Вертинский биография Личная Жизнь

Александр Николаевич Вертинский

Фото Все

Видео Все

«АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ » Документальный фильм

А. Вертинский. Жизнь после смерти. 2011.avi

Александр Вертинский. Легенды и факты.

Александр Вертинский — биография

К творчеству певца и актера Александра Вертинского люди относятся неоднозначно. У одних его песни вызывают искренние слезы, у других – недоумение и даже насмешку. При этом людей, равнодушных к творчеству певца, найти очень трудно. Многие считают его феноменальным исполнителем. Александр Николаевич никогда не был баловнем судьбы, но он умело противостоял неблагоприятным обстоятельствам жизни, был настоящим стоиком. До самой кончины певец продолжал радовать поклонников своим уникальным талантом.

Детство

Певец родился в Киеве 19 марта 1889 года. Он был внебрачным сыном частного поверенного, журналиста Николая Вертинского. Мама мальчика, Евгения Сколацкая, дворянка по происхождению, родила двух детей от Вертинского, Надежду и Александра. Тогда незаконные связи считались порочными, осуждались обществом и церковью. Николай Петрович смог «усыновить» своих детей только через несколько лет после их рождения. Его законная супруга, знавшая об отношениях мужа со Сколацкой, категорически отказалась давать развод.

Александр Вертинский в молодости

Для своей любимой Женечки Вертинский снимал дом, в котором и родились его дети. Когда Саше было только три года, его мама умерла. Через два года от скоротечной чахотки скончался и отец малышей. Надю и Сашу забрали к себе сестры Сколацкой, всегда очень плохо относившиеся к их отцу, втянувшему Женечку во внебрачные отношения.

Дети воспитывались в разных семьях. Через некоторое время тетушки Вертинского сказали Саше, что его сестра умерла. Они не хотели, чтобы дети общались друг с другом. И только через много лет Вертинский узнал, что его сестра жива. Данный факт он воспримет как огромный подарок судьбы. И в то же время его всю жизнь не покидало сожаление о потерянных годах, когда он мог хотя бы изредка встречаться с любимой сестрой.

Когда Саше исполнилось девять лет, он с отличием сдал экзамен для поступления в Первую Киевскую гимназию. Однако в этом престижном заведении мальчик проучился лишь два года, его отчислили за воровство и плохую успеваемость. Вероятно, такими действиями мальчик просто компенсировал отсутствие внимания к нему со стороны родственников. Он стал учиться в 4-ой Киевской гимназии, но не сумел надолго задержаться в стенах этого учебного заведения.

В 1904 году его исключили из гимназии за неудовлетворительную учебу и плохое поведение.

Все детство и отрочество будущего певца было отравлено постоянными придирками тетушки. Он плохо учился, единственной отрадой в такой беспросветной жизни для него был театр. В юношеском возрасте он стал выступать в любительских постановках. Впоследствии певец с улыбкой вспоминал об этом опыте, ни о каком актерском мастерстве здесь не было и речи. В этот период отношения с тетушкой совершенно осложнились. Когда Саша в очередной раз без спроса взял у нее небольшую сумму, родственница выгнала его из дома.

Чтобы выжить, Саша хватался за любую работу. Он был грузчиком, продавцом, корректором в типографии, бухгалтером в гостинице, откуда его вскоре уволили «за профнепригодность». Но тут судьба улыбнулась молодому человеку. Он познакомился с Софьей Зелинской, которая когда-то была подругой его матери. В доме доброй и отзывчивой женщины он восполнил пробелы в своем образовании, познакомился со многими талантливыми людьми – Казимиром Малевичем, Марком Шагалом, Натаном Альтманом.

Александр стал писать рецензии на выступления Федора Шаляпина, Анастасии Вяльцевой, Михаила Вавича, других знаменитостей. В местных газетах он публиковал небольшие рассказы в декадентском стиле. Его стали называть начинающим киевским литератором, и это очень поднимало самооценку молодому человеку. После получения первых гонораров он обрел надежду на лучшую жизнь. Именно в то время молодой человек узнал, что его старшая сестра Надя жива и служит в столичном театре. В 1913 году Вертинский уехал в Москву.

Карьера в театре и кино

Александр и сам мечтал о театральной и литературной карьере, грезил о славе и популярности. Он встретился с сестрой, поселился вместе с ней в квартире Бахрушева в Козицком переулке. Кумиром будущего певца в то время был Блок. Александр выступал в литературных, театральных кругах, был режиссером пьесы Блока «Балаганчик», писал статьи и рассказы, сценки и пародии на злобу дня. Большое впечатление оказали на молодого литератора «поэзоконцерты» Северянина, футуристов же он считал людьми, призванными эпатировать публику. При этом Вертинский искренне восхищался творчеством Маяковского.

У Александра уже был небольшой актерский опыт. В Москве его пригласили работать в Театр миниатюр на Тверской улице. Актерским коллективом руководила Мария Арцыбушева. Дебют на столичной сцене для Вертинского стал очень удачным, зрители встречали его шквалом восторга. Он стал участвовать в спектаклях, не забросив при этом литературную деятельность. В том же году успешный актер Театра миниатюр попытался поступить на службу в Московский художественный театр Станиславского.

Но здесь его ждала неудача, великому мастеру не понравилась особенность дикции Вертинского – нечеткое произношение звука «р». Это был большой удар по самолюбию актера, но вскоре молодого красавца пригласили сниматься в кино. Он сыграл в картине «Обрыв» небольшую роль, и был очень рад этому бесценному опыту. Кинематографическая карьера Вертинского была прервана Первой Мировой войной. Александр не желал оставаться в стороне от испытания, выпавшего на долю родины.

Он стал добровольцем-санитаром, почти год провел на фронте. После ранения молодой человек возвратился в столицу. Здесь его поджидала печальная весть, скончалась сестра, которая была для Вертинского большим другом, самым близким человеком на свете. В некоторых источниках есть информация, что причиной ее смерти стала передозировка наркотических веществ.

