Joomla! Open Source Content Management
Nav view search
Навигация
Искать
ВЛАДИМИР КАРПОВИЧ ЖЕЛЕЗНИКОВ
Даты жизни: 26 октября 1925 — 3 декабря 2015
Место рождения: город Витебск, Республика Беларусь
Русский советский детский писатель, кинодраматург. Лауреат Государственной премии СССР.
Известные произведения: «Чучело», «Чудак из шестого «Б»», «Голубая Катя», «Разноцветная история», «Хорошим людям — доброе утро», «Путешественник с багажом»
Родился в 1925 году, в семье пограничника. Первую часть своей жизни — детство, — много путешествовал. Его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики…
Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то дневники. Перед самой войной, когда Владимиру Карповичу было пятнадцать, написал маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще он выбрал не сразу.
В годы войны учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище.
В 1945 году переехал в Москву, окончил юридический институт. Параллельно развивались его занятия писательством. Однажды со своей повестью начинающий писатель пришел в «Новый мир».
После юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт. Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале — случайность, как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство.
«Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».
Его первая книга – сборник рассказов «Разноцветная история» – вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького.
В 1961 г. увидел свет его второй сборник рассказов «Хорошим людям – доброе утро». Писательский призыв – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных – стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова.
Созданные им шедевры детской литературы — повести «Чудак из шестого «Б» и «Чучело» обрели вторую жизнь как классические кинофильмы «Чудак из пятого «Б» и «Чучело». При этом «вина» Железникова в успехе обеих неувядающих картин немалая: он автор не только литературной первоосновы, но и сценариев этих фильмов. В целом же литератор очень часто «изменял» поприщу изящной словесности, вновь и вновь помогая появиться талантливому произведению детского (и не только детского) кинематографа.
Как кинодраматург дебютировал в 1960 году — сценарием фильма «Серебряные трубы». С 1988 года Железников являлся художественным руководителем киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей.
В 1965 году новый его сценарий, и опять по собственной повести, превратился в картину для большого экрана «Путешественник с багажом».
Книги Владимира Карповича Железникова переведены на многие языки мира, они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Они стали классикой отечественной детской литературы, входят в школьную программу.
Владимир Карпович Железняков скончался 3 декабря 2015 года в городе Москва. Похоронен на Троекуровском кладбище.
ВЛАДИМИР КАРПОВИЧ ЖЕЛЕЗНИКОВ
(1925- 2015)
Представьте себе: приходите вы в школу в хорошем расположении духа, ничто не предвещает перемен в вашей жизни. И вдруг весь мир переворачивается! Оказывается, вас, без вашего ведома и согласия, назначили вожатым в первый класс! Герой повести Железникова «Чудак из шестого «Б» Борис Збандуто попал именно в такое сложное положение. Его свобода кончилась. И дружба с одноклассником Сашкой дала трещину: не только из-за девочки Насти, которая им обоим нравилась, но и из-за тех самых малышей, которые смиренно ждали целую неделю, пока он про них вспомнит, а когда не вспомнил, послали за ним делегацию. А когда Боря вошел в класс к «первакам», то увидел на доске огромную надпись: «БОРЕ УРА!». И несобранный, безответственный, разболтанный Боря постепенно меняется, и слово «чудак» по отношению к нему приобретает не просто положительный, но хвалебный смысл.
Эта веселая повесть очень точно показывает замечательные детские характеры и школьную жизнь, поэтому она так пришлась по душе читателям. Да и сам писатель её любил и даже переделывал несколько раз: позже она стала называться «Чудак из пятого «Б», а потом — «Жизнь и приключения чудака». И образ Бори Збандуто (не фамилия, а просто находка: даже интересно посчитать, сколько раз её коверкали на страницах повести!) менялся.
Владимир Железников видел в своей жизни много детей: он родился в семье военного, детство его прошло в пограничных городках, а значит, и друзья у него всё время были новые. В годы войны он был в эвакуации — снова другое окружение. Потом поступил в артиллерийское училище, потом недолго учился на юриста, и наконец, оказался в Литературном институте им. Горького.
Писателю было 35 лет, когда вышла его первая детская книга — «Разноцветная история». Потом появились «Хорошим людям — доброе утро» и «Путешественник с багажом». В них показана настоящая детская жизнь: тут и школьные проблемы, и дружба, и отношения со взрослыми, и поиски верной самооценки. При этом автор напрямую никого не поучал и не воспитывал, он увлекал действием и убеждал поступками.
Маленькая девочка (рассказ «Голубая Катя»), боготворившая своего брата, была им обижена и унижена. Она уходит из дома, а брат жестоко корит себя за предательство и всеми силами старается вернуть дружбу и уважение сестренки.
В «Истории с азбукой» малышка-первоклассница не хочет уходить из школы, потому что она дала слово своему младшему брату, что за один день выучит азбуку, чтобы написать письмо маме с папой, которые уехали далеко. Но весь день в школе они только палочки писали! Рассказчик сумел утешить девочку и ее брата: «Боже мой, какая трагедия, — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и все изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде». Так у малышей появляется настоящий друг.
Доброта имеет огромную волшебную силу -убеждает нас писатель. Черствость и эгоизм -тоже, только разрушающую.
«Три ветки мимозы» — рассказ о мальчике, которому мама посоветовала подарить соседке по парте цветы в день 8 марта. Добрый поступок оборачивается неприятностями: никто из одноклассников не додумался так же порадовать девочек, и мальчишки высмеяли Витю, задразнили его, и он, от злобы на них и глупого стыда, растоптал ветки мимозы, которые подарил маме папа. Это не «желтые, нежные цветочки лопались под грубой подметкой его ботинок», а любовь и радость. Но эхо доброго поступка осталось: «А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные. Это ведь были первые мимозы в ее жизни. «.
