Юрий Поляков Писатель биография Личная

Юрий Поляков

Биография

Юрий Михайлович ПОЛЯКОВ (12.11. 1954) — известный русский писатель, общественный деятель, журналист. Один из самых читаемых авторов России, прозаик, публицист, драматург и поэт, чьё творчество вот уже сорок лет привлекает к себе всеобщее внимание. Поляков — член Союза писателей СССР с 1981 года. Кандидат филологических наук, почетный профессор МГОУ.

Юрий Поляков родился в Москве, в рабочей семье. Окончил факультет русского языка и литературы МОПИ им. Крупской (ныне МГОУ), где защитил диссертацию по фронтовой поэзии (1981). Дебютировал в литературе как поэт в 1974 году, а после выхода первой книги «Время прибытия» (1980) и цикла «Непережитое» (1979) он стал одним из лидеров своего поэтического поколения. Тогда же Поляков стал лауреатом премий имени Маяковского (1980) и Московского комсомола (1983). Наряду со стихами в этот период он занимался исследованиями советской фронтовой поэзии и писал прозу, вскоре сделавшую его знаменитым

Художественное мастерство, виртуозная работа со словом, уникальное чувство юмора, четкая гражданская позиция, социальная острота, — все эти черты, присущие Юрию Полякову, проявились уже в его первых повестях «ЧП районного масштаба» (1981,1985) и «Сто дней до приказа» (1980, 1987). Вышедшие миллионными тиражами в журнале «Юность» (первая после четырехлетнего цензурного запрета, вторая после семилетнего сопротивления военной цензуры), эти произведения оказались в центре бурных дискуссий периода гласности. Поляков первым заговорил о перерождении, обюрокрачивании комсомола, шире – власти, и неуставных отношениях — «дедовщине» в армии. Обращение к табуированным темам, психологизм и свежий язык этих повестей сразу поставили Полякова в ряд самых известный советских писателей. С. В. Михалков даже назвал своего молодого собрата по перу «последним советским классиком». За повесть «ЧП районного масштаба», вскоре экранизированную и инсценированную (со спектакля «Кресло» начиналась знаменитая «Табакерка»), автор был удостоен премии Ленинского комсомола (1986).

В известных повестях «Работа над ошибками» (1986) и «Апофегей» (1989) оттачивается творческий метод писателя, названный критиками «гротескным реализмом». Знаменитая повесть «Парижская любовь Кости Гуманкова» (1991) развивает эту тенденцию, а памфлет «Демгородок» (1993) становится первой в отечественной литературе сатирой на постсоветскую Россию в жанре антиутопии. В то время, когда собратья по перу были увлечены дозволенным разоблачением предыдущего периода истории, Поляков одним из первых взглянул на уходящую советскую натуру с ностальгической иронией, что на фоне тогдашних настроений вызвало гнев критиков и очередное признание читателей. Он вновь оказался оппонентом официальной, на сей раз либеральной, идеологии. В одной из самых своих популярных книг — романе-эпиграмме «Козленок в молоке» (1995) Поляков дает ироническую картину жизни творческой интеллигенции, показывая, как формируются виртуальные «таланты» в литературе. Наиболее значительным произведением Ю. Полякова на рубеже веков стал семейный роман «Замыслил я побег. » (1999), охватывающий тридцать лет жизни страны и серьезно повлиявший на становление «нового реализма» в отечественной словесности. По мнению критиков, этот роман — одна из вершин отечественной реалистической прозы конца века.

В первые два десятилетия нового века Юрий Поляков плодотворно работал как прозаик. Он опубликовал цикл «Плотские повести» (2001), вышли в свет роман «Грибной царь» (2004), ироническая эпопея «Гипсовый трубач» (2008 -2012), роман «Любовь в эпоху перемен» (2015), ретро-роман «Веселая жизнь, или Секс в СССР» (2019), в которых широко изображена и подвергнута глубокому художественному анализу жизнь российского общества за почти полвека.

Почти вся проза Полякова экранизирована, снято более 10 полнометражных и телевизионных фильмов, в том числе: «Работа над ошибками» (1987), «ЧП районного масштаба» (1988), «Сто дней до приказа» (1989), «Левая грудь Афродиты» (1999), «Игра на вылет» (2000), «Замыслил я побег. » (2003), «Козленок в молоке»(2004), «Парижская любовь Кости Гуманкова» (2006), «Небо падших» (2012), «Грибной царь» (2013) и др. Поляков — соавтор сценария известного фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1997).

