Владимир Чагин Камаз Мастер биография

Чагин Владимир Геннадьевич

Родился 5 января 1970 г.

Директор НП «КАМАЗ-Автоспорт».

Руководитель проекта «Ралли «Шелковый путь»

Лауреат Государственной премии РФ.

Заслуженный мастер спорта России

Заслуженный тренер России

Мастер спорта международного класса.

Семикратный победитель Дакара

Лауреат Национальной премии России «Серебряный лучник», международной общественной премии транспортной отрасли «Золотая колесница».

Участник ралли «Обжектив Сюд 89», «Фараоны 90», «Париж-Дакар-90,91,92, 94,95,96,98,99, 2000, 01, 02, 03, 04», «Париж-Пекин-92», «Мастер-Ралли 97».

Владимир Геннадьевич — призёр ралли «Байконур-Москва 1997» , «Париж—Дакар» (1999), «Дезерт Челендж» (2000), «Дакар-2009»; победитель ралли «Дезерт Челендж» (1999, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2008), «Париж—Дакар—Каир» (2000), «Баха Италия- 2000», «Оптик Тунис» (2000, 2001), «Аррас—Мадрид—Дакар» (2002), «Телефоника—Дакар» (2003, 2004), «Мастер-Ралли» (1995, 1996, 2000, 2002), «Ралли Востока-Каппадокия» (2003, 2004), «Лиссабон—Дакар» (2006), этапов Чемпионата России «Дебри-2000», «Баха Жемчужина» (2000), «Калмыкия» (2000), «Великая степь» (2005), «Хазарские степи» (2004, 2006), «Маршрут 1000», «Тихий Дон» (2008), «Дакар-2010», «Дакар 2011».

Победитель Кубка Мира по ралли-марафонам 1996 и 2000 г.г., двухкратный Чемпион России, обладатель Кубка России.

Награды:

1991 — орден «Знак Почета»
1996 — орден Дружбы
1997 – звание Заслуженный камазовец
1999 — Почетная грамота Мэра
2000 — Почетный знак Республики Татарстан «За заслуги в развитии физической культуры и спорта»
2001 — Почетный гражданин города Набережные Челны
2001 — орден Почета
2005 — орден Мужества
2005 — медаль «В память 1000-летия Казани»
2006 — медаль «За доблестный труд»
2006 – нагрудный знак Министерства обороны
2009 — Почетное звание «Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан»
2010 — орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени
2010 — знак отличия «За заслуги перед городом Набережные Челны»
2011 — орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»
2011 — почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта РФ
2013 — почетное звание «Заслуженный работник транспорта Республики Татарстан»
2013 – Благодарность Президента РТ
2014 — Почетная грамота Президента РФ
2015 – Благодарность Президента РТ
2017 — Медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан»

Имя нашего прославленного соотечественника, легендарного пилота команды «КАМАЗ-Мастер» — Владимира Геннадьевича Чагина — сегодня знают миллионы людей в разных частях света. В 2011 году он завоевывает титул семикратного победителя ралли-марафона «Дакар». Из них 5 раз Чагин поднимался на высшую ступеньку пьедестала в составе «золотой тройки» команды «КАМАЗ-мастер», вместе с руководителем команды, штурманом Семеном Якубовым и механиком Сергеем Савостиным. На его счету 63 победы на этапах «Дакара» — абсолютный рекорд в истории этой самой сложной гонки.

Владимир Геннадьевич родился 5 января 1970 года. Путь к покорению вершин автомобильного спорта он начал в 1988 году в качестве механика команды «КАМАЗ-мастер», а с середины девяностых стал выступать как пилот. Звёздным часом не только для него, но и для всего отечественного автоспорта, стал 1996 год, когда Чагин, тогда ещё начинающий, никому не известный пилот, привёл свой экипаж к победе на этапе Кубка Мира «Мастер-Ралли» (Париж—Ульяновск—Улан-Батор) — одной из самых протяжённых гонок в мире. Став обладателем Кубка Мира команда камазовцев впервые в истории внедорожных ралли-рейдов потеснила элиту спортивных гонок, которую до этого времени составляли исключительно экипажи ведущих зарубежных автомобильных корпораций.

