Виктор Попков Краткая биография

Виктор Попков — советский художник: биография, картины. Попков Виктор Ефимович (1932-1974)

Виктор Попков – художник-живописец и график, автор талантливых своеобразных работ, многие из которых представлены в Третьяковской галерее. Ребенком пережив страшную войну, в своих картинах он передал суровую действительность и внутреннее мужество, за которым наблюдал в нелегкие для страны годы. Он заставлял зрителей сострадать своим героям и восхищаться ими, сопереживать и восторгаться.

Детство

Попков Виктор Ефимович (1932 – 1974 гг.) родился в Москве, в семье крестьян. Отец и мать, с ранних лет приученные к тяжёлому труду, переезжали с места на место в поисках работы.

Виктор Попков был вторым ребенком в многодетной семье из четверых ребятишек. Известие о гибели отца на войне прибыло, когда будущему живописцу было девять лет, а его самому младшему братику – несколько месяцев. Мать, по просьбе любимого мужа, посвятила всю себя детям, так и не выйдя замуж. Зато поставила ребятню на ноги, всем дала должное образование.

Семья Попковых была дружной, но бедной. Дети любили мать и, видя ее тяжелый труд, старались во всем слушать и не огорчать. Понимая, что они соединены нерушимыми кровными узами, ребята росли вместе почти без ссор и разногласий, всегда готовые прийти на выручку друг другу и оказать нужную поддержку.

Мать, Степанида Ивановна, обожала своих малышей и старалась воспитывать их в строгости, но нежности.

Такое, казалось бы, счастливое детство, было омрачено еще несколькими трагедиями (помимо гибели отца и постоянной нужды).

Смерть младшего братика, всеобщего любимца Толи, оставила неизгладимый след в душе Виктора Попкова. Он не смог даже присутствовать на похоронах малыша.

Второе яркое незабываемое потрясения произошло чуть позже, когда на Витю напал бык и повалил его на землю. Мальчику удалось спастись благодаря вовремя подоспевшей помощи.

Но, несмотря на все горести, Виктор Попков рос добрым и дружелюбным ребенком, щедрым и общительным.

Первые шаги на творческой стезе

В школе мальчик отличался особым прилежанием и усердием. С малых лет в нем развилось желание творить на бумаге. Вите нравилось следить за проявлением рисунка на тогдашних “сводилках” (переводных картинках), на которые он тратил все свои карманные деньги, а также наблюдать за работой соседки-художницы, которая рисовала акварелью, но чье имя, к сожалению, нам не известно.

Степанида Ивановна, первая разглядевшая в сыне порывы к работе с кистью, стала поощрять желание ребенка творить. Она отвела его в художественную школу и помогла поступить в Московское графическое училище, искренне хвалила его, воодушевляла на творческие подвиги и давала продуманные советы.

А мальчик писал везде и обо всем. Его ранние зарисовки охватывали разнообразные предметы и события – это были и деревья, и дома, и люди.

Преподаватели художественной мастерской тоже рассмотрели талант в одаренном ученике и уделяли ему дополнительное внимание. По коротким этюдам из личного альбома начинающего художника можно было увидеть, что обучение в изостудии пошло ему на пользу: на смену дилетантских набросков появляются осмысленные качественные работы, в основном пейзажи и натюрморты.

Становление творчества

В 1852 году Виктор поступает в Суриковский институт на факультет графики. И хотя это не соответствовало желаниям молодого человека (он хотел учиться на отделении живописи), все же такое положение вещей благоприятно сказалось на его дальнейшей творческой деятельности. Знания и навыки, обретенные на графическом факультете, отразились в его не повторной изысканной манере живописца.

Теперь Попков Виктор Ефимович, биография и творчество которого активно оживились с поступлением в высшее учебное заведение, начинает энергично творить. Он работает в нелегких, казалось бы, неблагоприятных условиях: в маленьком бараке, где вместе с ним живет еще пять человек – мать, младшая сестра и старший брат с женой и ребенком. Теснота, бедность, недоедание — тогдашние спутники мастера.

Иногда приходилось писать в неотапливаемом коридоре, в разных валенках, съев только кусок хлеба с салом. Но это не сказывалось на творческом процессе. Виктор Попков работал самозабвенно, талантливо, уверенно, регулярно. Его великолепный талант был замечен практически моментально, одаренному студенту была присуждена вначале повышенная, а чуть позднее – Сталинская стипендия, которую он почти до копейки отдавал на нужды родных.