Самое известное произведение Железникова — повесть «Чучело» (вспомните одноименный фильм с юной Кристиной Орбакайте в главной роли). Это трагическая история о «белой вороне» Лене Бессольцевой и её дедушке, которые вынуждены покинуть городок, где их травили, унижали, «гоняли». О равнодушии и жестокости писатель говорит так же прямо и правдиво, как и о доброте и душевной щедрости. Чудаки делают мир лучше, и Владимир Железников всегда на их стороне.
Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.26-27., ил.
ВЛАДИМИР ЖЕЛЕЗНИКОВ
Владимир Железников родился в Витебске 26 октября 1925 года. Отец его был военным, прошёл Великую Отечественную. Сам Железников, вспоминая детство, выделял один эпизод, особенно сильно врезавшийся в его память — это история его дяди Андрея, который в период «красного террора» в возрасте всего 20-ти лет угодил в сталинские лагеря, но чудом вырвался оттуда и в тайне приехал в Витебск к своему брату Карпу – отцу Владимира.
Карп Железников был человеком честным и совестливым. Невзирая на огромный риск (родственник беглеца, «врага революции»), он оставил брата у себя, поговорив с сыном и маленькой дочкой как со взрослыми и взяв с них честное слово никому не рассказывать о новом жильце. Владимир не смог сдержать обещания и легкомысленно поделился семейной тайной с лучшим другом, а тот во время ужина – со своими родителями. Лишь потом к маленькому Володе пришло осознание того, что он натворил.
Чувство вины не давало ему покоя, и спустя пару дней он отправился в дом к лучшему другу, но не застал никого из его семьи – они спешно переехали, никому ничего не сказав. Их подгонял страх – страх, который в те безумные времена внушался каждому. Тогда Владимир понял, какую беду чуть было не накликал на свою семью, впоследствии не раз мысленно возвращаясь к этим событиям.
Незабвенным периодом в жизни писателя стала Великая Отечественная война, точнее то, как он воспринимал её через рассказы своего отца, заглянувшего в глаза смерти в тот самый первый день – 22 июня 1941 года. Тогда семья Железниковых жила в городе Мариамполе в Литве недалеко границы с Пруссией.
Отец Владимира командовал дивизией – им удалось продержаться 75 часов, обороняя границу от внезапного натиска фашистов. Это была кровопролитная битва, унесшая жизни почти всех бойцов Карпа Железникова — двадцатилетних ребят, неподготовленных к настоящему бою. Он не мог без слёз вспоминать о том сражении. Да и сам писатель пронёс эти воспоминания через всю жизнь: война для Железникова-младшего началась в Литве, в полдесятого утра, с экстренной эвакуации (спустя несколько часов немцы уже были в городе), и закончилась в Свердловске, куда его переправили вместе с матерью и сестрой.
Оставив в прошлом мечту стать военным, как отец, (будущий писатель сначала учился в спецшколе ВВС, но из-за проблем со зрением был вынужден поступить в училище зенитной артиллерии, что в последствии также ни во что не вылилось) и планы стать юристом, в 1955 году Владимир переезжает в Москву и поступает в литературный институт им. А. М. Горького, благополучно завершая обучение спустя два года.
По приезде в столицу Владимир рискнул отправить свою рукопись в редакцию журнала «Новый Мир» — популярного в то время издания, с которым сотрудничали многие известные писатели. К его удивлению и испугу, ему не только ответили, но еще и пригласила в редакцию для обсуждения его повести.
Впрочем, ничего лестного он там не услышал: повесть раскритиковали, но дали понять, что он не безнадёжен, поскольку «в конце концов, и корову можно научить писать». Воодушевлённый этим сомнительным утверждением, Железников всё начал сызнова: разорвал свою рукопись и снова принялся творить «настоящую» литературу.
Судьбоносным стал для Владимира Железникова 8-летний период работы в детском журнале «Мурзилка» — во-первых, тематика журнала была ему близка, а во-вторых, он оказался в окружении известных писателей, поэтов и художников, многими из которых он восхищался – Михалков, Маршак, Пришвин, Паустовский… В третьих, с некоторыми людьми из этого творческого бомонда ему удалось сблизиться настолько, что он мог называть их своими друзьями, и даже больше – своими учителями. Речь идёт о писателе Виталии Бианки и художнике Владимире Лебедеве. Оба эти выдающиеся человека оказали огромное влияние на Владимира Железникова: Лебедев на своём примере постоянно показывал, что значит быть свободным в плане творчества – не подчинять свой талант жёстким требованиям, а позволять себе самовыражаться в том, что вызывает сильный интерес и глубокое сопереживание.
Виталий Бианки был очень любим и уважаем Железниковым – его восхищало бескорыстие Бинаки, готовность помочь, каких бы усилий это не стоило, и, разумеется, его непревзойдённый писательский талант.
Первая книга Владимира Железникова вышла в 1957 году, после окончания Литературного института имени М. Горького. это был сборник рассказов «Разноцветная история». На момент выхода книги писателю уже было тридцать два года. Владимир Карпович, испытавший нелегкую судьбу, опаленную пламенем ужасной войны, пережитое воспроизвел в своих рассказах, рассказал узнанное им лично, и сделал это проникновенно и свежо. В своих рассказах Железников ведет смелый разговор со своим читателем, проводит откровенную беседу о формировании личности ребенка, о способности в любых условиях и обстоятельства отстаивать справедливость и честь, чувствовать боль не только свою, но и чужую, учиться сострадать и сочувствовать.
В 1961 году был издан второй сборник рассказов Владимира Карповича Железникова «Хорошим людям – доброе утро».
Лейтмотивом творчества Владимира Железникова является призыв жить по совести и заступаться за незаслуженно обиженных и за слабых.
