Волчек Галина Борисовна биография Личная

Галина Волчек

Биография

Галина Волчек – советский и российский театральный режиссер, актриса и педагог, в 1989 году получившая звание «Народная артистка СССР». В театральной среде ее, по примеру Маргарет Тэтчер, называли Железная леди, боготворили и боялись, уважали и преклонялись. Галина Борисовна многое сделала за свою жизнь, чтобы поднять культуру на высокий уровень, за что и стала кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».

Детство и юность

Галина Волчек родилась в начале 30-х годов в Москве, в семье, которая имела непосредственное отношение к сцене и кинематографу. Мама Галины, Вера Маймина – советский киносценарист, а отец Борис Волчек – знаменитый режиссер и оператор, снимавший советские кинохиты «Пышка», «Тринадцать», «Ленин в Октябре» и другие.

В детстве Галя обожала чтение, поэтому редко свободное время девочки проходило без любимой книжки в руках. Видя интерес дочери, отец подталкивал Галину к поступлению в единственный в Союзе Литературный институт имени Максима Горького. Но вряд ли ребенок, с пеленок впитавший в себя актерско-режиссерскую жизнь, выбрал бы иной путь. Галина поступила в Школу-студию МХАТ, где и училась до 1955 года.

Театр

Театральная биография Галины Волчек насыщена знаковыми событиями с самого начала. Через год после выпуска Галина Волчек вместе с Олегом Ефремовым, Лилией Толмачевой, Евгением Евстигнеевым, Игорем Квашой и Олегом Табаковым основала новую «Студию молодых актеров», которая вскоре превратилась в культовый театр «Современник».

И если в конце 50-х Волчек выходила на сцену как актриса, то с 1962 года Галина Борисовна начала режиссерскую деятельность, которая и вошла в историю советского и российского искусства. Забегая наперед, отметим, что через 10 лет Галина стала главным режиссером театра, а в конце 80-х возглавила театр как художественный руководитель.

В 1984 году Галина Волчек сыграла Марту в постановке «Кто боится Вирджинии Вулф», и эта роль стала последним появлением Волчик в театре в роли актрисы. С этого момента артистка сосредоточилась на режиссерской карьере.

Первый же режиссерский опыт Волчек принес колоссальный успех. Это была постановка пьесы Уильяма Гибсона «Двое на качелях», которая более 30 сезонов не сходила со сцены «Современника». Еще две значимые работы режиссера — «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова и спектакль «Три товарища» по роману Эриха Марии Ремарка. Первая из них принесла Галине Волчек Государственную премию СССР, а вторая в 1999 году «подняла на уши» Москву и произвела настоящий фурор.

Галина Волчек была первым советским режиссером, прорвавшим культурную блокаду между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Она поставила несколько спектаклей по русской классике в американских театрах, включая знаменитый Бродвей, где русская труппа играла впервые после 1924 года. И это были не просто спектакли «для галочки».

Гастроли Волчек отмечены одной из самых престижных общенациональных наград США в области драматического театра — премией «Драма Деск», которая впервые за многолетнюю историю существования этой премии была присуждена неамериканскому театру. Знаменитая режиссер делилась опытом и с новым поколением, причем преподавала в основном не в России, а за границей.

Последней постановкой Галины Волчек стала пьеса Уильяма Гибсона «Двое на качелях» в 2018 году. Это то самое произведение, с которого началась режиссерская карьера Волчек. Поклонники увидели в этом мистический и циклический смысл и с печалью отмечали, что первое произведение могло быть выбрано режиссером к постановке специально для того, чтобы стать последним.

Фильмы

На экране Галина Волчек дебютировала в 1957 году в экранизации испанского классического романа «Дон Кихот», исполнив роль сильной служанки Мариторнес. Затем были роли в фильмах «Грешный ангел», «Строится мост», «Король Лир» и других.

Иногда актриса появлялась только в эпизодах, но и их делала яркими и незабываемыми. Например, в трагикомедии «Берегись автомобиля» она просто сыграла покупательницу магнитофона в магазине, но сумела за десяток секунд привлечь внимание зрителей.

В сказках «Про Красную шапочку» и «Русалочка» у Волчек отрицательные роли матери-волчицы и морской ведьмы, но и в них актриса прекрасно реализовала собственный талант. Также имели успех фильмы «Осенний марафон», «Уникум» и «Тевье-молочник».

