Вор В Законе Крест биография

Оборванный путь Креста: как казанский вор в законе брал под контроль Пермь

Ровно 25 лет назад своими же киллерами был убит вор в законе из Казани Рустам Назаров, он же Крест. В молодом возрасте он сумел не только нарастить авторитет в Поволжье, но и успел взять под контроль столицу Прикамья. Однако все равно получил пулю в голову как простой смертный. «БИЗНЕС Online» рассказывает историю так и не состоявшегося «короля» криминального мира из Татарстана.

Фото из книги заместителя председателя Верховного суда РТ Максима Беляева и старшего помощника руководителя СУ СКР по РТ Андрея Шептицкого «Бандитская Казань»

Путь Креста

Рустам Назаров родился в 1968 году в Казани. О начале криминального пути Креста известно немного: по слухам, в молодости он состоял в ОПГ «Звери» Московского района, потом подтянулся к «Соцгороду». В 1991 году сидел в казанской ИК-2, потом его, как «отрицалу», не признававшего порядки администрации колонии, перевели в более суровую спецтюрьму в Златоусте. После отсидки в 1994 году вернулся в Казань.

В это же самое время в Москве милиция задержала вора в законе Николая Зыкова (Якутенка). Вором он был непростым — смотрел за целой Пермью. Там Якутенок являлся очень значимой фигурой, ни одно важное событие не проходило без одобрения вора. Самим пермякам он был больше известен как предприниматель, благотворитель, издатель общественно-политической газеты и фанат Петра Столыпина. Местные называли его «мэром в законе». Задержали Якутенка по мелочи — во время проверки столичные милиционеры нашли у него пистолет и несколько граммов наркотика. Этого хватило для ареста.

С уходом вора в городе назревал беспредел, крайне нестабильная ситуация создавалась сама собой. Пермь затаилась в ожидании передела власти. Об этом весной 1995 года и узнал Крест, задумав захватить город.

Впервые на улицы Перми Назаров вышел в августе 1995 года — так сказать, на ознакомительную прогулку. Якутенок оставил смотрящим за городом другого вора, Василия Тарычева (Тарыча), поэтому слету взять власть Кресту было не суждено. В первую очередь причина заключалась в статусе: вором в законе он на тот момент не был. Нагулявшись, Назаров спешно покинул Пермь, убыв в Сочи, где ему и выдали «воровской мандат». Как и кто короновал Назарова, неизвестно. На тот момент ему было всего 27 лет.

Несмотря на возраст, новоиспеченный молодой вор быстро нашел общий язык с солидными дядями. В том же году на Черноморском побережье его позвали почтить память вора Рантика Сафаряна, где Крест на равных беседовал с влиятельными ворами Асланом Усояном (Дедом Хасаном), Нодаром Джинчвелашвили и др., но чтобы наработать авторитет, в итоге отправился в «турне» по Поволжью, где принимал участие в сходках, решал те или иные проблемы и задачи. Проще говоря, матерел, становясь все более сильным заочным соперником Якутенка. Как писал портал Mzk1.ru, в итоге Крест даже дошел до уровня, на котором ему давалось право самому короновать преступников. Впрочем, единственным его «крестником» стал славянский рецидивист Макоша.

Бойцов Кресту поставлял лидер ОПГ «Суконка» Марсиан Якупов (Марсик). В октябре его братва, в частности татарстанские киллеры — братья Ирек и Радик Мухутдиновы,ликвидировала Тарыча на улице Мира. Вместе со смотрящим на тот свет отправилось его ближайшее окружение Фото: pexels.com

Взятие Перми и исчезновение

Второй заход в Пермь произошел в том же 1995 году. Поддержку ему обеспечивала казанская братва. Бойцов Кресту поставлял лидер ОПГ «Суконка» Марсиан Якупов (Марсик). В октябре его братва, в частности татарстанские киллеры — братья Ирек и Радик Мухутдиновы, ликвидировала Тарыча на улице Мира. Вместе со смотрящим на тот свет отправилось его ближайшее окружение. Якутенок сидел в тюрьме и никак не мог повлиять на становление нового лидера города. Но ликвидация Креста стала его ключевой задачей. Назаров в это время активно участвовал в воровских сходках. В 1997 году его задержали на «собрании» в Самаре. Вместе с ним «на профилактику» в милицию тогда поехали с десяток других авторитетных воров. Спустя два месяца Креста таким же образом ненадолго взяли в Иркутске.

