиком-испытателем лётно-испытательной станции ОКБ Сухого.

Выступал с показательными программами на международных авиасалонах – МАКС, Ле–Бурже, Берлин, Джухай и других. Представлял Су-35 в Южной Корее. Как лётчик–испытатель принимает участие в создании новых образцов военной техники, как на этапе проектирования, и так на этапе доводки её в процессе лётных испытаний. Освоил десятки типов самолётов и их модификаций, в том числе истребители МиГ-21 и МиГ-23, спортивные Су-29 и Су-31, одноместный и двухместный варианты палубного самолета Су-33, самолёт с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут».

Юрий Ващук является ведущим лётчиком истребителя Су-35 (модификация самолета Су-27), оборудованного экспериментальной системой дистанционного управления, позволяющей самолёту выходить на режимы сверхманевренности, совершать фигуры высшего пилотажа, не выполняемые в мире ни одним самолётом, кроме модификаций Су-27: управляемый штопор на средних высотах, штопорная бочка, поворот на «кобре» с изменением направления полёта на 180 градусов. В 2001 году поднял в небо опытный грузопассажирский среднемагистральный самолёт С-80 в качестве второго пилота (командир экипажа — Герой Российской Федерации И. Вотинцев).

В аварийной ситуации в ходе испытательного полёта на Су-35 18 декабря 2002 года, профессионализм и мужество Юрия Ващука дали возможность не покидать обречённый Су-35 до тех пор, пока он не убедился, что в направлении падения самолёта нет населенных пунктов, что информация в блоках контрольно-записывающей аппаратуры будет сохранена.

Технические выводы, сделанные в ходе расследования причин аварии, позволили определить причины неполадки разработать комплекс мер по увеличению ресурса боевых самолетов.

Ранее, 15 апреля 2002 года, при выполнении испытательного полёта на территории аэродрома ЛИИ имени М.М. Громова потерпел аварию на спортивном самолёте Су-29. В этом полёте проводилось исследование возможности полёта со снятым элероном (имитировался его отрыв). Самолёт упал с левым креном на траву возле полосы. Левое крыло полностью отлетело, самолёт скапотировал. Лётчик получил травмы рук и ноги, однако вскоре вернулся к лётной работе.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 2003 года № 1259 Ващуку Юрию Михайловичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Продолжает лётно-испытательную работу в «ОКБ Сухого». Один из ведущих испытателей истребителя пятого поколения Т-50.

Живёт в городе Жуковский Московской области. Член Общественной палаты г. Жуковский с 2012 года. Президент Федерации авиамодельного спорта Российской Федерации с 2015 года.

Награждён орденом Мужества, медалью.

Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (14.06.2010). Мастер спорта международного класса по самолётному спорту.

Ващук Юрий Михайлович

Юрий Ващук родился 12 июня 1963 года в городе Барнаул, Алтайского края. Детские и школьные годы прошли в городе Нижневартовске Тюменской области, где в 1977 году он окончил «Клуб юных лётчиков». В 1982 году окончил Кинель-Черкасский авиационный центр ДОСААФ в звании младшего лейтенанта. В 1989 году окончил МАИ имени С. Орджоникидзе по специальности «инженер-механик».

В 1989-1990 годах — инженер-конструктор ЛИИ имени Громова. В 1990-1992 годах — лётчик-инструктор Центрального аэроклуба России имени В. П. Чкалова, член сборной команды СССР и России по высшему пилотажу. С 1992 года — лётчик-испытатель ОАО «ОКБ Сухого», в 1993 году окончил Школу лётчиков-испытателей имени А.Федотова. Проживает в городе Жуковском Московской области. С 2011 года — Президент Федерации авиамодельного спорта России.

Как лётчик-испытатель принимает активное участие в создании новых образцов военной и спортивной техники, самолётов для сельского хозяйства и гражданской авиации, начиная с этапов проектирования и заканчивая процессом их доводки. Летает на всех типах самолётов ОКБ Сухого, в том числе и на Т-50.

Выполнил большое количество испытательных полётов на флаттер, большие углы атаки, режимы сверхманёвренности без УВТ, «сваливание» и штопор. Впервые поднял в небо и провёл испытания самолётов Су-35УБ, Су-80ГП (в качестве второго пилота), двух летающих лабораторий на базе Су-27М с опытным оборудованием для самолётов пятого поколения.

В ноябре 2013 года произвёл дальний перелёт на пятом опытном экземпляре истребителя Т-50 из Комсомольска-на-Амуре в подмосковный Жуковский.

Два вынужденных катапультирования.

