Юрий Рост Национальность Родители биография

Юрий Рост

Биография

Юрий Рост называл учителями тех, с кем общался, и, следуя совету художника Михаила Чавчавадзе, дружил только с хорошими людьми и, кажется, со всем миром. Одним из близких его знакомых был и «отец советской водородной бомбы» Андрей Сахаров, которому 21 мая 2021 года исполнилось бы 100 лет. Столь значимое событие не осталось без внимания Владимира Познера, через 3 дня пригласившего на свою программу-интервью фотографа, журналиста и писателя и посвятившего выпуск легендарному академику.

Детство и юность

1 февраля 1939 года в Киеве в актерской семье Михаила Роста родился сын Юра. 27 июня 1941 года отец, известный в городе артист, несмотря на имевшуюся бронь и возможность работать в фронтовых бригадах, ушел в армию. Так же поступил и его друг, писатель Виктор Некрасов.

Рост-старший возвратился в украинскую столицу на костылях, и у него долгое время не получалось вернуться к профессии. Вновь на сцену его вывел Борис Барнет в «Подвиге разведчика», а до этого он занимался дубляжом фильмов и вел футбольные репортажи. А сыну, не вылезавшему со стадиона, администратор киевского «Динамо» подарил зеленый мяч, что обеспечило попадание в дворовую команду и место в воротах.

Юрий Рост в молодости / «Новая газета»

Мать — настоящая красавица, обладавшая редким чувством юмора и хорошей памятью, — посвятила себя заботам о тяжелораненом муже, который из-за потери тазобедренного сустава не мог надеть ни носков, ни ботинок, и воспитанию наследника. Последнее сводилось к тому, чтобы тот не забывал стричься и не увлекался, как стиляга, чрезмерным сужением брюк.

Фотографировать мальчик начал с 1946-го на трофейный немецкий аппарат Zeiss Ikon, привезенный дядей, дошедшим до Германии.

«Я больше люблю фотографии довоенные или отцовские военные. Это не парадные фотографии — видно, какие достойные люди. Отец воевал сначала под Киевом, первое ранение, потом вернулся, оказался в ржевском котле, где, на счастье, его, тяжелораненого, успели вытащить до того, когда замкнулся котел и было уничтожено огромное количество советских солдат», — вспоминал Юрий.

В пятом классе подросток с удовольствием посещал клуб собаководов. А после школы юноша, с детства увлекавшийся спортом, подал документы в местный институт физкультуры.

Выпустившись в 1961-м и год протрудившись тренером, парень задумался о факультете журналистики в Киеве. Но в итоге он уехал в Ленинград и стал студентом ЛГУ. В вузе молодой человек получил «последнее классное филологическое образование» благодаря Григорию Бялому, Павлу Беркову, Георгию Макогоненко и Владимиру Проппу.

Творчество

В середине 60-х студент совершил смелый поступок. Он приехал на практику в «Комсомольскую правду» в Москву, имея за плечами единственный рассказ, напечатанный в вузовской стенгазете. Именно в этом издании, где выпускник университета прослужил 12 лет спецкором, он набрался писательского опыта, в том числе у друга Ярослава Голованова.

В 1979-м Юрий Михайлович вписал в профессиональную биографию «Литературную газету», а в 1994-м занял место автора и ведущего телепередачи «Конюшня Юрия Роста». В 2015-м это произошло и в программе «Рэгтайм, или Разорванное время», которую вместе с «Намедни» признали лучшей по итогам года.

Юрий Рост в фильме Георгия Данелии «Фортуна»

В 1995-м Рост вошел в Совет гарантов «Общей газеты», проработав в еженедельнике до 2002-го, а в 1997-м оказался в «Московских новостях». Журналист прославился и как писатель. Он приложил руку к «Эвересту-82», познакомил читателей с «Рэгтаймом», представил «Людей, какими их увидел и описал Юрий Рост» и поведал «Историю любви, рассказанную Еленой Боннэр Юрию Росту».

Уникальные фотографии и тексты об Андрее Сахарове, Петре Капице, Сергее Юрском, Фаине Раневской, Белле Ахмадуллиной, Алисе Фрейндлих, Марине Неёловой образовали «Групповой портрет на фоне века». В 2014-м его дополнил «Групповой портрет на фоне мира» — «книга — событие, настоящий арт-объект».

Талантливый и титулованный фотограф попробовал себя и в роли актера, снявшись в «Насте», «Орле и решке» и «Фортуне» Георгия Данелии и музыкальном фильме по песням Александра Розенбаума «Вальс-бостон». В середине нулевых артист мелькнул в «Кодексе чести», «Садах осенью» и «Шантрапе».

Личная жизнь

В 2014-м бывший коллега Роста по «Московским новостям» Виктор Лошак опубликовал в «Огоньке» поздравительную заметку «Герой своего времени», рассказав об их первой встрече. Автор вспоминал, что тогда его внимание привлекла не «звезда “Комсомолки”», а симпатичная спутница, которых в дальнейшем было немало. Их красота и очарование давали ответ на вопрос, почему Юрий Михайлович однажды был женат, но более так никого и не выбрал.