В 1996 году актриса перестала сниматься в художественных картинах, но начала появляться в документальных проектах «Чтобы помнили», «Кумиры» с Валентиной Пимановой и «Фильм про фильм», где также рассказывала о коллегах, а не о себе. О самой же Галине Борисовне писали книги: «Галина Волчек. В зеркале нелепом и трагическом» Глеба Скороходова, «Галина Волчек. Как правило вне правил» и «Галина Волчек. Сама по себе» авторства Марины Райкиной.

Пробовала себя в кинематографе Галина Волчек и в качестве режиссера. Правда, долгое время она просто экранизировала свои наилучшие театральные постановки «Обыкновенная история», «Спешите делать добро», «Вишневый сад» и многие другие. Но был у нее опыт съемок и по самобытным сценариям, например, тяжелые психологические драмы «Эшелон» и «Крутой маршрут».

В 2015 году Галина Волчек внезапно вернулась на телеэкраны как актриса художественного сериала. Артистка сыграла саму себя в драме «Таинственная страсть», экранизации одноименного романа Василия Аксенова. Сериал рассказал о реальных творческих людях прошлого века, которые ради художественности повествования носят вымышленные, но легко расшифровывающиеся имена.

Личная жизнь

Официально Галина Волчек дважды была замужем. Первый супруг актрисы — знаменитый актер Евгений Евстигнеев, с которым она прожила 9 лет и родила сына Дениса Евстигнеева, который также не смог уйти из мира кино и стал режиссером. Ребенок не спас актерский брак, супруги разошлись.

Волчек утверждала, что инициатором развода с Евгением Александровичем была именно она. Несмотря на последующие отношения, актриса больше не заводила детей, сын от Евстигнеева так и остался единственным ребенком.

Второй муж Галины — советский ученый Марк Абелев, доктор технических наук, преподававший в Московском инженерно-строительном институте. Их союз тоже не продлился долго, и супруги развелись.

Третий брак Галины Волчек был гражданским, длился почти 10 лет, но об этом периоде режиссер предпочитала не вспоминать. По ее собственному выражению, у нее «было два мужа, несколько романов и одно недоразумение». После этих отношений больше создавать семью она не пыталась, посчитав, что невозможно полностью отдаваться театральной деятельности и при этом быть счастливым семьянином.

Главное хобби Галины Волчек, как любила говорить режиссер, это «делать звезд». Конечно, не поспоришь, что благодаря Галине Борисовне мир узнал об огромном количестве артистов. Но если говорить об увлечениях, то стоит отметить, что Волчек недурно моделировала одежду и создала ряд запоминающихся нарядов.

В 1995 году Галина Волчек согласилась выдвинуть собственную кандидатуру на выборах в Государственную Думу и вошла в общефедеральный список избирательного объединения «Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия». Четыре года режиссер заседала в Госдуме и трудилась членом Комитета по культуре, но в 1999 году по собственному решению покинула стены парламента.

Смерть

В последние годы жизни здоровье деятеля культуры стало подводить. Режиссер часто попадала в больницы. Волчек перемещалась на инвалидной коляске. Пресса утверждала, что Галина Борисовна прикована к инвалидному креслу и уже не ходит, другие придерживались оптимистичной теории, что режиссер просто старается не нагружать себя, дав организму отдохнуть.

При этом инвалидное кресло не мешало устраивать творческие вечера, встречаться с друзьями и посещать светские мероприятия.

В декабре 2019 года прославленный режиссер была госпитализирована из-за воспаления легких. Врачи подключили Галину Борисовну к аппарату ИВЛ. 26 декабря 2019 года Галина Волчек умерла в Боткинской больнице на 87-м году жизни. Причиной смерти легендарной личности стал отека мозга и легких.

Прощание с режиссером проходило в театре «Современник». Могила Галины Борисовны находится на Новодевичьем кладбище. Позднее там был установлен монумент, скульптуру с изображением артистки изготовил Григорий Франгулян. Памятник раскритиковали коллеги покойной Галиной Борисовны.

В память о худруке «Современника» между Россией и странами Юго-Восточной Азии и США будет курсировать самолет под названием «Галина Волчек». Эта информация появилась в СМИ осенью 2021 года.

Галина Борисовна Волчек

Фото Все

Видео Все

Галина Волчек.Они знают что я их люблю 2018

«За кулисами славы»: Галина Волчек — Москва 24

Галина Волчек. Семь историй из моей жизни. «ЖЗЛ».

Галина Волчек — биография

Популярность Галины Волчек уже давно вышла за пределы России. Она просто нереально талантлива и трудолюбива, еще в далеких 70-х ее звали в Америку и Европу выступать с лекциями, заниматься постановкой спектаклей, причем предоставляли любую сцену на ее выбор. Она практически подняла «Современник», долгие годы является его бессменным руководителем и идейным вдохновителем. Волчек не только ставит спектакли, но и всегда готова помочь любому артисту, если вдруг у него не складывается роль.

