Юрий Сытник Заслуженный Пилот биография

Слова эксперта Сытника, исследовавшего крушение «Суперджета», вызвали недоумение у судьи

Заключение заслуженного летчика Юрия Сытника противоречит документам из материалов дела

«Залетел в грозу, а должен был лететь впереди самолёта». Очередной порцией нелестных оценок действий экипажа «Суперджета», сгоревшего после жёсткой посадки в «Шереметьево» 5 мая 2019 года, разразился эксперт Юрий Сытник. В Химкинском горсуде 6 апреля случилось продолжение самого долгоиграющего за последние годы допроса ценного свидетеля. Между тем, сам эксперт запутался в главном — в оценке действий пилотов в последние мгновения перед ударом лайнера о взлетно-посадочную полосу.

По просьбе защитников подсудимого, капитана погибшего «Суперджета» Дениса Евдокимова, заслуженный пилот Юрий Сытник перечислил ошибки, который по его мнению совершил экипаж во время рокового рейса SU1492 Москва-Мурманск.

— Он знал, что будут мощные грозовые облака. Не принял решение об обходе облака, залез в грозу, — как всегда, эмоционально заявил господин Сытник. — Потом неграмотное решение о возвращении. Я, как летчик, такого бы не сделал. Я бы продолжил полёт. Ничего страшного не происходило, надо было продолжать полёт до Мурманска. Но у него есть такое право — вернуться. Оно записано в Воздушном кодексе. Затем превышение массы на 1600 кг при посадке. Он, сам того не понимая, усложнил себе посадку. Я его за это не осуждаю, он по правилам имел право в таких условиях идти на посадку. Потом, экипаж подал код 7600, отказ радиостанции. Но радиостанция работала. То, что у них не было связи 20 минут, это не причина. Наконец, подали код 7700, аварийная ситуация. Раз уж поставили этот код, то должны были доложить диспетчеру, что именно неисправно. Но единственный отказ, который у них был, — это уход в ручной режим. Автопилот не отказал, он просто отключился. Так всегда бывает при попадании молнии. Ему сам Господь Бог подсказывал — уйди ты в запасную зону, выработаешь топливо, успокоишься. И все бы закончилось разбором в эскадрилье. А они пошли на посадку с превышением скорости на 50 км/ч. Все это говорит, что его психологическое состояние было неудовлетворительным. Капитан должен «лететь впереди самолёта». Должен все просчитывать, что будет с самолетом. А он делал спонтанно, необдуманно.

Вместе с тем, автор летной экспертизы напрочь запутался в том, что же Евдокимов делал с боковой ручкой управления в последние мгновения перед жёсткой посадкой и во время «козления» самолёта. В какой момент он тянул её от себя, а в какой — на себя? Это едва ли не самый важный момент в вопросе вины лётчика: стали ли его взаимоотношения с ручкой управления причиной (или одной из причин) жесткого приземления лайнера? Из-за чего разрушились стойки шасси, пробившие топливные баки? Только из-за действий пилота? Или здесь есть что-то ещё?

К сожалению, финальный день допроса эксперта Сытника (больше заслуженный летчик в Химкинский горсуд — ни ногой) ясности не внёс. Наоборот, только тумана добавил.

Юрий Сытник с завидным упорством твердил ровно то, что ранее написал в собственной экспертизе:

— Перед касанием о полосу он резко задрал нос вверх, а потом за мгновение перед касанием резко опустил его вниз, вдавив самолёт в полотно ВПП, — с надрывом рассказывал Сытник.

Проблема в том, что в деле есть график, на котором точно зафиксированы все действия капитана. И на нём — ровно противоположное тому, что рассказал (и написал в заключении) эксперт. Это смутило даже судью Морозову:

— Мы здесь не эксперты. Кроме, конечно, пилота, который управлял судном. У вас расхождения в том, что вы говорите сейчас и указали в экспертизе, и данных на графике. Чему нам верить? Вот если так, по-простому.

По-простому не получилось. Господин Сытник заверил суд, что на все вопросы он уже ответил ранее, а все проблемы у борта начались из-за слишком большой перегрузки, с которой лайнер зашел на посадку. Она, по данным эксперта, была более пяти процентов. При том что все расчеты при проектировании и испытаниях «Суперджета» проводились с максимальной перегрузкой в 3,75 процента. С такой перегрузкой шасси разрушиться и пробить баки не должны. Максимум сложатся, и всё. А если нагрузка выше? Этого, как отметил эксперт, видимо, никто не высчитывал:

— Дело в том, что шасси рассчитываются на определенную максимальную перегрузку. У «Суперджета» эта перегрузка 3,75. Дальше, с большей перегрузкой, уже не рассчитывается. При перегрузке более 3,75 никакие правила не работают.

