Юрий Ракша биография Для Сочинения

Краткая биография Юрия Ракши для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

Краткая биография Юрия Ракши

Советский художник-постановщик и живописец Юрий Ракша (Теребилов) родился 2 декабря 1937 года в Уфе. Когда мальчику исполнилось всего два года, его отец отправился на финскую войну, поэтому Юрий воспитывался одной лишь матерью.

Учёбу в школе он совмещал с занятиями в изостудии при ДК имени Калинина. В 1950 году после возвращения отца семья Теребиловых переехала на Украину, но через три года снова вернулась в Уфу.

Окончив восемь классов, Юрий самостоятельно отправился в Москву. Там он поступил в художественную школу при институте им. В. И. Сурикова, а после стал студентом ВГИКа (1957–1963).

Женившись в 1962 году на Ирине Ракше, Юрий решил взять себе её фамилию. Оставшись с супругой после окончания института в Москве, он получил должность художника-постановщика на «Мосфильме». Первой киноработой Ракши стала картина «Время, вперёд!» (1965). Художник также трудился над созданием лент «Дерсу Узала» (1975) и «Восхождение» (1976).

За свою жизнь Ракша написал более двухсот живописных картин, создал множество графических работ и иллюстраций. К числу наиболее известных его произведений можно отнести «Воскресение» (1968), «Моя мама» (1969), «Подснежники» (1969), «Тыл» (1970), «Уральские горы» (1972), «Писатель Василий Шукшин» (1973), «Васильки. Лето» (1974), «У ручья» (1975), «Автопортрет» (1976), «Земляничная поляна» (1977), «Триптих, посвящённый 600-летию Куликовской битвы» (1980).

Юрий Ракша скончался от лейкоза 1 сентября 1980 года в Москве. На тот момент художнику было всего 42 года.

Проводы ополчения картина Ю. Ракша

Описание картины советского художника Юрия Ракши «Проводы ополчения». Сочинение по картине для 8 класса.

Кто написал картину «Проводы ополчения»

Автором картины является художник Юрий Михайлович Ракша (1937-1980). Являлся не только живописцем, но и художником-постановщиком кино. На его счету более 200 картин. Одной из самых известных является «Поле Куликово», которая разделена на три части (триптих): «Благословение на битву», «Предстояние» и «Проводы ополчения». Картина стала настолько известной, что сегодня её изучают в школах и пишут по ней сочинения. Является ярким примером мастерства советских художников, предметом изучения истории, а также отсылкой к героизму и мужеству русского народа.

В каком году написана картина «Проводы ополчения»

Картина была написана в 1980 году, в год смерти художника. Стала картиной, которая, наряду с рядом других произведений, прославила его имя и великолепное мастерство в веках.

Проводы ополчения описание картины

«Проводы ополчения» — правая часть триптиха «Поле Куликово». Триптих относится к исторической битве на Куликовом поле. 8 сентября 1380 года здесь сошлись русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389) и войско Золотой орды под предводительством Мамая. Татаро-монголы в Куликовской битве потерпели поражение. Но триптих Юрия Ракши демонстрирует не саму битву и не её исход, а то, что происходило перед сражением.

Такой подход к работе сделал её ещё более драматичной для зрителя. Здесь мы можем увидеть князя, воинов и провожающих их в последний бой. Работа поражает трагизмом происходящего, когда воины готовятся к битве, из которой многие уже не вернутся. На картине они ещё живые, полные сил и ненависти к врагу, готовые сломить вражескую силу и подарить русскому народу свободу. Но вскоре уже многие из них полягут в кровавой битве и останутся на поле боя. Другие же выйдут из битвы победителями, разгромив золотоордынцев.

Пожалуй, самая трагическая часть триптиха — правая «Проводы ополчения». Здесь мы можем увидеть душераздирающий момент, когда жёны, матери, дети, отцы провожают своих сыновей, мужей, отцов в последний путь. Все они понимают, что из такой битвы вернутся домой далеко не все, и их родные могут оказаться в числе тех, кто сложит голову на Куликовом поле.

В центре внимания здесь не воины, а провожающие на битву. Сами воины, пешие и конные, представлены на заднем плане и будто в туманной дымке. Здесь они являются лишь образом героя и павшего воина, память о котором не забудется никогда. На переднем же плане родные воинов-освободителей.

В центре группы людей мы можем увидеть беременную женщину в дорогом одеянии. Судя по всему, это супруга князя Дмитрия Ивановича, которого позже, за победу в Куликовской битве, окрестят Донским. Супругой князя Дмитрия была Евдокия Дмитриевна (1353-1407), которая родила ему 12 детей. Евдокия держит левой рукой за плечо мальчика, понурившего голову, другую руку положила на живот. В отличие от плачущих вокруг людей, её лицо гордое и смиренное. Несмотря на то, что её сердце разрывается от горя, она продолжает держаться, как того подобает княгине, своим видом показывая уверенность в победе русского войска и нерушимую веру в непобедимость русского духа.

