Якоби Борис Семенович биография Кратко

Борис Семёнович Якоби — краткая биография

ФИО:Якоби Борис Семёнович
Дата рождения:21 сентября 1801 г.
Место рождения:Потсдам, Германия
Знак зодиака:Дева
Чем известна:Ученый, физик, изобретатель
Дата смерти:10 марта 1874 г. (72 года)

Сделанные российским физиком Б.С. Якоби научные открытия привели к фундаментальным сдвигам в технической сфере и заложили основы новых отраслей науки. Только разработка «Фаустом электротехники» технологии гальванопластики вполне сравнима с изобретением книгопечатания.

Детские годы

Борис Семёнович Якоби родился в состоятельной еврейской семье 21 сентября 1801 года в Потсдаме. В младенчестве он получил имя Мориц Герман, а спустя годы был крещён в православии именем Борис.

Отцом мальчика был личный банкир короля Пруссии Фридриха Вильгельма III Симон Якоби. Мать будущего физика-изобретателя, Рахель Леман, нигде не работала и занималась воспитанием детей и домашним хозяйством.

Мориц был старшим ребёнком в семье. После него родились братья Карл, Эдуард и сестра Тереза. Карл Якоби впоследствии прославился как выдающийся математик, а Эдуард последовал по стопам отца и стал банкиром.

Первоначальное образование Мориц получал вместе с братьями дома. В то время в Потсдаме не было гимназии, готовящей к поступлению в университет, поэтому учителем мальчиков был дядя матери Леман. На домашних уроках изучались древние и современные европейские языки и основы математики. Полученные знания помогли Морицу продолжить образования в немецких университетах.

Портрет Бориса Якоби

Жизнь в науке

  1. 1819-1820 годы ‒ Служба вольноопределяющимся в прусской армии.
  2. 1821 год ‒ Поступление в Берлинский университет на факультет строительства и последующий перевод в университет Геттингена.
  3. 1823 год ‒ Вступление в Бранденбургское экономическое общество.
  4. 1829 год ‒ Окончание обучения в Геттингенском университете по физико-математическому разряду.
  5. 1829-1833 год ‒ Работа в строительном департаменте Пруссии на должности архитектора.
  6. 1834 год ‒ Переезд в Кенигсберг. Преподавание и первые научные исследования по электротехнике в университете Альбертина.
  7. 1835-1837 годы ‒ Профессор в Дерптском университете на кафедре гражданской архитектуры.
  8. 1837 год ‒ Принятие российского подданства и переход в православие. Переезд в Санкт-Петербург. Конструирование нескольких моделей электродвигателей и испытание катера-электрохода.
  9. 1838 год ‒ Открытие гальванопластики. Б.С. Якоби становится членом-корреспондентом Академии наук по физико-математическому разделу.
  10. 1839 год ‒ Возглавил разработку минного оружия для флота и армии России. Под руководством учёного сконструированы морские якорные и гальваноударные мины. В этом же году в библиотеке Пулковской обсерватории состоялась выставка гальванопластических изделий и оборудования для их производства.
  11. 1840-1850 годы ‒ За десятилетие в середине века Б. С. Якоби были окончательно сформулированы первый и второй законы электромагнитных двигателей.
  12. 1840 год ‒ Вышел из печати один из главных научных трудов физика ‒ «Гальванопластика». Присуждение Б.С. Якоби Демидовской премии в 25 тыс. рублей за изобретение метода гальванопластики.
  13. 1842 год ‒ Б. С. Якоби произведён в экстраординарные академики.
  14. 1845 год ‒ Создание оригинальной конструкции стрелочного синхронного телеграфа.
  15. 1847 год ‒ Учёный становится ординарным академиком.
  16. 1850 год ‒ Изобретение буквопечатающего телеграфа.
  17. 1854 год ‒ Разработка минного заграждения для Кронштадтского рейда в годы Крымской войны.
  18. 1859 год ‒ Участие в исследованиях по технологии обработки платины.
  19. 1864 год ‒ Получение потомственного дворянства. В составе комиссии министерства финансов участвовал в разработке способов определения крепости алкогольных напитков.
  20. 1867 год ‒ Награждение Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже.
  21. 1870 год ‒ У учёного явственно проявились первые признаки серьёзной болезни сердца. Возглавил Физический кабинет Санкт-Петербургской академии наук.
  22. 1872 год ‒ Участие в работе Международной комиссии по установлению однообразной международной системы мер и весов.
  23. 1874 год, 10 марта ‒ День смерти Б. С. Якоби в результате обострения сердечной болезни. Похороны учёного состоялись на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь

Женился Б. С. Якоби довольно поздно в возрасте 34 лет. Его избранница, Анна Григорьевна Кохановская, происходила из псковских мещан и была воспитанницей Санкт-Петербургского Общества Благородных девиц.

