Водопьянов Краткая биография Для Детей

Михаил Васильевич Водопьянов — краткая биография

ФИО:Водопьянов Михаил Васильевич
Дата рождения:18 ноября 1899 г.
Место рождения:с. Студенка (Липецк)
Знак зодиака:Скорпион
Чем известен:Летчик, генерал-майор авиации, писатель, Герой Советского Союза
Дата смерти:11 августа 1980 г. (80 лет)

Трудное детство

Михаил Водопьянов родился 18 ноября 1899 года в селе Студенка, позднее слившегося с городом Липецком. Через 7 лет глава семейства, крестьянин Василий Водопьянов, поссорился со своим отцом и настоял об отъезде в сибирский город Тайшет. Устроился грузчиком на станцию железной дороги, но вскоре по непонятной причине попал в тюрьму. Оставшись единственной кормилицей, мать, Мария Кузьминична, с трудом содержала сына и годовалую дочь Татьяну за счет продажи пирожков и поденной работы. Миша пошел в школу, но проучился лишь осень, поскольку не было зимней одежды.

В 1912 году Водопьяновы вернулись в Липецк. К этому времени мальчик умел выполнять все необходимые в крестьянском доме работы, например, пахать, косить, плотничать, молотить. Трудолюбием он пошел в отца, который с охотой брался за любой труд и выполнял его с усердием.

Михаил Водопьянов в молодости

Славная биография

  1. Февраль 1918 – Ушел добровольцем в Красную Армию, начав службу обозным в дивизионе «Илья Муромец». Он почти не покидал военного аэродрома, ремонтируя машины и помогая выруливать к месту старта пилотам. Именно тогда стал мечтать о небе, но механики указали ему на недостаток образования. С их помощью Михаил освоил грамоту и арифметику, а потом учился управлять автомобилем.
  2. 1921 – Демобилизовался и остался в Москве, куда в период гражданской войны передислоцировали его часть. Сначала работал шофером, а потом ремонтировал двигатели самолетов, размещавшихся на московском аэродроме. Вскоре его назначили бригадиром.
  3. 1925 – Стал бортмехаником у известного инженера и летчика Харитона Славороссова.
  4. 1928 – Окончил летную школу акционерного общества «Добролет», получив «корочки» пилота 3 класса.
  5. 1929 – Выпускник Московской летно-технической школы. Как бортмеханик, а потом и летчик, помогал сражаться с саранчой в Казахстане и на Северном Кавказе. Также возил авиапочту.
  6. 1930 – Стал пионером авиалинии Хабаровск – Сахалин. Первый маршрут был через Оху из Хабаровска в Александровск, готовил его с летчиком Карлом Ренкасом. Поскольку сухопутных аэродромов на Востоке страны не хватало, в этом же году сдал экзамен на морского летчика.
  7. 1931 – Работал в специальном отряде гражданского воздушного флота, перебрасывавшем матрицы газеты «Правда» из столицы в крупные города Советского Союза, чтобы там оперативно печатали тираж. Полеты проходили ночью и ориентироваться приходилось по компасу и огням городов.
  8. 1932 – Проводил разведку лежбищ тюленей в Каспийском море с воздуха.
  9. Зима 1933 – Совершая испытательный перелет по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский, попал в аварию. Самолет упал на лед Байкала, бортмеханик Серегин погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга, рваные раны головы и переломы. Заметившие крушение люди помогли доставить Михаила Васильевича в больницу, где пострадавшему наложили на голову 36 швов.
  10. 1934 – Выздоровел после попадания в катастрофу и готовил технику, чтобы повторить неудачный дальний перелет. Добился разрешения правительственной комиссии, чтобы участвовать в спасении челюскинцев. Для этого преодолел около 6500 км на самолете Р-5 из Хабаровска в Ванкарем без радиста и штурмана. Вывез 10 человек, трижды летая на льдину из Анадыря. За этот подвиг получил орден Ленина вместе со званием Героя Советского Союза.
  11. Март 1935 – Совершил перелет из Москвы на Мыс Шмидта с 12 промежуточными посадками, чтобы проложить новую пассажирскую и почтовую трассу и исследовать требования к самолету для работы в условиях Севера.
  12. 1936-1937 – Командовал летным отрядом, работавшим в Арктике. В мае 1937 года впервые в мире сел на лед у Северного полюса с помощью тормозного парашюта. Отвез группу зимовщиков Папанина, организовавших первую арктическую дрейфующую станцию, названную «Северный полюс». Награжден за это орденом Ленина.
  13. 1939 – Опубликовал книги «К сердцу Арктики» и «Мой путь к полюсу».
  14. 1939-1940 – Участвовал в советско-финляндской войне как командир бомбардировщика ТБ-3. За боевые вылеты получил орден Красного Знамени.
  15. Февраль 1940 – Стал комбригом.
  16. 1941-1945 – В июле 1941 назначен командиром 81 дивизии дальних бомбардировщиков. Убедил И.В. Сталина в возможности бомбардировок Берлина. Лично участвовал в бомбежках и был сбит. Михаилу Васильевичу удалось вернуться к своим, но он был обвинен в слишком больших потерях и смещен с должности. В дальнейшем воевал как рядовой летчик, был награжден орденами Ленина и Отечественной войны 1-й степени.
  17. Февраль 1946 – Ушел в запас.
  18. 1948-1950 – Был участником высокоширотных экспедиций с высадкой ученых на лед.
  19. 1949 – Награжден орденом Ленина, предположительно за секретную высадку на Южном полюсе.
  20. 1953 – Вышли «Рассказы летчика» и «Путь летчика» Водопьянова.
  21. 1954 – Ушел на пенсию и занялся литературной деятельностью. Опубликовал книги «Полярный летчик: рассказы» и «На крыльях в Арктику».
  22. 1957 – Издал книгу «Крылатые богатыри».
  23. 1964 – Написал повесть «Уральский сокол».
  24. 1965 – Опубликовал сборник рассказов «Юрий Гагарин – космонавт № 1».
  25. 1973 – Опубликовал рассказы под общим названием «Штурман Фрося».
  26. 11 августа 1980 – Скончался. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Михаил Васильевич Водопьянов

