Виктор Лемешевский Пинск биография

Генпрокуратура проверяет завод «АйПауэр» в Бресте. Владелец и другие под стражей по подозрению в коррупции

Генеральная прокуратура по поручению президента проводит проверку ситуации, связанной со строительством и вводом в эксплуатацию аккумуляторного завода в г. Бресте, сообщается на сайте ведомства. Должностные лица 1AK-Group, в том числе владелец завода Виктор Лемешевский, заключены под стражу по подозрению в коррупции. Напомним, многие брестчане и жители окрестностей убеждены, что завод «АйПауэр» в СЭЗ «Брест» может привести к экологической катастрофе, и считают, что власти занижают реальные объемы выбросов в сотни раз. Это беспрецедентный случай, когда самые обычные люди демонстрируют полное недоверие министерствам, институтам, комиссиям, экологам.

Задержания и подозрения органов

В производство Генеральной прокуратурой приняты уголовные дела, возбужденные КГБ по ст. ст. 430 («Получение взятки») и 431 («Дача взятки») Уголовного кодекса Республики Беларусь, в отношении Виктора Лемешевского, руководителя ООО «ПАК-управление»; Светланы Лемешевской, главного бухгалтера ООО «Белинвестторг-Сплав»; Сергея Охремчука, ранее директора ООО «Белинвестторг-Сплав», в настоящее время начальника отдела технического развития этого же общества; Ивана Покислюка, заместителя директора ООО «Белинвестторг-Сплав».

1 июля к указанным лицам применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

Также по инициативе Генеральной прокуратуры возобновлено следствие по приостановленным уголовным делам в отношении индивидуальных предпринимателей Дмитрия Рудского и Сергея Жуковича, возбужденным по фактам нарушения экологического и налогового законодательства. В отношении указанных лиц также применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

Кроме того, в ходе следствия будет дана правовая оценка действиям других должностных лиц, в том числе государственных органов.

Комментарий завода

Мы обратились в 1AK-Group, чтобы узнать, в чем именно подозревают должностных лиц предприятий, входящих в ее состав, и что именно проверяют на заводе «АйПауэр». Вот что нам ответили.

— Согласно статье 198 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь данные предварительного следствия или дознания не подлежат разглашению, — прокомментировали в пресс-службе 1AK-GROUP. — Таким образом, мы не располагаем информацией об основаниях и обстоятельствах предъявленного Виктору Лемешевскому и должностным лицам ООО «Белинвестторг-Сплав» обвинения. 1AK-GROUP не обладает информацией о возможной проверке деятельности ООО «АйПауэр» генпрокуратурой, такая информация поступает пока только из СМИ.

Сведения о задержании Виктора Лемешевского у Onliner появились еще в пятницу, однако в пресс-службе 1AK-Group не подтвердили эту информацию. Впрочем, и опровергнуть не смогли.

В тот же день мы опубликовали большой репортаж из Бреста, в котором попытались разобраться, что происходит в ситуации со скандальным заводом «АйПауэр».

Год назад граждане собрали 40 тыс. подписей против строительства завода. 14 июня оно было приостановлено из-за нарушений законодательства: на одном из участков производства было выявлено, по заверениям чиновников, незначительное превышение вредных выбросов. Противники завода настаивают на том, что реальные выбросы превышают заявленные в сотни раз, и демонстрируют полное недоверие власти. В данный момент предприятие достроено, но не принято в эксплуатацию.

Есть ли разница между «оригиналом» и тем, что мы видим на прилавках? Репортаж с родины белорусских аккумуляторов

Не спешите удивляться — жизнь полна импровизаций. Несмотря на то что предприятие по производству стартерных аккумуляторов в Пинске существует с 2000 года, на мемориальной доске, которую с недавних пор можно увидеть на проходной аккумуляторного завода, датой его основания значится 5 сентября 2014-го.

Объяснить несовпадение двух важных для истории предприятия событий можно тем, что речь вообще-то идет о разных заводах. Первый, появившийся 17 лет назад, работал под вывеской «Полесские аккумуляторы». Этот завод устранил досадный пробел, который заключался в том, что, когда Беларусь обрела независимость, при развитой по сравнению со многими другими республиками СССР промышленности в нашей стране производством стартерных аккумуляторов никто не занимался. Рассчитывать приходилось только на импорт.

С белорусской стороны учредителем «Полесских аккумуляторов» была компания «Белинвестторг», но поскольку производству необходима специфическая исследовательская и технологическая база, которой в Беларуси не существовало, научно-техническая поддержка и технологии пришли с Запада. «Белинвестторгу» удалось заинтересовать предложением о сотрудничестве одного из мировых лидеров по производству аккумуляторных батарей американский концерн Exide, который в итоге стал соучредителем СП «Полесские аккумуляторы».