У мужчины, не любившего откровенничать о личной жизни, в 1971-м родился сын Андрей, подаривший отцу внучку и внука с экзотическими именами.

«К счастью, мой сын Андрей обладает прекрасным чувством юмора, как и мой внук. Андрюша вырос самостоятельным, думающим, очень симпатичным человеком. Я хотел, чтобы он стал журналистом. Сын закончил факультет журналистики, неплохо писал, но журналистика его особо не волновала. Поэтому он занялся своим делом», — рассказывал Юрий Михайлович.

Юрий Рост сейчас

Юрий Михайлович, несмотря на почтенный возраст, и сейчас радует поклонников новыми публицистическими, литературными и фотографическими работами.

В 2021-м лауреат престижных премий выпустил книгу «КРУГ», содержащую истории и снимки выдающихся врачей, спортсменов, ученых, дипломатов, актеров, сделанные, как правило, в непарадной обстановке.

Читатели «Новой газеты» продолжают наслаждаться статьями автора, выходящими в рубриках «Культура» и «Общество» («В отцепленном вагоне», «Месть», «Совершенный человек», «Ангелы жизни на поле смерти», «Наш Сахаров» и другими).

В середине мая знаменитость открыла выставку в Хохловском переулке Москвы, используя исторический центр столицы как «большую коммунальную квартиру для размещения собственных фотографий с текстами».

Юрий Лужков: После дикой расправы надо мной жена стала покупать мне в день рождения комбайны

О троежучье

— Оказывается, вы тот еще жук, Юрий Михайлович!

— В прямом: коротконосый долгоносик. Надо же было такое название дать! Из серии «нарочно не придумаешь».

— Вы об этом… Да, в «Новой газете», с которой много лет дружу и где регулярно публикуюсь, работает невероятно талантливая журналистка Екатерина Гликман. Я познакомился с Катей много лет назад, задолго до ее прихода в редакцию, она дочь известного ленинградского энтомолога.

Какое-то время Катя прожила в Таиланде, ловила там редких жуков. В том числе отыскала в джунглях и трех долгоносиков. Коротконосых. На самом деле они крошечные — по полтора миллиметра. Но новый род. Первооткрыватель имеет право дать находке название. Одного жука Катя нарекла в честь Димы Муратова, главного редактора «Новой газеты», второго — Пети Саруханова, нашего художника, третьего — в мою.

В результате игры с именами получилось некое троежучье. А почему бы, собственно, и нет?

— Так вы вошли в историю животного мира.

— Мне казалось, и раньше пребывал в нем. Как и любой другой человек. Все мы — часть фауны. И, надо сказать, не самая приятная её часть. Слишком много людей злых, агрессивных, готовых убивать не от голода или ради самосохранения, а со скуки. Среди зверей бессмысленная жестокость встречается гораздо реже.

Что касается моих отношений с братьями меньшими, видите на полке скульптурку кошки? Это Дуся. Она прожила в этом доме несколько лет — шесть или семь.

— Замечательный скульптор Георгий Франгулян, создатель, на мой взгляд, лучших памятников в Москве — от Бродского и Окуджавы до монумента жертвам сталинских репрессий. Может, мы до конца не оценили эту стену на проспекте Сахарова, а скульптура — мирового уровня.

Я рассказал Жоре о Дусе, и тот предложил: «Давай сделаю, раз она так тебе дорога». Взял фотоснимок и слепил. Получилось очень похоже. Вылитая Дуся! И в бронзе вышла трехцветной, как в жизни. Умная была — словами не передать.

— Вам ее подарили?

— Сама пожаловала. Лапой открыла дверь и — всё. Приблудилась. Мы сидели с моим близким другом, кровельщиком-энциклопедистом Ваней Духиным. Он сказал: «Раз пришла, пусть живет». Я ответил: «Пусть». Дуся потом крепко подружилась с Иваном Андреевичем.

Когда я уезжал куда-то, они вдвоем оставались. Хотя Дуся была девушкой вольного содержания и поведения, бегала по двору, лазила по пожарной лестнице. Ее в округе все знали, и она всех. А потом Дусю насмерть задрали бездомные собаки, которые еще не так давно обитали в центре Москвы, нападали сворой на жертву. Вот и моя кошка не смогла увернуться, погибла…

— Лет десять назад. Может, больше.

Андрей Битов хотел взять котенка от Дуси, но к тому моменту мы ее стерилизовали.

Она отличалась природной деликатностью, хотя ее воспитанием никто не занимался. Любила ходить по столу, при этом ничего не брала без спроса. Однажды мой друг великий кинорежиссер Отар Иоселиани приехал в гости и остановился здесь пожить, а уже к нему пришли знакомые из Франции. Увидели Дусю и закричали: «Кошмар! Кошка на столе!» На что Отар спокойно ответил: «Это не кошка, а наш товарищ».

