Вивьен Ли
Биография
Легенда британского кино, актриса Вивьен Ли была единственным ребенком в семье английского военнослужащего. Настоящее имя красавицы — Вивиан Мэри Хартли. Родилась она в Индии 5 ноября 1913 года. Мать актрисы — Гертруда Робинсон Яки по происхождению наполовину француженка и ирландка, некоторое время была домохозяйкой, а затем работала актрисой в небольшом театре.
Маленькая девочка первый раз выступила на сцене в три года, прочитав стихотворение перед постановкой, в которой играла ее мама. В детстве Вивьен увлекалась литературой, в том числе и греческой мифологией, а также занималась музыкой и танцами. Она с самого раннего возраста решила стать великой актрисой.
Вивьен Ли в молодости
Для получения первого образования девочка была отправлена в Англию в школу при монастыре Святого Сердца, а затем, при поддержке отца, поступила в Драматическую Высшую школу, которая находилась в Лондоне. Во время учебы молодой девушке приходилось сниматься в небольших ролях в кино и рекламных роликах. Первую стоящую роль в киноленте «Дела идут на лад», которая стала ее дебютом, она получила в 1934 году.
Уже в этот период творческой биографии актриса принимает решение сменить настоящее имя на псевдоним, и несмотря на то, что ее менеджер Джон Гиддон предложил ей имя Эйприл Морн, актриса стала Вивьен Ли.
Начало карьеры
В возрасте 22 лет Вивьен Ли произвела фурор на лондонскую публику своим исполнением главной роли в спектакле «Маскарад добродетели». Пьеса шла на малой сцене, и зал не мог вместить в себя всех желающих посетить постановку. Поэтому режиссер принял решение перенести спектакль в большой зал. Так как голос у Вивьен был слишком слабым для большого пространства, популярность пьесы быстро спала на нет.
Вивьен Ли в в спектакле «Сон в летнюю ночь»
Тем не менее, в этот период Вивьен удалось познакомиться с главным героем своей жизни — Лоуренсом Оливье. Легендарный британский режиссер и актер пригласил актрису на совместные съемки в фильм «Пламя над островом», после работы над которым Вивьен Ли стала известна всей стране. Зрители полюбили нежный образ героини, а режиссеры стали предлагать ей новые роли.
Фильмы
Благодаря своим новым связям и окрепшему таланту молодой актрисе удалось получить в 1939 году роль в голливудском бестселлере «Унесенные ветром». Вивьен Ли в свои 26 лет показала себя настоящим профессионалом, а история любви, блестяще разыгранная с артистом Кларком Гейблом на экране, переросла в большую дружбу между британской актрисой и семьей американца. Фильм стал лидером проката на многие годы, а также получил множество премий “Оскар”, в том числе и за исполнение лучшей главной женской роли.
Вивьен Ли и Кларк Гейбл в фильме «Унесенные ветром»
Через два года на экранах кинотеатров появляется английская драма «Леди Гамильтон», в которой Вивьен Ли сыграла вместе с Лоуренсом Оливье. За эту картину творческую пару особенно полюбил Уинстон Черчилль. Он активно поддерживал актеров, приглашал их на светские мероприятия и всегда восхищался мастерством и красотой Вивьен Ли.
В конце войны на экраны вышли еще две картины с участием актрисы — «Цезарь и Клеопатра» и «Анна Каренина». Но на съемках фильма про египетскую красавицу впервые с Вивьен Ли случился приступ истерии, который был спровоцирован напряженным графиком работы. Ей удается взять себя в руки, и на лондонской театральной сцене она появляется в главной роли постановке «The Skin of Our Teeth».
Вивьен Ли в фильме “Анна Каренина”
Конец 40-х ознаменовался театральной постановкой «Трамвай «Желание», режиссером которого стал Лоуренс Оливье. Но критика без особого восторга восприняла эту премьеру. После того, как труппой театра было сыграно более 300 спектаклей, Вивьен Ли пригласили в экранизацию этой пьесы в кино. Партнером красавицы в легендарном фильме стал молодой Марлон Брандо.
Вивьен Ли и Марлон Брандо в фильме «Трамвай «Желание»
Несмотря на то, что во время работы над образом Бланш Дюбуа у актрисы развилось серьезное психическое расстройство, с ролью она справилась безупречно. В профессиональных кругах ее исполнение до сих пор считается эталонным, что подтвердилось получением ею “Оскара” и премии BAFTA. Сам Теннеси Уильямс был в восторге от игры Вивьен Ли.
Вивьен Ли на премии “Оскар”
В 50-е годы актриса снялась еще в нескольких второстепенных ролях, но ее репутация на съемочной площадке уже была подмочена неадекватным поведением и постоянными психозами. В эти годы лишь за игру в мюзикле «Товарищ» она получила небольшую театральную премию. Постепенно Вивьен отходит от профессиональной деятельности в кино и театре и уединяется в своем доме.
