Виктор Васильевич Малеев
С 1970 по 2020 год при участии академика Малеева было ликвидировано около 50 крупных эпидемий инфекционных болезней.
Среди них, в частности, эпидемии и крупные вспышки:
- Менингококковой инфекции в Москве, 1970 г.
- Лихорадки Ласса в Либерии, 1979 г.
- Холеры: Астрахань, 1970 г.; Бангладеш и Сомали, 1971 г.; Йемен, 1972 г., Кения, 1974 г.; Афганистан, 1980 г.; Перу, 1990 г., Ирак, 1999 г.
- Астраханской риккетсиозной лихорадки, 1983 г.
- Легочной чумы в Индии, 1994 г.
- Брюшного тифа в Таджикистане, 1995 г.
- Чумы во Вьетнаме, 1985 г.
- Тяжелого острого респираторного синдрома (более известен как SARS) в Китае, 2003 г.
- Птичьего гриппа во Вьетнаме, 2004 г.
- Свиного гриппа в России (пандемия), 2009-2010 гг.
- Гемморагической лихорадки Эбола в Гвинее, 2014 г.
В 1995 году награжден орденом Дружбы за помощь в ликвидации эпидемии чумы в Индии.
Впервые диагностировал и установил этиологию вновь возникших и ранее неизвестных инфекционных болезней: лихорадки Зика в России (2017 г.), астраханской риккетсиозной лихорадки, клещевого боррелиоза, вызванного боррелиями Borrelia miyamotoi.
Во время ряда массовых вспышек отверг инфекционное происхождение и доказал неинфекционную природу некоторых заболеваний. В частности, раскрыл случаи массового пищевого отравления витамином D в Одессе, 1980 г.; заболевание, вызванное поливитаминной недостаточностью на Кубе, 1993 г.
Принимал участие в медицинском осмотре детей, вывозимых из Афганистана в СССР в период военных действий в 1985 году.
Профессор Виктор Малеев: «Жизнь и детский дом приготовили меня к профессии»
Читайте также
Добро пожаловать домой
«Хочу обратно в детдом!»
Жестокий детский дом: советское прошлое и российское настоящее
Тамара Черемнова: «Иногда хочется, чтобы меня просто погладили по голове»
Виктор Васильевич Малеев — зам.директора по научной работе Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, академик РАН, профессор по инфекционным болезням, бывший воспитанник детского дома. В интервью корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» он рассказал о том, как выживал в детском доме, как учился, как спасал людей в разных странах мира. И дал советы нынешним воспитанникам детских домов.
Профессор-инфекционист Виктор Васильевич родился в 1940 году. В среднеазиатской эвакуации несколько лет воспитывался в детдоме и школе-интернате. После окончания Андижанского медицинского института в 1964 году работал врачом в пустыне Кызыл-Кум, в участковой больнице Калужской области, заведующим подмосковной врачебной амбулаторией. С 1968 года работает в Центральном НИИ эпидемиологии. Участник миссий российских врачей в различных частях света. Автор медицинских препаратов, в том числе известного многим Регидрона.
— Виктор Васильевич, как вы попали в детский дом?
— Когда началась война, мне не было еще и года. Отец в первых рядах ушел на фронт, в 1941 году погиб, а нас с мамой отправили в эвакуацию в Среднюю Азию, в узбекский город Андижан. Мама была неграмотной, читать и писать не умела. Разгружая вагоны, она надорвала спину и заработала грыжу. В то время, когда мама была в больнице, соседи сдали меня в детский дом. Все эвакуированные жили в одной комнате. Я остался один, лежал и кричал. Видимо, кому -то из соседей это надоело, и так от меня избавились. Из детского дома мама сразу забирать меня не стала, испугалась, что не прокормит. Забрала она меня, когда я уже в школе учился. В детском доме я провел в общей сложности 9 лет.
-Детей тогда сдавали в казенные учреждения из-за общей тяжелой ситуации. Это не были дети из неблагополучных семей. В детском доме была «дедовщина»?
