Верзилин Николай Михайлович
Николай Верзилин | |||
Имя при рождении | Николай Верзилин | ||
Дата рождения | 21 [8] января 1903 года | ||
Место рождения | д. Сафроново, Петровская волость, Рыльский уезд, Курская губерния (ныне Хомутовский район Курской области) | ||
Дата смерти | 02.06.1984 | ||
Место смерти | Ленинград | ||
Гражданство | Российская империя, СССР | ||
Род деятельности | писатель | ||
Язык произведений | русский | ||
Автограф | Николай Михайлович Верзилин — писатель-натуралист, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук. СодержаниеНиколай Верзилин / БиографияНиколай Верзилин родился 21 января 1903 года в семье малоземельных крестьян Курской губернии. Вскоре семья переехала в небольшой городок Малая Вишера, что на Новгородчине. В детстве будущий учёный и писатель любил приключения, мечтал путешествовать по далёким экзотическим странам. Он рано приобщился к чтению, а среди его любимых книг были приключенческие романы М. Рида, Ф. Купера, Ж. Верна, Д. Дефо. Во время учёбы в школе Николай принимал активное участие в скаутском движении, был избран старшим патрульным первого Новгородского отряда бойскаутов «Лесной голубь». Участники отряда часто выезжали за город, где приключения героев прочитанных книг превращались в увлекательную игру. Мальчишки строили шалаши, разжигали костры, играли в игры, представляя себя индейцами, путешественниками, следопытами, «робинзонами». Ребята бродили по лесу, окрестным полям и лугам, где знакомились с жизнью деревьев и трав, птиц и лесных зверьков. Они развивали выносливость, учились выживать в экстремальных условиях. Походы в лес оставили в душе подростка глубокий след, дали толчок для серьёзного изучения природы, её животного и растительного мира. Одним из самих любимых предметов Николая Верзилина была литература. Будучи учеником третьего класса гимназии, он издавал свой рукописный журнал «Луч», куда помещал небольшие рассказы и рисунки. В старших классах гимназии Верзилин сочинял «потрясающие» приключенческие рассказы: «Бледнолицый вождь атасов», «Бандиты, или Приключение трёх мальчиков», «Ущелье ужасов». Также он писал заметки для гимназического журнала «Проблески творчества», а в выпускном классе издавал альманах «Беседы у костра». Тяжёлые годы Гражданской войны заставили молодого человека искать заработок. В 1919 году он начал преподавать в Маловишерской начальной школе. Здесь юноша организовывает походы в лес, знакомит учеников с природой средней полосы России. Они проводили летние каникулы в палатках, изучая законы жизни лесных разведчиков и следопытов. Интерес к многообразию мира живой природы предопределил выбор профессии — исследователя, ботаника, педагога. В 1928 году Николай Верзилин окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт и уехал в Псков, где продолжил работать в школе. Молодой учитель, стремясь приобщить школьников к труду и полезной деятельности, увлечь их наукой, создаёт уголки живой природы, небольшие опытные лаборатории. Он выступает инициатором создания пришкольных участков, где ученики круглый год приобретают навыки экспериментальной работы с растениями. В 1929 году выходит его первая статья — «Как сделать интересным преподавание естествознания», в которой Николай Михайлович делится своим преподавательским опытом, предлагает передовые и оригинальные идеи. А через непродолжительное время увидели свет статьи «Агроботанический участок средней школы», «Опыты с растениями в живом уголке средней школы» и методические материалы в помощь учителю биологии «Практика преподавания ботаники в средней школе». Лечебница в лесу / Николай Верзилин ; рисунки Ю. Беляевой, 1943 По следам Робинзона / Николай Верзилин, 1946 По следам Робинзона. Сады и парки мира / Н. Верзилин, 1964 По садам и паркам мира / Николай Верзилин ; рис. В. Бескаравайного, 1961 В скором времени деятельного и перспективного педагога пригласили работать в одно из отделений Ленинградской естественно-научной педагогической станции. Также он курировал преподавание ботаники в ленинградских школах, преподавал биологию студентам Педагогического института им. А. Герцена и слушателям Института усовершенствования учителей, где возглавлял факультет естествознания. С первых дней блокады Ленинграда Николай Михайлович