Юрий Поляков – ведущий современный драматург, его пьесы с успехом идут в Москве, театрах страны от Владикавказа до Владивостока, в СНГ и дальнем зарубежье, собирая полные залы. Наиболее популярны комедии и мелодрамы: «Смотрины» («Контрольный выстрел»), «Халам-бунду, или Заложники любви», «Левая грудь Афродиты», «Хомо эректус», «Женщины без границ», «Одноклассница», «Как боги», «Чемоданчик», «Золото партии» и др. Как театральный писатель, он продолжает лучшие традиции отечественной драматургии, противостоя разрушительному влиянию «новой драмы». В 2015 и 2019 гг. в Москве проходил Международный театральный фестиваль «Смотрины», целиком посвященный драматургии Ю. Полякова.

Произведения Полякова переведены на многие языки стран ближнего и дальнего зарубежья, включены в школьные и вузовские курсы современной российской литературы. Его творчеству посвящены сборники статей «Моя вселенная – Москва» (2014), «Испытание реализмом» ((2014), монографии «Феноменлогия литературного письма. Юрий Поляков» А. Большаковой (2004), «Последний советский писатель» О. Яриковой (2015), «Текст, контекст, подтекст. Записки семинара» М. Голубкова (2019).

За сорок пять лет работы в литературе писатель выпустил около 150 книг (включая переводы и переиздания), вышли в свет также: «Избранные сочинения» в 2-х томах (1994), «Собрание сочинений» в 3-х томах, (1997), «Собрание сочинений» в 4-х томах (2001), «Собрание сочинений» в 5-ти томах (2004). В настоящее время в АСТ осуществляется издание 12-томного собрания сочинения. Выпущен восьмой том.

Юрий Поляков – яркий публицист, в своих статьях и эссе он осмысливает происходящие в России духовные и социально-политические процессы. Многие его оценки, формулы, а также неологизмы стали широко популярны и вошли в национальный интеллектуальный обиход. Свою публицистику автор объединил в книги: «От империи лжи — к республике вранья» (1997), «Порнократия» (2000), «Россия в откате» (2008), «Лезгинка на Лобном месте» (2013), «Левиафан и Либерафан» (2015), «Перелетная элита» ( 2017), «Зачем вы, мастера культуры?» (2020) и др. В 2018-м Поляков выпустил в свет обширное эссе «Желание быть русским. Заметки об этноэтике», посвященное «русскому вопросу» и вызвавшее разноречивые отклики – от восторженных до негодующих. В 2020 году вышло третье, значительно расширенное и дополненное издание.

Свои стихи, прозу, публицистику Поляков на протяжении трех десятилетий печатал в «Литературной газете», с которой сотрудничает с 1979 года. Став в 2001 году главным редактором «Литературной газеты», 33-м по счету, он способствовал превращению «детища Пушкина» из «либерального гетто» в острое полифоническое издание, открытое всем направлениям мысли, но с традиционным для России преобладанием государственно-патриотического взгляда на культуру, политику, экономику и социум. Под его руководством ЛГ снова стала ведущим культурологическим еженедельником страны. В 2017 году писатель покинул пост главного редактора, не согласившись с установкой на принудительную либерализацию курса газеты.

Ю.М. Поляков — активный общественный деятель, более десяти лет он входил в Совет при Президенте РФ по культуре и искусству, являлся членом Общественной палаты, возглавлял Общественный совет Министерства культуры РФ, был заместителем председателя Общественного совета при Министерстве обороны. В настоящее время он входит в попечительский совет Патриаршей литературной премии, в совет по культуре Госдумы, в Общественные советы Министерства культуры и Министерства обороны РФ, является членом президиума Общества русской словесности.

Ю.М. Поляков удостоен многих литературных и общественных наград. Он — лауреат премий Правительства РФ и Москвы в области литературы и искусства, обладатель Большой Золотой Бунинской медали и многих других литературных премий – имени Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Аксакова, Розова, Негоша и др. Он кавалер орденов «Дружбы», «Почета», «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени.

Живет в Москве, в Переделкине. Женат. Имеет дочь, внука и внучку.

Юрий Поляков

Биография

Современная мировая литература, и российская в частности, заполнена писателями-однодневками, но при этом испытывает дефицит качественных произведений, поднимающих актуальные темы. А еще 38 лет назад в выпуске «Московского комсомольца» появилось небольшое стихотворение никому тогда еще не известного поэта Полякова Юрия. Талант молодого поэта оценили и читатели, и литературные критики, поэтому уже в 1982 году молодой человек регулярно печатался в литературных изданиях.