Личная жизнь
Вивьен Ли дважды была замужем. Первым мужем красавицы стал адвокат Герберт Ли Холман, который женился на ней, когда Вивьен было 19 лет. Самому Герберту на тот момент было больше 31 года. Вскоре в семье родилась дочь Сюзанна. Роль домохозяйки, которую уготовал супруг Вивьен, пришлась ей не по вкусу, и вскоре она начала свою театральную карьеру. А после первого успеха на сцене Лондона красавица встретила мужчину, который изменил ее личную жизнь.
Вивьен Ли с первым мужем
Это был молодой амбициозный режиссер и актер Лоуренс Оливье, специализирующийся на шекспировских постановках. С ним Вивьен Ли была счастлива в течение четверти века. Брак влюбленные смогли оформить только в 1940 году в городке Санта-Барбара в США, после того, как супруги обоих дали им согласие на развод. Дочка Вивьен осталась жить вместе со своим отцом.
Вивьен Ли и Лоуренс Оливье
Брак между Ли и Оливье продлился до 1960 года, после чего Лоуренс женился на молодой пассии Джоан Плоурайт. Во многом на отчуждение между супругами повлияла болезнь актрисы. Несмотря на развод, во время которого в качестве отступной от Лоуренса на имя Вивьен был оформлен роллс-ройс, бывшая жена до последних дней подписывалась именем Вивьен леди Оливье.
Болезнь и смерть
В середине 40-х годов у Вивьен Ли началась болезнь, которая проявлялась психическими расстройствами. Постепенно недуг начал обостряться не только в домашней обстановке, но и на рабочих площадках. За актрисой закрепился образ капризной своенравной звезды, что начало отталкивать от нее режиссеров.
Вивьен Ли в последние годы
Обострению патологии способствовали два выкидыша, которые произошли с разницей в 10 лет. К тому же, когда Вивьен Ли было 30 лет, у нее впервые диагностировали очаги туберкулеза. Подтачивая годами ее и так слабое здоровье, он стал причиной смерти актрисы в мае 1967 года. Актриса умерла в одиночестве, в собственном доме на окраине Лондона. Ее тело было кремировано в Голдерс-Грин, а прах развеян над территорией водоема в поместье актрисы, которое находилось в местечке Блэкбойз.
Красота
Вивьен Ли признана самой красивой актрисой XX столетия. Но в некоторых изданиях первое место оспаривалось другой знаменитой артисткой — Одри Хепберн, которая на фото похожа на британскую коллегу.
Вивьен Ли и Одри Хепберн
Вивьен Ли (Vivien Leigh) — биография, новости, личная жизнь
Вивьен Ли (Vivien Leigh)
Вивьен Ли, леди Оливье (Vivien Leigh), урождённая Вивиан Мэри Хартли (Vivian Mary Hartley). Родилась 5 ноября 1913 года в Дарджилинге — умерла 7 июля 1967 года в Лондоне. Английская актриса, обладательница двух премий «Оскар» за роли Скарлетт О’Хара в фильме «Унесённые ветром» (1939) и Бланш Дюбуа в картине «Трамвай «Желание»» (1951).
Одарённая актриса часто работала в сотрудничестве со своим мужем, Лоуренсом Оливье, который был режиссёром нескольких фильмов с её участием. На протяжении своей тридцатилетней карьеры она играла разнообразные роли: от героинь комедий Ноэла Коуарда и Бернарда Шоу до классических шекспировских характеров: таких, как Офелия, Клеопатра, Джульетта и леди Макбет.
Иногда Ли казалось, что из-за необыкновенной красоты её не воспринимают серьёзно как актрису, но главным препятствием на пути к ролям было её плохое здоровье. Находясь под влиянием маниакальной депрессии на протяжении большей части взрослой жизни, Вивьен Ли приобрела репутацию актрисы, с которой трудно работать, поэтому в её карьере часто наблюдались периоды упадка.
В дальнейшем периодические приступы туберкулёза ослабили здоровье актрисы. Такой диагноз был впервые поставлен ей в середине сороковых годов. Вивьен и Оливье развелись в 1960 году, и впоследствии Ли лишь изредка снималась в кино и играла в театре до своей смерти от туберкулёза.
Современными киноведами и историками кино считается одной из величайших актрис в истории. Актёрская работа Ли в «Трамвае «Желание»» зачастую называется одним из наиболее доскональных перевоплощений всех времён.
Вивьен Ли. Хрупкая королева экрана
Вивиан Мэри Хартли родилась в индийском городе Дарджилинге. Её отец, Эрнест Хартли, англичанин по происхождению, был офицером индийской кавалерии. Мать, Гертруда Робинсон Яки, имела ирландское, французское и армянское происхождение. Родители поженились в Кенсингтоне, Лондон, в 1912 году.
В 1917 году Эрнеста Хартли перевели в Бангалор, в то время как Гертруда и Вивиан остались в Утакамунд. Вивиан Хартли в первый раз выступила на сцене в возрасте трёх лет, прочитав стихотворение «Маленькая Бо Пип» в составе любительской театральной группы своей матери. Гертруда Хартли старалась привить дочери любовь к литературе и знакомила её с произведениями Ганса Христиана Андерсена, Льюиса Кэрролла и Редьярда Киплинга, а также с рассказами из греческой мифологии. Единственный ребёнок в семье, Вивиан Хартли, была отправлена в Монастырь Святого Сердца в Англии в 1920 году. Её лучшей подругой в монастыре была будущая актриса Морин О’Салливан, с которой Вивиан делилась своим желанием стать «великой актрисой».