Церемония бракосочетания состоялась в середине января 1836 года. За годы совместной жизни в семье родилось семеро детей, но пятеро из них скончались от болезней в раннем детстве.

Двое выживших сыновей достигли в жизни успеха и высоких постов. Владимир, полковник российской армии, был инженером и изобретателем. Николай изучал юриспруденцию и впоследствии стал сенатором.

Вклад в науку и развитие техники

В сотрудничестве с Э.Х. Ленцем, Б.С. Якоби предложил передовой способ проведения электролиза. Проведённые физиком многочисленные эксперименты по практическому применению электролиза привели к открытию гальванопластики.

Многочисленные труды учёного заложили основу современной теории электромагнитных машин. Борис Семёнович Якоби был активным сторонником популяризации знаний об электротехнике. По его инициативе в российской армии и флоте было организовано обучение по этому направлению.

Научные изыскания Б.С. Якоби способствовали решению актуальных задач в метрологии. Выдающимся физиком был предложен вариант условного эталона измерения сопротивления.

Свои теоретические знания физических закономерностей Б. С. Якоби успешно воплотил в целом ряде выдающихся изобретений. Им были сконструированы прибор для измерения сопротивления, электродвигатель, буквенный телеграф, гальванометры, аппарат для определения плотности жидкости. Ему также принадлежит первенство в создании электрозапала мин и прототипа современного подземного кабеля, в конструкции которого впервые применён каучук.

Колоссальный вклад в науку Б.С. Якоби высоко оценён научным сообществом, но связанных с его именем достопримечательностей и культурно-исторических объектов совсем немного. После кончины Б.С. Якоби в 1874 году с его лица была снята посмертная маска. Гипсовый слепок теперь хранится в Санкт-Петербургском филиале архива Академии наук. В этом же городе на фасаде Дома академиков на Васильевском острове, где жил учёный, установлена мемориальная доска.

До сих пор в плачевном состоянии находится памятник Б.С. Якоби на его могиле в Санкт-Петербурге. Захоронения было разрушено вскоре после Октябрьской революции 1917 года. В 2017 году был разработан проект восстановления памятника, который по-прежнему находится на начальной стадии осуществления.

Борис Семенович Якоби (Мориц Герман) и его вклад в науку

Многие научные достижения способствуют грандиозным изменениям, которые вносят что-то новое в нашу жизнь. Однако часто бывает и так, что ученые, открывшие какой-либо закон или явление, редко самостоятельно могут применить итоги своих трудов на практике…

«Я черпал из науки только то, что ведет или обещает привести к практическим результатам. Я поставил себе задачу примирить науку и технику, стереть неоправданное различие, которое установили между теорией и практикой», — говорил выдающийся физик и электротехник Борис Семенович Якоби.

По жизни Якоби имел одну большую страсть — проводить опыты с электричеством. Он даже вел переписку с великим английским ученым Майклом Фарадеем, который установил законы электролиза — процессов, протекающих при пропускании электрического тока через растворы. Началом будущих открытий стало создание электродвигателя с вращающимся рабочим валом. В основе его работы были те же магнитные эффекты, которые заставляют стрелку компаса поворачиваться одним концом к северу, а другим — к югу.

В 1839 году Якоби вместе с физиком Эмилием Ленцем построил два усовершенствованных и более мощных электродвигателя, один из которых был установлен на большой лодке и вращал ее гребные колеса. Для демонстрации мощности двигателя в лодку посадили экипаж из четырнадцати человек и пустили ее против течения Невы и ветра. Второй электродвигатель демонстрировал возможность передвижения по рельсам тележки, в которой мог находиться человек.

Эти сооружения представляли собой первое в мире электрическое судно и аналог трамвая, троллейбуса, электропоезда и электрокара.