— Я попал к узбекским детям. Среди них я был чужаком. Меня и били и еду у меня отбирали. Все было. Из-за болезней я был дистрофиком. В восемь лет я весил чуть больше 20 кг. Когда давали еду, сильные дети набрасывались, а меня отталкивали. Когда все расходились, я собирал крошки. Благодаря этим крошкам я и выжил.
— Вы часто болели в детстве?
— Еще по дороге в Андижан я заболел корью, и нас с мамой сняли с поезда. Средняя Азия всегда была краем, в котором было много инфекций, а в войну особенно. В городе не было канализации, не было чистой воды, часто не соблюдались правила гигиены. В детстве я очень много болел, и это были именно инфекционные болезни. Я перенес корь, малярию, менингит. Во втором классе, когда нас посылали собирать хлопок, поймал вшей.
— Поэтому вы решили стать врачом?
— Отчасти. Я окончил школу с золотой медалью. У меня были большие способности по математике, и я хотел стать математиком. Поступать в вуз и учиться на врача я не планировал. Но у меня не было другого выхода: в Андижане было всего три института, и как раз в то время открылся медицинский. Инфекционные болезни были тем, о чем я знал не понаслышке, поэтому в медицинский я и пошел.
— Детдомовцы обычно жалуются на свою судьбу, у них большие проблемы с мотивацией. Как вы с этим справились?
— Я знал, что идет война, что всем трудно, не только мне. Воспитатели нам об этом все время говорили. Мама меня не бросала, она периодически приходила в детский дом, разговаривала со мной. В младших классах я начал курить, но она меня как-то отучила. Она меня поддерживала, мотивировала, интересовалась мной.
Когда я учился в школе, в нашем дворе жили около 10 семей. Среди них были русские, татары, бухарские евреи — это был своего рода Вавилон. Одна уборная на всех. Правда, с двумя дырками.
Весь двор меня любил. Я был сын двора. Соседи давали одежду. Я во время учебы помогал их детям решать задачи, за это они меня кормили.
— Вы простили свою маму?
— В детстве, конечно, я был обижен на нее за то, что она меня не забирала домой. Принести она ничего не могла, потому что сама толком выживала. Я ныл. Но потом, конечно, простил ее. Я ей благодарен.
В последствии я переехал в Калужскую область, работал сельским врачом, а мама осталась в Средней Азии. Она там умерла. Когда пошел национализм, ее отказывались класть в больницу, потом, что она была русская. Чтоб помочь ей устроиться на лечение, я писал диссертацию врачу в Узбекистане.
— Что бы вы посоветовали современному воспитаннику детского дома?
— Когда вокруг атмосфера злости, ребенку очень трудно ее преодолеть. Дети могут расти и развиваться только в любви. С ними нужно быть, разговаривать, нужно давать им почувствовать добро.
Все, что я скажу — это капля в море. Потому что общая атмосфера там совсем другая. Но я бы сказал так: «Если ты сам не встанешь, никто за тебя ничего не сделает. Все двери, в принципе, открываются, только ты сам будь человеком. Доброта должна быть. Ты должен жалеть окружающих и помнить, что как ты будешь относиться к людям, так и они к тебе».
— Помог ли вам в жизни детдомовский опыт?
— Жизнь и детский дом приготовили меня к профессии. В детдоме я очень быстро понял, что для того чтобы выжить, нужно биться. Меня били, мяли, а я говорил себе, что должен стать сильным, что я мужчина и должен драться.
С 10 лет я начал ежедневно делать зарядку, приучал себя, что могу какое -то время не спать, потому что дети меня во сне обижали. Говорил себе, что могу не есть, потому что часто голодал. Я готовил себя с детства, и все это мне помогло.
Виктор Малеев и его коллега — профессор, заведующий лабораторией экологии вирусов «НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского» Михаил Щелканов в Гвинее, охваченной Эболой. 2014 г. Фото — gazeta.ru.