Затем Крест возвращается в уже свою Пермь налаживать ситуацию и расширять свое влияние. Но вдруг происходит немыслимое: Крест исчезает 13 апреля 1997 года. Он буквально провалился сквозь землю, никто не ожидал его пропажи, тем более он только-только взял под контроль город. Пермь снова осталась без «короны». В свою очередь, Марсик с казанской братвой в итоге был вынужден уехать в Москву.

Исчезновение конкурента оказалось на руку вернувшемуся с зоны Якутенку. Первым делом последний начал расправляться с изменниками, убрал своего некогда верного помощника и снова начал наращивать пошатнувшийся авторитет. Казалось бы, Крест исчез с его подачи, но все оказалось куда неожиданнее.

Брали киллеров в Подмосковье. Операция была максимально тщательной. Пятиэтажный дом, где сидели бандиты, окружили со всех сторон. Сдаваться никто не собирался, и спецназ полез в окна Фото: pexels.com

Киллеры увезли «вора» в ковре и закопали

Бригада киллеров Мухутдиновых, которая помогла Кресту подмять под себя Пермь, отправилась на заработки в Москву. В столице продолжила заниматься заказными убийствами. Но от милицейской руки им было уйти не суждено. Разрабатывали киллеров вплоть до 1999 года. Сыщики, расследуя убийства, изучили весь путь казанской братвы через Пермь в Москву. В итоге следователи установили причастность бригады «М» (так называли Мухутдиновых) к ряду преступлений. Брали киллеров в Подмосковье. Операция была максимально тщательной. Пятиэтажный дом, где сидели бандиты, окружили со всех сторон. Сдаваться никто не собирался, и спецназ полез в окна. Внутри лицами в пол легли Радик Мухутдинов и еще двое бойцов. Вскоре отыскали и второго Мухутдинова.

В ходе расследования вдруг выяснилось, что они-то и убили Креста. Якутенок оказался ни при чем. Ирек и Радик просто обиделись на своего начальника, не поделив денег. Киллеры решили, что молодой Крест слишком жадный и выманили его в частный дом, располагавшийся в южном районе Перми. Разговор был коротким, Крест получил пулю в голову. Избавились от тела так же быстро, как и поговорили: тело Назарова завернули в ковер, увезли в лес и закопали.

Тело Креста нашли в ходе раскопок 7 лет спустя. Его останки перезахоронили в Казани, на Сухорецком кладбище.

Лидер казанской ОПГ «Суконка» Марсик, который помогал Кресту брать Пермь, короновался в 2000 году. Прожил он до 2012 года, пока не умер от развившейся пневмонии Фото из книги заместителя председателя Верховного суда РТ Максима Беляева и старшего помощника руководителя СУ СКР по РТ Андрея Шептицкого «Бандитская Казань»

Как делили Пермь после Креста

Пермь без «короны» пробыла недолго. После исчезновения Креста на «престол» вступил Александр Кудинов, помощник Якутенка. Но правление его было очень коротким — его расстреляли из автомата прямиком у управления по борьбе с оргпреступностью местного РОВД.

Как мы писали выше, Якутенок в итоге сам вернулся в город. Это было в 1998 году. Но жить ему оставалось недолго. Убрав недругов, он позабыл о том самом Марсике, который точил зуб на кровного врага, решив убрать того в день рождения. 19 июня того года Якутенок отдыхал в клубе «Болид», когда туда ворвались бойцы бригады Мухутдиновых и расстреляли вора вместе с телохранителями.