Александр Вертинский — биография, новости, личная жизнь

Александр Вертинский

Александр Вертинский мечтал стать драматическим актером, но его забраковал сам Константин Станиславский из-за того, что он плохо выговаривает букву «р». Но проблемы с дикцией не помешали ему стать великим русским шансонье и звездой эстрады. Он начинал в образе «Печального Пьеро» из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом. Но постепенно он отказался от маски, сменив ее на свой знаменитый концертный фрак. Объехал с гастролями почти все крупные города Российской империи. После революции 1917 года Александр Вертинский эмигрировал в Константинополь на одном корабле с генералом Врангелем. Более двадцати лет он провел в эмиграции, на эти годы пришелся пик его славы. Его песни «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Лиловый негр», «Магнолия», «Марлен», «Чужие города», «Мадам, уже падают листья», «Маленький креольчик» стали хитами на долгие годы. Жил в Турции, Румынии, Бессарабии, Польше, Германии, Франции, Китае. Его друзьями были Марлен Дитрих, Вера Холодная, Федор Шаляпин и многие другие великие артисты. В 1943 году он вернулся на родину.

Александр Николаевич Вертинский. Родился 9 (21) марта 1889 года в Киеве — умер 21 мая 1957 года в Ленинграде. Русский и советский эстрадный артист, киноактер, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века.

Александр Вертинский родился 9 (21) марта 1889 года в Киеве. Отец Вертинского, частный поверенный Николай Петрович Вертинский (1845-1894), происходил из семьи железнодорожного служащего. Помимо юридической практики, он занимался также журналистикой — публиковал в газете «Киевское слово» фельетоны под псевдонимом Граф Нивер.

Мать, Евгения Степановна Сколацкая, родилась в дворянской семье. Николай Петрович не смог жениться на ней, поскольку его первая жена не давала развода, и «усыновил» собственных детей несколько лет спустя. Когда мальчику было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. После смерти родителей Александр и его сестра Надежда оказались в разных семьях у родственников матери, причем брата уверяли в том, что сестра мертва. Позже Александр и Надежда совершенно случайно встретились и очень сблизились.

В девятилетнем возрасте Александр Вертинский на отлично сдал экзамен в Первую киевскую гимназию, но через два года был исключен за неуспеваемость и дурное поведение и переведен в Четвертую киевскую гимназию (считавшуюся учебным заведением «попроще»), откуда также был исключен в 5-м классе (около 1904 года). Здесь он увлекся театром, некоторое время играл на любительской сцене и был статистом в киевском театре Соловцова, хотя позже признавал свой первый актерский опыт крайне неудачным.

Постепенно Вертинский приобрел репутацию начинающего киевского литератора: он писал театральные рецензии на выступления знаменитостей — Федора Шаляпина, Анастасии Вяльцевой, Михаила Вавича, Джузеппе Ансельми, Марии Каринской, Титты Руффо, публиковал небольшие (как правило, «декадентские») рассказы в местных газетах: в «Киевской неделе» — «Портрет», «Папиросы Весна», «Моя невеста», в еженедельнике «Лукоморье» — рассказ «Красные бабочки».

На жизнь себе Вертинский зарабатывал разными способами: продавая открытки, работая грузчиком, корректором в типографии, играя в любительских спектаклях. Побыл он и бухгалтером гостиницы «Европейская», откуда был уволен «за неспособность».

К этому времени относится и его знакомство с поэтами М. Кузминым, В. Эльснером и Б. Лившицем, художниками А. Осмеркиным, К. Малевичем, М. Шагалом и другими гостями литературного салона, созданного С. Н. Зелинской, преподавательницей той самой Александрийской гимназии, из которой Вертинский был исключен (впоследствии ставшей женой Н. В. Луначарского, брата А. В. Луначарского).

В 1913 году Вертинский, в надежде сделать себе литературную карьеру, переехал в Москву, где с сестрой Надей, актрисой, поселился в Козицком переулке, в доме Бахрушина. Здесь он начал выступления в литературных и драматических сообществах, в том числе в качестве режиссера (поставив «Балаганчик», одну из пьес А. Блока), некоторое время работал в ателье А. Ханжонкова.

О поэзии Блока, во многом сформировавшей его мировоззрение, Вертинский писал позже как о «стихии, формирующей наш мир»: «В нашем мире богемы каждый что-то таил в себе, какие-то надежды, честолюбивые замыслы, невыполнимые желания, каждый был резок в своих суждениях, щеголял надуманной оригинальностью взглядов и непримиримостью критических оценок. А надо всем этим гулял хмельной ветер поэзии Блока, отравившей не одно сердце мечтами о Прекрасной Даме».

Вертинский не подражал Блоку, но находился под впечатлением от его поэтических образов и собственное тогдашнее жизневосприятие впоследствии называл «очень блоковским».

В те же дни Вертинский сблизился с футуристами и познакомился с Маяковским. При этом, как отмечалось позже, философия футуристов не была близка Вертинскому; гораздо большее впечатление производили на него «поэзоконцерты» Игоря Северянина. Впрочем, о поэзии последнего Вертинский писал, что «в его стихах было подлинное чувство, талант и искренность, но не хватало вкуса, чувства меры и неподдельности чувств». Что же касается футуристов, то за исключением Маяковского, талантом которого Вертинский искренне восхищался, они, по мнению артиста, просто «эпатировали буржуа, писали заумные стихи, выставляли на выставках явно издевательские полотна и притворялись гениями».

В 1913 году А. Вертинский попытался осуществить давнюю мечту и поступить в Московский художественный театр, но не был принят из-за дефекта дикции. Экзамен принимал сам К. С. Станиславский, которому не понравилось, что экзаменующийся плохо выговаривает букву «р».

