Владимир Мункуев Режиссер Национальность биография

Владимир МУНКУЕВ: В Якутии кино может снять любой – и инженер, и учитель, и даже школьник

Режиссер Владимир Мункуев.

Владимиру Мункуеву 30 лет. Несмотря на молодость, в Якутии он уже довольно известный режиссер.

Первая же его полнометражная картина “Чувак”, снятая и выпущенная в прокат в прошлом году, принесла победу сразу в нескольких номинациях на кинофестивале в Якутске. Жюри отметило и режиссер­скую работу, и сценарий.
Фильм рассказывает про двух приятелей, которые сбегают из деревни в город в поисках лучшей жизни и пытаются найти свое место в жизни. Сделав несколько неудачных попыток заработать и истратив последние деньги на развлечения, они начинают заниматься мелким криминалом, не осознавая, к чему это может привести.
“Это не наивная комедия, а реальность, мы, создавая фильм, “вдохновлялись” местными криминальными сводками. Это смех сквозь слезы. Мы затронули много вещей, о которых не принято говорить”, — говорит о своем фильме режиссер и сценарист Мункуев.
А мы сразу после показа фильма “Чувак” в Национальной библиотеке Чуваш­ской Республики решились на интервью с Владимиром Мункуевым, чтобы разведать секреты успеха якутского кино из первых уст.

Мы снимаем простые сюжеты,
но искренне и честно

— Владимир, расскажите о себе немного.
— Я родился в Якутске. Мои родители, оба из Бурятии, молодые инженеры, приехали сюда в 80-х годах. Здесь они познакомились. Никогда в жизни не стал бы снимать кино, если бы не был фантазером. В дет­стве очень много читал, это помогло мне в жизни.
— Сколько якутских фильмов вы посмотрели?
— Практически все. В год снимается порядка 15-17 полнометражных картин плюс короткометражные, документальные, есть все и на любой вкус — любые жанры, любые темы. Есть кино профессиональное, а есть любительское. У нас любой может взять камеру и снять кино.
В конкурсе в Чебоксарах участвует еще одна якутская картина, называется она “Дет­ство”. Фильм снят молодым человеком, только начинающим свой путь в кино. Он снял свою картину будучи школьником, а сейчас этот молодой человек — студент театрального училища. В картине совершенно незатейливый сюжет: мальчику подарили велосипед, а он его сломал. Ему стыдно перед родителями, для которых стоимость велосипеда целое состояние. Он понимает это и поэтому решает не возвращаться домой. Дальше с ним происходят разные приключения. В конце концов, он все равно найдет дорогу домой. Получилось очень искреннее и честное кино.

Любовь и бизнес
— Якутское кино — это бизнес или любовь к кино?
— И то и другое. В Якутске девять месяцев зима, что нам остается делать? Только кино смотреть. Это шутка. На самом деле мы просто очень любим свое кино.
Мой фильм “Чувак”, представленный на Чебоксарском кинофестивале, это чисто продюсерский проект. Мы вложили в него один миллион рублей, а в прокате собрали восемь миллионов. Но некоторым моим коллегам удается и больше. Сейчас в кинотеатрах идет фильм, который уже собрал 10 млн рублей. Так что якут­ское кино — это еще и бизнес. И очень неплохой. У нас кино может снимать и учитель, и инженер, и даже школьник.
В Якутии люди ходят в кино и любят его. Конечно, они смотрят и голливуд­ские картины, тем более что наши фильмы идут в тех же залах. Секрет успешности якутского кино, я думаю, в том, что мы, кинематографисты, любим и ценим своего зрителя. Прежде чем начать снимать кино, думаем, а интересно это нашему зрителю или нет.
Зрители к нам расположены. Они понимают, что наше кино порой снимается за копейки, на коленке, но зато оно родное, свое. Зрители рассуждают просто: “Мы сейчас пойдем в кинозал, занесем копеечку, а они в следующий раз лучше снимут”.
Якутское кино строится на взаимном доверии. Мы чув­ствуем, что волнует людей. Невозможно, например, Россию загнать в среднестатистиче­ские формы. Она везде разная. Русская комедия, популярная на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке может быть не понята. Есть истории чисто московские и питерские, понятные только там.
— Вы стараетесь снимать на своем языке, потому что люди этого хотят?
— Якуты любят свой язык и хотят смотреть кино на родном языке.
— Где и как находите средства на фильм?
— Снимаем на свои деньги. Все, кто создает якутское кино, берут кредиты, закладывают машины, дома. Потом это отобьется или. нет. Но чаще всего тот, кто снимает и доводит картину до проката, остается в выигрыше.
Мы зарабатываем и вкладываем: покупаем оборудование, технику и снова снимаем кино. Вот так изо дня в день, из года в год развиваемся. А вместе с нами растет и зритель.

