Ян Вермеер биография Интересные Факты

Ян Вермеер

Биография

Ян Вермеер — талантливый нидерландский художник, жизнь которого, как и творчество, окружены домыслами и предположениями. Дело в том, что при жизни Вермеера, а также некоторое время после его смерти, работы мастера не вызывали явного интереса, хотя и сразу раскупались. Многие полотна даже были утеряны. Однако спустя некоторое время внимание искусствоведов привлекли творения позабытого гения, и сейчас имя Яна Вермеера стоит в одном ряду с именами гениев живописи Рембрандта ван Рейна, Яна ван Эйка, Питера Брейгеля.

Детство и юность

Загадки появляются непосредственно с начала биографии Яна Вермеера Дельфтского. Последнее прозвище художник получил по названию места предполагаемого рождения — города Делфта. Откуда точно родом Вермеер (а родился художник 31 октября 1632 года), доподлинно не известно, однако сохранилась информация, что в Делфте родители крестили маленького Яна. Мастер любил этот город, одна из его картин так и называется — «Вид Делфта». На полотне художнику удалось передать красоту и умиротворенность этого места.

Предполагаемый портрет Яна Вермеера

Отец будущего художника владел собственным постоялым двором и трактиром, а также работал мастером ткачества по шелковым тканям. Кроме того, этот человек знал толк в произведениях искусства и даже перепродавал некоторые из них купцам и коллекционерам. Возможно поэтому Ян Вермеер в какой-то момент и увлекся живописью.

Известно, что в 1653 году молодого человека приняли в художественную гильдию Святого Луки. Однако, по условиям членства в этом обществе, до вступления в гильдию художник должен был в течение шести лет обучаться у опытного наставника. Кто стал таковым для Яна Вермеера, также не известно.

Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера

Версии разнятся: по одной из них, Вермеер «набивал руку» под руководством Леонарта Брамера, по другой же – учителем молодого человека являлся более известный живописец Герард Терборх. Как бы то ни было, Вермеер близко дружил с обоими мастерами.

Еще одно предположение, имеющее под собой веские основания, — это версия, что учителем и наставником Яна Вермеера стал Карел Фабрициус. Есть информация, что этот художник приехал в город Делфт как раз в то время, когда юный живописец предположительно проходил обучение. Также на стиль картин Вермеера (особенно ранних) оказало влияние творчество Питера де Хоха, чьи работы нравились Яну.

Живопись

Когда отец Яна умер, молодому человеку пришлось заняться делами трактира, оставшегося главным источником заработка семьи. Хотя Вермеер к тому времени уже занимал почетную должность в художественной гильдии Святого Луки (а по факту руководил ею), дохода это практически не приносило.

Картина Яна Вермеера «Вид Делфта»

В то же время картины художника полюбились знатокам искусства и быстро находили покупателей. Вскоре Вермеер обрел постоянных покровителей-меценатов: Хендрика ван Буйтена, местного пекаря, и Якоба Диссиуса, владельца печатной мастерской.

В коллекциях этих людей, по разной информации, хранилось больше двух десятков работ художника. Однако так и осталось невыясненным, писал ли Вермеер на заказанные темы, или же просто предоставил ван Буйтену и Диссиусу право первыми приобретать новые творения.

Примечательно, что Ян Вермеер славился не только как талантливый художник, но и как эксперт и знаток предметов искусства. К нему обращались, чтобы выяснить или подтвердить подлинность тех или иных полотен. Однако собственный талант художник не передал никому — историки и искусствоведы сходятся на версии, что учеников у Вермеера никогда не было.

Отличительной чертой работ Яна Вермеера считаются тщательно прописанные интерьеры и детали городских пейзажей. А вот человеческие образы художник предпочитал прописывать только на портретах, если же фигура человека появлялась в пейзаже, то была, как правило, довольно незначительной.

Картины Яна Вермеера «Мастерская художника» и «Молочница»

Одним из ярких примеров «интерьерной» живописи принято считать картину «Мастерская художника», написанную мастером в 1666 году. Это поздняя работа, на которой Вермееру удалось передать атмосферу рабочего места мастера. Считается, что образ художника Ян Вермеер писал с себя. Также примером отлично переданной атмосферы интерьера считаются картины «Девушка, читающая письмо у окна» и «Молочница».