Во втором сборнике писателя особенно ярко прослеживается умение автора правильно формулировать и художественно решать самые сложные проблемы, которые вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых людей. В центре произведений Владимира Карповича, как правило, стоят проблемы духовного становления и развития формирующейся личности. И писатель в своих произведениях решает эти вопросы мастерски, нетрадиционно, смело. Железников даже в самых обычных обстоятельствах находит многообразие духовной жизни человека и показывает ее многообразие и богатство мыслей. О человеческих чувствах Железников пишет искренне, заставляя читателя принимать близко к сердцу все, что происходит с персонажами книг. Несмотря на то, что Владимир Карпович детский писатель, он ведет серьезный разговор о том, как нужно поступать и как нужно себя вести не только с детьми, но и со взрослыми. Писатель разрабатывает тему отношений между людьми в повседневной жизни, в семье и в школе.
Книги Владимира Карповича Железникова переведены на многие языки мира, они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Они стали классикой отечественной детской литературы, входят в школьную программу.
Как кинодраматург дебютировал в 1960 году — сценарием фильма «Серебряные трубы». С 1988 года Железников являлся художественным руководителем киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей.
В 1974 году на советские экраны вышел фильм «Чудак из пятого класса». А спустя двенадцать лет, совместно с режиссером Роланом Быковым, была создана кинолента «Чучело», ставшая одним из лучших детских фильмов советской эпохи.
За сценарии к этим двум картинам Железников был удостоен Государственной премии.
Владимир Железников: «Писать для взрослых? Да это как-то несерьезно!»
Одна живая фраза заменит десять придуманных
— Владимир Карпович, вы как-то заметили, что сами в юности не читали детских книг, сразу перейдя к взрослому «формату»; но в чем отличие написания книг для детей?
— Для меня — никакой. Волею судеб в начале пути я оказался погружен в детскую литературу (работал в журналах «Пионер», «Мурзилке») и так к этому привык, что когда пытался написать взрослый рассказ, то в силу какой-то невероятной хитрости я — подросток — все равно там оказывался главным действующим лицом. И вскоре понял: писать взрослую прозу — это потеря времени.
— Гениально. Это так «Мурзилка» подействовал?
— Вероятно, да. Он стал для меня университетом. Восемь лет там проработал. В то время это был необыкновенный журнал — такой центр, куда стекались все знаменитые писатели, блестящие художники, и со всеми я очень дружил. Скажем, нашим художественным руководителем был известный живописец, график, мастер плаката Владимир Васильевич Лебедев. Он своей графикой иллюстрировал только Маршака, и я каждый месяц ездил к нему утверждать рисунки…
— Был ли в то время некий дефицит детской литературы?
— Нет-нет, какие люди жили! Я дружил с Виталием Бианки. Он меня любил. Я даже считался его другом. Контакт с личностью и давал толчок к обучению — образ мыслей этих людей, отношение к жизни, ко времени… И Бианки, и другие незаурядные личности были со мной откровенны. Виталия Бианки уже к тому времени стукнул паралич. Правая рука не работала. Продолжал одной левой печатать на машинке — поправлял рукописи молодых писателей, перепечатывал их сам! Хотя ему это было безумно трудно. Помогал… Я даже не знаю, как это назвать. Это не ответственность, а любовь — к делу, литературе, людям.
— Нет, а как вы вообще стали писать, один раз получилось — и пошло?
— Несколько лет печатался в «Пионере», а в «Мурзилку» даже боялся что-то показать, но потом дорос и до него. Постепенно пришел к тому, что полюбил возраст и героя и адресата — 11–12 лет.
— То есть между детством и подростковостью?
— Да, это феноменальный возраст. Характер людей меняется. Лев Николаевич писал, что дети меняются каждые семь лет. Это так. Но главное, что детей, равно как и нас, поражают одни и те же неприятности — дети их очень глубоко переживают. Поэтому я писал про ребят как про взрослых. Вообще не думал про детей. Просто писал. И у меня появлялся герой. Причем я не ходил «за материалом» в какие-то школы. Все, что делал (и делал это постоянно), — это бродил по улицам и подслушивал обрывки разговоров детей. Мне это очень помогало. Потому что одна живая фраза может заменить десять придуманных.
— До конца разговор дослушивали?
— Нет-нет, конечно, недослушивал, зачем? Мне нужна была реплика одна, другая… в них — все отношение к окружающему миру. Так все и сложилось в итоге.
Девочки ярче мальчиков
— Вы столько лет пишете — горевали ли по тому поводу, что дети со временем поменялись?
— Они (для меня) стали меняться после перестройки. И я очень переживал. Они вдруг все стали другие. Принципиально. Что-то произошло, что-то в голове добавилось. Хотя… еще два года назад меня возили в какую-то гимназию на встречу с детьми — и я особо их изменчивости не заметил. Но это когда общаешься со всеми разом.
— В период «Мурзилки» были знакомы, скажем, с Носовым?
— Конечно, я всех знал. Носов — страшно мрачный сам по себе человек, но ужасно талантливый. Никогда не улыбался.
— У его есть три повести о Незнайке — как вы относились к жанру подобных сериалов для детей?
— Это всегда очень индивидуально. Если герой живой и яркий — почему бы нет? Это очень хорошо, что жизнь его продолжается дальше. Какой у меня любимый герой? Вот только что завершил повесть. Как и у всех людей, последний — самый дорогой. Во-первых, я люблю, когда героиня девушка. Или девочка. Они, мне кажется, умнее и тоньше.
— И я тоже так думаю, у меня дочка.
— Ну вот, вы меня понимаете. Вокруг девочки можно развить много разных сюжетных линий, добавить неожиданностей. Мальчики более тупые. Нет. Когда они вырастают, то становятся нормальными, но в 11–12 лет они развиваются менее ярко, чем девочки. У девочек — самобытность есть, характер.
