Президент Роснефти Игорь Сечин теряет лояльных подчиненных
Модус операнди капитана Роснефти
«Роснефть» теряет топ-менеджеров. Без разъяснений для широкой аудитории продолжается кадровый исход самых лояльных Игорю Сечину подчиненных. Накануне стало известно об уходе еще двух вице-президентов компании — главного «безопасника» Наиля Мухитова и главного «аппаратчика» Рашида Шарипова. «Наша версия» предлагает свой анализ причин бегства инсайдеров.
Вторая волна добровольных увольнений
Немного о ньюсмейкерах. Наиль Мухитов, как указывается на сайте «Роснефти», до прихода в компанию «работал заместителем руководителя Управления собственной безопасности ФСБ России. До последнего он являлся доверенным человеком Сечина и входил в совет директоров ООО «Объединенный центр исследований и разработок» (ООО «РН-ЦИР») и ОАО «Грознефтегаз».
Не менее доверенным человеком является Игорю Сечину и Рашид Шарипов, возглавлявший его аппарат в компании с сентября 2013 года. Также Рашид Шарипов возглавлял компанию «РН-Холдинг», объединявшую большую часть активов THK-BP.
О конкретных причинах второй волны добровольных увольнений приближенных к Игорю Сечину топ-менеджеров мало что неизвестно. Пресс-служба «Роснефти» уклоняется от комментариев. На сайте компании висит информация о том, что срок исполнения обязанностей Шарипова и Мухитова истёк в июле 2015 года. Однако оба они всё ещё остаются членами правления «Роснефти».
Люди уходят, люди приходят
Единственным человеком из руководства нефтяного гиганта, кто дал хоть какие-то пояснения прессе, стал вице-президент Михаил Леонтьев, отвечающий за корпоративный PR. В привычном для своего общения с прессой флегматично-оптимистическом тоне Леонтьев заметил, что, мол, ничего экстраординарного не произошло: «У нас уходят люди и приходят. Всё нормально в компании». Не прояснил Леонтьев и волнующий многих вопрос о том, кто придет на замену ушедшим: «Не знаю. Определятся, наверное. Не я же определяю кандидатов на эти должности. Я не комментирую».
Позже информация, хоть и скупая, все же просочилась в прессу. Якобы Мухитову уже подобрали преемника – бывшего заместителя руководителя службы безопасности «Роснефти» Владимира Аладина. А обязанности Шарипова временно будет исполнять статс-секретарь – вице-президент «Роснефти» Лариса Каланда. С Шариповым сложнее. Ему ищут замену как из кандидатов внутри компании, так и из числа правительственных чиновников.
Возможно, причина столь разного модус операнди в решении аналогичных кадровых проблем кроется в том, что Наиль Мухитов не владеет акциями ОАО «НК «Роснефть», в то время как Рашид Шарипов — не только «правая рука» Сечина, но и является миноритарием компании, владея 4443 акциями «Роснефти», что составляет 0,00004% от уставного капитала.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на мнение неназванного, но знакомого вице-президента, еще когда Сечин был вице-премьером и куратором ТЭКа, Шарипов представлял его интересы в советах директоров энергокомпаний. Похоже, знакомство Шарипова и Сечина произошло в начале 2000-х гг., в результате топ-менеджер стал доверенным лицом Сечина и консультировал Роснефть в сделке по приобретению ТНК-ВР и Итеры.
Бывшему топ-менеджеру может грозить не только тюрьма, но и лишение имущества.
Понятно, что при таком раскладе быструю замену не найдешь. Нужен человек абсолютно проверенный, лояльный и тому же еще и компетентный в той сфере, которой ему предстоит заниматься. Ведь руководитель аппарата — вовсе не синекура. Это тот «мозг», к которому тянутся ниточки от всех подразделений.