Кроме того, Вермеер был мастером так называемой «любовной» живописи. Это чувство стало основным мотивом многих картин художника. Простые бытовые сцены отлично передают умиротворенность и гармонию персонажей и обстановки. Часто моделью и музой для Яна Вермеера становилась его супруга, пример тому – картина «Офицер и смеющаяся девушка».

Картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» и «Портрет молодой девушки»

Рисовал художник и своих детей: предположительно картина «Девушка с жемчужной сережкой» — это портрет дочери художника. Также работа под названием «Портрет молодой девушки» считается еще одним изображением дочери Вермеера. Примечательно, что оба портрета (также исключительно по догадкам современных ученых) художник писал при помощи камеры-обскуры.

Личная жизнь

Семейная жизнь Яна Вермеера сложилась счастливо. В 1653-м художник женился на девушке по имени Катарина Болнес. Ситуацию осложняло только неприятие матерью невесты возлюбленного дочери. Дело в том, что семья Катарины придерживалась католичества, Вермеер же являлся протестантом.

Катарина Болнес на картине Яна Вермеера «Женщина с жемчужным ожерельем»

Но вскоре, видя отношение Яна Вермеера к дочери, женщина уступила и дала согласие на свадьбу. Тем не менее, до конца жизни Мария Болнес, теща Вермеера, так и не смирилась с выбором дочери, считая Яна слишком мягким и неделовым человеком. Катарина подарила супругу 15 детей. К сожалению, четверо умерли в младенчестве.

Смерть

Последние годы жизни Яна Вермеера омрачились нуждой. Художник, до того времени не знавший материальных проблем, столкнулся с необходимостью брать кредиты, просить взаймы и сводить концы с концами. Это не замедлило сказаться и на моральном состоянии: мастер начал болеть, здоровье Вермеера сильно подкосилось. Также есть версия о том, что немалую роль сыграл и разлад Яна Вермеера с любимой супругой, однако подтверждений этих предположений нет.

Могила Яна Вермеера

О причинах смерти художника до сих пор ведутся споры: точного диагноза или обстоятельств его ухода выяснить не удалось. Предположительно, Ян Вермеер ушел из жизни из-за сильного нервного истощения, окончательно подорвавшего здоровье живописца. Произошло это 15 декабря 1675-го. Художнику было только 43 года. Вермеер покоится в семейном склепе в родном Делфте.

Спустя 20 лет после смерти Яна Вермеера, в 1696-м, состоялся аукцион, на котором выставили 21 работу художника. Часть из них оказались утеряны с течением времени, и сейчас ученые и искусствоведы говорят о 16 признанных картинах Вермеера. Еще 5 полотен до сих пор остаются предметом споров и официально не признаны работами мастера.

Подобной ситуацией с удовольствием пользовались фальсификаторы, имитировавшие творчество Яна Вермеера. Самым известным «подражателем» называют Хана ван Мегерена, заработавшего имя на подделках.

Работы Вермеера подарили вдохновение и другим талантливым людям. Так, его картинам посвящены ряд документальных и художественных фильмов, опера «Письма к Вермееру» композитора Луи Андриссена, а также роман «Девушка с жемчужной сережкой», впоследствии экранизированный режиссером Питером Веббером. В этой картине, рассказывающей о жизни Яна Вермеера, снялись Колин Ферт, Скарлетт Йоханссон, Том Уилкинсон, Киллиан Мерфи.

Ян Вермеер: жизнь и творчество художника

Ян Вермеер (Верме́ер Де́льфтский, 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

Содержание

Биография Яна Вермеера

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии.

Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта.

Творчество Вермеера

Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского.

Обладая поразительно зорким глазом, филигранной техникой, он добивался поэтичности, цельности и красоты образного решения, огромное внимание уделяя передаче световоздушной среды.

Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.

