Якоб Ван Рейсдаль Краткая биография

Якоб Исаакс ван
Рейсдал

Якоб Исаакс ван Рёйсдал (Jacob Isaakszoon van Ruisdael, иногда Ruysdael; 1628/1629, Харлем – 14 марта 1682, там же) – художник эпохи барокко, считается одним из величайших голландских пейзажистов; поднял ландшафтную живопись на высокий уровень качества и разнообразия, внимательно наблюдая за внешним миром.

Особенности творчества Якоба ван Рёйсдала. Среди наиболее влиятельных голландских художников XVII века Рёйсдал признан самым универсальным пейзажистом. Он писал ландшафты практически всех типов – леса, пляжи, морские и заснеженные пейзажи, а также городские виды. Его работы сочетают почти научное наблюдение и монументальное, мощное композиционное видение – независимо от того, изображал ли он драматическую лесную сцену или панорамный вид на Харлем.

Если до Рёйсдала голландские художники использовали деревья лишь как декоративные элементы, то он сделал их объектом своих картин и добавил почти человеческие личностные качества. Его манера письма характеризуется разнообразием приёмов, тщательностью исполнения, а также обилием густых мазков, импасто, добавляющих глубину и характер листве и стволам деревьев. В начале своей карьеры Рёйсдал также увлекался эстампом; до наших дней дошли 13 его гравюр и значительное количество рисунков.

О профессиональных и личных отношениях Якоба ван Рёйсдала мало что известно. Художник никогда не был женат, не вёл дневник, никаких историй о нём не сохранилось – и это затрудняет создание его личностного портрета.

Якоб ван Рёйсдал родился в Харлеме, был сыном художника и производителя рам Исаака де Гойера и племянником талантливого пейзажиста Саломона де Гойера. Позже они взяли себе фамилию Рёйсдал – по названию замка близ их родного городка Бларикюм. Самые ранние работы Якоба ван Рёйсдала, датированные 1646 годом, были сделаны, когда ему было всего 17 или 18 лет. Они свидетельствуют, что в этом возрасте он уже был опытным художником, и отражают влияние его дяди и других живописцев харлемской школы, которые играли ведущую роль в развитии голландской реалистической пейзажной живописи в начале XVII века.

В 1648 году Якоб ван Рёйсдал вступил в харлемскую Гильдию святого Луки как независимый художник. С 1650-го по 1653 год он много путешествовал по Нидерландам и западным территориям соседней Германии. Примерно в 1655 году пейзажист поселился в Амстердаме – одном из европейских центров, где мог заработать своей профессией – и несколько лет спустя стал свободным гражданином города.

Есть сведения, что Якоб ван Рёйсдал по настоянию отца овладел латынью, а затем изучал медицину и стал известным в Амстердаме хирургом. В реестре амстердамских врачей от 1676 года говорится, что «Якобус Рюйсдаль» получил медицинскую степень в Университете Кана в Нормандии. Но эта запись по неизвестной причине вычеркнута. Однако есть другой документ, свидетельствующий, что пейзаж с водопадом был продан в 1720 году как работа «доктора Якоба Рёйсдала». Поэтому нельзя полностью исключать вероятность того, что художник был также практикующим врачом.

В Амстердаме Якоб ван Рёйсдал завоевал репутацию в мире искусства. Одним из наиболее виртуозных его произведений считается «Еврейское кладбище» (один вариант хранится в Дрездене, второй – в Детройте) – медитация на тему мимолётности сущего. Смерть природных и разрушение рукотворных объектов здесь противопоставляется радуге – символу воскресения. Подготовительные наброски для картины показывают, что надгробия нарисованы с натуры, пейзажный фон был воображаемым, а прототипом романтических руин стала простая деревенская церковь.