Еще один важный момент. Ушедшие вице-президенты занимали ключевые должности в Роснефти. «Руководитель аппарата и начальник службы безопасности вместе с руководителями финансового и кадрового отделов – ключевые должности в компании, на которые президент, как правило, назначает не просто профессионалов, а самых доверенных людей», — поясняет политолог Алексей Макаркин.
Не может не настораживать то обстоятельство, что оба топ-менеджера написали заявление еще в первых числах июля, с разницей буквально в пару дней, однако достоянием общественности эти отставки стали лишь спустя три недели, в течение которых пресс-служба компании соблюдала обет молчания. О том, чем вызвана такая секретность, можно только догадываться.
Не следует забывать и о том, что нынешние громкие отставки — не первые в «Роснефти», для которой вообще свойственна текучесть кадров. Так, в 2013 году из компании ушел ее первый вице-президент Эдуард Худайнатов. В мае этого года ушел в отставку вице-президент по правовому обеспечению бизнеса Игорь Майданник, покинул Роснефть глава службы информационных технологий Антон Строкович. Наконец, этой весной в отставку были отправлены вице-президент по переработке Игорь Павлов и вице-президент по капстроительству Андрей Вотинов.
Поскольку официальных комментариев нет, мы можем немного пофантазировать сами. О том, насколько наши версии совпадают с реальностью, даст ответ только время.
Итак, дано: крупнейшая (крупнее лишь «Газпром») сырьевая госкомпания, под завязку укомплектованная людьми, близкими к доверенным лицам самого российского президента Владимира Путина. Казалось бы, за свои места, немаленькие зарплаты, бонусы и престиж они должны держаться зубами. Тем не менее, есть некие скрытые от внимания общественности мотивы, заставляющие этих помощников капитана бизнес-корабля Роснефти покидать его, причем, далеко не в лучшее для корабля время.
Какие это могут быть причины?
Версия первая, коммерческая. Не секрет, что цены на нефть сейчас падают, соответственно, падают и доходы нефтедобытчиков. Причем они падают даже в том случае, если на бумаге и в годовых отчетах доходы растут. Есть такое понятие, как упущенная выгода. Финансовые планы прежних лет верстались, исходя из тогдашней — более высокой цены за баррель. Сегодняшнее бизнес-планирование отталкивается от гораздо более низких цен. Так вот, если допустить, что финансовые показатели в ситуации низкой цены выполнены на все 100%, в динамике прибыль получается все равно меньше, чем, если бы сохранялись более высокие цены и более скромные «хотелки» по объемам ее продажи.
В августе минувшего года СМИ сообщали о том, что впервые цена на российскую нефть марки Urals упала ниже ста долларов за баррель. А уже в январе нынешнего года многие эксперты прогнозировали падение цены на нефть до 40 долларов за баррель. Падение нефтяных цен в новом году не только не прекратится, но и продолжится, предрекают знающие рынок специалисты.
При этом в прошлом году появился такой ранее неучтенный фактор, как западные санкции против России. По оценке инсайдеров Reuters, санкции замедлят разработку новых нефтяных проектов России. А это тоже снижает привлекательность таких компаний как Роснефть. Образно говоря, улов там становится меньше, и «рыбаки» начинают потихоньку искать новые заводи. Добавьте к этому череду техногенных аварий на промыслах различных дочек Роснефти, о которых уже писала «Наша версия». Эти аварии, нефтяные разливы также могут отрицательно влиять на капитализацию компании, во всяком случае, в плане репутации.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин сообщил о покупке китайским предприятием 14,16 процентов акций компании. Новые акционеры собираются участвовать в реализации проектов в Восточной Сибири.
Вот вам и первый предполагаемый мотив массового кадрового исхода топ-менеджеров.
Отдельными причинам могли стать последние спорные решения, принятые лично руководителем, обсуждать которые нельзя — тогда уход остается последним шансом выразить свое несогласие. В связи с изменившимися обстоятельствами многие соглашения рискуют быть нарушенными. Здесь можно упомянуть и договоренности с норвежской компанией «North Atlantic Drilling» по бурению скважин в Арктике, поставки газа «Интер РАО» в 2016 году и другие.