Лучшим фильмом Московского кинофестиваля
стала картина якутского режиссера

— Сколько фильмов вы сняли?
— Пока два. Полнометражный, чисто коммерческая история — это “Чувак” и мой дипломный фильм (я окончил Московскую школу кино) — короткометражка “Счастье”. Последний фильм участвовал в программе Московского международного кинофестиваля в этом году вместе с другой якутской картиной “Царь-птица”. Моему коллеге Эдуарду Новикову повезло больше: он получил главную награду кинофестиваля — Золотого Святого Георгия. Мы все, не только кинематографисты, но и вся Якутия, очень горды этим фактом. Несмотря на то что бум якут­ского кино начался в 2000-х годах, ни одной картине до сих пор не удавалось добиться таких высот. Эта победа вдохновляет нас: теперь дорога в большое кино открыта, и мы надеемся, что Россия еще увидит и полюбит наши фильмы.
Сейчас живу в столице, но кино буду снимать у себя на родине. Многие в Якутии, как и я, получают специальное, кинематографическое, образование в Москве или Санкт-Петербурге, а потом возвращаются и снимают кино дома.
— Где берете артистов?
— У нас очень хорошая театральная школа, история которой началась в 80-е годы при известном режиссере Андрее Исаевиче Борисове. Он уже первым своим дипломным спектаклем взял Государственную премию СССР. После удостоился шести “Золотых масок”. Наши актеры снимаются и в российских картинах, они востребованы, их любят журналисты, много пишут про них. У себя на родине они — звезды.
— Какие жанры кино популярны у зрителей?
— Самые разные. Мелодрамы, хорроры, триллеры, боевики, ужасы — все есть.

Наша сила в дружбе и поддержке
— А какие отношения в вашей среде?
— Мы друг другу помогаем. Мы киношники, и этим все сказано. Я могу снимать свое кино и быть там режиссером. А мой товарищ Степа Бурнашев, снявший 14 фильмов, — работать на моей картине исполнительным продюсером. Могу и я помочь своим коллегам, согласен даже хлопушку держать.
— На государство вообще не рассчитываете?
— Нет, только на себя.
— А вам кино каких народов интересно? Кто может составить конкуренцию в ближайшее время?
— Я сюда приехал, чтобы пообщаться с ребятами из других регионов. Понравились буряты — видно народное творчество, чувства искренние и настоящие. У них интересно развивается кинематограф: он идет по своему пути, не копируя ни наш, якутский, ни российский.
— В масштабах мирового кино кто ваш кумир?
— Очень жду новую работу Ларса фон Триера “Дом, который построил Джек”. О ней много говорят в прессе, она вызывает полемику. Этим и интересна. Посмотрел программу Каннского кинофестиваля, хотелось бы ее тоже полностью изучить.
Еще один мой кумир — это Георгий Данелия, все фильмы которого я посмотрел и очень полюбил. Удивительно, режиссер не придумывал смешных штучек и даже не смешил, а зрителю все равно смешно. Это и есть гений кино, которым хочется восхищаться и тянуться за ним, чтобы так же удивлять своими картинами зрителя.

Кино, которое мы заслужили: Бурят, поляк и москвичи защитили якутов от русских

Новый фильм «Нуучча» молодого режиссёра и сценариста Владимира Мункуева разворачивает на экране философскую драму якутского народа, культура и обычаи которого гибнут под катком цивилизации-колонизации, накатывающегося от. русских. Талантливо снятая картина выходит за рамки идеологической агитки, однако тонко играет на струнах якутского русофобского национализма. На Западе такое любят. Но нужно ли это России?