Народную артистку СССР Галину Волчек прославил театр. Она известный режиссер, актриса и педагог. В ее копилке великое множество театральных постановок. В кино у нее нет ни одной главной роли, но ее второстепенные героини не забывались никогда.

Детство и юность

Родилась Галина Волчек 19 декабря 1933 года в Москве, в семье работников кинематографа. Отец Бер Волчек(изменил имя на Борис) прославленный мастер кинематографии, оператор и режиссер, автор сценариев к многим картинам, имеет многочисленные премии и награды СССР. Его родина Витебск.

Мама Вера Маймина, сценарист, закончила ВГИК. Родители были евреями, но сама Галина признавала только русскую культуру. Она никогда не видела своих еврейских предков, идиш не знает, воспитывалась русской няней. Однако не стеснялась своего происхождения. Она долгие годы носила отчество Беровна, а кода отец стал Борисом, выправила и свои документы.

На фото Галина Волчек в детстве

Родители развелись, когда Галя еще ходила в школу. В основном после развода дети остаются с мамами, а Галина выбрала отца.

У нее был очень сложный характер, девочка рано узнала вкус сигарет, перекрасила волосы и накладывала на лицо кучу косметики. Это все приводило в ужас ее спокойного папу.

Но это было после развода родителей, а до того она была обычная «серая мышка», носила на голове неизменные косички и не выпускала из рук книгу. Первую роль девочка сыграла в четырнадцать лет, она рискнула ради мальчишки, который ей нравился. Его родителей вызвали в школу, и девочка прикинулась его тетей. Надела мамины туфли на каблуках, на голову немыслимую шляпку с вуалью, посильнее накрасила губы, и отправилась к завучу школы. Самое невероятное было то, что завуч не заметила подвоха.

В те же годы она подружилась с соседкой, студенткой ВГИКа, однокурсницами которой были Тамара Носова и Нонна Мордюкова. Она часто пропадала в их компании, и несмотря на то, что была намного моложе, нашла с ними общий язык.

Когда пришло время поступать в институт, папа настоятельно рекомендовал дочери попробовать свои силы в Литературном институте им.Горького, но Галина настояла на своем, и стала студенткой Школы-студии МХАТ. Диплом об окончании вуза Волчек получила в 1955-м.

Театр

После выпуска из института прошел всего год, а в биографии Галины Волчек уже произошло немало событий. Именно в это время она со своими коллегами решила создать «Студию молодых актеров», впоследствии ставшую театром «Современник».

Галина Волчек в театре «Современник»

В конце 50-х годов Галина была задействована там в качестве актрисы, а с 1962-го она стала режиссером этого театра. Спустя десять лет она заняла кресло главного режиссера этого театра, а в конце 80-х стала его художественным руководителем.

В 1984-м Волчек последний раз появилась перед театральной публикой как актриса. Это была Марта в спектакле «Кто боится Вирджинии Вулф». После этого она все силы отдавала режиссерской деятельности.

Галина совершенно не думала о карьере театрального режиссера, это был совет ее товарища – Олега Ефремова. Вначале она даже обиделась на него, потому что решила, что он считает ее никудышной актрисой. Но жизнь показала, что она сделала правильный выбор и достигла небывалых высот.

Дебют Галины Волчек в качестве режиссера был триумфальным. Она поставила пьесу «Двое на качелях», и на протяжении тридцати сезонов она входила в репертуар театра. После этого были постановки «Обыкновенная история» и «Три товарища». Первая работа отмечена Государственной премией СССР, а от второй была в восторге вся театральная публика Москвы.

Галине удалось стать первой среди советских режиссеров, которые выехали на гастроли в США. Таким образом разрушилась культурная блокада между двумя странами. Ее спектакли по русским классическим произведениям с успехом прошли в театрах США. Труппа выступала даже в их знаменитом Бродвее, и это было первое выступление русской труппы после 1924 года. После этих гастролей Галина Волчек получила самую престижную американскую награду – премию «Драма Деск», которая до этого присуждалась исключительно американским театрам.

Есть в биографии Галины Волчек и преподавательская деятельность, которой она занималась исключительно за рубежом. Совсем недавно она вернулась из ньюйоркского университета.