Участник всех международных авиасалонов МАКС с 1993 года, а также авиасалонов в Берлине, Сеуле, Ле Бурже, Джухае и Бахрейне.

Знаменитый лётчик-испытатель Юрий Ващук родился в Барнауле и много лет спустя вновь наведался на малую родину

15:30, 14 ноября 2014г, Общество 3838

Я познакомился с Юрием Михайловичем во время Вахты Героев Отечества, которая проводилась в Барнауле в конце октября 2014 года. Открытый, улыбчивый, располагающий к разговору человек. Мне уже было известно, что он родился в краевом центре 12 июня 1963 года, лётчик-испытатель, Герой России.

– На какой улице ваша семья жила в Барнауле?

– Родители у меня работали на шинном заводе. И жили рядом.

– Этот микрорайон у нас называется Потоком.

То, что Юрий Ващук неточно помнит своё прежнее место жительства, неудивительно – он прожил в Барнауле всего лишь первые пять лет.

Его родители – люди деревенские. Предки матери перебрались из Мордовии в село Мереть Сузунского района Новосибирской области. Там-то Полина Баргова и встретила гарного украинского хлопца Михаила Ващука. После свадьбы молодожёны переехали в Барнаул, где трудились на рядовых должностях на шинном заводе. А их второй ребёнок Юрий стал Героем России. Кроме него в семье росли две дочери – Елена и Ольга.

– Имя Юрий вам наверняка дали потому, что накануне вашего рождения полетел в космос Юрий Гагарин.

– Есть такая семейная легенда.

– А вы о полёте в космос мечтали?

– Конечно. Но моя профессия лётчика-испытателя тоже связана с небом и с полётами.

В принципе, почти всё детство я провёл неподалёку от места рождения – на границе с Алтайским краем, в селе Мереть. Я очень часто гостил, жил у бабушки с дедушкой. Дедушка там похоронен. Перед 9 мая 2013 года я ездил туда – памятник ему поставил.

В Мерети мне впервые довелось увидеть самолёт Ан-2, пролетавший над головой. Мне было всего года три-четыре, но этот эпизод решил мою судьбу.

Много лет спустя я выяснил, что над Меретью был поворотный пункт на полигон Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. Ту-24 пролетали очень быстро – их не заметишь. А мне нравился Ан-2, потому что он летал довольно низко и за ним можно было довольно долго бежать вдоль деревни, выкрикивая считалку: «Самолёт, самолёт, унеси меня в полёт!»

Потом из книг я узнал, что самая героическая профессия – это военный лётчик. Но так как войны не было, я решил стать лётчиком-испытателем.

Правда, мама об этом моём желании даже и слышать не хотела.

– Почему?

– Она твердила, что я должен учиться только на инженера. Потому что инженеры всегда ходят в костюмах, в рубашках с галстуками, их все уважают.

И всё же в городе Нижневартовске Тюменской области, где наша семья жила с 1967 года, я занимался парашютным спортом. А летом 1980 года вновь оказался в Барнауле – поступал в высшее военное авиационное училище лётчиков.

– И что, провалились на экзамене?

– Не прошёл медкомиссию. Врачи обнаружили у меня увеличенные миндалины, или гланды. Возвратился домой, быстро их удалил. Не стал ждать ещё год для нового поступления – поехал в Омск. И тем же летом 1980 года поступил в учебный авиационный центр ДОСААФ. Позже окончил Московский авиационный институт, стал лётчиком-испытателем. Так что моя мечта сбылась. А сейчас сбылась ещё одна – я вновь, в третий раз в жизни, оказался в Барнауле – городе, где появился на свет.

Высшая степень эволюции

По словам Ващука, профессия лётчика-испытателя является самой высокой степенью эволюции пилота.

Сначала Юрий Михайлович работал в лётно-исследовательском институте имени Михаила Громова, затем – в Центральном аэроклубе России имени Валерия Чкалова, а с 1992 года является лётчиком-испытателем опытно-конструкторского бюро «Сухой».

Он пришёл в лётчики-испытатели из ДОСААФ, из сборной СССР по высшему пилотажу. Раньше в эту профессию брали только из Военно-воздушных сил. В 1980-х годах ряды избранных покорителей небес стали пополняться членами сборной страны по высшему пилотажу. Призёрами чемпионатов СССР, Европы и мира были будущие Герои России Евгений Фролов и Юрий Ващук, президент Литвы Роландас Паксас, космонавт Светлана Савицкая и многие другие.