Детство и юность

Поляков Юрий Михайлович родился в простой московской семье 12 ноября 1954 года. Михаил Тимофеевич Поляков работал на заводе электромонтером, а Лидия Ильинична по специальности технолог. Еще ребенком мальчик любил читать, в подростковом возрасте начал писать стихи. Биография писателя не раскрывает факты о его детстве, поэтому о том, как рос Юрий, практически ничего не известно.

Писатель Юрий Поляков

Литературный талант одаренного парня открыла его учительница русского языка и литературы. Учитывая способности и склонности юноши, с будущей профессией он определился легко. Окончив школу, Юрий поступил в Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской (сейчас Московский государственный областной университет).

Еще студентом Юрий преподавал русский язык и литературу в московской школе. А в 19 лет Поляков записался в Литературную студию при Московском городском комитете Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи в Москве.

Юрий Поляков в молодости (слева)

Получив диплом по специальности русская филология, молодой человек читал курс русского языка и литературы в специальном общеобразовательном учреждении для работающих молодых людей – школе рабочей молодежи. Но вскоре Юрий отправился в армию. Во время службы цепкий взгляд и критичный ум начинающего писателя отмечали все недостатки воинской службы Советского Союза.

В первую очередь поразил Юрия уровень дедовщины в российской армии. Срочную воинскую службу Поляков проходил заряжающим самоходную артиллерийскую установку «Акация» в Группе советских войск в Германии – оперативно-стратегическом формировании войск Вооружённых Сил СССР. Тогда в его голове уже зрел образ будущего произведения.

Литература

Посетив семинар советской поэтессы Ларисы Николаевны Васильевой, Юрий начал оттачивать свое мастерство в написании стихов. Прозе начинающий писатель учился у Вадима Витальевича Сикорского. В 1974 году, когда Юрий еще был студентом филологического факультета, в ежедневном периодическом издании «Московский комсомолец» опубликовали первое стихотворение Полякова, а спустя три года в этой же газете вышел уже целый цикл стихов молодого поэта.

Писатель Юрий Поляков

Во время службы в рядах советской армии Юрий вынашивал идею будущей повести, однако, вернувшись в Москву, устроился в школьный отдел Бауманского районного комитета комсомола, отложив на время литературное творчество. Но проработав всего один год, Поляков стал корреспондентом еженедельной газеты правления и парткома писательской организации Союза Писателей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Москве «Московский литератор».

Со временем талантливый журналист занял должность главного редактора. В 1979 году Юрий начал сотрудничать с общественно-политическим еженедельником «Литературная газета». Работая в публицистике, Поляков не оставлял планов на литературную деятельность. В 1979 году Юрий опубликовал первый поэтический сборник «Время прибытия», а спустя два года вышла книга стихов «Разговор с другом». Но стихи не принесли долгожданной популярности автору.

Книги Юрия Полякова

Еще в начале 1980-х годов Юрий сел за свою первую серьезную работу «Сто дней до приказа». Идею произведения Поляков вынашивал еще со времен службы в армии. В основу повести легла основная на тот момент социальная проблема советской армии – дедовщина. Несмотря на очевидную художественную ценность произведения, военная цензура не пропустила его в печать.

Только в 1987 году, в период нестабильной политической ситуации в стране, после инцидента с немецким самолетом, севшим в самом центре Москвы, Андрей Дмитриевич Дементьев – главный редактор литературно-художественного журнала «Юность» принял решение опубликовать повесть Полякова. На возражения цензоров Дементьев ответил в резкой форме, напомнив о событиях с немецким самолетом, послуживших провалом советской армии.

Юрий Поляков

В 1990 году на телевизионные экраны вышел фильм режиссера Хусейна Эркенова, в основу которого легла повесть Юрия. Однако сам автор оценил его невысоко, заявив, что он снят не реалистично, а в стиле сюрреализма. Двумя годами ранее «Ста дней до приказа» в том же издании опубликовали повесть «ЧП районного масштаба», которая также была экранизирована.

Став популярным, Юрий Михайлович в 1990-х годах прошлого столетия выпустил несколько социально-философских романов, которые были высоко оценены как читателями, так и критиками.

Писатель Юрий Поляков

Одновременно с литературной работой писатель готовил кандидатскую диссертацию, посвященную творчеству советского поэта и писателя Георгия Кузьмича Суворова. В 1981 году Юрий Михайлович защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата филологических наук и стал членом Союза Писателей СССР.

В 2001 году Поляков занял должность главного редактора «Литературной газеты», с которой сотрудничал на протяжении 22 лет. Широкую популярность в публицистике писатель приобрел в 2000-х годах после выхода в свет социально-политических очерков «Молчание кремлят».