Семейная жизнь

В 1923 году Михаил работал в Москве шофером и был постоянным покупателем в палатке, где продавались сигареты и сладости. Однажды он увидел в окошке палатки новую продавщицу, москвичку Марию Дмитриевну, которая оказалась сестрой хозяйки этого торгового заведения и дочерью кузнеца. Молодые люди познакомились, понравились друг другу и весной 1924 года обвенчались. В 1925 и 1926 году у них родились первенец Владимир и дочь Вера, в 1933 и 1937 году – сыновья Михаил и Юрий, в 1941 – дочь Наталья. Самым младшим ребенком был Алексей, появившийся на свет в 1953 году, когда прославленный ас уже не летал.

Семья была дружной, поддерживавшей кормильца в опасных и длительных полетах и с нетерпением ожидавшей его возвращения из них. Письма близких согревали летчика в сложных ситуациях и придавали сил. В 1938 году семье дали 5-комнатную квартиру в 3-м подъезде знаменитого Дома на набережной, в жизни которого Мария Дмитриевна принимала активное участие. Женщина была гостеприимной хозяйкой, радушно встречавшей не только друзей и родственников, но и малознакомых людей. Она оставалась единственной супругой Водопьянова до своей смерти, почти полвека характер их отношений читался во взаимных влюбленных взглядах.

С женой Марией Дмитриевной

След в истории

Генерал-майор Михаил Водопьянов вошел в историю как участник операции по спасению людей, высадившихся на льдины из раздавленного торосами и утонувшего в Чукотском море корабля «Челюскин». Пилоту довелось оказаться среди первых летчиков, награжденных званием Героя Советского Союза. Кроме карьеры в авиации, он написал 5 пьес и 32 книги, оставив яркие воспоминания о своей жизни и людях, с кем довелось работать.

Сегодня имя пилота служит брендом военно-исторической библиотеки, расположенной вблизи Липецкого авиацентра, и символом возрождения потенциального спроса на услуги российской полярной авиации. Ведь Арктика притягивает к себе не только инвесторов и ученых, но и туристов-романтиков. В память о легендарной личности существуют:

  • Школы в г. Липецке, Москве и Старой Купавне.
  • Улицы в Липецке, Екатеринбурге, Красноярске, Москве.
  • Самолеты Ил-76, Ил-96-300, Ту-160, Sukhoi Superjet 100.
  • Пароход.
  • Почтовый конверт.
  • Памятники на Ходынском поле Москвы и в Липецке.
  • Село в Липецкой области.