Еще до войны Вертинский начал выступать на сцене Театра миниатюр в Мамоновском переулке по Тверской, которым руководила М. А. Арцыбушева. Его первый номер здесь, «Танго», был выполнен с использованием элементов эротики: на сцене в эффектных костюмах танцевали прима-балерина и ее партнер, а Вертинский, стоя у кулис, исполнял песенку-пародию на происходящее.

Кинодебют Вертинского состоялся в 1913 году в фильме «Обрыв», где ему досталась небольшая роль одного из гостей — кадета. На этой картине Вертинский познакомился с Иваном Мозжухиным, который играл главную роль — Райского.

В конце 1914 года, после начала Первой мировой войны, Вертинский отправился добровольцем на фронт санитаром на 68-м санитарном поезде Всероссийского союза городов, который курсировал между передовой и Москвой. Под началом графа Никиты Толстого он проработал здесь до января 1915 года, сделав (согласно данным журнала) в общей сложности 35 тысяч перевязок. Получив легкое ранение, Вертинский вернулся в Москву, где узнал о смерти сестры (по слухам — от передозировки кокаина), единственного близкого ему человека.

Вернувшись с фронта, Вертинский продолжил активно сниматься в кино. Тогда же он познакомился с Верой Холодной. Вертинский был тайно влюблен в актрису и посвятил ей свои первые песни — «Маленький креольчик», «За кулисами», «Ваши пальцы пахнут ладаном».

Дебют Александра Вертинского на эстраде состоялся в 1915 году, в знакомом ему Арцыбушевском театре миниатюр, которому он предложил свою новую программу: «Песенки Пьеро». Арцыбушева одобрила идею: для артиста изготовили экзотическую декорацию, подобрали «лунное» освещение. Вертинский стал выходить на сцену загримированным и в специально сшитом костюме Пьеро, под мертвенным, лимонно-лиловым светом рампы.

Постепенно, исполняя песни как на собственные стихи, так и на стихи поэтов Серебряного века (Марина Цветаева, Игорь Северянин, Александр Блок), Вертинский выработал собственный стиль выступления, важным элементом которого стал певучий речитатив с характерным грассированием. Стиль этот позволял стихам «оставаться именно стихами на оттеняющем фоне мелодии».

Основу репертуара А. Вертинского тех лет составил оригинальный материал: «Маленький креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Лиловый негр» (три песни, посвященные Вере Холодной), «Сероглазочка», «Минуточка», «Я сегодня смеюсь над собой», «За кулисами», «Панихида хрустальная», «Дым без огня», «Безноженка», «Бал Господень», «Пес Дуглас», «О шести зеркалах», «Jamais», «Я маленькая балерина»(в соавторстве с Н. Грушко), «Кокаинетка» (текст В. Агатова) В том, что это действительно мог быть советский поэт В. Агатов (1901-1967), высказывались сомнения.

Александр Вертинский — Ваши пальцы пахнут ладаном

Использование «маски» в качестве сценического образа было характерно для того времени. Отмечалось, что на выбор Вертинского оказала влияние поэзия Блока, в частности пьеса «Балаганчик» и цикл «Маски». Сам артист утверждал, что этот грим появился спонтанно, когда он и другие молодые санитары давали небольшие «домашние» концерты для раненых, и «был необходим на сцене исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом». Эта маска помогала артисту входить в образ.

Позже появился образ «черного Пьеро»: мертвенно-белый грим на лице сменила маска-домино, на смену белому костюму Пьеро пришло черное одеяние с белым платком на шее. Новый Пьеро (как пишет Е. Р. Секачева) стал «в своих песенках ироничнее и язвительнее прежнего, поскольку утратил наивные грезы юности, разглядел будничную простоту и безучастность окружающего мира». Каждую песню артист превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и одним-двумя героями. Певца, который называл свои произведения «ариетками» стали называть «русским Пьеро».

Вертинский вернулся к эстрадной деятельности, поступив на работу в театр Петровский, которым руководила Марья Николаевна Нинина-Петипа; здесь его гонорар составлял уже сто рублей в месяц. С этой труппой Вертинский провел многочисленные гастроли по стране, развивая собственный жанр песни-новеллы с кратким, но законченным сюжетом.

Яркость сценического образа «субтильного Пьеро» привела к появлению большого количества подражателей и пародистов Вертинского. В частности, были особенно известны пародийные песенки популярного артиста-эксцентрика Савоярова, который до конца 1920-х годов гастролировал по России с концертами. Во втором акте своего выступления он гримировался под лунного Пьеро и выступал «в своем репертуаре» под фамилией «знаменитого артиста Валертинского». Это, безусловно, сослужило добрую службу Вертинскому, который, несмотря на свою краткую карьеру (менее четырех лет) и долгое отсутствие — в итоге не только не был забыт, но и превратился в символическую легенду дореволюционной российской эстрады.

Интересно, что 25 октября 1917 года — в день начала Октябрьской революции — в Москве проходил бенефис Вертинского. В то время он сотрудничал с разными антрепренерами (Леонидовой и Варягиным, Галантером, Гроссбаумом) и много гастролировал, причем с неизменным успехом. Был дружен с писателем Львом Никулиным, который написал для него слова к песням «Возвращенье» и «Ты уходишь в далекие страны».

Между тем, жизнь в Москве для Вертинского становилась все труднее. Романс «То, что я должен сказать», написанный под впечатлением гибели трехсот московских юнкеров, возбудил интерес Чрезвычайной комиссии, куда автора вызвали для объяснений. Согласно легенде, когда Вертинский заметил представителям ЧК: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он получил ответ: «Надо будет, и дышать запретим!».

Александр Вертинский — То, что я должен сказать

К. Г. Паустовский в «Повести о жизни», в книге «Начало неведомого века» рассказывает другую версию происхождения романса. Согласно Паустовскому, исполнение романса состоялось в Киеве во время боев с петлюровцами.

Вертинский сцепил тонкие пальцы, страдальчески вытянул их вниз перед собой и запел. Он пел о юнкерах, убитых незадолго до этого под Киевом в селе Борщаговке, о юношах, посланных на верную смерть против опасной банды.