Затем дело пошло по нарастающей. Большое значение для развития предприятия имело образование Таможенного союза, ведь среди всех аккумуляторных производств, входящих в Exide, завод в Пинске оказался единственным на территории ТС.

Помимо «Зубров», выпускавшихся здесь изначально, в 2012 году было освоено производство аккумуляторов Hagen, а годом позже — Tudor и Exide. Обе эти хорошо известные торговые марки принадлежат Exide. Осенью 2014-го предприятие переехало на новую производственную площадку и стало называться заводом Exide Technologies — именно о его основании говорится на упомянутой мемориальной доске.

Торжественно открывать ее на завод прибыли президент европейского подразделения «Эксайд Текнолоджиз» Майкл Остерман, директор СООО «Эксайд Текнолоджиз» Джон Николич, вице-президент по финансам европейского «Эксайд Текнолоджиз» Штефан Штубинг и соучредитель СООО «Эксайд Текнолоджиз» Виктор Лемешевский. Это, как указано на мемориальной доске, четверо из шести отцов-основателей завода.

Разумеется, предприятие, основанное в 2014 году, можно рассматривать в качестве преемника старого завода, но лишь с исторической точки зрения. Даже аккумуляторы марки Zubr, которые по-прежнему выпускаются в Пинске, — это совсем не те «Зубры», которые некогда сделали продукцию завода хорошо известной автомобилистам не только Беларуси, но и России, Украины и других стран ближнего зарубежья. В чем состоит разница, расскажем чуть ниже, а пока послушаем, что сказали основатели завода на церемонии открытия мемориальной доски.

Как заявил Майкл Остерман, ему трудно вспомнить в своей многолетней практике, где еще открытие нового завода производственной мощностью миллион батарей в год было сделано за такой короткий срок и прошло столь же гладко. На сегодняшний день на заводе работает немногим меньше 100 человек. В прошлом году экономические реалии позволили выпустить лишь чуть более 300 тысяч единиц аккумуляторов, тем не менее торговый оборот завода составил 20 млн евро, что позволило пинскому предприятию войти в пятерку крупнейших экспортеров продукции из Беларуси.

Что касается планов на будущее, то Майкл Остерман выразил надежду, что в этом году завод в Пинске начнет поставки аккумуляторов в качестве оригинального оборудования для российского автозавода Ford. Кроме того, ведутся переговоры с автозаводами Renault и Toyota в России.

Виктор Лемешевский, стоявший у истоков производства аккумуляторов в Пинске, в своем приветственном слове напомнил, что благодаря партнерству с Exide в нашей стране стала развиваться новая отрасль. Соучредитель СООО «Эксайд Текнолоджиз» рассказал, как сотрудничество с американским концерном позволило привлечь в Беларусь зарубежный опыт организации производства и получить доступ к тому, что не было доступно во времена Советского Союза.

По окончании торжественной церемонии открытия представители дистрибьюторов, поставщиков и городского руководства, присутствовавшие на мероприятии, были приглашены на экскурсию по заводу.

В 2010 году мне довелось побывать на старом аккумуляторном производстве в Пинске, а в 2015-м я посетил новый завод в связи с организацией на нем выпуска оригинальных аккумуляторов Volkswagen, предназначенных для комплектации автомобилей, которые выпускаются на двух автозаводах немецкого концерна в России.

Собственно выпуск оригинальных аккумуляторов Volkswagen уже указывает на разницу между первым заводом и вторым. Даже если бы технологические линии старого завода не износились физически, они устарели бы морально. Новому заводу требовалось более производительное и отвечающее современному уровню технологии и автоматизации оборудование.

Помимо этого, завод в Пинске, чтобы выдержать омологацию концерна Volkswagen, должен был соответствовать требованиям международных стандартов, в том числе предъявляемым к поставщикам оригинального оборудования на заводской конвейер. Сегодня завод имеет все необходимые сертификаты, соответствия требованиям ISO 14001:2004, ISO 9001:2008, ISO/TS 16949:2009.

Если в чем-то старый завод и его преемник остались похожими, то в том, что это сборочные производства, а не предприятия полного цикла. Иными словами, как и прежде, на заводе Exide Technologies осуществляется только сборка аккумуляторов из комплектующих, которые в готовом виде поставляются другими производителями.

По словам работников предприятия, электродные пластины в основном поступают с одного из заводов «Эксайд Текнолоджиз», расположенного в Польше, однако ведется работа по дальнейшей локализации поставщиков из стран ТС. Из увиденного своими глазами в сборочном цеху — сепараторные ленты фирмы Daramic, весьма авторитетной в этой сфере. Но подтвердить увиденное фотографиями не могу. Снимать, что, из чего и как делается на заводе, посетителям запрещено корпоративными правилами компании, которой принадлежит завод.