Человек ищет где лучше, а рыбка — где глубже
Хотя все может оказаться и куда более прозаичнее. Если мы вернемся к теме западных санкций и примем во внимание тот факт, что менеджеры высшего звена, как и олигархи, любят красивую жизнь со всеми ее атрибутами, и вовсе не горят желанием ссориться с Западом и попадать во все новые санкционные списки, то логично придем ко второй версии кадрового исхода — политической.
Быть может, мы имеем дело с инстинктивной реакцией части российской сырьевой элиты, желающей в период «тощих коров» отсидеться в более благополучных местах, дистанцируясь от сырьевых корпораций, ставших удобными мишенями для западных санкций и «мальчиками для битья» для европейских и американских политиков.
Грубо говоря, возможность беспрепятственно воссоединиться со своими заграничными владениями или яхтами в списке персональных приоритетов части бизнес-элиты перевешивает те бонусы, которые они получают, находясь на высоких постах.
Версия третья, финансовая
Есть однако и причины, по которым командой могло быть не довольно и само руководство, возможно, попросившее подопечных уйти «без шума и пыли». Несмотря на все суды, «Роснефть» все же выплатила по делу «Юкоса» компенсации на сумму около 12,9 млрд. рублей. Позже, в начале этого года, пришлось пойти на мировую по еще более крупной сумме. Всего структуры Yukos требовали в судах с «Роснефти» до $2,5 млрд! Чтобы не отдавать «живыми деньгами», компания предпочла «подтверждение прав собственности на активы», а это вполне может значить, что Роснефти пришлось обменяться «борзыми щенками» на соизмеримые объемы. При всех сложившихся обстоятельствах (бывший руководитель сидел в тюрьме, остальные в бегах, поддержка собственной позиции во всех ветвях власти и т.п.) Роснефти, видимо, второй раз «продали» активы «Юганскнефтегаза». Компания не смогла просудиться в иностранщине заранее, и затянула процесс до проигрышного конца. Как государственная компания заплатила невероятные суммы человеку, у которого «кровь на руках», и который с радостью применит полученные средства на дестабилизацию политической обстановки в России? После такого расстаться с ближайшим окружением ради сохранения собственного поста может быть очень верным тактичным шагом.
Так или иначе, есть тема для размышлений. Посмотрим куда уйдут отставники, и кто придет им на замену. По этим перестановкам и можно будет судить о дальнейшей траектории движения бизнес-корабля под названием «Роснефть» и намерениях его капитана Игоря Сечина.
За «Москву» заплатят Одессой: Подводный винт спецоперации
Ракетный крейсер «Москва» навсегда ушёл под воду. Пожар, детонация и взрыв – такова рабочая версия произошедшего. В причинах гибели корабля ещё предстоит разобраться, но о следствии можно говорить уже сейчас: попытка вытеснить Россию из акватории Чёрного моря – заявка, требующая ответа. Царьград расскажет, станет ли гибель гвардейского крейсера «Москва» поворотным винтом спецоперации.
Россия потеряла «Москву» – гвардейский ракетный крейсер, флагманский корабль Черноморского флота. В ночь с четверга на пятницу, 15 апреля, Министерство обороны России подтвердило гибель корабля.
По данным ведомства, при буксировке повреждённого крейсера в порт он потерял остойчивость и затонул. В числе причин, приведших к гибели корабля, названы повреждения корпуса и шторм.
Сутки борьбы
По данным Минобороны, в ночь на четверг на борту «Москвы» произошёл пожар, сопровождавшийся частичной детонацией боекомплекта. Также ведомство сообщило об эвакуации экипажа.