— Все знают вашу повесть «Чучело», выдержавшую кучу переизданий и даже переведенную на многие языки. Но вы же не сразу, наверное, пришли к теме детской жестокости?
— Я по своей природе теоретик. Сначала думал, что все беды, которые происходят с детьми, происходят из-за взрослых. И твердо этого принципа держался. Потом пришел к мысли, что дети очень часто бывают эгоистами, часто бывают неправы. То есть как писатель я пошел в другую сторону. Вот под эту волну попало и «Чучело». И если до «Чучела» я сам сочинял истории, то в «Чучеле» показана уже реальная история, из жизни.
— Знаю, что писатели не всегда довольны экранизациями. Как вышло с «Чучелом» и другими картинами по вашим повестям?
— Экранизаций было множество, и я часто ими был недоволен. Но работать с Роланом Быковым (как режиссером) — это счастье. И выбор Кристины Орбакайте на главную роль — это абсолютное попадание. У Быкова — абсолютное знание предмета, невероятный профессионализм, а главное, любовь к детям. Ролан детям верил. Он был великий педагог. За три недели превратил всех ребят в блестящих актеров. Это дар его. Вообще Быков был талантлив во многом. А вот постановка «Чудака из 5-го «Б» режиссера Ильи Фрэза мне не очень нравилась. «Чудак» был успешной повестью, смешной и забавной, я думал, что все это выльется и на экран. А Фрэз пошел по линии пионерской организации — и этой «правильностью» все погубил. От замысла ушел далеко, но… все получили за фильм Государственную премию СССР. Хотя когда картина только появилась, ее сильно разругали в «Правде» за «абстрактный гуманизм», но потом председатель Госкино Ермаш стал нас защищать и пробил выход фильма на экраны.
— Фильм дает герою вторую жизнь?
— Конечно, но поначалу этого не понимал. Когда же «Чудак» вышел в качестве фильма, я взял повесть и переписал. Она стала сложнее, намного смешнее, и теперь есть несколько вариантов этой книги.
Хочу все свои вещи переписать!
— Мне интересно ваше отношение не к вашим героям — к Карлсону и Гарри Поттеру. Карлсон не был популярен в Швеции, но перевод гениальной Лунгиной сделал его обаятельным…
— Это притом что в Карлсоне нет каких-то замысловатых сюжетных линий. Но разве дело в сюжете? Дело в каком-то внутреннем движении героев, вот это первостепенно. Лунгина — сама по себе тонкая и умная женщина, она прекрасно все это понимала и умела. А Гарри Поттер… это другой мир совсем. Мне это не очень нравится, но, с другой стороны, какой популярностью это пользуется. Как психоз. Поклонников много. Я так писать не умею, поэтому (смешок в голосе) мне это и не нравится. Я бы с удовольствием попробовал, но… мое время прошло. За это надо браться, будучи молодым. Мне поздно.
— Не наговаривайте: детские книги, когда бы они ни были написаны, не умирают.
— Это уже другая история. Конкретно сейчас заканчиваю повесть о своей жизни. И я эту книгу продиктовал. Ведь зрение… Для этого, кстати, научился диктовать. Это тяжело, потому что есть писатели, у которых все выходит из-под пера, а есть те, у которых все созревает в голове, а уж потом только они это перекладывают на бумагу. Так вот у меня в жизни все шло из-под пера. А тут… пришлось переделаться.
— Это художественная повесть или документальная?
— Художественная. От биографии я отхожу все больше. Да, я там главный герой, но через себя мне хочется показать время с 30-х до 60-х гг. XX века, с возраста шестилетнего мальчика и дальше…
— Войну встретили…
— Войну встретил страшно — прямо на границе с Германией, в 22 километрах. В Литве; мы тогда жили на самой границе с Восточной Пруссией. Мой отец был военным, я с ним ездил на границу и все это видел. Он с однополчанами 75 часов держался на границе, почти все погибли… Часа в два дня немцы уже были в нашем городе. А мы эвакуировались в половине десятого утра. Доехали сразу до Свердловска, там жили всю войну, я учился в спецшколе ВВС, потом у меня испортилось зрение — и меня не взяли в летное. Поступил в училище зенитной артиллерии. Вот так. Хотел стать летчиком, как и все мальчишки, но глаза уже тогда стали сдавать. Но… ни о чем не жалею. Смотрите, то же «Чучело» вышло тиражом более четырех миллионов экземпляров. Издается каждый год с 1975-го. Вышла в двадцати странах — в Америке и в Японии дважды. «Чучело»-то не столько детей касается, сколько наших человеческих отношений в целом. А еще у меня есть такая страсть нехорошая — хочу все свои повести переписать.
— До идеала хотите довести?
— Нет. Что-то новое ввести, вдохнуть жизнь… Но… не удается. Сил и времени нет.
Источник: https://yandex.ru/turbo/school-ethiopia.ru/s/kratkoe-soderzhanie/vladimir-zheleznikov-biografiya.html
КНИГИ В.ЖЕЛЕЗНИКОВА
Железников, В.К. Белые пароходы / В.К. Железников. — М.: АСТ, 2011.- 221 с.: ил. (12+)
В книгу вошла повесть «Белые пароходы» и несколько рассказов. Автор пишет о мужестве, становлении характера, выборе жизненного пути.
Железников, В.К. Голубая Катя / В.К. Железников. — М.: Детская литература, 1977.- 16 с.: ил. (6+)
О сложных взаимоотношениях двух сестер, конфликтах и добрых людях с улицы.
Железников, В.К. Каждый мечтает о собаке / В.К. Железников. — М.: Искателькнига, 2017.- 128 с.: ил. (12+)
Книга Владимира Железникова учит читателя принимать решения в разных жизненных ситуациях, совершать нравственный выбор уже в подростковом возрасте. Школьники умеют различать добро и зло, правду и предательство, искренность и ложь.