Верзилин оставался в городе, ему было поручено организовать эвакуацию детей в Кировскую область. На годы Великой Отечественной войны пришёлся и его первый писательский опыт. Страна остро нуждалась в лекарственных травах и плодах дикорастущих кустарников, из которых готовились настойки, мази, антисептический порошок, перевязочный материал. Основными сборщиками растений были школьники. Возникла необходимость в пособиях, которые бы популярно объясняли, как правильно собирать, сушить растения. К учёному обратились сотрудники издательства «Детгиз» с предложением написать руководство для ребят. После некоторых раздумий Николай Михайлович согласился. Так в 1943 году увидела свет книга «Лечебница в лесу», куда вошли занимательные рассказы о растениях с массой практических советов. В послевоенные голы Верзилин подготовил расширенный вариант этой книги под названием «По следам Робинзона». Он решил поставить юных читателей в положение своего любимого с детства героя — Робинзона Крузо. Замечательные познавательные очерки с множеством новой информации о том, как в северном лесу найти лекарство, добыть еду, испечь хлеб, изготовить чернила, бумагу, мыло, развести костёр и построить шалаш стали невероятно популярными, принесли автору известность. Уже в первой книге определились главные черты произведений Николая Верзилина: обширный фактический познавательный материал, знание детской психологии, точная педагогическая направленность. Книга неоднократно переиздавалась, вошла в золотой фонд классики научно-популярной литературы для детей. Первый успешный опыт натолкнул автора на мысль написать «книгу для зимнего чтения». Он много лет занимался разведением растений, наблюдал за ними, превратив свою квартиру в небольшую оранжерею. Своим опытом Николай Михайлович решил поделиться с читателями. Так в 1949 году увидела свет замечательная книга «Путешествие с домашними растениями», где исключительно интересный фактический материал о прошлом, настоящем и будущем одомашненных представителей растительного мира всего земного шара сочетается с практическими советами, как их разводить, ухаживать, проводить необычные опыты. Книга вызвала большой читательский интерес, автор получил тысячи писем с вопросами, просьбами, пожеланиями. Как собирать лекарственные растения / Н. Верзилин, 1947 Как сделать гербарий / Н. Верзилин, 1947 Путешествие с домашними растениями / Николай Верзилин, 1954 В 50-годы Николай Михайлович Верзилин ведёт активную преподавательскую деятельность, занимается научно-исследовательской работой в Академии педагогических наук, где заведует лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии. Созданная под руководством Верзилина теория развития понятий легла в основу отбора содержания школьного курса биологии. Он является автором учебника «Ботаника» для средней школы. В 1955 году увидело свет учебное пособие для школьных учителей «Основы методики преподавания ботаники». В этом же году ученый становится членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Несмотря на занятость, Николай Михайлович решил не оставлять путь писателя-популяризатора. В 1952 году вышла энциклопедия ботанических знаний для школьников «Растения в жизни человека». Писатель ведёт захватывающее повествование о растениях, семена и плоды которых человек употребляет в пищу. Не менее интересны главы об изготовлении тканей, посуды, сельскохозяйственных орудий, бумаги, фанеры, каучука. А идеи Верзилина о том, как избежать загрязнения природы и воздуха не теряют своей актуальности и в наши дни. Несколько лет Верзилин собирал материал для книги «По садам и паркам мира». Он посетил шедевры садово-парковой архитектуры России, побывал в Финляндии, Норвегии, Франции, Италии, Японии. Читателя ждёт увлекательное путешествие в историю зелёных насаждений, знакомство с историей и архитектурой знаменитых садов и парков, дендрариев и оранжерей. Также ребята найдут здесь советы, как самим создать сад у себя перед домом или у школы. Издание увидело свет с замечательными фотоиллюстрациями, сделанными самим автором в многочисленных путешествиях. Не менее интересна книга «Пылинки дальних стран», в которой Николай Михайлович рассказал ребятам об истории, географии, культурных традициях зарубежных