Виктор Сергачев — биография, новости, личная жизнь
Виктор Сергачев
Виктор Николаевич Сергачев. Родился 24 ноября 1934 года на станции Борзя (ныне город Забайкальского края РФ) — умер 26 февраля 2013 года в Москве. Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер. Народный артист РСФСР (1989).
Виктор Сергачев родился 24 ноября 1934 года на станции Борзя Читинской области (ныне город Забайкальского края РФ) в семье рабочих.
В школьные годы посещал биологический кружок. Активно участвовал в самодеятельности. Хорошо учился, школу окончил с золотой медалью.
Поначалу он намеревался стать агрономом, поступил в университет на биолого-почвенный факультет. Однако вскоре понял, что это не его призвание — Сергачева тянуло на сцену. И он отправился в Москву, где с первой попытки поступил в Школу-студию МХАТ.
В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ, курс П.В. Массальского.
Далее один сезон провел в Центральном театре Советской армии.
Еще в 1955 году Виктор Сергачев стал одним из шести основателей театра «Современник». В 1957 году дебютировал в качестве режиссера, поставив вместе с Олегом Ефремовым спектакль «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова.
В 1957-1971 годах — актер театра «Современник».
Работы Виктора Сергачева в театре «Современник»:
- «Голый король» Е. Л. Шварца — Министр нежных чувств;
- «Белоснежка и семь гномов» — Среда;
- «Традиционный сбор» В. С. Розова — Павел Козин;
- «На дне» М. Горького — Андрей Митрич Клещ;
- «Декабристы» М. Ф. Шатрова — Никита Муравьев;
- «Большевики» М. Ф. Шатрова — А. Д. Цюрупа;
- «Сирано де Бержерак» Э. Ростана — граф де Гиш;
- «Оглянись во гневе» Д. Осборна — Джимми Портер.
В 1971 году, вслед за Ефремовым, Сергачев перешел в Московский Художественный театр.
Работы Виктора Сергачева в МХАТ СССР им. М. Горького:
- «Старый Новый год» М. М. Рощина — Тесть;
- «Медная бабушка» Л. Г. Зорина — Бенкендорф;
- «Чайка» А. П. Чехова — Семён Семёнович Медведенко;
- «Иванов» А. П. Чехова — Матвей Семёнович Шабельский;
- «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Илья Ильич Телегин;
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Фирс.
После раздела театра в 1987 году служил в МХТ им. Чехова, среди его работ: «Кабала святош» М. А. Булгакова (реж. Адольф Шапиро) — Справедливый сапожник, королевский шут; «Белая гвардия» М. А. Булгакова (реж. С. В. Женовач) — Максим, гимназический сторож.
Среди его театральных постановок как режиссера спектакли: «Два цвета» А. Г. Зака и И. К. Кузнецова и «Оглянись во гневе» Дж. Осборна.
В 1996 году во МХАТе поставил собственную инсценировку романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», сыграв в спектакле Автора и Порфирия Петровича.
Виктор Сергачев в кино
С 1962 года снимался в кино. Первую главную роль исполнил в 1966 году в гротескной трагикомедии «Скверный анекдот» режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова по одноимённому рассказу Фёдора Михайловича Достоевского — Фильм был положен на полку и впервые вышел на экраны в декабре 1987 года (именно этот фильм, по мнению киноведа Валерия Фомина, положил начало «полке» брежневской эпохи).
В 1967 году сыграл жениха Нинки в мелодраме «Три тополя на Плющихе».
Виктор Сергачев в фильме «Три тополя на Плющихе»
В 1973 году на экраны вышла новогодняя комедия «Эта весёлая планета», в которой актер исполнил одну из своих самых известных ролей — Икса, члена экипажа летающей тарелки. В дуэте с Леонидом Куравлёвым он спел ставшую популярной песню «Танцы и куплеты инопланетян»: «На самой совершенной из планет / Все трезво, все разумно, все толково, / Чего там только не было, чего там только нет, / Но хочется чего-нибудь, такого, такого. ».
Виктор Сергачев в фильме «Эта весёлая планета»
Яркой стала роль Ефима Субботы в приключенческих боевиках «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка» об искателях сибирского золота в первые послереволюционные годы.
Виктор Сергачев в фильме «Пропавшая экспедиция»
Снялся в роли Гостя во многих выпусках научно-фантастического телеальманаха «Этот фантастический мир» по произведениям советских и зарубежных фантастов, регулярно выходившего на Центральном Телевидении СССР с 1979 по 1990 год. Изначально передача задумывалась как литературная викторина для школьников, которым после просмотра предстояло определить, фрагменты каких произведений были инсценированы. Однако после первых выпусков стало очевидно, что программа приобрела огромную популярность не только у школьников, но и у всех любителей жанра фантастики. Поэтому в дальнейшем передача стала выходить в несколько ином формате — в виде телеальманаха, в котором несколько сюжетов из разных произведений были связаны одной темой. Цикл был создан на основе таких произведений как «Из пушки на Луну» Жюля Верна, «Человек, который мог творить чудеса» Герберта Уэллса, «Путешествие четырнадцатое» Станислава Лема и др.
