Георгий Вицин — биография, новости, личная жизнь
Георгий Вицин
Георгий Михайлович Вицин (урожденный Вицын). Родился 5 (18) апреля 1917 года в Териоки — умер 22 октября 2001 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1990).
Георгий Вицин родился 5 (18) апреля 1917 года в Териоки (ныне Зеленогорск в составе Санкт-Петербурга).
В церковной книге Крестовоздвиженской церкви на Большой Посадской улице есть запись о том, что там крестили Георгия.
В более поздних официальных документах датой рождения стало значиться 23 апреля 1918 года, а местом рождения — Петроград. Это произошло из-за того, что мать Вицина в 1920-х годах, устраивая сына в оздоровительную лесную школу, сделала его «моложе» и исправила год рождения на 1918-й. 23 апреля (6 мая) являлось днём его именин.
Первоначальная фамилия будущего актёра также выглядела иначе — «Вицын», но позже из-за ошибки паспортистки буква «ы» сменилась на «и».
Когда Георгию было восемь месяцев, родители переехали в Москву.
В 1926-1933 годах учился в Московской школе-семилетке № 26.
В 1933-1934 обучался в Театральном училище при Малом театре (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина), откуда был отчислен с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу».
Георгий Вицин в юности
В 1934 году поступил Театральное училище при Театре имени Е. Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). В 1935 году перешёл в театральную студию МХАТа 2-го, где учился у С. Г. Бирман, А. И. Благонравова, В. Н. Татаринова (все в Москве).
С 1936 года — актёр театра-студии под руководством Н. П. Хмелёва, в 1937-1969 — Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой, куда вошла театр-студия.
Роли Георгия Вицина в театре им. М. Н. Ермоловой:
1940 — «Как вам это понравится» У. Шекспира — Уильям;
1943 — «Ночь ошибок» О. Голдсмита — Тони;
1945 — «Укрощение укротителя» Дж. Флетчера — Морозо;
1946 — «Старые друзья» Л. А. Малюгина;
1947 — «Люди с чистой совестью» П. П. Вершигоры — Воличка;
1948 — «Счастье» по П. А. Павленко — Поднебеско;
1951 — «Ксения» А. А. Волкова (режиссёр А. А. Гончаров) — Дед Семён;
1955 — «В добрый час» В. С. Розова;
1956 — «Чудак» Н. Хикмета — Абдурахман;
1958 — «Дикари» С. В. Михалкова — Любешкин;
1964 — «Лес» А. Н. Островского (режиссёр Л. П. Галлис) — Аркашка Счастливцев;
1966 — «Гвозди» С. Л. Лунгина, И. И. Нусинова;
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского (постановка Н. П. Хмелёва);
«Не сотвори себе кумира» А. М. Файко — Молоканов;
«Двадцать лет спустя» по М. А. Светлову;
«Гость из ночи» Л. Ашкенази — официант;
«Нахлебник» И. С. Тургенева;
«Два упрямца» Н. Хикмета.
С 1969-го по 2001-й служил в Театре-студии киноактёра в Москве.
Кинодебют актёра состоялся, как считалось, в эпизодической роли опричника в фильме «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна (1944). Однако, по словам В. Цукермана, скрупулёзно собиравшего все факты жизни Г. Вицина, актёр как-то признался ему, что С. М. Эйзенштейна он «в глаза не видел», а дебютировал в 1945 году в фильме С. И. Юткевича «Здравствуй, Москва!».
Известность пришла к актёру после фильма «Запасной игрок», в котором он исполнил роль Васи Веснушкина. Вслед за этим снялся в фильме «Она вас любит!». Несмотря на то, что в этих картинах Г. Вицин исполнял роли юных пареньков, актёру было уже далеко за тридцать. Застенчивые и отзывчивые герои Г. Вицина приглянулись зрителю. В то же время он снимался в лентах исторических: «Композитор Глинка» и «Белинский».
Георгий Вицин в фильме «Запасной игрок»
Однако наиболее широкую известность актёру принёс образ Труса, воплощённый им в комедиях Л. И. Гайдая — «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Стоит отметить, что Вицину часто приходилось играть персонажей-пьяниц, и в этих ролях он был очень убедителен, так как обладал специфическими голосом и внешностью. При том что в реальной жизни актёр не пил и не курил, вёл здоровый образ жизни, увлекался дыхательной гимнастикой йогов. И лишь в «Кавказской пленнице» актёру всё-таки пришлось выпить настоящего пива, поскольку шиповник, который потребовал Г. Вицин, в кадре выглядел неубедительно.
Георгий Вицин в фильме «Кавказская пленница»
Также запомнился своими ролями: авантюрист Сэм в комедии «Деловые люди» («Вождь краснокожих»), Бальзаминов в ленте «Женитьба Бальзаминова», сэр Эндрю в «Двенадцатой ночи», Волшебник в «Старой, старой сказке».
Актёр обладал талантом к декламации и много работал над озвучиванием мультфильмов. Был неплохим художником — рисовал карикатуры на актёров, пробовал себя в скульптуре, графике, живописи.
Георгий Вицин в фильме «Женитьба Бальзаминова»
С наступлением 1990-х годов Г. Вицин, совместно с другими участниками знаменитой троицы, начал много гастролировать по стране. До последних своих дней играл в Театре киноактёра. Последние годы жил очень скромно. Отдав свою большую квартиру в центре Москвы дочери Наталье, перебрался в «хрущёвку» в Староконюшенном переулке.
Он крайне ограничивал общение со сторонними людьми, избегал встреч с журналистами. Практически постоянно находился в квартире, выходя на улицу только покормить голубей. От помощи отказывался, говоря: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают!».
Стоит отметить, что Георгий Вицин до преклонных лет выглядел очень молодо. В тридцать семь лет он сыграл восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В сорок шесть — двадцатипятилетнего Мишу Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»). При этом талант позволял ему играть и возрастные роли: в частности, в тридцать восемь лет актёр изобразил деда Мусия в картине «Максим Перепелица».
Георгий Вицин скончался 22 октября 2001 года (по другим источникам — 23 октября) в одной из московских больниц. Причиной смерти актёра стали хронические заболевания печени и сердца. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
26 июля 2008 года к 460-летнему юбилею города и 90-летию актёра в парке культуры и отдыха Зеленогорска был открыт памятник Г. Вицину. Скульптура изображает актёра в роли Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова».
В 2012 году в Иркутске около здания цирка появился памятник Л. И. Гайдаю и «Гайдаевской троице».
Памятник Балбесу, Бывалому и Трусу есть в Перми а также в Хабаровске.
Рост Георгия Вицина: 174 сантиметра.
Личная жизнь Георгия Вицина:
Состоял в отношениях с актрисой Надеждой (Диной) Тополевой, бывшей тогда женой режиссёра Н. П. Хмелёва. Она была намного старше его.