Железников, В.К. Мальчик с красками / В.К. Железников. — Петрозаводск: Карельское книжное издательство, 1964.- 136 с.: ил. (12+)
Рассказы известного детского писателя о ребятах, родителях и др.
Железников, В.К. Ночной ветер / В.К. Железников. — М.: Детская литература, 1984.- 238 с.: ил. (12+)
В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают герои, о том, как важно для людей взаимопонимание.
Железников, В.К. Путешественник с багажом / В.К. Железников. — М.: ЭНАС-КНИГА, 2016.- 144 с.: ил. (12+)
Сева Щеглов — упрямый и самостоятельный человек. Он живёт вдвоём с мамой в маленьком алтайском селе. Его отец давно уехал в Москву и даже писем не присылает. Встретиться с отцом — заветная мечта мальчика. Однажды она сбудется.
Железников, В.К. Разноцветная история / В.К. Железников. — М.: Детгиз, 1960.- 20 с.: ил. (6+)
Автор сборника свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел с читателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль.
Железников, В.К. Рыцарь / В.К. Железников. — М.: Детская литература, 1975.- 32 с.: ил. (6+)
В книгу вошли рассказы о детях и взрослых, их взаимоотношениях, их внимании друг к другу.
Железников, В.К. Солёный снег / В.К. Железников. — М.: Детская литература, 1982.- 64 с.: ил. (6+)
Повесть о первокласснике, о его сложной духовной жизни, о воспитании характера.
Железников, В.К. Три ветки мимозы / В.К. Железников. — М.: Эксмо, 2012.- 24 с.: ил. (6+)
Рассказ для младших школьников, о детских чувствах и переживаниях.
ТРИ ВЕТКИ МИМОЗЫ
Когда он утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
— Это папа подарил мне, — сказала мама. — Ведь сегодня Восьмое марта.
Действительно, сегодня Восьмое марта, и он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя слушаться». Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду. Даже как-то неинтересно — как взрослые быстро читают!
А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:
— Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.
Лена Попова была его соседкой по парте.
— Зачем? — хмуро спросил он.
— А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.
Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.
По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:
— Это тебе.
— Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо!
Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.
И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
— Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.
— Это мне Витя подарил, — сказала Лена.
Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову.
— Вот как! — сказала учительница. — Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.
А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:
— Тили-тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!
Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.
Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.
Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:
— Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! — Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. — Ненавижу эти цветы, ненавижу!
Он стал топтать их ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.
— Это мне подарил папа, — сказала мама.
А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные. Это ведь были первые мимозы в её жизни.
Железников, В.К. Улица Белого Лося / В.К. Железников. — М.: Детская литература, 1983.- 16 с.: ил. (6+)
Это рассказ о храбром и мужественном мальчике. Он спас жизнь человеку. Конечно, храбрым и мужественным мечтает стать каждый, но не всякий может этого добиться — некоторые боятся трудностей, некоторые просто трусят. Да, мечтать о геройстве, стремиться стать настоящим героем должен каждый. Когда вы прочитаете рассказ, то подумайте: а могли бы вы совершить такой подвиг, как герой этого рассказа? Подумайте и ответьте себе честно на поставленный вопрос. Ведь на самом деле, у такого героя есть чему поучиться?
Железников, В.К. Чучело / В.К. Железников. — М.: Астрель, Малыш, 2016.- 272 с.: ил. (12+)
Повесть впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях Чучела. Чучелом прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.
Много «чучел» живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.
Железников, В.К. Чучело – 2 Или игра мотыльков / В.К. Железников. — М.: Олма Медиа Групп, 2010.- 512 с.: ил. (12+)
Автор повести считает, что в литературе никак нельзя уйти от правды. Он пристально вглядывается в своих героев — в подростков, обнаруживает в них и положительные, и отрицательные черты. Главная героиня повести, Зойка Смирнова, по своей любви, по самопожертвованию, по смелости схожа с главной героиней предыдущей повести «Чучело», Ленкой Бессольцевой.
Железников, В.К. Чудак из 6 «Б» / В.К. Железников. — М.: Эксмо, 2017.- 256 с.: ил. (12+)
Замечательная и очень веселая повесть Владимира Железникова о мальчике Борисе Збандуто, который постоянно попадает в смешные и очень запутанные ситуации. Хулиган и разгильдяй, но, впрочем, добрый парень, он даже успел влюбиться в девочку Настю. Несмотря на искрометный юмор и легкость повествования, эта книга учит детей быть ответственными.
Владимир Железников
советский детский писатель, кинодраматург, Заслуженный деятель искусств России
Владимир Карпович Железников
Владимир Карпович Железников родился 26 октября 1925 года в Витебске, в семье пограничника. В связи с профессией отца семья часто меняла место жительства. Поэтому детство Железникова было насыщено впечатлениями и общением с новыми людьми.
С детства он мечтал стать военным. Осуществляя свою мечту, поступил в артиллерийское училище, успешно его закончил. Затем учился в юридическом институте.
Однако тяга к литературе взяла верх. И Железников окончил Литературный институт имени М.Горького в 1957 году. В 35 лет вышла первая книга Железникова – «Разноцветная история».
Став писателем, Железников посвятил свои произведения отношениям между людьми. Раскрывая проблемы взросления, книги писателя помогают взрослым и детям понять друг друга, найти общий язык. Они стали классикой отечественной литературы и переведены на многие языки мира.
В качестве кинодраматурга Железников дебютировал, написав сценарий фильма «Серебряные трубы». Также в качестве автора и соавтора сценариев принимал участие в создании фильмов — «Путешественник с багажом» (1965), «Нежданный гость» (1972), «Чудак из пятого «Б»» (1972), «Старомодная комедия» (1978), «Чучело» (1983), «Мой друг Сократик» (1984), «Воспоминание без даты» (1990), «Безумная Лори» (1991), «Маленькая принцесса» (1997), «Русский бунт» (1999), «Игры мотыльков» (2003), «Чучело 2» (2009).