Дусе было важно убедиться, что хватит закуски. В том, что выпивки достаточно, она не сомневалась…

Биография

Окончил Киевский институт физкультуры, факультет журналистики Ленинградского государственного университета.

  • В 1967—1979 специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда».
  • С 1979 — обозреватель и фотокорреспондент еженедельника «Литературная газета».
  • С 1994 — автор и ведущий программы «Конюшня Юрия Роста» (до 1997 года на телеканале НТВ, затем на телеканале «РЕН ТВ»).
  • С 1995 — член Совета гарантов еженедельника «Общая газета».
  • С 1997 — обозреватель и фотокорреспондент газеты «Московские новости»

Работал в «Общей газете» до мая 2002 года. В настоящее время — обозреватель «Новой газеты».

О Дусе и Иване

— Если бы видели ее, не спрашивали бы. Как только вошла, стало ясно: Дуся. Чувствовался характер. Иван Андреевич, кровельщик-энциклопедист, часто об этом говорил.

— Извините, что за словосочетание такое странное — кровельщик-энциклопедист?

— Почему странное? Точнее не скажешь. По профессии Духин был кровельщиком, менял железо на крышах, чинил водосточные трубы, зарабатывал этим на пропитание, а знаниями он обладал феноменальными, поэтому энциклопедист. Больше всего времени Иван Андреевич проводил в научном зале Ленинской библиотеки. Ему туда разрешали ходить без пропуска. Он написал две книги, одна из которых посвящена истории колокольных заводов в России. Видите, у меня под потолком висят поддужные колокола? Привет от Вани Духина. Его презент. Он их собирал, реставрировал, потом дарил.

Когда решили заказать новые колокола для храма Христа Спасителя, Ивана Андреевича приглашали в качестве эксперта-консультанта. Прямо в наш двор въехал черный лимузин, Духин на время отложил домино и поехал в мэрию, где объяснил, на какие заводы лучше обратиться. К его мнению не прислушались, ну, Ваня больше там и не появлялся…

Он помогал абсолютно бескорыстно. Помню, как-то в чистый четверг погрузили в мою «Ниву» колокол и отвезли отцу Александру Борисову, настоятелю храма Космы и Дамиана в Шубине. Это напротив здания мэрии, в Столешникове переулке. Еле дотащили! Пуда три весил колокол, не меньше.

Любопытно, что через несколько лет отец Александр вручал Ване премию «Подвижник» и… не узнал его. Иван Духин был скромным человеком, и тогда, подарив колокол храму, сразу ушел, даже не представился. Ваня часто так делал: отреставрирует хоругви, иконы и отдаст…

У него с Дусей сложились особые отношения. Заберутся вместе на крышу дома и лежат, отдыхают. Ваня в ватнике, а рядом кошка… Это называлось счастье.

Кстати, наш двор до сих пор называют Духин сад. Даже специальная табличка висит.

— Если человек любит кошек, он равнодушен к собакам? Как считаете, Юрий Михайлович?

— Ерунда, по-моему. У меня много знакомых, у которых дома живут и те, кто лает и кто мяукает.

Собака требует более тщательного ухода, ее минимум дважды в день надо выгуливать на улице. Не все к этому готовы. С кошками в быту все-таки проще.

— В детстве, в Киеве, у вас не было животных?

— Куда же без них? Строго говоря, перед вами юный собаковод. Правда, старый, в почтенном возрасте. Удивительно, никогда об этом не вспоминал, но вы стали расспрашивать, и я сообразил, что сто лет назад, классе, наверное, в пятом ходил в клуб собаководов на улице Владимирской. Позже ее переименовали в Короленко, затем вернули историческое название. У нас дома жила овчарка. К сожалению, недолго. Не сложилось. Трудно держать большого пса в коммунальной квартире. А ходить в клуб мне нравилось.

Потом родители взяли кошку, но и с ней возникли проблемы: никого не признавала, всех рвала, кусала, царапала. Что-то такое случилось, может, газет советских начиталась…

Пришлось и с ней расстаться.

— Боитесь привязанностей к домашним питомцам?

— Они ведь становятся членами семьи. После Дуси мне подарили канарейку, тоже долго тут жила. И по ней потом сильно скучал. Хотя, конечно, уход Дуси стал для меня потерей, сравнимой с человеческой…

У Сережи Юрского был кот по кличке Осип. Вел себя, как глава рода. И домашние это беспрекословно принимали. Осип сидел на выделенном для него стуле, никто не смел занять это место.

У Георгия Данелия жили сразу два кота. Одного привезли из Болгарии, а второго нашли где-то на улице. Георгий Николаевич любил обоих и страдал, когда котов не стало. Сейчас взяли Басика. Не могу утверждать, но подозреваю, что он назван в честь Олега Басилашвили, с которым Гия очень дружен.