В 2015-м Галина Волчек представила зрителям свою последнюю постановку «Двое на качелях». Это именно тот спектакль, с которого началась триумфальная карьера именитого режиссера. Поклонники решили, что Волчек специально выбрала этот спектакль, чтобы дать понять всем, что цикл замкнулся, и эта постановка ставит точку в ее карьере.

Галина Волчек — биография, новости, личная жизнь

Галина Волчек

Галина Борисовна Волчек. Родилась 19 декабря 1933 года в Москве — умерла 26 декабря 2019 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1969). Народная артистка РСФСР (1979). Народная артистка СССР (1989). Герой Труда Российской Федерации (2017).

Галина Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве в семье кинодеятелей.

Отец — Борис Израилевич (Бер Израйлевич) Волчек (1905-1974), известный советский кинорежиссёр, сценарист, оператор, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат трёх Сталинских премий, а также Государственной премии СССР. Родом из Витебска, его соседом был знаменитый художник Марк Шагал, в юности он даже занимался тем, что размешивал краски великому мастеру.

Мать — Вера Исааковна Маймина (1908-1989), выпускница ВГИК, сценарист.

Галина из еврейской семьи, хотя, по ее словам, всегда ощущала себя человеком русской культуры. Своих еврейских бабушек и дедушек никогда не видела, на идише не говорит. Воспитывала ее русская няня. Хотя и своего происхождения она никогда не скрывала — долгое время носила отчество Беровна. И лишь когда отец сменил имя Бер на Борис, тогда и она внесла изменения в документы.

Родители Галины расстались, когда она была школьницей. Девочка решила остаться с отцом. В подростковом возрасте проявила свой непростой характер, рано начала курить (из-за чего даже доводила отца до слез), пыталась казаться старше своего возраста, осветлила волосы и активно пользовалась косметикой.

С ранних лет окунулась в творческую атмосферу не только благодаря отцу и матери, но и своим подругам. Так, одна из ее соседок училась во ВГИКе на одном курсе с Нонной Мордюковой и Тамарой Носовой. Несмотря на юный возраст Галины, студентки допускали ее к себе, общались на равных.

В 14 лет она впервые ярко проявила свой актерский талант — ради парня, в которого тогда была влюблена — согласилась сыграть его тетю. И в этом качестве пришла к нему в школу. Она вспоминала: «Было мне лет 14. Я каблуки материны надела, шляпку нашла — она маме, наверное, от бабушки досталась. Шляпка совсем старорежимная, с вуалеткой. Я этой вуалеткой глаза прикрыла, губы накрасила, чтобы взрослее выглядеть. И завуч поверила!».

В 1955 году окончила Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР, курс А.М. Карева.

Галина Волчек в молодости

Далее стала одним из основателей — вместе с Олегом Ефремовым — московского театра-студии «Современник». С молодых лет играла возрастные роли. Актерские работы Волчек — всегда крупные характеры, вырастающие до типа, символа, но не теряющие земной основы.

Театральные работы Галины Волчек:

1956 — Нюрка-хлеборезка — «Вечно живые» В. Розова;
1957 — Клавдия Васильевна — «В поисках радости» В. Розова;
1959 — Нина — «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова;
1959 — Зоя — «Пять вечеров» А. Володина;
1959 — Мать — «Взломщики тишины» О. Скачкова;
1960 — Первая Фрейлина — «Голый король» Е. Шварца;
1960 — Мать — «Третье желание» В. Блажека;
1961 — Кистякова — «По московскому времени» Л. Зорина;
1962 — Актриса — «Старшая сестра» А. Володина;
1962 — Петра — «Пятая колонна» Э. Хемингуэя;
1963 — Мать — «Назначение» А. Володина;
1963 — Грачиха — «Без креста!» по В. Тендрякову;
1965 — Продавщица, Гл. Интеллигент — «Всегда в продаже» В. Аксенова;
1967 — Мисс Амелия Ивенс — «Баллада о невеселом кабачке» Э. Олби;
1967 — Торговка — «Народовольцы» А. Свободина;
1967 — Лида Белова — «Традиционный сбор» В. Розова;
1972 — Мать Ларисы — «С любимыми не расставайтесь» А. Володина;
1972 — Актриса — «Из записок Лопатина» К. Симонова;
1983 — Анна Андреевна — «Ревизор» Н.В. Гоголя;
1984 — Марта — «Кто боится Вирджинии Вульф» Э. Олби.

Галина Волчек и Олег Ефремов

Будучи самой юной выпускницей Школы-студии МХАТ, она вместе с однокурсниками создавала театр «Современник», который возглавил молодой Олег Ефремов, под его руководством придумывала удивительные спектакли, ставшие символами хрущевской «оттепели», а когда Ефремов ушел во МХАТ, стала главным режиссером, а потом и художественным руководителем знаменитого театра.

