Языковая Выразительность Выражения биография Слова

Языковая Выразительность Выражения биография Слова

Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. (2)Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. (3)Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

(4)В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. (5)Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.

(6)Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7)Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. (8)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. (9)Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. (10)Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.

(11) В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. (12)Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. (13)Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. (14)Всё дело в норме — в гармонии.

Языковая Выразительность Выражения биография Слова

Вариант проверочной работы содержит 17 заданий, в том числе 11 заданий к приведенному тексту для чтения.

Задания 1-4, 6-9, 15-16 предполагают запись развернутого ответа, задания 5, 10-14, 17 — краткого ответа в виде слова (сочетания слов).

Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям: от 0 до 9 баллов.
Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 9 баллов.
Ответ на каждое из заданий 3, 4 оценивается от 0 до 4 баллов.
Ответ на каждое из заданий 5-8, 14, 16 оценивается от 0 до 2 баллов.
Ответ на каждое из заданий 9-10, 12-13, 17 оценивается от 0 до 1 балла.
Ответ на задание 15 оценивается от 0 до 3 баллов.
Ответ на задание 11 оценивается от 0 до 5 баллов.
Правильно выполненная работа оценивается 51 баллами.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1

Белую ночь мы встреча..м в стари(н,нн)ой келье монастыря на Соловках.(4) Свет сочит..ся в два (не)больших окна одно из которых гл..дит на запа(д,т) на море. Всюду тишина во дворе монастыря и внутри келий. Всё кажет..ся спит на остров.. лиш.. одна белая ночь сия..т. Оч..рованием пропита(н,нн)ы розовое небо на северо(западе) и пурпурные контуры дальних туч.. вздыма..щ..хся за гор..зонтом и ж..мчужные ч..шуйки лёгких обл..ков. Морской ветер влетая(3) в окно ра(з,с)текает..ся(2) по келье пря(н,нн)ым запахом водор..слей. Нельзя (н..)насл..дит..ся такой ноч..ю!
Тихо выход..м. За воротами поворач..ваем (на)право и идём (с)начала (в)доль озера а (за)тем лесом – к морю.
Чайки похожие на (не)ра(з,с)та..вшие льдинки спят на воде. Море как стекло. В его зеркальности отраже(н,нн)ы и клюкве(н,нн)ая полоса на гор..зонте и обл..ка и мокрые ч..рные камни.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания

1) смотрел (не)весело, (не)стерпимая жара, никем (не)замеченный
2) (не)робкого вида, (не)участвовавший в концерте, ехать (не)далеко
3) (не)глядя в глаза, (не)смолкающий гул, ничуть (не)интересный
4) (не)связанный обстоятельствами, упражнение (не)задано, (не)заячьи следы
Ответ:

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН

1) решение продума(н,нн)о, написа(н,нн)ое сочинение, дети воспита(н,нн)ы и умны
2) кова(н,нн)ая решётка, некоше(н,нн)ая трава, кожа(н,нн)ая куртка
3) занесё(н,нн)ый снегом, юбка дли(н,нн)а, отвечал рассея(н,нн)о
4) серебря(н,нн)ый иней, правило выуче(н,нн)о, убра(н,нн)ая комната
Ответ:

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Квартал, правы, облегчить, черпать.
Ответ:

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Поезд прибывает на станцию согласно расписания.
2) Спускаясь к реке, мальчик остановился.
3) Моя подруга была скромна и красивая.
4) По прибытии в пансионат мы сразу пошли к озеру.
Ответ:

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 − 17.

(1)Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. (2)Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. (3)Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

(4)В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. (5)Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.

(6)Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7)Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. (8)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. (9)Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. (10)Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.

(11)В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. (12)Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. (13)Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. (14)Всё дело в норме — в гармонии.
(По К.И. Чуковскому)

7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:

8. Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.
Ответ:

9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение биография слова (биографии слов) из предложения 2. Запишите ответ.
Ответ:

10. В предложениях 12-14 найдите слово с лексическим значением «согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь». Выпишите это слово.

Ответ:


11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) утверждаешься в мысли
2) непрерывного роста
3) слова отмирают
4) произносятся по-другому
Ответ:

12. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
Ответ:

13. Определите тип односоставного предложения 1. Запишите ответ.
Ответ:

14. Среди предложений 8-10 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ:

15. Среди предложений 6-8 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

16. Среди предложений 11-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

17. Среди предложений 4-6 найдите предложение, которое соответствует данной схеме: [_ 0, 0, 0]. Выпишите номер этого предложения.

Ответ:

Языковая Выразительность Выражения биография Слова

Определите, каким средством языковой выразительности является словосочетание «подобно человеку и музыке» из предложения 5. Запишите ответ.

Предложение.

5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

Вспомним теорию.

  • Эпитет — образное определение (чаще всего имя прилагательное в переносном смысле).

Примеры: исполинская энергия, меткие слова, пустой человек.

  • Метафора – это скрытое сравнение (чаще всего имена существительные или глаголы в переносном смысле).

Примеры: биография слова, лёгкие города, река играет.

  • Фразеологизм — устойчивое сочетание слов, обладающее неделимым смыслом и извлекаемое из нашей памяти в готовом виде (во фразеологизмах нельзя заменять слова другими, даже синонимами).

Примеры: впадать в панику, ставить задачу, на глаз (определять), оставить след (в жизни), перетянуть на свою сторону.

  • Сравнение — это сопоставление предметов или явлений. Чаще всего сравнение присоединяется с помощью союзов как, словно, будто, но союзов может и не быть.

как в данном случае — в наличии союз «как».

Примеры:

бесконечное, как Вселенная; огромное, как море.

  • Олицетворение — наделение неживых предметов признаками живого существа.

Примеры: природа нарисовала, дождь плакал, чайник ворчал.

  • Гипербола – преувеличение.

Пример: «В сто сорок солнц закат пылал.» ( В. Маяковский).

Алгоритм выполнения задания № 9.
  • Внимательно прочитайте предложение.
  • Вдумайтесь в значение предложенного словосочетания.
  • Определите, какой частью речи выражено слово (или слова) в словосочетании, которое употреблено в переносном смысле.
  • Вспомните правила, определите, каким средством языковой выразительности является словосочетание.
  • Запишите ответ.

ОБРАЗЕЦ.

Пример задания.

Задание № 9.

Определите, каким средством языковой выразительности является словосочетание «подобно человеку и музыке» из предложения 5. Запишите ответ.

Предложение.

5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

Пример ответа.

Пояснение.

Сравнение — сопоставление одного предмета или явления с другим.

В данном словосочетании сравнивается состояние природы с состоянием человека и музыки.

Кстати, в данном предложении есть хорошие примеры других средств языковой выразительности. Это:

  • олицетворение: «природа томилась»;
  • эпитет: «воодушевлённой игрою».


источники:

http://www.hallenna.narod.ru/VPR-russian-8-klass-demoversia.html

http://testy-klass.ru/vpr-russkiy-yazyik-8-klass-zadanie-9-opredelenie-vida-tropa-kak-vyipolnyat-zadanie-9-rekomendatsii/