Виктор Лясковский Писатель биография

Юз Алешковский

Биография

Юз Алешковский — русский поэт, сценарист, прозаик. Алешковский известен как автор детских повестей и сценариев к фильмам. Не меньшей популярностью пользовалось его творчество, посвященное тюремной тематике, сделавшее его при жизни лидером советского самиздата и классиком лагерной песни.

Детство и юность

Иосиф Хаимович (Ефимович) Алешковский, таково настоящее имя мастера, появился на свет 21 сентября 1929 года в семье военнослужащего. Отец Хаим Иосифович, уроженец белорусского города Мозыря, был участником многочисленных войн, кавалером ордена Красной Звезды. Мама Вера Абрамовна работала бухгалтером. В семье помимо Иосифа воспитывался младший брат Марк, ставший впоследствии историком-медиевистом и археологом.

В интервью Алешковский признавался, что впервые его исключили из образовательного учреждения еще в детском саду — за попытку изучить анатомию вместе с девочкой из группы.

Юз Алешковский в молодости / фото: @aleshkovsky

Из родного Красноярска мальчик вместе с семьей перебрался в Москву, где и пошел в 1-й класс школы с литературным уклоном. В среднем образовательном учреждении, как и он, внимали знаниям и корпели над учебниками его товарищи Георгий Семенов, Вадим Кожинов, Гелий Протасов. К слову, еще в детстве к нему прилип будущий псевдоним: Юз — это сокращенный вариант польского имени Юзик, Юзеф.

Вспоминая ранние годы, сам художник характеризовал себя как противоречивую личность: дома он помогал матери и увлекался естествознанием и при этом был весельчаком, хулиганом и негодяем. В детстве Иосиф увлекался сочинениями Александра Пушкина, Александра Дюма, Жюля Верна и Майн Рида.

Неспокойный характер помешал подростку окончить школу: нерадивого ученика оставили на второй год, а затем и вовсе исключили. Но случившееся и его последствия (невозможность поступить в вуз) нисколько не расстроили Иосифа. Прежде чем вместе с отцом-военнослужащим оказаться в Латвии и с началом Великой Отечественной войны отправиться в Омск в эвакуацию, он успел потрудиться на заводе.

Книги и музыка

Первые стихи Алешковский начал писать еще в школьные годы. Так в молодости парень выплескивал любовные переживания. Его музой стала соседка по парте в вечерней школе.

В 1947-м парня призвали в армию. Алешковский очутился в ВМФ, где через пару лет опоздание на поезд сыграло с ним злую шутку. Матрос с друзьями решился на угон авто секретаря Приморского крайкома, затем последовала драка с патрулем. Иосиф Хаимович не выдал товарищей и получил за «несознанку» 4 года лагерей.

Но, как говорится, нет худа без добра — и арестант именно за решеткой создал свой дебютный хит «Птицы не летали там, где мы шагали». Также в лагере Юз развлекал заключенных рассказами собственного сочинения — «тискал романы», зарабатывая себе дополнительный паек — хлеб или сахар.

«Роман всегда начинался с одних слов: “По мрачному, тревожному и суровому Лондону промчалась черная зловещая карета с белой надписью “Хлеб”. А потом уже развивался какой-нибудь сюжет: идиотский, любовный, триллерный, если хватало сил — психологический».

Выйдя на свободу, Алешковский всерьез задумался о том, чтобы поступить в Литинститут, но вскоре эту затею забросил, зная особенности своего крутого нрава. Вернувшись в Москву, молодой человек, чтобы не попасть под статью о тунеядстве, устроился на стройку и работал шофером. Параллельно с этим принялся оттачивать песенное мастерство. Поэт сочинял песни и выступал их исполнителем.

В 1959-м родилась «Песня о Сталине», больше известная среди граждан Советского Союза как «Товарищ Сталин, вы большой ученый…». В период хрущевской оттепели ее текст знал каждый, хотя и не обладая точной информацией об авторстве. Драматург Валерий Залотуха, например, до знакомства с Алешковским пребывал в твердом убеждении, что слова и музыку сложил народ. Дополнительную путаницу вызвал и тот факт, что композицию включил в собственный репертуар Владимир Высоцкий, которому также нередко приписывали авторство.