В конце 1917 года Вертинский выехал на гастроли по южным городам России, где провел почти два года, выступая в Одессе, Ростове, Екатеринославе, на Кавказе и в Крыму, к этому времени сменив костюм Пьеро на фрак.

В 1919 году Вертинский уехал в Киев, оттуда перебрался в Харьков, где дал множество концертов и познакомился с актрисой Валентиной Саниной, затем оказался в Одессе. Последним городом его пребывания на родине стал Севастополь.

Из Севастополя в ноябре 1920 года на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» вместе с остатками армии барона Врангеля Александр Вертинский переправился в Константинополь, где начал снова давать концерты — в основном, в клубах «Стелла» и «Черная роза».

О причинах, предопределивших эмиграцию, А. Вертинский много лет спустя писал: «Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность».

Некоторое время спустя, купив греческий паспорт, который обеспечил ему свободу передвижения, Вертинский уехал в Румынию, где выступал в дешевых ночных клубах и много гастролировал по Бессарабии перед русскоязычным населением. Позже певец говорил, что именно эмиграция превратила его из капризного артиста в трудягу, который зарабатывает на кусок хлеба и кров.

Вскоре (по доносу некой кишиневской актрисы, любовницы генерала Поповича, в бенефисе которой артист отказался выступить), Вертинский был обвинен в шпионаже в пользу СССР и выслан в Бухарест. Согласно другому источнику, недовольство у местных властей вызвала огромная популярность у русского населения песни Вертинского «В степи молдаванской», которая, как предполагалось, «разжигала антирумынские настроения».

Александр Вертинский — В степи молдаванской

В 1923 году с импресарио Кирьяковым Вертинский переехал в Польшу, где ему был оказан прекрасный прием, за которым последовали многочисленные гастроли. В Сопоте Вертинский женился на богатой еврейской девушке Раисе (Рахиль) Потоцкой, которая после замужества стала Иреной Вертидис. (В 1930 году брак фактически распался, хотя официально развод был оформлен только в 1941 году в Шанхае).

Тогда же Вертинский обратился в советское консульство в Варшаве с просьбой о возвращении в Россию. Под прошением поставил положительную резолюцию советский посол в Польше П. Л. Войков, по совету которого Вертинский и предпринял эту попытку. В просьбе Вертинскому было отказано.

Накануне визита в Польшу румынского короля Александр Вертинский вынужден был переехать в Германию (как «неблагонадежный элемент») и поселиться в Берлине. Еще будучи в Польше, вместе с артистами-соотечественниками Вертинский начал гастролировать по европейским странам и постепенно завоевал популярность за рубежом, продолжая сниматься в кино и выпуская стихотворные сборники.

В Берлине А. Вертинский продолжил активную творческую деятельность, но культурная жизнь страны, как и сама она, находились в тот момент в глубоком кризисе. К середине 1920-х годов относится вторая просьба Вертинского о возвращении на Родину, адресованная главе советской делегации в Берлине А. Луначарскому, вновь встреченная отказом.

В 1925 году Вертинский переехал во Францию, где продолжил активную концертную деятельность и создал, возможно, лучшие свои песенные произведения: «Пани Ирена», «Венок», «Баллада о седой госпоже», «В синем и далеком океане», «Концерт Сарасате», «Испано-Сюиза», «Сумасшедший шарманщик», «Мадам, уже падают листья», «Танго „Магнолия“», «Песенка о моей жене», «Дни бегут», «Piccolo Bambino», «Femme raffinee», «Джимми», «Рождество», «Палестинское танго», «Оловянное сердце», «Марлен», «Желтый ангел», «Ирине Строцци».

Александр Вертинский — Желтый ангел

О своей «второй родине» Вертинский писал: «Моя Франция — это один Париж, зато один Париж — это вся Франция! Я любил Францию искренне, как всякий, кто долго жил в ней. Париж нельзя было не любить, как нельзя было его забыть или предпочесть ему другой город. Нигде за границей русские не чувствовали себя так легко и свободно. Это был город, где свобода человеческой личности уважается. Да, Париж. это родина моего духа!».

Александр Вертинский — Танго «Магнолия» (В бананово-лимонном Сингапуре)

Годы, проведенные в Париже считаются расцветом творческой жизни А. Вертинского. В Париже, выступая в ресторане «Казбек» на Монмартре, «Большом Московском Эрмитаже», «Казанове», «Шахерезаде», он познакомился с представителями Романовых, великими князьями Дмитрием Павловичем и Борисом Владимировичем, европейскими монархами (Густав, король Швеции, принц Уэльский), знаменитостями сцены и экрана: Чарли Чаплином, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо.

В эти годы Вертинский сдружился с Анной Павловой, Тамарой Карсавиной и особенно Иваном Мозжухиным. С последним он сформировал своего рода тандем, снимаясь в свободное от работы на эстраде время. Близкая дружба связала его на долгие годы и с Федором Шаляпиным.

Среди его учениц — Людмила Лопато, певица кабаре русской эмиграции, позднее хранительница традиции исполнения русского и цыганского романса.

В 1933 году Вертинский покинул Францию и отправился по ангажементу в Ливан и Палестину. Здесь он дал концерты (в Бейруте, Яффе, Тель-Авиве, Хайфе, Иерусалиме) и повстречал некоторых своих давних знакомых. В Иерусалиме Вертинский выступил перед семитысячной аудиторией, которая принимала его очень тепло.

Начиная с осени 1934 года Вертинский обосновался в США, где стал регулярно и много гастролировать по стране, нередко давая по два концерта в день. На первом же концерте Вертинского в Нью-Йорке собрались многие известные представители русской эмиграции: Рахманинов, Шаляпин, Никита Балиев, Болеславский, Рубен Мамулян, а также его парижская знакомая Марлен Дитрих.