Путешествия

С 1956 года Виктор Попков совершает продолжительные творческие вояжи по стране, в поисках оригинального материала для работ и выразительных ракурсов. Он побывал на восхитительных, грандиозных производственных стройках, осознал весь колоссальный масштаб работы, зафиксировал множество обыденных, рутинных сюжетов, которые впоследствии “опоэтизировал” и прославил. В отличии от своих сокурсников, которые искали живописные яркие места и образы, начинающий художник фокусировал свое зрение на прозаичных заурядных композициях. Это – бетонщица, заливающая раствор водой, или двое рабочих на фоне огромных колес локомотива.

Творил Виктор энергично, оживленно, словно боялся не успеть, стараясь сохранить на бумаге каждый эпизод тяжелой трудовой деятельности. Студенческая выставка этюдов, проведенная в одной из поездок на Иркутскую ГЭС, пестрила множеством точных талантливых работ Вити Попкова.

В его картинах преобладал “суровый стиль”, находящий отражение в лаконичности деталей, реалистичности образов, сухости оттенков.

Именно благодаря творческим поездкам по строительным объектам Попков Виктор Ефимович смог стать народным художником, изображающим на своих полотнах обычных работников-трудяг во время своего тяжелого монотонного занятия.

“Строители Братской ГЭС”

После поездки на строительство ГЭС в городе Братск в 1960 году появилась замечательная оригинальная картина “Строители Братска”. Молодой художник долго продумывал каждую деталь полотна – фон, цвет, расстановку образов, ракурс.

Недаром задний план картины черный, это акцентирует внимание на нарисованных фигурах, а не на событиях или происшествиях. Для художника было главным правильно преподнести своих героев и показать их силу, мужество, уверенность в себе. Строители Братска – запыленные, уставшие от работы люди, но они прекрасны в своем трудолюбии и суровой, сдержанной энергии.

Примечательно, что в первоначальном виде на полотне были изображены рабочие с наколками на руках, так как большинство трудящихся на Братской ГЭС были заключенными. Но, осознавая, что в таком виде руководство не может выпустить картину на выставку, Виктор Ефимович убирает лагерные татуировки.

С тех самых пор художник становится знаменитым. Его полюбили в народе, признали критики. А Виктор Попков, картины которого покупает Третьяковская галерея и печатает передовая газета, продолжает плодотворно трудиться и радовать публику новыми оригинальными работами, живя скромно и стесненно, почти бедно.

Расцвет творчества

“Рабочая тема”, отраженная и в других колоритных картинах художника, была не единственной, к которой обращался Попков Виктор Ефимович во время своего творческого вдохновения.

На смену “Бригада отдыхает”, “Мост в Архангельске” приходят нравственно-психологические сюжеты простых человеческих отношений. Попков соединяет разные художественные стили, экспериментирует с цветовыми эффектами. Это – драматические житейские эпизоды, нашедшие отображение в полотнах “Ссора”, “Развод”, “Семья Болотовых”, «Двое».

“Мезенские вдовы”

Неимоверную славу принес Попкову его цикл “Мезенские вдовы” (конец 1960-х – начало 1970-х годов), в котором он на каждом полотне отразил индивидуальный характер и трагическую судьбу женщины. Каждая работа поражает своей реалистичной самобытностью и приземистой живописностью. И хотя картины “Ожидание”, “Старость”, “Одна” исполнены трагической боли и гнетущей тоски, все же они необходимы человечеству для того, чтобы пробудить в нем гуманность и доброту по отношению к послевоенному женскому горю и одиночеству.

Тема исторических событий занимала существенное место в творчестве художника. Его разоблачающие “Чекист” и “Звонок в дверь” обличали эпоху необъяснимых кровавых репрессий, а “Шинель отца” и др. передавали непреодолимую щемящую грусть по тем, кто уже никогда не вернется из фронтовой дали.

Трагическая гибель

Работая над историко-поэтической тематикой, Виктор Попков начинает свою легендарную картину “Осенний дождь”, где изобразил великого Пушкина на фоне плачущей стихии. Трудиться над полотном художник приезжал в Пушкинские Горы.