Вивиан Хартли продолжила своё образование в Европе, вернувшись в 1931 к своим родителям в Англию. Она мечтала стать актрисой, и родители оказывали ей поддержку. Отец помог ей поступить в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне.
В конце 1931 года она встретила Герберта Ли Холмана, адвоката, который был старше её на 13 лет. Несмотря на то, что он не одобрял «людей, связанных с театром», они поженились 20 декабря 1932 года.
Вивиан заканчивала своё обучение уже будучи замужем. 12 октября 1933 года она родила ребёнка — девочку, которую назвали Сюзанна, но Вивиан задыхалась от навязанной ей роли домохозяйки. Друзья советовали её на небольшую роль в картине «Дела идут на лад», и эта роль стала дебютом Вивьен на киноэкране. Она наняла агента Джона Гиддона, который заверил её, что имя «Вивиан Холман» не подходит для актрисы, и, отказавшись от предложенного псевдонима «Айприл Морн», она берёт имя «Вивьен Ли». Гиддон порекомендовал её Александру Корда как возможную киноактрису, но тот счёл, что в ней нет потенциала.
Сыграв в спектакле «Маска добродетели» в 1935 году, Вивьен получила отличные отзывы, за которыми последовали интервью и статьи в газетах. Среди этих статей была одна из «Дэйли экспресс», в которой журналист заметил, как «молниеносная перемена произошла на её лице». Это был первый раз, когда публика заметила быстрые смены настроения Вивьен, выделявшие её среди других актрис.
Джон Бенджаман описал её как «дух английского девичества». Когда пришло время премьерного показа, Корда понял свою ошибку и подписал с ней контракт, в котором она назвалась своим псевдонимом «Вивьен Ли».
Она продолжала играть, но когда Корда перенес постановку в больший театральный зал, Ли обвинили в неумении держать в напряжении такую большую аудиторию и заставили корректировать свой голос, чтобы его было слышно во всех концах зала. Из-за этого спектакль закрыли.
Лоуренс Оливье увидел Вивьен в «Маске добродетели». Он поздравил её с выступлением, и между ними завязались дружеские отношения. Играя любовников в фильме «Пламя над Англией», Ли и Оливье поняли, что их дружба переросла в сильное влечение, а после съёмок — в роман.
В это время Ли прочла книгу Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» и настояла на том, чтобы её агент в Америке посоветовал её Дэвиду Селзнику, продюсеру фильма, на роль Скарлетт. Она говорила журналистам: «Я видела себя в роли Скарлетт О’Хара», а кинокритик Лежон вспомнил разговор того времени, в котором Ли «потрясла нас всех» своим утверждением, что Оливье «не будет играть Ретта Батлера, но я буду играть Скарлетт О’Хара. Подождите и вы увидите!».
Ли играла Офелию в «Гамлете» в постановке Оливье в театре Олд-Вик. Оливье позднее вспоминал один инцидент, который произошёл однажды, пока она готовилась к своему выходу. Без всякой на то причины она вдруг начала кричать на него, потом притихла и стала смотреть в одну точку. Она выступала на сцене без подобных инцидентов, и уже на следующий день вернулась в нормальное состояние, напрочь забыв об этом событии. Впервые Оливье стал свидетелем такого поведения Ли. Они стали жить вместе, потому что ни Холман, ни жена Оливье, актриса Джилл Эсмонд, не соглашались дать супругам развод.
Ли снялась с Робертом Тейлором, Лайонелом Берримором и Морин О’Салливан в фильме «Янки в Оксфорде». Это был первый фильм с участием Вивьен, заставивший обратить на себя внимание в Соединённых Штатах. Во время съёмок она заработала себе репутацию сложной и безрассудной в работе, и Корда посоветовал агенту Ли предупредить актрису, что у неё будет небольшой выбор ролей, если она не изменит своё поведение. Её следующая роль была в фильме «Путь Святого Мартина» с Чарльзом Лоутоном.
Оливье развивал карьеру в кино, но несмотря на успех в Британии, его плохо знали в Штатах, а ранние попытки представить себя на американском рынке провалились. Согласившись на роль Хитклиффа в фильме «Грозовой перевал», он уехал в Голливуд и оставил Вивьен в Лондоне. Продюсер картины Сэмюэл Голдвин и режиссёр Уильям Уайлер предложили Вивьен роль второго плана, Изабеллу. Она отказалась, заявив, что будет играть только главную роль, Кэти, но эту роль уже отдали Мерл Оберон.
В это время в Голливуде активно искали актрису на роль Скарлетт в картине «Унесённые ветром» (1939). Американский агент Вивьен Ли предложил её кандидатуру в феврале 1938 года. В том же месяце Дэвид Селзник посмотрел её работы «Пламя над Англией» и «Янки в Оксфорде», и с этого момента Вивьен стала серьёзной претенденткой на роль.