Отношения у них начались, когда 18-летний Вицин поступил в Театр Ермоловой. Он горячо влюбился в Дину Тополеву — жену худрука театра Николая Хмелева, которого Вицин считал своим учителем. Дина ответила на его чувство. Отметим, что Хмелев не изменил отношения к Вицину и продолжал давать ему роли.
Они прожили вместе 20 лет. После расставания продолжал о ней заботиться, приносил ей лекарства и продукты.
Дина Тополева — гражданская жена Георгия Вицина
Жена — Тамара Фёдоровна (1925-2009), костюмер, племянница биолога и селекционера И. В. Мичурина.
В браке родилась дочь Наталья, художник-график.
Тамара Фёдоровна — жена Георгия Вицина
Георгий Вицин с женой Тамарой
Дочь Наталья рассказывала о Георгие Михайловиче: «Из отца сделали отшельника. Это совершенно не так! Если ему звонили девочки и задавали наивные вопросы, он не любил отвечать. Но если, например, у телефона Вульф — мог беседовать часами. В детстве я даже ревновала отца к поклонникам. Идем по улице — все здороваются. «Иди, девочка, домой», — говорил папа и продолжал беседу. По натуре папе больше подходила его первая профессия — художника, скульптора, наблюдающего, созерцающего. Рисовал он везде — в поездках, между действиями в спектаклях, между съемочными часами. Мама порой страдала от того, что с ним серьезно и не поговоришь. Смех с утра до ночи. Даже в самой ужасной ситуации он умел снять напряжение мудрым юмором. Папа был ответственным человеком. Поддерживал и нас с мамой, и первую жену, актрису Дину Тополеву».
Георгий Вицин с дочерью Натальей
Фильмография Георгия Вицина:
1944 — Иван Грозный опричник (нет в титрах)
1945 — Здравствуй, Москва! — железнодорожник на станции «Дольск»
1946 — Глинка — зритель на премьере (нет в титрах)
1947 — Весна — актер, репетирующий Н. В. Гоголя
1951 — Белинский — Николай Гоголь
1952 — Композитор — Глинка Николай Гоголь
1954 — Запасной игрок — Вася Веснушкин
1954 — Мы с вами где-то встречались — отдыхающий на балконе дома отдыха (нет в титрах)
1955 — Мексиканец — Билл Карти
1955 — Максим Перепелица — дед Мусий
1955 — Двенадцатая ночь — сэр Эндрю
1956 — Она вас любит! — Константин Петрович Канарейкин
1956 — Поэт — антрепренёр вечера поэзии (нет в титрах)
1956 — Убийство на улице Данте — Питу
1957 — Борец и клоун — Энрико
1957 — Дон Кихот — Самсон Карраско
1957 — Новый аттракцион — Семён Ильич, администратор цирка
1958 — Коловращение жизни — парикмахер (нет в титрах)
1958 — Отцы и дети — Ситников
1958 — Жених с того света — Фикусов, управделами
1958 — Девушка с гитарой — покупатель
1958 — «Чудотворец» из Бирюлёва — алкаш
1959 — Василий Суриков — Илья Ефимович Репин
1959 — Я был спутником Солнца — учёный, коллега Андрея
1959 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Николай Гоголь
1960 — Конец старой Берёзовки — учитель геометрии
1960 — Месть — Фёдор Фёдорович Дегтярёв
1961 — Дрессировщики — дедушка
1961 — Совершенно серьёзно (новелла «Пёс Барбос и необычный кросс») — Трус
1961 — Самогонщики — Трус
1961 — Артист из Кохановки — дед Кузьма
1962 — Как рождаются тосты — счетовод Плющ
1962 — Путь к причалу — Великанкин, интеллигент в вытрезвителе
1962 — Деловые люди (новелла «Вождь краснокожих») — Сэм
1962 — Молчат только статуи — Жак Мелье
1963 — Короткие истории (музыкальный фильм) (миниатюра «Поучительный случай» муж
1963 — Каин XVIII — палач
1963 — Мамочка и два трутня — посетитель котлетной
1963 — Первый троллейбус — пьяный
1963 — Слепая птица — пассажир поезда
1964 — Эстрадная фантазия (музыкальный фильм)
1964 — Женитьба Бальзаминова — Миша Бальзаминов
1964 — Зайчик — помощник режиссёра Фёдор Михайлович
1964 — Сказка о потерянном времени — злой волшебник Андрей Андреевич
1964 — Что такое теория относительности? — актёр (камео)
1964 — Весенние хлопоты — дядя Пудя
1965 — Бывает и так (киноальманах) (новелла «Скелет Аполлона») — Назлиев
1965 — В первый час — гость «Голубого огонька»
1965 — Дайте жалобную книгу — заведующий отделом в магазине одежды
1965 — Новогодний календарь
1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — Трус
1965 — Дорога к морю — бригадир лесосплавщиков Александр Терентьевич
1966 — Коллекция Капы — Гранаткин
1966 — Красное, синее, зелёное — директор музея
1966 — Кто придумал колесо? — дядя Коля
1966 — Сказки русского леса — Трус
1966 — Формула радуги — директор фабрики игрушек
1966 — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика — Трус
1966 — Фитиль (фильм №47 «Карусель») — эпизод
1967 — Спасите утопающего — майор милиции / старик в панамке
1967 — Татьянин день — предложивший новое летоисчисление
1968 — Гольфстрим — отец Игоря
1968 — Семь стариков и одна девушка — грабитель («Трус»)
1968-1981 — Кабачок «13 стульев» (фильм-спектакль) — критик пан Цыпа
1968 — Старая, старая сказка — добрый волшебник
1968 — В тринадцатом часу ночи — водяной
1969 — Вчера, сегодня и всегда — тётушка Берри
1969 — Похищение — камео
1970 — Шаг с крыши — англичанин
1970 — Как мы искали Тишку — старшина милиции Степанов
1970 — Опекун алкоголик и тунеядец — Тебеньков
1971 — Весенняя сказка — царь Берендей
1971 — 12 стульев — монтёр Мечников
1971 — Пожара не будет! — шофёр Пётр
1971 — Тень — доктор
1971 — Смертный враг — Егор
1971 — Джентльмены удачи — «Хмырь» (Гаврила Петрович Шереметьев)
1972 — Табачный капитан — повар Мутон
1972 — Масштабные ребята — прораб Афанасьев
1972 — Фитиль (фильм №121 «Покупка») — покупатель