Об истинных причинах разрушения шасси и течи в топливных баках должны поведать другие экспертизы. Они есть в деле, исследовать их суду еще предстоит. Тем временем, у адвокатов потерпевших назрели вопросы не только к качеству конструкции самого лайнера в целом и шасси в частности, но и к действиям экстренных служб. В распоряжение адвокатов попало видео, из которого следует, что пожарные прибыли к горящему самолету с задержкой. Кроме того, как рассказал представитель потерпевших Игорь Трунов, спасатели не запенили заранее полосу, что могло бы позволить избежать возгорания и распространения огня, а также не рискнули подняться в горящее судно. Между тем, там могли находиться еще живые пассажиры без сознания.

Юрий Сытник Заслуженный Пилот биография

Российская авиаотрасль может возродиться при финансовых вложениях, но увольнять квалифицированный персонал категорически нельзя, уверен заслуженный пилот Юрий Сытник.

Увольнять диспетчеров крайне недальновидно, без специалистов такого класса авиацию никогда не удастся восстановить, даже если в РФ смогут производить собственные самолеты, заявил заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН».

Государственная корпорация по организации воздушного движения готовится к массовому сокращению диспетчеров и урезанию расходов на персонал на 30-40%. Это следует из распоряжения гендиректора предприятия, сообщают «Известия». Могут быть уволены порядка тысячи авиадиспетчеров, говорится в материале.

«Аэропорт огромный!»: Авиаэксперт успокоил пассажиров из-за закрытия терминала «Шереметьево»

«Эту тысячу диспетчеров не увольнять надо, а обучить какой-то другой профессии. А тех, кто окружает российского президента, гнать в три шеи, потому что у них в мозгах не заточено созидание, у них такое действие, как умножение, вообще отсутствует. Умножение нашего ВВП, нашего благосостояния – этого они не знают. Авиаотрасль связана с государством, нет этой отрасли в государстве! Суперджет (Sukhoi Superjet 100, — прим. НСН), которого 230 машин выпустили, на 80% из импортных комплектующих состоит, летать [за границу] не могут. Выпустили для России самолеты – запчастей нет, половина стоят как доноры. Если мы конфискуем у лизинговых компаний 700 самолетов, зарегистрированных на Бермудах, как мы вылетим за рубеж? В любой точке остановят и скажут – у вас самолеты не ваши, вы ими нечестным путем завладели. Не лизинговая компания отбирала деньги (золотовалютные резервы – прим. НСН)! И даже в Армению, в Казахстан прилетите – арестуют самолеты, чтобы избежать санкций Запада. А на территории России так много диспетчеров не надо. И стюардесс, и пилотов, и техников. Они найдут себя в другой сфере и уже не вернутся в авиацию, потому что это ненадежная отрасль. Это до конца уничтожит нашу авиацию. И даже если мы научимся делать самолеты и как-то помиримся со всем остальным миром, то отрасль будет провальная, опять будут катастрофы, потому что диспетчеры не смогут хорошо руководить. Это очень глупое решение – таких специалистов уволить. Надо сделать так, чтобы они работали по 3-4 часа и получали полную зарплату, а не в офшоры выводить деньги. Тогда всем хватит», — посоветовал специалист.

Сытник добавил, что авиаотрасль разрушена действиями правительства в предыдущие 20 лет.

«Первым делом самолеты»: Российские авиакомпании с 8 марта прекращают международные рейсы

«Получается, что такая сложная профессия, как диспетчер, лишена работы. Если мы возрождаем свою авиацию, которая может подняться, если будет принято политическое решение президентом Владимиром Путиным, который выполняет мою волю как народа – я имею право его спросить, согласно Конституции, что не так? На военно-промышленный комплекс работает треть страны, а для гражданской продукции – совсем ничего? Взяли, бросили выпуск своих самолетов. Даже фамилии их помню: Шувалов, Христенко, Дворкович (бывшие вице-премьеры РФ — прим. НСН)! Я уж не говорю про эту горстку либералов, которые говорили с экранов телевизоров: «Нам не нужна российская авиация. Слишком затратная отрасль, мы всегда продадим нефть и купим». Ребята, кому вы ее теперь продадите? От вашей нефти отказались», — отметил заслуженный пилот.

По мнению бывшего летного директора, кризис с Западом может затянуться, и тогда российская авиация потеряет последний шанс на восстановление, так как Китай, по мнению Сытника, не до конца дружественное России государство.

