Ветлугина Н А биография

ВЕТЛУГИНА, НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

род. 6 (19) июля 1909 в с. Рышково Курской губ. Доктор педагогических наук (1967). В 1933 окончила муз.-ритмическое отд. Моск. физкультурного техникума, в 1944 — муз.-пед. ф-т Моск. конс., в 1947 — аспирантуру Ин-та теории и истории педагогики Академии пед. наук РСФСР по специальности теория и история муз.-эстетич. воспитания. С 1947 занимается науч. работой, в 1960 зав. лабораторией эстетич. воспитания Ин-та дошкольного воспитания Академии пед. наук СССР (с 1971 проф.).

Соч.: Методика воспитания в детском саду. Учебное пособие для дошкольных пед. училищ. М., 1953, 2 изд. 1955; Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958; Музыкальные занятия в детском саду (Примерные конспекты занятий) (совм. с А. Д. Воиновой и М. В. Матвеевой и др.). М., 1958; Система эстетического воспитания в детском саду. М., 1962; Музыкальное воспитание и всестороннее развитие ребенка в советском детском саду. М., 1970; Музыкальное развитие ребенка. М., 1968 и др.

Смотреть что такое ВЕТЛУГИНА, НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА в других словарях:

ВЕТЛУГИНА, НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

(1909-1995) — педагог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Одна из создательниц системы эстетического воспитания дошкольников. Автор программ и м. смотреть

Урок: «Выдающиеся теоретики в истории российского музыковедения 20 века.» (Ветлугина Н.А.)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Ветлугина Наталья Алексеевна

Ветлугина Наталья Алексеевна [6(19).VII.1909 — 1995] — теоретик дошкольного музыкального образования, доктор педагогических наук, засл. деятель науки РСФСР (1980). Род. в с. Рышково Курского уезда.

В 1944 окончила музыкально-педагогический факультет Московской консерватории, в 1947 — аспирантуру Института теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР (теория и история музыкально-эстетического воспитания).

С 1947 занимается научной работой по дошкольному музыкальному воспитанию: в 1949 защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата пед. наук: «Система хорового обучения в дошкольных педагогических училищах», с 1960 заведующая лабораторией эстетического воспитания Академии педагогических наук СССР (с 1971 — профессор), в 1967 защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора пед. наук: «Музыкальное воспитание и развитие ребёнка». С 1979 — научный консультант.

Автор многих работ, посвящённых дошкольному воспитанию (в т. ч. «Система эстетического воспитания в детском саду». М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 1962; «Музыкальное воспитание и всестороннее развитие

ребёнка в советском детском саду». М., 1970; «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду».

Огромное значение в создании отечественной системы и теории музыкального воспитания в 50-е и последующие годы имели научно-исследовательская и практическая деятельность Н. А. Ветлугиной . Её научные и педагогические взгляды формировались под влиянием идей Б. Л. Яворского, В. Н. Шацкой, Б. В. Асафьева, Б. М. Теплова, А. П. Усовой, А. В. Запорожца и др. Изучая структуру музыкальности и возрастные уровни музыкального развития, Н. А. Ветлугина пришла к выводу, что для целостной характеристики музыкальности нужно учитывать особенности ребенка, его запросы и интересы. Опираясь на положения психологов В. Н. Мясищева и Б. М. Теплова, в монографии « Музыкальное развитие ребенка» она пишет, что в структуре музыкальности надо выделить общие музыкально-эстетические и специальные способности.

Владимир Александрович
Разумный

С грустью читаю многие публикации иностранных авторов по проблемам современной культуры и педагогики, словно половодье затопившие все лотки — развалы и немногие выжившие книжные магазины. Нет, отнюдь не потому, что в нашем распоряжении ныне изобилие публикаций , которые ранее были ведомы лишь узкому кругу посвященных. Подобное изобилие — дело благое для движения жизни духовной. Тревожит иное — тенденциозное забвение в них реальных достижений русских ученых, более того — откровенно компилятивная их переработка под флагом теоретических новаций. Мы, люди старшего поколения, многоопытные и повидавшие виды, с изумлением узнаем, что теорию клубной работы, принципы новых образовательных систем, открытых великими русскими учеными — первопроходцами, выдвинутые ими уникальные и нетрадиционные педагогические технологии нашему заинтересованному читателю предлагается изучать по дурной, а порою — и просто по искаженной копии. Грустно, но не безнадежно, ибо манипулировать духовностью народа можно лишь в ограниченных временных пределах, да и то преимущественно в шоковых социальных ситуациях.