В период между февралём и августом, Селзник просмотрел все её английские картины, а к августу он вел переговоры с продюсером Александром Корда, с которым у Вивьен Ли был подписан контракт. 18 октября Селзник написал тайную записку режиссёру фильма Джорджу Кьюкору: «Я все ещё надеюсь на эту новую девушку».
Вивьен переехала в Лос-Анджелес под предлогом того, чтобы быть рядом с Оливье. Когда Майрон Селзник (брат Дэвида), который также представлял и Оливье, встретил Вивьен Ли, он понял, что она обладает всеми теми качествами, которые его брат так долго искал. Майрон отвёл Вивьен и Оливье на площадку к Дэвиду, где снимали сцену пожара в Атланте.
На следующий день Вивьен прочла отрывок из сценария для Селзника, который устроил кинопробы. Селзник написал тогда своей жене: «Она Скарлетт — темная лошадка и выглядит чертовски привлекательно. Говорю тебе в строжайшем секрете: круг претенденток сузился до Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннетт и Вивьен Ли». Режиссёр Джордж Кьюкор согласился с общим мнением и восхвалял «невероятную безудержность» Вивьен, которая получила свою роль вскоре после этого.
Киносъёмки оказались сложными для Вивьен. Кьюкор был уволен и заменён Виктором Флемингом, с которым Ли часто ссорилась. Она и Оливия де Хэвилленд (Мелани Гамильтон) тайно встречались с Кьюкором по ночам и на выходных, чтобы спросить у него совета в исполнении своих ролей. Вивьен подружилась с Кларком Гейблом (Ретт Батлер) и его женой Кэрол Ломбард, а также и с де Хэвилленд, но часто ссорилась с Лесли Говардом (Эшли Уилкс), с которым должна была сыграть несколько эмоциональных эпизодов.
Также её раздражала необходимость иногда работать 7 дней в неделю, часто до поздней ночи, к тому же она скучала по Оливье, который работал тогда в Нью-Йорке. Она писала Ли Холману: «Я не выношу Голливуд. Я никогда к этому не привыкну — как я ненавижу сниматься в кино».
В 2006 году де Хэвилленд опровергла заявления о маниакальном поведении Вивьен Ли во время съёмок «Унесенных ветром», опубликованные в биографии Лоуренса Оливье. Она встала на защиту Ли, говоря: «Вивьен была безукоризненно профессиональна, безукоризненно дисциплинирована на съемках. У неё были 2 огромные задачи: делать все, что в её силах в работе над чрезвычайно сложной ролью и находиться в разлуке с Ларри (Оливье), который был в Нью-Йорке».
Из десяти премий «Оскар», выигранных «Унесенными ветром», была и премия за лучшую женскую роль, которую получила Вивьен Ли. Она также выиграла награду как лучшая актриса, полученную от «New York Film Critics Circle».
В феврале 1940 года Джилл Эсмонд согласилась дать Оливье развод, а Холман дал согласие на развод с Ли. Они сохраняли дружеские отношения на протяжении всей жизни. Сын Эсмонд и Оливье остался с матерью, а дочь Вивьен, Сюзанна, осталась с отцом. 30 августа Оливье и Вивьен поженились в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Единственными свидетелями на церемонии были Кэтрин Хепбёрн и Гарсон Канин.
Ли надеялась работать вместе с Оливье и пробовалась на роль в фильме «Ребекка», режиссёром которого был Альфред Хичкок. После её кинопроб Селзник написал: «Она играет недостаточно искренне и взросло». Режиссёр же заметил, что она не проявляла никакого энтузиазма, пока главную роль не отдали Оливье. В итоге на роль утвердили Джоан Фонтейн. Вивьен также не получила роль в фильме «Гордость и предубеждение», где играл Оливье.
Ли и Оливье вместе сыграли в фильме «Леди Гамильтон» (1941), где Лоуренс исполнил роль Горацио Нельсона, а Вивьен — Эммы Гамильтон. Эта роль утвердила статус Ли как голливудской звезды, и фильм был не только одобрен критиками и популярен среди зрителей, но стал любимым фильмом самой актрисы. Фильм пользовался огромным успехом не только в США и Великобритании, но и в СССР. Уинстон Черчилль организовал закрытый показ, на котором присутствовал Франклин Д. Рузвельт, и в конце показа обратился к пришедшим, сказав: «Джентльмены, мне показалось, что этот фильм заинтересует вас, он показывает великие события, подобные тем, в которых вы только что принимали участие». Оливье и Ли стали любимцами Черчилля. До конца своей жизни он приглашал их на званые обеды, считал Вивьен примером для подражания.
Вивьен и Лоуренс поставили пьесу «Ромео и Джульетта» для Бродвея. Нью-Йоркские газеты стали публиковать статьи о начале отношений Ли и Оливье, обвиняли их в отсутствии нравственности, так как они не вернулись в Англию после войны. Критики не оценили постановку должным образом. Брукс Аткинсон из «Нью-Йорк таймс» писал: «Несмотря на молодость и красоту мисс Ли и мистера Оливье, это вряд ли можно назвать актёрской игрой». В то время как большинство критиков ругали игру и постановку Оливье, один журналист написал про Ли, что её голос похож на голос продавщицы. Оливье и Вивьен вложили большую часть накопленных ими средств в эту постановку, и её провал оказался для них катастрофой.
