Александр Николаевич Вертинский: биография, личная жизнь, песни, фильмы и фото
Биография Александра Николаевича Вертинского довольно любопытна – это имя знакомо многим, но не каждый знает, как сложилась жизнь известного человека. Ребенок, рожденный в 1889-м — 9 (21) марта, — прожил замечательную жизнь. По мере взросления он стал известным композитором, написал немало любимых народом стихов, сыграл несколько ролей в кинофильмах и проявил себя талантливым артистом эстрады.
Семья и сложности
Из биографии Александра Николаевича Вертинского можно узнать, что ребенок в пятилетнем возрасте осиротел. Смерть родителей стала причиной воспитания у родственников. У мальчика была старшая сестра Надя, но ее взяли к себе другие люди, поэтому ближайшая родня росла порознь. В этот период мальчик не проявлял никакого рвения в учебе, и во втором классе его и вовсе исключили. Этим неудачным для ребенка образовательным учреждением стала Александровская гимназия. Взявшие ребенка на воспитание взрослые решили перевести мальчика туда, где учиться будет проще, но он снова оказался исключен, и вновь по тем же причинам – успеваемость была слишком низкой. Сам ребенок наслаждался в ту пору только лишь музыкой, поэтому его любимыми местами были городские улочки и Владимирский собор в период хоровых песнопений.
Из биографии Александра Николаевича Вертинского можно узнать, что мальчик родился в Киеве, и именно здесь он прожил первые годы своей жизни. В 1913 г. ему удалось накопить аж четверть сотни – немалые по тому времени деньги, и все они были потрачены на поездку в Москву. Ребенок мечтал стать актером – именно такова была цель его путешествия. В столице он оказался в Мамоновском переулке, где привлек внимание владелицы Театра Миниатюр. Мария предложила новенькому работу, и так состоялся дебют. Название номера сохранилось в истории – «Танго». Во время выступления Вертинский стоял вблизи кулис и распевал наполненную иронией песенку, выдавая острые комментарии относительно кружащейся в танце пары на сцене. Номер оказался невероятно успешным, а юный артист в качестве оплаты получил борщ с котлетами.
Без сложностей – никуда
В биографии Александра Николаевича Вертинского обязательно рассказывают, с какой именно целью молодой человек сорвался из обжитых киевских мест и поехал в столицу – у него была мечта сыграть в постановке «На дне» по материалам Горького, причем исполнить не абы какую роль, а Барона. Вертинский попытался пройти в МХТ, но это закончилось крахом из-за сложностей с произношением. Попытка была предпринята в 1913 г. Юноша оказался в числе лучше отобранных, в пятерке главных претендентов, но на последнем экзамене ему попался Станиславский, обративший внимание на картавость мальчика. На этом все и закончилось – путь в МХТ был закрыт.
Так сложилось, что до начала Первой мировой Александр Николаевич Вертинский смог организовать себе все возможности богемной жизни. Именно тогда ему впервые встретился кокаин; многообещающий артист практически сразу стал зависимым. В тот момент наркотик считался едва ли не самым сильным допинговым средством для творческих людей, а приобрести его можно было в простой аптеке без всяких ограничений на продажу. Немецкий продукт в запечатанной упаковке коричневого цвета, содержавшей один грамм порошка, был доступен всякому, у кого хватало денег. Правда, как отмечали современники, вскоре Вертинский осознал, что зависимость губит его, и решил с ней бороться кардинальными мерами: он отправился воевать в числе добровольцев.
Санитар и артист
Известно, что Александр Николаевич Вертинский на фронте оказался в качестве санитара. Его местом службы был 68-й поезд, организованный вступившими в сотрудничество городами России. При поезде имелась книга, в которую было необходимо вносить каждую процедуру перевязки. Вертинский занимался тяжелыми случаями, а легкими – служившие здесь же девушки. Когда служба закончилась, по книге подсчитали, что Вертинский перевязал раненых 35 000 раз. Он вернулся в мирные края в 1915-м, поскольку сам получил ранение.
С середины этого года и до конца 1917-го, как известно из любой краткой биографии Александра Николаевича Вертинского, ему довелось выступать загримированным под печального Пьеро. Как отмечал артист, это был спонтанно рожденный образ, отражавший период его службы – в те времена санитары организовывали для раненых маленькие выступления. Грим для них был обязательным, поскольку помогал справиться с неуверенностью в своих силах и страхом выступления перед наполненным аудиторией залом. Благодаря маске молодой артист быстро приходил в себя. В 1917-м он набрался опыта, объехал с выступлениями большую часть российских городов и нашел в себе силы отказаться от грима. С этого момента он выступает в специальном фраке.
Дом и его отсутствие
На многих фото Александра Николаевича Вертинского можно видеть за его спиной красивые, но совсем не русские пейзажи. Это связано с его жизненными перипетиями – в 1917-м было решено перебраться в эмиграцию в Константинополь. Из России артист уплыл на одном корабле с Врангелем. В Турции удалось приобрести греческий паспорт, и с этого момента мужчина назвался Александром Вертидисом. Что любопытно, в Греции он так никогда и не оказался, зато побывал в огромном количестве стран и местечек нашей планеты.
Всего в эмиграции, как рассказывает про его жизнь творческая и личная биография, Александр Вертинский провел более двух десятилетий. Наибольшая известность к нему пришла как раз в период проживания вне пределов родной страны. Двухлетний промежуток он обитал в турецких городах, откуда перебрался в Румынию. Вертинский был в Бессарабии, жил в польских городах и французских, на некоторое время поселился в немецкой столице. В европейских державах он обитал до 1934 г., затем перебрался в Шанхай еще на девять лет. В 1943 г. было решено вернуться на родину. Вертинский стал гражданином мира, а его непростая жизнь была наполнена приключениями и переездами. Впрочем, нежной и любимой родиной, видевшейся ему в снах, на всю жизнь остался Киев – и об этом сам Вертинский рассказывал не раз.