1973 — Чиполлино — адвокат Горошек
1973 — А вы любили когда-нибудь? — мама Нины Дмитриевны, Олин папа Яков Иванович Никольский
1973 — Земля Санникова — Игнатий
1973 — Моя судьба — пьяный
1973 — Неисправимый лгун — парикмахер Алексей Иванович Тютюрин
1974 — Дорогой мальчик — Макинтош
1974 — Северная рапсодия — продавец Кузьма Петрович
1974 — Царевич Проша — король Каторз IX
1974 — Фитиль (фильм №147 «Найди себя»)
1974 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — музыкант с банджо/гитарой
1974 — Мой «жигулёнок» — дядя Женя
1974 — Большой аттракцион — Галкин, режиссёр телевидения
1975 — Финист — Ясный Сокол — Агафон
1975 — Шаг навстречу (новелла «Дочь капитана») — человек в буфете
1975 — Не может быть! (новелла «Свадебное происшествие») — отец невесты
1975 — Пузырьки — водитель «Запорожца»
1975 — Ау-у! (новелла «И подъехали к избе сваты. ») — дед, учёный-этнограф
1975 — Где ты, Арина Родионовна? — Родионыч
1976 — Пастух Янка — принц Кукимор
1976 — Весёлое сновидение, или Смех и слёзы — министр Кривелло
1976 — Пока бьют часы — дедушка Маши, Великий садовник
1976 — Синяя птица — Сахар
1976 — 12 стульев — гробовщик Безенчук
1976 — Солнце, снова солнце — дед
1976 — Ералаш (в сюжете «Чудное мгновенье») — Николай Васильевич Гоголь
1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (фильм-спектакль) — камео
1978 — История с метранпажем — администратор гостиницы Семён Николаевич Калошин
1980 — За спичками — портной Тахво Кенонен
1980 — Комедия давно минувших дней — Трус
1981 — Руки вверх! — агент ЫХ-000, он же Фонди-Монди-Дунди-Пек
1985 — Соперницы — дедушка Иван Степанович
1985 — Опасно для жизни! — Александр Петрович Чоколов
1986 — Путешествие пана Кляксы — король Аполлинарий Бай
1992 — Выстрел в гробу — полковник Закусняк
1992 — Господа артисты — парикмахер Нил Палыч
1993 — Бравые парни — майор Грибоедов
1994 — Несколько любовных историй — аптекарь Форнари
1994 — Хаги-Траггер — кукольный мастер Генрих Янович
Озвучивание Георгия Вицина:
1936 — Бесприданница (в восстановленной редакции 1970 года)
1937 — Богатая невеста — младший счетовод
1937 — 1938 — Пётр Первый (в реставрации 1965 года) — чтец
1939 — Золотой ключик (в реставрации 1959 года) — Буратино (роль О. А. Шагановой-Образцовой), Джузеппе (роль М. Н. Дагмарова)
1950 — Казимир — Поль-Андре (роль Б. Ла Жаррижа)
1953 — Великий воин Албании Скандербег — муж Мамицы
1954 — Верные друзья — дед на барже (роль А. И. Жукова)
1954 — Цирк будет — Viewer (роль В. Трегла)
1954 — Папа, мама, служанка и я — Робер Ланглуа (роль Р. Ламурё)
1955 — Лурджа Магданы — дед Гиго (роль А. А. Омиадзе)
1955 — Крушение эмирата — Урзуф, посол эмира (роль С. Табибуллаева / комендант)
1955 — Девушка-джигит — Мурат (роль С. П. Тельгараева)
1956 — Драгоценный подарок — заведующий аптекой (роль Э. С. Геллера)
1956 — Вокруг света за 80 дней — кондуктор поезда (роль К. Бастера)
1956 — Баши-Ачук
1957 — 12 разгневанных мужчин — Присяжный № 2 (роль Дж. Фидлера / Присяжный № 9 (роль Дж. Суини)
1958 — Мой дядюшка
1958 — Мистер Питкин в тылу врага — Норманн Питкин / генерал Шрейбер (роль Н. Уиздома)
1959 — Бабетта идёт на войну — капитан Гюстав Фремон (роль Н. Роквера)
1959 — Так держать, медсестра! — санитар Мик (роль Г. Лока)
1959 — Двенадцать девушек и один мужчина — Йозеф (роль Э. Вальдбрунна)
1959 — Улица Прэри — санитар Мик (роль Г. Ги Декомбля)
1961 — Рассказ нищего — Пепиа (роль А. А. Омиадзе)
1961 — Трудная жизнь — эпизод (роль А. Блазетти)
1961 — Развод по-итальянски — Кармело Патане (роль Л. Триесте)
1962 — Стук почтальона — Гарольд Мопс (роль С. Миллигана)
1963 — Приключения Питкина в больнице — Норманн Питкин (роль Н. Уиздома)
1963 — Путь на арену — агент Госстраха
1963 — Вчера, сегодня, завтра — дедушка (роль Д. ди Грегорио)
1964 — Хотите — верьте, хотите — нет. — лектор (роль А. М. Матковского)
1964 — Вперед, Франция! — Le supporter avec le bonnet tricolore (роль Р. Ролли)
1964 — Фантомас — ответственный секретарь союза ювелиров (роль Ж. Берже)
1965 — Первый учитель — Картынбай (роль Кирей Жаркимбаев) / роль М. Кыштобаева)
1966 — Как украсть миллион — страховой агент (роль Э. Малина)
1966 — Удивительная история, похожая на сказку — читает текст
1967 — Треугольник — фотограф
1968 — Бриллиантовая рука — алкоголик, которого увозит милиция (роль Л. И. Гайдая) (в титрах не указан)
1968 — Маленький купальщик — министр (роль П. Дака)
1969 — Приключения канонира Доласа, или Как я развязал Вторую мировую войну — капитан Ральф Пикок (роль К. Рудзкого)
1970 — Украли Старого Тоомаса — Старый Тоомас (роль К. К. Кийска)
1971 — Вилли Вонка и шоколадная фабрика
1972 — Секрет великого рассказчика — граф
1974 — Торговцы смертью — дядя Кьокки (роль А. Кутоло)
1975 — Уважаемые люди — Profumo (роль Д. Паньяни)
1976 — Знакомство по брачному объявлению — официант (роль Р. Риффара) / таксист (роль П. Реппа)
1976 — Регентруда — злой колдун-карлик Фойербарт
1977 — Гариб в стране Джиннов — Асра (роль А. Мамедоглу)
1977 — Фантазии Веснухина — дядя Гоша, фотограф (роль Г. М. Ронинсона)
1977 — Мачеха Саманишвили — священник Михаил (в титрах не указан)
1978 — Кто есть кто — инспектор автошколы (роль Ф. Кастелли)
1979 — Д’Артаньян и три мушкетёра — второй судейский чиновник (роль В. А. Долинского)
1979 — Ритмы песен — Tushar Бабу Гхош / Чаттерджи (роль К. Мукхерджи)
1980 — Укрощение строптивого — священник Чирилло (роль П. Сантонастазо)