Минутами духовного очищения и утверждения в символе веры, раз и навсегда избранном мною, неизбежно становятся систематические учебные встречи с клубными работниками, руководителями детских художественно — образовательных учреждений разного типа, детских библиотек и кружков, выживших вопреки разрушительному цунами, почему — то именуемому «реформами». Они дают радостное ощущение неразрывности поколений и традиций русской цивилизации. А порою вызывают в воображении творческий облик тех, с кем прочно связала меня судьба и кто с полным основанием может быть назван национальной гордостью России.

Однажды слушатели, рассказывая о новом и поучительном опыте художественно — творческого развития детей в интегративных центрах образования, начали страстно доказывать уникальное значение системы и технологии эмоционального развития ребенка Натальи Алексеевны Ветлугиной. Они становились все более напористыми и чуть ли не агрессивными, явно озадаченные моей затянувшейся улыбкой. А в моем сознании , словно голографическое изображение, возникал облик бесконечно дорогого и близкого мне человека, с которым довелось пройти по жизни не одно десятилетие, пройти в упорной борьбе за реализацию неисчерпаемого духовного потенциала ребенка. Облик многомерный и поливариантный, синтезирующий черты выдающегося первооткрывателя новой педагогики художественного развития ребенка, фактически используемой ныне в практике многих стран, воспитателя целой плеяды педагогов — исследователей системы дошкольного образования в России, равно как и далеко за ее нынешними пределами, от Латвии до Вьетнама, от Франции до Китая, доброго человека и верного друга.

Наверное, сама Наталья Алексеевна Ветлугина и не ведала, что нашу близость и единомыслие во многом предопределила другая великая женщина России — Валентина Николаевна Шацкая. Именно она, о чем мне уже довелось рассказывать, страстно поддержала первые шаги своих молодых сотрудников по существовавшему некогда Институту художественого воспитания детей, возглавлявшемуся ею. Не буду еще и еще раз перечислять их славные имена, ставшие достоянием истории культуры России ,в ряду которых особое место по — праву принадлежит Н.А.Ветлугиной. Скажу лишь, что с той поры делал все возможное и невозможное для рецензирования, для издания ее книг вопреки всем незримым препонам в руководимом мною издательстве, в том числе и фундаментальных, принесших ей мировое признание, безотказно выступал официальным оппонентом как на защите ее докторской диссертации, так и на многочисленных защитах ее учеников и последователей. Основательное знакомство со всеми ее научными публикациями, а также десятилетия непосредственного творческого общения и непрерывных дискуссий /как в традиционной научной среде, так и в ежедневных квартирных посиделках, ибо мы были соседями/ дают мне достаточное основание и моральное право высказать некоторые общие суждения об историческом значении Н.А.Ветлугиной для одной из важных сфер русской духовности.

Кратко — об ее научных открытиях, которые живут и ныне в организации художественного творчества детей, будь то детские сады, являвшиеся гордостью России и базой гармоничного развития наших малышей, буквально варварски разрушенные ныне «реформаторами», либо выжившие вопреки этому варварству клубные учреждения. Именно она/ в сотрудничестве с другим выдающимся ученым и педагогом академиком А.В.Запорожцем, многие годы руководившим Институтом дошкольного воспитания, кстати — тоже уничтоженным/ отработала общие принципы системы художественно — творческого развития дошкольников, взаимосвязи в ней разных типов образного самовыражения ребенка. Показывая уникальное значение музыкальной деятельности в целостной и педагогически — обоснованной системе, она многие десятилетия закладывала тот фундамент музыкальной педагогики, ее дидактики и практических технологий, на котором по сути дела базируются и поныне все труды исследователей и педагогов — практиков, что невольно подтвердили и мои слушатели — профессиональные музыканты.