Поэтому последний из снимков был сделан мной перед входом в цех, а остальное — дело рук фотографа «Эксайд Текнолоджиз».

Итак, что представляет собой производство аккумуляторов в Пинске. Все батареи, в том числе оригинальные для Volkswagen, собираются по одной и той же технологии, однако поскольку на предприятии выпускаются аккумуляторы емкостью от 55 до 190 ампер-часов, которые существенно отличаются друг от друга размерами и весом, сборочных линий две. Первая из них рассчитана на сборку аккумуляторов емкостью до 75 ампер-часов, вторая — начиная с указанной выше емкости.

Для батарей Volkswagen существует дополнительная технологическая процедура, заключающаяся в приваривании второй крышки, после чего они становятся необслуживаемыми.

В связи с тем что немецкий концерн был вновь упомянут, надо сказать, что благодаря ему в технологии сборки произошло, пожалуй, самое существенное изменение со времени моего последнего посещения завода в 2015 году.

Если раньше приварка полюсных выводов выполнялась вручную, то Volkswagen для исключения человеческого фактора потребовал, чтобы эта операция проводилась автоматом. И вообще после разговоров с работниками завода появилось ощущение, что Volkswagen оказался той самой щукой, которая, как гласит народная мудрость, нужна, чтобы карась не дремал.

После сборки аккумуляторы перемещаются на линию заливки электролита.

Затем батареи перевозят в цех формирования. Эта технологическая процедура похожа на зарядку, но проводится в другом режиме.

Прошедшие формирование аккумуляторы выдерживаются в течение пяти суток, а затем попадают на линию мойки и технического контроля. Далее неоригинальные батареи ждет упаковка и склад готовой продукции, а аккумуляторы Volkswagen отправляются на упомянутую выше операцию, превращающую их в необслуживаемые.

Станет ли когда-нибудь завод в Пинске предприятием полного цикла? На этот вопрос сотрудники «Эксайд Текнолоджиз» отвечают, что такое не только возможно, завод полного цикла в планах. Но смысл в заводе полного цикла появится лишь в том случае, если сбыт продукции увеличится в 3-4 раза по сравнению с тем объемом, который был выпущен в Пинске в прошлом году. Словом, все упирается в экономическую целесообразность.

А пока из всего, что в планах, с максимальной вероятностью очень скоро можно ожидать появления в Пинске еще одной щуки Ford — работы по внедрению белорусских аккумуляторов на сборку автомобилей этой марки российского производства близки к завершению. Затем, глядишь, и Renault с Toyota подтянутся. И для рядовых потребителей это неплохо, учитывая те изменения в производственном процессе, которые произошли под влиянием Volkswagen, ведь «оригинал» и батареи для рынка запчастей собираются и будут продолжать собираться на одних и тех же линиях.

Вакульчик: по делу аккумуляторного завода в Бресте задержаны два чиновника Минприроды

Вместе с Виктором Лемешевским владельцем аккумуляторного завода строящегося в Бресте были задержаны ряд других лиц. Об этом в кулуарах конференции по Международной борьбе с терроризмом рассказал Валерий Вакульчик занимающий должность председателя КГБ Беларуси, — сообщает Sputnik.

Виктором Лемешевский был задержан по подозрению в даче взяток чиновникам.

«…давали взятки ответственным лицам за решение тех или иных вопросов, в том числе и тех, которые касаются строительства аккумуляторного завода», — рассказал глава КГБ.

Валерий Вакульчик отметил, что в данный момент дела о взяточничестве связанные с строительством аккумуляторного завода в Бресте рассматривается Генеральная прокуратура. Так, были рассмотрены уголовные дела, возбужденные КГБ по статье 430 (Получение взятки), а также статье 431 (Дача взятки).

Фигурантами данных дел о коррупции стали владелец завода Виктор Лемешевский, главный бухгалтер ООО «Белинвестторг-Сплав» Светлана Лемешевская, экс-директор этой компании Сергей Охремчук, а также замдиректора «Белинвестторг-Сплав» Иван Покислюк. Все лица были задержаны и помещены под стражу.

Напомним, что строительство аккумуляторного завода в Бресте, вызвало широкий общественный резонанс. После волны критики и общественного недовольства местные представители власти решили перепроверить все данные о предприятии, в том числе и соответствие экологическому стандарту. По данной теме также высказались глава Администрации президента Наталья Кочанова, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Корбут и другие официальные лица.


источники:

http://www.abw.by/novosti/rb/196455

http://4esnok.by/novosti/vakulchik-po-delu-akkumulyatornogo-zavoda-v-breste-zaderzhany-dva-chinovnika-minprirody/