В ходу было несколько версий текста, в которых отличались не только отдельные слова, но и присутствовали дополнительные куплеты. По словам Иосифа Хаимовича, он даже перестал обижаться, но все равно недоумевал:

«У каждой нормальной песни есть свой автор. Ни одна группа не может сложить единственной строчки, не то что целого текста. Как вы себе представляете рождение народной песни?».

В 1960-х в творческой биографии Алешковского появились детские рассказы «Два билета на электричку», повести «Кыш, Двапортфеля и целая неделя» с «Черно-бурой лисой» (последние два вышли на советские экраны в качестве фильмов).

Постепенно писатель от книг для детей и сценариев для кино и телевидения перешел к серьезной прозе: были созданы повесть «Николай Николаевич», романы «Кенгуру», «Маскировка», «Рука» и «Карусель». Цитаты из книг, пополнивших библиографию, мгновенно становились крылатыми и превращались в афоризмы.

Юз Алешковский и Иосиф Бродский / фото: @ostanovkav

О литературном таланте коллеги лестно высказывались многие знаменитости. Михаил Жванецкий не скрывал искреннего восхищения. Андрей Битов настаивал, что его нужно печатать в «Литературных памятниках». А сам Иосиф Бродский коротко и емко назвал тезку Моцартом языка.

Мастер также не переставал создавать музыкальные композиции, тепло принятые публикой, но не властями. После публикации текстов «лагерных» песен поэт вынужден был уехать на ПМЖ в США через Австрию. На пару с Андреем Макаревичем он записал альбом под названием «Окурочек», куда вошли и «Советская лесбийская», и «Песня свободы», и «Эрнесто Че Гевара».

В эмиграции Алешковский получил гонорар за свою песню от Ива Монтана. Известный шансонье исполнял композицию Le Megot («Окурочек»), искренне считая, что она написана давно, и срок действия авторских прав истек. Чек от Монтана очень пригодился поэту в первые дни пребывания на Западе.

Личная жизнь

Первой женой Алешковского стала Ирина Дмитриевна Никифорова. Женщина, подарившая в 1967-м супругу единственного сына, по профессии была филологом-африканистом, а по призванию — альпинисткой. В 2018-м в беседе с сотрудником журнала «Горец» Алексей Алешковский, телепродюсер, режиссер и корреспондент, рассказал о вкладе родителей в становление его личности, предоставив раритетные фото.

«Несмотря на их ранний развод, детство мое было счастливым: до моих 11 лет, когда отец эмигрировал, мы жили в разных квартирах одного дома — большой африканской семьей, как шутила мать», — делился мужчина.

В 1976-м в личной жизни Юза вновь наступили перемены: он отправился в загс во второй раз. По любопытному совпадению избранница являлась тезкой прежней супруги. Чета вместе воспитывала Даниэля — ребенка Ирины Феликсовны, выпускницы Вильнюсского университета, от предыдущего брака. В эмиграции женщина трудилась в Уэслианском университете США, став профессором отделения славистики.

В последние годы жизни лауреат престижных литературных премий — немецкой Пушкинской и Русской — жил в американском Мидлтауне вместе с супругой и пасынком и работал в Уэслианском университете. Город расположен в округе Мидлсекс штата Коннектикут.

Виктор Лясковский Писатель биография

Признаться, я и сам был немало удивлен, узнав о солидном возрасте Семена Львовича Лиокумовича . Дача, внуки, две-три публикации в каждом номере “ Авива ”, очерки в “ Мишпохе ”, работа над книгой о спортсменах, составление кроссвордов, ежемесячные беседы в Клубе творческой интеллигенции, лекции в Минском обществе еврейской культуры, участие во всех заметных событиях в жизни общины … К огда он успевает?! Успевает, потому что не позволяет “душе лениться”. (Ах, как прав Заболоцкий: “Душа обязана трудиться. И день, и ночь, и день, и ночь”).

