Якунин Владимир Иванович Ржд биография

Владимир Якунин

Биография

Якунин Владимир Иванович – государственный и общественный деятель, бывший президент ОАО «РЖД», дипломатический работник, научный сотрудник и преподаватель факультета политологии МГУ.

Владимир Якунин на трибуне

Выходец из советской разведки, В.И. Якунин после нескольких лет деятельности в инвестиционном и банковском бизнесе переходит на государственную службу, где в сферу его ответственности попадает железнодорожный транспорт.

В процессе реформы Министерство путей сообщения переформатируется в акционерное общество «Российские железные дороги», которые Якунин возглавлял на протяжении 10 лет. К 2015 году РЖД вышли на третье место в мире по объему грузоперевозок, будучи крупнейшим работодателем в России.

Детство и юность

Владимир Иванович Якунин родился в 1948 году во Владимирской области. Его детские годы прошли на эстонском побережье Прибалтики, где трудился отец – военный летчик. В 14-летнем возрасте переехал в Ленинград. Здесь получил высшее образование – окончил с «красным» дипломом Военмех.

Владимир Якунин

После учебы устроился в Государственный институт прикладной химии – по диплому его специальность была связана с разработкой баллистических ракет. Именно к этому времени относится информация о том, что Якунин связал свою судьбу со спецслужбами (с его собственных слов, работе в разведке он отдал 22 года своей жизни).

Владимир Якунин вспоминал в своих мемуарах, что в советской разведке видели два основных способа влияния на человека: через компромат и через дружбу, а сам он всегда предпочитал именно второй подход,

«так как возникающие при нем отношения гораздо надежнее и эффективнее».

В 1977 году Якунин заканчивает учебу в Краснознамённом институте КГБ СССР и переходит на работу в Госкомитет Совмина СССР по внешнеэкономическим связям на должность старшего инженера. По словам Якунина, это одно из ведомств, использовавшееся советской разведкой как официальная вывеска для работы за рубежом. С 1982 три года руководит отделом по работе с иностранцами в ленинградском Физтехе.

Государственный деятель Владимир Якунин

В 1985 году получает свою первую зарубежную командировку – отправляется в Постоянное представительство СССР при ООН в Нью-Йорк. Якунин работает в Комитете по использованию космического пространства в мирных целях, и одновременно трудится на Первое главное управление КГБ.

Находясь в США, он постепенно разочаровывается в непогрешимости и идеологической чистоте советского руководства, наблюдая за тем, как партийные бонзы время от времени прилетают в Нью-Йорк, но вместо работы часто предаются развлечениям, покупают предметы роскоши за государственный счет. Семья Якуниных возвращается в Советский Союз незадолго до его распада в 1991 году и видит перед собой уже совсем другую страну.

Бизнес

В 1991 году Владимир Якунин покидает государственную службу и начинает собственные бизнес-проекты в Санкт-Петербурге. В частности, создает предприятие по привлечению зарубежных инвестиций «Международный центр делового сотрудничества» — одну из первых в России площадок, ориентированных на организацию взаимодействия отечественных и иностранных компаний. Для работы Якунин и его партнеры арендовали бывший «Дом политпросвещения».

Владимир Путин и Владимир Якунин

Благодаря сфере деятельности Международного центра Якунин сближается с Владимиром Путиным, работавшем в те годы в петербургской мэрии и курировавшим внешние экономические связи города. Как пишет Якунин в своих воспоминаниях, Путина среди его коллег выделяла его способность держать слово.

Якунин активно зарабатывал деньги и интенсивно пользовался открывшимися в стране экономическими возможностями, включая в свою деятельность представителей нынешней экономической и политической элиты. При этом бизнесы были абсолютно разнопрофильными. Например, с братьями Фурсенко и Юрием Ковальчуком в он создал фирму «Темп», которая производила фильтры для очистки воды. С тем же Ковальчуком Якунин потом создал банк «Россия».

Дачный кооператив «Озеро»

В 1996 году вместе с Владимиром Путиным, Юрием Ковальчуком, Сергеем и Андреем Фурсенко и еще тремя бизнесменами создал дачный кооператив «Озеро». Как отмечал Якунин в интервью МК, территорию выкупили у самозахватчиков и благоустроили.