С 1972 года — главный режиссер театра, с 1989-го — художественный руководитель «Современника».

Как рассказывала Волчек, сама она театральным режиссером становиться не собиралась. К этому ее подтолкнул Олег Ефремов. Причем, сама она поначалу даже обиделась, решив, что это унижает ее актерский талант. Однако затем смогла раскрыться именно как блестящий театральный режиссер и художественный руководитель.

Она вспоминала: «Ни во время учёбы, ни в первые годы работы в «Современнике» я не собиралась быть режиссёром. Хотя Олег Ефремов каждому из нас давал такую возможность: ставили и Игорь Кваша, и Лиля Толмачёва, и Олег Табаков. И даже Евстигнеев. Кому-то из «современников» хватило одной режиссёрской пробы, а в моём случае Олег настаивал, чтобы я поставила один спектакль, потом ещё один. А потом он вызвал меня и сказал: «Галь, ты не расстраивайся. Но мы тебя переведём из актёрского штата в режиссёрский. Так будет удобнее для нас для всех». Как же я тогда плакала! Хотя что я за актриса была? Особенно в кино. Играла какие-то маленькие роли, в основном полумонстров. Но мне было так жутко расставаться с той судьбой, что я сама себе «прописала» с детства. Но оказалось, что прописала я её себе напрасно».

Театральные постановки Галины Волчек:

1962 — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона;
1964 — «В день свадьбы» Виктора Розова (совместно с Олегом Ефремовым);
1966 — «Обыкновенная история» по И.А. Гончарову, инсценировка Виктора Розова;
1967 — «Большевики» М. Шатрова (совместно с Олегом Ефремовым);
1968 — «На дне» Максима Горького;
1969 — «Принцесса и дровосек» Маргариты Микаэлян (совместно с Олегом Далем);
1971 — «Свой остров» Раймонда Каугвера;
1973 — «Восхождение на Фудзияму» Чингиза Айтматова, Калтая Мухамеджанова;
1973 — «Погода на завтра» Михаила Шатрова (постановка осуществлена совместно с Иосифом Райхельгаузом, Валерием Фокиным);
1975 — «Эшелон» Михаила Рощина;
1976 — «Вишневый сад» А.П. Чехова;
1977 — «Обратная связь» Александра Гельмана;
1978 — «НЛО» Владимира Малягина;
1980 — «Спешите делать добро» Михаила Рощина;
1981 — «Поиск-891» Юлиана Семенова (совместно с Валерием Фокиным, Михаилом Али-Хусейном);
1982 — «Три сестры» А.П. Чехова;
1983 — «Современник» рассказывает о себе» (совместно с Галиной Соколовой);
1984 — «Риск» Олега Куваева (постановка осуществлена совместно с Валерием Фокиным);
1986 — «Близнец» Михаила Рощина;
1988 — «Плаха» Чингиза Айтматова;
1989 — «Звезды на утреннем небе» Александра Галина;
1989 — «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, инсценировка Александра Гетмана;
1990 — «Мурлин Мурло» Николая Коляды;
1991 — «Анфиса» Леонида Андреева;
1992 — «Трудные люди» Йосефа Бар-Йосефа;
1992 — «Смерть и Дева» Ариэля Дорфмана;
1993 — «Титул» Александра Галина;
1994 — «Пигмалион» Бернарда Шоу;
1996 — «Мы едем, едем, едем. » Николая Коляды;
1997 — «Вишневый сад» А.П. Чехова;
1999 — «Три товарища» Эриха Марии Ремарка, инсценировка Александра Гетмана;
2001 — «Три сестры» А.П. Чехова;
2003 — «Анфиса» Леонида Андреева;
2007 — «Заяц love story»;
2008 — «Три сестры» А.П.Чехова;
2009 — «Мурлин Мурло» Н. Коляды;
2013 — «Игра в джин» Д. Л. Кобурна;
2015 — «Двое на качелях» У. Гибсона.

Волчек стала первым советским режиссёром, прорвавшим культурную блокаду между США и СССР. В 1978 году в Хьюстоне, в театре «Аллей», поставила «Эшелон» М. М. Рощина. В 1990 году в Сиэтле в рамках культурной программы Игр доброй воли были показаны два спектакля Г. Волчек: «Три сестры» А.П. Чехова и «Крутой маршрут» по книге Е.С. Гинзбург.