В 1990-е интересными стали роли Льва Давидовича Троцкого в фильме «Троцкий» и Михаила Андреевича Суслова в драме «Серые волки».
В 1994-м исполнил роль финансового директора варьете Римского в экранизации романа Булгакова «Мастер и Маргарита» режиссером Юрием Карой.
Виктор Сергачев в фильме «Мастер и Маргарита»
В 2000-е актер создал запомнившиеся зрителям образы в лентах «Дракоша и компания» (Чимурин), «Подмосковная элегия» (Борис Давыдов), «Дети Ванюхина» (Клаус), «День Победы» (Алексей Привалов), «На пути к сердцу» (Иван Ильич), «Брак по завещанию» (Грэхэм), «На солнечной стороне улицы» (Владимир Кириллович).
Последней работой на экране стала роль аудитора Евгения Никандровича Григорьева в психологическом детективе «Уик-энд» режиссера Станислава Говорухина. Сюжет основан на главной идее французского романа Ноэля Калефа «Лифт на эшафот», когда человек совершил убийство и застрял в лифте.
Виктор Сергачев в фильме «Уик-энд»
Смерть Виктора Сергачева
По воспоминаниям Натальи Крачковской, актер очень много курил. Под конец жизни у него появились серьезные проблемы со здоровьем. Лечился в институте им. Вишневского. Врачи настоятельно рекомендовали бросить курить, но актер так и не захотел отказываться от пагубной привычки.
26 февраля 2013 года ему стало плохо, семья вызвала скорую. Он был экстренно доставлен в институт имени Склифосовского, медики несколько часов боролись за его жизнь, но безуспешно. Скончался от разрыва аорты в НИИ им. Н. В. Склифосовского. 1 марта, после гражданской панихиды в МХТ, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Личная жизнь Виктора Сергачева:
Дважды был женат.
Первой супругой была актриса, с которой они вместе работали в театре «Современник». В браке родилась дочь Ольга, она стала врачом-кардиологом.
Вторая жена — филолог, родом из Болгарии. В браке родилась дочь Вера, она пошла по стопам отца и стала профессиональной актрисой.
Фильмография Виктора Сергачева:
1962 — Увольнение на берег — Витя
1962 — Мы вас любим — соавтор
1962 — Конец света — участковый
1963 — Сотрудник ЧК — Кузьма
1964 — Пядь земли — старший лейтенант
1965 — Строится мост — Кузьмин
1965 — Время, вперёд! — Семечкин
1966 — Три толстяка — учитель танцев (нет в титрах)
1966 — Скверный анекдот — Пселдонимов
1967 — Штрихи к портрету В. И. Ленина — В. Володарский
1967 — Три тополя на Плющихе — жених Нинки
1967 — Скуки ради — Николай Петрович, помощник начальника станции
1969 — Тоска (короткометражный)
1969 — Ждите моего звонка (фильм-спектакль) — Калугин
1969 — Дворянское гнездо — Паншин
1970 — Карусель — Миша Бобов
1970 — Эксперимент — отец Юры
1970 — Дети (короткометражный) — пассажир
1970 — Денискины рассказы — грустный клоун
1970 — В лазоревой степи (киноальманах) — Прохор
1970 — Былое и думы (фильм-спектакль) — Иван Алексеевич Яковлев
1971 — Шутите? (киноальманах) — учитель по прозвищу Циркуль
1971 — Поженились старик со старухой (короткометражный) — Волков
1972-1975 — Наполовину всерьез (фильм-спектакль)
1972 — Страдания молодого Геркулесова (короткометражный)
1972 — Стоянка поезда — две минуты — главврач
1972 — На дне (фильм-спектакль) — Клещ Андрей Митрич, слесарь
1972 — Моя жизнь — Иван Чепранов, однокашник Мисаила
1972 — Записки Пиквикского клуба (фильм-спектакль) — судья
1973 — Цемент — Брынза, заводской инженер, «царь машин»
1973 — Кортик — дядя Сеня
1973 — Эта весёлая планета — Икс
1974 — Пятёрка за лето — Сергей Николаевич Ефремов, начальник лагеря
1974 — Премия — Роман Кириллович Любаев, инженер по технике безопасности