И с четырехлапым Басиком у Георгия Николаевича прекрасные отношения. Кот не отходит от хозяина, постоянно находится рядом. Верный друг!

Сергей Михайлович Бархин, великий сценограф, предпочитает собак небольшого размера. Чтобы можно было взять на руки. А вот у Ольги Барнет, народной артистки России, дочери выдающегося кинорежиссера Бориса Барнета и Аллы Казанской, тоже народной артистки, дома всегда обитали собаки-приблуды, дворняги невероятного фасона, и кошки с непростой судьбой. Они прекрасно сосуществовали под одной крышей!

Награды

  • 1994 — Программа «Конюшня Юрия Роста», наряду с программой «Намедни», телекритиками — участниками телерейтинга газеты «Известия», была признана лучшей программой года.
  • 1999 — Лауреат Царскосельской художественной премии.
  • 2000 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за цикл фотографий «Групповой портрет на фоне века».
  • 2000, «Орден Чести» Грузинской республики.
  • 2001 — Премия «Триумф» за высшие достижения в литературе и искусстве.
  • 2004 — Премия Союза журналистов России «Золотое перо России»[4] за книгу «Люди, какими их увидел и описал Юрий Рост».
  • 2005 — Премия правительства РФ в области печатных средств массовой информации.
  • 2008 — Фотоальбом «Групповой портрет на фоне века» был назван «Книгой года» на XXI Московской международной книжной выставке.
  • 2013 — Диплом «Академии дураков».

О любви и ненависти

— По отношению к животным можно судить о человеке?

— Думаю, нет. Нередко случается, что редкий подлец и отъявленная сволочь обожает кошек и собак. К примеру, у Гитлера была овчарка Блонди, подаренная Мартином Борманом в 1941 году. Она оставалась с фюрером до самого конца, до мая 1945-го.

У Германа Геринга был львенок. Есть фотографии, где они вместе.

Как вы понимаете, собаке абсолютно все равно, что за должность в табели о рангах занимает ее хозяин — начальник он или бомж. Последний даже может получить больше любви. Животные не знают ничего про статус или престиж. Их чувства абсолютно бескорыстны. Грубо говоря, не собачье дело — оценивать хозяев.

Диктаторы часто относятся к животным лучше, чем к подданным. Уж какой свиньей был Калигула, а коня своего любил, ввел Инцитата в сенат. А вот Сталин не держал ни собак, ни кошек. Даже их ненавидел.

Мне рассказывали, будто секретарь ЦК КПСС по идеологии Суслов любил собаку охранника: та была вышколенной и не лаяла на него. Собственный же пес позволял себе тявкать на Михаила Андреевича.

— А вы боитесь собак?

— Некоторых опасаюсь. Есть натасканные рвать людей, бросаться на них. Бойцовые породы мне, мягко говоря, не слишком симпатичны. А вот охотничьих люблю. Особенно дратхааров. Знаете таких? Немецкая легавая.

— Вы охотник, Юрий Михайлович?

— Наоборот — противник этого занятия. Но на охотничьих собак мое отношение не распространяется. Они делают то, что предначертала природа. Помогают человеку, однако сами не ловят и не убивают дичь, лишь ищут ее и приносят трофеи.

Собака верит человеку, ее на многое можно натаскать. Я же помню, какое после Великой Отечественной войны было отношение к немецким овчаркам. На них словно клеймо стояло. Собаки этой породы у многих фронтовиков ассоциировались исключительно с фашистскими концлагерями.

Впрочем, не только у фронтовиков и не только с фашистскими. Наверняка читали «Верного Руслана» Владимова. У книги даже есть второе название — «История караульной собаки»…

С другой стороны, не забуду поразительных пастушьих псов из Новой Зеландии. Я съездил туда еще в советское время в составе делегации, в которую входил председатель крупного колхоза из Эстонии. Нас повезли на овцеводческую ферму. Зашел разговор о поголовье и обслуживающем персонале. Хозяева ответили, мол, десять тысяч овец, десять пастухов и двадцать собак. Эстонец искренне изумился: у него в правлении трудилось под сотню человек. А на новозеландской ферме основную работу выполняли собачки. Небольшие, но невероятного ума. Они творили чудеса, четко различали звуки и жесты, слушали команды, на наших глазах отделили от стада ровно столько баранов, сколько указал пастух. Особенно мне понравилось, что, гуртуя отару, собаки перебегали с места на место по спинам овец. Прыг — и вперед…

Еще сильное впечатление на меня произвели салюки — знаменитые туркменские гончие. Говорят, это древнейшая порода собак в мире, их изображения есть даже в египетских захоронениях. Высокие, стройные, красивые, гордые. А какие быстрые! До семидесяти километров в час разгоняются.

Салюков я впервые увидел в Бадхызе. Это заповедник в Туркмении, который, по сути, сохранил мой друг Юрий Горелов, известный зоолог. Он работал в Бадхызе заместителем директора.

