ЯРОШЕВСКИЙ Виталий Семенович
Заместитель главного редактора, редактор отдела «Общество» «Новой газеты»,
бывший заместитель главного редактора «Общей газеты»
Виталий Ярошевский родился 18 марта 1956 года в Свердловске.
В 1973-1975 гг. учился на факультете журналистики МГУ, после чего продолжил учебу в Праге. В 1979 году окончил факультет журналистики Карлова университета в Праге (ЧССР).
С 1978 по 1993 год работал в ТАСС (промышленная редакция, редакция социалистических стран, журнал «Эхо планеты»). Девять лет был корреспондентом, заведующим отделом ТАСС в Праге.
С .
Время уговоров Украины прошло: Русский генерал пошёл по сирийскому варианту
Военные эксперты спустя некоторое время с момента появления на посту командующего группировкой русских сил на Украине генерала армии Александра Дворникова отмечают резкий рост интенсивности воздействия нашей армии на позиции укронацистов. Западная пресса, которая поначалу впала в шок от новости о назначении генерала Дворникова, притихла, видимо, в ожидании реализации своих самых страшных опасений.
Обзор инопрессы
При чтении сообщений западной прессы о назначении генерала армии Александра Дворникова на пост командующего специальной военной операцией на Украине обратило на себя внимание признание высокого профессионализма русского военачальника. Все западные СМИ в один голос указывают на то, что генерал Дворников имеет уникальный боевой опыт, поскольку возглавлял сирийскую группировку Вооружённых сил России с сентября 2015-го по июнь 2016 года. По некоторым данным, за время сирийской командировки Дворникова российская авиация совершила более 9 тысяч самолёто-вылетов. При её участии удалось освободить около 400 населённых пунктов.
Британская The Economist, в частности, отмечает:
В 2015 году генерал Дворников стал первым командующим российской военной кампанией в поддержку… Башара Асада. Идея небольшой, но решительной проекции военной мощи далеко за пределы страны с использованием воздушных, сухопутных и военно-морских сил была для России новшеством. Сирийские вооружённые силы полностью исчерпали себя, личный состав был деморализован, и офицерский корпус деградировал. Участие России радикально изменило ситуацию.
И заслуга в этом – генерала Дворникова. По оценкам The Economist, «за первые три месяца его командования (русскими войсками в Сирии) в результате авиаударов России было убито почти 700 боевиков джихадистской группировки «Исламское государство»*».
Как и президент России Владимир Путин, он (Дворников) служил в Восточной Германии, уехав оттуда с последними русскими силами в 1994 году. Он также участвовал в исключительно жестокой второй чеченской войне на рубеже тысячелетий. Всего он добивался упорным трудом, никогда не был ничьим ставленником,
– продолжает The Economist. «Генерал Дворников очень вдумчивый… и прислушивается к другим», – резюмирует издание. Налицо явное уважение опыта и боевых заслуг генерала Дворникова.
Владимир Путин и генерал-полковник Александр Дворников. Фото: kremlin.ru
«Нехай клевещуть»
Но западные СМИ не были бы таковыми, если бы не попытались обвинить генерала Дворникова в том, в чём виноваты США и с ними весь коллективный Запад, – в причастности к гибели мирного населения в многочисленных конфликтах по всему миру, инициаторами которых были как раз Соединённые Штаты. Надо, конечно, убедить западного читателя в том, что русские сдают позиции на Украине и потому, мол, назначают на руководство специальной операцией боевого генерала, который якобы не щадит мирных граждан и ведёт войну так, как её привыкла вести армия США.
Американская The New York Times пишет:
Россия реорганизовала командование своим слабеющим наступлением на Украине, выбрав для миссии генерала, обвиняемого в том, что он отдавал приказы наносить удары по гражданским кварталам в Сирии, поскольку западные страны ввезли на Украину больше оружия в ожидании возобновления российского наступления на востоке.
Эта короткая фраза заслуживает подробного разбора «по косточкам». Запад очень опасается, что конец группировки ВСУ на востоке Украины близок, и потому надо заранее прикрыться фразами о «русских ударах по мирным жителям», чтобы оправдать разгром ВСУ, несмотря на поставки западного оружия. Придуманная и уже объявленная «жестокость» русского генерала, готов поспорить, станет аргументом для оправдания поражения украинской армии, который мы найдём спустя некоторое время и в западной прессе, и в риторике западных политиков.