1974 — Иван да Марья — Стихотворец
1975 — Пропавшая экспедиция — Ефим Суббота, хозяин постоялого двора
1975 — Меняю собаку на паровоз — Михаил Племянников, папа Алика
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — Жак-Поль Кокильон
1976 — «Сто грамм» для храбрости (киноальманах) — докладчик
1976 — Степной король Лир (фильм-спектакль) — Гаврила Федулович Житков
1976 — Принцесса на горошине (Princezna na hrášku) — глашатай
1976 — Ну, публика! (фильм-спектакль) — кондуктор
1976 — Золотая речка — Суббота
1976 — В одном микрорайоне (фильм-спектакль) — Николаев
1977 — Чеховские страницы (фильм-спектакль) — дьячок
1977 — Фантазии Веснухина — стекольщик
1977 — Смешные люди! — Михаил Иванович, Его Превосходительство
1977 — Отклонение — ноль — муж Аси
1977 — Отец большой семьи (фильм-спектакль)
1977 — Джентльмены, которым не повезло (фильм-спектакль) — мистер Джон МакКасски
1978 — Подарок чёрного колдуна — Пугало
1978 — Мальчишки — начальник цеха
1978 — Бархатный сезон (Velvet Season) — Жорж Гринье, фашистский лидер
1979 — С любовью пополам — Полупанов, прораб
1979 — По данным уголовного розыска. — Алексей Петрович Фомин
1979 — Неожиданный финал (короткометражный)
1979 — Этот фантастический мир. Выпуск 1 (фильм-спектакль) — «Гость»
1979 — Этот фантастический мир. Выпуск 2 (фильм-спектакль) — «Гость»
1980 — Этот фантастический мир. Выпуск 4 (фильм-спектакль) — «Гость»
1980 — Этот фантастический мир. Выпуск 3 (фильм-спектакль) — «Гость»
1981 — Иванов (фильм-спектакль) — Дмитрий Никитыч Косых, акцизный
1981 — Этот фантастический мир. Выпуск 5 (фильм-спектакль) — учёный / дубль учёного
1982 — Человек, который закрыл город — Пименов, председатель горисполкома
1982 — Кафедра — Кравцов
1983 — Человек из страны Грин (фильм-спектакль) — Баркет
1983 — Безумный день инженера Баркасова — электрик
1983 — Анна Павлова (Anna Pavlova) — Владимир Аркадьевич Теляковский
1984 — Человек-невидимка — мистер Холл
1984 — Михайло Ломоносов — Берграт Генкель
1984 — Мёртвые души — зять Мижуев
1985 — Перед самим собой — Дмитрий Николаевич Горский, композитор
1985 — Неудобный человек — Харитонов
1986-2007 — Фитиль (короткометражный)
1986 — На златом крыльце сидели. — Кащей
1986 — Дождь будет (фильм-спектакль) — дядя Петра
1987 — Христиане — присяжный заседатель
1987 — Так победим! (фильм-спектакль) — член ЦК РКП(б) и Совнаркома
1987 — Разорванный круг — Борис Петрович Таганский
1987 — Этот фантастический мир. Выпуск 12 (фильм-спектакль) — Альфред Лэннинг
1987 — Доченька — Сергей Валентинович, следователь
1987 — В дебрях, где реки бегут. — Джед Хокинс
1989 — Свет вечерний (фильм-спектакль)
1989 — Женщины, которым повезло — Павел Эдуардович, режиссер
1990 — Очарованный странник — эпизод (нет в титрах)
1990 — Канувшее время — бывший зам.министра
1990 — Арбатский мотив — Григорий Валентинович, коннозаводчик
1991 — Откровение Иоанна Первопечатника — эпизод
1992 — На полустанке (короткометражный) — начальник станции
1993 — Троцкий — Лев Давидович Троцкий
1993 — Серые волки — Михаил Андреевич Суслов, член Президиума ЦК КПСС
1994 — Мастер и Маргарита — Римский, финансовый директор варьете
1996 — Ермак — Семен Строганов
1998 — Чехов и К°
1998 — Гамильтон (Hamilton) — министр
2000 — Бременские музыканты и Со — отец Петуха
2001 — Часы без стрелок — сосед
2001 — Сыщики-1 — Соломонов
2001 — Сдвинутый — дядя Леня
2001 — Нина. Расплата за любовь — дорожный рабочий
2001 — Дракоша и компания — Чимурин
2002 — Театральный роман — «Основоположник», старейшина в пенсне