Однако, несмотря на революционность идеи, сидеть в тележке было неудобно из-за отсутствия свободного места. Кроме этого, источник электрического тока не мог работать без цинка, который расходовался так же быстро, как уголь в топке, но в отличие от последнего был дороже. Поэтому для проведения опытов Якоби нуждался в других, более дешевых источниках электрического тока. Для решения этой проблемы он тщательно изучил целый ряд гальванических элементов. До Якоби было известно, что при прохождении электрического тока через растворы солей на электродах происходят особые процессы, сопровождающиеся выделением газов, металлов и других продуктов взаимодействия с водой. При электролизе часть веществ может оседать на электроде в виде сплошного слоя, причем данное явление характерно для большинства металлов, покрывающих катод — электрод, к которому движутся положительно заряженные частицы.

Однажды, работая с раствором, в котором на электроде оседала медь, Якоби обратил внимание, что получившийся слой был равномерным и мог быть легко отделен. Более того, листочек меди полностью и в точности воспроизводил все особенности поверхности электрода, включая неровности.

Как истинный практик, Якоби в следующий раз применил в качестве электрода полоску металла, на которой было выгравировано его имя.

Результат был предсказуемым, но все равно впечатляющим: отодранный от электрода медный листочек представлял собой точную копию полоски металла с надписью на ней.

Якоби оценил техническое значение этого факта и, видя потенциал в таком открытии, в другой раз снял копию с медного пятака.

Открытый процесс Якоби назвал гальванопластикой и стал широко пропагандировать его применение на практике. В 1838 году в докладной записке для Петербургской академии наук он рассказал о своем открытии, а спустя два года выпустил руководство по использованию гальванопластики, став родоначальником современной электрохимии.

Ученый был настолько нацелен на результат, что именно благодаря ему

гальванопластика стала использоваться при изготовлении точных клише для печати государственных бумаг и денежных знаков.

Интересно, что Якоби сулили огромные доходы и говорили о том, что в другой стране он мог бы найти гораздо больше применений своему изобретению. На это он отвечал, что «сие изобретение принадлежит исключительно России и не может быть оспорено никаким другим изобретением вне оной. Здесь оно открыто и здесь развивалось».

Талантливый физик открыл гальванопластическую мастерскую, где при его участии было изготовлено много замечательных произведений искусства. Из нее вы шли статуи и барельефы Исаакиевского собора, Эрмитажа, Большого театра в Москве, Зимнего дворца, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. На эти и другие изделия мастерская потратила 6749 пудов меди.

Для позолоты куполов Храма Христа Спасителя в Москве, Исаакиевского и Петропавловского соборов в Санкт-Петербурге и других небольших куполов и изделий было израсходовано 45 пудов 32 фунта золота.

Параллельно Якоби занимался созданием телеграфных аппаратов. Его главным достижением стал буквопечатающий аппарат, который служил источником связи по специальным кабельным телеграфным линиям между главными царскими резиденциями.

Для их создания ученому понадобилось разработать еще много других сопутствующих технологий, например, создания и производства подземных и подводных кабелей, подбора электроизоляционных материалов. Вклад Якоби в создание отечественного электротехнического оборудования огромен, с его участием был построен ряд электротехнических приборов — вольтметр, проволочный эталон сопротивления, несколько конструкций гальванометров и регуляторов сопротивления.

Краткая биография

Борис Семенович Якоби (Мориц Герман) родился 9 (21) сентября 1801 года в немецком городе Потсдам в состоятельной еврейской семье, однако все свои изобретения он завещал России. Отец будущего физика был личным банкиром короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, мать — домохозяйкой. Обучался в Берлинском и Геттингенском университетах на архитектурных факультетах, работал в строительном департаменте Пруссии. В 1834-м переехал в Кенигсберг. Увлечение физикой не прошло даром — в этом же году он изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В 1837 году Николай I выделяет Якоби баснословную сумму в 50 тысяч рублей для проведения опытов с изобретенной им электромагнитной машиной. В ответ Якоби навсегда перебирается в Россию и принимает российское подданство. В 1838-м ученый изобрел гальванопластику, положив начало целому направлению прикладной электрохимии. Достиг значительных успехов в области телеграфии. В 1839 году получил звание адъюнкта Петербургской академии наук, через восемь лет стал академиком. За изобретение гальванопластики в 1840 году был удостоен Демидовской премии в размере 25 000 рублей и награжден Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. До конца жизни Якоби был заведующим Физическим кабинетом Петербургской академии наук. Скончался ученый 27 февраля (11 марта) 1874 года в Санкт-Петербурге от сердечного приступа.