Американцы уже предвидят, что поставленное на Украину ими и их союзниками тяжёлое вооружение будет скоро уничтожено русскими, и потому заранее оправдывают этот ожидаемый факт назначением русского боевого генерала.
Назначение генерала Александра Дворникова командующим военной спецоперации произошло после того, как Великобритания объявила, что отправляет свои ракеты, способные поражать самолёты, танки и даже корабли, а Словакия передала украинским военным систему ПВО большой дальности С-300 с благословения Соединённых Штатов,
– пишет The New York Times. Между строк читается: мы не виноваты в том, что в результате действий русских этого вооружения ВСУ скоро лишатся.
Что это всё значит?
Подобные публикации явно свидетельствуют о том, что США и их западные союзники серьёзно обеспокоены, что специальной военной операцией России на Украине руководит опытный боевой генерал. Они ожидают, что командующий Южным военным округом генерал армии Дворников, за плечами которого сирийский театр военных действий, очень скоро наведёт порядок на Украине, внеся своё, основанное на опыте боевых действий, видение в тактику планируемых операций.
Конечно, мы не можем публично предсказывать замыслы русского командования (да это было бы и вредно для дела). Но всем – и нам, и нашим врагам – очевидно то, что уничтожение восточной группировки ВСУ, освобождение всего Донбасса и других восточных областей Украины в данный момент становится первостепенной задачей нашей группировки и подразделений союзнических сил ДНР и ЛНР. С того момента, когда генерал армии Дворников возглавил СВО, интенсивность воздействия нашей армии на позиции укронацистов возросла многократно. В первую очередь этим обстоятельством объясняется их массовая сдача в плен.
Что с того?
Западники пишут, что «Россия назвала лучшего своего командира – генерала Александра Дворникова, который руководил российскими войсками в Сирии». Всем понятно, что Россия не отступит. А сам генерал готов к решительным действиям. Время уговоров прошло. Экспертам понятно и то, что реальные, а не опереточные переговоры Москвы с Киевом или его кураторами на Западе, как бы эти переговоры ни назывались, возможны только по двум вопросам: о капитуляции киевского режима и о гуманитарных коридорах в любую сторону для мирных граждан. У тех, кто всё ещё на стороне Киева, времени на раздумье остаётся всё меньше. Среди опций – отойти в сторону и не мешать русской армии освобождать таких же, как мы, русских, оказавшихся под гнётом установленного коллективным Западом нацистского режима.
* «Исламское государство», ИГИЛ, ИГ, игиловцы – террористическая организация, деятельность которой на территории России запрещена.
Виталий Ярошевский: «Г-н президент поторопился»
Вечером 7 октября журналист «Новой газеты» Анна Политковская приехала домой из супермаркета «Рамстор», зашла в подъезд и вызвала лифт. Вслед за ней, не скрывая лица от камер видеонаблюдения, в подъезд зашел молодой человек в бейсболке, чуть выше среднего роста, одетый во все темное — только рубашка алого цвета. Через несколько минут он вышел. Тело Политковской с двумя пулевыми ранениями обнаружила в лифте соседка. Говорят, молодой человек был профессионалом, т.к. знал, что низкое разрешение камер наблюдения не позволит составить фоторобот, бейсболка скроет от следователей всю верхнюю часть лица, а красная рубашка отвлечет внимание потенциальных свидетелей от внешности…
За два дня до убийства Анна Политковская дала интервью русской службе Радио «Свобода», в котором назвала премьер-министра Чечни Рамзана Кадырова«вооруженным до зубов трусом», сказала, что мечтает о том, чтобы он оказался на скамье подсудимых. Еще она анонсировала готовившийся к публикации материал о пытках, применяемых силовиками в Чечне.
12 октября последняя статья Политковской «Назначаем тебя террористом», которую она не успела закончить, была опубликована в «Новой газете». В ней рассказывается о практике«назначения в террористы» простых граждан, которая в 2006г. вытеснила в Чечне истинную антитеррористическую борьбу.
Впрочем, очевидно, что за два дня такие убийства не готовятся. К тому же, прежде Политковская писала и более жесткие материалы, чем «Назначаем тебя террористом». «Новая газета» объявила о начале собственного расследования этого дела и обещала, что, пока издание существует, убийцы Анны не будут спать спокойно.