1981 — Дедушка дедушки нашего дедушки — дед Азиз (роль Г. Садыхов)
1981 — Мария, Мирабела — Король гусениц, отец Омиде (роль Д. Рэдулеску)
1982 — Влюблён по собственному желанию — ухажёр-художник (роль И. В. Уфимцева)
1982 — Покровские ворота — дедушка Савельич (роль Э. С. Геллера)
1982 — Чародеи — говорящий кот (в титрах не указан)
1986 — Я — вожатый форпоста — отец Коли Гудкова (роль А. А. Кожевникова)
Озвучивание мультфильмов Георгия Вицина:
1946 — Павлиний хвост — доктор Айболит
1947 — Конёк-Горбунок — Спальник
1951 — Высокая горка — воробей Чик
1953 — Волшебный магазин — Маг-завмаг
1954 — Оранжевое горлышко — петух Подковкин
1954 — Стрела улетает в сказку — Старик-лесовик
1954 — Козёл-музыкант — Первый ёж
1954 — На лесной эстраде — Заяц
1954 — Танюша, Тявка, Топ и Нюша — Тявка
1955 — Ореховый прутик — ведьма Клоанца / ворон (в титрах как «Г. Вицын»)
1955 — Снеговик-почтовик — Снеговик
1955 — Храбрый заяц — Храбрый заяц
1955 — Заколдованный мальчик — Деревянная статуя старого моряка Розенбома
1955 — Это что за птица? — Гусь (в титрах не указан)
1955 — Четыре монеты — дед Ахмед
1956 — Маленький Шего — Попугай (в титрах не указан)
1956 — Гадкий утёнок — Оба петуха / Гусь / Индюк / Кот (в титрах не указан)
1956 — Кораблик — Муравей / Лягушонок
1956 — Лесная история — Журавль-врач (в титрах не указан)
1956 — Шакалёнок и верблюд — шакалёнок
1956 — Приключения Мурзилки — Скворец / дворник дядя Егор
1956 — 12 месяцев — Ворон / Глашатай / Попугай / братец Февраль
1956 — Аист Аджар-бай (в титрах не указан)
1957 — Верлиока — Селезень (в титрах не указан)
1957 — Волк и семеро козлят — Дятел (в титрах не указан)
1957 — В некотором царстве. — Заморский принц / дьяк
1957 — Привет друзьям! — Фанфан-репортер
1957 — Чудесница — Петух
1957 — Сказка о Снегурочке — Дед (в титрах не указан)
1958 — Кошкин дом — Козёл / ворон-пожарный
1958 — Краса ненаглядная — Разбойник Труха / Сорока / Воронёнок
1958 — Мы за солнышком идём — Ёжик
1958 — Сказка о Мальчише-Кибальчише — Дед / буржуйский генерал англичанин / буржуйский генерал японец
1958 — Мальчик из Неаполя — Маленький Синьор
1958 — Спортландия — Хоттабыч из книги
1959 — Приключения Буратино — Джузеппе / клоун / дирижёр (в титрах как «И. Вицин»)
1959 — Ровно в три пятнадцать. — Карандаш; Петрушка (в титрах не указан)
1959 — Три дровосека — Пузырь
1960 — Разные колёса — Петух
1960 — Винтик и Шпунтик — весёлые мастера — Пилюлькин (в титрах не указан)
1960 — Человечка нарисовал я — Кондитер
1960 — Тринадцатый рейс — Заяц, козёл
1960 — Конец Чёрной топи — Леший
1960 — Мультипликационный Крокодил № 2 — патефон / нож
1960 — Непьющий воробей — Непьющий воробей
1960 — Три зятя — Старик (в титрах не указан)
1961 — Дорогая копейка — Пятак-сторож
1961 — Дракон — Сборщик податей
1961 — Ключ — Николай Захаров, папа мальчика
1961 — Муравьишка-хвастунишка — Кузнечик
1961 — Чиполлино — садовник Кактус
1961 — Незнайка учится — Доктор Пилюлькин
1961 — Заокеанский репортёр — Репортёр Боб Скетч
1962 — Две сказки — Заяц
1962 — Только не сейчас — волшебник «Сейчас»
1962 — Королева Зубная Щётка — Дедушка Мыло (в титрах не указан)
1962 — Фитиль, сюжет «Современная сказка») — Дабран-ага
1963 — Сказка о старом кедре — Гриб / Колобок
1963 — Следопыт — состарившийся второгодник Вася Петров
1963 — Бабушкин козлик — 3-й волк
1963 — Светлячок № 3 — Светлячок
1963 — Три толстяка — Продавец воздушных шаров (в титрах не указан)
1964 — Жизнь и страдания Ивана Семёнова — врач
1964 — Кто поедет на выставку? — Бракованный человечек
1964 — Храбрый портняжка — Министр / трубач
1964 — Петух и краски — Петух
1964 — Дюймовочка — Кузнечик-музыкант / один из трёх солидных кротов (в титрах не указан)
1964 — Кто виноват? — Коробок со спичками
1965 — Ваше здоровье — Xвороба / Микроб
1965 — Ни богу, ни чёрту — плотник Кузьма (в титрах не указан)
1965 — Рикки-Тикки-Тави — старый мангуст
1965 — Светлячок № 6, сюжет Подсолнух — Индюк
1965 — Где я его видел? — Карандаш, председатель «Клуба весёлых человечков» (в титрах не указан)
1966 — Про бегемота, который боялся прививок — Волк / Жираф / Крокодил
1966 — Поди туда, не знаю куда — Текст от автора / худой скоморох
1966 — Сегодня День рождения — Диспетчер на вокзале / Кот
1966 — Хвосты — Заяц
1967 — Зеркальце — Заяц
1967 — Межа — Старик (в титрах не указан)
1967 — Паровозик из Ромашкова — Папа
1967 — Заяц-симулянт — Заяц
1967 — Сказки для больших и маленьких — Заяц
1967 — Слонёнок — Павиан
1967 — Машинка времени — Болельщик «Спартака»
1967 — Раз, два — дружно! — Заяц / одноухий волк
1967 — Сказка о золотом петушке — Мудрец-звездочёт; пушкарь
1967 — Честное крокодильское — Паровоз (в титрах не указан)
1967 — Как стать большим — Гриб
1968 — Козлёнок, который считал до десяти — Конь
1968 — Комедиант — Стражник в Бомбижу (в титрах не указан)
1968 — Хочу бодаться! (новелла «Услужливый») — Заяц
1968 — Фильм, фильм, фильм — сценарист
1969 — Фитиль (короткометражный) (фильм №80 «Есть ли жизнь на Марсе?») — профессор-лектор
1969 — Фитиль (короткометражный) (фильм №177 «Счастливый конец») — мотоциклист
1969 — Украденный месяц — Месяц
1969 — Кот в сапогах 1-я часть — кот Перро
1969 — Рассеянный Джованни (Весёлая карусель № 1) — Почтальон (в титрах не указан)
1970 — Бобры идут по следу — Бобр-учитель
1971 — Петрушка — Петрушка
1971 — Терем-теремок — Петушок