Один знакомый якутский «шаман-интеллигент» (к слову, выпускник МГУ), живущий, разумеется, не в стойбище, а в центре Якутска в квартире с евроремонтом, любил после третьей рюмки шотландского односолодового посетовать:

Вы, русские, из нас якутский дух почти вытравили, люди Олонхо забыли, не знают Нюргун Боотура, Ысыах не празднуют!

С этими словами он снимал со стены наследственный, по его словам, шаманский бубен, потрясал им в воздухе и несколько раз ударял, прислушиваясь. «Вот и звук уже не тот», – сокрушённо резюмировал он. После этого он, как ни в чем не бывало, закусывал оливье и запивал кока-колой. А после шёл показывать свою коллекцию православных архангельских икон XVII века. Заканчивался вечер под «Степь да степь кругом» и «Yesterday». Сын у него, к слову, работает топ-менеджером на угольном предприятии в Нерюнгри, материально помогая папе-идеалисту жить в достатке, двигая якутскую культуру в ширнармассы.

Якутские фильмы снимают буряты и русские

Когда СМИ вспоминают о возрождении якутского национализма, всегда вспоминается этот интеллигентный «шаман» с вискариком. И сложно не улыбнуться. Также, с улыбкой, а не праведным гневом, в принципе, можно отнестись и к кинодраме «Нууччи» Владимира Мункуева – последнему шедевру «Сахавуда» – якутского Голливуда, как его называют уже давно без всякой иронии.

Действительно, феномен якутского кино – явление яркое. Достаточно вспомнить мистическую драму «Пугало» Дмитрия Давыдова, победившую в прошлом году на «Кинотавре», и суровую картину «Чёрный снег» Степана Бурнашёва, взявшую первый приз Выборгского фестиваля «Окно в Европу». Вот и «Нууччи» уже отхватил Гран-при Международного кинофестиваля в Карловых Варах в секции «Восток–Запад».

Поскольку, «якутское кино» уже стало самодостаточным брендом, то и снимать его не обязательно именно якутам. Так, «Нууччи» снят по мотивам книги польского писателя и этнографа Вацлава Серошевского «Хайлак» (хаайыылаах – каторжник) живущим в Якутии выпускником Московской школы кино – бурятом Владимиром Мункуевым. Продюсеры картины – сплошь столичные: Борис Хлебников, Евгений Никишов, Валерий Федорович, оператор тоже – Денис Клеблеев. В главной роли – запомнившийся в образе казака-разбойника в сериале «Чики» московский актёр Сергей Гилёв. Якутские актёры, как и природа Якутии (снимали именно там), разумеется, присутствуют. Как и художественные ламентации о «погибели несчастного якутского народа».

О чём «Нуучча»? Внимание: спойлер!

Сюжет картины разворачивается в конце XIX века в отдалённом бедном остроге, где живёт неудачливая семья якутов Хабджий (Павел Колесов) и Керемес (Ирина Михайлова) отделившись от родственников в главном местном посёлке (Главстане). Они похоронили своего второго ребёнка, в окрестностях исчезла дичь и рыба, шаман говорит «вы не нравитесь духам». А тут ещё местный князёк, поставленный имперской администрацией, навязывает им в качестве сожителя русского политссыльного Костю Хрущёва, которого играет Гилёв.

Впереди – долгая и голодная зима, «страшные русские казаки», которые вот-вот должны наведаться в острог. А русский каторжник, от которого никуда не деться ни семье бедных якутов, ни даже князьку, как настоящий колонизатор устанавливает свои порядки «в хате» – спит с хозяйкой, учит хозяина, как ему жить, посмеиваясь над ним. И безвольный Хабджий всё это терпит. Правда, одновременно с появлением русского ссыльного в озеро мистическим образом возвращается рыба – а значит, голода удастся избежать. И эта плотская радость читается как метафора: плата за семейную честь, за потерю национального духа и «духов», которые, понятное дело, бегут от крестов на шеях крещёных якутов.

Русский каторжник Костя (Сергей Гилёв), как настоящий колонизатор, навёл свои порядки в доме якутов. Фильм «Нуучча». Режиссёр Владимир Мункуев, 2021 г. Скриншот кадра видео / Youtube.com

Национальной альтернативой христианизации и обрусению выступает в фильме мать якутского князька (Зоя Багынанова), которая, не желая доживать в новом, чуждом ей мире, велит по обряду закопать себя живой в землю. И укоряет напоследок якутских мужчин в трусости. И действительно, в «Нуучча» любой якут, включая «князя», гораздо бесправнее даже лишённого всех прав ссыльного каторжника Кости. Кстати, название фильма переводится с языка саха как «чужой», «пришлый». А в данном случае – конкретно «русский».