Последнее, ещё за много часов до официального подтверждения гибели «Москвы», заставило предполагать худшее. Дело в том, что живучесть кораблей является одним из главных приоритетов для конструкторов и одной из основных задач при подготовке экипажей. Поэтому военные моряки борются за спасение своего корабля до последней возможности. Тушат пожары, затапливают погреба с боеприпасами, выравнивают крен контрзатоплением отсеков, заваривают пробоины и прямо по палубам прокладывают силовые кабели взамен перебитых. Так что, если экипаж покидает борт – значит, дело совсем безнадёжно. И дальнейшая борьба за живучесть не имеет смысла, а лишь грозит увеличением потерь.
Поскольку Минобороны признало эвакуацию экипажа, многие обозреватели логично предположили, что корабль уже не спасти.
Однако в первой половине дня появилась надежда, что не всё так плохо. Крейсер оставался на плаву, а военное ведомство отметило, что в ходе инцидента не пострадало главное ракетное вооружение «Москвы» – 16 противокорабельных ракет «Вулкан».
Во второй половине дня о громком инциденте высказался официальный представитель Пентагона Джон Кирби. Он подтвердил, что на корабле был пожар и что крейсер находится на плаву. Более того: он отметил, что флагман Черноморского флота возвращается в порт Севастополя своим ходом. Это ещё сильнее подняло градус оптимизма.
Тем не менее к вечеру стало известно, что «Москву» всё же буксируют, а экипаж переведён на другие корабли Черноморского флота. Около 23:00 военное ведомство объявило, что флагман Черноморского флота затонул.
Три версии
По поводу того, что же случилось с «Москвой», в настоящее время можно рассматривать три основные гипотезы. По данным Минобороны, на борту корабля произошёл пожар, однако причины его не называются.
Сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов, в прошлом служивший на погибшем крейсере, сомневается, что корабль мог получить фатальные повреждения по причинам, не связанным с применением против него оружия.
«Возгорания бывают, но чтобы в пожар перерастало – такое случается очень редко. На надводных кораблях, как правило, удаётся с этими возгораниями справляться», – пояснил господин Блытов в разговоре с обозревателем Царьграда.
Украинская сторона утверждает, что смогла поразить «Москву» противокорабельной ракетой «Нептун». Этот боеприпас является глубокой модернизацией советской дозвуковой низковысотной ракеты Х-35 (Х произносится как «ха»). На этапе модернизации ракету немного увеличили в размерах и оснастили системой управления на базе современной военной электроники западного производства (предположительно, ракета получила возможность принимать целеуказание от самолётов-разведчиков НАТО).
Не исключена и версия, что корабль наскочил на морскую мину. Ранее украинский флот выставил большое количество мин на подступах к побережью, штормы уже срывали некоторые из них и относили к берегам Турции. Так что вероятность такого инцидента далеко не нулевая.
Украинцы стреляли, американцы наводили?
Если допустить, что крейсер погиб в результате ракетной атаки, то следует признать, что она была детально спланирована. Удар был нанесён в условиях шторма, который осложнил борьбу за живучесть и подачу помощи от других кораблей. В качестве мишени был выбран именно флагман флота, большой, но сильно устаревший корабль, находившийся в эксплуатации с 1982 года.
Следует напомнить, что всего четыре года назад, в 2018-м, крейсер «Москва» пребывал в столь плохом состоянии, что всерьёз обсуждалась возможность его списания. Денег на полноценную модернизацию в ВМФ не нашлось. Однако из-за острой нехватки надводных кораблей было принято половинчатое решение: «Москву» отремонтировали, но менять вооружение на более современное не стали.
Работы проводились на 13-м судоремонтном заводе в Севастополе с прицелом на то, что в дальнейшем крейсер своим ходом доберётся до Северодвинска, где уже спецы «Звёздочки» вдохнут в него вторую жизнь. Однако постоянные сдвиги сроков вправо сыграли свою, как оказалось, роковую роль: в войну с украинскими ВМС корабль вступил в состоянии «промежуточной готовности».