2002 — Сабина (The Soul Keeper / Prendimi l’anima) — Иван Ионов
2002 — Подмосковная элегия — Борис Давыдов, друг Черкасского
2002 — Маска и душа
2002 — Кодекс чести-1 — старик
2003 — Тотализатор — мастер автобазы
2003 — Сыщик без лицензии — Савелий Трошкин
2003 — Сны о пятом времени года
2003 — Кабала святош (фильм-спектакль) — справедливый сапожник и королевский шут
2004 — Слепой — Иосиф Михайлович Домбровский
2004 — Полный вперед! — Мичурин, садовод-любитель
2004 — МУР есть МУР — дядя Яша Гольдин
2004 — Лесная царевна — Леший
2004 — Близнецы — Карл Раймондович Пылс, ветеринар
2004 — Ангел пролетел — Иван Сергеевич, главврач-хирург
2005 — Убойная сила-6 — Дмитрий Петрович, профессор
2005 — Самая красивая — батюшка Антон
2005 — Рекламная пауза — Евгений Петрович, «олигарх на пенсии»
2005 — КГБ в смокинге — Суслов
2005 — Дети Ванюхина — Клаус, отец Генриха
2005 — Две судьбы-3. Золотая клетка
2005 — Белая гвардия (фильм-спектакль) — Максим, гимназический сторож
2005 — Адъютанты любви — Карл, слуга Спартака
2006 — Сыщики-5 — Всеволод Михайлович Костиков
2006 — Счастье по рецепту — Люсик, многолетний поклонник Евгении Вениаминовны
2006 — Как уходили кумиры. Евгений Евстигнеев (документальный)
2006 — Как уходили кумиры. Олег Ефремов (документальный)
2006 — Потерянные в раю — отец Эрнестины
2006 — День Победы — Алексей Привалов, ветеран
2007 — Репортёры — Зебриньш
2007 — Один день — Лев Тимофеевич
2007 — На пути к сердцу — Иван Ильич
2007 — Маршрут — старый Ханс
2007 — Капкан — Поздняков Александр Петрович, сосед по даче
2007 — Джоконда на асфальте — бомж, «начальник ДЕЗа»
2007 — День гнева — Балдин
2007 — Мужское обаяние Олега Ефремова (документальный)
2008 — Продолжение следует — актер, играющий Владлена Петрова
2008 — Почтальон
2009 — Подарок судьбы — эпизод
2009 — Офицеры-2 — профессор
2009 — Брак по завещанию — Грэхэм
2010 — На солнечной стороне улицы — Владимир Кириллович, художник
2010 — Энигма — лесник
2012 — Первая осень войны (не был завершен) — дед
2012 — За Маркса
2013 — Уик-энд (Weekend) — Евгений Никандрович Григорьев, аудитор
Озвучивание Виктора Сергачева:
1960 — Привидения в замке Шпессарт (Spukschloß im Spessart, Das) — принц Калака
1962 — Дикие лебеди (анимационный) — молодой король
1974 — Приключения Мюнхгаузена (анимационный) — Чёрнобородый Пират
1974 — Загадочная планета (анимационный) — Дрон, слуга Мага Мрака
1974 — Волшебник Изумрудного города (анимационный) — Розовый Король Подземной Страны
1976-1981 — Маппет-Шоу (Muppet Show, The)
1976 — Быть лишним (Liekam būt) — Гиви
1978 — Златовласка (анимационный) — читает текст
1983 — Сказка странствий (Story of the Voyages, The) — обвинитель
1988 — Правитель Турропуто (анимационный)
1988 — КОАПП (анимационный)
1989 — Как Иван-молодец царску дочку спасал (анимационный) — читает текст
1991 — Николай Угодник и охотники (анимационный) — Николай Угодник
1991 — Большая полицейская сказка (анимационный) — читает текст
1996 — Ветер над городом — Месмер (роль З.Гердта)
Виктор Сергачёв
фотографии >>
биография
Сергачёв Виктор Николаевич
24 ноября 1934, станция Борзя, Восточно-Сибирский край, РСФСР, СССР — 26 февраля 2013, Москва, РФ.
Заслуженный артист РСФСР (3.08.1970).
Народный артист РСФСР (15.08.1989).
В 1956 году окончил Школу-студию при МХАТ.
Работал в Центральном театре Советской Армии, в 1957-1971 годах — актер и режиссер театра «Современник», с 1971 года — в труппе МХАТ имени М. Горького (с 1989 — имени А.П. Чехова).
Похоронен на 14 участке Ваганьковского кладбища.