Борис Семёнович Якоби — физик и изобретатель

Борис Семёнович Якоби (Мориц Герман Якоби, 1801-1874) – известный немецкий и российский физик иэлектротехник, благодаря которому был создан электрический двигатель, телеграфный аппарат, а также изобретена гальванопластика. Ученый впервые применил возможности электродвигателя на практике, приведя в движение лодку с пассажирами. Семён Борисович внес огромный вклад в развитие электротехники, сконструировав несколько вариантов гальванометра, регулятор сопротивления, вольтметр и другие приборы.

Якоби Борис Семёнович (Санкт-Петербург, 1856 год)

Молодые годы

Мориц Герман Якоби появился на свет 21 сентября 1801 года в Потсдаме в состоятельной еврейской семье — отец будущего изобретателя Симон Якоби работал личным банкиром прусского императора Фридриха Вильгельма III. Благодаря высокому достатку мальчик получил хорошее образование и смог поступить в Берлинский университет. Однако проучился он там недолго и вскоре перевелся в Геттингенский университет, в котором получил профессию архитектора.

Первое время Якоби работает архитектором в строительном департаменте, но его настоящей страстью оставалась физика. В 1834 году он переезжает в Кенигсберг, где в местном университете преподавал родной брат, известный математик Карл Якоби. Здесь он с увлечением предался изучению явлений электромагнетизма и приступил к работе над созданием электродвигателя. Результаты своих экспериментов ученый активно публиковал, чем привлек внимание российских научных светил Павла Львовича Шиллинга, Василия Яковлевича Струве и других. В 1835 году Борис Семёнович получил приглашение занять профессорскую должность в университете Дерпта и с радостью принял его. В его родной раздробленной Германии не было условий для реализации научных мечтаний о вечном двигателе и других изобретениях.

Опыты с электричеством

Царское правительство Николая I, которого по праву называли царем-инженером возлагало большие надежды на использование электричества для военного дела. В 1837 году Бориса Семеновича вызвали в столицу для организации серии опытов по оснащению морских судов электродвигателемя. Это стало поводом к окончательному переезду в Россию и получению русского подданства. В 1838 году один из экспериментальных кораблей – небольшой ботик, оснащенный электрическим двигателем, успешно проплыл по Неве, а мины Якоби с электрическими запалами применялись во время Крымской войны. Среди них были самовоспламеняющиеся (гальваноударные) мины, а также оружие с запалом от индукционного устройства. Якоби принадлежит идея создания специальных гальванических подразделений в саперных частях.

Работа над электродвигателем

Свой первый электродвигатель, оснащенный неподвижной и вращающейся частями, Борис Семенович создал в 1834 году. Тогда ему удалось описать принцип беспрерывного вращательного движения. Мотор был выполнен из коммутатора и двух дисков, на которых располагались 16 железных стержней. За один оборот дисков коммутатор изменял полярность до восьми раз. Благодаря силе инерции вал основного двигателя совершал вращения. Питание магнитов установки обеспечивала гальваническая батарея. В течение секунды двигатель поднимал груз до 6 кг на высоту около 30 см, что соответствовало 15 Вт.

Оригинального двигателя Якоби уже не существует, но его копия хранится в Московском Политехническом музее

В видео можно увидеть, как работает двигатель Якоби.

Однако в практическом плане устройство было не применимо по причине невысокой мощности и Якоби стал целенаправленно разрабатывать двигатель для использования на транспорте и в производстве. В результате ему удалось создать конструкцию, в устройстве которой сочетались сразу 40 моторов, что позволило существенно увеличить производительность двигателя.

Испытания магнитоэлектрического двигателя прошли осенью 1838 года в Санкт-Петербурге. Мотор был установлен на пассажирской лодке с 12 людьми на борту. Транспортное средство двигалось в противоположных направлениях – как по течению реки, так и против. Его скорость была невелика – всего 2 км/ч. И хотя за семь часов испытаний лодка сумела преодолеть всего около 7 км, но по меркам того времени результат можно назвать выдающимся.

Практически сразу изобретатель приступил к созданию более совершенного устройства и через год прошли новые испытания. На этот раз лодка перевозила 14 человек, но на ней был установлен более мощный двигатель, способный обеспечить движение со скоростью 4 км/ч. Известие об успешном эксперименте моментально облетело весь свет – такого мощного, а главное надежного электродвигателя мир еще не знал. Однако в крупнотоннажном флоте найти ему применение так и не удалось по причине отсутствия полноценного источника питания.