Водопьянов Михаил Васильевич

Российский летчик. Герой Советского Союза. Генерал-майор авиации. Участник спасения экипажа парохода «Челюскин». Участник арктических и высокоширотных экспедиций. Член Центрального Исполнительного Комитета Советского Союза. Член Союза писателей России.

Михаил Водопьянов родился 18 ноября 1899 года в селе Большие Студенки, Тамбовская область. Мальчик появился на свет в крестьянской семье. В феврале 1918 года молодой человек добровольно вступил в Красную Армию. Служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец». Участвовал в гражданской войне. Воевал против Александра Колчака и Петра Врангеля. Затем до 1921 года работал шофером.

В 1925 году Водопьянов стал авиационным мотористом, затем бортмехаником. Трудился под руководством летчика и авиаинженера Харитона Славороссова. Через три года окончил летную школу «Добролета», а в 1929 году получил диплом Московской летно-технической школы. В качестве бортмеханика, а затем и летчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. С 1929 года Михаил Васильевич находился в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролет» в Хабаровске.

В январе 1930 года на самолете «СССР-127» Водопьянов проложил воздушный маршрут: Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев», протяженностью 1130 км. Первый маршрут перелета готовил вместе с пилотом Карлом Ренкасом. Со следующего 1931 года работал на Центральном аэродроме в летном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в города Советского Союза. Затем, летал на гражданских самолетах по дальним воздушным трассам Москва — Санкт-Петербург, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.

Зимой 1933 года Водопьянов, в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского потерпел катастрофу и его самолет разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а Михаил Васильевич получил сотрясение мозга и множественные переломы. Через год добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с Виктором Галышевым и Иваном Дорониным совершил перелет длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем на самолете Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты и горы, по неимоверно тяжелой трассе. Также, из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез десять человек.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Через пять лет, Михаилу Водопьянову вручена медаль «Золотая звезда» № 6.

В 1936-1937 году совершал полеты в Арктику, являлся командиром летного отряда. На самолете АНТ-6 во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» 21 мая 1937 года впервые в мире совершил посадку на лед в районе Северного полюса, применив впервые тормозной парашют. Самолет Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс». За это награжден орденом Ленина.

Водопьянов являлся участником советско-финляндской войны 1939-1940 года в должности командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Совершил боевые вылеты, за что получил орден Красного Знамени. За боевые заслуги, 2 февраля 1940 года присвоено звание «командира бригады».

С июля 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне в качестве командира 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налете на Берлин. Его самолет Пе-8 оказался подбит и совершил посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери смещен с должности командира, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой летчик. С 1946 года уже в звании «генерала-майора авиации» Водопьянов находится в отставке.

С 1948 по 1950 год участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2». В это время представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда», однако получил лишь орден Ленина. Входил в Центральный Исполнительный Комитет Советского Союза.

Помимо авиации Михаил Васильевич активно занимался литературной деятельностью. Являлся членом Союза писателей и написал множество рассказов.

Михаил Васильевич Водопьянов скончался 11 августа 1980 года в Москве. Похоронен российский летчик и писатель на Троекуровском кладбище столицы.

Жители Липецкой области 19 ноября 2019 года отметили 120-летие со дня рождения уроженца региона Михаила Водопьянова. К его юбилею в Липецкой школе № 9 открыт бюст летчика. На мероприятии выступили сын и внучка Героя — Алексей Михайлович и Мария Юрьевна. Также, к годовщине Водопьянова в городском Доме музыки прошел концерт по мотивам биографии, выставка фотографий. В том числе проведена виртуальная выставка документов о жизни летчика.

Герои Советского Союза
Кавалеры ордена Ленина
Кавалеры ордена Красного Знамени
Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
Награжденные медалью «За боевые заслуги»
Награжденные медалью «За оборону Москвы»
Награжденные медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Награжденные медалью «Ветеран Вооруженных Сил СССР»
Награжденные медалью «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»

Полет на Землю Франца-Иосифа (1937).
Рассказ о моей жизни (1937).
Мечта пилота (1937).
Полюс (1939).
Воздушный экспресс (1949).
Водопьянов М. В. Полярный летчик. — М.: Детгиз, 1959.
Рассказы летчика (1953).
Путь летчика (1953).
Водопьянов М. В. Валерий Чкалов. — М.: Молодая гвардия, 1954. (серия ЖЗЛ).
На крыльях в Арктику (1954).
Гордое слово (1955).
Киреевы (1956).
Крылатые богатыри (1957).
Уральский сокол: Документальная повесть о летчике Герое Советского Союза А. К. Серове (1964).
Летать рожденный (соавторство с Григорьевым Г.) (1969).
Гибель «Кречета» (1969).
Друзья в небе (1971).
Водопьянов М. В. Небо начинается с земли. — М.: «Современник», 1976.
Повесть о первых героях (1980) и др.
Мечта (пьеса).
Водопьянов М. В. Полярный летчик — Л.: Лениздат (Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство), 1954; художник П. И. Луганский.