— С людьми салюки ладят?

— Они совсем не агрессивные, детей любят.

В отличие от алабаев. Вроде бы пастушья собака, но зверюга страшная! Когда несколько алабаев идут в твою сторону, на душе становится тревожно.

Как-то я поехал в Узбекистан к еще одному другу, знаменитому спелеологу Гене Пантюхину. Мы вместе спустились в пещеру под Самаркандом. Она была с километр глубиной. В кромешной темноте я прополз на веревках метров сто, поднялся наверх, вернулся в лагерь и там стал дожидаться Пантюхина.

Тот возвращался мимо отары овец, а алабаи не любят, когда кто-то вторгается на охраняемую ими территорию. И вот они двинулись в сторону Гены…

Мы уже хотели бежать на помощь, но Пантюхин, заметив собак, развернулся и о чем-то заговорил с ними. Уж не знаю, какие Гена приводил аргументы, но сила его убеждения была такова, что псы, поджав хвосты, сдали назад. Прислушались, поняли, кто тут хозяин.

Увиденное меня восхитило, потом я написал об этой поездке. Конечно, не о диалоге с собаками, а о погружении в пещеру.

Юрий Рост: личная жизнь (жена, дети)

Журналист, фотограф, телеведущий и писатель Юрий Михайлович Рост (01.02.1939) в представлении не нуждается. Его работы с удовольствием смотрят, слушают, читают, а его как профессионала уважают за ярко выраженную индивидуальность. Сведения о личной жизни Юрия Роста скупы и обрывочны. Известно только, что жена Юрия Роста — это его любимая женщина.

На фото: Юрий Рост

О Валентее и Пальме

— Вы много о чем писали, Юрий Михайлович. В том числе об овчарке Пальме, которая два года ждала на взлетной полосе во «Внуково» улетевшего хозяина… Это же середина семидесятых?

— 1976-й, если точнее.

За эту удивительную историю надо благодарить Вячеслава Валентея, человека удивительной судьбы. В годы Великой Отечественной войны он служил в 63-м гвардейском истребительном полку, был сбит, попал в плен, бежал, выбрался к своим, спустя много лет вернулся в профессию, снова стал летать, правда, в гражданской авиации.

Вячеслав Александрович был командиром «Ил-18», и именно он пришел в редакцию «Комсомольской правды», чтобы рассказать о собаке, которая каждый раз встречает его из рейса. Если бы не Валентей, никто не узнал бы о Пальме. Летчик ходил по шестому этажу и не знал, куда и к кому обратиться. Сначала его хотели отвести к Василию Пескову, главному редакционному специалисту по фауне. Но, как давно подметили коллеги, Василий Михайлович не слишком любил домашних животных, специализируясь на дикой природе.

— Да, Песков настороженно относился к кошкам и собакам.

— А мне кажется, абсолютно нормально. Это весьма распространенное явление среди тех, кто вырос в сельской местности. Василий Михайлович родом из небольшой деревни в Воронежской области. У людей, живущих, что называется, на земле, часто отношение к животным прагматическое, утилитарное.

Расскажу историю из собственного детства. До войны мой отец был ведущим артистом киевского ТЮЗа, имел бронь от призыва, но 27 июня 1941-го добровольцем ушел на фронт. Получил тяжелое ранение под Ржевом, стал инвалидом, однако после госпиталя вернулся на сцену. Левая нога не гнулась в колене, даже на гастроли отец ездил с мамой, она помогала одеваться. А летом мы всей семьей отправлялись в деревню Украинка под Киевом. Раньше та называлась Злодиивка, и в гражданскую войну в ней базировалась банда атамана Зеленого, в которую входило до тридцати тысяч бойцов. Я даже разговаривал с бывшей любовницей Зеленого. Милая беззубая бабушка… Впрочем, речь не о ней.

Мы снимали комнату в обычной крестьянской хате. У Маруси, хозяйки дома, жили пес по кличке Борщ и кот Жора. Котяра был вороватый, вечно таскал колбасу, норовил придушить соседскую курицу. Маруся чудесно говорила по-украински: «Ой, бiда менi з цим Жором!» Никакого трепета перед домашними животными там отродясь не водилось. Собака нужна, чтобы двор охранять, а кошка — мышей ловить.

Теперь возвращаемся к овчарке Пальме и летчику Валентею. Василий Песков не заинтересовался его историей. Может, интуиция подвела или попросту не поверил в услышанное.

— И я сначала тоже.

— Вячеслав Александрович говорил, будто пес провожает и встречает именно «Ил-18». Мне казалось, такого не может быть.

Все же решил съездить в аэропорт, посмотреть своими глазами. Отправились вместе во «Внуково», и там я убедился: сказанное — правда. Техники, заправщики, водители тягачей подтвердили рассказ Валентея.