Он рубеж за рубежом покоряет самые знаменитые этапы розыгрыша Кубка мира по внедорожным ралли, а также непревзойденный по сложности и трудностям трансконтинентальный супермарафон «Париж-Дакар», с каждым годом завоевывая всё новые и новые симпатии среди миллионов болельщиков во всем мире, утверждая российское превосходство на международной спортивной колее. Имя Владимира Чагина буквально приводит в трепет его многочисленных соперников, которым, несмотря на мощный спортивный прессинг, приходится всё чаще и чаще глотать пыль из-под колес боевого грузовика челнинского гонщика. «Дезерт Челлендж 1999», «Париж-Дакар-Каир 2000», «Баха Италия 2000», «Оптик 2000 Тунис 2000 и 2001», «Дезерт Челлендж 2001», «Аррас-Мадрид-Дакар 2002» — один за другим падают бастионы, неприступных для россиян ещё несколько лет назад, спортивных крепостей.

Самый яркий представитель камазовской школы спортивного мастерства, Владимир Чагин обладает непревзойденной пока никем в мире международных ралли-рейдов в классе грузовиков техникой спортивного пилотирования. Его выдающиеся способности за рулем буквально поражали и соперников и журналистов. На скоростном участке ралли «Телефоника-Дакар 2003» от сверхнапряжения взрывается переднее колесо на ТАТРе К. Лопраиза. Шестикратный чемпион Дакара не в состоянии укротить вышедший из-под контроля грузовик, который прежде чем остановиться делает несколько переворотов. Автомобиль превращен в груду металла, а его экипаж срочно эвакуирован в госпиталь. Подобная ситуация на той же гонке происходит с автомобилем В. Чагина, мчащимся на скорости под 150 километров. Какие нервы, самообладание, чувство руля нужно проявить, чтобы сдержать просто немыслимые виражи неуправляемого грузовика? Но Чагин это делает!

Ралли-марафоны это не только проверка техники на прочность, преодоление сложностей трассы и погодных условий, прежде всего — это испытание человека, его силы духа, воли к победе, стойкости и мужества.

Ралли «Дакар», 2004 год. Экипаж Чагина лидирует в гонке, но у Владимира и механика экипажа Сергея Савостина серьезные травмы позвоночника. Острая боль не покидает ни на минуту. Обезболивающие уже не действуют. На старте одного из участков подумали, что надо сходить. Рядом стоял медицинский вертолет. Но в последний момент, все-таки, решили стартовать и ехать пока есть силы. И так, на силе воли, преодолевая боль и усталость, экипаж доехал не только до финиша этого участка, но и выиграл гонку!

В феврале 2011 года Владимир Чагин заявил об окончании спортивной карьеры. Подготовка молодых спортсменов, участие в разработке боевых автомобилей, административная, производственная, хозяйственная деятельность – вот лишь некоторые направления, которые Владимир Геннадьевич ведет в команде.С июля 2012 года — руководитель команды, с 2015 — руководитель проекта «Ралли «Шелковый путь»

Владимир Чагин

Биография

Автоспорт — это соединение спортивных соревнований и передовых промышленных технологий. Однако 7-кратный победитель «Ралли Дакар» в классе грузовиков, руководитель команды «КАМАЗ-мастер» и проекта «Ралли Шелковый путь» Владимир Чагин считает, что главную роль на трассе играет человеческий фактор. Одерживать победы на ралли спортсмену, получившему прозвище «Царь Дакара», доводилось даже будучи травмированным.

Детство и юность

Будущий автогонщик родился 5 января 1970 года в городе Нытва, расположенном в 50 км западнее Перми. На малой родине Владимира находится самый большой искусственный пруд в Европе с поверхностью водного зеркала 910 га.

Впрочем, когда мальчику было полтора года, родители перевезли его в город Набережные Челны в Татарской АССР, где развернулось строительство автогиганта — Камского автомобильного завода — предприятия, продукцию которого было суждено прославить Владимиру. 2 года до получения квартиры семья Чагиных прожила в вагончике в цыганском поселке.