стран. Книги Николая Михайловича Верзилина пропитаны любовью к природе, наполнены поэтическим чувством. На страницах его замечательных произведений очень часто встречаются стихотворные строки. В соавторстве с В. Рождественским Верзилин издал книги «Тропинка в лес», «Цветы из сада». Лирические слова поэта, чередуясь с рассказами ботаника, наполняют книги теплотой, оживляют изложение обширного познавательного материала. Николай Верзилин плодотворно сотрудничал с учёным и популяризатором биологических знаний В. Корсунской, с которой написал познавательные книги для старших школьников: «В саду Мичурина», «Лес и жизнь», «В. И. Вернадский». Множество переизданий выдержал их совместный учебник для студентов педагогических институтов «Общая методика преподавания биологии». Также Николай Михайлович является одним из авторов школьного учебника «Общая биология», по которому училось не одно поколение ребят. В соавторстве с сыновьями, учёными в области естественных наук, было написано пособие для учителей «Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее», которое увидело свет в 1976 году. Последняя книга для детей «Учитель ботаники, или Разговор с растениями» посвящена роли учителя биологии в познании тайн растений, в ней автор обращает внимание учеников на сложности и привлекательные стороны профессии педагога. Выдающийся ботаник и педагог, он всё делает для того, чтобы увлечь ребят наукой, воспитать из них настоящих исследователей необыкновенного мира растений. Николай Верзилин — о поэтеИнформацияБиографияНиколай Михайлович Верзилин, Россия, СССР 21.01.1903-02.06.1984 Николай Верзилин родился в 1903 г. в деревне Сафроновке Курской области. К живой природе мальчик был неравнодушен с детства. Рано приобщился к чтению, до дыр зачитывал повести Сетона-Томпсона, романы Жюля Верна, Даниэля Дефо, Фенимора Купера, Майн Рида, под впечатлением прочитанного совершал выезды за город с ночевками в лесу, играл в индейцев и путешественников. В шестнадцать лет, так уж случилось, Николай Верзилин начал преподавать в начальных классах сельской школы. И здесь юный учитель устраивает походы в лес, знакомя учеников с растениями среднерусской природы. Но юноше хотелось учиться дальше, и в 1928 г. он заканчивает… Николай Михайлович Верзилин, Россия, СССР 21.01.1903-02.06.1984 Николай Верзилин родился в 1903 г. в деревне Сафроновке Курской области. К живой природе мальчик был неравнодушен с детства. Рано приобщился к чтению, до дыр зачитывал повести Сетона-Томпсона, романы Жюля Верна, Даниэля Дефо, Фенимора Купера, Майн Рида, под впечатлением прочитанного совершал выезды за город с ночевками в лесу, играл в индейцев и путешественников. В шестнадцать лет, так уж случилось, Николай Верзилин начал преподавать в начальных классах сельской школы. И здесь юный учитель устраивает походы в лес, знакомя учеников с растениями среднерусской природы. Но юноше хотелось учиться дальше, и в 1928 г. он заканчивает Ленинградский сельскохозяйственный институт и, как и прежде, продолжает работать в школе, а также преподавать в Педагогическом институте и Институте усовершенствования учителей. Страсть к изучению жизни растений непосредственно в природных условиях влекла Верзилина в путешествия по родному краю и странам мира. Собранный материал предстал в книгах, написанных в форме бесед с юным читателем, увлекательных путешествий. В школе молодой учитель с азартом энтузиаста, влюблённого в свое дело, создаёт небольшие опытные лаборатории, пришкольные участки растений, уголки живой природы и выпускает книги, знакомящие с его опытом преподавания биологии: («Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет учебник ботаники, непохожий на все предыдущие издания: материал в нем излагает в тесной связи с сельским хозяйством. Спустя 15 лет Верзилин участвует в создании нового учебника по общей биологии для учащихся старших классов, а результаты многолетних исследований и практического преподавания обобщает в учебниках «Основы методики преподавания ботаники» и «Общая методика преподавания биологии» (в соавторстве с биологом В. Корсунской). В середине семидесятых годов Н. Верзилин со своими сыновьями издаёт книгу «Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее». Ботаник и педагог, он всё