Со временем стиль Рёйсдала изменился, художник перешёл от реалистичных сцен к воображаемым – для создания более драматических эффектов. Примером тому могут служить его скандинавские ландшафты (1, 2, 3): поскольку записей о поездках пейзажиста на дальний север нет, остаётся предположить, что у него были другие источники вдохновения. Вполне возможно, ими стали работы Алларта ван Эвердингена, голландского художника Золотого века. Он путешествовал по Скандинавии в 1640-х годах и писал хвойные леса и скалистые водопады – темы, которые Рёйсдал разрабатывал спустя 20 с лишним лет.

В 1670-х годах стиль Рёйсдала стал более вялым. Мастер умер в возрасте примерно 54-х лет и был похоронен в родном Харлеме 14 марта 1682 года. Его самый талантливый ученик Мейндерт Хоббема продолжил традиции наставника в собственной очаровательной, но довольно сдержанной манере.

За менее чем 40 лет карьеры Рёйсдал разработал радикальную технику и стиль, которые многие искусствоведы рассматривают как предшествующий романтизму, где природа пробуждает эмоции. Влияние голландца проявляется в великих английских пейзажах XVIII века, особенно в ранних работах Томаса Гейнсборо, а также во французских пейзажах XVIII столетия, например, у Гюстава Курбе.

Якоб ван Рёйсдал

Якоб Исаакс ван Рёйсдал (Jacob Isaackszoon van Ruisdael) (прибл. 1629 — 10 марта 1682) был голландским живописцем, рисовальщиком и гравёром. Он, традиционно, считается выдающимся пейзажистом Голландского Золотого Века, периода великого богатства и культурных достижений, когда голландская живопись приобрела невероятную популярность.

Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. С 1646 года он рисовал голландские пейзажи сельской местности замечательного качества как для молодого человека. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. На позднем этапе творчества, созданном, когда он жил и работал в Амстердаме, он добавил панорамы города и морские пейзажи в свой обычный репертуар. В нём небо часто занимало две трети холста. Всего он написал более 150 скандинавских видов, изображающих водопады.

Единственным официальным учеником Рёйсдаля был Мейндерт Хоббема, один из нескольких художников, рисовавших фигуры в своих пейзажах. Работы Хоббемы временами путали с работами Рёйсдаля. Трудности в определении творчества Рёйсдаля, не помогал тот факт, что три члена его семьи также были художниками-пейзажистами, некоторые из которых писали своё имя как «Ruysdael»: его отец Исаак ван Рёйсдал, его знаменитый дядя Саломон ван Рёйсдал, и его двоюродный брат, по не понятной причине названный Якоб ван Рёйсдал.

Творчество Рёйсдаля было востребовано в Нидерландской Республике в течение его жизни. Сегодня оно разбросано по частным и институциональным коллекциям по всему миру; Национальная галерея в Лондоне, Рейксмюсеум в Амстердаме и Эрмитаж в Санкт-Петербурге имеют крупнейшие коллекции. Рёйсдал распространил традиции пейзажной живописи по всему мире: от английского романтизма до Барбизонской школы во Франции и Школы реки Гудзон в США, а также повлиял на целые поколения голландских пейзажистов.

Жизнь

Якоб Исаак ван Рёйсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году в семье художников, все пейзажисты. Количество художников в семье и несколько вариантов написания имени Рёйсдал, затрудняют попытки документировать его жизнь и приписывать ему картины.

Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. Деревня была домом деда Якоба, изготовителя мебели Якоба де Гойера. Когда Де Гойер переехал в Нарден, трое его сыновей сменили своё имя на Ruysdael или Ruisdael, вероятно, чтобы показать своё происхождение. Двое сыновей Де Гойера стали живописцами: отец Якоба Исаак ван Рёйсдал и его знаменитый дядя Саломон ван Рёйсдал. Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal.

Неизвестно, была ли мать Рёйсдаля первой женой Исаака ван Рёйсдаля, имя которой неизвестно, или же второй, Майкен Корнелисдохтер. Исаак и Майкен поженились 12 ноября 1628 года.

Учитель Рёйсдаля также неизвестен. Часто считается, что Рёйсдал учился у своего отца и дяди, но этому нет никаких архивных доказательств. Похоже, что на него оказали сильное влияние другие современные местные художники-пейзажисты Харлема, в первую очередь Корнелис Врум и Алларт ван Эвердинген.