Особое место в гастрольной истории «Современника» занимают гастроли в Нью-Йорке 1996-1997 годов. Впервые после знаменитого тура Московского Художественного театра, который состоялся в 1924 году, русская труппа играла на Бродвее. «Три сестры» и «Вишнёвый сад» А. П. Чехова и «Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург были приняты американским зрителем с огромным успехом. Бродвейские гастроли «Современника» были отмечены одной из самых престижных общенациональных наград США в области драматического театра — премией «Драма Деск», которая впервые за многолетнюю историю её существования была присуждена неамериканскому театру, к тому же абсолютным большинством голосов.

Она всегда считала, что жизнь театра — в смене поколений, и потому собирала молодую труппу и приглашала молодых режиссеров.

«Кто я — актриса или режиссёр? Режиссёр!», — говорила Волчек.

Неоднократно приглашалась на постановки в театры Германии, Финляндии, Ирландии, США, Венгрии, Польши и других стран.

Галина Волчек в кино

На экране дебютировала в 1957 году в картине «Дон Кихот» режиссера Григория Козинцева, сыграв роль Мариторнес.

Далее было несколько небольших ролей, среди которых — покупательница магнитофона в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

Галина Волчек в фильме «Берегись автомобиля»

В 1969 году сыграла свою первую главную роль — в детективе Леонида Аграновича «Свой». Ее героиня — жена осуждённого жулика Зоя Мамонова.

В 1975 году исполнила главную роль в комедии «Маяковский смеется» — по пьесе «Клоп» и сценарию «Позабудь про камин» В. Маяковского. На экране она предстала в образах мадам Ренесанс и актрисы-халтурщицы.

Галина Волчек в фильме «Маяковский смеется»

Актриса показала себя мастером эпизода, проявила талант в характерных второплановых ролях. Стоит отметить ее работы в картинах «Король Лир» (Регана), «Моя судьба» (анархистка Ольга Нефёдова), «Волны Чёрного моря» (мадам Стороженко), «Просто Саша» (Нина Петровна), «Про Красную Шапочку» (Волчица), «Осенний марафон» (Варвара), «Уникум» (Эмма Фёдоровна).

Галина Волчек в фильме «Осенний марафон»

В октябре 1995 года была включена в качестве кандидата в общефедеральный список избирательного объединения «Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия»». Была избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва, была членом Комитета по культуре. В 1999 году покинула стены парламента.

Много занималась театральной педагогикой за рубежом. Среди последних приглашений — курс лекций и практических занятий, а также постановка спектакля в Школе искусств Тиша Нью-Йоркского университета (New York University Tish School of the Arts). Галина Волчек — одна из немногих женщин, которую приглашали в жюри Высшей лиги КВН, также была председателем жюри открытого российского кинофестиваля «Кинотавр-2005».

Болезнь и смерть Галины Волчек

С 2014 года у актрисы стала прогрессировать болезнь позвоночника, а именно — межпозвонковая грыжа. Она появилась в т.ч. из-за лишнего веса, который давит на межпозвоночные диски, создавая невыносимую боль.

Галина Волчек наблюдалась у доктора Ильи Пекарского — одного из самых известных вертебрологов и спинальных хирургов в Израиле. Однако от операции Галина Борисовна отказалась. Прооперироваться помешало и больное сердце.

В СМИ также сообщалось о проблемах с легкими и гипертонией.

В марте 2016 года Волчек была госпитализирована в Боткинскую больницу после перенесенного на ногах гриппа.

В 2017 году Галина Волчек впервые появилась на публике в инвалидном кресле — когда в Кремле президент России Владимир Путин вручал ей награду «Герой Труда Российской Федераци».

Галина Волчек и Владимир Путин

24 декабря 2019 года Волчек была госпитализирована с двусторонним воспалением легких в Боткинскую больницу. Далее сообщалось о том, что она находится в коме. Умерла 26 декабря 2019 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Рост Галины Волчек: 163 сантиметра.

Личная жизнь Галины Волчек:

О своей личной жизни Волчек говорила, что у нее «было два мужа, несколько романов и одно недоразумение».

Первый муж — Евгений Александрович Евстигнеев (1926-1992), актёр театра и кино, народный артист СССР. Познакомились, когда она училась на первом курсе Школы-студии МХАТ. Между ними начались отношения.

Состояли в браке с 1957 по 1964 год.

У пары 29 октября 1961 года родился сын Денис Евгеньевич Евстигнеев, он окончил операторский факультет ВГИКа, советский и российский оператор, кинорежиссёр, продюсер, лауреат Государственной премии СССР. Первой женой Дениса была Татьяна Цыплакова. Вторая жена — Екатерина Зиновьевна Гердт, приёмная дочь Зиновия Гердта.