«Туалеты, как в известном фильме, с выгребными ямами стояли на берегу озера, и никого это не колыхало. Мы с властями регионам договорились и провели переговоры со всеми самозахватчиками, потому что мы были тогда официальными приобретателями прав на аренду и покупку земли. Как сейчас делают? Пустили бульдозеры, все снесли. Мы пошли по другому пути: с каждым договорились и предложили на территории, которую совхоз выделил, построить им нормальные домики».

Дом Якунина и дачи его товарищей по кооперативу были построены из дерева, некоторые имели выход к водоему. Площадь дачи, по воспоминаниям, составляла приблизительно 240 квадратных метров.

Государственная деятельность

В 1997-2000 годах Владимир Иванович Якунин возвращается на госслужбу. Возможно, его пригласил Путин – он руководил Главным контрольным управлением при президенте РФ, начальником Северо-Западной окружной инспекции которого стал Якунин.

В октябре 2000 года Владимир Якунин назначен замминистра транспорта РФ. Его основной задачей стало налаживание взаимодействия различных частей транспортной инфраструктуры страны – в первую очередь, железнодорожной и портовой.

Владимир Якунин в 2000-е годы

В феврале 2002 года он полностью переходит на работу в железнодорожную отрасль, получив должность заместителя министра путей сообщения. Это период полномасштабной реорганизации ведомства, которая заканчивается в сентябре появлением ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В октябре Якунин Владимир Иванович входит в топ-менеджмент компании, а с лета 2005 года возглавляет ее.

Теперь Якунину нужно перевести деятельность бывшего министерства путей сообщения на рыночные рельсы. Во главе РЖД Владимир Иванович Якунин становится лоббистом больших инфраструктурных проектов: реконструкции Транссиба и БАМа, появления высокоскоростного ж/д сообщения («Сапсаны»), строительства железнодорожных подходов к морским портам в Ленинградской области.

Владимир Якунин и его сын Андрей (слева)

Якунин дал старт модернизации компании – были обновлены крупные вокзалы, в них появились популярные сети кафе и предприятий быстрого питания, проведено благоустройство привокзальных территорий и парковок. Были запущены новые типы поездов: «Ласточки» — дневные экспрессы, соединяющие соседние регионы, «Стрижи» — двухэтажные составы. В Москве появился «Аэроэкспресс». РЖД начали продавать билеты онлайн.

РЖД принимали активное участие в создании железнодорожной инфраструктуры Усть-Лужского порта, одного из крупнейших транспортных проектов, реализованных в России за последние десятилетия. На голой земле был построен крупный порт, который сегодня является главными торговыми воротами страны на северо-западе и позволяет не платить транзитные пошлины за пользование портами стран Прибалтики.

Владимир Якунин в кителе президента РЖД

При Якунине прошел ребрендинг РЖД – на смену синему фирменному стилю и зеленым поездам пришли оттенки красного и серого.

«Самой амбициозной задачей за всю свою жизнь» Владимир Якунин считает подготовку к сочинской Олимпиаде — строительство нового вокзала в Адлере и возведение с нуля большей части региональной транспортной инфраструктуры.

Во время работы Якунина в РЖД компания начала экспансию на внешние рынки. Так, в 2012 году у PSA Peugeot-Citroen за 800 млн был приобретен логистический оператор Gefco, присутствующий сегодня в большинстве стран мира, а среди его основных клиентов — ведущие производители, такие как «Пежо», «Сименс», «Бош», «Икеа», «Проктер энд Гэмбл». Был подписан контракт на реконструкцию железных дорог в Сербии.

Владимир Якунин и президент России Владимир Путин в «Сапсане»

В 2012 году В.И. Якунина избрали председателем Международного союза железных дорог.

В 2014 году Якунину был присвоен ранг Чрезвычайного и полномочного посла.

После ухода из РЖД в 2015 году Якунин отказался от возможности стать сенатором от Калининградской области, поскольку выбрал для себя деятельность в сфере международных отношений.