12 ноября, находясь по делам в столице, Виктор Ефимович с друзьями подходит к припаркованной Волге, чтобы попросить водителя подвезти их. Но автомобиль оказался инкассаторским. Из-за недавнего нашумевшего ограбления охранники, получившие приказание стрелять в случае опасности, открыли огонь. Художник был смертельно ранен.

На его похоронах рядом с бездыханным телом стояла незаконченная картина “Осенний дождь”.

Личная жизнь

Попков Виктор Ефимович был женат на своей однокурснице по графическому училищу Кларе — талантливой художнице, настоящей подруге жизни. С ней они прошли бедность и лишения, жили в одной квартире с тещей и тестем, творили в одной комнате, вместе воспитывали сына.

Клара Ивановна была очень светлым и мужественным человеком, она преданно любила своего мужа, помогала ему во времена его депрессий и уныния, давала практичные советы.

Помимо таких прекрасных душевных качеств, женщина обладала ярким талантом и мастерством. Она стала востребованным популярным мастером детской книги, работала с издательством “Малыш”, принимала активное участие в союзных и международных выставках.

Попков Виктор Ефимович (художник) — краткая биография

Художник Виктор Попков – последователь традиции русского реализма. Он был художником-философом и обычные бытовые факты человеческой жизни умел показать как символ бытия.

Его манера живописи отличается своеобразием: он часто использовал иконописные приёмы, фигуры на его картинах порой угловаты, но зрителям картины этого художника всегда сообщали что-то новое, неожиданное в простом и обыденном. Он умел посмотреть свежим взглядом на привычную жизненную ситуацию и помочь увидеть это другим.

Биография

Жизнь этого замечательного художника была тяжёлой, а смерть – трагичной и нелепой.

Виктор Ефимович Попков (1932-1974) родился в многодетной крестьянской семье в Смоленской области. Через некоторое время семья переехала в г. Мытищи Московской области.

В 1941 г. отец ушёл на фронт и в этом же году погиб. Мать одна вырастила четверых детей.

Способности к рисованию у мальчика проявились рано, и он самостоятельно записался в художественную школу. Уже в детстве он понял, в чём его истинное призвание.

В 1948 г. в Москве открылось Художественно-графическое педагогическое училище, и юноша стал его студентом. После окончания училища он поступил в Суриковский институт, но был зачислен на факультет графики, хотя мечтал о живописи. Во время учебы посетил многие «стройки века»: Братскую и Иркутскую ГЭС, целину Казахстана и др.

Подойдя с просьбой подвезти его, был убит выстрелом в упор шофёром инкассаторской машины.

Творчество

В историю российского искусства Виктор Попков вошёл стремительно и ярко, его творчество сразу заметили и оценили. Три дипломные работы художника сразу же приобрела Третьяковская галерея.

Для рубежа 1950-1960 гг. в реалистической советской живописи был характерен «суро́вый стиль», представителем которого стал в том числе и Виктор Попков. Суть этого стиля – в воспевании судеб современников, «героики трудовых будней». Технически он отличался обобщённостью и лаконичностью изображений, линейностью контуров фигур, большими плоскостями цвета. Пример – картина В. Попкова «Строители Братской ГЭС» (1960).

Став одним из основоположников «сурового стиля», он одним из первых и покинул его – ему было тесно в его пределах. Но он не мог покинуть то «суровое» в отношении живописи время, и мужественно делал своё дело. В то время считалось, что живопись исчерпала себя. Началась эпоха инсталляций, авангардных акций, аукционов, пёстрой продукции «второго авангарда», перепевания чужих сюжетов, поиска смысла в бессмысленных изображениях и т.д. А Попков писал детей, старух, деревенских вдов, простых мужиков-работяг, обычных горожан. Это было искреннее творчество, но не модное в то время. Но В. Попков не стеснялся этого. В 1972 г. он создал картину «Шинель отца», затем «Мезенские вдовы», «Мать и сын», «Хороший человек была бабка Анисья» – это были настоящие шедевры. У него был свой герой – житель окраины, отец, муж, трудовой человек.

Заключение

Виктор Попков прожил всего 42 года, но многое успел. Он твёрдо шёл своим путём, развивая отечественное искусство, наполняя его метафоричностью, поэтичностью, условностью, жизненностью живописного языка.

За цикл картин «Размышления о жизни» В.Е. Попков посмертно удостоен Государственной премии СССР.