Я работал в Ираке под американскими бомбами, когда в 1999 году шла война с Кувейтом, сидел в бомбоубежище вместе с больными. Очень много работал на холере. В Кении, в Сомали, в Бангладеш, в Йемене. Когда ты работаешь на эпидемии, тут уже не до себя. В день у меня было по 100 больных холерой. Ты идешь спасать людей, и ты не можешь им сказать: «Извините мне пора, мне надо кушать».
— Почему вы изучали холеру, чем вас так она интересовала?
— Холера — это инфекция, при которой лечение высокоэффективно и быстро дает положительный результат. Для меня эта болезнь — родная. При холере организм человека теряет огромное количество жидкости. Она не бывает хронической, и если за несколько дней ее удается диагностировать — все будет хорошо.
Если другие инфекции лечатся большим количеством лекарств, то здесь нужна только жидкость. Во время холеры человек выглядит жутко. Страшнее, чем при любой другой болезни — весь черно-синий, кожа сморщенная. Но когда ему начинают внутривенно вводить солевой раствор, то по мере поступления жидкости, у тебя на глазах складки на коже у больного начинают расправляться, тургор кожи восстанавливается, возвращается нормальный цвет лица. И ты можешь видеть, как на твоих глазах фактически происходит чудо.
— Вы – изобретатель уникальных солевых растворов…
— Ранее у нас практически не было полиионных растворов, и если больному холерой требовалось одновременно возместить потери ряда электролитов, возникали большие сложности. Приходилось смешивать, менять режим лечения. В период эпидемии, когда требуется оказать срочную медицинскую помощь, это очень неудобно.
Я предложил и внедрил в практику растворы, которые включали в себя сразу несколько солей. Хлосоль, Ацесоль, Дисоль, Квартасоль , Регидрон — это была моя докторская диссертация.
— Почему вы их не запатентовали?
— Патентовать в советское время было сложно. Да я и не старался выпячивать свои заслуги. Бог знает и хватит. Я буду доволен, если после меня останутся растворы, и ими смогут пользоваться люди. Для меня это главное.
Добавить в избранное 0
Портал changeonelife.ru — крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Комментарии
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Виктор Малеев
Биография
В.В. Малеев награжден орденом Дружбы (1995 г., за помощь в ликвидации эпидемии чумы в Индии), медалями, другими знаками отличия, в том числе юбилейным знаком “Министерство иностранных дел Российской Федерации. 200 лет”.
Родился 22 июля 1940 года в городе Мелитополе Запорожской области (Украина). Отец — Малеев Василий Григорьевич (1904—1942). Мать — Малеева Эмма Михайловна (1908—1985). Супруга — Малеева Вера Ивановна (1936 г. рожд.). Сын — Малеев Сергей Викторович (1967 г. рожд.).
По окончании Андижанского государственного медицинского института имени М.И. Калинина (1958—1964) Виктор Малеев обучается в аспирантуре Андижанского мединститута на кафедре инфекционных болезней (1964—1965). Первым местом его работы в качестве врача-педиатра стала Дугнинская участковая больница (поселок Дугна Калужской области, 1965—1966). В этот период в круг обязанностей Виктора Васильевича входила работа в поликлинике и стационаре с больными и здоровыми детьми, диспансеризация детей на селе, организация молочной кухни, суточные дежурства.
В 1966—1968 годах В.В. Малеев заведует Быковской врачебной амбулаторией (Подольский район Московской области), осуществляя организацию медицинской помощи на селе, руководство коллективом, обслуживание больных в амбулатории и на дому, проведение подворных обходов, диспансеризацию, санитарно-просветительскую деятельность.
С 1968 года по настоящее время трудовая деятельность Виктора Васильевича Малеева связана с Центральным научно-исследовательским институтом эпидемиологии Министерства здравоохранения РФ (до 1991 г. — Минздрава СССР). Здесь он последовательно прошел ступени младшего (1968—1976), затем старшего (1976—1978) научного сотрудника, заведующего лабораторией клинической физиологии и биохимии (1976—1979).