Однако своеобразие творческой индивидуальности Вермера обнаружилось уже в ранних его картинах. По сюжету картина «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем отличалась от подобных ей картин других голландских жанристов, но ее большой размер, смелая насыщенная палитра, построенная на контрастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения — все это сообщает подлинную значительность и новаторский характер произведению Вермера.

И последующие его картины но сюжетам, а иногда и по композиционным приемам, близки работам других мастеров: это изображения одной или нескольких фигур в интерьере, женщины у окна, читающей письмо или примеряющей ожерелье, служанки, раскладывающей продукты, дамы и кавалера, предлагающего ей бокал вина. Однако художественный строй этих произведений отличается поэтичностью, красотой и гармонией, в которые претворяет художник реальные образы повседневной действительности. Особенно гармонична и ясна по композиционному построению картина «Девушка с письмом» (конец 1650-х годов, Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана.

Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни.

Человек для Вермера неотделим от поэтического мира, которым восхищается художник и который находит такое своеобразное преломление в его творениях, по-своему воплощающих представление о красоте, о размеренном спокойном течении жизни, о счастье человека.

Удивительное мастерство Вермера обнаруживается и в двух написанных им пейзажах, относящихся к замечательным образцам этого жанра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома, изображенной в серый, пасмурный день.

Тяготение к изображению солнечного света, воздушной среды, гармония и ясность видения мира, мастерство обобщения в сочетании с поразительным чутьем детали и красочного нюанса, созерцательное спокойствие и поэтизация действительности — все эти черты выдвигают Вермера в число самых больших живописцев поэтического склада в мировой живописи.

Интересные факты из жизни художника

О жизни живописца известно очень мало. Из-за скудных биографических сведений и совсем небольшого количества работ, каждая с которых по уровню технического мастерства и эмоционального отклика ставит его в ряд величайших художников всех времен, Вермеера также называют Делфтским Сфинксом (по месту рождения – г. Делфт).

Как уже было сказано, наследие Вермеера довольно скромное. В целом самые тщательные поиски обнаружили на сегодня 34 его достоверно подлинные работы и еще 5 под вопросом. Сюжеты картин Вермеера схожи с сюжетами картин его современников. Он следовал веяниям моды, отражал на полотне темы, которые были в ходу в повседневной жизни. Большинство работ художника являют собой композиции с немногими фигурами в до мельчайших деталей прописанных интерьерах, есть несколько портретов и несколько пейзажей города его руки.

Известно, что Вермеер писал всего по 2-3 картины в год, но еще при жизни получал за них очень хорошие деньги. Он сильно дорожил своей творческой независимостью и не очень старался приспособиться к законам рынка.

Картины Вермеера предельно ясны для понимания, но, с другой стороны, эта простота в композиции требовала не только умения смотреть, но и видеть. Он пытался вложить в свои произведения тайный смысл, для чего использовал понятный его современникам язык символов.

В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Самыми большими почитателями его таланта были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции последнего согласно историческим данным в 1682 г. находилось 19 картин художника.

В 1672 году началась война с Францией, в Голландии наступил экономический кризис, торговля живописью замерла, впоследствии этих событий семья Вермееров, в которой на тот момент было 11 детей, полностью разорилась. Бедственное финансовое положение приблизило смерть Вермеера, наступившую от сердечного приступа 15 декабря 1675 года. Вдова художника после его кончины была вынуждена продать работы Вермеера за бесценок, чтобы расплатиться с кредиторами.

Ян Вермер

Хронология жизни

Родился в Делфте, в семье перекупщика картин и содержателя гостиницы. Крещён 31 октября

Отец будущего художника покупает дом и гостиницу «Мехелен» в самом центре Делфта

Приблизительно в это время начинает изучать живопись и, вероятно, становится учеником либо Леонарда Брамера, либо Карела Фабрициуса

Умирает отец художника, и Вермер берёт в свои руки управление гостиницей и торговлю картинами

Зарегистрирован как мастер живописи в Гильдии святого Луки. Женится на Катарине Больнес, преодолев сопротивление её матери

Фабрициус погибает во время взрыва пороховых складов, который разрушил почти половину Делфта

Вермер испытывает материальные затруднения в связи с неуклонным увеличением семейства и берёт в долг большую сумму — 200 гульденов