Тем временем международная общественность напряженно следила за реакцией российского президента Владимира Путина, который продолжал хранить молчание. И, возможно, не высказался бы вообще, несмотря на обращения правозащитных и журналистских организаций, если бы о Политковской его не спросили на пресс-конференции в Дрездене. «Это убийство наносит действующей власти больший урон и ущерб, чем ее публикации, — ответил Путин. — Действительно, эта журналистка была острым критиком действующей власти в России… Но, думаю, журналисты должны это знать — что степень ее влияния на политическую жизнь в стране была крайне незначительной».
О Политковской, Путине и Кадырове обозреватель «БелГазеты» беседовал с заместителем главного редактора «Новой газеты» Виталием ЯРОШЕВСКИМ.
— Принесло ли результаты собственное расследование трагедии?
— Пока не могу об этом ничего говорить.
— Как вы прокомментируете заявления Путина?
— Я лично считаю их позорными.
— Есть мнение, что уж лучше бы он молчал…
— Да, я так тоже считаю. В конце концов, он мог просто выразить соболезнование, этого было бы достаточно. Когда люди гибнут вот так, нужно думать о том, что говорить уместно, а что — нет.
«СЮДА ПОЗВОНИЛ ВЕСЬ ЖУРНАЛИСТСКИЙ МИР»
— Обозреватель «Ежедневного журнала» Антон Орехъ согласился с Путиным. Он считает, что степень влияния Политковской на политическую жизнь действительно была «незначительной». Просто потому, что на политическую жизнь России никто, кроме Путина, не влияет… Вы согласны?
— Хорошо, Политковская была невлиятельным, неизвестным человеком. Но за что ее убили-то? Люди, которые не оказывают ни на что влияния, на 100% находятся в безопасности. На них и внимания никто не обращает.
Есть факты, прямо свидетельствующие о ее весе. На следующий день после убийства Анны все заметные европейские газеты вышли с ее фотографией на первой полосе, опубликовали репортажи из Москвы. С первых минут, когда стало известно о ее гибели, и по сей день я и мои коллеги отвечаем на телефонные звонки. Сюда позвонил весь журналистский мир. Весь! Вспоминаю навскидку: «Нью-Йорк Таймс», «Гардиан», японская телекомпания NHK, CNN, украинское ТВ, литовское ТВ, теперь вот и «БелГазета»… Как вы думаете, с какого такого перепуга весь мир начал интересоваться убийством малоизвестной, невлиятельной журналистки? Мир не обращает внимания на незаметных людей.
Но не только мировая, но и российская пресса отреагировала на убийство, материалы об Анне были на первых полосах. Об убийстве сообщили все федеральные каналы. Так что, безусловно, она влияла на настроения, в т.ч. тех людей, которые относились к ней, мягко говоря, сдержанно (не хочу произносить пафосных слов о том, что ее ненавидели, хотя это тоже было). По-моему г-н президент поторопился.
«ЭТА ГИБЕЛЬ ИСПОРТИЛА ЕМУ НАСТРОЕНИЕ»
— Почему все-таки Путин высказался об убийстве? Вы верите в то, что это было сделано под давлением журналистского сообщества?
— Нет, конечно! Хотя думаю, что эта гибель испортила ему настроение. Он ехал в свой любимый Дрезден, ехал с совершенно определенными целями, предчувствуя интересные, приятные встречи. Он полагал, что будет говорить об энергобезопасности, об экономическом сотрудничестве. А первый вопрос, который ему задали, был: «Что вы думаете об убийстве Политковской ?»
Что касается его реакции на чье-то давление, чьи-то обращения в его адрес, то президент у нас достаточно самостоятельный. И, по сообщениям СМИ, в т.ч. российских, после Беслана вообще никому не доверяет, ни на кого не обращает внимания. Поэтому не думаю, что он сделал это заявление под давлением журналистского сообщества.
— Одним из возможных подозреваемых по делу об убийстве Политковской «Новая газета» назвала Рамзана Кадырова. Премьер Чечни уже заявил, что не может быть причастен, поскольку «чеченцы никогда не убивают женщин». Можно ли этому верить?
— А вы ожидали, что Кадыров скажет: «Да, я мог бы убить женщину» ? Его ответ совершенно логичен.
По публикациям Политковской был возбужден ряд уголовных дел. Эти дела должен рассматривать Страсбургский суд. По одному из дел Политковская проходила в качестве свидетеля. Увязка ее убийства с именем Кадырова напрямую проистекает из самой ситуации. Насколько мне известно, следственные органы рассматривают эту версию в числе прочих.