Якоби делал попытки установить свое детище на тележку и таким образом хотел создать электровоз, но довести до конца свою идею не смог. Несмотря на это ученый внес значительный вклад в мировую электротехнику, реализовав три главные идеи получившие свое развитие в будущем:

  • коммутатор с трущимися частями;
  • вращательное движение якоря в электромоторе;
  • магниты в статичной и динамичной частях электродвигателя.

Создание телеграфа

В 30-е годы XIX века ученый мир активно занимался созданием электромагнитного телеграфа. Одним из первых преуспел в этом деле П. Шеллинг, заинтересовавшийся явлением магнитного поля вокруг проводника, по которому движется электрический ток. Впервые его описал датский физик Ганс Христиан Эрстед, но именно Шеллинг сумел перевести это открытие в прикладную плоскость. В 1833 году он сконструировал проводной телеграф, возможности которого демонстрировались в его пятикомнатной квартире на Мойке. Впоследствии ученому поручили провести телеграфную линию между Петергофом и Кронштадтом, для чего Шеллинг впервые в мире создал изолированный кабель на каучуковой основе. Но из-за скорой смерти завершить начатый проект ему не удалось и продолжателем дела ученого стал Якоби.

В 1839 году он проложил подземный телеграф, в конструкции которого были использованы созданные автором приемное и отправочное электромагнитные устройства. Сам аппарат функционировал от манипулятора. Часовой механизм и карандаш, соединенный с якорем электромагнита, перемещали фарфоровую доску и создавали особые зигзагообразные символы. Эта линия соединяла личный кабинет Николая I в Александровском дворце и главное управление путей сообщения.

Позднее телеграф Якоби свяжет Зимний дворец с Главным штабом, а в 1842 году ГУПС (Главное управление путей сообщения) и Публичные здания. В этот период изобретатель выдвинул идею стрелочного телеграфа, который связывал несколько кабинетов императора в Зимнем дворце и дом Юсуповых на Фонтанке. Особенность этой конструкции заключалась в приемной станции, вращающиеся стрелки которой обозначали букву на циферблате, которая транслировалась со стороны передающего устройства.

Электромагнитный телеграф

Новым этапом развития телеграфного дела стала разработка магистрального железнодорожного телеграфа. К работам по его созданию Бориса Семёновича подключил глава северной дирекции строительства Николаевской ж/д П. Мельников. В 1845 году Якоби начал укладку кабеля на опытном участке строящейся магистрали, но сильные морозы внесли коррективы в ход работ. Это побудило ученого предложить новый проект, который был реализован между пассажирским зданием столицы и Обводным каналом. В 1847 году он проложил еще одну линию между Александровским заводом и Московским вокзалом, но из-за возникших разногласий с главой МПС Петром Алексеевичем Клейнмихелем дальнейшие работы были свернуты.

Причиной недопонимания между ученым и чиновником стали эксперименты по разработке более надежной изоляции, в которых Якоби задействовал как традиционные материалы — глину, смолу, шелковые нитки, так и совершенно новые для тех времен, например, гуттаперчу. Однако отсутствие необходимого оборудования вынудило Бориса Семёновича остановить работы и заняться вопросом прокладки воздушных линий. Эта технология выглядела более перспективной и в Старом Свете стали постепенно отказываться от подземных коммуникаций. Клейнмихель отклонил предложение ученого по причине ненадежности подобных конструкций, что привело к разрыву сотрудничества с железнодорожным ведомством.

Тем не менее в 1850 году Якоби удалось изобрести первый на планете буквопечатающий телеграф. Идея российского ученого легла в основу последующих электромагнитных телеграфных аппаратов. В 1854 году он создал свое последнее телеграфное устройство для связи на больших кораблях между капитаном и матросами машинного отделения.

Изобретение гальванопластики

Гальванопластика считается одним из направлений прикладной электрохимии. Её суть заключается в получении металлических копий предметов электролитическим способом. Если подобным путем наносить металлические покрытия на различные поверхности, то это называется гальваностегия.

Истоки гальванотехники, ранее активно использовавшейся в полиграфии, заложил Борис Якоби, проводя серию экспериментов с гальваническими элементами ещё во время пребывания в Дерпте. В дальнейшем опыты были продолжены в Санкт-Петербурге. В 1837 году во время одного из экспериментов ему удалось изготовить гальванопластическим способом монету номиналом в 2 копейки, от которой ученый вскоре избавился из-за боязни быть обвиненным в фальшивомонетничестве.