Московский театр «Современник»
«Голый король» Е. Л. Шварца — Министр нежных чувств
«Белоснежка и семь гномов» — Среда
«Традиционный сбор» В. С. Розова — Павел Козин
«На дне» М. Горького — Андрей Митрич Клещ
«Декабристы» М. Ф. Шатрова — Никита Муравьев
«Большевики» М. Ф. Шатрова — А. Д. Цюрупа
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана — граф де Гиш
«Оглянись во гневе» Д. Осборна — Джимми Портер
МХАТ
«Старый Новый год» М. М. Рощина — Тесть
«Медная бабушка» Л. Г. Зорина — Бенкендорф
«Чайка» А. П. Чехова — Семён Семёнович Медведенко
«Иванов» А. П. Чехова — Матвей Семёнович Шабельский
«Дядя Ваня» А. П. Чехова — Илья Ильич Телегин
«Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Фирс
«Дядюшкин сон» — Князь
«Горе от ума» — Загорецкий
«Борис Годунов» — Патриарх
«Перламутровая Зинаида» — Мефодий
«Московский хор» — Михал Михалыч
«Варвары» — Доктор Макаров
«Профессия миссис Уоррен» — Пастор
«Нули» — Поэт
«Тутиш» — Лутфулло
«Новый американец» — Мокер
«Новые страдания юного В.» — Профессор
Московский Художественный театр имени А. П. Чехова
2001 — «Кабала святош» М. А. Булгакова (режиссёр: Адольф Шапиро) — Справедливый сапожник, королевский шут
2004 — «Белая гвардия» М. А. Булгакова (режиссёр: С. В. Женовач) — Максим, гимназический сторож
Театр «Сфера»:
1981 — «Комедии» М. Зощенко (одноактные комедии «Неудачный день» и «Свадьба»)
Радиоспектакли
1981 — «Чайка» А. П. Чехов. Режиссёр: Олег Ефремов — Семён Семёнович Медведенко
«В погоне за метеором» Ж. Верна
Режиссёрские работы
1957 — «В поисках радости» В. С. Розова
1959 — «Два цвета» А. Г. Зака и И. К. Кузнецова
1965 — «Оглянись во гневе» Дж. Осборна
1996 — «Преступление и наказание», по роману Ф. М. Достоевского, инсценировка В. Сергачёва
последнее обновление информации: 23.12.21
трейлер: «Брак по завещанию» >>
источники информации
публикации
После истории с переломами Виктор Николаевич утверждает, что он человек «легкий». Хотя в жизни ему приходилось порой ох, как тяжело.
Он один из «зачинателей» театра «Современник», он ведущий актер и режиссер МХАТа, он известен как исполнитель центральных ролей в фильмах «Скверный анекдот», «Карусель», «Эта веселая планета», «Пропавшая экспедиция», «Троцкий», причем Сергачев снимается и сейчас, в не самые лучшие для кино дни. Сегодня ему исполняется 65 лет.
– По-моему, Ваша творческая судьба разделена на два значительных периода – «Современник» и МХАТ. Чем для Вас был «Современник»?
– «Современник» был потребностью времени, реакцией на официальную идеологию. Театр организовал Олег Николаевич Ефремов при поддержке и непосредственном участии московской интеллигенции. «Современник» был не просто театром, он был в широком смысле клубом шестидесятников. Он объединял поэтов, ученых, драматургов, художников – интеллигенцию Москвы. А интеллигенция шестидесятых за все это время, может быть, была самым большим общественным потенциалом. Жаль, что не эти люди стали потом хозяевами страны.
– Вы считаетесь одним из основателей «Современника». Легко ли было «самоуправлять»?
– В «Современнике» первоначально действительно было правление из семи человек. И я входил в эту семерку. Мы были фанатиками своего дела и настолько едины, что все вместе отказались в первый раз от званий, на которые нас выдвинули вскоре после основания театра. Потом уж нас по одному стали «отлавливать» и награждать.
Помню, как-то мы за месяц провели около шестидесяти заседания правления! Когда они происходили? Конечно, большей частью после спектаклей, по ночам! Это была как бы семейная жизнь – дома-то мало бывали.
– Виктор Николаевич, когда же Вы умудрялись сниматься в кино при такой нагрузке в «Современнике»?
– Все умудрялись, но какая борьба с этим шла! Никто не должен был знать, когда и где ты снимаешься. Вот когда кто-то начал получать привилегии в этом смысле, тогда-то, может быть, и начался наш разлад.
А что касается кино – оно тогда было каким-то другим, доброжелательным, что ли. Ты вроде как и не переходил со сцены в совсем другое производство с другими людьми. А позднее я иногда отказывался от предложений, не потому, что роль не нравилась. Просто – зайдешь, послушаешь, понаблюдаешь атмосферу в группе и подумаешь: «Нет, здесь я работать не буду». С другими же людьми, в другой группе – с удовольствием соглашался.
Но главное, конечно, роль. Однажды я отказался сниматься у Райзмана в «Странной женщине». Он мне предложил небольшую роль какого-то совершенно спившегося человека, который пристает на вокзале к героине и его забирают в милицию. Я встретился с Райзманом, он мне сказал: «Понимаете, это должен быть совсем мерзкий тип, в конец опустившийся. » Я говорю: «Как у Шекспира – переюродить Ирода?» «Да-да, вот это нам и нужно!» Вы знаете, как-то мне противно стало, и я отказался, при всем моем уважении к Райзману.
– А как Вы воспринимаете самого себя на экране?