1972 — Весёлый старичок (Весёлая карусель № 4) — Старичок
1972 — Рассказы старого моряка: Антарктида — Пингвин-воспитатель
1972 — Утёнок, который не умел играть в футбол — утёнок-хулиган (в титрах не указан)
1973 — Как это случилось — Игрушка-Клоун
1973 — Небылицы в лицах (Весёлая карусель № 5) — Егор
1974 — Мешок яблок — Папа Заяц
1974 — Сами виноваты — Папа Заяц
1975 — Наследство волшебника Бахрама — Волшебник Бахрам
1975 — Конёк-Горбунок — Спальник / эпизодические персонажи
1975 — В гостях у гномов — Гном (в титрах не указан)
1976 — Зайка-зазнайка — Зайка-Зазнайка
1976 — Все непонятливые — Червяк-интеллигент
1977 — Как грибы с горохом воевали — Стручок (в титрах не указан)
1977 — Зайчонок и муха — Воробей
1977 — Квартет «Ква-ква» — Жук (в титрах не указан)
1978 — Дед Мороз и серый волк — Папа Заяц (в титрах как «Г. Вицын»)
1978 — Робинзон Кузя — Кот-дикарь
1978 — Как утёнок-музыкант стал футболистом — Утёнок-хулиган (в титрах как «Г. Вицын»)
1979 — Как лиса зайца догоняла — Заяц
1979 — С кого брать пример? — Пёстрый Петух
1980 — Первый автограф — Бобёр (исполнение песни)
1980 — Каникулы в Простоквашино — Бобёр
1981 — Мария, Мирабела — Царь гусениц, отец Омиде
1981 — Зимняя сказка — Снегирь
1982 — Приключения волшебного глобуса или проделки ведьмы — Маленький Синьор / колдунья Клоанца / Мудрый ворон
1982 — День рождения — Гном
1982 — Сладкий родник — Петух / Бычок
1982 — Бюро находок — попугай Степаныч
1983 — Ловись, рыбка! — Дед
1983 — Жил у бабушки козёл — Зайка
1983 — Самый маленький гном (4-ый выпуск) — Петушок
1983 — Следствие ведут Колобки (2-ой выпуск «Ограбление века») — продавец мороженого
1984 — Подземный переход — Уж
1984 — Хочу Луну — Лорд-канцлер
1984 — Не хочу и не буду — Кот
1984 — Слонёнок пошёл учиться — Кот
1984 — Как щенок учился плавать — Лебедь
1984-1990 — КОАПП — Гепард
1984 — Домовёнок Кузя. Дом для Кузьки — домовёнок Кузя / гость / грузчик
1985 — Домовёнок Кузя. Приключения домовёнка — домовёнок Кузя / кот
1986 — Домовёнок Кузя. Сказка для Наташи — домовёнок Кузя
1986 — Снегурята — Пугало
1987 — Домовёнок Кузя. Возвращение домовёнка — домовёнок Кузя
1990 — Курица — Старый петух
1990 — Сладкая репа — рассказчик
1991 — Николай Угодник и охотники — все персонажи
1991 — Гостья — раёшник
1992 — Простой мужик — раёшник
1992 — Бабья работа — раёшник
1993 — Два жулика — раёшник
1993 — Родня — раёшник
1993 — Чуффык — Заяц
1994 — Фантазёры из деревни Угоры — Кощей Бессмертный
1994 — Шарман, шарман!-2 — Черепаха
1995 — Шарман, шарман!-3 — Черепаха
Радиоспектакли Георгия Вицина:
1961 — «Аптека «Голубые шары»» — Лекарь-Аптекарь
1962 — «Звёздные дневники Ийона Тихого» — от редакции
1965 — «Верный робот» — странный тип
1972 — «Остров сокровищ» — Пью
1981 — «Дети капитана Гранта» — Паганель
Музыкальные сказки Георгия Вицина:
1965 — «Волшебник Изумрудного Города» — Гудвин
1981 — «Происшествие в стране Мульти-Пульти» — Трус
1984 — «Приключения Кузнечика Кузи» — кузнечик Кузя
1984 — «Новые приключения Кузнечика Кузи» — кузнечик Кузя
1989 — «Разыскивается Кузнечик Кузя» — кузнечик Кузя
1989 — «Кузнечик Кузя на планете Туами» — кузнечик Кузя
последнее обновление информации: 23.03.2021
Георгий Михайлович Вицин
Фото Все
Видео Все
Вицин, которого мы не знали
Георгий Вицин. Отшельник
Как уходили Кумиры — Георгий Вицин
Георгий Вицин — биография
Для миллионов советских зрителей Георгий Вицин был, есть, и остается настоящим профессионалом, актером с большой буквы. Время было не властно над ним, он мог легко перевоплотиться в старика, будучи тридцатилетним, и стать молодым парнем, когда ему было далеко за пятьдесят. Многие считают Вицина исключительно комедийным актером, но настоящие поклонники его творчества знают, как хорошо ему удавались драматические персонажи.
Первая слава пришла к Георгию Вицину после съемок в комедии «Запасной игрок», и закрепилась впоследствии многочисленными комедиями режиссера Гайдая.
Детство и юность
Родился Георгий Вицин 18 апреля 1917 года в небольшом городке Териоки, впоследствии переименованном в Зеленогорск, недалеко от Санкт-Петербурга. Но впоследствии дата рождения актера изменилась на 23 апреля(6 мая) 1918-го. Мама Марина Матвеевна пошла на такой подлог вынужденно – мальчика нужно было оздоровить, а место в лесной оздоровительной школе было только в младшей группе, куда Георгия уже не брали по возрасту. 6 мая было выбрано не случайно, в этот день был церковный праздник Георгия, в честь которого и назвали Вицина. С фамилией тоже произошли видоизменения – правильно было писать Вицын, но в каком-то из паспортных столов сделали ошибку, написав вместо «ы» букву «и».
Фото: Георгий Вицин в детстве
Родители Вицина были русскими. Мама Мария Матвеевна уроженка Пензы, папа Михаил Егорович родом из деревни Небылое под Владимиром. Они были очень далеки от искусства. Когда Жора был еще восьмилетним несмышленышем, семья поселилась в столице и мама нашла работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов. Георгий частенько бывал у нее на работе. Женщина растила его в одиночку, потому что отец мальчика очень рано умер. Сказались последствия войны, повлекшие за собой болезнь и раннюю смерть.
В детские годы Георгий был настолько застенчивым, что о сцене даже и не мечтал. Но позже он решил, что нужно как-то бороться с этой чертой своего характера, и понял, что лучше всего это сделать с помощью театральной студии.