Пара вернулась в Англию. В 1943 году у Ли началось турне по Северное Африке, она выступала вплоть до того момента, когда у неё начался кашель и лихорадка. В 1944 ей поставили диагноз — туберкулёз в левом легком. Однако после того, как Вивьен провела несколько недель в больнице, ей показалось, что болезнь оставила её.
Весной она сыграла в фильме «Цезарь и Клеопатра» (1945), в это же время выяснилось, что Вивьен ждёт ребёнка. К несчастью, у неё произошёл выкидыш. Она впала в глубокую депрессию, которая достигла своего пика, когда Ли едва не набросилась на мужа, словесно и физически атакуя его до тех пор, пока рыдая не упала на пол. Оливье эти симптомы показались знакомыми — несколько дней гиперактивности, и, как следствие, эмоциональный срыв, после которого Вивьен ничего не помнила, но была сильно смущена и раскаивалась.
Она уже достаточно окрепла и в 1946 году сыграла в успешной лондонской постановке Торнтона Уайлдера «The Skin of Our Teeth». Фильмы, в которых она исполнила роли в то время — «Цезарь и Клеопатра» и «Анна Каренина» — не имели громкого успеха.
В 1947 году Оливье был посвящен в рыцари, и Вивьен сопровождала его в Букингемский дворец на церемонию. Она стала леди Оливье, и сохранила этот титул даже после развода.
К 1948 году Оливье был в Совете Директоров театра Олд-Вик и вместе с Ли отправился в турне по Австралии и Новой Зеландии, целью которого был сбор средств для театра. В течение шести месяцев Оливье играл в «Ричарде III» и вместе с Ли в спектаклях «The School for Scandal» и «The Skin of Our Teeth». Турне имело огромный успех, несмотря на то, что некоторое время Ли страдала от бессонницы. Целую неделю, пока Вивьен болела, её роли исполняла дублерша.
Вивьен справилась с тяжелым грузом ответственности, и даже Оливье заметил как она «очаровала прессу». Участники труппы позднее вспоминали скандалы, которые случались, например, в Крайстчерче, когда Ли отказалась выходить на сцену. Оливье дал ей пощечину, но Ли в ответ тоже ударила его по лицу и вышла на сцену. К концу турне оба были измотаны и больны. Оливье признался журналистам: «Возможно, вы не замечаете, что разговариваете с парой остывающих трупов».
Успех турне приободрил пару, и они впервые появились вместе в Вест-Энде. Они играли те же спектакли, добавив «Антигону». На этом настояла Вивьен, так как она всегда мечтала попробовать свои силы в трагической роли. Ли добилась роли Бланш ДюБуа в Вест-Энде, в постановке по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание»», и была утверждена после того, как автор пьесы и продюсер увидели её игру в других спектаклях. Оливье стал режиссёром этой постановки.
Пьеса содержала намеки на изнасилование, гомосексуальность и беспорядочные связи, вокруг неё велись жаркие споры и дискуссии. Из-за обсуждений в средствах массовой информации Вивьен волновалась ещё больше. Игру Ли в этой пьесе много критиковали. Говорили, что она совершенно не подходит для этой роли, а британские актёры слишком хорошо воспитаны, чтобы проявлять подобные эмоции на сцене. Оливье и Ли были огорчены этими рецензиями. Но интерес публики обеспечил постановке коммерческий успех.
Было сыграно 326 спектаклей «Трамвая», после чего Вивьен пригласили принять участие в создании киноверсии этого спектакля. Её зачастую непристойное чувство юмора помогло в общении с Марлоном Брандо, который также участвовал в картине. Однако у Вивьен были сложные отношения с режиссёром Элиа Казаном, который не ценил её как актрису. Он говорил, что у неё нет большого таланта.
Но работа продолжалась, и вот он уже восхищался её решимостью отличаться от всех остальных актрис своего времени. «Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль». А Ли говорила, что роль очень выматывает её: «Девять месяцев я была Бланш ДюБуа, и она до сих пор управляет мною». Рецензии на фильм были отличные, и Ли получила второй «Оскар» в номинации «Лучшая актриса», а также премию «BAFTA» за лучшую женскую роль. Теннеси Уильямс сказал, что в игре Вивьен «было всё, что я хотел, и больше, чем то, о чём я мечтал». Несколько лет спустя Вивьен Ли скажет, что именно роль Бланш ДюБуа привела её к безумию.
В мае 1967 года у Ли начались новые приступы туберкулёза. 7 июля во время очередного приступа она скончалась. Была кремирована в крематории Голдерс-Грин, а её прах развеян над прудом возле ее дома в деревне Блэкбойз в графстве Восточный Сассекс.
Рост Вивьен Ли: 161 сантиметр.
Личная жизнь Вивьен Ли:
Первый муж — Герберт Ли Холман. Она познакомилась с ним, когда гостила у своих подруг. С девушками она стояла у окна, наблюдая за проезжавшими по улице охотниками. Один из них был особенно хорош — «Я выйду за него замуж», — сказала Вивьен.