Сразу после сообщения о поражении крейсера профильные Telegram-каналы обратили внимание, что 12 апреля над Чёрным морем крутились британский разведывательный самолёт RC-135 и американский стратегический разведывательный беспилотник RQ-4 Global Hawk. 13-го числа оба разведчика отключили транспондеры и пропали из вида гражданских мониторинговых систем.
Удар же оказался нанесён около двух часов ночи. Также, по данным ряда Telegram-каналов, в момент атаки ПВО крейсера было занято уничтожением приближающегося беспилотника «Байрактар».
Если эта информация верна, можно предположить, что американские и британские разведчики произвели наблюдение, уточнили сигнатуры корабля, а ночью, возможно, выдали целеуказание украинской ракете. Впрочем, этот сценарий официально никак не подтверждён.
Более того, по мнению Блытова, и удар по кораблю мог быть нанесён не украинской, а натовской ракетой, например американским «Гарпуном», который состоит на вооружении множества флотов мира, в том числе и Великобритании. Также эксперт не исключает возможности того, что «Москву» атаковали норвежской ПКР Penguin («Пингвин»), однако автор материала полагает, что это маловероятно из-за очень ограниченной дальности этих ракет.
Свой последний бой крейсер «Москва» принял во время спецоперации на Украине. Фото: Zhang Jiye/XinHua/Globallookpress
Крейсер, которого нам будет не хватать
Каково значение этой потери для нашей страны и какие последствия будет иметь этот инцидент для дальнейшего развития боевых действий?
Во-первых, следует признать, что мы пропустили болезненный удар. Гибель крупного надводного корабля – это всегда большая потеря. Тем более, если речь идёт о флагмане флота.
Тем не менее излишне драматизировать ситуацию не стоит. Гибель ценного корабля ещё не означает проигрыша военной кампании. 4 мая 1982 года аргентинский штурмовик влепил противокорабельную ракету Exocet в британский эсминец «Шеффилд», от чего на судне начался пожар, а несколько дней спустя «Шеффилд» затонул. Потеря эта, хоть и стала очень неприятной для королевского флота, не помешала Великобритании выиграть войну.
«Москва», как и другие крейсеры проекта 1164 «Атлант», предназначалась для борьбы с надводными силами противника (в том числе для уничтожения авианосцев) и придания боевой устойчивости силам флота в дальней морской и океанской зоне. Основное вооружение корабля было полностью заточено на борьбу с вражескими кораблями. Нельзя сказать, что крейсер был бесполезен в спецоперации: спаренная автоматическая 130-мм пушка АК-130 была тем аргументом, что заставил украинских военных на острове Змеиный сдаться в плен, а 64 ракеты комплекса «Форт» (морской вариант С-300) создавали неплохой зонтик от авиации противника. Однако в общем и целом нынешний конфликт очень далек от той войны, для которой строился крейсер. У Украины нет боевых кораблей, по которым стоило бы стрелять «Вулканами», а её авиация никак не проявляет себя над морем.
В определённом смысле уничтожение «Москвы» – это заявка на вытеснение русского флота из западной части Чёрного моря. Угроза вполне очевидная, особенно в свете скорой поставки британских противокорабельных комплексов. Но основную боевую работу Черноморского флота сейчас выполняют фрегаты и малые ракетные корабли, бьющие «Калибрами» по украинской промышленной и военной инфраструктуре. С учётом того, что дальность этих крылатых ракет по стационарным объектам достигает 2600 км (то есть в разы превосходит дальность противокорабельных комплексов), остановить удары по своим тылам украинские военные всё равно не смогут.
Что с того?
В военно-техническом плане гибель крейсера подтверждает мнение, что век огромных ракетных крейсеров узкой специализации прошёл. Будущее – за относительно небольшими, хорошо защищёнными универсальными боевыми единицами.