Оценка, продажа и реализация картин В.Е. Попкова

«Суровый стиль» в картинах Виктора Попкова

Виктор Ефимович пришел в этот мир в 1932 году. Он родился в Москве в небогатой семье, в 9 лет потерял на войне отца и долгие годы жил в нужде.

Мать рано разглядела талант сына и всячески поддерживала его интерес к живописи. В 16 лет юноша поступил в столичное художественно-графическое училище, а в 20 лет учился у советского живописца Е. Кибрика в МГАХИ им. Сурикова.

Еще в годы учебы Попков начал путешествовать по стране, посещая строящиеся объекты и внимательно наблюдая за обыденными вещами. Он не гонялся за сенсационными сюжетами, а сосредоточил свое внимание на том, что происходило каждый день в стране: на энергичных тружениках, на влюбленных или разводящихся людях, на сценах учебы и иных повседневных моментах. В это время родился ряд картин в так называемом суровом стиле с характерным минимализмом красок и лаконичностью деталей. Одним из центральных произведений этого стиля считается полотно «Строители Братской ГЭС».

Позже появились циклы «Размышление о жизни» и «Мезенские вдовы», в которых художник обращается к трагической судьбе людей, их умению пройти сквозь жизненные трудности. За цикл «Размышления о жизни» мастера посмертно наградили Государственной премией СССР, а на парижской Биеналле за ряд картин этого же цикла ему вручили почетный диплом.

Виктор Ефимович мог бы написать еще много замечательных картин, но в самом расцвете лет погиб в ходе трагической случайности. Не поймав на улице такси, он подошел к «Волге», намереваясь просить о поездке. Однако в автомобиле оказались инкассаторы, принявшие его за грабителя и выстрелившие в него. Так художник ушел из жизни в 42 года, не завершив все творческие замыслы, но успев подарить миру свои оригинальные картины.

Направление деятельности

Картины в «суровом стиле»

«Суровый стиль» появился в советской живописи в 1950-60-х годах в противовес пропагандируемому властями искусству беззаботной и счастливой жизни советского человека. Представители нового стиля поставили перед собой задачу говорить о человеке правду, какой бы жесткой она ни была.

Вдохновение на работу в таком стиле Попков черпал в ежегодных творческих поездках по стране. Изучая крупные стройки, проживая вместе со строителями, художник все более всматривался в молодых людей, работавших в самых суровых природных условиях, демонстрирующих силу и характер при встрече с трудностями.

Одной из лучших картин Попкова в «суровом стиле» считается работа «Строители Братской ГЭС», благодаря которой его относят к числу лучших представителей этого стиля. Художника столь поразило грандиозное строительство ГЭС в Братске, на котором он побывал в 1960-м году, что он без отдыха рисовал этюды к задуманному эпическому полотну, причем много работал в ночное время, так как изначально выбрал для будущей картины темный фон. Оригинальное изображение героев как бы на сцене на темном фоне, перемещение внимания со стройки на характеры самих героев принесло художнику значительный успех и славу, а найденные приемы в дальнейшем многократно копировали другие художники.

Рассказ правды о жизни выражался и в том, чтобы показать трагическую судьбу человека, его умение проходить через жизненную драму. Особую популярность Попкову принесли циклы работ «Мезенские вдовы» и «Размышления о жизни». В них входят такие картины, как «Ожидание», «Старость», «Двое», «Шинель отца», «Семья Болотовых».

Автопортреты

На многих полотнах художника мы можем встретить его самого. Его появление в своих работах можно расценить как то, что он считал себя центром построенной им самим образной системы. Так, в картине «Мать и сын» подчеркивается образ матери, которая учила сына верить в себя, любить, сопереживать, помогла ему открыть в себе художника, всячески поддерживала. В работе «Шинель отца» подчеркивается преемственность поколений, которые помнят о тех, кто отдал за них свою жизнь на войне.

В конце 1960-х годов автопортреты стали появляться в числе работ художника все чаще. Он снова и снова всматривался в себя, пытаясь разобраться со своей жизнью, своими принципами и ценностями. Так, например, родилась работа «Мой день», в которой художник изобразил себя по центру, слева от себя он представил образ пожилой женщины, символизирующей его картины о старости, а справа — молодой, как символ работ о молодости. По его словам, после завершения идеи тех и других картин покидали его, оставляя один на один с необходимостью искать ключ к новому произведению.