Подпись на Пейзаж с водопадом в 1660-х годах

Самая ранняя дата, которая появляется на картинах и гравюрах Рёйсдаля — 1646 год. Спустя два года после этой даты его приняли в члены харлемской Гильдии Святого Луки. К этому времени пейзажные картины были также популярны, как и историческая живопись в голландских домах, хотя во время рождения Рёйсдаля, исторические картины появлялись гораздо чаще. Этот рост популярности пейзажей, продолжалось на протяжении всего творческого пути Рейсдаля.

Приблизительно в 1657 году Рёйсдал переехал в Амстердам, тогда процветающий город, который мог предложить больший рынок для его работ. Его товарищ харлемский художник Алларт ван Эвердинген уже переехал в Амстердам и нашел там для себя рынок. На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. В 1668 году его имя появляется в качестве свидетеля брака Мейндерта Хоббема, его единственного официального ученика, художника, чьи работы путали с работами Рёйсдаля.

Пейзаж с дюнами (1646), Рёйсдал, Якоб ван

Для пейзажиста, очевидно, что Рёйсдал путешествовал относительно немного: в Бларикюм, Эгмонд-ан-Зее, и Ренен в 1640-х годах, с Николасом Берхемом в графство Бентхайм и Штайнфурт только вдоль границы в 1650-х годах, и возможно с Мейндертом Хоббема снова вдоль немецкой границы в 1661 году, через Велюве, Девентер и Оотмарсум. Несмотря на многочисленные норвежские пейзажи Рёйсдаэля, нет никаких записей о его путешествии в Скандинавию. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. В 1718 году его биограф Хоубракен сообщал, что он изучал медицину и проводил операцию в Амстердаме. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало, и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны.

Рёйсдал не был евреем. Слив сообщает, что из-за изображения Рёйсдалем еврейского кладбища и различных библейских имён в семье Рёйсдал, он часто слышал предположения, что тот обязательно должен быть евреем. Свидетельства показывают иное. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Его дядя Саломон ван Рёйсдал принадлежал к молодой фламандской подгруппе собрания меннонитов, одному из нескольких типов анабаптистов в Харлеме, и вполне вероятно, что отец Рёйсдаля был их членом. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме.

Рёйсдал не был женат. Согласно Хоубракену, чья короткая биография Рёйсдаля содержит несколько ошибок, это было из-за того, что он «посвятил это время служению своему старому отцу». Неизвестно, как выглядел Рёйсдал, поскольку не существует ни одного известного портрета или автопортрета.

Водопад в горном ландшафте с разрушенным замком (ок. 1665-1670)

Искусствовед Хэндрик Фредерик Вейнман опроверг миф, что Рёйсдал умер в бедности, предположительно в старой мужской богадельне в Харлеме. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). Его картины оценивались довольно высоко. В большой выборке описи между 1650 и 1679 годами средняя цена для Рёйсдал составляла 40 гульденов, по сравнению со средними 19 гульденами для всех приписываемых картин. В рейтинге современных голландских художников, основанном на взвешенной по цене частоте появления в этом списке, Рёйсдал занимает седьмое место; Рембрандту отдано первое место.

Рёйсдал умер в Амстердаме 10 марта 1682 года. Он был похоронен 14 марта 1682 года в церкви Святого Баво в Харлеме.

Голландский художник-пейзажист Jacob van Ruisdael (1628-29 — 1682).

Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский живописец и график. Учился, вероятно, у своего дяди, Саломона ван Рёйсдала, испытал влияние Яна ван Гойена, Херкюлеса Сегерса; работал в Харлеме, с 1656 года в Амстердаме.

Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия. Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями. Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзанка, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни («Еврейское кладбище», Картинная галерея, Дрезден; вариант — в Институте искусств, Детройт). В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи («Вид деревни Эгмонд», ГМИИ, Москва; «Пейзаж с водяной мельницей», 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек («Болото», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды. Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь в творчестве самим собой. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Круг пейзажных мотивов Якоба ван Рейсдала очень широк — это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника («Горы Норвегии», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Свои творения, отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Рейсдал наделил чувством драматического величия. Выдающийся голландский живописец, рисовальщик и офортист, большой мастер национального реалистического пейзажа.

Предполагается, что первые уроки живописи Якоб ван Рёйсдал получил от своего дяди, художника Саломона ван Рёйсдала. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Якоб Рёйсдал вступил в харлемскую гильдию художников в 1648 г., с 1659 г. стал гражданином Амстердама. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Умер Рёйсдал в марте 1682 г. По всей видимости, смерть настигла его в Амстердаме, но затем его прах перевезли в Харлем и 14 марта 1682 г. погребли в церкви св. Баво. Встречающееся в некоторых источниках указание на то, что художник умер в нищете в приюте для бедных, — следствие путаницы: на самом деле такая судьба постигла не его самого, а его двоюродного брата, сына Саломона ван Рёйсдала, — тоже Якоба и тоже живописца. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. В его картинах даёт себя знать чуткая, напряжённо-страстная восприимчивость художника к жизни природы в её частных и общих проявлениях. Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие.

Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх, или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Движение каждого мотива слагается в широкий, мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её порождений на земле. Рёйсдал любил писать лесные чащи, болота, водопады — места, где человек только прохожий, — маленькие голландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником».

Пейзаж с водопадом 1665

Модой на водопады голландская живопись во многом обязана Рейсдалу, который никогда не видел их въяве. Тем не менее, он изображал их не просто достоверно, но так, что у зрителя даже не могла бы зародиться мысль о том, что художник никогда в жизни не стоял перед этими горными потоками. В 1721 году Арнольд Хаубракен высказался о водопадах Рейсдала следующим образом: «Он написал немало сцен — как отечественных, так и зарубежных, — на которых вода падает с камня на камень, с громовым грохотом распадаясь на мелкие брызги. Он умел изображать воду с таким искусством, что она на его полотнах выглядела настоящей». Искусствоведы полагают, что Рейсдал начал писать водопады в конце 1650-х годов, наибольшее же количество подобных сцен приходится на 1660-е годы

Пейзаж с руинами замка и церковью 1667 Национальная галерея, Лондон

Этот пейзаж — один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Художник часто писал панорамные виды, но попытки исследователей установить точные места их создания всякий раз терпели неудачу. В конце концов, выяснилось, что все панорамные виды Рейсдала можно назвать полуфантастическими. Он, отталкиваясь от видов, встречавшихся ему в окрестностях Харлема, соединял их отдельные элементы в композиции, которые рождались у него в воображении. Таким образом, логично предположить, что мастер делал на пленэре лишь предварительные наброски, а основная работа над картиной происходила уже в мастерской.»Пейзаж с руинами замка» очень характерен для манеры Рейсдала. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Облака всегда художник писал с неподражаемым мастерством, умея уловить почти неуловимые переходы от света к тени. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Если это действительно так, то картина не могла быть создана позднее 1672 года, когда ван де Вельде скончался. Отметим, что лебеди, плавающие в пруду, который некогда был крепостным рвом замка, скорее всего, написаны самим Рейсдалом.

Пожалуй, ни в одной европейской стране зимние пейзажи никогда не пользовались такой популярностью, как в Голландии. Голландские художники ХVII-ХVIII веков бесчисленное число раз изображали зимние развлечения на лоне природы — катание на коньках, гуляния, выезды в санях. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Он писал зиму без прикрас — в стилистике реализма. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Вот уже несколько веков подряд это дает многим искусствоведам основание интерпретировать их как символы приближающейся смерти. Но, на наш взгляд, справедливее было бы считать их символами запустения и одиночества. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть!). Ни одна из них не датирована, но исследователи склоняются к тому, что большинство этих картин было написано не ранее 1660-х годов.