Любовь к детям, литературе и кино объединил Железников, став с 1988 года художественным руководителем киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени Владимир Карпович был дважды удостоен Государственной премии СССР — за сценарии к полюбившемуся фильму «Чудак из 5-Б» и фильму «Чучело».
Умер Владимир Карпович Железников 3 декабря 2015 года в Москве, был похоронен на Троекуровском кладбище столицы.
Владимир Железников: «Писать для взрослых? Да это как-то несерьезно!»
Владимир Железников прожил долгую и увлекательную жизнь, посвятив её, в профессиональном плане, литературному творчеству, а если конкретнее – то творчеству про детей и для детей.
После вдумчивого знакомства со всеми его произведениями может показаться, что его творческое миссия была предопределена заранее: мало кому удавалось и (и мало кому удаётся по сей день) создавать такие простые, понятные и трогательные истории, где добро и зло ещё не успели обрасти условностями, и душа ребёнка ещё прозрачна, так, что можно угадать, каким человеком он станет. В этом особенность его книг, и, наверное, поэтому они не оставляют равнодушными многих читателей по всему миру.
Однако, свою тропинку в жизни Владимир Железников нашёл не сразу: хотел стать военным, затем юристом, и только потом – литератором. Причём, к освоению каждой из этих профессий он подходил со всей серьёзностью: училище зенитной артиллерии, затем юридический и литературный институты. Ниже представлены факты из его жизни, которые помогут сложить более цельное впечатление о творческой и личной судьбе писателя.
Детские годы
Владимир Железников родился в Витебске 26 октября 1925 года. Отец его был военным, прошёл Великую Отечественную. Сам Железников, вспоминая детство, выделял один эпизод, особенно сильно врезавшийся в его память — это история его дяди Андрея, который в период «красного террора» в возрасте всего 20-ти лет угодил в сталинские лагеря, но чудом вырвался оттуда и в тайне приехал в Витебск к своему брату Карпу – отцу Владимира.
Карп Железников был человеком честным и совестливым. Невзирая на огромный риск (родственник беглеца, «врага революции»), он оставил брата у себя, поговорив с сыном и маленькой дочкой как со взрослыми и взяв с них честное слово никому не рассказывать о новом жильце. Владимир не смог сдержать обещания и легкомысленно поделился семейной тайной с лучшим другом, а тот во время ужина – со своими родителями. Лишь потом к маленькому Володе пришло осознание того, что он натворил.
Чувство вины не давало ему покоя, и спустя пару дней он отправился в дом к лучшему другу, но не застал никого из его семьи – они спешно переехали, никому ничего не сказав. Их подгонял страх – страх, который в те безумные времена внушался каждому. Тогда Владимир понял, какую беду чуть было не накликал на свою семью, впоследствии не раз мысленно возвращаясь к этим событиям.
Книги, которые помогают детям и взрослым понять друг друга
Творчество Владимира Карповича посвящено отношениям между людьми. Он талантливо раскрывает проблемы взросления, помогая читателям разных поколений понимать друг друга. Многие книги писателя стали классикой отечественной литературы.
На счету Железникова более двух десятков произведений, среди которых следующие:
- «Чучело»;
- «Каждый мечтает о собаке»;
- «Соленый снег»;
- «Три ветки мимозы»;
- «Голубая чашка. Рассказы про детей»;
- «Жизнь и приключения чудака».
Кроме книг, Владимир Железников писал киносценарии. С 1988 года он руководил киностудией «Глобус», специализацией которой стали фильмы для детей. За свое творчество писатель был дважды удостоен Государственной премии СССР – за сценарии к полюбившемуся фильму «Чудак из 5 „Б“» и фильму «Чучело» (с Кристиной Орбакайте и Юрием Никулиным в главных ролях), вызвавшему в 1983 году массу дискуссий и противоречивых отзывов.
Великая Отечественная война
Незабвенным периодом в жизни писателя стала Великая Отечественная война, точнее то, как он воспринимал её через рассказы своего отца, заглянувшего в глаза смерти в тот самый первый день – 22 июня 1941 года. Тогда семья Железниковых жила в городе Мариамполе в Литве недалеко границы с Пруссией.
Отец Владимира командовал дивизией – им удалось продержаться 75 часов, обороняя границу от внезапного натиска фашистов. Это была кровопролитная битва, унесшая жизни почти всех бойцов Карпа Железникова — двадцатилетних ребят, неподготовленных к настоящему бою. Он не мог без слёз вспоминать о том сражении. Да и сам писатель пронёс эти воспоминания через всю жизнь: война для Железникова-младшего началась в Литве, в полдесятого утра, с экстренной эвакуации (спустя несколько часов немцы уже были в городе), и закончилась в Свердловске, куда его переправили вместе с матерью и сестрой.
«Чучело»
Дети, как известно, жестоки. Злость и несправедливость порождает страх. Ребенок боится быть не таким, как все. Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников. Фото, расположенное выше, – это кадр из фильма, снятого по мотивам повести.
Кинолента пользуется и сегодня огромной популярностью благодаря работе режиссера и превосходному актерскому составу. Но стоит отдать должное автору повести и сценария. Железников впервые поднял тему детской жестокости в столь резкой форме. Советские писатели и сценаристы, работающие до него в этом жанре, предпочитали изображать жизнь школьников в более радужных тонах.
Дети в книге Железникова абсолютно реальные. Они способны на предательство, обман и на жестокость. Но и добрыми они умеют быть. Для этого им не хватает лишь взаимопонимания. Повесть «Чучело» – произведение о добре и милосердии. Но оно учит также быть сильным, уметь противостоять злу. «Теперь я ученая, отбиваюсь, даже когда меня бьют,» – говорит главная героиня книги Лена Бессольцева.