Владимир Якунин передает пост главы РЖД Олегу Белозерову

На протяжении многих лет, в том числе будучи главой РЖД, Якунин называл своей задачей установление равноправного диалога между странами и цивилизациями, в частности примирения России и Запада. Для этого он создал и возглавил фонд «Диалог цивилизаций», ежегодно проводящий политический форум на Родосе, где собираются российские и западные политологи.

С 2016 года под руководством Владимира Якунина в Берлине работает исследовательский институт «Диалог цивилизаций».

Критика

В 2010 году имя Владимира Якунина упоминалось в контексте скандала о финансировании пророссийской Центристской партии Эстонии.

В 2013 и 2014 годах оппозиционеры критиковали Якунина за нежелание публиковать сведения о своей зарплате в РЖД. В 2015 году Владимир Якунин впервые раскрыл эту информацию – его доходы за 2014 год составили 93,5 млн. рублей.

Владимир Якунин

В августе 2018 года Якунина обвинили в подготовке к эмиграции, заметив его в консульстве Германии при получении визы, дающей право на жизнь и работу в ФРГ. Представитель Якунина Григорий Левченко отметил, что нет ничего необычного в получении рабочей визы страны, где расположен главный офис «Диалога цивилизаций» – без этого невозможно легально управлять институтом.

Личная жизнь

Владимир Якунин женат. Со своей супругой, Натальей Викторовной, познакомился в 9 классе, поженились на четвертом курсе «Военмеха».

Наталья Якунина

В начале «нулевых» была предпринимателем. Занимается благотворительностью. Глава и соучредитель женевского фонда «Диалог цивилизаций». У Якуниных два сына и четыре внука.

Владимир Якунин сейчас

Сейчас В.И. Якунин возглавляет фонд «Диалог цивилизаций», занимается благотворительностью и научно-исследовательской деятельностью.

Владимир Якунин: биография, работа в РЖД, где сейчас

Владимир Иванович Якунин (Vladimir Yakunin), экс-президент РЖД, фигура дискуссионная и неоднозначная. Многие критикуют его за скандалы во время работы на российских железных дорогах. С другой стороны, трудно спорить с тем, что то, как выглядят РЖД сегодня – это его наследие. Так кто такой Владимир Якунин – непонятый гений или обычный российский чиновник? Попробуем разобраться.

Откуда взялся Владимир Якунин

Будущий главный железнодорожник родился в 1948 году в Меленках (Владимирская область), в обычной советской семье – его родители не были ни партийными функционерами, ни выдающимися учеными. Отец служил в вооруженных силах, что влекло за собой частые переезды. До 16 лет Владимир Якунин жил в Прибалтике, в которую он так и не возвращался после отъезда в Ленинград, но, как оказалось позднее, про которую он совсем не забыл.

Именно Ленинград Якунин Владимир Иванович в дальнейшем называл своей родиной. В Северной столице он поступил в Военмех, где учился проектированию ракет дальнего радиуса действия. После вуза успел отработать несколько лет в Научно-исследовательском институте прикладной химии в Сергиевом Посаде.

Но судьба решила, что Якунину не суждено стать инженером. В 1975 году его призвали в Советскую армию, а после прохождения службы — заметили в КГБ. Владимир Якунин получает обучение в учебном заведении, ныне называющимся Академией внешней разведки, и вплоть до распада СССР работает в силовых структурах. Его специализацией была научно-техническая разведка.

В 1985 отправился в свою первую и последнюю зарубежную командировку – в постпредстве СССР в Нью-Йорке. Работая под прикрытием и обеспечивая поездки в США советских партийных бонз, Якунин постепенно разочаровывается в социалистических идеях – он видит, что поведение представителей номенклатуры за рубежом совершенно не вяжется с тем, что они говорят на родине.

После распада Советского Союза Якунин В.И. вернулся в Россию и навсегда покинул спецслужбы.

На пути к богатству

Широко распространена точка зрения, что Владимир Якунин приобрел свое состояние во времена работы в РЖД. На самом деле это не так – как это ни удивительно, но Владимир Иванович был одним из первых предпринимателей новой России. Весьма успешным предпринимателем.