В геополитическом измерении история с «Москвой» свидетельствует о том, что Россия просто не имеет права оставить в составе Украины Одессу и Одесскую область. Если русофобский режим сохранит под своим контролем хотя бы кусочек черноморского побережья, на нём обязательно будут размещены противокорабельные комплексы, которые рано или поздно добьются попаданий по нашим кораблям.
Кроме того – и это, наверное, сейчас главное, – потеря крейсера должна окончательно развеять иллюзии: Россия не ведёт специальную военную операцию, мы воюем с опасным и упорным врагом, который не остановится ни перед чем. И действовать в отношении этого противника необходимо соответствующим образом, без снисхождений и поблажек. Россия должна взять курс на полное уничтожение украинской государственности: только так мы можем обеспечить победу и долговременный мир.
Женский баррель: самые влиятельные женщины нефтегазовой отрасли
Нефть (конечно, под аккомпанемент газа) — основа российской государственности. Это мужской клуб с дорогим членским билетом. Женщин тут встретишь редко. Тем интереснее узнать, какой объем нефти мужчина готов уступить женщине, какое место и, главное, за какие заслуги?
Должность: вице-президент «Роснефти»
Год рождения: 1964
Образование: Свердловский юридический институт (1985)
Карьера:
Лариса Каланда считается доверенным лицом главы «Роснефти» Игоря Сечина. Она пришла в «Роснефть» в 2006 году на должность вице-президента по вопросам правового обеспечения из нефтяной компании «ТНК-BP Менеджмент», где девять лет занимала аналогичную должность. С мая 2012 года входит в правление «Роснефти», с декабря 2012 года вице-президент, отвечает за связи с госорганами. Ее супруг Владимир Каланда — первый замдиректора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, которую возглавляет сослуживец Владимира Путина по КГБ Виктор Иванов.
Деталь:
Каланда владеет пятью земельными участками общей площадью 19 000 кв. м, жилым домом (700 кв. м), двумя квартирами и автомобилем Audi A8. Основной капитал Каланды — доля в «Роснефти» (0,02%) стоимостью $7 млн.
Должность: вице-президент «Роснефти»
Год рождения: 1953
Образование: Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина
Карьера:
С 1995 по 2012 год работала в «Газпроме» на руководящих должностях: руководитель службы развития зарубежных проектов, заместитель начальника, начальник управления прогнозирования, руководитель департамента перспективного развития, член правления монополии. Русакова отвечала за стратегическое планирование и постоянно конфликтовала с производственными департаментами, выступая против дорогостоящих строек.
В аппаратной борьбе полномочия Русаковой урезали, и в конце 2012 года она уволилась из монополии, объяснив отставку выходом на пенсию. Весной 2013 года она заняла должность вице-президента «Роснефти», курирующего газовый блок.
Деталь:
Русакова так объясняла свое решение прийти в «Роснефть»: «Мне это очень интересно было. Это новая задача. У меня здесь шире круг ответственности… А в «Роснефти» у меня еще и ответственность за предприятия, которые добывают газ, за их экономику… Здесь совершенно другие подходы».
Должность: генеральный директор Иркутской нефтяной компании
Год рождения: 1960
Образование: Иркутский государственный университет (1993, специальность «правоведение»)
Карьера:
Начала работать юрисконсультом в Шкотовском районном потребительском обществе (Приморский край). В 1985 году стала старшим юрисконсультом на Иркутском заводе тяжелого машиностроения им. В. В. Куйбышева, затем устроилась на должность главного специалиста по правовым вопросам в госпредприятие «Востсибнефтегазгеология». В 2000-м возглавила Иркутскую нефтяную компанию (операционная компания Группы ИНК), которая была создана на основе госпредприятия. Владеет 11% капитала компании, которая сейчас входит в двадцатку крупнейших отечественных нефтяных компаний по запасам.
В сентябре 2013 года Седых избрана депутатом Законодательного собрания Иркутской области. Работает в комитете по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству.