Они не говорят: да, Кадыров убил, и я вам так не скажу. Но того, что следы этого убийства ведут в Чечню, исключать нельзя. Как нельзя исключать и того, что произошедшее — провокация против Кадырова. У него ведь много кровников в Чечне. И вот представьте себе такое резонансное, страшное убийство, бросающее тень подозрения непосредственно на чеченского премьера. Это, безусловно, удар по его репутации. Какой бы ни была эта репутация…
«МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ»
— Как вам комментарий главного редактора «Известий» Владимира Мамонтова: убийство не связано с профессиональной деятельностью Политковской?
— Это профессиональная трусость плюс политическая конъюнктура. Я высказал свою точку зрения на заявление Мамонтова в интервью «Известиям». Я очень просил оставить мои слова о Мамонтове в тексте беседы, но они не опубликовали интервью вообще. Я высказал мнение, что главный редактор «Известий» поступил позорно. Я работал в «Известиях», и никогда, ни в какие времена, несмотря на разные пертурбации, смену начальства, хозяев и т.д., таких заявлений главный редактор делать не мог. Раньше это просто исключалось.
Могу предположить, что Мамонтов таким образом подавал сигнал тем, от кого напрямую зависит: мол, вот как я о Политковской сказал.
Ведь что возмущает: ему даже в голову не пришло ограничиться словами соболезнования и дежурной фразой о том, что он не может комментировать это убийство, т.к. не имеет достаточной информации. Это обычная, приемлемая отговорка, которую теперь часто слышишь от разных людей. Позиция, конечно, между строк прочитывается, но это не вызывает возмущения и презрения.
Мамонтов, правда, нам потом звонил, извинялся и, опять же, по трафарету пытался объяснить, что его неправильно поняли. Ну, да Бог ему судья…
Понимаете, сейчас в России журналистского цеха как такового, в том понимании, которое существовало еще 10 лет назад, уже нет. Когда убили Дмитрия Холодова, не было никаких сомнений в нашей солидарности. Никто не поливал грязью убитого. А сейчас это делают. Многое изменилось в нашей стране. Да и в вашей тоже…
И ЗДЕСЬ БЕРЕЗОВСКИЙ…
— Один из обозревателей заключил, что не будет больше в России стотысячных толп на похоронах журналиста, что времена Листьева, журналиста-мессии уже прошли. И теперь журналист — собиратель сплетен и пикантных фотографий…
— Я работаю в «Новой газете», и мы ни пикантных фотографий, ни сплетен не собираем. Мы просто пытаемся фиксировать нашу действительность во всем ее, как бы это лучше сказать, многообразии. А что до времени, то надо понимать: сегодня оно одно, завтра будет совсем другим.
— Произошедшее — уже третье заказное убийство за месяц. 14 сентября был убит зампред Центробанка Андрей Козлов, 7 октября — Анна Политковская, 11 октября — глава отделения «Внешторгбанка» Александр Плохин. Что происходит в России? Вы верите в версию о том, что эти события — дело рук опальных олигархов Леонида Невзлина и Бориса Березовского, пытающихся дестабилизировать ситуацию?
— Это все разговоры того же уровня, что и рассуждения вроде «ее убил Кадыров» или «ее заказал Путин». Я, например, одинаково не верю и в то, что Анну заказал Невзлин, и в то, что ее заказал Путин. А вот в то, что такие поводы могут использоваться для расправы с политическими оппонентами, их дискредитации, верю.
Вы посмотрите: следствие только начало работу, а президент уже заявил: «Нам известны эти люди. Они живут за границей». И добавил: мы их «изобличим». Да, собственно, уже изобличил! Не поймал, не раскрыл убийство, не доказал их причастность, а именно «изобличил».
— Т.е. если даже убийца и заказчики не будут найдены, они будут названы?
— Да уже названы… По крайней мере версия о том, что Невзлин хотел спровоцировать в России дело, подобное делу Гонгадзе, уже гуляет по Сети.
СПРАВКА «БелГазеты». Виталий Ярошевский родился в 1956г. в Свердловске. В 1973-75гг. учился на факультете журналистики МГУ. В 1979г. окончил факультет журналистики Карлова университета в Праге. С 1978 по 1993гг. работал в ТАСС. Девять лет заведовал отделом ТАСС в Праге. Работал в газетах «Известия», «Время MN ».