Власть перешла в руки авторитета по прозвищу Казачок, но он не выдержал напряжения и бежал из города. Последним правителем криминальной Перми был Шигали Асланов, но и тот вышел из игры в 2003 году.

Лидер казанской ОПГ «Суконка» Марсик, который помогал Кресту брать Пермь, короновался в 2000 году. Прожил он до 2012 года, пока не умер от развившейся пневмонии.

Вор в законе Рустам Назаров — Крест

Вор в законе Рустам Назаров — Крест

Бесследное исчезновение в апреле 1997 года в центре Прикамья Перми заезжего «вора в законе» Рустама Назарова, носившего уголовную кличку Крест, побудило массу версий. Общей базой для них служило суждение, что в Перми начался очередной виток войны за первенство в криминальном мире, и ее очередной жертвой в тот раз суждено было стать Кресту.

Нестабильная ситуация в городе создалась сама собой после вынужденной отлучки в «места не столь отдаленные» прежнего безоговорочного лидера прикамского криминалитета вора Якутенка (Зыков). Он был арестован в Москве и получил незначительный срок заключения в общем то за глупость. При профилактическом задержании в его карманах обнаружился пистолет Вальтер и 5 граммов опия.

При Якутенке иерархия среди всех пермяков, занимавшихся преступным промыслом, строго соответствовала представлениям лидера. Ни одно значимое событие в городе не проходило без участия Якутенка, который гражданам далеким от криминальных новостей был больше известен, как поклонник дореволюционного премьер-министра Петра Столыпина, учредитель фонда поддержки предпринимательства и издатель популярной общественно-политической газеты.

Слева направо воры в законе: Резо Гвинцадзе (Резо Батумский), Датико Цихелашвили (Дато Ташкентский), Андрей Трофимов (Трофа) и Николай Зыков (Коля Якутенок)

При нем посягательств на верховенство собственной власти в принципе не могло возникнуть, настолько громкое имя принадлежало вору еще с советских времен. Перед уходом на зону Якутенок передал временные полномочия «смотрящему» за Пермским краем. Он назначил на эту должность близкого друга «вора в законе» Тарыча (Тарычев), в надежности которого не приходилось сомневаться.

Рустам Назаров

Однако, к неожиданно ставшему вакантным месту «хозяина» Перми и окрестностей проявили интерес дальние соседи ─ братва из Казани. В августе 1995 году по улицам Перми в первый раз совершил ознакомительную прогулку гость из Татарстана Рустам Назаров. За плечами жителя Казани осталась бурная жизнь, самым ярким событием которой было пребывание в спецтюрьме Златоуста.

Слева воры в законе: Андрей Исаев (Роспись), Рустам Назаров (Крест) и Темури Габуния (Тимур Ванский)

Ему была обещана поддержка в попытке дворцового переворота на новом месте от земляков. Вместе с ним в Пермь наведался Марсик (Марсиан Якупов) ─ главарь ОПГ «Суконка», обеспечивший кандидата на региональный трон в группой силовой поддержки, костяк которой сложился вокруг выходцев из Башкирии братьев Мухутдиновых.

После короткой рекогносцировки Крест спешно убыл в курортный Сочи, где ему для обоснования притязаний был выдан воровской мандат. Молодой «вор в законе» очутился в солидном списке воротил российского преступного мира, собравшихся на Черноморском побережье почтить память видного собрата Рантика Сафаряна и арестованных с профилактической целью милицией.

Слева воры в законе: 3) Рустам Назаров (Крест), 4) Тенгиз Думоев (Гочо) на могиле Рантика, Сочи

Там состоялись его разговоры на равных с такими влиятельными людьми, как Дед Хасан (Усоян), Мирон (Мамедов), Нодар (Гогиашвили), Михо (Цинцадзе), Трофа (Трофимов). Развивая достигнутый успех, Крест совершил турне по городам Поволжья, где принимал участие в воровских сходках и нарабатывал себе авторитет.