Строго говоря, то, что собака бегала по летному полю, было нарушением всех правил безопасности, но Пальма вела себя осторожно, к тому же, персонал аэродрома ее оберегал. Лишь спустя время стало понятно, почему собака ждала «Илы». На таком самолете улетел ее хозяин и не вернулся.

Но это выяснилось уже после публикации в «Комсомолке». Заметка получилась небольшой, но вызвала колоссальный резонанс. В редакцию пришло мешков двадцать писем. Очень жалею, что они не сохранились. Были потрясающие истории! Вплоть до рассказов, как в годы войны боевые летчики брали собак в кабины истребителя. Что-то мы, конечно, напечатали в газете, но многое бесследно пропало. Увы.

Написал и хозяин Пальмы. Что это действительно он, определили по детали, которая не упоминалась в заметке. Правый глаз собаки был поврежден, и автор письма указал на это обстоятельство.

— А почему он потом не вернулся за оставленным псом?

— Он улетел работать на Север, проблемы навалились, закрутился, забыл. Знаете, как бывает в жизни. Сначала — одно, потом — другое. Опять же — все люди разные. Не исключаю, хозяин и не вспомнил бы о собаке, если бы не газетная публикация.

Кстати, не факт, что Пальма — настоящая кличка. В письме об этом ничего не было сказано, люди, подкармливавшие собаку в аэропорту, долго перебирали разные варианты, пока не нащупали тот, на который она стала отзываться. Может, ее звали Альма или Алма.

После выхода заметки судьбой брошенного пса заинтересовались не только сердобольные читатели, но и ответственные товарищи. Начались попытки сдать Пальму в приют. Приезжали какие-то молодцы из живодерни, пробовали поймать, но из затеи ничего не вышло. Народ встал на защиту, прикрывал собаку. Да она и сама не давалась, близко никого не подпускала, всегда держала дистанцию.

Могу показать фотографии, сделанные тогда, в 1976-м. Видите? Пальма лежит на расстоянии и готова в любой момент сорваться с места, убежать. А вот и Валентей возле «Ил-18». Хороший дядька, открытый, душевный.

Примечания

  1. Голышак Ю., Кружков А.
    Юрий Рост: Улыбка Санеева (рус.) // Спорт-Экспресс : газета. — 2014. — 7 марта (№ 50 (6409)).
  2. Выход книги «Групповой портрет на фоне века» (неопр.)
    . Эхо Москвы (20 января 2008).
  3. Обращение инициативной группы по проведению Конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма» и письмо деятелей культуры в поддержку позиции Владимира Путина по Украине и Крыму (рус.). Новая газета (13 марта 2014). Дата обращения 30 июля 2020. Архивировано 30 июля 2017 года.
  4. Рэгтайм Юрия Роста. Канал «Культура» начинает показ многосерийного фильма (неопр.)
    . Новая газета (10 октября 2015).
  5. Захарьев, Андрей.
    «Запомните их олауреаченными!»
    (неопр.)
    . Коммерсантъ (2 февраля 2004). Дата обращения 21 ноября 2016.

О Вере и Беляше

— Не спрашивали, почему Вячеслав Александрович не забрал собаку себе?

— А куда бы он ее взял? Летчик! Постоянно в разъездах… Тем более, что желающих и без него хватало.

Настойчивее других оказалась Вера Котляревская из Киева.

— Она вроде бы родственница классика украинской литературы?

— Да, праправнучка Ивана Котляревского, автора «Ене ди»:

«Еней був парубок моторний ї хлопець хоч куди козак, Удавсь на все зле проворний, ЗавзятЄший од всЄх бурлак».

Вера оформила на работе отпуск за свой счет и почти месяц прожила во «Внуково», пытаясь приручить собаку. Поила ее, кормила, старалась завоевать доверие. Постепенно Пальма привыкла.

Расслабленностью собаки воспользовались, дали снотворное. Ради ее же блага. Иного способа транспортировки в Киев, кроме как во сне, не существовало. Добровольно Пальма ни за что не далась бы. А предстояло именно лететь, чтобы успеть, пока лекарство действует.

Но и после переезда приключения не закончились. Когда собака очнулась на новом месте, она не стала проявлять агрессию, но постоянно пыталась сбежать, вырваться на волю. Из-за этого дверь на балкон и окна в квартире держали закрытыми. Чтобы не выпрыгнула. Так продолжалось более полугода.

Потом Пальму повязали, она забеременела, родила щенков и поняла: тут ее дом, из которого не надо никуда убегать.

— Вы навещали подопечную в Киеве?

— Даже документальный фильм сняли. Саша Опрышко был режиссером. У меня есть фото, где мой сын Андрей вместе с Пальмой.

— Потом и художественную картину сделали — «На привязи у взлетной полосы». Реальную историю творчески домыслили: якобы стюардесса, не пустившая собаку в самолет, сжалилась над ней и забрала к себе.

— К этому творчеству отношения не имею. Даже не видел фильма.