Зимний вечер 1670

Зимний пейзаж 1682, Рейксмузеум, Амстердам

Болото 1667 Холст, масло 72,5 х 99см.Государственный Эрмитаж.

Жизнь природы как извечная борьба созидающих и разрушительных сил- эта тема лежит в основе одного из лучших произведений Якоба ван Рейсдала, самого крупного художника голландского пейзажа второй половины 17 в. Первобытная мощь природы, нерасторжимость ее вечного цикла, в котором соединены рождение, расцвет и гибель, выражены в мотиве исполинских деревьев разных возрастов. Во внешнем спокойствии этого уединенного лесного пейзажа заключено огромное драматическое напряжение. Стремление художника к созданию героического образа природы получает в здесь свое классическое воплощение.

Мельница в Вейке близ Дорстеде. 1670.

Мельница в Вейке [ок. 1670] Государственный музей, Амстердам

«Мельница в Вейке» прочно входит в тройку картин (наряду с «Ночным дозором» Рембрандта и «Видом Делфта» Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. На картине Рейсдала запечатлен крошечный городок Вейк, расположенный в нескольких милях к юго-востоку от Утрехта. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Можно даже потешить себя мыслью о том, что она похожа на «ту самую» мельницу, хотя, увы, от «той самой» сохранились лишь остатки фундамента. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. И это несмотря на то, что они были «фирменным знаком» Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Впрочем, лучшую свою мельницу, «Мельницу в Вейке», мастер написал уже в зрелом возрасте. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Низкий ракурс, выбранный им, делает очертания мельницы и других зданий несколько размытыми, и от этого кажется, что они готовы вот-вот растаять в неприветливом, покрытом серыми облаками небе.

Горный поток Холст, масло 54 х 41,9. Музей Метрополитен.

Вид Харлема [ок. 1670]

Этот вид родного города художник написал с большой любовью и точностью. Мы видим крошечные ветряные мельницы, фигурки людей, работающих в поле. Из трубы одного из домов, которые стоят на краю поля, идет дым. А вдали поднимаются величественные сооружения «почти столичного» Харлема.

Еврейское кладбище [1655-1660] Холст, масло. 137х189, Институт искусства, Детройт. Дар Юлиуса X. Хаасса в память о его брате Д-ре Эрнсте В. Хаассе

«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. В композиции преобладают стихийные силы. Грозовые тучи, нависшие над дикой, безлюдной горной долиной, средневековые руины, поток, проложивший себе путь между древних могил,- все здесь вызывает чувство глубокой меланхолии. Ничто не вечно на земле, как бы говорит нам художник: время, ветер и вода обращают в прах все — от хрупких творений человеческих рук до деревьев и скал. Присущее Рейсдалю видение природы в ее отношении к цивилизации вызывает тот благоговейный трепет, отталкиваясь от которого романтики обосновали век спустя свою концепцию Возвышенного.

Замок Бентхейм [1653] Национальная галерея Ирландии, Дублин

Приблизительно в 1650 году Рейсдал покинул свой родной Харлем и отправился в поездку по приграничным германским землям. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Позже оба художника, пользуясь сделанными во время путешествия зарисовками, написали виды с замком Бентхейм, который находился в то время почти у самой границы с Голландией. По всей видимости, замок произвел на Рейсдала очень сильное впечатление, ибо впоследствии он изобразил его на дюжине полотен. Может быть, «Замков Бентхейм» было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Искусствоведы сходятся во мнении, что этот, написанный в 1653 году, пейзаж — одна из лучших работ Рейсдала. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма, и долгое время принадлежала его семье. История с графским заказом не подтверждена документально, и ее можно отнести к разряду догадок и домыслов, которыми столь богата биография художника. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм совершенно по-разному. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. На картине Рейсдала величественное здание помещено достаточно близко к зрителю — так, что можно даже разглядеть некоторые его детали и архитектурные особенности. Любопытно, что на самом деле замок стоит на довольно-таки пологом холме, на склонах которого нет и намека на лес. Рейсдал почти полностью преобразовал и, если можно так выразиться, «опоэтизировал» окружающий пейзаж.

Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей — марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов («Радуга в штормовом море», 1655, Рейксмузеум, Амстердам; «Волнорез», 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдала, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 века. Рейсдал не был бы истинным голландцем, если наряду с лесистой Голландией не показал бы и прибрежную ее часть, омытую северным морем, овеянную влажным морским ветром. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками, и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь, и празднично одетые люди на побережье. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Между сгущающимися тучами лишь кое-где прорывается солнце, лучи его ложатся на песок и воду беспокойными пятнами, море потемнело и нечто зловещее чувствуется в пейзаже. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. На это указывают прежде всего холодный колорит и костюмы людей, написанные не самим Рейсдалем, а сотрудничавшим с ним в эти годы роттердамским живописцем Герардом фан Баттемом. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.

Радуга в штормовом море 1655

Пейзаж с лесистыми холмами и ручьем

Дорога в дюнах 1655

Большой дуб 1652

Вид Амстердама, 1660-е

Пейзаж на закате 1682

Пейзаж с мельницей, 1661

Площадь в Амстердаме, 1670

Две водяные мельницы 1650-е, Частное собрание

В лесу, 1682, Рейксмузеум, Амстердам

Выдающимся пейзажистом Голландии был художник Якоб ван Рейсдал (1628/1629-1682), одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями. Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь самим собой. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Круг его пейзажных мотивов очень широк — это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года.

Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения, исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Наибольшей эмоциональной силы и глубины философского смысла он добивается в изображении еврейского кладбища с его белеющими надгробиями и руинами, с пенящимся потоком, засохшими корявыми ветвями дерева, озаренного вспышкой молнии, которая освещает свежую зелень молодого ростка. Так побеждает и в этом сумрачном раздумье идея вечно обновляющейся жизни, которая пробивается сквозь все бури и разрушительные силы.

Кисти художника Якоба ван Рейсдала принадлежит ряд морских пейзажей — марин, широких, величественных, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдаля, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 столетий.
Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) — создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея).

Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Работал в Харлеме, с 1648 — член гильдии живописцев. Первоначально находился под влиянием гарлемских пейзажистов П. Поттера, Я. ван Гойена, Х. Сегерса, А. ван Эвердингена, К. Врома; в 1650-х его художественный кругозор значительно расширился, чему способствовали путешествия по Голландии и в компании Н. Берхема по Западной Германии, обогатившей молодого художника новыми впечатлениями от горной природы, обширных лесных массивов и средневековой архитектуры. Ок. 1656 Рейсдал поселился в Амстердаме, в 1676 получил в Каэне степень доктора медицины и в том же году был включен в список амстердамских врачей.

Биография Якоба ван Рейсдала, одного из лучших голландских пейзажистов, до сих пор остается загадкой для исследователей. Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам.

Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Более точную дату рождения художника установить невозможно, поскольку самый ранний документ, связанный с Рейсдал ом, датирован 9 июня 1661 года. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. По большому счету, это — одно из немногих свидетельств, по которым можно восстановить хотя бы канву биографии Рейсдала. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Мы не располагаем даже его достоверным автопортретом, не говоря уже о воспоминаниях современников. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием «Большое обозрение голландских художников и художниц». Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Так, например, Хаубракен пишет о том, что Рембрандт был единственным ребенком в семье, хотя известно, что у него было несколько братьев и сестер. Вот почему с такой осторожностью приходится относиться и к тому, что автор рассказывает нам о других своих героях, в том числе — о Якобе ван Рейсдале. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Его дед, Якоб де Гойер, был мастером-краснодеревщиком и жил возле замка Рейсдал, приблизительно в 20 милях к юго-востоку от Амстердама. У Якоба де Гойера было четверо сыновей, и трое из них сменили в честь своей «малой родины» фамилию на ван Рейсдал. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально — «дочери Корнелиса»). Полагают, что именно от этого брака на свет появился Якоб ван Рейсдал, хотя возможно, что он родился еще от первой жены Исаака. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Мейкен, по всей видимости, умерла, когда Якоб был еще ребенком, поскольку уже 9 марта 1642 года Исаак женился в третий раз. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал.