Отметим, что Виктор Попков создал довольно большое количество автопортретов. Среди них кроме названных выше есть такие работы: «Три художника» (см. ниже), «Художник в деревне», «Воскресенье», «Отражение в окне» (см. ниже), «Весна идет», «Работа окончена», «Мне 40 лет» и множество других полотен.

Рекорды продаж, уходы, цена картин Попкова

В годы своей жизни художник нередко переживал тяжелые времена и нужду. Однако сегодня его работы ценятся очень высоко. Выясним, сколько стоят картины Попкова на рынке живописи. Для этого рассмотрим уходы его произведений с известных аукционов.

Рекордная продажа произведений Попкова относится к 2010 году. Тогда в торговом доме Sotheby`s выставили живописную картину «Семья в июле», по своему стилю напоминающую известную работу «Двое». Работа «Семья в июле» была написана в 1969 году и тоже считается одной из лучших в копилке мастера. В 1992 году она экспонировалась на выставке советской реалистической живописи в Англии, а в 2000 и 2002 годах в США. В аукционном доме произведение оценили в 200-300 тысяч долларов, но в ходе торгов цена взлетела до 842 тысяч.

Следующей крупной продажей считается уход картины «Три художника» с аукциона MacDougall`s в 2016 году. Работа поступила от владельца, купившего ее непосредственно у семьи художника. В 2014 году оригинальное полотно, на котором Попков запечатлел себя и своих коллег, экспонировалось на выставке в Лондоне. Эстимейт холста составил 80-120 тысяч фунтов стерлингов, но в ходе торгов цена выросла до 190 тысяч фунтов (276 тысяч долларов).

На этом же аукционе ушли по меньшей цене и другие работы Попкова: «Жена художника у зеркала» (продана за 17 тыс. долларов), «Поздно для школы» (1,7 тыс. долларов), «Осень в Моравском лесу» (3,4 тыс. долларов).

Еще одна продажа состоялась в MacDougall`s в 2010 году. В июне там выставлялась картина «Отражение в окне», созданная художником в 1963-м году. В разные годы холст экспонировался на выставках в Миннеаполисе. На аукционе его оценили в 15-20 тыс. фунтов и продали за 72 тысячи фунтов (106 тыс. долларов).

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Попкова сегодня. Эти и другие данные о продажах холстов позволяют сделать выводы, что его искусство на рынке достаточно востребовано и оценивается с разбросом от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Далее мы обсудим, где и как продать картину Попкова с наименьшими хлопотами.

Экспертиза и продажа картин Попкова

Как оценить картину Попкова

Ранее мы выяснили, что произведения художника могут стоить более полумиллиона долларов. Учитывая стоимость его полотен, рекомендуем проводить оценку в экспертных центрах. В ходе экспертизы картины Попкова специалисты не только докажут ее подлинность, но и при необходимости проведут в лаборатории полное исследование всех материалов, изучат все живописные слои и доступную в музейных, выставочных каталогах и иной литературе информацию. Нередко в ходе комплексного изучения открываются сведения, которые значительно повышают ценность холста.

Мы рекомендуем заказать данную услугу с нашей помощью в ведущих научно исследовательских центрах независимых экспертиз. При этом исследование может быть как полным, так и по какому-либо одному параметру, например, по определению подлинности произведения. Также сотрудники центра смогут оценить картину Попкова и с точки зрения ее востребованности на рынке, назвав более-менее точную цену.

Особенности продажи картин

Выясним, где и как продать картину Попкова. Ответ на второй вопрос зависит от того, где именно продается холст. Так, при продаже на аукционах есть свои нюансы, связанные с подготовкой, представлением, транспортировкой произведения, расходами и пр. При реализации на выставках или в магазинах также есть свои особенности.

Мы вам предлагаем представить картину нашим посетителям сайта, которые целенаправленно ищут картины и готовы заплатить за них крупные суммы. Чтобы выгодно продать им свой холст, вам нужно описать всю его ценность (участие в выставках, историю продаж, награды, отнесение к известному циклу работ и т.д.) и прислать фотографии.

Вы также можете продать произведение живописи непосредственно нам за часть его стоимости и при этом получить деньги в кратчайшие сроки (подробнее о реализации картин Попкова).

По всем вопросам обращайтесь по телефону: +7 (495) 969-14-05.


источники:

http://s-s-v.com/sovremennye-russkie-hudozhniki/345-popkov-viktor-efimovich-hudozhnik-kratkaja-biografija.html

http://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-popkova/