Галина Волчек и Евгений Евстигнеев

О браке с Евстигнеевым Галина Волчек говорила: «Меня привлекала его внутренняя незащищенность. Я испытывала в некотором роде и что-то материнское, потому что он был оторван от родительского дома, от мамы, которую любил, но которая в силу обстоятельств дала ему только то, что могла дать, а Женин интеллектуальный и духовный потенциал был гораздо богаче. И самым важным было для меня то, что я сразу увидела в нем большого артиста, а потому личность. Несмотря на всякие разговоры, мы поженились. Сначала был психологически сложный период в отношениях с моим отцом, его новой женой и моей няней (а жили мы все вместе в одной квартире). В какой-то момент, когда обстановка уже накалилась до предела, я заявила со свойственным мне максимализмом: «Мы уходим и будем жить отдельно!» И мы ушли практически на улицу. Какое-то время нам приходилось ночевать даже на вокзале. Мы восемь раз переезжали, потому что снимали то одну, то другую комнату, пока не получили отдельную однокомнатную квартиру. Из-за такой бездомной жизни у нас не было ни мебели, ни скарба. Со временем папа полюбил Женю, уважал его и снимал во всех своих фильмах, хотя бы в маленьком эпизоде».

Подала на развод с Евстигнеевым, когда уличила супруга в измене. «Я не умею быть второй. И даже первой не умею. Только единственной», — поясняла она. Узнав, что муж изменяет ей, она упаковала вещи Евстигнеева, позвала женщину, с которой, как ей сообщили, встречался супруг, и выпроводила его со словами: «Теперь вам не придется никого обманывать».

Тем не менее, они смогли сохранить хорошие отношения и после развода. Позже, когда Галина Борисовна ставила спектакль «На дне», а Евстигнеев уже работал не в «Современнике», а во МХАТе, она пригласила его в свою постановку и он согласился.

Галина Волчек и сын Денис Евстигнеев

Второй муж — Марк Юрьевич Абелев (1935 г.р.), доктор технических наук, профессор МИСИ, лауреат Государственной премии СССР, преподавал в Московском инженерно-строительном институте. Были в браке в период 1966-1976 годов.

Галина Волчек и Марк Абелев

Второй супруг очень ревновал Галину, пытался контролировать каждый ее шаг, часто устраивал сцены. По слухам, их брак распался, когда Марк Абелев заподозрил Галину в романе с режиссером Георгием Товстоноговым.

Актрисе приписывали целый ряд других романов, в частности, с актером Геннадием Печниковым.

Подруги актрисы рассказывали журналистам, что Галина Волчек всегда нравилась мужчинам и возле нее неизменно было множество поклонников противоположного пола.

Фильмография Галины Волчек:

1957 — Дон Кихот — Мариторнес, женщина на постоялом дворе
1958 — Шли солдаты. — медсестра в ресторане (нет в титрах)
1958 — Васисуалий Лоханкин (короткометражный) — Варвара
1962 — Грешный ангел — Афродита, жена Ставриди
1963 — Сотрудник ЧК — жена арестованного спекулянта
1965 — Строится мост — Римма Борисовна Синайская
1966 — Театральные встречи БДТ в Москве (фильм-спектакль)
1966 — Берегись автомобиля — покупательница магнитофона
1967 — Первый курьер — тетя Нюся с Молдаванки
1969 — Свой — Зоя Ивановна Мамонова, жена осуждённого жулика
1970 — Король Лир — Регана, дочь Лира
1973 — Моя судьба — Ольга Дмитриевна Нефёдова, анархистка
1974 — Домби и сын (фильм-спектакль) — Скьютон
1975 — Маяковский смеется — мадам Ренесанс / актриса-халтурщица
1975 — Волны Чёрного моря — мадам Стороженко
1976 — Русалочка — Трактирщица / Ведьма
1976 — Просто Саша — Нина Петровна, мать Лены
1976 — Вечно живые (фильм-спектакль) — Нюра
1977 — Про Красную Шапочку — Волчица
1979 — Осенний марафон — Варвара, «Дюймовочка», однокурсница Бузыкина
1983 — Чёрный замок Ольшанский — эпизод
1983 — Уникум — Эмма Фёдоровна, начальник лаборатории НИИ
1985 — Тевье-молочник (фильм-спектакль) — Голда
1987 — Олег Ефремов. Чтобы был театр (Oleg Efremov. For The Theater To Be. ) (документальный)
1992 — Кто боится Вирджинии Вульф? (фильм-спектакль) — Марта
1996 — Двадцать минут с ангелом (фильм-спектакль)
1996 — Бродвей нашей юности (документальный)
2002 — Чтобы помнили. Галина Соколова (документальный)
2002 — Жизнь Дездемоны. Ирина Скобцева (документальный)
2005 — Неизвестный Олег Ефремов (документальный)
2007 — Фильм про фильм. Осенний марафон (документальный)
2007 — Три любви Евгения Евстигнеева (документальный)
2007 — Михаил Ульянов. Человек, которому верили (документальный)
2007 — Каждый выбирает для себя. (документальный)
2007 — Евгений Лебедев. Неистовый лицедей (документальный)
2007 — Вечный Олег (документальный)
2007 — Большой-большой ребенок. Юрий Богатырев (документальный)
2008 — Я — чайка. Не то. Я — актриса. Татьяна Лаврова (документальный)
2008 — Михаил Козаков. От ненависти до любви (документальный)
2008 — Александр Вампилов. Я знаю, я старым не буду. (документальный)
2010 — Равняется одному Гафту (документальный)
2010 — Наталья Селезнёва. С широко раскрытыми глазами (документальный)
2010 — Лидия Смирнова. Женщина на все времена (документальный)
2010 — «Кумиры» с Валентиной Пимановой. Татьяна Лаврова. Недолюбила, недожила. (документальный)
2010 — Константин Райкин. Театр строгого режима (документальный)
2010 — Екатерина III (документальный)
2010 — Гафт, который гуляет сам по себе (документальный)
2011 — Три жизни Евгения Евстигнеева (документальный)
2011 — Елена Яковлева. ИнтерЛеночка (документальный)
2013 — Сергей Гармаш. Мужчина с прошлым (документальный)
2013 — Неизвестные Михалковы (документальный)
2013 — Игорь Кваша. Против течения (документальный)
2013 — Игорь Кваша. Личная боль (документальный)
2013 — Другой Андрей Мягков (документальный)
2013 — Гарик Сукачёв. Всё по-честному (документальный)
2014 — Янковский (документальный)
2015 — Таинственная страсть — Галина Волчек

Режиссерские работы Галины Волчек:

1970 — Обыкновенная история (фильм-спектакль)
1971 — Свой остров (фильм-спектакль)
1972 — На дне (фильм-спектакль)
1974 — Домби и сын (фильм-спектакль)
1976 — Вечно живые (фильм-спектакль)
1982 — Спешите делать добро (фильм-спектакль)
1987 — Большевики (фильм-спектакль)
1988 — Эшелон (фильм-спектакль)
1992 — Трудные люди (фильм-спектакль)
1992 — Анфиса (фильм-спектакль)
2003 — Три товарища (фильм-спектакль)
2006 — Вишнёвый сад (фильм-спектакль)
2008 — Крутой маршрут (фильм-спектакль)
2009 — Заяц. Love story (фильм-спектакль)

Призы и награды Галины Волчек:

Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры 1967 года (в области театрального искусства) (1 ноября 1967 года) — за спектакль «Обыкновенная история» в московском театре «Современник»;
Заслуженная артистка РСФСР (30.12.1969);
Орден Трудового Красного Знамени (1976);
Народная артистка РСФСР (30.05.1979);
Народная артистка СССР (18.08.1989);
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2008, 17 декабря);
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003, 19 декабря);
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996, 15 апреля);
Орден Дружбы народов (1993, 17 декабря);
Орден Трудового Красного Знамени (1976);
Орден «За заслуги» III степени (Украина, 2004, 19 апреля);
Премия «Своя колея» (2001);
Две премии «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства — 2002 и 2003 гг.;
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года (2002, 30 января);
Международная премия К. С. Станиславского (2002);
Премия имени Георгия Товстоногова «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2006);
Премия «Звезда Театрала» (2011);
Премия «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2013);
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (Москва, 2006) — за заслуги в развитии театрального искусства, большой вклад в культурную жизнь столицы и многолетнюю творческую деятельность;
Благодарность Президента Российской Федерации (2006) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Премия города Москвы в области литературы и искусства (номинация «Театральное искусство») (2013) — за сохранение традиций театра и плодотворную работу с молодыми режиссёрами, артистами и художниками;
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2014) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства;
Герой Труда Российской Федерации (2017) — за особые трудовые заслуги перед государством и народом. Награда была вручена 28 апреля 2017 года в Кремле Президентом России.