Здесь состоялась премьера песни «Чужие города». После заключительной вещи, «О нас и о Родине», зал разразился овацией, которая «относилась, конечно, не ко мне, а к моей Родине», — так говорил позже об этом артист. К этому времени репертуар Вертинского стал меняться: на смену экзотическим сюжетам пришли ностальгические мотивы («Чужие города», «О нас и о Родине»), театральные персонажи, исполненные надрывных страстей, стали уступать место обычным людям, испытывающим простые человеческие чувства. В тридцатые годы впервые Вертинский стал использовать в своих песнях стихи советских поэтов.

Из Нью-Йорка Вертинский отправился на Тихоокеанское побережье. В Сан-Франциско он провел серию концертов для русской общины. Одно из его выступлений прошло в знаменитом Hollywood Breakfast Club, где собирались миллионеры.

В Голливуде Вертинскому предложили сняться в фильме на английском языке. Артист хорошо владел немецким и в совершенстве — французским, но (согласно Е. Р. Секачевой) «не переносил английскую речь». Вертинский получил совет от Марлен Дитрих «преодолеть отвращение любого нормального человека и взять себя в руки», но сделать этого не сумел, и потому отказался от съемок. Однако, это не помешало ему принять приглашение М. Дитрих приехать в Голливуд и остановиться на ее роскошной вилле в Беверли-Хиллз, где жили многие звезды экрана, и прожить там какое-то время. Этому периоду Вертинский посвятил свою знаменитую песенку «Марлен».

Из США Вертинский в 1935 году едет в Китай. Сперва он жил в Харбине, где давал концерты (один из последних состоялся 2 февраля 1936 года в театре «Америкэн», вмещающем 1500 зрителей). Из Харбина Вертинский перебрался в Шанхай, где проживала большая русская колония. Здесь он пробыл до своего отъезда в СССР.

В Шанхае он познакомился с поэтессой Лариссой Андерсен, в которую одно время был безответно влюблен и чье творчество высоко оценивал. Артист выступал в кабаре «Ренессанс», в летнем саду «Аркадия», в кафешантане «Мари-Роуз», но концерты не приносили ему больших гонораров: именно в эти годы впервые в эмиграции он познал нужду.

26 мая 1942 года Александр Вертинский вступил во второй брак с Лидией Владимировной Циргвава, двадцатилетней дочерью служащего КВЖД, разница в возрасте с которой у него составляла 34 года. Вскоре у него родилась первая дочь — Марианна. Чтобы прокормить семью, артисту приходилось давать по два концерта в день.

После вторжения в Китай японских войск материальное положение семьи резко ухудшилось. Лидия Владимировна Вертинская рассказывала, что во время оккупации Шанхая не было притока иностранных товаров, японцы не снабжали эмигрантов медикаментами, и даже таблетку аспирина достать было целой проблемой. Согласно ее же воспоминаниям, перед каждым своим выступлением Вертинский выкупал фрак из ломбарда, а после выступлений сдавал его снова, до следующего раза.

Во второй половине 1930-х годов Вертинский неоднократно обращался в советские представительства с просьбой разрешить ему вернуться на родину.

В 1937 году А. Вертинского пригласили в советское посольство в Китае и предъявили «официальное приглашение ВЦИКа, вдохновленное инициативой комсомола». Чтобы расплатиться с долгами, артист стал совладельцем кабаре «Гардения» (уже через месяц закрывшегося), в надежде продемонстрировать лояльность советской власти — печататься в шанхайской советской газете «Новая жизнь», готовить воспоминания о своей жизни за рубежом. Но документы на въезд в СССР оформлены так и не были из-за начавшейся в 1939 году Второй мировой войны.

В конце марта 1943 года Вертинский предпринял очередную попытку и написал письмо на имя В. М. Молотова, в котором писал: «Жить вдали от Родины в момент, когда она обливается кровью, и быть бессильным ей помочь — самое ужасное». Разрешение было получено (во время Великой Отечественной войны было разрешено вернуться и некоторым другим деятелям культуры).

Он приехал в Москву в ноябре 1943 года с женой и трехмесячной дочерью Марианной, и поселился на улице Горького (поначалу — в гостинице «Метрополь»). Ровно год спустя у супругов родилась вторая дочь, Анастасия. Обеим девочкам Вертинский посвятил одну из самых своих известных песен того периода: «Доченьки».

Вертинский гастролировал на фронте, исполнял патриотические песни — как советских авторов, так и собственного сочинения («О нас и о родине», «Наше горе», «В снегах России», «Иная песня», «Китеж»), в 1945 году написал песню «Он», посвященную Сталину. Его любовная лирика, несмотря на счастливый брак, была отмечена нотками безысходности и трагизма («Прощание», «Ненужное письмо», «Бар-девочка», «Убившей любовь», «Спасение», «Обезьянка Чарли», «В этой жизни ничего не водится», «Осень»). В качестве исключения рассматривалось лишь стихотворение «Без женщин».

Александр Вертинский — Он (песня о Сталине)

Вертинский (по воспоминаниям дочери Марианны) говорил о себе: «У меня нет ничего, кроме мирового имени». Чтобы зарабатывать на жизнь, ему снова пришлось активно начать гастроли, по 24 концерта в месяц. Только в дуэте с пианистом Михаилом Брохесом за 14 лет он дал более двух тысяч концертов, проехав по всей стране, выступая не только в театрах и концертных залах, но на заводах, в шахтах, госпиталях и детских домах.

После войны Вертинский продолжил сниматься в кино. Режиссеры в основном эксплуатировали его характерную внешность и манеры: и то и другое он продемонстрировал в роли князя в фильме 1954 года «Анна на шее». За роль в фильме «Заговор обреченных» (кардинал Бирнч) он и получил свою единственную государственную награду: Сталинскую премию (1951).

Была отмечена также его работа в фильме «Великий воин Албании Скандербег», где он сыграл роль дожа Венеции.