Мальчику удалось побороть страх перед сценой и публичными выступлениями, и именно в это время пришло осознание, что он хочет навсегда связать свою биографию со сценой.
После окончания школы Георгий поступил в училище при Малом театре, но доучиться ему не удалось. Он был отчислен, причем по очень интересной причине. В приказе написали, что парень легкомысленно относится к процессу обучения. Такая постановка вопроса только раззадорила Вицина, и он решил доказать всем, что может достичь большего.
В этом же году он подал документы сразу в три театральных вуза, и во все три смог пройти. Перед ним были открыты двери студии Дикого, театра Революции и училища им.Вахтангова. Георгий решил отдать предпочтение театру Вахтангова, но проучился там только один год. Его манила театральная студия МХАТ-2, куда он вскоре и перевелся, а через некоторое время получил диплом об окончании.
Театр
В 1936 году Георгий Вицин пришел в театр им.Ермоловой. Карьера начинающего актера быстро пошла вверх, зрителям очень понравился этот симпатичный смешливый паренек. Спектакли с его участием собирали полные залы, а молодой артист купался в волнах славы и популярности. По воспоминаниям бывших работников этого театра, доходило до того, что если в спектакле не было Вицина, то зрители просто сдавали в кассу купленные билеты, и уходили. Понравился актер не только зрителям, но и профессиональным критикам, которые давали его творчеству только положительную оценку.
Георгий Вицин отдал сцене этого театра тридцать три года своей жизни. Он был задействован практически во всех спектаклях из репертуара театра, но самой интересной его работой стала постановка комедии «Укрощение укротителя». В этом спектакле он стал старым импотентом, образ которого полюбился зрителю с первого раза. Поэтому когда шел этот спектакль, в зале был неизменный аншлаг. Вицин находился на вершине театрального Олимпа, когда внезапно решил уйти в кинематограф. Решение было неожиданным для всех, но зато стало переломным моментом в творческой биографии актера, и сделало его настоящей звездой кинематографа.
Могут быть знакомы
Фильмы
Георгий Вицин впервые попал на съемочную площадку в 1951-м, когда ему предложили сняться в эпизоде фильма «Иван Грозный». После этого он сразу получил центральную роль в ленте «Белинский», и сыграл Гоголя. В кастинге участвовало достаточное количество артистов, но по мнению ассистентки Вицин больше всех подходил на эту роль, поэтому был утвержден буквально с первой пробы. За всю свою творческую жизнь он перевоплощался в Гоголя три раза – режиссеры видели в нем черты великого писателя.
Георгия Вицина можно с уверенностью назвать разноплановым актером, органично вписывающимся в любой образ. Но известность пришла к нему после работы в комедиях. Первый раз его пригласили в комедию «Запасной игрок», где он стал футболистом Васей Веснушкиным, подающим большие надежды спортсменом. В этой картине он оказался по воле случая. Георгий приехал на пробы совершенно другого фильма, к режиссеру Файнциммеру, но кастинг он не прошел. Вицин уже собирался уезжать, но тут он попал в поле зрения ассистента режиссера картины «Запасной игрок», который и увидел в нем главного героя.
Георгий Вицин всегда очень ответственно подходил к работе над образом. Когда он получил роль Веснушкина, то практически не вылезал со стадиона, наблюдал тренировки настоящих футболистов, сам выполнял разные упражнения, чтобы как можно точнее вжиться в образ. Когда артист получил эту роль, то ему было уже тридцать семь, а играть приходилось двадцатипятилетнего парня. Вицин был настоящим феноменом – никто никогда не мог точно сказать, сколько ему лет. Он молодо выглядел всегда, и когда отметил свое сорокалетие, то не переставал соглашаться на роли семнадцатилетних парней. Наверное такие гены достались ему от родителей, а еще он сам старался постоянно следовать здоровому образу жизни. Он совершенно не пил, был ярым противником курения. Практически никогда не участвовал в застольях и шумных вечеринках. Но в ролях горьких пьяниц смотрелся очень органично и правдоподобно.
Первая комедия с участием Вицина понравилась зрителям и режиссерам. Буквально сразу после «Запасного игрока» Георгию предложили роль в картине «Она вас любит!». Актеру нужно было выполнять трюки разной сложности, с которыми он отлично справлялся. В одном из эпизодов, где его герою нужно было стать на водные лыжи, предполагалось участие дублера, но Георгий справился с ним самостоятельно.
В 1955-м артиста пригласили на съемки фильма «Женитьба Бальзаминова». Режиссеру пришлось очень потрудиться, чтобы добиться согласия Вицина на эту роль. Актер отказывался, потому что его экранному герою было всего 25, а самому актеру на тот момент уже было сорок восемь лет.
Настоящая слава пришла к артисту после съемок в комедии «Пес Барбос и необычный кросс», в котором впервые снялась вся троица – Трус, Балбес и Бывалый, в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. Всенародная слава и любовь буквально захлестнули актеров. Потом этим же составом они снялись и в других комедиях, ставших культовыми во времена СССР – «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница». Режиссером всех этих картин был легендарный Леонид Гайдай.
Потом фильмография актера пополнилась картинами «Деловые люди», «Двенадцатая ночь», «Старая, старая сказка» и многих других. В 90-х годах Вицин много времени проводил на гастролях, его узнавали все, подходили на улице, просили оставить автограф. Не отказывался Георгий и от работы на театральных подмостках, в это время он сотрудничал с Театром киноактера.
Еще об одном таланте актера – декламаторском, знали немногие. Но именно это его умение привело Вицина в мультипликацию, где он озвучил целый ряд любимых детворой мультиков.
Картины с участием Вицина стали не только достоянием кинематографа, но и навсегда запомнились зрителям. Комедии, в которых играл великий актер, до сих пор смотрят с большим удовольствием новые поколения любителей качественного кино. Но есть ленты, которые остались как бы в тени, и не очень запомнились зрительской аудитории. Одной из таких картин является «Неисправимый лгун», снятой режиссером Вилленом Азаровым. В этой комедии Вицин стал мастером-парикмахером Тютюриным, мягким и добрым по характеру. Его герой постоянно оказывается заложником нелепых ситуаций, которые в итоге не дают ему получить заслуженную должность, потому что начальство думает, что Алексей Иванович просто лжет.
Он блестяще справился с этой ролью, лишний раз подтвердив свой высокий профессионализм. Ему удалось донести до зрителя всю глубину своего персонажа, и несправедливость начальства по отношению к нему.
Комедия «Неисправимый лгун» стала одной из лучших работ великого мастера перевоплощения, несмотря на то, что на экраны она выходит достаточно редко. Эта комедия наглядно показывает, что добро должно сражаться за свое место под солнцем, иначе справедливость не восторжествует никогда.