Вернувшись из США в Санкт-Петербург, В.И. Якунин обнаружил множество возможностей для заработка денег, основываясь на идеях, почерпнутых в Америке. Первый же его бизнес – создание биржи – «Международного центра делового сотрудничества». По иронии судьбы, предприятие он открыл в одном из офисов бывшего Ленинградского обкома коммунистической партии. В «Доме политпросвещения», будучи первым секретарем обкома комсомола, в свое время работала Валентина Матвиенко.

На ниве деловой активности Владимир Иванович Якунин начинает знакомиться с людьми, которые в будущем сформируют первый круг приближенных к Владимиру Путину. Например, он обнаруживает, что в России на тот момент совершенно пустует ниша бытовой очистки воды – и открывает вместе с Андреем Фурсенко компанию, производившую фильтры.

Подкопив денег на первых проектах, вместе с Юрием Ковальчуком Владимир Якунин участвует в создании банка «Россия», действующего и по сегодняшний день.

Дача Якунина в кооперативе «Озеро»

В начале 90-х Якунин знакомится с Владимиром Путиным, работавшим в те годы в правительстве Санкт-Петербурга. В 1996 году в Ленинградской области создается легендарный кооператив «Озеро», объединивший в себе участки знакомых и бизнес-партнеров – Фурсенко, Ковальчука, Якунина, Путина, Шамалова, Мячина и Смирнова. В 2000 году, после переезда в Москву, большая часть участников кооператива, включая Путина, продали свои доли. Дача Якунина сохранилась до сих пор.

Якунин: десятилетие во главе РЖД

На протяжении 10 лет, с 2005 по 2015 годы, Владимир Иванович Якунин возглавлял крупнейшую железнодорожную монополию страны – РЖД.

Не будет преувеличением сказать, что Российские железные дороги в том виде, в котором мы их знаем сейчас, были созданы при активном участии Владимира Якунина.

В первую очередь Якунин, опираясь на свой опыт работы с биржами, лоббирует приобретение европейской компании Gefco, включая РЖД в трансазиатскую транспортную систему и выходя на рынок железнодорожных грузовых перевозок Западной и Центральной Европы.

При Якунине у РЖД появились уже привычные россиянам «Ласточки» и «Сапсаны». Соглашение о производстве «Ласточек» в России также утверждалось им. Двухэтажные поезда, соединяющие столицу с Санкт-Петербургом и южными курортами, изначально планировались как замена плацкарту. «Стриж», который сейчас ходит в Нижний Новгород и в Берлин, должен был соединить Россию также с Украиной.

Тогда же были запущены крупные инвестиционные проекты, которые строятся и по сей день: модернизация БАМа и Транссиба, расширение Северо-Муйского тоннеля.

Якунин отвечал за строительство большей части современной железнодорожной инфраструктуры Большого Сочи. Работы были приурочены к проведению Зимней Олимпиады 2014 года. Был построен новый вокзальный комплекс в Адлере и железная дорога к горным курортам – Красной Поляне. Сам Якунин считал успешное строительство одной из главных своих заслуг во главе компании.

Многие ставят Якунину в укор, что при нем не росла протяженность железных дорог. Но это не так: значительные расстояния железных дорог электрифицировались, на местах с низкой пропускной способностью строились вторые пути.

Во времена работы Якунина прошла волна реставраций крупных вокзалов. На них снова стали проходить культурные мероприятия и работать фудкорты с нормальной едой.

Наконец, именно при нем прошел глобальный ребрендинг РЖД, в результате которого компания сменила логотип и фирменные цвета.

Порт Усть-Луга

Одно из наиболее значимых достижений Владимира Якунина во главе РЖД, как ни странно, связано с РЖД лишь частично. Речь идет о строительстве буквально в чистом поле одного из крупнейших на сегодняшний день в России грузовых портов – Усть-Луги.

Огромный инфраструктурный проект в Ленинградской области был создан при участии Якунина еще в нулевые, а строительство железнодорожных подходов к нему закончили уже после его ухода из компании.