Несмотря на это, артист в последние годы жизни пребывал в глубоком духовном кризисе. В 1956 году он писал жене: «Я перебрал сегодня в уме всех своих знакомых и «друзей» и понял, что никаких друзей у меня здесь нет! Каждый ходит со своей авоськой и хватает в нее все, что ему нужно, плюя на остальных. И вся психология у него «авосечная», а ты — хоть сдохни — ему наплевать! . Ты посмотри эту историю со Сталиным. Все фальшиво, подло, неверно . На съезде Хрущев сказал: «Почтим вставанием память 17 миллионов человек, замученных в лагерях». Ничего себе?! Кто, когда и чем заплатит за «ошибки» всей этой сволочи?! И доколе будут измываться над нашей Родиной? Доколе?».

Последний концерт Вертинского состоялся 21 мая 1957 года в Доме ветеранов сцены им. Савиной в Ленинграде. В тот же день Александр Николаевич скончался от острой сердечной недостаточности в гостинице «Астория».

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Могила Александра Вертинского

Артисту посвящена одна из витрин киевского Музея одной улицы. Здесь представлены автографы А. Вертинского с текстами отдельных песенок, фотографии, коллекция грампластинок 1930-1950-х годов, и фигура грустного Пьеро, которая была сценическим образом Александра Николаевича.

В 2009 году музей представлял выставку «Александр Вертинский: Я готов целовать твои улицы. », посвященная 120-летию со дня рождения выдающегося певца-шансонье.

В память артиста астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (3669) Vertinskij, открытый 21 октября 1982 года.

Вертинский. Жизнь после смерти

В 2021 году об Александре Вертинском был снят биографический сериал Авдотьи Смирновой «Вертинский» с Алексеем Филимоновым в роли знаменитого шансонье.

Личная жизнь Александра Вертинского:

Первая жена — Раиса (Рахиль) Потоцкая. Состояли в браке 1923-1941.

Вторая жена — Лидия Владимировна Вертинская (урожд. Циргвава; 1923-2013), актриса, художница (брак 1942-1957). Старшая дочь — Марианна Александровна Вертинская (28 июля 1943), актриса. Старшая внучка — Александра Ильинична Вертинская (род. 1969), художница, телеведущая. Младшая внучка — Дарья Борисовна Хмельницкая (род. 1978), дизайнер.

Александр Вертинский и Лидия Циргвава

Младшая дочь — Анастасия Александровна Вертинская (19 декабря 1944), актриса. Внук — Степан Никитич Михалков (24 сентября 1966), актер, ресторатор, сын Никиты Михалкова.

Александр Вертинский с дочерьми Марианной и Анастасией

Дискография Александра Вертинского:

Самые первые грамзаписи Вертинского (48 песен) были сделаны в 1930/31 годах фирмами Parlophone (Германия — Англия — Франция) и Odeon (Германия).

Моя звезда / Полукровка
Я сегодня смеюсь над собой / Песенка о моей жене
У высокого берега / Бразильский крейсер
Сероглазый король / Ты успокой меня
Пани Ирена / Femme Raffinée
Письмо к даме / Лиловый негр
В синем, далеком океане / Испано Сюиса
О всех усталых / Джонни
Ракель Мале́р / Концерт Сарасате
Эх, душа моя / Только раз бывают в жизни встречи
Палестинская песня (Chanson de Palestine) / Каторжная
Минута на пути / Ваши злые духи
Маленький креольчик
В голубой далекой спаленке / То, что я должен сказать
Черный карлик / Классические розы
Желтый ангел
Мадам, уже падают листья
Дни бегут
Китайская акварель
Девочка с моря
Поздняя встреча
Личная песенка
Джимми-пират
Матросы
Оловянное сердце
Три пажа

Желтый ангел /Мадам, уже падают листья
Дни бегут / Trop tard
Джимми-пират / Личная песенка
Черный карлик / Oлoвянное сердце

Пластинка «Танго Магнолия», выпущенная фирмой «Колумбия»Chanson d’amour («Снился мне сад. ») / «Танго Магнолия»
Молись, кунак! (Кавказская песня)
Чужие города
Дым без огня / Безноженька
Снежная колыбельная / Сумасшедший шарманщик
Буйный ветер / За кулисами
Минуточка / Бал Господен
Jamais (Попугай Флобер) / Пес Дугла́с
В голубой спаленке / Ваши пальцы
Темнеет дорога / Пей, моя девочка
В степи молдаванской / Баллада о короле
Три пажа

Columbia (США) (переиздания):

В голубой спаленке / Ваши пальцы
Дым без огня / Безноженька
Сумасшедший шарманщик / Снежная колыбельная
Три пажа / Дорога длинная
Буйный ветер / Танго «Магнолия»
Пей, моя девочка / За кулисами
Пес Дугла́с / Жамэ — Попугай Флобер
В степи молдаванской / Баллада о короле

Syrena Electro (Польша):

Бразильский крейсер / У высокого берега
О всех усталых / Ты успокой меня (аккомпанемент: Ежи Петербургский)
Концерт Сарасате / Сумасшедший шарманщик (аккомпанемент: Ежи Петербургский)
Магнолия (танго) / Степь молдаванская
Письмо Есенина / Сероглазый король (аккомпанемент: Ежи Петербургский)
Снежная колыбельная
Бал Господен
Темнеет дорога
Буйный ветер
Последнее письмо
Пани Ирена
Молись, кунак! (Кавказская песня)
Желтый ангел / Палестинское танго
За кулисами
Три пажа
«Испано-Сюиза»

Единственная запись на пластинки в России/СССР была сделана 21, 24 и 26 января 1944 года в Москве в Доме звукозаписи. Серия из 15 песен (16 матриц — 8 пластинок; собственно пластинки штамповались разными заводами, Апрелевским, Ленинградским, Рижским, Ташкентским и др.; было несколько тиражей в разные годы):