Владимир Чагин в детстве / «ВКонтакте»

В Набережных Челнах времен Володиного детства инженеры и управленцы сочетали отглаженные костюмы и белоснежные рубашки с резиновыми сапогами до колен — заасфальтированных тротуаров в городе почти не было. Жизнь в автограде в середине 80-х подробно описана в романе Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев».

Отец Вовы трудился начальником Отдела управления оборудованием; работа была связана с поездками, в которые мужчина часто брал первенца. Геннадий Михайлович выписывал журнал «За рулем», дарил старшему сыну машинки и конструкторы, впоследствии вел в Володиной школе фотокружок.

Попробовать порулить семейными «Жигулями» отец впервые разрешил Владимиру в 6 лет, когда ноги мальчика еще не доставали до педалей. Сохранилось детское фото будущего Царя Дакара за рулем мотоцикла. В 7 лет Геннадий Михайлович привел сына в секцию картинга.

Однако в конце 70-х годов XX века Владимир изменил автоспорту с хоккеем. Будущий автогонщик не пропускал ни одной игры советской ледовой дружины по телевизору, знал наизусть биографии «отчаянных парней» и сам тренировался и участвовал в хоккейных баталиях.

В подростковом возрасте Чагин вернулся в автоспорт. В 1984 году Володя начал заниматься в автоклубе КАМАЗа АТХ-4. Несмотря на пропуски уроков из-за тренировок и соревнований, юный автогонщик учился без троек и отлично писал сочинения, в чем ему помогала врожденная грамотность. В классе Владимир любил сидеть за последней партой.

Высшее образование Чагин получил в Камском политехническом институте. Владимир не только зарабатывал стипендию, но и трудился слесарем по ремонту автомобилей в «Пассажирском автотранспортном предприятии КАМАЗа». В 2005 году Alma Mater спортсмена переименовали в Камскую государственную инженерно-экономическую академию, а в 2012-м присоединили к Казанскому университету. В 2021 году родной вуз Владимира прекратил существование.

Карьера

В 1996 году Владимир выиграл супермарафон «Париж – Ульяновск – Уланбатор». Через 3 года житель Набережных Челнов стал победителем соревнований «Дезерт Челлендж 1999» и призером ралли «Париж – Дакар».

5 из 7 побед на «Дакаре» Владимир Геннадьевич одержал в составе экипажа, в который входили также штурман Семен Якубов и механик Сергей Савостин. В 2007-м победить команде помешала авария — столкновение с грудой камней высотой в человеческий рост, в ходе которой Чагин получил сильное сотрясение мозга. Тремя годами ранее экипаж стал победителем, несмотря на то, что уроженец Нытвы травмировал копчик.

В январе 2010 года Владимир Геннадьевич установил абсолютный рекорд «Дакара» по числу побед участника на этапах ралли, потеснив по этому показателю француза Стефана Петранселя, бывшего этапным триумфатором 54 раза. В январе 2011 года экипаж Чагина, состоявший, кроме Владимира Геннадьевича, из Савостина и Ильдара Шайсултанова, в очередной раз стал сильнейшим на «Ралли-Дакар» в классе грузовиков; гонки проходили в Аргентине и Чили.

После возвращения в Набережные Челны «Царь Дакара» решил провести «тест-драйв» и прокатить болельщиков на КАМАЗе, участвовавшем в соревнованиях, но сломал руку и лечил ее в Центре восстановительной травматологии в Кургане. В феврале 2011-го Чагин сообщил, что покидает большой спорт и сосредоточится на руководстве некоммерческим партнерством «КАМАЗ-Автоспорт». В 2013 году Владимир Геннадьевич возглавил гоночную команду «КАМАЗ-мастер», а еще через 2 года стал руководителем Ралли «Шелковый путь».

Чагин был послом 45-го чемпионата мира по профмастерству, прошедшего в конце августа 2019 года в Казани. Другими представителями соревнований, в которых состязались 1300 участников из 63 стран, стали космонавт Сергей Крикалев, шоумен Александр Гудков, повар и ресторатор Аркадий Новиков, создатель фермерского кооператива «ЛавкаЛавка» Борис Акимов. Цель чемпионата — вселить в юношей и девушек уверенность, что рабочая профессия — это достойная зарплата и уважение в обществе. С сентября 2019 года Чагин — депутат Госсовета Республики Татарстан 6-го созыва.