Избран главой Гильдии святого Луки

Переизбран на пост главы Гильдии

Начинается франко-голландская война, разорившая художника

Занимает огромную сумму — 1000 гульденов — и умирает спустя 5 месяцев, оставив после себя долги и вдову с одиннадцатью детьми на руках

После долгих судебных разбирательств у вдовы мастера не остаётся другого способа расплатиться с долгами, как только выставить на аукцион картины своего покойного мужа

Художник наперекор всему

Обстоятельства жизни Вермера не слишком-то способствовали занятиям живописью. Имея большую семью, он постоянно вынужден был сражаться с материальными затруднениями. Всё это, однако, не помешало ему стать одним из самых выдающихся голландских художников XVII века.

Ян Вермер (в другой транскрипции Вермеер) Делфтский — самый загадочный из всех голландских живописцев. Слава его уступает, пожалуй, только славе Рембрандта, а, между тем, о его жизни и творческом пути мы почти ничего не знаем. У кого учился Вермер? Как складывались его отношения с собратьями по цеху? Выезжал ли он когда-либо за пределы Голландии? Ответы на эти и многие другие вопросы сокрыты во мгле веков.

Не сохранилось ни писем художника, ни воспоминаний о нём, ни набросков к картинам. Более того, невозможным представляется даже установление точной хронологии творчества Вермера, поскольку датировано лишь две его работы. Удручающая скудость информации о мастере объясняется тем, что после его смерти о нём почти забыли и вспомнили только в середине XIX столетия.

Отец Яна Вермера занимался ткачеством, содержал гостиницу и торговал картинами. Последнее обстоятельство подтверждается записью в «учётной книге» Гильдии святого Луки за год.

Точную дату рождения Вермера нам, видимо, не придётся узнать никогда. Известна лишь, как водится, дата крещения второго сына ткача, владельца гостиницы и перекупщика картин — 31 октября 1632 года. Утешительно то, что в те старые добрые времена детей крестили вскоре после рождения, поэтому можно утверждать, что Вермер появился на свет в октябре месяце.

О детстве будущего живописца также не сохранилось никаких сведений, хотя не приходится сомневаться в том, что оно было полно разнообразных впечатлений — учитывая род занятий Вермера-старшего. Делфт в ту пору был весьма оживлённым городом, и в его гостиницах и гостиничках всегда толокся самый разный люд.

Не менее замечательными, чем постояльцы отца, должно быть, казались мальчику и другие его клиенты — художники, часто приходившие в дом Вермеров со своими картинами, предназначенными на продажу.

В начале 1640-х годов именно торговля картинами приносила Вермерам основной доход. Именно это, скорее всего, и подтолкнуло впоследствии Яна Вермера последовать примеру отца и также заняться торговлей произведениями местных живописцев.

Самый ранний документ, имеющий непосредственное отношение к Вермеру, датирован 29 декабря 1653 года. Это регистрационная запись в книге Гильдии святого Луки, где Вермер означен как мастер живописи. Как правило, для получения этого звания требовалось шесть лет учиться у какого-либо известного живописца, поэтому можно предположить, что изучать азы своего ремесла Вермер начал в конце 1640-х годов. В чьей мастерской проходили годы его обучения, как уже говорилось, мы не знаем. Несомненно одно: очень большое влияние на формирование стиля молодого живописца оказал Карел Фабрициус (1622-1654), талантливейший ученик Рембрандта, трагически погибший при взрыве пороховых складов в Делфте.

Некоторые исследователи предполагают также, что одним из учителей Вермера мог быть Леонард Брамер. В пользу этого предположения свидетельствует подпись, поставленная Брамером в 1653 году на одном из документов, касающихся брака Вермера. Это, несомненно, говорит о том, что между двумя художниками существовали близкие отношения. Другие историки искусства, впрочем, отвергают самую мысль о том, что художник мог учиться у Брамера, справедливо утверждая, что манера последнего не наложила никакого отпечатка на стиль Вермера.