Деталь:
Задекларировала самые высокие доходы за 2013 год среди депутатов Заксобрания Иркутской области — 317 млн рублей, заработок супруга — 793 000 рублей.
Должность: вице-президент, главный бухгалтер «Лукойла»
Год рождения: 1957
Образование: Свердловский институт народного хозяйства (1992)
Карьера:
В 1991–1993 годах — главный бухгалтер «Когалымнефтегаза», которым тогда руководил Вагит Алекперов, создавший на основе этого предприятия «Лукойл». С момента учреждения нефтяной компании в 1993 году Хоба постоянно занимает должность главного бухгалтера. Заслуженный экономист России. Награждена орденом и двумя медалями. Владеет 0,35% акций «Лукойла» рыночной стоимостью $114 млн.
Деталь:
Много лет увлекается йогой — раньше занималась с инструктором, сейчас самостоятельно. Воспитала трех сыновей.
Должность: заместитель генерального директора ТАИФ
Год рождения: 1955
Образование: Казанский финансово-экономический институт (1977)
Карьера:
В 1977–1986 годах работала на заводе «Радиоприбор» в Альметьевске бухгалтером, экономистом и старшим экономистом. В 1986-м стала главным бухгалтером Казанской фабрики художественных изделий. В 1989-м перешла в Республиканский информационно-вычислительный центр государственного агропромышленного комитета Татарской АССР. В 1991 году заняла должность главного бухгалтера объединения «Казань», на основе которого создана группа ТАИФ, владеющая крупными пакетами акций наиболее привлекательных предприятий Татарстана (среди совладельцев группы сын первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева Радик Шаймиев, 11,5%, и внучка Камиля, 2%). С момента учреждения ТАИФ в 1996 году Сафина работает заместителем гендиректора по экономике и финансам и является миноритарным акционером (4,5%), она акционер и аффилированного с ТАИФ банка «Аверс» (4,6%).
Деталь:
В 2005 году награждена медалью «В память 1000-летия Казани». В 2002 году Сафиной присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Республики Татарстан».
Должность: первый вице-президент «Стройгазконсалтинга» (прежде был основным подрядчиком «Газпрома»)
Год рождения: 1961
Образование: Грозненский нефтяной институт (1984)
Карьера:
В Новый Уренгой приехала по распределению на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку. Начала работать в Комсомольско-молодежном строительном управлении № 6 треста «Уренгойгазстрой», которое возглавлял Михаил Якибчук, нынешний президент «Стройгазконсалтинга». С тех пор карьерные перемещения Прилепы повторяют путь ее шефа. Она работала инженером, начальником планово-производственного отдела, заместителем гендиректора этого управления, которое в 1990-е годы было преобразовано в ЗАО ПСО «Уренгойпромгражданстрой». В начале 2000-х, после поглощения компании «Стройгазконсалтингом», Прилепа возглавила департамент экономики и финансов в головной компании (Якибчук стал первым вице-президентом), а с 2013 года стала первым вице-президентом (отвечает за финансовые вопросы).
Деталь:
Владеет 3,6% акций «Стройгазконсалтинга».
Должность: член правления и директор юридического департамента «Новатэка»
Год рождения: 1960
Образование: Дальневосточный государственный университет
Карьера:
После окончания университета Кузнецова начала работать юрисконсультом в юридическом бюро. Затем карьерный путь Кузнецовой повторяет перемещения основателя «Новатэка» Леонида Михельсона: с 1993 по 2002 год она работала юристом в аффилированных с «Новатэком» компаниях, затем возглавила юридический департамент компании. В 2007 году Кузнецова стала членом правления.
Деталь:
За девять месяцев 2014 года суммарный доход всех восьми членов правления «Новатэка» (вместе с Кузнецовой) составил 1,5 млрд рублей. Ей принадлежит 0,2% акций газовой компании, стоимость пакета на Лондонской бирже около $50 млн.