…Свой первый кроссворд Семен Львович напечатал в журнале “Огонек” в 1946 году, когда ему было 14 лет.

Представьте уровень эрудиции школьника из Калинковичей, если солидный, популярный всесоюзный журнал публикует его труд. Где Калинковичи и где Москва? На гонорар родители купили ему пальто. Потом публиковался в минских газетах “Зорька” и “Сталинская молодежь” (“Знамя юности”).

В 1950 году Семен с серебряной медалью окончил Калинковичскую среднюю школу и поехал поступать в ЛГУ на истфак. Он много читал, особенно любил поэзию, обожал историю и полагал, что с серебряной медалью его обязательно примут в ленинградский университет. Откуда ему, выросшему в глубокой провинции, воспитанному в духе интернационализма, было знать, что в стране Советов, где “все равны”, не так легко осуществить мечту, если ты родился не “от тех” родителей. В тот год ни один еврей не поступил на истфак ЛГУ . Исключение, годом раньше, сделали только для Виктора Корчного, будущего великого шахматиста.

Юноша поступает в Горный институт. Годы учебы в Северной Пальмире были насыщены до предела. Все свободное время Семен пропадает в Эрмитаже, в Русском музее, посещает театры, концертные залы. Слушает Когана, Ойстраха, Гилельса , лучший симфонический орке стр стр аны под управлением Евгения Мравинского. Не пропускает ни одной премьеры в Мариинке , в любимом драмтеатре – Александринке .

1956 год. Институт позади. Молодой инженер получает направление в Тульскую область: городок Богородицк на шахту. Там он проработал до 1983 года. 27 лет “подземного” стажа!

В начале шестидесятых – хрущевская оттепель! – Лиокумович осуществляет свою мечту: поступает на истфак Московского пединститута и оканчивает его с отличием. И десять лет, не оставляя шахты, преподает историю в школе рабочей молодежи (пять дней на шахте, два – в школе). И опять-таки Лиокумович не был бы Лиокумовичем , если бы ограничил свою жизнь только этими рамками. Его энергия, его разносторонние знания и желание поделиться ими требуют выхода. Семен Львович выступает с лекциями от общества “Знание”. Темы? Ну, конечно, культура! Он рассказывает о композиторах, музыкантах, поэтах, писателях.

Но и это не все. В течение трех десятков лет, то есть с первого дня работы на шахте, он сотрудничает с районной газетой, публикуется в журнале “Советский шахтер”. Районная редакция не раз пыталась переманить его в штатные сотрудники, предлагая портфель заведующего отделом промышленности. Отказывался – душой прикипел к шахте.

На шахте крепко ценили Семена Львовича – способного, добросовестного инженера. В 1978 году его удостоили высокой награды – Почетного Знака “Шахтерская слава” III степени.

Пенсия. Переезд в родную Белоруссию, в Минск.

Разносторонним знаниям и накопленным материалам Семен Львович нашел применение: и то, и другое с успехом использует в своей подвижнической деятельности по пропаганде вклада евреев в историю, культуру, литературу, науку, вооруженные силы, спорт некогда необъятной страны.

Валерий Николаевич Лясковский

(4 [16] февраля 1858, Москва — 14 февраля 1938, Орел) — общественный деятель, писатель-биограф, лесовод.

Начало биографии

Валерий Николаевич Лясковский родился в семье известного химика, профессора Московского университета Николая Эрастовича Лясковского и Марии Ивановны Лясковской, богатой наследницы купцов Варгиных. Получив начальное домашнее образование, с детства впитал дух и традиции московской профессуры, так как в их университетском доме на Моховой ежедневно после работы собирались коллеги Николая Эрастовича. Другого общения у Валерия в городе не было.

Лето Лясковский проводил в д. Давыдково на р. Сетунь под Москвой. Отец воспитал у Валерия любовь к природе. Мать позволяла ему беспрепятственно играть с крестьянскими детьми и неохотно допускала сближения с дачниками.