Владимир Железников – детский писатель, с творчеством которого интересно и полезно будет ознакомиться каждому взрослому. Ведь жизненные ценности для всех возрастов едины.
Писатель создал более двадцати художественных произведений. В качестве автора и соавтора он принял участие в создании тринадцати кинолент. С 1988 года писатель исполнял обязанности художественного руководителя киностудии «Глобус». Ушел из жизни 3 декабря 2015 года. Похоронен в Москве.
Переезд в Москву
Оставив в прошлом мечту стать военным, как отец, (будущий писатель сначала учился в спецшколе ВВС, но из-за проблем со зрением был вынужден поступить в училище зенитной артиллерии, что в последствии также ни во что не вылилось) и планы стать юристом, в 1955 году Владимир переезжает в Москву и поступает в литературный институт им. А. М. Горького, благополучно завершая обучение спустя два года.
«Разноцветная история»
Обучаясь на последнем курсе института, Владимир Железников опубликовал свой первый сборник. Рассказы были изданы под общим названием «Разноцветная история». В этой книге он впервые затронул тему становления личности ребенка, которая в его творчестве стала затем основой.
Жизненный принцип – заступаться за слабых и всегда поступать по совести – нашел отражение во многих художественных произведениях, которые создал Владимир Железников. Писатель, создающий прозу для детей и подростков, должен прежде всего уметь раскрывать проблему развития взрослеющей личности. Эту непростую задачу решать Железникову удавалось всегда мастерски.
Первый писательский опыт
По приезде в столицу Владимир рискнул отправить свою рукопись в редакцию журнала «Новый Мир» — популярного в то время издания, с которым сотрудничали многие известные писатели. К его удивлению и испугу, ему не только ответили, но еще и пригласила в редакцию для обсуждения его повести.
Впрочем, ничего лестного он там не услышал: повесть раскритиковали, но дали понять, что он не безнадёжен, поскольку «в конце концов, и корову можно научить писать». Воодушевлённый этим сомнительным утверждением, Железников всё начал сызнова: разорвал свою рукопись и снова принялся творить «настоящую» литературу.
Владимир Железников
Видела пару раз эпизоды из фильма «Чучело», но на этом мое знакомство с темой исчерпано. И мне все было интересно, что же там сделала Ленка, чтобы говорить, что она дура. И вот, я наконец знаю эту историю.
Скажу сразу, что мне тема книги близка. Не потому, что меня гнобили в школе, хотя и были попытки, а потому что я видела своими глазами, как это происходило с другими. Я, будучи круглой отличницей, всегда отличалась мальчишеским характером, и друзья у меня были соответствующие, а потому, когда кто-то задирался, то в игру вступали мальчишки-оторвы, которым я писала контрольные. Они просто говорили, что открутят голову, и ко мне не лезли. Со временем я сама научилась за себя стоять, где-то шуткой, где-то ставила на свое место, но кстати те самые мальчишки, списывающие у меня, которые по идее имели только корысть, стали самыми близкими и искренними людьми, один даже говорил другим, что «если бы не она, то я бы и до 9 класса не дошел». Но это моя история, в которой хэппи энд по сути. А были у меня в классе, к которым применялась травля, и многие молчали, учителя разговаривали с безобразниками, но тем и дела не было. С брата моего тоже смеялись, из-за того, что он был умным и тихим, его портфель сбрасывали с третьего этажа….Я помню, как об этом узнал папа…Сначала он планировал вмешаться, но потом по ходу дошло, что так можно сделать только хуже.
Так что, я понимаю о чем говорится в книге. И хочу заметить, что не весь класс прям таки занимался травлей. Вспомните, там больше 30 человек было, но как и везде есть свой костяк. Остальные же….кому-то страшно, кому-то безразлично, кого-то просто не слышали. Так везде, так было и в моем классе. Я помню, как одни творили ересь, а вторые шли за этими, потому что они были кумирами.
Ленка — не дура. Я склонна к тому, что это проблемы возраста и воспитания. Она же ребенок, которого жизнь еще не научила, она еще не переживала предательства и не понимает как это. А Димка….как по мне, то это первая влюбленность Ленки. Посмотрите, как она оправдывает любой его поступок. Да, вот здесь она дурочка, но влюбленная дурочка. Пройдет время и она трезво посмотрит на ситуацию, а пока — розовые очки и поклонение своему идеалу. Я помню себя такой, помню как прощала, потом снова наступала на грабли, и снова прощала, смешно сказать, но я порой до сих пор хожу в розовых очках. Мне совсем не понравилось то, как Ленка себя повела, и временами она мне напоминала мою одноклассницу (которую кстати травили больше всех, и ласково звали Алиночка), но у той были проблемы со здоровьем, просто какое-то отклонение с детства, которое по сути все объясняло….может и с Ленкой были проблемы? Кто его знает, лично мы не знакомы. Но одно скажу, она могла сделать больше, чтобы прояснить ситуацию.
Говоря же об обидчиках, я искренне их жалею. Большинство из них -несчастные дети, которые в грубости просто пытаются поднять собственный авторитет. Плюс ко всему конечно идейность, она как раз и стала тем стержнем, на который дети уперлись. От идейности прямо таки выворачивало….
Дед. Я прочитала уйму негативных отзывов в его сторону из-за единого поступка по сути, и не считаю это верным. До этого автор описывает само состояние мужчины, его одиночество и то, что он заблудился. Он с годами ушел в себя, посвятил себя картинам, забыл о том, что есть реальный мир. Так бывает. Порой без поддержки люди погибают, и не у всех случаются озарения. Мне кажется, чот деду повезло, что в его жизни появилась внучка, и это помогло ему многое осмыслить. Относительно того самого поступка — это выплеск эмоций, несдержанный гнев, это не нормально — но так бывает. И то, что старик жалел об этом многое говорит, не было системности, был единый случай.