делает для того, чтобы увлечь ребят и студентов наукой, сделать из них настоящих следопытов, изучающих удивительный мир растений. Деятельность Верзилина, как в народном образовании, так и в педагогической науке была отмечена медалями имени К. Ушинского, А. Макаренко и другими правительственными наградами. В 1955 г. его избирают членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, в 1967 г. – утверждают профессором-консультантом Ленинградского педагогического института им. А. Герцена. Однако в России и за рубежом Николай Верзилин известен не столько как учёный и педагог, сколько как талантливый писатель-популяризатор ботанических знаний. Его работа «Лечебница в лесу» – первая работа для детей, первая проба писательского пера – появилась в годы Великой Отечественной войны и предназначалась в помощь юным сборщикам лекарственных трав и съедобных дикорастущих растений. Эта книга позже вошла в книгу «По следам Робинзона» (1946). В книгу «По следам Робинзона», вошли более сотни очерков о «тайнах» дикоросов – дикорастущих растений флоры России. Книга сразу привлекла внимание обилием забавных советов, она давала возможность ребёнку самому почувствовать себя Робинзоном. Через три года читатели знакомятся с новой книгой Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями» (1949), рассказывающей о происхождении, особенностях, практическом использовании растений, встречающихся в садах и огородах, выращиваемых на балконах и подоконниках. Все эти растения – пришельцы из далеких пустынь и тропических джунглей, саванн и влажных субтропиков. Такой же занимательной была следующая книга Верзилина «Растения в жизни человека» (1952) – маленькая энциклопедия ботанических знаний, на этот раз адресованная тем, кто ещё не полюбил ботанику. Прежде чем написать очередную книгу «По садам и паркам мира» (1961), Верзилин побывал в Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Японии, где ознакомился с местными парками и садами, дендрариями и оранжереями, посетил шедевры садово-парковой архитектуры в России. В книге есть советы, как самим создать сад у себя перед домом, школой или на приусадебном участке. С этой работой перекликается другая его книга, чисто географическая «Пылинки дальних стран» (1969), рассказ о поездках в Норвегию, Италию, Францию, Японию (книга иллюстрирована авторскими фотографиями). Более сложным проблемам науки о растениях посвящены три книги, написанные Н. Верзилиным также в соавторстве с В. Корсунской: «В саду Мичурина», «Лес и жизнь» (1966), «В.И. Вернадский» (1982). Все популярные работы Верзилина не «чисто» ботанические. В каждой из них переплетаются история и география, искусство и поэзия. Строки поэта Всеволода Рождественского и рисунки художника Юрия Смольникова как бы «вкраплены» в тексты детских книг Н. Верзилина «Тропинка в лес» (1956) и «Цветы из сада» (1962). Своеобразным воспоминанием об истоках и мотивах многолетней деятельности как педагога, воспитателя и биолога стала последняя книга Николая Михайловича «Учитель ботаники, или Разговор с растениями» (1984). Книги Н. Верзилина много раз издавались в России. Так, «По садам и паркам мира» выходили дважды; «Путешествие с домашними растениями» – четырежды (последнее издание вышло с изменённым названием – «Райский сад на подоконнике»). Книга «По следам Робинзона» переиздавалась семь раз. Выпускались его книги и в других странах: в Болгарии, Бразилии, Грузии, Китае, Латвии, Литве, Молдавии, Польше, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии, Югославии, Японии. Произведения Верзилина сопровождаются и практическими советами: как провести ботанический опыт, разводить интересные растения или собирать лекарственные травы, посадить деревья или бороться с сорняками, составить красивый букет цветов… И это понятно: Верзилин — не только учёный, писатель, но ещё и педагог. По его книгам не одно поколение детей познавало премудрости природы. Николай Михайлович Верзилин и его книги