Закончив 4-ю Московскую гимназию, В. Н. Лясковский поступил на физико-математический факультет Московского университета, но параллельно слушал лекции на историко-филологическом факультете, в том числе лекции В. О. Ключевского. Валерий Николаевич был полиглотом. Он с детства писал стихи и рассказы на английском, немецком, французском и итальянском языках, но из-за скромности не отдавал их в печать. В 1882 году В. Н. Лясковский поступил на службу в Московский главный архив МИД. В этот период он сблизился с московскими славянофилами И. С. Аксаковым, Д. Ф. Самариным и А. И. Кошелевым. В 1882 году Лясковский женился и приобрел, на средства родителей, имение Дмитровское-Истомино под Орлом, где жил с 1884 по 1898 год (позже бывал там только летом).

Жизнь в Орле

В орловский период жизни Валерий Николаевич активно занялся земскими делами, занимая должности члена управы (1884—1886), мирового судьи (1886—1891), земского казначея и почетного мирового судьи (1891—1898), гласного городской думы в Орле (1898—1906), уездного предводителя дворянства (1908—1910).

После переезда в Орел Лясковский тосковал по привычному ему с детства подмосковному лесу и стал заниматься посадками как в своем имении, так и в соседнем имении Киреевка известных славянофилов братьев Киреевских, где жила вдова И. В. Киреевского — Наталия Петровна, урожденная Арбенева (в 90-х гг. он купил Киреевку).

«Выросши под Москвой, то есть в местности сравнительно лесистой, и сев на землю в область своего любимого чернозема, я сразу почувствовал недостаток в лесе, – хозяйственный и художественный, – и сразу же стал стремиться к его восполнению. Я начал сажать деревья с первых лет моего деревенского житья, а через пять лет приступил уже к посадкам в больших размерах, которые и продолжал, с промежутками по обстоятельствам, в течение всей жизни, под конец которой оказалось, что я, при небольших размерах моего землевладения, развел много лесу. » — говорил В.Н.Лясковский.

В деятельности лесовода Лясковский обменивался опытом с выдающимся русским селекционером Петром Ивановичем Лисицыным. После этого В. Н. Лясковский написал брошюру «Посадка деревьев в средней полосе России», в которой изложил весь свой лесоводческий опыт. Многие его посадки уцелели до сих пор в Киреев¬ской слободке, Дмитровском и его окрестностях.

Судейство, лесопосадки и написание биографий были, по словам Лясковского, самыми большими его увлечениями.

В 1919 году получил должность ученого-лесовода в совхозе «Стрелецкое», созданном на территории его национализированного имения, и сохранил возможность наблюдать за своим лесом. В 1926 году В. Н. Лясковский был уволен и жил в Орле, зарабатывая частными уроками по литературе и иностранным языкам. Принимал активное участие в деятельности местного краеведческого общества, писал заметки для сборика «Звенья».

В 1930 году Валерий Николаевич Лясковский был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности» по так называемому «делу краеведов», а в 1931 году — «как содержатель золотой валюты». До 1936 года был лишен избирательных прав. 22 декабря 1937 года был арестован и 28 декабря «особой тройкой» приговорен к расстрелу «за контрреволюционную агитацию и клевету на Советскую власть». Свою вину не признал. Расстрелян в Орле 14 января 1938 года. Реабилитирован в 1990 году.

В. Н. Лясковский был знаком с государственными и политическими деятелями эпохи Александра III (С. Д. Шереметевым, И. И. Воронцов-Дашковым, С. П. Ванновским, К. П. Победоносцевым, с художниками-передвижниками, чьи картины он приобретал для картинной галереи в Орле, с товарищем по гимназии К. С. Станиславским. В орловском доме Лясковского во время командования Черниговским полком (1909—1911) жил великий князь Михаил Александрович. Среди его друзей были подвижники народного просвещения С. А. Рачинский и Н. М. Горбов и председатель орловской губернской земской управы С. Н. Маслов. Последний не разделял его монархических взглядов.

В нашем санатории располагается музей имени В.Н. Лясковского, посетив который можно более подробно узнать биографию Валерия Николаевича и о его вкладе в историю Орловского края.


источники:

http://mishpoha.org/n19/19a37.php

http://www.orlovchanka.ru/laysovskii.php