– Если плохо сыграл – с отвращением. Вот если я вижу на экране не себя, а персонаж – значит, что-то удалось. В этом смысле удался Троцкий.
У фильма «Троцкий» странная судьба. Насколько я знаю, он не был представлен на значительных фестивалях, кроме сочинского «Кинотавра». Но ни после премьеры, ни после презентации в Доме Ханжонкова, ни после показа по телевидению не последовало сколько-нибудь развернутых отзывов и рецензий. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что он окружен каким-то странным молчанием.
– Может быть судьба фильма напрямую связана с самой личностью Троцкого?
– Вы знаете, я думал над этим. И, кажется, понял, почему отсутствовала подобающая реакция. Дело в том, что одни зрители хотят видеть в Троцком монстра от революции, другие – великого революционного деятеля. Когда я снимался, то никоим образом не хотел играть отношение к этой роли – ни свое, ни чужое. Для меня судьба Троцкого была связана с той трагедией, с тем непримиримым историческим противоречием между великой теорией и кровавой стратегией ее воплощения. Как у Пушкина – «Гений и злодейство несовместны. » Для меня главной была человеческая, личная судьба Троцкого. Я думаю, что эмоциональным фоном его частной жизни было страдание за судьбу своих детей, которых он в конце концов погубил. Но это я говорю сейчас, а пути актерской работы неисповедимы и часто необъяснимы.
В смысле популярности я как актер в трактовке этого образа, может быть, и допустил ошибку. Но как художник, мне кажется, я абсолютно прав! Ко мне подходили незнакомые люди и благодарили: «Спасибо Вам за Льва Давыдовича!»
– Виктор Николаевич, давайте тогда вновь вернемся к театру. Итак, Вы ушли из «Современника».
– Во-первых, ушел Олег Ефремов, а я всегда связывал «Современник» в первую очередь с ним. Как с художником, с его направлением, с его чутьем, с его художественным вкусом. Но я ушел не просто так, а на режиссерские курсы, на которые он меня пригласил. С Олегом Герасимовым мы поставили спектакль – пьесу Рощина «Старый Новый год», который шел с большим успехом. Ефремов его доделывал и потом снял по нему телефильм.
У Ефремова был замысел обновить режиссуру во МХАТе, что он впоследствии и осуществил. Но только не так, как предполагалось вначале. С этими курсами вообще какая-то странная вещь получилась. Они кончились. ничем. Назывались они «Высшие режиссерские курсы при Министерстве культуры СССР». Их составляли известные актеры МХАТ, в той или иной степени имевшие режиссерский опыт. Я начинал репетировать «Любовь под вязами» О’Нила в новом переводе Алексея Симонова. Был сделан макет Бархина, получивший премию на терминале в Чехословакии. В главной роли репетировал замечательный артист Михаил Болдуман. Мы дошли до прогона в аудитории, но начались все эти внутритеатральные обсуждения – ох уж этот яд! Спектакль свернули. Однако Ефремов мне сказал: «Ну, хочешь – продолжай. » Я подумал-подумал, и не стал продолжать. Не то, чтобы обиделся, а просто устал.
– Может быть, нужно было немного поинтриговать?
– Наверное. Без этого редко какое дело пойдет. Но я не умею заниматься интригами, да и не хочу.
Так что тогда я остался во МХАТе актером. Был и трудный период, без ролей, без работы – период какой-то изоляции. Бог его знает, в чем дело. Во времена диссидентства известный художник Збарский как-то сказал мне: «Что ты трепыхаешься? Я конкретно про тебя не знаю, но существует список нежелательных пассионарных личностей в искусстве – личностей, которые могут оказывать влияние на массы. Если ты там – заткнись и молчи. У тебя не будет объемных ролей, никто тебе не даст постановок. » Может, так оно и было? Я не знаю. Какие-то вещи с той поры так и остались для меня неясными.
И сейчас иногда сталкиваешься с той давней неясностью. К примеру, в обновленном Камергерском переулке, который, я уверен, станет приятнейшим местом Москвы, на уличных стендах с фотографиями из спектаклей МХАТ моя персона запечатлена один раз – на групповой фотографии из спектакля «Новый американец». Под ней – фамилии актеров. Моей – нет. Впрочем, подобные уколы дискриминации знакомы многим и многим актерам.
– В свободное время Вы не ходите в Дом актера, в театры?
– В театры хожу, а в Дом актера — нечасто. Во времена «Современника» и позже мы постоянно сидели в старом ВТО. Пока деньги не кончатся, пока ресторан не закроется. А сейчас – нет. Сейчас интеллигенция разделилась. Видимая интеллигенция, которую все знают (я не хочу никого упрекать), она. не то что конформистски приняла власть, нет. Мы все ее приняли, не в этом дело. Но она ко всему приспособилась. Был соцреализм, деятели культуры обслуживали государство в том направлении, которое им навязывали, и с которым художник, конечно, не мог искренне согласиться. Но и сейчас существует социальный заказ. Власть имущие и деньги за него платят, и общаться хотят – на встречах, презентациях и так далее. Это естественно.