Цель Усть-Луги – полностью отвязать Россию от прибалтийского транзита. И это получилось – уже в 2018 году порт вышел на обороты в 90 млн тонн грузов, практически полностью оттянув на себя потоки портов Прибалтики.

Где Якунин сейчас

Покинув РЖД, Владимир Якунин полностью ушел из политической жизни, посвятив себя общественной и научной деятельности.

Он создал институт «Диалог цивилизаций», базирующийся в Берлине и возглавляемый французским исследователем Жан-Кристофом Ба. Институт Якунина продолжает проводить международный форум «Диалог цивилизаций» на Родосе, объединяющий сотни политиков и общественных деятелей из 70 стран.

Цель деятельности института – исследовательская работа, способствующая улучшению отношений между государствами. На основе своих разработок институт готовит практические решения и рекомендации по решению проблем мирового сообщества – от инфраструктурных до политических конфликтов.

Помимо деятельности по поддержке института, Владимир Якунин продолжает преподавать на факультете политологии МГУ.

В 2018 году В.И. Якунин опубликовал книгу «Коварная колея» — сборник мемуаров, преимущественно посвященный его деятельности в России в 90-е годы. Книга была издана на английском языке и предназначалась в первую очередь для западной аудитории. Автор выразил надежду, что его публикация поможет иностранцам лучше понять Россию.

Владимир Якунин: биография, фото. Семья Якунина Владимира Ивановича

Владимир Якунин был с июня 2005 года по август 2015-го президентом ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). 20 августа сего года президент России Путин сообщил на пресс-конференции, что Якунин решил уйти в отставку.

С 2012-го Владимир Якунин также был президентом Международного союза железных дорог (МСЖД). 26 августа этого года МСЖД сообщил, что до следующей Генеральной Ассамблеи этого союза обязанности его президента будет исполнять вице-президент.

Детство и юность

Где начал свой жизненный путь Владимир Якунин? Биография его началась в 1948 году в городе Меленки Гусь-Хрустального района Владимирской области. В его окрестностях, в небольшой деревне Захарово, проживали его дедушка и бабушка по отцу, военному летчику, служившему в погранвойсках. Вскоре он был переведен по службе в Пярну (Эстония), где Володя прожил до 14 лет. Его мать работала бухгалтером. В 1964 г. после увольнения отца из армии семья переехала в Ленинград, который Владимир Якунин считает своим родным городом.

Годы учебы

Имеет ли специальное железнодорожное образование Якунин Владимир Иванович? Биография его после окончания в 1966 году средней школы продолжилась в знаменитом Ленинградском военно-механическом институте «Военмех», который он в 1972 успешно окончил. Как инженер-механик он специализировался на проектировании баллистических ракет большой дальности. Его профессиональная карьера началась в Госинституте прикладной химии, где он работал с 1972 по 1975 год. Работа была связана с разработкой технологий использования ракетного топлива. В 1975 году он был призван на военную службу, но провел ее вновь за студенческой партой — в институте КГБ, который сегодня преобразован в Академию внешней разведки.

Начало госкарьеры

После службы, с 1977 г., он работал пять лет в качестве старшего инженера в управлении Госкомитета по внешней торговле Совмина СССР. Затем три года он был главой иностранного отдела в ленинградском ФТИ им. А. Иоффе Академии наук СССР. Есть основания полагать, что в его функции входила научно-техническая разведка, связанная с поиском информации о последних изобретениях и технологиях в области производства вооружений. Сам Якунин в последние годы заявлял, что прослужил в разведке 22 года.

Чем дальше занимался в жизни Владимир Якунин? Биография его, как и положено настоящему советскому разведчику, продолжилась в США, где между 1985 и 1991 г. он был в составе Советской дипмиссии при ООН, причем последние три года — в качестве первого секретаря миссии.

Попытка построения бизнес-карьеры

Могла ли в 90-е годы пройти без попыток найти себя в бизнесе жизнь такого человека, как Якунин Владимир Иванович? Биография его вновь продолжилась в Ленинграде, куда он вернулся в начале 1991 года, уйдя в отставку с госслужбы. Поначалу Владимир Якунин с бывшим сослуживцем по инотделу ленинградского физтеха Юрием Ковальчуком учреждают ТОО «НТП ТЭМП» и пытаются поднять на ноги малоизвестный тогда питерский банк «Россия». В 1993 году он становится соучредителем ЗАО «Полупроводниковые приборы», а в 1996 году – гендиректором бизнес-центра «Международный центр делового сотрудничества».