Личная жизнь

На студенческой скамье уроженец Нытвы познакомился с будущей женой Еленой, которая вспоминает, что Владимир очень красиво ухаживал за ней, дарил цветы и подарки. У влюбленных, сыгравших свадьбу на 2-м курсе института, родились двое детей — Вадим и Игорь.

Сейчас сыновья авторекордсмена уже взрослые. Вадим из-за проблем со зрением не смог пойти по отцовским стопам. Зато у первенца Владимира Геннадьевича отличные голос и слух, он сочиняет песни.

Младший сын Игорь с отличием окончил художественную школу, организовал несколько выставок. Молодой человек отучился в техническом вузе, а в 11-м классе занял 2-е место из 40 в республиканской гонке «Эчпочмак-Трофи». В июле 2018 года Игорь Владимирович Чагин основал ООО «ГЕПАРД А.Т.», занимающееся рекламой.

Владимир Чагин с женой / «Вести Камаза»

Спортивная карьера Владимира наложила отпечаток на личную жизнь Чагиных. За первые 20 лет брака супруги лишь один раз встретили Новый год вместе: муж, как правило, находился на соревнованиях. Первенца Владимир Геннадьевич увидел лишь через 2 месяца после рождения. Однако взаимная любовь и мудрость Елены помогли с честью пройти испытания разлуками и сохранить семью.

В повседневной жизни Владимир Геннадьевич очень дисциплинированный водитель, пристегивающийся ремнем безопасности даже во время объезда территории. Иногда Чагин немного превышает скорость, но никогда не путает улицу или шоссе с гоночной трассой. Царь Дакара ездит только на полноприводных автомобилях либо на мотоцикле. Страсть мужа к двухколесному транспорту разделяет и Елена Чагина.

Владимир Геннадьевич сохраняет любовь к хоккею, регулярно играет в игру для настоящих мужчин с товарищами. Когда в Татарстан приезжал кумир юности автогонщика — тренер Виктор Тихонов, они обменялись с Чагиным автографами.

Владимир Чагин сейчас

3 февраля 2021 года Чагин вместе с пилотами команды «КАМАЗ-мастер» Дмитрием Сотниковым и Эдуардом Николаевым побывал в гостях у программы «Вечерний Ургант». Автогонщики поделились с ведущим интересными эпизодами биографий.

Чагин Владимир Геннадьевич

Российский автогонщик. Семикратный победитель «Ралли Дакар» в классе грузовиков. Мастер спорта международного класса. Заслуженный мастер спорта России. Заслуженный тренер России. Руководитель гоночной команды «КАМАЗ-мастер». Руководитель проекта «Ралли Шелковый путь». Получил прозвище «Царь Дакара». Депутат Госсовета Республики Татарстан 6-го созыва.

Владимир Чагин родился 5 января 1970 года в городе Нытва, Пермский край. Вскоре после рождения сына семья переехала в Набережные Челны. После школы парень увлекся автомобильным спортом. Любовь к машинам маленькому Вове привил его отец. В то время Геннадий Михайлович трудился начальником Отдела управления оборудованием. Работа была связана с поездками, в которые он часто брал с собой первенца. Геннадий Михайлович выписывал журнал «За рулем», дарил старшему сыну машинки и конструкторы, впоследствии вел в Володиной школе фотокружок.

Попробовать порулить семейными «Жигулями» отец впервые разрешил Владимиру в 6 лет, когда ноги мальчика еще не доставали до педалей. В 7 лет Геннадий Михайлович привел сына в секцию картинга.

Однако в конце 70-х годов XX века Владимир изменил автоспорту с хоккеем. Будущий автогонщик не пропускал ни одной игры советской ледовой дружины по телевизору, знал наизусть биографии «отчаянных парней» и сам тренировался и участвовал в хоккейных баталиях.