Например, глядя на картину Леонарда Брамера «Ростовщики», сложно представить, что Вермер чему-нибудь у него научился. Правда, до нас не дошли фрески Брамера. Кто знает — быть может, именно они произвели неизгладимое впечатление на начинающего живописца?

В октябре 1652 года умер отец Вермера. На плечи молодого художника (даже ещё не мастера) легли заботы и о гостинице, и о главном семейном деле — торговле картинами. Мало того, в скором времени наш герой решил жениться и выбрал в невесты девушку по имени Катарина Больнес, происходившую из богатой католической семьи. Считается, что Вермер изобразил Катарину на трёх своих полотнах: «Девушка, читающая письмо у открытого окна», ок. 1657-1659, «Женщина, держащая весы», ок. 1663-16664 и «Женщина, читающая письмо», 1663-1664.

Мать девушки не желала этого брака (и её можно понять, ведь жених был так юн и, прямо скажем, не вполне обеспечен), и всё же 20 апреля 1653 года Ян Вермер и Катарина Больнес обвенчались. Венчание происходило, по всей видимости, в католической церкви, поскольку тёща художника и слышать ничего не хотела о том, чтобы её дочь стаала протестанткой. И Вермеру пришлось перейти в католичество. Об этом свидетельствуют две сугубо католические картины, написанные им в этот период, — «Святая Пракседа» и «Христос в доме Марфы и Марии».

Этим художник окончательно завоевал расположение несговорчивой матери своей невесты. Впоследствии она выделила молодожёнам 300 гульденов и позволила первое время жить в своём доме («первое время» растянулось до 1660 года).

Женившись на Катарине Больнес, художник не только приобрёл нежную и заботливую супругу с хорошим приданым, но и породнился с Абрахамом Блумартом (1564-1651), известным голландским живописцем. Некоторые его картины хранились в доме тёщи Вермера. Также в собрании тёщи Вермера была картина «Сводня» кисти Дирка ван Бабурена. Вермер повторил её на заднем плане двух своих картин.

Кроме последнего обстоятельства и драматической истории с венчанием, о семейной жизни Вермера нам ничего неизвестно. Можно прибавить лишь то, что Господь щедро одарил супругов детьми. Согласно церковным записям, Катарина произвела на свет не менее пятнадцати детей, четверо из которых умерли в младенчестве. Даже для 17 века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4-6 детей. Так что Вермеры были исключением. Содержание такой большой семьи, разумеется, требовало от Вермера недюжинных усилий и практической сметки.

Не менее туманное представление имеют историки искусства о творческом пути мастера. Предполагается, что он довольно быстро добился успеха и признания. Об этом говорит тот факт, что в 1662 году его избрали главой делфтской Гильдии святого Луки. Позже, в 1670 году, он был переизбран на этот пост. А в 1672 году Вермера направили в Гаагу, где он должен был высказать мнение о дюжине привезённых из Италии картин. Отзыв Вермера сохранился. Картины ему не понравились. Остаётся только гадать — послали его в Гаагу как художника или как опытного перекупщика произведений живописи?

Дошедшие до нас отзывы современников о творчестве Вермера можно пересчитать по пальцам. Руководствуясь этими немногочисленными свидетельствами, мы можем установить, что художник работал очень неторопливо и старательно. Затрачивая на картину много сил и времени, он запрашивал за неё довольно высокую цену (о, сколь ничтожна показалась бы она нынешним коллекционерам!), давать которую никто не торопился. Щедрые ценители искусства находились крайне редко. Не слишком хорошо шла и торговля картинами. У Вермера, по-видимому, не было и малой толики отцовских коммерческих способностей. В итоге получалось, что художник часто оставался без гроша в кармане, а это в его семейных обстоятельствах было роскошью непозволительной. Приходилось брать деньги в долг, а затем отдавать в уплату свои картины.

В 1672 году и это шаткое финансовое равновесие нарушилось. В Голландию вошли французские войска. Начавшаяся война нанесла сокрушительный удар по экономике страны. И едва ли не более всех прочих её сфер пострадал рынок произведений искусства. Теперь торговля картинами стала и вовсе убыточным предприятием. Оказавшись в тисках нужды, Вермер вынужден был продать фамильный дом, где прошло его детство, и взять в долг огромную сумму денег — 1000 гульденов. Последнее событие относится к июлю 1675 года. А спустя 5 месяцев живописец скончался на сорок четвёртом году жизни.