Сохранилось довольно много документов, свидетельствующих о постоянных финансовых затруднениях Исаака. Позже отцу много помогал Якоб, который был настолько привязан к своей сводной сестре, что включил ее в свое завещание. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. По крайней мере, когда она умерла в 1672 году, художник не стал оплачивать ее похороны, и Барбертген Хувенельс похоронили на кладбище для бедняков. Исаака ван Рейсдала принято считать живописцем, но до нас не дошло ни одной картины, подписанной им. Зато совершенно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Саломон ван Рейсдал, дядя Якоба ван Рейсдала, был намного талантливее своего брата и сумел стать одним из самых известных в Голландии пейзажистов своего времени. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Любопытно, что он предпочитал подписываться как «Рюйсдел», в то время как Исаак называл себя Рейсдалом. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Уже самая первая его сохранившаяся работа, датированная 1646 годом, выглядит произведением зрелого мастера, — а ведь (если, конечно, наши предположения верны) ему исполнилось тогда всего лишь 18 лет. С полной уверенностью можно сказать, что в 1648 году Рейсдал стал членом гильдии художников Харлема. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. В молодости Рейсдал довольно много путешествовал в поисках натуры — не отъезжая, впрочем, от родного Харлема дальше, чем на сто миль. В середине 1650-х годов художник переехал из Харлема в Амстердам, где и прожил до конца своих дней. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Самым ранним документом, относящимся к амстердамскому периоду жизни мастера, считается запись от 14 июня 1657 года, извещающая о том, что Якоб ван Рейсдал принял крещение в голландской реформатской церкви. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Спустя два года Рейсдал получил права гражданина Амстердама, а в следующем, 1660 году написал рекомендательное письмо Мейндерту Хоббеме, в котором упоминает о том, что этот молодой живописец на протяжении нескольких лет был его «учеником и помощником». Таким образом, Хоббему можно считать единственным доподлинно известным учеником Рейсдал а. Вероятно, учитель и ученик не только вместе работали, но и дружили. В 1668 году, как свидетельствует сохранившаяся в городских архивах запись, Якоб ван Рейсдал был свидетелем во время бракосочетания Мейндерта Хоббемы.

Свои картины Рейсдал писал не по частным заказам, а для свободной продажи, поэтому нам сложно судить об уровне его доходов. Правда, имеются косвенные свидетельства того, что финансовые дела живописца постепенно шли в гору. Приблизительно в 1670 году он переехал в самый центр города, на площадь Дам, где снял квартиру прямо над лавкой Иеронимуса Свеертса, торговца картинами и книгами. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. Точной информации у нас очень немного. Так, долгое время считалось, что художник умер в нищете и забвении в одной из богаделен Харлема, и только в 1932 году ученым удалось доказать, что в богадельне умер вовсе не он, а его кузен Якоб (ок. 1630-1681), сын Саломона. Причиной недоразумения стало совпадение профессии и почти полное совпадение имен и фамилий. Кузен героя нашего выпуска тоже был художником и тоже подписывался как Якоб ван Рейсдал. В конце жизни он действительно сошел с ума и скончался в харлемском приюте для бездомных 13 ноября 1681 года. Что же касается самого Рейсдала, то он на несколько месяцев пережил своего двоюродного брата и умер в начале следующего года. По всей видимости, смерть настигла его в Амстердаме, но затем его прах перевезли в Харлем и 14 марта 1682 года погребли в церкви святого Баво.

Якоб Исаакс ван Рёйсдал.
Хирургия живописи

С хирургической точностью живописец изображал водопады, которых никогда не видел. Изучал ли Якоб Исаакс ван Рёйсдал (Jacob Isaakszoon van Ruysdael, 1628/1629 – 10 марта 1682) медицину и имел ли, как утверждают архивы, докторскую степень, искусствоведы спорят по сей день. В любом случае эта профессия никак не отразилась на его работах, где человеку отводилась лишь эпизодическая роль.