С 1979 года В.В. Малеев — заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Минздрава РФ по научной и клинической работе, заведующий отделом инфекционной патологии. Содержанием деятельности Виктора Васильевича на этом поприще является научно-исследовательская и лечебно-диагностическая работа в клинике инфекционных болезней, научно-организационная работа, выезды на эпидемии опасных инфекций в различные регионы России и в страны Азии, Африки, Центральной и Южной Америки. Он также руководит диссертационными работами, курирует Астраханский филиал Института.
В.В. Малеев осуществил разработку клинико-патогенетического направления инфекционной патологии. Он создал оригинальную клинико-патогенетическую классификацию обезвоживания при холере и других острых кишечных инфекциях. Автор полиионных инфузионных растворов “Хлосоль”, “Ацесоль”, “Дисоль”, “Квартасоль”, а также составов для оральной дегидратации “Регидрон” и “Цитроглюкосолан”. Виктором Васильевичем разработаны критерии оценки тяжести течения и методики интенсивной терапии наиболее распространенных инфекционных болезней, установлены клинические особенности вновь открытых и возвращающихся инфекционных болезней, в том числе особо опасных — холеры, чумы, геморрагических лихорадок, риккетсиозов, ТОРС “атипичная пневмония”, легионеллеза и др.
В.В. Малееву принадлежат открытие закономерностей нарушения системы свертывания крови при многих инфекционных заболеваниях и разработка терапии патологии гемостаза. Им исследована эволюция инфекционных болезней в условиях техногенного влияния, воздействия природных и социальных факторов. Разработаны клиническая и лабораторная диагностика, дифференциальная диагностика инфекционных болезней, концепция развития инфекционной службы на 2004—2008 годы.
В.В. Малеев — автор более 350 публикаций, в том числе 9 монографий. Важнейшие из них: “Холера” (1978), “Руководство по клинике, диагностике и лечению опасных инфекционных болезней” (1994), “Этиологическая диагностика и этиотропная терапия острых пневмоний” (1995), “Астраханская риккетсиозная лихорадка” (1999), “Листерии: роль в инфекционной патологии человека и лабораторная диагностика” (2002), “Крымская геморрагическая лихорадка” (2003), “Шигеллы и шигеллезы” (2003). Имеет 6 авторских свидетельств на новые методы диагностики и лечения.
В 1986 году, за разработку и практическое освоение комплекса лечебных мероприятий при холере и других острых кишечных инфекциях ему присуждена премия Правительства Российской Федерации, в 1997 году — Государственная премия РФ в области науки и техники за цикл работ по клинике.
В 2002 году В.В. Малеев избран действительным членом Российской академии медицинских наук. Он председатель Московского общества врачей-инфекционистов (1990—2001), с 2001 года — главный инфекционист Минздрава России, эксперт ВАК Министерства образования РФ (с 1999 г. по н/вр.), личный представитель председателя Правительства РФ в группе личных представителей премьер-министров государств Балтийского моря по борьбе с распространением инфекционных заболеваний (с 2001 г. по н/вр.).
Заместитель главного редактора журнала “Инфекционные болезни” (с 2004 г.); член редколлегии журналов “ЖМЭИ” (с 1993 г.) и “Эпидемиология и инфекционные болезни” (с 1996 г.).
В.В. Малеев награжден орденом Дружбы (1995 г., за помощь в ликвидации эпидемии чумы в Индии), медалями, другими знаками отличия, в том числе юбилейным знаком “Министерство иностранных дел Российской Федерации. 200 лет”.
Свободное время посвящает общению с природой, работе на даче, изучению иностранных языков, физическим упражнениям, решению шахматных задач.
http://changeonelife.ru/2017/03/13/professor-viktor-maleev-zhizn-i-detskij-dom-prigotovili-menya-k-professii/
http://facecollection.ru/people/viktor-maleev