Свадьба состоялась 20 декабря 1932 года. Жениху было тридцать два года, невесте — девятнадцать. Они провели медовый месяц в Германии и Австрии. 12 октября 1933 года у них родилась дочь Сюзанна.
В 1935-м году она играла одну из главных ролей в проекте «Маска добродетели» и после одного из показов в гримерку к ней заглянул уже известный на тот момент британский актер Лоуренс Оливье. Между ними завязалась дружба. Вскоре они вместе сыграли в картине «Пламя над островом», в рамках которой исполнили роли любовников — экранный роман в скором времени перерос в настоящий, несмотря на то, что оба в тот момент были несвободны.
Кстати, скандальный роман между молодой актрисой и известным британским актером оказался на руку Вивьен Ли — ее имя стало часто появляться в прессе, а режиссеры стали чаще предлагать ей новые роли.
В 1940 году они поженились. И пробыли вместе 20 лет.
Вивьен Ли и Лоуренс Оливье
Фильмография (лучшие фильмы) Вивьен Ли:
1935 — Деревенский сквайр (The Village Squire)
1935 — Взгляни и засмейся (Look up and Laugh)
1935 — Дела идут на лад (Things are Looking up)
1936 — Пламя над Англией (Fire Over England) — Синтия
1937 — Мрачное путешествие (Dark Journey)
1937 — Буря в стакане воды (Storm in a Teacup)
1938 — Янки в Оксфорде (A Yank at Oxford) — Эльза Крэдок
1938 — Двадцать один день (21 Days) — Ванда
1938 — Тротуары Лондона (Sidewalks of London) — Либби
1939 — Унесённые ветром (Gone With The Wind) — Скарлетт О’Хара
1940 — Мост Ватерлоо (Waterloo Bridge) — Майра Лестер
1941 — Леди Гамильтон (That Hamilton Woman) — Эмма Гамильтон
1945 — Цезарь и Клеопатра — Клеопатра
1948 — Анна Каренина (Anna Karenina) — Анна Каренина
1951 — Трамвай «Желание» (A Streetcar Named Desire) — Бланш Дюбуа
1955 — Глубокое синее море (The Deep Blue Sea)
1961 — Римская весна миссис Стоун (The Roman Spring of Mrs. Stone) — Карэн Стоун
1965 — Корабль дураков (Ship of Fools) — Мэри Тредвел.
последнее обновление информации: 09.12.2021
Неудачный брак, безумная любовь и душевная болезнь: все о личной жизни легендарной актрисы Вивьен Ли
Вивьен Ли в фильме «Унесенные ветром»
«Я не кинозвезда. Я — актриса. Быть кинозвездой — просто кинозвездой — это как фальшивая жизнь, прожитая во имя фальшивых ценностей и ради известности. Актерство — это надолго, и в нем всегда есть превосходные роли, которые можно сыграть», — возможно, это все, что нужно знать о нежной, хрупкой и в то же время сильной и мужественной Вивьен Ли. Непростая история ее жизни включает победы и поражения, страстную любовь и болезненный разрыв, мировую славу и сразу несколько страшных болезней, одна из которых стала смертельной. О ней самой можно снять фильм, но вряд ли найдется актриса, которая сумеет достойно исполнить в нем главную роль.
В отличие от своей знаменитой героини Скарлетт О’Хара, звезда не смогла пережить разочарования в любви. По мнению ее близких, актриса умерла не от болезни — она не хотела жить без своего возлюбленного… Впрочем, мужчин, любивших и любимых Вивьен Ли, было несколько. В нашем материале мы вспомним тех счастливчиков (или все же наоборот?), которые оставили свой след в судьбе легендарной женщины.
Герберт Ли Холман
Герберт Ли Холман и Вивьен Ли на свадьбе их общей дочери
Будущая звезда родилась в индийском городке Дарджилинг, где отец, британский подданный, исполнял свой военный долг. Мама Вивиан Ли (именно такое имя ей было дано после появления на свет) происходила из старинных ирландского и французского родов. Такая смесь кровей дала девушке необычайную красоту и избавила от истинно британской чопорности.
Ей было семь, когда родители вернулись в Англию и отдали девочку в католическую школу при монастыре Святого Сердца, чтобы та получила достойное образование и слегка усмирила свой буйный темперамент. Лишь спустя 11 долгих лет обучения она вернулась в семью родителей. Вивиан исполнилось 19, когда она во время прогулки с подружками встретила адвоката Герберта Ли Холмана, который был старше ее на 13 лет. «Я хочу выйти за него замуж», — сразу после встречи заявила она своей матери. Ее не смущало, что Холман уже был помолвлен:
Ну и что, просто он еще не познакомился со мной!
После свадьбы сначала все шло по правилам: медовый месяц в Германии и Австрии, возвращение в Лондон, обустройство дома — особняка в центре Лондона. Дочь Вивиан и Ли Холмана Сюзанна родилась 12 октября 1933 года. В дневнике Вивиан записала: «Появился ребенок — девочка». А подруге, пришедшей навестить ее в родильную клинику Мэрилебоун, она сказала: «Все было так бестолково. Не думаю, что в ближайшем будущем я снова решусь на это». Затем брак четы Холман, предвосхищая события, стал очень похожим на союз Скарлетт О’Хара и Фрэнка Кеннеди: муж мечтал о жене — домашней кошечке, а женился на кошке, гуляющей сама по себе.