Должность: генеральный директор Национального нефтяного консорциума
Год рождения: 1967
Образование: Аргентинский университет предпринимательства (Universidad Argentina de la Empresa, 1989), МВА в Институте менеджмента (Institute for Management Development, Лозанна, Швейцария, 2007)
Карьера:
С 1988 года Баумгертнер работала специалистом по PR и логистике в аргентинских компаниях Coviares и Movement Corp. В своем единственном интервью рассказывала, что всегда мечтала работать в России, считая ее второй родиной. В начале девяностых мечта сбылась. Будучи переводчицей на Всемирном нефтяном конгрессе в Буэнос-Айресе, она познакомилась с руководителями аргентинской нефтегазовой компании Bridas, которые предложили ей возглавить московское представительство. В 1997 году она стала административным директором «Ренессанс Страхования», но, по собственному признанию, вскоре поняла, что страховой бизнес не для нее. С 2002 по 2010 год работала в «Лукойле», где прошла путь от директора московского представительства дочерней компании до заместителя директора по развитию бизнеса в Каракасе, с 2010 года возглавляет представительство аффилированного с «Лукойлом» Национального нефтяного консорциума.
Деталь:
В 2004 году стала лауреатом американской премии Key Women in Energy. Увлекается дайвингом и художественной фотографией.
Должность: член СД, бывший начальник финуправления «Сургутнефтегаз»
Год рождения: 1946
Образование: Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Карьера:
В 2009–2013 годах возглавляла финансовое управление «Сургутнефтегаза», с 2013-го по июнь 2014 года входила в совет директоров компании. Сын Александр Клиновский работает в «Сургутнефтегазе» — с января 2004 года и по настоящее время возглавляет дочернее сбытовое предприятие «СО «Тверьнефтепродукт», с 2008 года — депутат Законодательного собрания Тверской области.
Деталь:
Муж Эдуард Клиновский был первым главным инженером «Сургутгазпрома» (основан в 1977 году), он умер в 40 лет.
Должность: заместитель председателя правления — главный бухгалтер «Газпрома»
Год рождения: 1959
Образование: Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского (1985)
Карьера:
С 1985 по 1999 год работала в администрации Ленинградского морского торгового порта. Сначала бухгалтером в жилищно-коммунальном отделе, затем заместителем главного бухгалтера главной бухгалтерии. В 1999 году перешла в «Балтийскую трубопроводную систему» на должность главного бухгалтера. С 2001 года является заместителем председателя правления — главным бухгалтером, членом правления «Газпрома».
Деталь:
Несколько лет назад Васильева завела щенка. В «Газпроме» говорят, что ее собака приходится дальней родней лабрадора Конни президента России.
Должность: заместитель гендиректора по правовым и корпоративным вопросам «Газпром нефти»
Год рождения: 1969
Образование: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (1993), СПбГУ (1999, специальность «юриспруденция»), кандидат экономических наук
Карьера:
С 1999 по 2001 год работала в банках «СБС-Агро» и «Северо-Западное О. В. К.», пройдя путь от юрисконсульта до начальника юридического управления. С 2001 по 2007 год — заместитель генерального директора ФГУП «Рублево-Успенский лечебно-оздоровительный комплекс» Управления делами президента России. С января 2008-го — член правления «Газпром нефти», заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам.
Деталь:
Увлекается рыбной ловлей, ездит на рыбалку 4–5 раз в год, но больше ценит сам процесс, чем результат. Предпочитает лов тайменя и хариуса в реках Горного Алтая.
http://tsargrad.tv/articles/za-moskvu-zaplatjat-odessoj-podvodnyj-vint-specoperacii_531185
http://www.forbes.ru/forbes-woman-photogallery/zhenshchiny-v-biznese/282319-zhenskii-barrel-samye-vliyatelnye-zhenshchiny