Скажу лишь, что жизнь порой дарит такие повороты сюжета — любой сценарист позавидует…

— Сравнительно недавно по мотивам старой публикации вы написали статью «Собака как государство», где, на мой взгляд, сильно польстили последнему, сравнив его с псом, стоящим на страже интересов хозяина.

— Ну, я писал про идеальное государство, то, каким оно должно быть. Но ведь и собаки бывают всякие, в том числе, поганые.

— Хороших больше. В октябре в Челябинске открыли памятник псу по кличке Беляш. Он два года, как и Пальма, не уходил с трамвайной остановки, ожидая хозяина. А тот погиб в аварии. Потом и собаку сбила машина.

Необходимые на скульптуру шестьсот тысяч рублей собирали всем миром. Справились.

— Люди проявили добрые чувства. Ну, и прекрасно. Пусть умиляются! Внуковским начальникам я тоже в свое время предлагал сделать памятник Пальме. Собака могла стать символом аэропорта, его брендом. Такого нет нигде в мире! Мне ответили, мол, сначала нужно провести реконструкцию, а потом думать об остальном. Замылили идею, словом.

Но тут есть и другая тема — о корнях человеческой отзывчивости. Когда-то давно мы говорили об этом с Борисом Грушиным, создателем социологической службы «Комсомольской правды». Почему люди массово бросились спасать именно Пальму, хотя вокруг было столько тех, кому нужна помощь? Начиная с ближайших родственников, заканчивая инвалидами и сиротами. Или вот собрали деньги на памятник… как вы сказали. Беляшу.

Парадокс поведения, о котором психологи, пожалуй, могли бы написать научную работу.

При этом наше общество остается сострадательным. Сужу по благотворительному фонду «Созидание», в попечительский совет которого вхожу. Список нуждающихся очень большой — детдома, приюты, больницы, малообеспеченные семьи… Я собрал для фонда миллионы рублей, продавая свои и чужие работы. Никто не отказал, к кому бы ни обратился. Борис Жутовский, Рустам Хамдамов, Юрий Норштейн, Отар Иоселиани, Гия Данелия, Александр Боровский…

Биография и личная жизнь Юрия Роста, интересные факты и свежие новости

Данные биографии

Юрий Михайлович Рост появился на свет в городе Киев, Украина 1 февраля 1939 года. Родился Юрий в актерской семье. Отец будущей знаменитости служил актером театра, летом 1941 года добровольно ушел на войну. Вернулся он с тяжелыми ранениями. Долго не мог вернуться к профессии. Однако стараниями красавицы-мамы и режиссера Бориса Барнета скоро продолжил карьеру. В первый послевоенный год Михаила Роста увидели в картине «Подвиг разведчика».

На сегодня Юрий рост является известным фотографом, журналистом, писателем, актером. Разведен, есть один сын и двое внуков.

Детские годы и юность Юрия Роста

Ранние детские годы Роста пришлись на военные годы. Отец был на фронте. Вернулся оттуда тяжелораненым. Воспитанием мальчика занималась мама. У нее времени на сына оставалось не очень много. Много сил и времени уходило на уход и восстановление мужа. Супруг сам не мог даже обуваться из-за травмы тазобедренного сустава.

Отец, когда немного оправился, начал заниматься дубляжом кинолент и стал ведущим футбольных матчей. Маленький Юрий постоянно пропадал на стадионе, рядом с отцом.

Кстати, администратор клуба «Динамо» подарил мальчику футбольный мяч. Это обеспечило маленькому футболисту место в дворовой команде. Даже позицию вратаря.

Воспитание сына со стороны матери состояло в том, чтобы наследник не забывал стричься, был сыт, хорошо учился. Еще родители старались привить мальчику хорошие манеры. Не позволяли становиться стилягой. Фотографией Юрий увлекся с семилетнего возраста, как только появился трофейный фотоаппарат Zeiss Ikon – подарок дяди, дошедшего до Берлина.

Из воспоминаний знаменитости выяснилось, что ему больше нравились снимки довоенного времени и фронтовые фото отца. Они естественные, на них видно души запечатленных людей.

Навсегда врезалась в память писателя боевая дорога отца-фронтовика. Сначала он воевал под Киевом. Там получил первое ранение. Вернувшись из госпиталя, был направлен под Ржев. С ржевского котла старшего Роста вытащили еле живым. Как известно, когда фашисты замкнули котел, все кто остался внутри, были уничтожены.

Образование

Несмотря на послевоенные годы, Юрий своевременно пошел учиться. Успевал вполне прилично. Кроме фотографирования увлекался животными. Лет с десяти занимался в школе собаководов.

После школы поступил и успешно окончил Киевский институт физкультуры. Правда, после получения диплома о высшем образовании парень всего лишь год проработал тренером. Ему не давала покоя журналистика. С этой целью Юрий Рост переехал в Северную столицу и продолжил обучение на факультете журналистики Ленинградского государственного университета.