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 2 922, фото: 5 Николай Верзилин родился в 1903 г. в деревне Сафроновке Курской области. К живой природе мальчик был неравнодушен с детства. Рано приобщился к чтению, до дыр зачитывал повести Сетона-Томпсона, романы Жюля Верна, Даниэля Дефо, Фенимора Купера, Майн Рида, под впечатлением прочитанного совершал выезды за город с ночевками в лесу, играл в индейцев и путешественников. В шестнадцать лет, так уж случилось, Николай Верзилин начал преподавать в начальных классах сельской школы. И здесь юный учитель устраивает походы в лес, знакомя учеников с растениями среднерусской природы. Но юноше хотелось учиться дальше, и в 1928 г. он заканчивает Ленинградский сельскохозяйственный институт и, как и прежде, продолжает работать в школе, а также преподавать в Педагогическом институте и Институте усовершенствования учителей. Страсть к изучению жизни растений непосредственно в природных условиях влекла Верзилина в путешествия по родному краю и странам мира. Собранный материал предстал в книгах, написанных в форме бесед с юным читателем, увлекательных путешествий. В школе молодой учитель с азартом энтузиаста, влюблённого в свое дело, создаёт небольшие опытные лаборатории, пришкольные участки растений, уголки живой природы и выпускает книги, знакомящие с его опытом преподавания биологии: («Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет учебник ботаники, непохожий на все предыдущие издания: материал в нем излагает в тесной связи с сельским хозяйством. Спустя 15 лет Верзилин участвует в создании нового учебника по общей биологии для учащихся старших классов, а результаты многолетних исследований и практического преподавания обобщает в учебниках «Основы методики преподавания ботаники» и «Общая методика преподавания биологии» (в соавторстве с биологом В. Корсунской). В середине семидесятых годов Н. Верзилин со своими сыновьями издаёт книгу «Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее». Ботаник и педагог, он всё делает для того, чтобы увлечь ребят и студентов наукой, сделать из них настоящих следопытов, изучающих удивительный мир растений. Деятельность Верзилина, как в народном образовании, так и в педагогической науке была отмечена медалями имени К. Ушинского, А. Макаренко и другими правительственными наградами. В 1955 г. его избирают членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, в 1967 г. – утверждают профессором-консультантом Ленинградского педагогического института им. А. Герцена. Однако в России и за рубежом Николай Верзилин известен не столько как учёный и педагог, сколько как талантливый писатель-популяризатор ботанических знаний. Его работа «Лечебница в лесу» – первая работа для детей, первая проба писательского пера – появилась в годы Великой Отечественной войны и предназначалась в помощь юным сборщикам лекарственных трав и съедобных дикорастущих растений. Эта книга позже вошла в книгу «По следам Робинзона» (1946). В книгу «По следам Робинзона», вошли более сотни очерков о «тайнах» дикоросов – дикорастущих растений флоры России. Книга сразу привлекла внимание обилием забавных советов, она давала возможность ребёнку самому почувствовать себя Робинзоном. Книга появилась на свет в 1946 году и с тех пор считается классикой научно-популярной литературы. Это своеобразная «азбука выживания» для человека, оказавшегося в «шкуре» Робинзона Крузо. Причем не на тропическом острове, а в дебрях среднерусского леса. Легендарная книга. Написанная сразу после войны, она пронизана жаждой жизни, голодом Ленинградской блокады, запахом супа из топора в холодной партизанской землянке. Это удивительный учебник жизни в природе, способный заменить десятки квази-инструкций из серии ОБЖД (простите за выражение). Но главное — книга позволяет увидеть, что, когда вы пришли первый раз на место своего будущего поместья — там вовсе не голо и не пустынно: там масса ресурсов для тех, кто начинает сотворять! Внимание! Начиная с 1956 года, из книги постепенно убирали иллюстрации, заменяя практические рисунки — развлекательными. Постепенно меняли и текст. В издании 1994 года отсутствуют уже целые главы, имеющие практическое значение — о постройке шалаша, о выпекании хлеба, о заготовке трав, об изготовлении природных матрацев и одеял… Через три года читатели знакомятся с новой книгой Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями» (1949), рассказывающей о происхождении, особенностях, практическом использовании растений, встречающихся в садах и огородах, выращиваемых на балконах и подоконниках. Все