Вор в законе Геннадий Макоша

Заочный соперник «вора в законе» Якутенка был уравнен с ним в звании. Крест тут же воспользовался предоставленным правом давать поручительства для вступления в воровскую семью. Своим единственным крестником он избрал известного славянского рецидивиста с большим тюремным стажем Макошу, чья зона ответственности располагалась чуть южнее Прикамья ─ в Кемеровской области.

В дальнейшем Макоша ни раз, преступая через изначально бескровные воровские принципы, применял в отношении конкурентов и жертв грубое насилие. В итоге, за хроническое попирание норм воровского закона собравшиеся вместе другие воры решили отправить его в отставку.

Чуть ранее правоохранительные органы остудили его пыл длительным тюремным сроком за умышленное убийство. В настоящее время убеленный сединами Макоша отбывает наказание в Новосибирске и ждет выхода на свободу летом 2019 года.

Захват Перми

Окрыленный сочинским успехом Крест сразу по возвращению в Пермь приступил к решительным действиям по захвату власти. Бригада киллеров Мухутдиновых устранила в октябре 1995 года Тарыча и еще несколько лиц из его окружения.

В 1996 году лидерство Креста в уголовном мире Перми стало реальностью и уже никем не обсуждалось. Якутенок кусал себе локти, сидя на нарах, но мог из камеры только планировать ответные акции и передавать указания на волю коллегам.

Верхний ряд, воры: 2. Назаров Рустам Саидахмадович (Крест), 4. Липчанский Сергей Дмитриевич (Сибиряк), 6. Гинзбург Константин Юзефович (Гизя), внизу справа: уголовный авторитет Синий

Неожиданное исчезновение Креста с горизонта было выгодно, в первую очередь, ему одному. Вернувшись в Пермь в период очередного безвластия, Якутенок быстро установил статус-кво, вернув утраченные полномочия. За измену понес наказание криминальный авторитет Куликов, некоторое время прислуживавший Кресту в качестве телохранителя.

Вошедший в роль вершителя чужих судеб вор не учел одного обстоятельства ─ возможной мести от закадычного друга Креста Марсика, наблюдавшего за развитием событий из первопрестольной. Марсик долго ждал удобного момента и решил, что он наступил в день рождения кровного врага.

Слева воры в законе: Реваз Цицка и Коля Якутенок

Счеты с Якутенком свели в клубе «Болид» 19 июня 1998 года. Профессионалы своего дела Мухутдиновы расстреляли «вора в законе» вместе с его телохранителями. Уверовавшего в свою неуязвимость пермского «вора в законе» не насторожило убийство ближайшего соратника Кудина (Кудинова), произошедшее зимой того же года, исполненное теми же людьми. Выпавший из рук Якутенка скипетр остался безхозным.

Впрочем, не надолго. Новым главой пермской мафии стал Казачок (Бурдейный), впоследствии не выдержавший постоянного нервного стресса и бежавший из Перми. В 2001 году в милицию с заявлением о пропаже человека обратилась его супруга.

Последним теневым губернатором Перми был Джейран (Ширали Асланов). Ему повезло. Он выжил в криминальной войне, но в 2003 году попался на торговле наркотой и не по своей воле вышел из игры. Процесс взаимного истребления в воровском обществе завершился. В Перми иссяк запас «воров в законе» и достойных авторитетов.

Как убивали Креста

Подавшийся в столицу Марсик перетянул на новое место группу киллеров братьев Мухутдиновых, которые продолжили заниматься привычными заказными убийствами. Их кровавый след привел оперативников в ближнее Подмосковье, где банда в полном составе была арестована. Кроме братьев Радика и Ирека Мухутдиновых в состав группировки входили Ринат Валиев, Радик Абдуллин и Валерий Казаков.