Нет, в фильме, снятом в жанре «медитативного реализма», нет прямых филиппик против «колонизаторов». Как нет плакатного деления на «добрых хороших якутов» и «злых наглых русских». Есть попытка воспроизведения, с одной стороны, общечеловеческой драмы шекспировского накала, с другой – драмы любого «малого народа», поглощаемого чуждой цивилизацией народа большого и напористого.

В последнем смысле картина следует в русле классических литературных реминисценций про «простодушных туземцев», которые лучше их «цивилизаторов» – от повести «Простодушный» Вольтера до вестерна «Танцующий с волками» Кевина Кёстнера. Об этом же фильм этого года «Дикий индеец» Лайла Митчелла-Корбина-младшего. В ней индеец Маква в течение всей своей жизни старается «выдавить» из себя всё индейское, чтобы стать настоящим янки по имени Майкл. Можно «Нуучча» сравнить и с культовой картиной «Мертвец» Джима Джармуша, где индеец по имени Никто ведёт уже много раз убитого белого бухгалтера в сокровенное селение «последних из могикан». Возможно, также уже мёртвых.

Неотъемлемая часть фильма – прекрасно снятая северная якутская природа, национальные обычаи, изыскано подобранная закадровая музыка. Но вот в чём штука: все эти изыски и прелести как бы перекрываются самым прямым и грубым прочтением сюжета, которое неизбежно у массового зрителя. И его так же прямо высказали уже рецензенты.

Колонизаторская сага (мнение либеральных кинокритиков)

«Нуучча» – фильм о России, великой тюрьме народов. Бессмысленно огромной, пустой и одновременной тесной стране, где каждый притесняет каждого и каждый в своем праве. Ничего нового, ничего устаревшего,

– пишет кинокритик Василий Степанов.

«Нуучча» – кино очевидно постколониальное, осмысляющее потерю самости народа, попавшего под сапог империи,

– постулирует Ефим Гугнин.

Общепрогрессивный разговор о российском колониализме разворачивается в масштабное экзистенциальное полотно,

– вторит кинокритик Егор Беликов. Сам же Владимир Мункуев специально отводит от себя возможные подозрения в русофобском прочтении его картины:

У нас же вся Россия – это колония одного города. У нас до сих пор есть царь, который на разных территориях назначает своих князей, и они там исполняют его волю. Но я ни в коем случае не хотел делать высказывание типа «жили бедные якуты, и тут пришли русские и их задавили». Это не так, главное зло там не от русского.

Может, и так, только русофобская коннотация о том, что пришли русские и всех сделали «нуучча» на родной земле, нет-нет, да и проскакивает. И это, безусловно, сознательная «заявка» (если не режиссёра и сценариста, то продюсеров) на фестивальный успех на Западе, где востребован именно такой взгляд на «русских колонизаторов».

Между тем, если вспомнить историю, то якуты и сами пришли всего тысячу лет назад на их нынешнюю землю с севера Монголии и Китая, вытеснив на обочину и покорив местные северные племена. А уж на русских казаков, начиная с Петра Бекетова, заложившего Якутский острог в 1632 году, якутам и вовсе жаловаться не пристало. Ведь именно их русские взяли в стратегические союзники. И замиряя силой оружия непокорных эвенков, юкагиров и чукчей, именно якутов оставляли в качестве управляющих наместников. Благодаря чему ареал нынешней Республики Саха (Якутия) расширился в сотни раз, достигнув пятой части всей России и двух третей площади Западной Европы.

Возможно, и неоправданно большой ареал для полумиллионного народа. Который живёт, как это в России бывает зачастую, и получше и посытнее «колонизаторов» – «нуучча«.

Что с того?

Ни в коем случае не сводя тему якутского кино к национальным проблемам или пресловутому якутскому национализму, всё же стоит отметить, что тенденция такая есть, пусть и не в такой острой форме как, допустим, на Кавказе или даже в Татарстане. И проявилась она в большей степени в 1990-е, когда Республика Саха (Якутия) с подачи Ельцина («берите столько суверенитета, сколько проглотите») стала «суверенным государством» со своими конституцией и президентом. Да, при Путине «суверенность» убрали, но она осталась в официальных праздниках республики.