Личная жизнь
Первой женой актера стала актриса Надежда Тополева, которая была старше Вицина на 16 лет. Их брак был гражданским, но несмотря на это, они прожили достаточно долго. Женщина сама отказывалась от официальной регистрации, а Георгий не хотел на нее давить. После того, как они расстались, Вицин продолжал заботиться о ней, постоянно снабжал всем необходимым – продуктами, лекарствами.
После того как Георгий и Надежда расстались, в личной жизни актера наметились перемены. Он познакомился с Тамарой Мичуриной, которая работала костюмером и была племянницей ученого-биолога Ивана Мичурина. В 1949-м они поженились, а в 1954-м стали родителями единственной дочери Натальи. Девушка выучилась на художника-графика и занималась написанием плакатов к фильмам. С Тамарой Вицин прожил до самой смерти, жена находилась при нем неотлучно.
Фото: Георгий Вицин с дочерью
Наталья очень любила своего отца, а он в свою очередь просто боготворил дочь. После его смерти она рассказала, что большим пристрастием актера была живопись, и что из него получился бы отличный художник и скульптор.
Иногда во время съемок Вицин отвлекался, чтобы набросать портрет какого-то коллеги. Самым интересным шаржем стал портрет актера Никулина, который по достоинству оценили его коллеги.
Смерть
Свои последние годы Георгий Вицин провел в небольшой «хрущевке», уступив своей любимой Наталье большую квартиру в Москве. В 90-х годах актер практически не общался ни с кем, проводя все свое время дома. Единственным его развлечением были голуби, которых он постоянно кормил.
Фото: Могила Георгия Вицина
Георгия Вицина не стало 21 октября 2001 года. Смерть наступила по причине заболеваний сердца и печени. Местом упокоения артиста стало Ваганьковское кладбище.
Церемония похорон была очень скромной, такой, как и хотел сам актер, ведь он никогда не любил шумных сборищ.
Избранная фильмография
- 1944 Иван Грозный
- 1954 Запасной игрок
- 1955 Мексиканец
- 1956 Она вас любит!
- 1958 Жених с того света
- 1960 Конец старой Берёзовки
- 1961 Самогонщики
- 1963 Каин XVIII
- 1964 Женитьба Бальзаминова
- 1965 Дайте жалобную книгу
- 1965 Операция «Ы» и другие приключения Шурика
- 1966 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
- 1968 Семь стариков и одна девушка
- 1969 Вчера, сегодня и всегда
- 1971 Весенняя сказка
- 1972 Табачный капитан
- 1973 Чиполлино
- 1974 Царевич Проша
- 1976 Пастух Янка
- 1976 12 стульев
- 1980 За спичками
- 1985 Опасно для жизни!
- 1994 Хаги-Траггер
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Георгий Вицин
Биография
Персонажи Георгия Вицина стали бесценным наследием актера, вложившего в профессию не только мастерство, но и душу. Коллеги и поклонники запомнили артиста скромным интеллигентным человеком, который, однако, заметно отличался от большинства цельностью характера и верностью собственным жизненным ценностям. Исполнитель редко давал интервью, не появлялся на телевидении, и аура загадочности придавала ему как знаменитости еще больше шарма.
Детство и юность
Георгий Михайлович Вицин, знаменитый советский актер театра и кино, родился в 1917 году в городке Териоки (ныне — Зеленогорск). Когда мальчику исполнилось 8 месяцев, семья переехала в Москву. По официальной информации, актер родился в 1918 году, но дату поменяла мама, чтобы сына взяли в оздоровительный лагерь. Мария Матвеевна решилась на такой шаг, поскольку Георгий не проходил по возрасту, а места оставались только в младшей группе.
Маму будущего актера, русскую по национальности, знали как трудолюбивую женщину, которая самостоятельно вырастила сына. Муж Марии Матвеевны вернулся с войны, тяжело заболел и прожил недолго.
В детстве Георгий был застенчивым мальчиком, поэтому никто даже не представлял, что он выберет актерскую профессию. Но в школьные годы парень решил навсегда оставить стеснительность в прошлом, начав ходить в местную театральную студию.
После школы Георгий поступил в училище Малого театра, где проучился недолго, так как руководство отчислило студента с весьма забавной формулировкой: «за легкомысленное отношение к учебе». Это настолько раззадорило будущую знаменитость, что осенью он решил поступать сразу в 3 театральные студии.
После прохождения вступительных испытаний талантливого юношу пригласили и в студию Дикого (московский театральный коллектив, организованный актером Алексеем Диким), и в Театр Революции, и в училище имени Вахтангова. Вицин выбрал последний вариант, но не задержался и в этом престижном образовательном учреждении, а через год перевелся в театральную студию МХАТ-2, которую успешно закончил.
Театр
С 1936 года Вицин работал в Театре имени М. Н. Ермоловой. Театральная карьера исполнителя развивалась стремительно, зритель быстро полюбил молодого артиста. Можно с уверенностью сказать, что Вицин в то время был популярен и востребован, ведь на спектакли с участием начинающего актера регулярно ходили толпы поклонников.
Работники театрального учреждения вспоминали, что, если играл не Вицин, посетители нередко попросту сдавали билеты в кассу и уходили. Даже суровые критики признавали талант артиста и писали исключительно положительные рецензии.
В общей сложности Георгий Михайлович проработал на сцене театра Ермоловой 33 года. Вицин сыграл много ролей, но главной постановкой, в которой участвовал актер, стала комедийная пьеса «Укрощение укротителя».
Образ старичка-импотента, который воплощал актер, настолько понравился зрителю, что залы всегда заполнялись до отказа. Сценическая карьера была в самом разгаре, когда Георгий Михайлович решил сменить театр на кино. Это было неожиданно, но вскоре стало понятно, что такой выбор позитивно повлиял на творческую биографию, ведь актер стал легендой советского кино.
Фильмы
Кинематографический дебют актера состоялся в 1951 году. Артист сыграл эпизодическую роль в картине «Иван Грозный». Позже его пригласили на главную роль Николая Васильевича Гоголя в фильме «Белинский». На пробы пришло много известных актеров, но ассистентка режиссера утвердила кандидатуру Вицина, разглядев в претенденте черты писателя. Примечательно, что за свою кинокарьеру Георгий Михайлович играл Гоголя трижды, настолько естественным и реалистичным выглядело воплощение им персонажа.
Вицин — разноплановый актер, которому удавались любые образы, но популярность пришла после комедийных ролей. Первой известной комедией, в которой Георгий сыграл молодого футболиста Веснушкина, стал фильм «Запасной игрок». Интересно, что на пробы он попал случайно. Исполнитель пробовался на роль в кинокартине Александра Файнциммера, но попытка оказалась неудачной.