В подростковом возрасте будущий Царь Дакара вернулся в автоспорт. В 1984 году Володя начал заниматься в автоклубе КАМАЗа АТХ-4. Несмотря на пропуски уроков из-за тренировок и соревнований, юный автогонщик учился без троек и отлично писал сочинения.

Высшее образование Чагин получил в Камском политехническом институте. Владимир не только зарабатывал стипендию, но и трудился слесарем по ремонту автомобилей в «Пассажирском автотранспортном предприятии КАМАЗа».

Начальной вехой в спортивной карьере Владимира, которая стала достоянием не только команды «КАМАЗ-мастер», но и всего российского автоспорта, датируется 1996 годом.

Впервые сев за руль гоночного автомобиля, Чагин выигрывает сверхпротяженный супермарафон «Париж — Ульяновск — Улан-Батор». В этом году команда «КАМАЗ-мастер» впервые в истории российского автоспорта также стала чемпионом мира в этом виде спортивных состязаний, где до этого господствовали экипажи ведущих автомобильных корпораций мира. Чагин стал самым молодым за всю историю супермарафонов пилотом спортивного грузовика.

Владимир покоряет самые знаменитые этапы розыгрыша Кубка мира по внедорожным ралли, а также непревзойденный по сложности и трудностям супермарафон «Париж — Дакар».

В 2002 году Чагин сам разрабатывает, проектирует, собирает гоночные грузовики с маркой «КАМАЗ» и выступает на них в соревнованиях. Для подобной работы имеет хорошо продуманную и организованную структуру, которая включает в себя необходимые функциональные звенья, объединенные в департамент специализированной техники. Владимир Чагин, в быту начальник бюро организации процессов производства департамента специализированной техники научно технического центра открытого акционерного общества «КАМАЗ», принимает самое непосредственное участие в этом процессе: от проектирования до сборки.

Владимир Чагин 15 февраля 2011 года объявил, что покидает большой спорт. Прекращая выступления в гонках, Владимир не ушел из команды. Опытный гонщик продолжает возглавлять некоммерческую организацию «КАМАЗ-Автоспорт». Как отметил руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семен Якубов, «это оказалось мужественное решение предоставить другим пилотам возможность побывать на подиуме».

Чагин был послом 45-го чемпионата мира по профмастерству, прошедшего в конце августа 2019 года в Казани. Другими представителями соревнований, в которых состязались участников из 63 стран, стали космонавт Сергей Крикалев, шоумен Александр Гудков, повар Аркадий Новиков и другие. Цель чемпионата — вселить в юношей и девушек уверенность, что рабочая профессия — это достойная зарплата и уважение в обществе.

С сентября 2019 года Чагин — депутат Госсовета Республики Татарстан 6-го созыва.

Личная жизнь Владимира Чагина у Владимира уже на протяжении многих лет стабильна и спокойна. Еще на студенческой скамье он познакомился с будущей женой Еленой, которая вспоминает, что Владимир очень красиво ухаживал за ней, дарил цветы и подарки. У влюбленных, сыгравших свадьбу на 2-м курсе института, в будущем родились двое детей — Вадим и Игорь.

Сейчас сыновья авторекордсмена уже взрослые. Вадим из-за проблем со зрением не смог пойти по отцовским стопам. Зато у первенца Владимира Геннадьевича отличные голос и слух, он сочиняет песни. А младший сын Игорь с отличием окончил художественную школу, организовал несколько выставок. В 11-м классе занял 2-е место из 40 в республиканской гонке «Эчпочмак-Трофи».

Спортивная карьера Владимира наложила отпечаток на личную жизнь Чагиных. За первые 20 лет брака супруги лишь один раз встретили Новый год вместе: муж, как правило, находился на соревнованиях. Первенца Владимир Геннадьевич увидел лишь через 2 месяца после рождения. Однако взаимная любовь и мудрость Елены помогли с честью пройти испытания разлуками и сохранить семью.

В повседневной жизни Владимир Геннадьевич очень дисциплинированный водитель, пристегивающийся ремнем безопасности даже во время объезда территории. Иногда Чагин немного превышает скорость, но никогда не путает улицу или шоссе с гоночной трассой. Царь Дакара ездит только на полноприводных автомобилях либо на мотоцикле. Страсть мужа к двухколесному транспорту разделяет и его супруга.