О том, что художник проводил операции, свидетельствует историк искусства Арнольд Хоубракен. Но это не единственный открытый вопрос в биографии живописца. Не подлежит сомнению лишь тот факт, что внутренний мир природы он “препарировал” виртуозно.

Якоб появился на свет в Харлеме, в семье художника. Его дядя и брат также были пейзажистами, а вот кто была мать — доподлинно неизвестно. Имя первой жены отца не сохранилось, а со второй он заключил брак 12 ноября 1628 года. Когда юноше было 14 лет, отец женился в третий раз. С мачехой отношения у будущего живописца, видимо, не сложились. Когда в 1672 году она скончалась, денег на похороны Якоб не дал и ее похоронили на кладбище для бедняков.

До наших дней сохранилось около 450-ти полотен мастера. Большую их часть составляют пейзажи Голландии. В поисках натуры автор добирался не дальше Германии. В Норвегии же пейзажисту побывать не довелось, но на более 150-ти его картинах изображены норвежские водопады.

Работы Рёйсдала отличает глубокое погружение в явления природы и мрачное, подчас зловещее их воплощение на холсте. Эта особенность — переносить свое душевное состояние на полотно — способствовала тому, что художник стал основоположником нового направления, которое получило название пейзаж настроения. Люди на его полотнах появлялись лишь в качестве стаффажа — украшения пейзажа фигурами, что было характерным приемом для живописи XVI—XVII веков. Но такое оживление композиции было, скорее, данью традиции, чем необходимостью, поскольку энергия в картинах Якоба ван Рёйсдала и без того вырывалась наружу, а человеческие фигуры лишь усиливали ощущение беспомощности перед стихией.

К таким работам относятся и морские пейзажи, которые наряду с изображениями лесных и горных ландшафтов принесли художнику славу самого разностороннего голландского пейзажиста XVII века.

На картине «Корабли в штормовых морях» (Ships in stormy seas, 1655), как и на большинстве работ, небо занимает две трети холста. Рваные волны пляшут в каком-то дьявольском танце. Стихия вот-вот поглотит маленькие фигурки, кажется, что они обречены, но просвет в суровых небесах дает надежду на спасение. Данное полотно — одно из немногих, где возможен счастливый финал, в то время как большинство других символизируют отчаяние и безысходность. Увядание и неотвратимость гибели подчеркивают символы безжалостного и быстро текущего времени — руины замков, заброшенные хижины, болота, поваленные деревья.

Голландские художники нередко изображали на своих полотнах зимние пейзажи с картинами народных гуляний и праздников. Но ван Рёйсдал писал зиму во всей ее неприглядности. Так, в работе «Зимний вечер» (Winter evening, 1670), он беспристрастно изобразил ледяную хватку, которой она держит людей. У них нет шанса на счастье, над скованным льдом пространством сгущаются зловещие черные тучи.

Был ли счастлив сам мастер — неизвестно. Никаких сведений о его семье и наследниках не сохранилось. Документы свидетельствуют, что в 1657 году он переехал в Амстердам, где скончался 10 марта 1682 года. До 1932 года считалось, что художник сошел с ума и закончил дни в приюте для бедных. Но позднее историки выяснили, что эта печальная участь постигла его двоюродного брата, который носил такое же имя и тоже был живописцем.

Якоб Исаакс ван Рёйсдал является одним из ярчайших представителей Золотого века голландской живописи. При жизни он не был оценен по достоинству, хотя и нужды не испытывал. И все же, глядя на его работы, возникает ощущение, что как и многие другие знаменитые люди искусства, живописец расплатился личным счастьем за отмеренный ему талант.


источники:

http://www.wm-painting.ru/Rr/p2_articleid/1684

http://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B1-%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D1%81-%D0%B2%D0%B0%D0%BD-%D1%80%D1%91%D0%B9%D1%81%D0%B4%D0%B0%D0%BB/