В степи молдаванской / Чужие города
Над розовым морем / В синем и далеком океане
Палестинское танго / Марлен
Мадам, уже падают листья / Маленькая балерина
Куст ракитовый / Ее письмо на фронт
Иная песня / Юность мира
Прощальный ужин (запись на двух сторонах)
Матросы / Без женщин

1969 — «Аленушка»
1969 — «Минуточка»
1971 — «Маленькая балерина. Испано-Сюиза»
1973 — «В нашей комнате»
1982 — «Аравийская песня»
1989 — К 100-летию со дня рождения Вертинского (двойной альбом: «Белый пароходик», «Дни бегут»)

Фильмография Александра Вертинского:

1913 — Обрыв — кадет
1915 — Медовый месяц — художник
1915 — Неврастеники — актер Аржевский
1915 — Поборницы равноправия — секретарь
1915 — Убийство балерины Пламеневой — сыщик
1916 — Чем люди живы — ангел
1916 — До дна осушенный бокал — Сергей Сорин
1916 — Дочь Нана — Кут
1916 — Король без венца — Анатоль Северак
1916 — От рабства к воле — антиквар
1916 — Шахматы любви — Александр
1916 — Как это было (Студенты-соперники) — Павел
1916 — Падающего толкни — Ставрин (в роли больного)
1917 — Жизнь начинается завтра — Леонид Басманов
1917 — Золотой вихрь
1917 — На грани трех проклятий — юноша
1917 — Обломки крушения — Стефан
1928 — Тайны Востока (киностудия «УФА», Германия) — визирь
1930 — Конец мира (La fin de monde) — эпизод
1950 — Заговор обреченных — кардинал Бирнч
1953 — Великий воин Албании Скандербег — дож Венеции
1954 — Анна на шее — князь
1955 — Пламя гнева — Пан Беневский / католический прелат
1956 — Кровавый рассвет — пан Савченко

Библиография Александра Вертинского:

Вертинский А. Четверть века без Родины. Страницы минувшего
Вертинский А. Дорогой длинною. Стихи и песни. Рассказы, зарисовки, размышления. Письма
Вертинский А. За кулисами

последнее обновление информации: 26.08.2021

Александр Вертинский

Биография

Александр Вертинский — певец и актер, которого до сих пор называют феноменом. Песни Вертинского могут вызывать искренние слезы или скупую усмешку, однако равнодушных к его творчеству, пожалуй, не найти. И даже несмотря на то, что судьба отнеслась к Александру Николаевичу достаточно сурово (биография сложилась далеко не безоблачно), певец не опустил руки и продолжал радовать поклонников выступлениями.

Детство и юность

Александр Вертинский родился в Киеве 19 марта 1889 года. Отец Николай Петрович подрабатывал журналистикой и являлся частным поверенным. Мать Евгения Сколацкая была из дворянского рода. Неприятность заключалась в том, что родители Вертинского не были женаты, что в то время считалось недопустимым. Законная жена Николая Петровича, зная о романе мужа на стороне, тем не менее не давала согласия на развод.

С Евгенией Николай Петрович встречался в доме, который снял для возлюбленной. Там родилась первая дочка Надя, там же чуть позже появился на свет и Саша Вертинский. С раннего детства Александру пришлось встретиться с испытаниями судьбы. Евгения Сколацкая умерла, когда сыну исполнилось три года. Спустя два года ушел из жизни и отец Вертинского.

Детей, Надежду и Александра, забрали на воспитание сестры Евгении Сколацкой, ненавидевшие Вертинского-старшего за «развращение» их Женечки. Брат и сестра оказались разлучены, а вскоре Александра потрясло известие о смерти Надежды. Это была ложь, которую придумали тетки Вертинского, чтобы воспрепятствовать общению брата и сестры. О том, что Надежда жива, Александр узнал годами позже.

Учился маленький Александр в Александрийской императорской гимназии, однако вскоре Вертинского отчислили за неподобающее поведение — дело в том, что мальчик начал воровать. Возможно, Александр подобным образом пытался компенсировать отсутствие родительского внимания, которого так не хватало. Как бы то ни было, заработав репутацию воришки, будущий певец продолжил школьное образование в Киевской классической гимназии № 4, но и там проучился недолго.

Постоянные придирки тетки, неприятности с учебой — единственной отдушиной для Александра, помогавшей отвлечься от реальности, стал театр. Уже в то время Вертинский начал выступать в любительских спектаклях. Воровать деньги у тетки Александр не перестал, и та выгнала юношу из дома. Чтобы выжить, Вертинскому пришлось работать и продавцом, и типографским корректором, и даже грузчиком.

Казалось, подобная жизнь вскоре пойдет по наклонной, однако здесь судьба решила улыбнуться Вертинскому. Александр познакомился с Софьей Зелинской, давней подругой матери. В доме Софьи Николаевны Вертинский восполнил пробелы в образовании, познакомился с Марком Шагалом, Казимиром Малевичем, Натаном Альтманом и другими талантливыми людьми. В это же время Вертинский начал подрабатывать в газетах, публикуя собственные рассказы, которые вскоре подарили Александру первую известность.

Театр и кино

Первые гонорары вселили в молодого человека уверенность в собственных силах и разбудили желание прославиться. В это же время Александр узнал, что сестра Надежда жива и работает в московском театре. В 1913 году Вертинский, в поисках лучшей доли и славы, отправился в Москву.

Театральная карьера Александра Вертинского началась с маленьких студий и любительских театров. В то время среди молодежи было модным ставить собственные постановки. Вскоре Вертинского пригласили в Театр миниатюр, что на Тверской улице. Коллективом руководила Арцибушева Мария Александровна. Первое же выступление Вертинского вызвало шквал зрительского восторга. После этого Александр продолжил выходить на сцену, а также писать злободневные сценки и пародии.

В том же 1913-м Вертинский пробовал поступить в Московский художественный театр Станиславского, однако великий мастер не принял Александра из-за его дикции: Вертинский нечетко выговаривал букву «р». Пробовал Вертинский силы и в кино. Первая картина с участием Александра Николаевича — «Обрыв». Роль Вертинскому досталась небольшая, однако это был неоценимый опыт.