На самом деле русские никогда не были против национального самосознания, обычаев народов, присоединённых к нашему царству и Империи. Именно поэтому они и сохранились, в отличие от индейцев в Америке или туземцев в Австралии, которых англосаксы выжигали как плесень, захватывая землю под себя. Русские же никогда не считали туземцев за «унтерменшей» и охотно роднились с ними, что происходит и сегодня. Понятно, что наши заклятые друзья с Запада всегда хотели разорвать эти связи, возбудив народы России против «русских захватчиков». И это стоит помнить всем, кто будет выпускать на большие экраны и смотреть такое кино. Особенно – талантливое.

Владимир Мункуев Режиссер Национальность биография

СТРАНИЦА НЕ НАЙДЕНА!

Мы не смогли найти страницу, которую Вы запросили.

Возможно, эта страница была удалена, переименована, или она временно недоступна.

Начните поиск с www.1sn.ru

Мы надеемся, что Вы все таки найдете то, что искали.

Удачи в поисках! 🙂

    5 Оливер Стоун о провокации с ядерным оружием в ДонбассеЖительница Алдана фиктивно вышла замуж за иностранцаСевморпуть станет альтернативой для транспортировки грузовВ Усть-Янском районе судят незаконных торговцев алкоголем 1 Преступления против пенсионеров станут отягчающим обстоятельством 1 В Якутии за сутки госпитализированы 6 из 66 заболевших COVID-19В Якутии идёт капремонт ЛЭП, питающей 5 центральных районов 1 В Якутии суточный прирост больных снова составил менее сотниНастоящее тепло в Якутию придет не скоро 5 В аэропорту Якутска на опасном производственном объекте выявлено 13 нарушений 2 Евросоюз намерен отключить новые российские банки от системы SWIFTЮные бегуны из Якутска достойно выступили на полумарафоне в Санкт-Петербурге 7 В Херсонской области обнаружена пыточная камера 3 Путин и Макрон обменялись мнениями по ситуации на Украине 4 Городу дали имя первого секретаря ЦК компартии Казахстана 17 Иного способа сохраниться в должности у Зеленского нет. 1 Одна из крупнейших банковских групп Германии вновь принимает платежи из России 4 Россия принимает меры для защиты национальных интересов страны 7 Началась всероссийская юнармейская акция «Парад у дома ветерана»В Якутске Пасхальный крестный ход пройдет 6 мая 8 Папа Римский готов поехать в Москву для встречи с Путиным 16 Кого из генералов НАТО выкуривают из подземелья «Азовстали» 20 Хотят ли американцы начать войну с Россией?Трудовому коллективу СТНГ есть чем гордиться 1 Западные санкции не помешают АЛРОСА добывать алмазы в Анголе 6 В Якутии ещё не полностью сошёл снег, но уже возникают термоточки 12 Глава Украины заявил, что действия ВСУ не затрагивают территорию РФ 1 В Якутии сегодня дождливо и снежноНа ФАД «Колыма» затруднено движение из-за схода снежной лавины 3 В Якутии за сутки зарегистрировано 34 выздоровевших от ковида 8 Якутские лошади облегчат труд чукотских оленеводов 3 75 якутянам поставили диагноз «новая коронавирусная инфекция» 34 МИД Израиля потребовал извинений от российского правительства 64 СМИ сообщили о задержании в Мариуполе канадского генерала 21 Кто из депутатов Ил Тумэна заработал в 2021 году десятки миллионов?Вокальному ансамблю «ЖДЯ» помогла «Дружба»Под Калининградом добыт самородок янтаря весом более 1 кгОжирение ускоряет старение мужчин 8 Следователь СКР просит помочь 2 На Кипре будут обучать безработных русскому языкуВсе новости

В аэропорту Якутска на опасном производственном объекте выявлено 13 нарушений

Аэропорт, как юридическое лицо, оштрафовано на 100 тысяч рублей за нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного объекта.


источники:

http://tsargrad.tv/articles/kino-kotoroe-my-zasluzhili-burjat-poljak-i-moskvichi-zashhitili-jakutov-ot-russkih_468554

http://www.1sn.ru/269316.html