«Как и кризис с нашими соседями, с Украиной, затягивается, так и затянется кризис с западными странами. Санкции ведь накладываются, потому что мы как государство начинаем подыматься. Такой сосед не нужен ни Европе, ни США. Даже Китай не во всем нас поддерживает. Мы попросили запчастей для самолетов – они сказали «нет». Большой дружбы нет с Китаем. Нам летать за рубеж запрещено, своего парка у нас нет, а уничтожил его кто? Правительство, высшие чины государства. Все эти из гнезда «гайдаровского форума»: собираются, разговаривают о чем-то. Мы вообще что строим? Что за государство?», — возмутился он.

Стоит отметить, что информация об отказе Китая поставлять России авиазапчасти не подтвердилось, а представитель Росавиации, сообщивший об этом, был уволен.

Ранее член Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Виктор Горбачев в разговоре с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» заявил, что в России есть свой парк самолетов, но его необходимо реанимировать, чтобы граждане смогли летать на российских воздушных судах.

Китай забирает себе «подешевевших» пилотов из России

На фоне резкого сокращения числа полётов отечественной авиации российские пилоты начали переходить на работу в зарубежные компании – их приглашают летать в Китай, Южную Корею, Японию и страны Латинской Америки. Лётчики принимают предложения, так как на родине они фактически остались без работы – авиакомпании уже отправляют часть сотрудников в простой. Отъезд столь ценных кадров грозит в будущем обернуться для страны серьёзными проблемами.

Кризис в авиационной отрасли стремительно развился после начала специальной операции на Украине. Страны Евросоюза и Запада начали вводить санкции против России, которые затронули в том числе и сферу авиаперевозок. ЕС закрыл для российских авиаперевозчиков небо, а также запретил новые поставки, техническое обслуживание и страхование самолётов, обязав отечественные компании до конца марта вернуть лизингодателям ранее полученные в аренду лайнеры. Одновременно с этим от обслуживания российских воздушных судов отказались Boeing, Airbus и Embraer.

Решение технических проблем российские власти нашли. Правительство предоставило авиакомпаниям право не возвращать лизингодателям лайнеры или двигатели иностранного производства без решения правительственной комиссии по импортозамещению. Росавиация разрешила входящей в группу «Аэрофлот» компании «А-Техникс» выполнять техобслуживание самолётов Boeing и Airbus.

Однако небо над рядом стран для российских судов по-прежнему закрыто и без работы остаются пилоты и бортовой персонал.

На днях генеральный директор Royal Flight Вадим Михайлов подписал приказ «об объявлении простоя» с 16 марта по 15 мая 2022 года по не зависящей от работодателя и работников причине. Royal Flight является базовым перевозчиком крупного туроператора Coral Travel. Незадолго до этого аналогичное решение приняло и руководство «Уральских авиалиний». Согласно приказу главы компании Сергея Скуратова, снижение издержек потребовалось из-за «сложной геополитической ситуации», закрытия воздушного пространства стран Европы, временного режима использования воздушного пространства на юге России и ограничений на эксплуатацию самолётов.

Должны летать

Как рассказал источник «Октагона» в одной из отечественных авиакомпаний, многие работники сферы остались без работы:

– Пока зарплату платят, но все понимают, что так долго продолжаться не может. Дальнейшие перспективы тоже под вопросом: непонятно, куда летать и на чём летать.

По словам собеседника издания, пилоты активно ищут работу за рубежом, соответствующие предложения начали поступать от перевозчиков из стран Латинской Америки и Китая.

Но нынешние условия заметно отличаются от тех, которые предлагались ранее – работодатели понимают, что лётчикам в РФ выбирать особо не приходится.

По данным главы аналитического агентства «АвиаПорт», в России пилоты некоторых типов современных дальнемагистральных самолётов не смогут найти работу: им предстоит либо переучиваться на управление другими самолётами, либо устраиваться в зарубежные компании.

– Пока в отечественных авиакомпаниях доминирует такой подход: людей не увольняют, персонал выводят в вынужденный простой. Это не требует единовременных выплат, а также позволяет компаниям сократить расходы на фонд оплаты труда, – пояснил «Октагону» исполнительный директор «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Заслуженный пилот России, бывший лётный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник в беседе с изданием отметил, что понимает коллег, которые переходят на работу в зарубежные компании:

«У ребят семьи, ипотеки, различные обязательства, им надо детей кормить, в конце концов. А наши парни работать умеют, это я знаю, недаром их ценят во всём мире. Даже новые лайнеры они зачастую осваивают в числе первых».

Юрий Сытник
заслуженный пилот России

Кроме того, продолжил Сытник, пилоты должны летать, равно как хирург – оперировать, потому что без практики происходят деквалификация и потеря разговорного английского языка. Эксперт добавил, что в советское время даже профильные министры регулярно летали, чтобы не утратить необходимый навык.