Но есть интеллигенция, которая неохотно в этом участвует. Я не езжу на фестивали, хотя там, говорят, очень хорошо – и попить, и погулять, и кино посмотреть. Я своих коллег понимаю, но общаться с ними не хочется. Мне им нечего сказать и нечем похвастать. Лучше пойти с другом в недорогой ресторан и посидеть там, не думая о делах.
– Виктор Николаевич, Ваша семья не актерская?
– Нет. Правда, моя первая жена была актрисой «Современника», но она давно в театре не работает. Выросла дочь Ольга – странный человек. По профессии она медсестра. Ей предлагали поехать работать в Италию. Не поехала. Говорит: «Русских людей лечить надо. Зачем я туда поеду?» Состояла в благотворительном Марфо-Марьинском обществе, ей предложили поехать в Германию. Опять не поехала. Я был поражен! Идеализм – идеализмом, но жизнь-то надо устраивать! Сейчас она поступила в мединститут, учится, а по выходным дням сутки дежурит в больнице. Она у меня человек исключительный.
Моя вторая жена филолог. Она болгарка, зовут ее Ваня. Закончила в Болгарии университет. У нас есть дочь Вера. Кое-как перебиваемся, живем. Дома все в порядке.
– А Вера в актрисы не собирается?
– У нее есть все данные, чтобы стать актрисой и без официального образования. Да, и так бывает. Она человек серьезный, в шестнадцать лет выдержала творческий конкурс на режиссерский факультет ВГИКа. Но недобрала баллы, приходится платить долги.
Кому что, а мне Бог дал хороших дочерей!
– Значит, дома у Вас, слава Богу, все хорошо. А как Вы все-таки объясните, что происходит сейчас в творческой среде? Каков Ваш взгляд изнутри на проблемы театра, кино? Только не говорите о финансах.
– Есть одна главная проблема – проблема интеллигенции. Людей интеллигентных – то есть сочетающих в себе и образование, и просвещение – становится все меньше и меньше. Как известно, российская интеллигенция вышла из гоголевской «Шинели». Значительная ее часть проделала это буквально: она вышла из этой пресловутой шинели, сбросила ее на тротуар, села в автомобиль и уехала от нее куда подальше. Проблема в том, вспомнят ли о ней, вернутся ли к ней. А ведь очень может быть, что ХХI век будет веком возврата к приоритету духовных потребностей, веком противостояния количественному миру имущества. Житейская истина «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным» подвергнется скепсису: конечно, лучше, но далеко не всегда и не любой ценой. Давайте вспомним старую испанскую пословицу: «Человек – это то, что выше обстоятельств!»»
Виктор Сергачев
Биография
Виктора Сергачёва считали одним из самых харизматичных и талантливых актеров России и Советского Союза. За годы творческой карьеры он сыграл сотни главных и второстепенных ролей в кинематографе и на сцене знаменитых столичных театров. Вклад в искусство был высоко оценен коллегами, аудиторией и властями — народного артиста РСФСР наградили орденом Почета и орденом Дружбы.
Детство и юность
Виктор Николаевич Сергачёв появился на свет 24 ноября 1934 года. Его биография началась в дальневосточном станционном поселке Борзя, позже получившем статус города в Читинской области.
Родители, бывшие простыми рабочими, уделяли пристальное внимание воспитанию сына. Отец и мать следили за тем, чтобы из мальчика получился образованный, всесторонне развитый гражданин Союза Советских Социалистических Республик.
Виктор ценил заботу представителей старшего поколения и в годы учебы в средней общеобразовательной школе старался ни в чем не уступать ровесникам. В детстве он в равной степени интересовался наукой и искусством: участвовал в утренниках и смотрах художественной самодеятельности и ходил на занятия биологического кружка.
Получив золотую медаль за отличную успеваемость, аттестат зрелости и положительную характеристику, будущий актер, поначалу мечтавший о карьере агронома, поступил на факультет биологии и почвоведения в один из дальневосточных университетов. Но со временем стало понятно, что наука — не его стезя.
В начале 1950-х жители поселения Борзя посадили юношу на поезд и отправили в столицу, где была масса возможностей для самореализации. Главной целью поездки, продолжавшейся несколько суток, являлась попытка поступить в престижный театральный вуз.
Больше других Сергачёву нравилась школа-студия при Московском художественном театре. Приемная комиссия, состоявшая из прославленных режиссеров и актеров, увидела в юноше, решившем сдавать вступительные экзамены, творческий потенциал и одобрила его зачисление на 1-й курс актерского отделения.