Специальность, которую Ващук получил в МАИ, называется «Самолётостроение». Он убеждён, что сегодня технически грамотным лётчиком может стать тот, кто имеет не только навыки вождения, но понимает, из чего сделан самолёт, как он летает.

Юрий Михайлович был ведущим лётчиком истребителя Су-35 – модифицированного Су-27. Эта машина оборудована экспериментальной системой дистанционного управления, благодаря чему самолёт творит в небе небывалые чудеса сверхманевренности и совершает фигуры высшего пилотажа: управляемый штопор на средних высотах, штопорная бочка, поворот на «кобре» с изменением направления полета на 1800. Такое не под силу ни одному летательному аппарату в мире. Однако это не просто акробатика, а принципиально новые боевые качества, которые в воздушном бою способны обеспечивать российским боевым машинам превосходство над врагом и гарантировать надёжную защиту просторов страны.

Специфика лётной работы, по словам Юрия Ващука, подразумевает, что испытатель по своим качествам должен быть яркой индивидуальностью, однако обязан ставить интересы коллектива выше личных.

Первым самолётом самого Ващука был спортивный Су-29. Потом он освоил Л-39, МиГ-15, 17, 21, 23, Як-55, Су-24-27, 29, 31. На его глазах Ан-24 и Як-40 заменили современным Су-80. Словом, Ващук летает на всех типах самолётов ОКБ «Сухой», в том числе и на Т-50 – многоцелевом российском истребителе пятого поколения, чья эксплуатация запланирована на 2016 год.

По его оценке, существенная перемена произошла в системах управления самолётов: теперь они не аналоговые, как раньше, а цифровые. Это требует иной подготовки лётного состава. Истребители советского производства и современные разработки не идут ни в какое сравнение. За последние годы, несмотря на известные трудности, сделан колоссальный технологический и технический рывок.

На пределе возможностей

У испытателей не принято катапультироваться. Они до последнего пытаются вытянуть самолёт, испытать его на пределе возможностей. Однако в инструкциях прописаны случаи, когда это делать необходимо. Например, из-за отказа техники, грозящей неминуемой гибелью пилота.

В лётной практике Юрия Ващука было три аварии, в том числе две с катапультированием. Причём обе произошли в 2002 году.

15 апреля того злополучного года на спортивном Су-29 он проводил исследование возможности полёта со снятым, неуправляемым элероном – рулевой поверхностью крыла, управляющей креном самолёта. Ващук сумел поднять самолёт в воздух, но в полёте машину повело в сторону и «Сушку» закрутило. И он увёл машину в штопор, жёстко приземлившись рядом с взлётной полосой. В итоге у испытателя был сломан палец и разрублена пятка. «Палец сросся, пятку пришили», – улыбаясь, говорит сегодня лётчик, словно речь идёт о пустяковой царапине.

Вскоре он вновь вернулся к летной работе. 19 декабря 2002 года во время испытательного полёта случилась авария на боевом Су-35. Позже специальная комиссия установила, что ЧП произошло не по вине авиатора – при производстве истребителя был допущен технологический брак при обработке оси стабилизатора. Юрий Ващук покинул обречённый Су-35 лишь тогда, когда убедился, что в районе предполагаемого падения борта отсутствуют населённые пункты. 20-тонный самолёт стоимостью около 33 миллионов долларов, способный обнаруживать и сопровождать до 20 целей, а по восьми вести одновременный огонь, упал в 80 километрах от города Раменского, на территории Егорьевского района Подмосковья. А лётчик-испытатель, прижав к себе блок контрольно-записывающей аппаратуры, приземлился в лесу, в пяти километрах юго-восточнее Шатуры.

…Наш земляк приезжал на свою малую родину из города Жуковского. Кстати, в этом подмосковном городке в разное время жили и работали 104 Героя Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического Труда. Такого сонмища кавалеров высших наград нет, пожалуй, ни в одном населённом пункте мира, за исключением мегаполисов. Сейчас, к примеру, его жителями являются 73 героя.

А Юрий Ващук известен среди равных себе ещё и тем, что занимается лётным обучением подростков от 13 до 17 лет ставшего родным для него городка. Специально для этого он купил лёгкий самолёт Bristell NG-5. Недаром же наш земляк возглавляет Федерацию авиамодельного спорта России.


источники:

http://rus.team/people/vashchuk-yurij-mikhajlovich

http://www.ap22.ru/paper/Znamenityy-letchik-ispytatel-Yuriy-Vaschuk-rodilsya-v-Barnaule-i-mnogo-let-spustya-vnov-navedalsya-na-maluyu-rodinu.html