– Существует вполне серьёзная угроза, что за время кризиса многие специалисты разъедутся. При этом надо понимать, что пилоты – это штучный продукт, в подготовку которого государство инвестирует немало времени и средств. Готовить дорогостоящих специалистов, чтобы отдавать их за границу, – так себе идея, – считает он.

Тенденцию к переходу лётчиков в иностранные компании в разговоре с корреспондентом издания подтвердил и заслуженный пилот, специалист по безопасности полётов Александр Романов. Он рассказал, что часть персонала ушла в оплачиваемый отпуск, но, если ситуация не поменяется, работодатели могут перестать оплачивать простой. По его данным, пилотов из России ждут в Китае, Южной Корее и Японии.

– Наши пилоты очень котируются за рубежом, хотя есть некоторые вопросы к их английскому языку, но это подтягивается. К сожалению, финансовые условия сегодня стали значительно хуже, чем ранее, – пояснил Романов.

«До текущего кризиса российским пилотам предлагали за рубежом зарплату в среднем в размере 30 тысяч долларов в месяц. В России они зарабатывали в четыре раза меньше. Сейчас таких денег уже, конечно, не платят – всё же понимают, что рыночная ситуация поменялась».

Александр Романов
заслуженный пилот, специалист по безопасности полётов

Представители двух авиакомпаний подтвердили «Октагону», что предлагаемые зарплаты снизились. По их данным, пилотам в среднем обещают от 10 до 20 тыс. долларов. Поскольку лётчики осознают, что другой работы в ближайшее время им найти не удастся, они соглашаются даже на далеко не самые выгодные условия. В случае, если специалист не летает более трёх лет, ему придётся пройти полный комплекс подготовки.

Один из пилотов на условиях анонимности рассказал, что зарубежные работодатели начали экономить и на соцпакетах:

– Раньше условия были более комфортные: и спортзал был включён, и служебное жильё гораздо лучше. Сейчас всё перешло в режим экономии – никто не хочет переплачивать сотрудникам без очевидной нужды. Многие вообще считают большой удачей найти работу в хорошей иностранной компании, конкуренция на рынке серьёзная.

В то же время Олег Пантелеев из «АвиаПорта» отмечает: многие пилоты с удовольствием соглашаются работать на новых условиях – они будут получать зарплату в долларах, что с учётом ослабления рубля для них выгодно.

В Минтрансе пытаются стабилизировать ситуацию, запрещая иностранным авиакомпаниям работать в сфере внутренних перевозок в РФ. «Пускать иностранные авиакомпании на внутренние перевозки в России нельзя, это поставит крест на отрасли», – подчеркнул глава ведомства Виталий Савельев.

Кадровый пробел

Нынешний кризис грозит стать фатальным для нашей страны, опасаются эксперты, ведь ощутимый дефицит квалифицированных пилотов наблюдается в гражданской авиации на протяжении последних лет. Президент Профсоюза лётного состава России Мирослав Бойчук заявлял, что в ближайшие 10 лет нехватка специалистов составит около 550–600 человек, при этом учебные заведения при существующем числе курсантов не смогут перекрыть образовавшуюся кадровую яму. По данным Бойчука, кадровый резерв пилотов в РФ также практически исчерпан.

Выгодоприобретателем станет азиатский рынок авиаперевозок – Китай и страны Юго-Восточной Азии в последние годы стремительно расширяют свой флот.

Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин в беседе с «Октагоном» отметил, что китайские авиакомпании всегда скупали российских пилотов. Сейчас же приглашение отечественных специалистов на работу стало ещё более выгодным из-за возможности предложить им более низкую зарплату.

«Ключевой риск сегодня заключается в том, что за время нынешнего кризиса, который может оказаться длительным, Россия способна потерять столь ценных спецов. Где их взять, непонятно, с учётом того, что система подготовки лётного состава в стране во многом разрушена».

Александр Жилин
руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке

Вместе с тем участники отрасли отмечают, что мощный удар по гражданской авиации был нанесён ещё во время пандемии коронавирусной инфекции. По данным профсоюзов, за время действия ковидных ограничений заработок лётного состава уменьшился приблизительно в полтора-два раза. Тогда же, в 2020 году, из-за спада авиаперевозок не смогли найти работу более 80 процентов пилотов – выпускников учебных заведений гражданской авиации. Об этом на заседании общественного совета при Росавиации сообщала начальник управления государственной службы и кадров агентства Наталья Крупина. Она объясняла, что авиакомпании сократили приём специалистов на работу.


источники:

http://nsn.fm/aviation-and-space/gnat-v-tri-shei-zasluzhennyi-pilot-predlozhil-uvolit-chinovnikov-vmesto-aviadispetcherov

http://octagon.media/istorii/kitaj_zabiraet_sebe_podeshevevshix_pilotov_iz_rossii.html