В годы учебы Виктор сыграл ряд ролей на сцене и дебютировал в кино в качестве второстепенного персонажа в экранизации произведения Анатолия Рыбакова «Кортик».
Театр и фильмы
Полноценную актерскую карьеру Сергачёв начал в 1956 году на сцене Центрального театра Советской армии. В течение одного сезона выпускник студии МХАТ показал, что способен мастерски воплощать образы героев классических и современных пьес и нравиться требовательной публике.
Знакомство с Олегом Ефремовым, жаждавшим создать в Москве нечто новое, перевернуло жизнь уроженца Забайкалья. Он вошел в число основателей «Современника» в конце 1950-х годов.
Коллектив независимого творческого объединения был полон сил и энергии. Члены труппы самостоятельно выбирали репертуар и применяли на практике навыки, полученные в вузах. В молодости Виктор, как активный член худсовета стремившийся к карьерному росту, заслужил уважение актеров и режиссеров благодаря способности отстаивать собственную точку зрения и видеть конечную цель того или иного проекта.
За 40 лет работы на сцене ведущих московских театров Сергачёв представил сотню разноплановых образов и стал автором ряда постановок. В середине 1990-х состоялась премьера режиссерской интерпретации пьесы по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», где выпускник МХАТа сыграл автора и пристава следственных дел Порфирия Петровича.
Талантливого актера сразу заметили советские кинематографисты. Ярким дебютом стали роли участкового милиционера в картине Бориса Бунеева «Конец света» и регистратора в сатирической ленте Александра Алова и Владимира Наумова «Скверный анекдот».
Всенародную известность Виктору Николаевичу принес фильм «Три тополя на Плющихе». Трогательная история любви интеллигентного таксиста и жительницы деревни покорила советскую публику и получила награды фестивалей в Минске и аргентинском городе Мар-дель-Плата.
В 1970-х актер пополнил фильмографию комедией «Эта забавная планета» и приключенческими боевиками «Золотая речка» и «Пропавшая экспедиция». В тот же период он стал персонажем телевизионного альманаха «Этот фантастический мир», созданного на основе произведений знаменитых писателей-фантастов.
Виктор Сергачёв в роли Кощея Бессмертного (кадр из фильма «На златом крыльце сидели»)
Несмотря на регулярную занятость в спектаклях, актер был открыт для предложений кинорежиссеров и старался как можно чаще появляться на экранах. Во времена перестройки Сергачёв дважды сыграл роль Льва Троцкого и приложил руку к экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
В 2000-х яркими работами считались фильмы «Дети Ванюхина», «На солнечной стороне улицы», «Подмосковная элегия» и «День Победы». Последней экранной ролью стал аудитор Евгений Никандрович Григорьев в психологической криминальной драме Станислава Говорухина «Уик-энд».
Личная жизнь
Судя по рассказам коллег и фотографиям, с ранних лет и до старости Сергачёв был позитивно настроенным человеком с веселым нравом и открытым характером. Интеллигентная внешность, знание хороших манер и заразительный смех делали актера привлекательным для женщин.
В молодости уроженец Забайкалья благосклонно реагировал на знаки внимания со стороны противоположного пола, но по-настоящему счастлив был только с двумя законными супругами.
Первая жена, являвшаяся коллегой, оставила след в личной жизни актера, родив дочь Ольгу – будущего врача-кардиолога. По неизвестным причинам отношения не сложились, и актеры, щадя чувства друг друга, решили развестись.
Вторая супруга, уроженка Болгарии по имени Ваня, была выпускницей филологического факультета. В браке, продолжавшемся до конца жизни, на свет появилась девочка Вера, впитавшая отцовскую страсть к искусству и ставшая студенткой театрального вуза.
Сейчас младший ребенок актера работает в «Ленкоме» и снимается в художественных фильмах и телесериалах. Зрители увидели продолжательницу семейных традиций в проектах «Счастье по рецепту», «Королевские игры», «Закон и порядок: Отдел оперативных расследований – 2» и «Ва-банк».
Смерть
По воспоминаниям коллег, Сергачёв много курил, поэтому в зрелом возрасте у него начались проблемы со здоровьем. Актеру, бывшему постоянным пациентом НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского, настоятельно рекомендовали оказаться от вредной привычки, но жизнь без сигарет, по его мнению, теряла прелесть и остроту.
В конце февраля 2013 года Виктора Николаевича в критическом состоянии экстренно госпитализировали, но реанимация в институте им. Н. В. Склифосовского к улучшению самочувствия не привела. В итоге причиной смерти стал разрыв аорты.
1 марта после церемонии прощания, организованной членами семьи и коллегами в стенах МХТ им. А. П. Чехова, актера похоронили на Ваганьковском кладбище. Поклонники творчества до сих пор приносят на могилу венки и букеты свежих цветов.