Официально открытие гальванопластики произошло позднее, когда в октябре 1838 года на заседании Петербургской Академии наук было оглашено письмо Якоби, где он подробно описал процесс своего открытия. В дальнейшем он продолжил совершенствовать свое детище, пытаясь адаптировать его под практические нужды полиграфии. В частности, Борис Семёнович занимался копированием политипажей (типовой книжный декор для многократного использования в разных изданиях), использовавшихся для репродуцирования орнаментальных узоров.

Позже Якоби открыл способ наращивания металлического слоя на диэлектрические слепки различных предметов с сохранением аутентичных гравюр и политипажей, ранее попросту уничтожавшихся. Это привело к появлению нового направления гальваностегии.

В 1840 году Якоби подает прошение в Мануфактурный совет, занимавшийся вопросами защиты изобретений, о выдаче ему привилегии на гальванопластику сроком на 10 лет. Совет утвердил его просьбу, а Министр Финансов Канкрин распорядился выдать ученому 25 тысяч рублей серебром для широкой публикации собственной технологии. Борис Семёнович выполнил указание и напечатал практическое руководство с подробным изложением метода гальванопластики.

Открытие Якоби практически сразу нашло применение в жизни. Приоритет здесь был, конечно, за полиграфией. Одним из первых продуктов гальванопластики стал комплект типографского шрифта, а также копия даггеротипа «Берега Невы».

Благодаря высочайшей оценке сделанных открытий карьера Якоби стала стремительно развиваться. В 1839 году он получает звание адъютанта Имперской академии наук. В 1842 году он утверждается сначала экстраординарным, а спустя пять лет ординарным советником. Его заслуги как ученого высоко ценили и за рубежом – Бориса Семёновича избрали корреспондентом роттердамского общества наук, а также иностранным членом Королевской Бельгийской Академии наук, Королевской Туринской академии и многих других. В 1867 году ученый удостоился большой золотой медали Парижской выставки, а император Александр II вскоре пожаловал ему потомственное дворянство.

Другие интересы

После кончины Николая I интересы правительства изменились и Якоби сокращает свои работы в сфере электротехники. В этот период ученый занимается вопросами обработки платины, а в 1864 году Семёна Борисовича привлекли к выработке методов определения содержания спирта в алкогольных напитках. Якоби уделяет большое внимание метрологии, сделав ряд интересных предположений. Вместе с Эмилием Христиановичем Ленцем он предложил баллистический способ электроизмерений. Занимаясь разработкой эталонных мер и отбором единиц измерения, ученый оказал огромное влияние на становление метрической системы в Российской империи.

Якоби изобрел несколько вариантов реостатов – прототипов пишущих машинок для набора текста. В 1840 году он представил Петербургской академии наук одну из своих моделей – агометр Якоби, на который ориентировались будущие создатели реостатов Чарльз Уитстон и Иоганн Поггендорф.

Личная жизнь

Якоби был многодетным отцом. Его супруга Анна родила ему семерых детей, пятеро из которых скончались в раннем детстве. Только двое сыновей Владимир и Николай пережили совершеннолетие, первый из них пошел по стопам отца и также стал изобретателем.

Борис Семёнович умер от сердечного приступа 27 февраля 1874 года. Ученый похоронен на протестантском Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Интересные факты

  • За открытие гальванопластики Якоби был удостоен престижнейшей Демидовской премии, за которую полагалось 5 тысяч рублей. Однако он отказался лично взять деньги, предложив их направить на дальнейшую работу по совершенствованию гальванизма и электромагнетизма.
  • В начале 40-х годов XIX века при Рисовальной школе на Васильевском острове был открыт специальный гальванопластический класс, ученики которого могли лично освоить новый метод. Курс обучения длился чуть больше месяца – занятия проводились дважды в неделю. Сам изобретатель прочитал здесь 12 лекций, кроме него здесь преподавал известный скульптор Пётр Карлович Клодт и один из российских основоположников даггеротипии Ф. Вернер. И хотя в классе обучалось всего десять человек, на выступления Бориса Семёновича собирался полный зал.
  • Рожденный в Пруссии Якоби, называл Россию «вторым Отечеством» и утверждал, что связан с ней личными чувствами гражданина.


источники:

http://sitekid.ru/fizika/fiziki/boris_semenovich_yakobi_moric_german_i_ego_vklad_v_nauku.html

http://elektroznatok.ru/info/people/boris-semenovich-yakobi