Джон Глиддон
После нескольких неудачных попыток получить роли в театре Вивиан все же нашла нужного человека, решившего ей помочь. Осенью 1934 года она стала первой клиенткой Джона Глиддона, бывшего актера, открывшего свое театральное агентство. С его легкой руки она стала называться Вивиан Ли — имя мужа использовали как сценический псевдоним.
Global Look Press
Благодаря Джону Вивиан получила в пьесе «Маска добродетели» роль юной проститутки, которую любовь возвращает на путь добродетели. Опыта у Вивиан не было почти никакого, тем не менее после премьеры журналисты объявили о «появлении новой британской звезды» и «триумфе молодой дебютантки». Сценическое имя пришлось снова поменять — Вивиан превратилась в Вивьен.
Так началась ее жизнь в искусстве — мужу-юристу и маленькой дочери в ней места не оказалось. Пробы на роли в театре, кинопробы, фотосъемки для модных журналов и, как это было принято в театральной среде, легкие любовные интрижки — сначала, как до сих пор считают некоторые биографы Ли, с самим агентом Джоном Глиддоном. Вивьен была натурой увлекающейся, религиозные принципы, привитые в католической школе, слетели с нее, как шелуха, и угрызений совести из-за мимолетных измен мужу она не испытывала: «Раз уж это случилось, не стоит об этом думать!»
Лоуренс Оливье
Разумеется, начинающая актриса посещала все премьеры. В это время в театре «Лирик» как раз выпустили спектакль «Королевский театр», где одну из ролей исполнял 27-летний Лоуренс Оливье. Он показался Вивьен умным, красивым, обольстительным и невероятно сексапильным. Но Лоуренс, или просто Ларри, уже был женат на актрисе Джилл Эсмонд, происходившей из влиятельной театральной семьи.
То, чего она не могла иметь, она хотела. То, что было у других, она тоже стремилась заполучить,
— рассказала позже школьная подруга Вивьен Пэтси Куинн. Она имела в виду историю знакомства девушки с Ли Холманом, но то же самое повторилось потом и с Лоуренсом Оливье. «Я выйду за него замуж», — опять сказала Вивьен близким. Однако, если бы не инициатива Вивьен, ее отношения с Ларри, скорее всего, так и остались бы только романом. Он разводиться не собирался. Мало того, Оливье и его законная жена для укрепления брака решили завести ребенка. Вивьен знала об этом, но отнюдь не считала малыша непреодолимым препятствием — у нее самой была маленькая Сюзанна, но это же не цепь, на всю жизнь приковавшая ее к Ли Холману! Тарквин, сын Лоуренса Оливье и Джилл Эсмонд, родился в середине августа 1936-го. К тому времени брак актера из-за Вивьен уже трещал по швам.
Ли добивалась Оливье с таким же упорством, с каким Скарлетт добивалась Эшли. В конце 1938 года Вивьен и Ларри отправились за океан — покорять Голливуд. Сначала в Америку уехал Оливье — он должен был играть Хитклиффа в «Грозовом перевале». Некоторое время спустя за ним последовала Вивьен — она знала, что благодаря новому агенту Мирону Селзнику (брату продюсера «Унесенных ветром» Дэвида Селзника) ее ждет Скарлетт. К тому моменту и Оливье, и Ли уже оставили свои прежние семьи и жили вместе. Но пока снимался фильм, Селзник всеми правдами и неправдами пытался держать Лоуренса подальше от Вивьен. Ему совершенно не нужен был скандал, а его не избежать, если выяснится, что «Скарлетт», имея мужа и маленькую дочь, открыто живет с любовником, и у него тоже есть жена и маленький сын. Уже после премьеры популярный американский еженедельник Photoplay опубликовал статью о романтических отношениях Ларри и Вивьен:
Возможно, им придется выслушать о себе много жестоких вещей. Но больше всего они думают друг о друге. Больше, чем о деньгах и карьере, больше, чем о друзьях или каких-то словах, больше, чем о самой жизни.
Так началась легенда об одной из самых знаменитых пар ХХ века. В начале 1940 года и муж Вивьен Герберт Холман, и жена Лоуренса Джилл Эсмонд наконец подали в суд прошения о разводе. К весне оба процесса завершились, и оба истца получили право опеки над детьми. Для Вивьен разлука с дочерью отнюдь не была трагедией: в ее сознании брак не ассоциировался ни с домашней жизнью, ни с воспитанием детей. Теперь она была вместе с Ларри не только на экране или на сцене. Они стали четой Оливье, идеальной парой. Красивые, как боги, талантливые до гениальности, богатые и очень знаменитые, влюбленные друг в друга — все сразу! У обычных людей так не бывает. У них тоже было не совсем так.