Владимир Геннадьевич сохраняет любовь к хоккею, регулярно играет в игру для настоящих мужчин с товарищами.

Семья Владимира Чагина

Отец — Геннадий Михайлович — трудился начальником Отдела управления оборудованием.

Старший сын — Вадим — сочиняет песни.

Младший сын -Игорь с отличием окончил художественную школу, организовал несколько выставок. В 11-м классе занял 2-е место из 40 в республиканской гонке «Эчпочмак-Трофи». В июле 2018 года Игорь Владимирович Чагин основал ООО «ГЕПАРД А.Т.», занимающееся рекламой.

Награды Владимира Чагина

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 марта 2018 года) — за большой вклад в победу команды «КАМАЗ-Мастер» в международных ралли-марафонах «Дакар-2017» и «Африка Эко Рейс-2017»

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (7 июня 2010 года) — за высокие спортивные достижения в соревновании по ралли-рейдам «Дакар Аргентина — Чили»

Орден Мужества (15 марта 2005 года) — за мужество и высокий профессионализм, проявленные в экстремальных условиях при участии в международных соревнованиях

Орден Почета (23 июля 2001 года) — за заслуги в развитии физической культуры и спорта, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Орден Дружбы (19 октября 1996 года) — за большой вклад в развитие автомобилестроения, укрепление дружбы и сотрудничества между народами и достижение высоких спортивных результатов в марафоне «Мастер-ралли 95» по маршруту Париж — Москва — Пекин

Орден «Знак Почета» (1991 год)

Медаль «В память 1000-летия Казани» (2005 год)

Лауреат Государственной премии Российской Федерации (6 июня 2001 года) — за разработку и реализацию дизайн-системы «КАМАЗ-мастер»

Почетная грамота Президента Российской Федерации (25 сентября 2014 года) — за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность

Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2011 год)

Медаль «За доблестный труд» (Татарстан) (2006 год)

Почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» (2011 год)

Заслуженный мастер спорта России

Заслуженный тренер России (4 июля 2013 года)

Знак Министерства Обороны Российской Федерации «За образцовую эксплуатацию автомобильной техники»

Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан (2009 год)

Заслуженный работник транспорта Республики Татарстан (2013 год)

Заслуженный мастер спорта Республики Татарстан

Знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Республики Татарстан»

Почетный гражданин города Набережные Челны (2001 год)

Знак отличия «За заслуги перед городом Набережные Челны» (2010 год)

Лауреат Национальной премии России «Серебряный лучник»

Лауреат национальной общественной премии России «Золотая колесница»

Спортивные Достижения Владимира Чагина

Победитель

Ралли Дакар 2000, 2002, 2003, 2004, 2006, 2010, 2011
«Дезерт Челендж 1999,2001,02,03,04,05»,
«Баха Италия 2000»,
«Оптик 2000 Тунис 2000, 2001»,
«Мастер-Ралли-95,96,2000,02»,
«Ралли Востока — Каппадокия 2003,04»,
«Баха Жемчужина 2000», «Калмыкия 2000»,
«Тихий Дон 2003»,
«Хазарские степи 2004, 2006».

Призер

Париж-Дакар 2009
«Дезерт Челендж 2000»,
«Байконур-Москва 1997»,

Результат Чагина в личном зачете в гонках Париж-Дакар — семь побед в одной категории — больше, чем у кого-либо за всю историю ралли (у чеха Карела Лопрайса (класс грузовиков) и француза Стефана Петранселя (класс мотоциклов) по шесть побед в личном зачете). Однако по общему числу побед в 2011 году Чагин вышел только на второе место, уступая Стефану Петранселю. У легендарного французского гонщика в общей сложности двенадцать побед (шесть в классе мотоциклов и шесть в классе автомобилей).

Победитель Кубка мира по ралли-марафонам 1996 и 2000 гг., двукратный чемпион России, обладатель Кубка России. Обладатель звания «Лучший гонщик России»


источники:

http://24smi.org/celebrity/148368-vladimir-chagin.html

http://rus.team/people/chagin-vladimir-gennadevich