Придет время — и история все расставит на надлежащие места, даст и оценку общего вклада Н.А.Ветлугиной в науку. Сейчас моя задача значительно скромнее — дать импрессионистические наброски к будущему объективному портрету. Первое общее впечатление — ее бескомпромиссность в научных суждениях. Вспоминаю,как в те дни, когда Д.Б.Кабалевский начал «пробивать» разрабатываемую им программу преподавания музыки чисто силовыми методами, исключавшими иные варианты музыкальной педагогики, традиционно основывающиеся на музыкальной деятельности ребенка, на пении и музицировании, она при мне в ночном телефонном разговоре высказала ему решительные возражения, аргументированно и резко. В той ситуации ее поступок был актом гражданского мужества ученого. Понимая ее бесспорную научно — педагогическую компетентость и нелицеприятность, всегда старался дать ей прочитать рукопись своей новой книги. Впрочем, так поступали и будущие ученые, подготавливавшие к защите диссертации, как ее ученики, так и бесчисленные визитеры из самых разных городов страны. Когда бы я не заглядывал к ней — ранним утром или далеко заполночь, квартира была заполнена людьми, которых,кстати, она кормила и привечала как родных,прописывая, а порою — и переписывая заново их труды. Неплохо было бы , например, вспомнить об этом факте тем десяткам и десяткам педагогов — исследователей и ученых из Прибалтики, где в итоге воссторжествовала система Н.А.Ветлугиной, о чем и не подозревают легковесные туристы, восхищенные ее видимыми результатами как достижением «цивилизованных» стран.

Второе общее впечатление — духовная отзывчивость, доброта, то непередаваемое своеобразие русской женщины, описать которое было дано лишь гению Н.А.Некрасова. Рано потеряв в годы Отечественной войны мужа, погибшего на фронте, она навсегда и непреклонно осталась верна его памяти. Не отличаясь особым здоровьем, многие десятилетия она пригревала в малогабаритной квартире сестер, почти прикованных к постели. До сих пор в моей семье живут как легенда воспоминания о тех днях, когда мы с женой могли вырваться в театр или на концерт, вручая маленьких детей ее попечению. Лишь у нее жители кооперативного дома педагогов всегда могли взять взаймы ту или иную сумму «до зарплаты», что бывало зачастую необходимо для многих в те трудные семидесятые годы, когда начались очевидные и на мой взгляд — спровоцированные вполне сознательно и целенаправленно нашими политическими лидерами экономические трудности, вполне нелепые для великой и победоносной страны. Более того, она охотно собирала у себя в квартире соседскую детвору, радуя малышей незатейливыми лакомствами собственного приготовления. И конечно же, все они собирались у «тети Тали» на волшебную новогоднюю елку.

Как представитель бессмертной когорты русской интеллигенции, Н.А.Ветлугина отличалась независимостью суждений, отрицанием любых авторитетов, кроме истины, четкостью и незыблемостью идейных ориентиров. Когда на смену когорте аморфной и разношерстной массе журналистов, художников, научных работников,амбициозно и безосновательно присвоивших себе святое для России наименование «шестидесятников» пришли поборники сверху дарованной гласности, наперегонки бросившиеся поносить выстраданные Россией идеалы социализма,реального равенства и социальной справедливости, когда модой стало сбрасывание/ в какой уже раз!/ «с корабля современности» всех, в том числе и педагогических авторитетов мирового значения типа А.В.Луначарского или А.В.Макаренко, Н.А.Ветлугина, прикованная к постели неизлечимой болезнью, систематически звонила мне по телефону и резко называла все происходящее позорной бесовщиной. Наверное, она даже не подозревала всей степени своей правоты в оценке трагических событий, уже сотрясавших Россию!

Работая над очерком о моем верном и талантливом друге, решил проверить, кто из академических светил, сотрудничавших с нею многие годы, знает ее труды, от первой книги о системе эстетического воспитания в детском саду до завершающего и обобщающего труда, принесшего ей мировое признание — книги «Художественное творчество и ребенок». Поразительно, но факт — ни один из них ничего не помнит. Не бесовщина ли это в ином, «интеллигентном» обличьи ? А вот совсем еще юные клубные работники из Магадана и директора художественно — образовательных центров Волгоградской области работают с детворой и сегодня «по Ветлугиной», пользуются отработанными ею в многолетнем эксперименте раздаточными материалами и пособиями, отлично знают все ее публикации — от фундаментальных книг до нотных сборников. И подумалось — реальное имени Н.А.Ветлугиной — ученого и педагога, безусловно равнозначное по значению имени Марии Монтессори,предопределено незримыми, но вулканоподобными сдвигами в духовной жизни России, но отнюдь не околонаучными играми педагогических калифов на час. Их время — истекает.


источники:

http://infourok.ru/urok-vidayuschiesya-teoretiki-v-istorii-rossiyskogo-muzikovedeniya-veka-vetlugina-na-2038354.html

http://www.razumny.ru/vetlugina