эти растения – пришельцы из далеких пустынь и тропических джунглей, саванн и влажных субтропиков. Такой же занимательной была следующая книга Верзилина «Растения в жизни человека» (1952) – маленькая энциклопедия ботанических знаний, на этот раз адресованная тем, кто ещё не полюбил ботанику. Прежде чем написать очередную книгу «По садам и паркам мира» (1961), Верзилин побывал в Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Японии, где ознакомился с местными парками и садами, дендрариями и оранжереями, посетил шедевры садово-парковой архитектуры в России. В книге есть советы, как самим создать сад у себя перед домом, школой или на приусадебном участке. С этой работой перекликается другая его книга, чисто географическая «Пылинки дальних стран» (1969), рассказ о поездках в Норвегию, Италию, Францию, Японию (книга иллюстрирована авторскими фотографиями). Более сложным проблемам науки о растениях посвящены три книги, написанные Н. Верзилиным также в соавторстве с В. Корсунской: «В саду Мичурина», «Лес и жизнь» (1966), «В.И. Вернадский» (1982). Все популярные работы Верзилина не «чисто» ботанические. В каждой из них переплетаются история и география, искусство и поэзия. Строки поэта Всеволода Рождественского и рисунки художника Юрия Смольникова как бы «вкраплены» в тексты детских книг Н. Верзилина «Тропинка в лес» (1956) и «Цветы из сада» (1962). Своеобразным воспоминанием об истоках и мотивах многолетней деятельности как педагога, воспитателя и биолога стала последняя книга Николая Михайловича «Учитель ботаники, или Разговор с растениями» (1984). Книги Н. Верзилина много раз издавались в России. Так, «По садам и паркам мира» выходили дважды; «Путешествие с домашними растениями» – четырежды (последнее издание вышло с изменённым названием – «Райский сад на подоконнике»). Книга «По следам Робинзона» переиздавалась семь раз. Выпускались его книги и в других странах: в Болгарии, Бразилии, Грузии, Китае, Латвии, Литве, Молдавии, Польше, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии, Югославии, Японии. Произведения Верзилина сопровождаются и практическими советами: как провести ботанический опыт, разводить интересные растения или собирать лекарственные травы, посадить деревья или бороться с сорняками, составить красивый букет цветов… И это понятно: Верзилин — не только учёный, писатель, но ещё и педагог. По его книгам не одно поколение детей познавало премудрости природы. Жаль, что современные издатели проявляют мало интереса к творчеству Н.М. Верзилина.
Совершенно случайно увидел вот эту прелесть, и, заплатив за нее копейки и принеся ее домой просто обалдел от ее содержимого! Очень простым, ярким и интересным языком написаны истории самых разных растений, которые мы можем увидеть на подоконнике, на клумбе, порой уже и в саду, и не только Ботаническом! Описаны их истории, места дикого их произрастания! И так как в те времена дети были основной надеждой государства, литература для них выпускалась не только интересная и качественная но и ПОЛЕЗНАЯ! Если Вы, или Ваш ребенок увлекаетесь ботаникой, то в этой книге Вы найдете много интересных заданий и описание опытов над самыми разными растениями. А так же научитесь некоторые из этих растений размножать, а , порой, откроете себе секрет их более чем приятных свойств! Приобретенные навыки и знания могу Вам ОЧЕНЬ пригодиться! ОЧЕНЬ рекомендую эту книгу как настольную книгу, особенно для любителей домашних растений и ботаники! Увы, в оригинале эти книги не так часты как хотелось бы, но, думаю, в хороших библиотеках они есть, как есть они и в интернете, в элеронной форме! Нашел я именно в электронной форме и другие книги этого автора и был ими просто очарован, теперь ими очаровываются мои двое сыновей!
Книга для людей измученных войной (1941-45 года), для людей ограниченных в еде, одежде — во всем материальном. И вот, что бы людям жилось теплее и интереснее — написана эта книга. Что бы обычные растения позволили отвлечься от серости буден. Книга очень человечная. И очень толковая практическая часть о том как размножать, растить, ухаживать за растениями. источники: http://www.livelib.ru/author/216283-nikolaj-verzilin http://www.perunica.ru/rastenia/10272-nikolaj-mihajlovich-verzilin-i-ego-knigi.html |