Первые счета от судьбы Вивьен начала получать, когда все ее желания, казалось, осуществились. В июле 1944-го на съемках фильма «Цезарь и Клеопатра» она потеряла ребенка. Вскоре после выкидыша прямо на съемочной площадке у нее случился сильный нервный срыв. Съемки пришлось прервать на несколько недель, но потом, казалось, Вивьен совсем выздоровела. В 1945-м — новая напасть: у Ли обнаружили открытый туберкулезный процесс. Последовал год лечения и заточения в семейном гнездышке Нотли-Эбби.
Этот вынужденный перерыв в карьере Вивьен стал годом бурного роста карьеры Лоуренса. Театр, который когда-то свел Ларри и Вивьен, теперь разводил их. Театр стал главным ее соперником. Ей был очень нужен успех, ей нужно было доказать миру, что она по-прежнему владеет сердцами публики. И Вивьен приняла предложение сняться в фильме «Анна Каренина», но во время съемок пережила очередной приступ депрессии. Чтобы помочь супруге, Оливье включил в гастрольную программу по Австралии три спектакля «Гамлет», где у Вивьен была главная роль Офелии. Она снова была партнершей Оливье на сцене, но теперь это обернулось не радостью, а тяжелым испытанием.
Питер Финч
В глазах всего мира Лоуренс и Вивьен еще были нераздельны, но на самом деле их пути уже расходились. Его поглощала работа, ее — болезнь. К тому же между ними встал третий. 30-летний актер Питер Финч тогда еще не был всемирно знаменит, но он был талантливым, забавным, очень напоминал Ларри в молодости, и Вивьен влюбилась. Роман стал бурно развиваться уже после австралийских гастролей, в Лондоне, куда Финч приехал по приглашению Оливье. Лоуренс хотел сделать Финча партнером Ли на сцене. Он не мог не предполагать, что привлекательность австралийца не оставит Вивьен равнодушной, и при этом ничуть не возражал против небольшой интрижки своей жены с Питером.
Дело в том, что для Ли секс с другим мужчиной стал своего рода антидепрессантом, поэтому появление Финча Оливье воспринял спокойно, чуть ли не с облегчением, считая, что это нисколько не угрожает их союзу. Однако все зашло несколько дальше, чем хотелось бы актеру. Роман Вивьен и Питера, затухая и вновь разгораясь, продолжался почти девять лет. Все эти годы душевная болезнь Вивьен Ли набирала обороты. То отступая, то вновь завладевая своей жертвой, она делала жизнь и ее самой, и тех, кто рядом, похожей на жизнь у спящего вулкана: сейчас спокойно, но что будет завтра?
Вивьен даже два раза порывалась сбежать с Питером Финчем. Оба «побега» случились в 1955-м. В первый раз любовники провели несколько дней во Франции, а во второй собрались в Нью-Йорк, но полет не состоялся из-за тумана. Из лондонского аэропорта они вернулись в Нотли-Эбби, и это стало финалом «маленькой девятилетней интрижки». Тогда Оливье предпринимает последние попытки спасти брак. В 1955-м он ставит три шекспировские пьесы, где они играют вместе с Вивьен. В июле 1956-го актриса объявила на пресс-конференции, что они с Ларри ждут ребенка. В августе она оставила сцену и, уединившись в Нотли-Эбби, стала готовиться к радостному событию, которое должно было произойти в декабре. На тот момент ей было уже сорок два года. Если бы у Вивьен родился ребенок, может, все обернулось бы не так плохо. Но малыш не родился — снова произошел выкидыш. И опять нервный срыв, депрессия, электрошок…
Джек Мерривейл
На сезон 1959-60 Вивьен Ли предложили роль в Нью-Йорке. Тогда Ларри Оливье уже ушел от нее, но официального развода еще не было. Нотли-Эбби был выставлен на продажу, и оставаться в Англии для актрисы было невыносимо. Ее партнером в новой постановке стал актер Джек Мерривейл, который к этому времени успел жениться, развестись, сделать неплохую театральную карьеру. Сначала их отношения были просто дружескими.
Сказать по правде, я стеснялся. Было ясно, что ее брак совсем разладился, но Вивьен по-прежнему была страшно привязана к Ларри. Она окружила себя его фотографиями. Однажды во время репетиции, когда на мне был клетчатый костюм, она протянула к нему руку и с печалью сказала: «У Ларри был такой же. Боже, как я хочу, чтобы он был здесь!» Одного этого было достаточно, чтобы ни о чем, кроме дружбы, я не помышлял.
Любовниками они стали по инициативе Вивьен. Джек все еще набирался храбрости, когда она напрямик спросила: «Когда мы займемся любовью как следует?» Но он ничего не знал о ее болезни. В итоге последние семь лет жизни Вивьен Джек был для нее всем: любовником, другом, сиделкой, психотерапевтом. Постепенно, шаг за шагом, он вытаскивал ее из омута болезни, был терпелив, ласков, настойчив. Ли продолжала работать в театре и сниматься в кино. «Я буду работать, пока не упаду замертво!» — все это чередовалось с приступами депрессии и лечением электрошоком.
http://stuki-druki.com/authors/Leigh.php
http://www.wmj.ru/stil-zhizni/kino/viven-li.htm