Некоторые историки искусства полагают, что причиной быстрой и ранней смерти была нервная истощённость художника, связанная с семейными проблемами и бедностью. Другие источники указывают на сердечный приступ. Его вдова осталась в долгах, с одиннадцатью детьми на руках (из коих лишь один достиг к тому времени совершеннолетия). Бедственное положение вынудило её отдать в уплату долгов почти все картины мужа.

Работы художника

Любовное письмо

Автор приглашает зрителя заглянуть тайком в замочную скважину и мы становимся свидетелями драматического момента. Служанка принесла своей госпоже любовное письмо. На лице хозяйки написано нетерпение, смущение, а также испуг, что служанка догадается о том, какие чувства её обуревают. Служанка же стоит, улыбаясь, возле кресла влюблённой дамы. Глядя на неё, мы вспоминаем пословицу о том, что слуги знают о делах своих хозяев больше, чем сами хозяева.

Искусство живописи

Все свои работы мастер старался немедленно продать. Но с «Искусством живописи» Вермер не расставался до самой смерти. Композиция построена так, будто зритель только что отдёрнул занавес и увидел сидящего за мольбертом художника и модель, позирующую ему в костюме музы истории Клио. Сейчас её присутствие принято интерпретировать таким образом: Вермер говорит зрителю, что творения настоящего мастера не могут кануть в Лету, что имя его всегда остаётся в веках.

Офицер и смеющаяся девушка

В этой работе можно обнаружить не слишком характерные для Вермера черты. Например, оживлённое лицо девушки (обыкновенно он писал своих героинь сосредоточенными), а также и то, что герои приближены вплотную к зрителю, тогда как чаще всего он «оттеснял» своих персонажей на задний план. Вызывает споры и содержание картины. В голландской живописи XVII столетия девушка, пьющая с солдатом вино, могла быть только проституткой.

Вид Делфта

Иных пейзажей, кроме этого, в наследии Яна Вермера нет. Вероятно, что «Вид Делфта» — единственный случай обращения мастера к жанру пейзажа. Тем не менее, эта картина по праву считается одним из шедевров пейзажной живописи. Автор отважился здесь на очень опасный шаг — он погрузил в тень передний план пейзажа. Только художник, в совершенстве владеющий искусством создавать эффекты освещения, может заставить такую композицию «заиграть».

Читайте о художнике

Смотрите также

Фёдор Александрович Васильев — Стиль и техника

После смерти Фёдора Васильева его учителя и товарищи говорили о том, что он мог бы совершить переворот в русской живописи, если бы не ранняя гибель. Но и за свою трагически-короткую жизнь художник успел сделать много. Он привлекал к себе внимание наставников и учеников своим щедрым, несметным талантом. Его сравнивали со сказочным богачом, безрассудно сорящим своими богатствами.

Исаак Ильич Левитан — Стиль и техника

Исаак Ильич особенно пристрастно любил несколько тем и мотивов — соединившись в его творчестве, они зазвучали подобно симфонии, прославляющей красоту русской природы. Эта симфония положила начало новой пейзажной лирике в русской живописи. Левитан — это новый взгляд на русскую природу, взгляд пронзительный и трепетный.

Александр Андреевич Иванов — Стиль и техника

Александр Андреевич Иванов, никогда не претендовавший на роль «технического» новатора, в подготовительных работах к своей главной картине, тем не менее, совершил настоящий прорыв в будущее — к открытиям импрессионистов и символистов, во многом предсказав развитие изобразительного искусства на полвека вперед.

Виктор Михайлович Васнецов — Стиль и техника

Васнецов в своём творчестве последовательно прошёл несколько этапов. Это была вполне логическая эволюция — художник пытался построить большой стиль, органически вырастающий из духа народной жизни. Васнецова с полным правом можно назвать народным художником, его картины знает каждый.


источники:

http://allpainters.ru/vermeer-jan.html

http://legacy-time.ru/biographies/yan-vermer/