К этому периоду относится его сближение с Владимиром Путиным, с которым он был знаком еще с 80-х годов. Видимо, по рекомендации последнего, ставшего к 1997 году руководителем ГКУ при Президенте РФ, Владимир Якунин в том же году вернулся на госслужбу и взял на себя управление Северо-Западной окружной инспекцией ГКУ.

Из контролера в транспортники

С 7 декабря 2000 года по февраль 2002 года Якунин — замминистра транспорта России Сергея Франка, отвечает за развитие торгового флота и морских портов. 8 февраля 2002 года он стал первым замминистра транспорта Геннадия Фадеева и куратором железных дорог. Эту должность он занимал до конца октября 2003 года. В том же месяце Якунин стал вице-президентом «РЖД», возглавляемых Геннадием Фадеевым. «РЖД» были образованы Постановлением российского Правительства № 585 от 18 сентября 2003 года. Создание компании состоялась в результате первого этапа реформы железных дорог.

В середине июня 2005 года был назначен новый глава «РЖД» — Владимир Якунин. После этого он еще трижды вплоть до 2014 года переназначался на эту должность постановлениями российского Правительства.

17 августа 2015 Якунин объявил о своей отставке с поста руководителя «РЖД». Премьер Медведев назначил Олега Белозерова новым президентом компании.

Владимир Якунин, фото которого в последний период руководства «РЖД» показано ниже, после своей отставки предполагает сосредоточиться на научной и общественной деятельности. Его сфера интересов охватывает вопросы международных связей и отношений, налаживание диалога с другими странами.

Научная работа

С начала 2006 года Якунин значится как научный консультант и возглавляет Совет попечителей в Центре проблемного анализа при РАН.

В 2005 году им защищена кандидатская диссертация на тему, связанную с принципами развития геостратегий в сегодняшней России (на примере транспорта и железных дорог). Он имеет докторскую степень в области политологии, в 2007 году защитил диссертацию, связанную с принципами формирования госполитики в России. Является автором нескольких монографий по проблемам геополитики.

С конца 2010 года является завкафедрой госполитики факультета политнаук в МГУ. Стокгольмская школа экономики пригласила его в качестве профессора.

Общественная и благотворительная деятельность

Владимир Якунин входит в состав совета директоров санкт-петербургского Большого драмтеатра им Товстоногова, председательствует в советах попечителей двух центров, финансирующих проекты, связанные с деятельностью Русской Православной Церкви. Он также руководит попечителями фонда помощи детям под названием «Расправь крылья!». Фонд поддерживает детей-инвалидов, неизлечимо больных и сирот.

Якунин является вице-президентом базирующегося в Женеве Международного форума «Диалог цивилизаций», членом жюри молодежного форума «Родос», членом совета попечителей фонда «Русский мир» и Российского ВИО.

Владимир Якунин и его семья

«Российские железные дороги» сыграли решающую роль в жизни их будущего руководителя. По его собственным словам, знакомство с будущей супругой Натальей произошло в поезде, а предложение руки и сердца он сделал в электричке. Сегодня Наталья Якунина на пенсии, но является участницей нескольких бизнес- и благотворительных проектов.

Вышеупомянутый фонд «Диалог цивилизаций» супруги Якунины учредили совместно, причем Наталья его возглавляет, а Владимир стал ее замом.

У них два сына и четверо внуков. Старший сын Андрей проживает в Лондоне и занимается гостиничным бизнесом. В настоящее время он реализует в России крупный проект с иностранными инвестициями по строительству ряда современных гостиниц. Младший сын Игорь учится также в Лондоне.


источники:

http://businessman.ru/post/vladimir-yakunin-biografiya-rabota-v-rjd-gde-seychas.html

http://fb.ru/article/212044/vladimir-yakunin-biografiya-foto-semya-yakunina-vladimira-ivanovicha