Юрий Поляков и Владимир Путин

Среди литературных критиков творчество Юрия Полякова принято относить к стилю гротескного реализма. После распада Советского союза книги Полякова были переведены на иностранные языки, включены в школьную программу, а тексты стихотворений легли в основу песен.

Добившись славы на литературном поприще, Юрий Михайлович отправился покорять российское телевидение. В 2010 году писатель появился на экранах в роли ведущего программы «Контекст» на государственном канале «Россия-Культура». Благодаря активной социальной и политической позиции через два года Юрия Михайловича включили в список доверенных лиц В. В. Путина.

Личная жизнь

О личной жизни Юрий Михайлович предпочитает не говорить. Известно, что писатель женат на Наталье Ивановне Поляковой, которая по профессии программист.

Юрий Поляков и его жена Наталья

В браке у пары появилась единственная дочь Алина, которая пошла по стопам отца и стала филологом. Алина Юрьевна замужем за Максимом Шелудяковым. Дочь Полякова родила писателю двоих внуков – Егора и Любовь.

Юрий Поляков сейчас

Увлекшись политикой, писатель не оставил искусство, но немного изменил направление деятельности. Сейчас Юрий Михайлович пишет пьесы, которые собирают полные залы не только в российских театрах, но и за пределами страны. Сейчас писатель стал активным политическим деятелем, входит в состав Совета по культуре и искусству и в президиум Общества русской словесности.

Юрий Поляков

Осенью 2016 года вышла в свет книга из серии «Жизнь замечательных людей» под названием «Последний советский писатель», посвященная творчеству Юрия Полякова. А в январе 2017 автор представил читателям сборник стихотворений, рассказов и эссе «Перелетная элита».

Летом 2017 года Юрий Михайлович принял участие в литературном фестивале «Волжская волна», который проходил в виде семинаров и круглых столов на пароходе, совершавшем круиз по Волге. Учитывая активную политическую позицию писателя, в ноябре 2017 года он посетил Севастополь, где провел творческий вечер с поклонниками своего творчества. По той же причине Юрию Михайловичу запрещен въезд на территорию соседней Украины.

Юрий Поляков в 2017 году

В этом же 2017 вышла книга «По ту сторону вдохновения», которую сам автор называет «мемуарной публицистикой». В произведении Юрий Михайлович раскрывает секреты успеха своих работ, рассказывает о политических и культурных событиях в России в 90-х в целом и в лицах (например, вспоминает знакомство и смерть знаменитого журналиста Владислава Листьева).

Кроме того, Юрий Поляков – частый гость на политических ток-шоу на телевидении и радио. В программе «Особое мнение», которая выходит в эфире радиостанции «Эхо Москвы», писатель появляется едва ли не ежемесячно, обсуждая с ведущим острые политические и социальные вопросы современной России.

Юрий Михайлович Поляков

Фото Все

Видео Все

Эксклюзивное интервью писателя Юрия Полякова. Полная версия

Юрий Поляков. Линия жизни / Телеканал Культура

Россия 24. Интервью. Юрий Поляков 18.04.2017

Юрий Поляков — биография

Юрий Михайлович Поляков — советский писатель, поэт, публицист. Так же известен как драматург и сценарист. Занимается общественной и политической деятельностью. Возглавлял «Литературную газету». Является председателем Национальной Ассоциации Драматургов.

Юрий Михайлович уже более четырёх десятилетий радует своих читателей своим творчеством. Произведения Полякова отражают своеобразные художественные образы в его прозаических публикациях, выходивших во времена перестройки. Главный критик и обвинитель «медийцев», времён 2000-х годов которые пытались сформировать негативный образ страны.

Детство и юность

Поляков родился в Москве, в обычной рабочей семье, 12 ноября 1954 года. Его отец, Михаил Тимофеевич Поляков рабочий на заводе, мать Лидия Ильинична технолог на производстве. С раннего детства Юрий проявлял интерес к чтению, любил поэзию. С юных лет у него проявился талант к сочинительству стихотворений. Впервые творческие наклонности Юры, отметила его преподаватель по литературе. Подробности своего детства писатель не афиширует, поэтому информации о его жизни в юном возрасте мало.

Юрий Поляков в детстве

О будущей профессии Юрий Михайлович не задумывался, он и так знал с детства, учитывая свои наклонности к литературе его путь был предопределён. Он поступает в Московский педагогический институт им. Н.К.Крупской. Начиная со студенческой скамьи Поляков начинает свой трудовой путь. Он устроился в одну их московских школ преподавателем русского языка и литературы. С 19 лет стал абитуриентом Литературной студии Московского городского комитета ВЛКСМ в Москве.