Рядом с ней сидит маленькая девочка. Она собирает цвета на поляне. Девочка с цветами является символической фигурой. Цветы в её руке — как дань памяти тем, кто уже не вернётся, но подарит избавление от татаро-монгольского ига. По другую сторону от княгини — убитая горем женщина. Её уже не держат ноги, она села прямо на землю и схватилась за голову. Ощущение предстоящей трагедии повергли её в состояние ужаса.

Позади княгини стоит заплаканная женщина, которая прижимает к груди испуганного ребёнка. По правую руку — старая женщина, чья-то мать, которая уже не может плакать и с горем в глазах смотрит на уходящих воинов, среди которых есть её сын или даже сыновья. Позади неё седой старик с палкой. Рядом молодая девушка, которая крестится и кланяется вслед уходящим в бой, благословляя их на победу.

Проводы ополчения план сочинения 8 класс

  1. Автор
  2. Сюжет картины
  3. Первый план
  4. Второй план
  5. Какие ощущения вызывает картина

Сочинение по картине Проводы ополчения 8 класс

Триптих «Поле Куликово» написал известный советский художник Юрий Михайлович Ракша в 1980 году. Картина стала настоящим шедевром русской живописи и примером мужества и отваги русских воинов, одержавших победу над татаро-монгольским игом во время битвы на Куликовом поле.

В центре сюжета трёх частей триптиха — подготовка к бою на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Юрий Ракша решил написать не саму битву и не её исход, а ту атмосферу, которая царила перед битвой. Настроение картины — ожидание кровопролитной схватки. Острое ощущение, что воины, которые уже готовы выйти против мощного врага, вступают в свой последний бой и многие уже не вернутся домой, сложат свои головы за Родину, но одержат победу и прославятся в веках.

Здесь мы рассмотрим правую часть триптиха, которая имеет название «Проводы ополчения». Две другие — «Благословение на битву», «Предстояние». В центре внимания, на первом плане, группа людей, которые провожают воинов. В группе мы можем увидеть жён, матерей, детей. Их настроение преисполнено неутешимым горем. Они понимают, что могут не дождаться своих родных, так как битва будет не на жизнь, а на смерть.

В центре группы стоит княгиня, супруга князя Дмитрия, которого после победы в этой битве назовут Донским. Княгиня в положении, держит одной рукой за плечо своего сына. Её лицо полно стойкости. Своим видом она подаёт пример всем окружающим, что необходимо верить в непобедимость русских воинов. Она провожает ополчение на битву, понимая, что многих видит в последний раз. Они сложат головы за свою Родину, но обязательно придут с победой, как это и было всегда.

Рядом с княгиней сидит девочка. Она собирает цвета на пригорке. Девочка ещё очень мала, чтобы понять, какая трагедия происходит перед её глазами. Цветы в её руках, как символ того, что скоро цветы понесут на могилы погибших. По правую сторону — убитая неутешимым горем женщина, которая села на землю, так как её уже не держат ноги. За спиной княгини женщина в чёрном одеянии, которая крепко прижимает мальчика. Её траурный вид символизирует, что скоро матери потеряют детей, жёны станут вдовами, дети останутся сиротами. В коричневом одеянии, прислонив руку к губам, стоит чья-то мать, провожающая сыновей на войну. За ней стоит седой старик с клюкой. Судя по всему, старик является слепым, и только поэтому его нет среди тех, кто идёт на битву. Замыкает группу людей девушка, которая кланяется и крестится вслед уходящему русскому войску.

На заднем плане само войско. Воины написаны будто в какой-то дымке. С одной стороны, Юрий Ракша сделал это для того, чтобы не отвлекать взгляд зрителя от основной сцены на переднем плане. С другой стороны, в дымке воины выглядят словно призраки великих героев, которые не пощадили своей жизни на служение Отечеству.

Позади всей процессии — каменная стена города. Из ворот крепости продолжает выходить неисчислимое войско.

Картина пронизана острым ощущением наступающего горя. Воины уходят в бой с очень сильным врагом, и остановить эту войну уже не в силах никто. Их родные вынуждены смириться с тем, что уже скоро на Куликовом поле прольётся кровь, возможно, кровь их сыновей, мужей, отцов.

У зрителя, при виде этой картины, просыпается гордость за мужество русских людей. Перед лицом любой опасности они готовы выступить на защиту Родины. На нашу страну выпало немало войн, все мы знаем и помним о них. И в этой картине представлена вся боль от того, с какими чувствами провожают воинов в кровопролитный бой их матери, отцы, жёны, дети.

Ракша Юрий Михайлович (Raksha Yuri Mikhailovich).

По датам рождения
Родившиеся в январе
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в феврале
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
29

Родившиеся в марте
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в апреле
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Родившиеся в мае
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Родившиеся в июне
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Ракша Юрий Михайлович.