Учительница не вызвала у меня каких-либо положительных эмоций. Но и ее можно понять. Не удивлюсь, если это молодая девченка, которая попала в школу по распределению, которая по сути сама еще ребенок. Если посмотреть, то она не всегда даже справлялась с классом, потому что отсутствовал банально авторитет. Она допустила много ошибок и в ее практике было много недочетов, но так тоже бывает. Я помню 4-ых своих преподов по английскому, они на долго не задержались в школе. Помню, как была у нас одна, которая в течении 20 минут пыталась успокоить класс, а потом просто села и расплакалась за учительским столом. Дети в школьном возрасте очень жестоки и неуправляемы, и порой они могут совершать страшное. Не каждый учитель способен предотвратить все. Я всегда считала, что должно быть призвание, тяга к детям и ясное понимание, что сможешь быть тем, в кого поверят и захотят слушать. Маргарита как по мне, еще не поняла, что ей больше нужно в жизни.
Окончательное же решение Бессольцевых я не одобряю. Возможно оно и верное, но я бы боролась, показала, что меня стоит уважать, и моего деда тоже, закрыла бы рот несогласным. И пусть за это меня бы били, пусть издевались….Но это просто от того, что у нас разные характеры. Помню, как моя бабушка рассказывала, что ее били за то, что она банально отвечала на домашнее заданее, били ребята, которые его не сделали. И думаете ее это чему-то научило? Неа. Но одно скажу точно, в поселке ее очень уважают, ей 88, но я ни разу не услышала о ней и плохого слова. Школа прошла, детство вместе с ним, и у многих поменялось мнение обо всем. Пройдет время, и возможно из Ленки тоже вырастет сильная волевая женщина, а тот период просто останется напоминанием.
Работа в «Мурзилке»
Судьбоносным стал для Владимира Железникова 8 летний период работы в детском журнале «Мурзилка» — во-первых, тематика журнала была ему близка, а во-вторых, он оказался в окружении известных писателей, поэтов и художников, многими из которых он восхищался – Михалков, Маршак, Пришвин, Паустовский… В третьих, с некоторыми людьми из этого творческого бомонда ему удалось сблизиться настолько, что он мог называть их своими друзьями, и даже больше – своими учителями. Речь идёт о писателе Виталии Бианки и художнике Владимире Лебедеве. Оба эти выдающиеся человека оказали огромное влияние на Владимира Железникова: Лебедев на своём примере постоянно показывал, что значит быть свободным в плане творчества – не подчинять свой талант жёстким требованиям, а позволять себе самовыражаться в том, что вызывает сильный интерес и глубокое сопереживание.
Виталий Бианки был очень любим и уважаем Железниковым – его восхищало бескорыстие Бинаки, готовность помочь, каких бы усилий это не стоило, и, разумеется, его непревзойдённый писательский талант.
Поучительная проза Железникова
Этого автора можно назвать писателем для взрослых и детей. Образы, которые созданы в его книгах, — сложные и яркие. Мир детей в творчестве Железникова представлен как некое подобие взрослого мира. Здесь те же проблемы. Так же не хватает взаимопонимания. Возможно, дети, воспитанные на рассказах Железникова, вступив во взрослую жизнь, смогут избежать многих нравственных ошибок.
Смотреть галерею
Библиография
- «Избранные произведения в 2-х томах». М., Детская литература, 1986
- «Белые пароходы». — М., 1964
- «Да поможет человек». — М., 1963
- «Голубая Катя». — М., 1970
- «Советской страны пионер». М., 1959
- «Жизнь и приключения чудака». М., 1974
- «Каждый мечтает о собаке». — М., Детская литература, 1966
- «Рыцарь». М., 1965
- «Мальчик с красками». Петрозаводск, 1966—1967
- «Ночной ветер». М., 1984
- «Ослик и пятый океан».
- «Первое письмо». 1984
- «Последний парад».
- «Путешественник с багажом». — М., 1963
- «Разноцветная история».— М., 1960
- «Соленый снег». М., 1965
- «Таня и Юстик».
- «Троп».
- «Хорошим людям — доброе утро!» — М., Детгиз, 1961
- «Чудак из шестого ‘Б’» — М., Детгиз, 1962
- «Чучело». — М., Детская литература, 1981
- «Чучело 2, или игра мотыльков».
Примечания[ | ]
- ↑ 12
Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1995 № 284 «О присвоении почётных званий Российской Федерации творческим работникам» - Железников В. Коротко о времени и о себе // Железников В. Чучело; Чучело-2, или Игра мотыльков: Повести. — М.: Астрель: ACT, 2006. — С. 5-12.
- Русские детские писатели XX века. — С. 180.
- Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. № 1540 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
Труды
Автор более 180 статей и трёх монографий:
- В. В. Железняков.
Радиоизлучение Солнца и планет. — М.: Наука, 1964. — 560 с. - V. V. Zhelezniakov.
Radio Emission of the Sun and Planets. — Pergamon Press, 1970. — 697 с. — ISBN 0080130615. - В. В. Железняков.
Электромагнитные волны в космической плазме. — М.: Наука, 1977. — 432 с. - V. V. Zhelezniakov.
Radiation in Astrophysical Plasmas. — Kluwer, 1996. — 462 с. — ISBN 079233907X. (недоступная ссылка) - В. В. Железняков.
Излучение в астрофизической плазме. — М.: Янус-К, 1997. — 528 с. — 1000 экз. — ISBN 5-88929-032-0. - В. В. Железняков.
Избранные труды. — Н. Новгород: ИПФ РАН, 2011.