Творческая деятельность

Творческая деятельность молодого Роста началась с середины шестидесятых прошлого века. Можно сказать, послужило этому прорывное решение юноши. Он направился в столичную «Комсомольскую правду» на практику. В копилке у молодого специалиста был всего одно произведение, которое было напечатано в стенгазете учебного заведения.

Как журналиста и телеведущего

Молодой специалист прослужил там спецкором 12 лет. Конечно, за этот срок был накоплен огромный писательский опыт. Затем последовала должность ведущего авторской телепрограммы «Конюшня Юрия Роста».

Спустя два десятилетия Рост стал ведущим авторской программы «Рэгтайм, или Разорванное время». Кстати, работа оказалась, по итогам года, лучшей.

Как актера

Известный фотограф, востребованный писатель попробовал свои силы на поприще кинематографа. Его фильмография включает картины:

  • «Как это делалось в Одессе» — 1991;
  • «Настя» — 1993;
  • «Орел и решка» — 1995;
  • «Вальс-бостон» — 1997;
  • «Фортуна» — 2000;
  • «Кодекс чести 2» — 2004;
  • «Сады осенью» — 2006;
  • «Шантрапа» — 2010.

Как писателя

С 1995 года знаменитость является членом совета гарантов «Общей газеты». Затем писатель трудился в «Московских новостях». До 2002 работал служащим еженедельника. Журналист стал известен и как писатель. Его перу принадлежат наиболее популярные произведения:

  • «Эверест-82»;
  • «Рэгтайм»;
  • «Люди, какими их увидел и описал Юрий Рост»;
  • «История любви, рассказанная Еленой Боннэр Юрию Росту».

Библиография

Всего библиография знаменитости включает более десятка произведений:

  • «Десять новелл о Ленинграде» — 1977;
  • «Эверест-82» — 1984;
  • «Армянская трагедия» — 1990;
  • «Люди, какими их увидел и описал Юрий Рост» — 2004;
  • «Групповой портрет на фоне века» — 2007;
  • «Стихи автоответчика» — 2008;
  • «Групповой портрет на фоне мира» — 2014;
  • «Рэгтайм» — 2016;
  • «Сахаров. «Кефир надо греть»: История любви, рассказанная Еленой Боннэр Юрию Росту» — 2018;
  • «Мир искусства Юрия Роста» — 2019.

Личная жизнь

Про личную жизнь знаменитости известно не очень много. В молодости его часто видели с самыми красивыми женщинами. Между тем, писатель был женат лишь один раз, но развелся. Больше никого под венец не водил.

У знаменитого писателя имеется наследник – сын Андрей, которому сейчас 52 года. У Андрея растут дочка и сын. Про наследника писатель говорит, что он юморной, разумный. Это же качество унаследовал и внук. Сын вырос достойным человеком, окончил вуз по специальности «Журналистика». Между тем, эта профессия не соответствовала устремлениям молодого человека. Андрей выбрал дорогу предпринимателя.

Любопытные факты

На малую родину Юрий с семьей вернулись зимой 1944 года. Столица Украины была освобождена осенью 1943 года. До этого скитались по просторам страны. Жили на Урале, Златоусте, Уфе. Там отец писателя лечился от ранений. С драмтеатром уезжали в Грозный. К слову, там Юрий Лавров подарил мальчику игрушечный кинжал, произведение ненастоящей мастерской.

Знаменитость стал главным героем выпусков:

Зрители были единодушны, оценивая всех участников программ как несравненные.

Известный материал писателя «Два года ждет», который увидел свет в 1976 году, стал основой картин:

  • «На привязи у взлетной полосы» — 1989 год;
  • «Пальма Александра Домогарова-младшего» — 2021 год.

Юрий Михайлович Рост также на постоянной основе занимается благотворительностью. Писателю нравится ездить по миру. У него неплохая коллекция трубок для курения.

Интересно! Дебютный материал в «Комсомольской правде» молодой писатель посвятил 22 июня.

Юрий Рост сейчас

Юрий Михайлович Рост и сегодня радует поклонников свежим контентом. Это касается публицистики, литературы и фотографии. В 2021 году из-под его пера вышло издание «КРУГ», в котором собраны материалы про известнейших людей Советского Союза и современной России.

Любители издания «Новая газета» с нетерпением ждут от писателя материал, который печатается в разделах «Культура» и «Общество». Из самых популярных можно перечислить:

  • «В отцепленном вагоне»;
  • «Месть»;
  • «Совершенный человек»;
  • «Ангелы жизни на поле смерти»;
  • «Наш Сахаров» и другие.

Весной 2021 года знаменитый фотограф организовал выставку собственных фотографий с текстами. Экспозиция была развернута в Хохловском переулке Москвы.


источники:

http://alexgitara.ru/znamenitye-lyudi/yurij-rost-zhena.html

http://100biografiy.ru/iskusstvo/yurij-rost