Кинокарьеру Александра Вертинского прервала война. Александр Николаевич в конце 1914-го записался санитаром-добровольцем на фронт, где и провел около года. В январе 1915-го певец и актер получил ранение и был вынужден возвратиться в Москву. Там Вертинского уже ждала новость о смерти сестры, которую Александр считал самым близким человеком. Есть информация, что девушка умерла из-за передозировки наркотиков.

Музыка

После возвращения Вертинский продолжил сниматься в кино и играть в театре Арцибашевой. Тогда-то и появился легендарный образ Пьеро. Миниатюры, «Песенки Пьеро», романсы «Я сегодня смеюсь над собой», «Панихида хрустальная», «Кокаинетка», «Желтый ангел» подарили Александру Николаевичу огромное количество поклонников. Даже строгие критики отзывались неизменно положительно о выступлениях Вертинского.

Причина такой популярности — искренность автора. Вертинский не боялся говорить и петь о том, что беспокоило каждого человека. Вопросы жизни и смерти, безответная любовь, духовный и культурный кризис общества — эти проблемы нашли отражение в песнях Вертинского. Александр Николаевич исполнял композиции как на собственные стихи, так и на поэзию Александра Блока, Марины Цветаевой, Игоря Северянина.

Александра Николаевича отличал собственный стиль, характерное грассирование и, конечно, тексты, неизменно берущие за душу. Образ страдающего Пьеро породил массу последователей и пародистов, но никому и близко не удалось подойти к мастерству Вертинского.

Подобная откровенность текстов подарила Вертинскому не только преданных поклонников. Певцом заинтересовалась так называемая Чрезвычайная комиссия, представители которой прозрачно намекнули Александру Николаевичу, что стоит быть осторожнее в творчестве. Есть мнение, что именно постоянное внимание цензоров толкнуло Вертинского на эмиграцию. Однако сам Александр Николаевич много лет спустя напишет:

«Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность».

Как бы то ни было, в конце 1917 года Вертинский отправился в большой гастрольный тур, продлившийся два года. Артист посетил множество городов, а затем, купив греческий паспорт, покинул страну и уехал сначала в Румынию, а затем в Польшу. В последующие годы домом для Александра Николаевича становились Париж, Берлин, даже Палестина. И везде Вертинский продолжал собирать полные залы. Поклонников таланта Александра можно было встретить в любом городе мира.

В 1934-м Вертинский приехал в Америку. Первый же концерт в заокеанской стране собрал под одной крышей весь цвет русскоязычной эмиграции, соскучившейся по родной речи. Спустя год Вертинский уехал в Шанхай, и даже там встретил огромное количество поклонников. На родину Александр Николаевич вернулся только в 1943 году.

Личная жизнь

Первый брак Александра Вертинского продержался семь лет. Избранницей певца стала еврейская красавица Рахиль (Раиса) Потоцкая, после замужества сменившая имя и ставшая Иреной Вертидис. С девушкой Вертинский познакомился в Польше.

Более удачно личная жизнь Вертинского сложилась только спустя 19 лет. Будучи в Шанхае, Александр Николаевич познакомился с очаровательной Лидией Циргвавой. Девушка была моложе Вертинского на 34 года, однако этот факт не помешал влюбленным. В 1942-м году Вертинский женился на Лидии.

Вскоре жена подарила Вертинскому дочку Марианну, а затем, спустя год, вторую дочь, которую назвали Анастасией. Обе девочки унаследовали талант и артистизм отца, став впоследствии известными актрисами. И даже дочь Марианны, Дарья Вертинская (Хмельницкая), удачно начала актерскую карьеру, от которой, к сожалению, через некоторое время отказалась.

Смерть

После возвращения в Москву Вертинскому приходилось постоянно сниматься в фильмах и гастролировать, чтобы прокормить семью. Поклонники, как оказалось, не забыли кумира, однако, несмотря на популярность, в последние годы жизни актер терзался из-за происходящего в стране. В 1956 году Александр Николаевич написал жене:

«Я перебрал сегодня в уме всех своих знакомых и друзей и понял, что никаких друзей у меня здесь нет! Каждый ходит со своей авоськой и хватает в неё всё, что ему нужно, плюя на остальных. И вся психология у него авосечная, а ты — хоть сдохни, ему наплевать!»

Последний концерт Вертинский дал в день собственной смерти. Вечером 21 мая 1957-го актеру стало плохо. Спустя пару часов Вертинский ушел из жизни. Причиной смерти врачи объявили острую сердечную недостаточность: возраст и переживания сделали свое дело. Могила Вертинского находится на Новодевичьем кладбище, что в Москве.

Память

Памяти Вертинского посвящена витрина Музея одной улицы в Киеве. Здесь можно увидеть фото певца, автографы, коллекцию альбомов на грампластинках. Также поклонникам в наследство после гения осталась книга воспоминаний «Дорогой длинною. ».

В 1982 году один из обнаруженных астероидов стал носить имя артиста — небесное тело открыла Людмила Карачкина. Память легендарной личности в столице Украины поставили в 2019 году.

Наследница актера Анастасия еще в начале 2010-х годов предложила Константину Эрнсту снять фильм о биографии отца. Тот с радостью согласился и привлек для написания сценария Авдотью Смирнову. Проект «Вертинский» был готов к съемкам еще в 2014-м, однако из-за экономических соображений оказался замороженным.

Долгожданная премьера мини-сериала была анонсирована только в 2021 году. Главную роль певца и композитора сыграл Алексей Филимонов. Актрису Веру Холодную, которой Вертинский посвятил свои первые композиции, исполнила Паулина Андреева. Также в каст попали Анна Виллер, Анастасия Немец, Юлия Марченко и др.


источники:

http://stuki-druki.com/authors/Vertinskiy.php

http://24smi.org/celebrity/17179-aleksandr-vertinskii.html