Актер уже хотел возвращаться в Москву, но его заметил ассистент режиссера. После удачных проб Георгия утвердили на главную роль Васи Веснушкина, молодого перспективного спортсмена. До начала съемок актер много времени уделял спортивной подготовке, выполняя физические упражнения на стадионе, чтобы соответствовать герою ленты. Когда артисту предложили роль Веснушкина, ему было не 25, как думал режиссер, а 37.
В этом плане Вицин был феноменальным человеком, его возраст для окружающих оставался загадкой. Актер выглядел очень молодо, и в свои 40 мог с легкостью сыграть молодого парня. Все потому, что Георгий Михайлович вел здоровый образ жизни: не курил, не пил, не забывал и о занятиях йогой. При этом роли пьяниц удавались ему достоверно и реалистично.
После блистательной роли Васи Веснушкина актера пригласили в фильм «Она вас любит!». Вицин отлично играл, выполняя сложные трюки. Эпизод с водными лыжами предполагалось снять с дублером, но режиссер решил задействовать Георгия Михайловича. В итоге трюк был выполнен идеально.
В 1964 году актера пригласили в картину «Женитьба Бальзаминова». Режиссер долго уговаривал Вицина, который никак не соглашался, ведь это была роль 25-летнего парня, а на тот момент артисту исполнилось 47.
Актер много гастролировал по стране вместе с коллегами, и его все больше узнавали обычные советские граждане, вовсе не интересующиеся кино.
Георгий Вицин был еще и прекрасным декламатором, и кроме актерства он озвучивал мультфильмы. На счету артиста десятки работ в мультипликации: «Конек-Горбунок», «Высокая гора», «Снеговик-почтовик» и многие другие.
Фильмы с участием Вицина полюбились советскому зрителю. Тем не менее в творческой биографии актера имелись картины, которые широкая аудитория обошла стороной. Комедия «Неисправимый лгун», где отметился Георгий Михайлович, незаслуженно оказалась в тени других творений. В ленте Виллена Азарова актер сыграл мастера-парикмахера Алексея Ивановича Тютюрина, человека с очень добрым и мягким характером.
Блестящее исполнение роли, а также песен, которые полюбились взрослым и детям, — яркий пример профессионализма актера. Не все зрители знали, что Георгий Михайлович обладал прекрасными вокальными данными, которые ему удалось продемонстрировать в этой работе.
Комедии Леонида Гайдая
Настоящее признание пришло к актеру после участия в картине «Пес Барбос и необычный кросс», снятой на основе юмористического фельетона украинского поэта Степана Олейника. В этом фильме зритель впервые увидел культовую троицу: Труса, Балбеса и Бывалого. Евгений Моргунов, Юрий Никулин и Георгий Вицин стали всенародными любимцами. Однако вопреки мнению публики в жизни артисты не были друзьями, как в кино, причиной тому был сложный характер Моргунова.
Во время съемок короткометражки материала было отснято на полчаса, но Леонид Гайдай решил уместить сюжет в 10 минут, остальные же кадры, изобилующие шутками и трюками, которые артисты выполнили самостоятельно, вошли в следующую картину режиссера — «Самогонщики». Ее премьера состоялась в том же 1961 году.
В следующий раз легендарная троица появилась в фильме «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», завоевавшем невероятную популярность. Часть съемок комедии проходила в Одессе, и, что интересно, Вицин и Моргунов параллельно были задействованы в другом проекте — новелле «Скелет Аполлона» из киноальмонаха «Бывает и так» — и жили в одной гостинице с создателями обеих лент.
В комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» Моргунов и Никулин появляться отказывались, не желая спекулировать на популярности полюбившихся зрителям образов. Режиссеру стоило немалого труда уговорить артистов, подкупило разрешение вносить в сценарий любые правки и импровизировать на свое усмотрение. Так, фраза: «Чей туфля? А, мое!» родилась из уст Вицина в порыве творческого вдохновения.
Комедии, созданные Гайдаем, заняли особое место в фильмографии Георгия Михайловича. Зрители оценили знаменитые работы и спустя десятилетия продолжают смотреть увлекательные картины.
Личная жизнь
Личная жизнь артиста отличалась стабильностью и душевностью. Надежда Тополева стала первой гражданской женой актера, с ней Вицин прожил много лет. Пара так и не оформила отношения официально. По словам дочери актера, Надежда этого и не хотела, а отец не настаивал. Примечательно, что любимая женщина была значительно старше артиста. После расставания Вицин не бросил Тополеву, приносил продукты и лекарства, старался всегда помочь.
С Тамарой Федоровной, официальной женой, актер прожил до последних дней, именно супруга и ухаживала за ним. У пары родилась дочь Наташа, которую Вицин очень любил.
Наталья Вицина часто вспоминает отца. Однажды в интервью дочь легенды советского кино рассказала, что знаменитому актеру нравилось рисовать. По словам женщины, Георгию Михайловичу больше подходила иная профессия — художника и скульптора.
Известно, что в перерыве между съемками актер мог быстро сделать наброски портретов коллег. Партнерам Георгия Вицина по фильму «Кавказская пленница» запомнился шарж на Юрия Никулина, сделанный артистом на съемках киноленты.
Смерть
На старости лет великий артист переехал в маленькую «хрущевку», отдав дочери просторную квартиру в центре столицы. В конце 90-х Вицин мало общался, выходил только, чтобы покормить голубей.
Актер умер 21 октября 2001 года. Причина смерти — хронические заболевания печени и сердца. В родном городе артиста установили памятник в его честь.
25 октября 2001 года состоялась гражданская панихида в Центральном доме кинематографистов в Москве. В тот же день народный артист был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Тысячи москвичей пришли проститься с легендой советского кино. Церемонию прощания посетили и видные деятели киноискусства: Александр Ширвиндт, Наталья Варлей, Владимир Этуш и другие.
Траурная церемония была скромной, ведь сам актер вовсе не любил суету вокруг своей личности. Лишь после смерти стало известно, что Георгий Михайлович до последнего работал, чтобы обеспечить семью.
Советский артист очень любил животных и птиц. Узнав об этом, двое москвичей с одобрения родственников Вицина принесли на панихиду клетку с 12 голубями, выпустив птиц в момент выноса тела актера.
Председатель Союза кинематографистов Никита Михалков выступил с прощальной речью, которая характеризовала профессионализм и достижения актера. В ней говорилось, что комедийного артиста подобного масштаба в России не было и никогда не будет. Только услышав его фамилию, люди светлели, на их лицах всегда появлялась улыбка. У него был дар смотреть на своих персонажей как бы со стороны, и поэтому даже его отрицательных героев всегда обожали зрители.
Спонсоры не раз предлагали дочери актера роскошно оформить его могилу, но Наталья ограничилась скромным памятником, считая, что отцу, который не любил пафос, это бы понравилось больше. Зато место упокоения актера всегда украшают живые цветы, регулярно приносимые поклонниками.