Следователям, изучавшим путь киллеров из Казани через Пермь в Москву, удалось установить их участие в совершении многих преступлений. Одним из них, как оказалось, было убийство Креста. Якутенок и его бойцы оказались ни при чем. Мухутдиновы банально поссорились со своим начальником не поделив денег. Звание «вора в законе» не уберегло Креста от расправы беспредельщиков, посчитавших его жадным.

Мухутдиновы заманили вновь испеченного хозяина Перми в частный дом в южном районе Перми. После короткого разговора Ирек Мухутдинов привычно хладнокровно выстрелил вору в голову из пистолета ТТ. Труп аккуратно завернули в ковер и вывезли в лес. Тело Креста закопали неподалеку от поселка Новые Ляды.

Могила вора в законе Рустама Назарова (Крест)

Через 7 лет произведенные раскопки подтвердят полную правдивость показаний. Будут найдены не только останки Креста, но и выброшенный неподалеку убийцами ковер. В 2004 году непосредственный исполнитель убийства Ирек Мухутдинов будет приговорен к 8 годам лишения свободы. Крест, не проживший на свете даже трех десятков лет, проделает обратный последний путь в Казань, чтобы навек там упокоится на кладбище. Гастроли в Пермь не удались.

Был смотрящим за Пермью, но конкуренты оказались сильнее. Вор в законе «Крест»

Карьере многих криминальных авторитетов можно только позавидовать. Они в молодом возрасте становятся «ворами в законе», имеют неплохие связи и назначаются на должность «смотрящего». Но, как правило, своим упорством они наживают много конкурентов, поэтому уходят из жизни рано. Так случилось и с «законником» по прозвищу «Крест». Он быстро поднялся «в гору», подавал большие надежды, но ему не удалось дожить и до 30 лет.

Становление «вором»

Назаров Рустам Саидахмадович, будущий криминальный авторитет по прозвищу «Крест» появился на свет 26 марта 1968 года в городе Казань. В возрасте 23 года он впервые попал в исправительную колонию, был арестован на 2 года за совершение кражи и разбойное нападение. В 1994 году уже вышел на свободу и сразу же начал нарабатывать связи в криминальном мире Казани. Стоит заметить, что это ему удалось сделать вполне успешно, так как год спустя он уже был коронован в «воры в законе». С этих пор дела «Креста» пошли в гору. Он продолжал нарабатывать авторитет, путешествуя по разным городам страны и принимая участие в сходках.

Несмотря на юный возраст, к его мнению всегда прислушивались, даже старейшины криминального мира. Он настолько тщетно и ответственно соблюдал жизнь по понятием, что ни у кого никогда не возникало подозрений по поводу того, заслуженно ли он стал обладателем «короны». В это же время он воспитывал и приемников, передавая им свои навыки.

Переезд в Пермь

Долго в Казани оставаться «вор в законе» не планировал, он постоянно ездил по городам страны. Выбор он свой остановил на Перми. На тот момент, здесь не осталось криминального авторитета, с которым бы он смог конкурировать. Уже в 1996 году «Крест был поставлен на должность «смотрящего» по Перми. Единственным человеком, который мог бы ему противостоять оказался «Якутенок», в это время он отбывал наказание в тюрьме и уже продумывал план, как по возращению ему вновь занять должность лидера криминального мира в городе.

Еще одним его конкурентом вскоре оказался криминальные авторитеты Мухутдиновы которые являлись лидерами преступной группировки, основной деятельностью которой была организация мокрух. Между ними возник конфликт на фоне финансов, которые они упорно не могли поделить между собой, те, в свою очередь, посчитали Назарова жадным.

Конец

Месть не заставила себя долго ждать. 13 апреля 1997 года Мухутдиновы вызвали «смотрящего» по Перми в частный дом, на что он охотно согласился, поступить по другому человек, носящий звания «вора в законе» не смог. Здесь противники и ликвидировали его. В 2004 году лидеры ОПГ были найдены, по решению суда они были приговорены к 8 годам лишения свободы.