В 1935 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная Водопьянову.

Пароход «Водопьянов» в Амурском речном пароходстве.

Почетный гражданин Липецка.

Именем Водопьянова названы:

Школа № 9 в Липецке

улицы в различных населенных пунктах государств бывшего СССР.

Совхоз имени Водопьянова (Саратовская область, Марксовский район)

Авиационно-технический спортивный клуб «Аэроград Коломна», созданный в декабре 2000 года на базе Коломенского АСК им. М. В. Водопьянова.

Именем Михаила Водопьянова назван самолет Ил-96-300 RA-96014 российской авиакомпании «Аэрофлот».

Именем Михаила Водопьянова назван первый самолет Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89001), доставленный 9 июня 2011 года российской флагманской авиакомпании «Аэрофлот». После возврата самолета лизингодателю именем Михаила Водопьянова назван другой самолет Sukhoi Superjet 100 (бортовой номер RA-89041).

Памятник М. В. Водопьянову установлен в 2013 году в Москве на Ходынском бульваре по решению Правительства Москвы. Скульптор А. В. Головачев.

Село Донское в 1934-1958 годах переименовывалось в честь М. В. Водопьянова в Водопьяново.

Водопьянов Михаил Васильевич (1899–1980)

Герой Советского Союза, генерал-майор

Родился в 1899 году в селе Студенки (в 1933 году село вошло в состав Липецка) в бедной крестьянской семье. Будущий генерал начинал трудовую биографию коногоном в шахте, работал слесарем и помощником шофера, участвовал в гражданской войне в должности обозного в дивизионе воздушных кораблей. С 1921 года – водитель аэродромной заправочной машины, с 1925 – авиационный моторист, затем бортмеханик. Окончив летную школу «Добролета» и Московскую летно-техническую школу, пилотировал самолеты сельскохозяйственной, транспортной и гражданской авиации. В 1929 году Михаил первым открыл воздушную линию на Сахалин.
В 1934 году Водопьянов добился личного приема у зампреда Совнаркома Куйбышева и был включен в специальную команду летчиков по спасению в Арктике экипажа ледокола «Челюскин». За спасение «челюскинцев» учредили звание Героя Советского Союза и Михаил Васильевич стал кавалером «Золотой Звезды». В 1937 году он впервые в мире посадил самолет на Северном полюсе, доставив на дрейфующую станцию экспедицию Папанина, за что получил орден Ленина (дважды Героями в то время не становились).
С начала Великой Отечественной войны Водопьянов командовал 81-й дивизией дальней бомбардировочной авиации. В августе 1941-го попросил личной аудиенции у Сталина и убедил его в возможности бомбежек Берлина. Лично участвовал в ночных налетах на Берлин. В одном из полетов самолет Водопьяновал был сбит. Перейдя линию фронта, командир вернулся к своим, однако, его обвинили в больших потерях, понесенных в ходе налетов на Берлин, и сместили с должности комдива, после чего Михаил Васильевич продолжал совершать боевые вылеты как рядовой летчик.
Герой Советского Союза, генерал-майор Михаил Водопьянов награжден 4 орденами Ленина, 4 орденами Отечественной войны I-й степени, многими медалями. С 1946 года – в отставке. Жил в Москве. Занимался организацией полярных экспедиций и литературной деятельностью. Михаил Васильевич неоднократно приезжал в Липецк, где жили его мама и родственники. Умер в 1980 году. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

В 1982 году в 9-й школе города Липецка был открыт музей Водопьянова, а в 2001 году городские власти присвоили этой школе имя легендарного летчика и установили мемориальную доску на ее фасаде. В 2019 году во дворе школы был установлен бюст Водопьянова.

Одна из улиц города Липецка носит имя Водопьянова. На этой улице установлены мемориальная доска и стела в честь Михаила Васильевича Водопьянова.


источники:

http://rus.team/people/vodopyanov-mikhail-vasilevich

http://war.lib48.ru/personalii/vodopyanov-mikhail-vasilevich