Юрий Мефодьевич Теребилов

2 декабря 1937 ( 1937-12-02 )

1 сентября 1980 ( 1980-09-01 ) (42 года)

Москва, РСФСР, СССР

пейзаж, портрет; художник-постановщик кино

Юрий Михайлович Ракша
Ю. Ракша. Воспоминания о Приморье (Автопортрет; 1976)
Имя при рождении:
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Учёба:
  • художественная школа при институте им. В. И. Сурикова;
  • художественный факультет ВГИК

Юрий Михайлович Ракша (имя при рождении: Юрий Мефодьевич Теребилов; 2 декабря 1937 — 1 сентября 1980) — известный советский живописец, художник-постановщик кино.

  • Биография
  • Творчество
  • Выставки
  • Интересные факты
  • Библиография
  • Примечания
  • Ссылки

Юрий Михайлович Ракша (Теребилов) родился в городе Уфе в рабочей семье. Мать, Зоя Дмитриевна Теребилова (девичья фамилия — Треньхина; дед — казак Дмитрий Треньхин), работала разнорабочей на фанерном комбинате. Отец, Мефодий Артемьевич Теребилов, родом с Украины. Его семья была раскулачена и переехала жить в Белебей (Башкирская АССР). Там он устроился работать закупщиком в Торгсин. Ездил по деревням, меняя вещи и продукты на золото и драгоценности. Родители поселились на Цэсовской горе (ул. Ш. Руставели) в разгар строительства там новой промзоны.

Мефодий Артемьевич записал в свидетельстве о рождении сына отчество Михайлович, так как его самого в быту все звали Михаилом. Сестру Юрия, Валентину, записали уже по документам, поэтому она получила отчество Мефодьевна.

В 1939 году отца забрали на финскую войну. Перед Великой Отечественной войной Мефодий Артемьевич вынужден был оставить семью на десять лет и всё детство Юры прошло без отца.

В Уфе Юрий пошёл учиться в школу, летом пас коз.

С десяти лет Юрий занимался в уфимской изостудии ДК имени Калинина под руководством художника Г. В. Огородова.

В 1950 году отец увёз семью на Украину, куда его перевели служить с Сахалина. Вернулись в Уфу через три года. После 8-го класса Юра самостоятельно отправился учиться в Москву. В Москве поступил в среднюю художественную школу при институте им. В. И. Сурикова. Школу окончил с серебряной медалью.

В 1957-1963 годах Юрий учился на художественном факультете ВГИКа. После окончания учёбы он работал художником-постановщиком на Мосфильме. Во время учёбы, в 1962 году Юрий женился на студентке сценарного факультета Ирине Евгеньевне Ракше. Взял фамилию жены. Не имея средств на существования кроме стипендии, работал грузчиком на станции Москва-Сортировочная.

Первая работа в кино — «Время, вперед!» (1965, совместно с А. Фрейдиным), в дальнейшем он оформил более 10 художественных фильмов. Работал с режиссёрами: М. А. Швейцером, Моносарова, А. Куросавой («Дерсу Узала»). Снимал с режиссёром Ларисой Шепитько, как художник-постановщик, фильм «Восхождение».

Ракша Юрий путешествовал в дальневосточной тайге, на площадках нефтяников, у геологов, на Байкало-Амурской магистрали. Он делал наброски, зарисовки и потом, возвратившись в Москву и обдумав увиденное, писал свои произведения (картина Разговор о будущем.1979, х. м. 120X150). Юрий Ракша создал более двухсот живописных полотен, множество графических работ, сотни эскизов к фильмам, проиллюстрировал около двадцати книг.

Умер в 1980 году от острой формы лейкоза в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Семья: жена Ирина Евгеньевна, писатель, и дочь Анна. Сестра — искусствовед Валентина Мефодьевна Сорокина (Теребилова) (1940 г. р.), главный хранитель Художественного музея им. М. В. Нестерова (Уфа).

Картины Ракши (более 200) хранятся в Третьяковской галерее, Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова, частных собраниях.

Наиболее известные картины: «Воскресение» (1968), «Тыл» (1970), «Зимний полустанок» (1968), «Подснежники» (1967-1969), «Моя мама», «Современники», «Наша буровая», «Разговор о будущем», «Моя Ирина», «Продолжение», «Земляничная поляна» (1977), «Писатель Василий Шукшин» (1973), «Поэт Арсений Тарковский» (1978), «Рожденным — жить»; триптих «Поле Куликово» («Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние») (1980).

При жизни Юрий не провёл ни одной своей персональной выставки. Все состоялись после его смерти.

Работы Юрия Ракши экспонировались на девятнадцати выставках, в том числе и персональных, в городах и странах: Москва, Ленинград, Загорск, Иркутск, Париж, Лондон, ГДР, Монголия, Польша, Голландия, Токио.


источники:

http://art-assorty.ru/62773-provody-opolcheniya-raksha.html

http://famous-birthdays.ru/data/02_dekabrya/raksha_yurij_mihajlovich.html