По окончании института Юрий Михайлович получает диплом. По специальности русская филология, и устраивается на работу в школу рабочий молодёжи, где он преподаёт русский язык и литературу. Но Юрия призывают на службу в армию. В самом начале прохождения воинской повинности, он был заряжающим САУ 2С3 «Акация», в группе войск в Германии.

Юрий Поляков в молодости

А затем служил редактором дивизионной газеты. Его способность трезво оценивать ситуацию, и умение изложить её на бумаге, способствовали назначению его на эту должность. Он с достоверностью указывал на недостатки в воинской службе и быте солдат, особенно его волновал вопрос дедовщины. И во время службы у него возникла идея написания произведения на эту тему.

Литература

После посещения семинаров советской поэтессы Ларисы Васильевой, Юрий Михайлович приступает к оттачиванию навыков в поэзии. Его учителем в прозе стал Вадим Витальевич Сикорский. Первое стихотворение Полякова было опубликовано в «Московском комсомольце», в 1974 году. В это время начинающий писатель и поэт ещё был студентом филологического факультета, а всего через три года в этом же издании публикуется цикл стихов Полякова.

По возвращению из армии Юрий Михайлович устраивается в школьный отдел Бауманского комитета комсомола. Его мечты о творчестве пришлось на время отложить. Через год Поляков меняет место работы. Он принят на должность корреспондента еженедельной газеты правления и парткома писательской организации Союза Писателей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Москве «Московский литератор».

Юрий Поляков на работе в «Литературной газете»

Позднее он получит повышение, и станет главным редактором. С 1979 года Поляков сотрудничает с общественно-политическим еженедельником «Литературная газета». И работая в периодических изданиях Юрий Михайлович публикует сборник стихов «Время прибытия», а через два года его читатели смогли познакомится с ещё одной книгой стихотворений под названием «Разговор с другом». Но вышедшие издания не делают его популярным, они не принесли автору известность.

Идея, которая возникла во время службы в армии, начала воплощаться только в начале 1980 года. Эта первая серьёзная проба пера для автора. Своё произведения Юрий Михайлович назвал «Сто дней до приказа». Основной темой произведения, стал больной вопрос дедовщины. Но цензура не позволила напечатать книгу, даже несмотря на то, что произведения является художественной литературой.

В 1987 году после случая с посадкой германского самолёта на Красную площадь, Андрей Дмитриевич Дементьев, который в то время занимал пост главного редактора журнала «Юность», решается опубликовать «Сто дней до приказа». Нестабильная политическая и внутренняя ситуация в стране позволили ему решиться на такой смелый шаг.

Произошедший инцидент с самолётом позволил Дементьеву возражать против нападок на него цензоров. Он напомнил им в какой боеготовности находятся вооруженные силы страны.

А в 1990 году на экраны вышла художественная кинолента, снятая режиссером Хусейном Эркеновым, по произведению Полякова. Но Юрий Михайлович был недоволен фильмом, он сказал, что снят нереалистично, а в стиле сюрреализма.

Позднее выходит в свет его вторая повесть «ЧП районного масштаба», которая позже так же была экранизирована. Постепенно Поляков обрёл своих читателей. К нему пришла популярность и известность. В 90-х годах он публикует ещё несколько социальных романов, которым были даны высокие оценки критиками.

Юрий Поляков в своем кабинете

Юрий Михайлович готовился к защите кандидатской диссертации. Его темой стала творческая деятельность известного советского прозаика Георгия Кузьмича Суворова. В 1981 году он успешно её защищает, и получает учёную степень, и становится кандидатом филологических наук, а немного позднее и вступает в членство Союза Писателей СССР.

В 2001 году он возглавляет «Литературную газету», должность главного редактора сохранится за ним в течении 22 лет. Благодаря социально-политическому очерку «Молчание кремлят» писатель обретёт заслуженную благодарность от его почитателей таланта. Он станет известным публицистом, его смелые очерки в 2000-х годах принесут ему популярность.

Литературные критики относят произволения Юрия Михайловича к жанру гротескного реализма. В 2000-х годах многие произведения Полякова переводились на иностранные языки, и включались в школьную программу. Многие его стихотворения были положены на музыку.

Юрий Поляков с Путиным

В 2010 году Полякова приглашают ведущим программу «Контекст», которая транслировалась по телеканалу «Россия-Культура». Юрий Михайлович принимается за работу со свойственной ему целеустремлённостью. Его деятельность через два года была отмечена вниманием руководства страны, он включён в список доверенных лиц президента страны Путина.


источники:

http://24smi.org/celebrity/5399-iurii-poliakov.html

http://biographe.ru/znamenitosti/yuriy-polyakov/