Китай и Россия
Хотя споры о национальности Александра Николаевича Вертинского и по сей день иногда возникают, официально он был русским, советским эстрадным деятелем, актером и автором, а на практике и вовсе гражданином мира, не ограниченным какими-либо рубежами стран. В 1935 г. он решил отправиться в китайские земли, где прижился ни много ни мало на восемь лет. Здесь он впервые встретился с финансовыми проблемами, а богемная жизнь подошла к концу. Кстати говоря, именно по этой причине внезапно поступившее одобрение возвращения на родину исключительно обрадовало артиста: к этому моменту он погряз в долгах и не ожидал никакой помощи. Решив закрыть финансовые сложности, Вертинский рискнул и вложился в кабаре «Гардения». Впрочем, уже через месяц заведение обанкротилось, и возможное раннее возвращение домой отложилось на неопределенный срок: композитор и автор стихов ожидал конца Второй мировой, одновременно постепенно разбираясь с накопившимися долгами.
Будучи на грани отчаяния, артист отправил письмо на имя Молотова. Автор многих известнейших песен Александр Николаевич Вертинский получил разрешение на пересечение границы в 1943 г. В ноябре этого года актер и его жена, маленькая дочь (Марианне было 4 месяца) поселились в одном из московских кварталов.
Один и не один
Сегодня многими любимо творение «Желтый ангел» Александра Вертинского, и ценители отдали бы многое, чтобы услышать его в исполнении автора. Так получилось, что даже у современников артиста было не слишком много возможностей оценить его талант. После возвращения из продолжительного пребывания в эмиграции талантливый человек изредка давал выступления в столичных заведениях, иногда – в ленинградских. Его не приглашали выступать на радио, препятствовали изданию пластинок, а газеты не публиковали рецензий на его творчество.
Известно, что всего было написано около сотни песен. Александр Вертинский смог из них издать лишь около трех десятков – все остальные запретили. Каждый из концертов артиста проходил под надзором цензора, контролировавшего соблюдение установленных державой рамок.
Не только политические, но и личностные переживания усложняли жизнь известного человека. Как известно из биографии Александра Николаевич Вертинского, жен у него было две. Первую звали Рахиль, вторую – Лидия. Лида была младше своего супруга на 34 года. Она известна своей актерской карьерой, сыграла в нескольких популярных фильмах и издала книгу «Синяя птица любви». Именно от этой женщины у Вертинского было две дочери: Марианна, Анастасия. Обе они пошли по стопам родителей и стали известными актрисами.
Даты, числа и звания
Известно, что отец Александра Вертинского был частным поверенным. Его звали Николаем Петровичем. Он родился в семье работника железной дороги, занимался адвокатским делом, одновременно был журналистом и публиковал свои фельетоны в «Киевском слове». Для них был выбран псевдоним граф Нивео.
Матерью Вертинского была дворянка Евгения Сколацкая. В свое время Николай не смог взять ее в жены, потому что первая супруга отказывалась разводиться, и спустя некоторое время пришлось усыновить собственных детей – Надю и Сашу. Вертинский вспоминал, что его родители были невероятно сильно влюблены друг в друга, и условности для них ничего не значили. Когда мальчик был в трехлетнем возрасте, мама скончалась, еще через два года чахотка стала причиной смерти отца. Детей забрали материнские сестры. Тетки мешали брату и сестре поддерживать контакт, и долгое время Саша был уверен, что его старшая сестра умерла. Они встретились лишь через несколько лет и сразу стали близки друг другу.
Начало театральных увлечений
Так сложилось, что девятилетний мальчик сдал вступительные гимназистские экзамены на «отлично», хотя учеба не была для него любимым делом, что в скором времени закончилось исключением. Обучаясь впоследствии в Четвертой киевской гимназии, он впервые открыл для себя театр и попытался принять участие в выступлении. В будущем автор многочисленных песен, Александр Вертинский поначалу получил исключительно неприятный театральный опыт. Его взяли на роль статиста в заведение Соловцова. В будущем Вертинский встретит многих звезд, чья практика начиналась с оперы или оперетты, а вот этот всемирно известный автор пробил себе путь через литературные возможности. Он и сам признавал, что не может считать себя артистом, но принадлежит к числу богемы в области литературы. Творчество его больше похоже на труд поэта, но никак не артиста, и важным становится не столько исполнение, сколько комплексная оценка произведения, выбор подходящих слов, которые бы сложились в оригинальный мотив.
Во многом то, какими в будущем стали стихи Александра Николаевича Вертинского, определило литературное собрание Зелинской. Молодой автор был в ее окружении и именно здесь начал формироваться его уникальный стиль, а вместе с ним – мировоззрение. В доме Софьи нередко можно было видеть Кузьмина, Эльснера, Осмеркина и Малевича. Завсегдатаями были Шагал и Альтман. Представления о прекрасном, философия этого сообщества сильно повлияли на Вертинского, он получил немалый опыт духовный и в области отрочества. Ему довелось делать рецензии на шаляпинские выступления, на Вавича, Руффо и Ансельми. В будущем великий поэт, молодой Вертинский печатал в локальных изданиях собственные маленькие рассказы. Постепенно имя становилось все более известным для местных интеллигентов. Чтобы обеспечить себе жизнь, в те времена Александр работал грузчиком и корректором, продавцом открыток, нередко исполнял роли в спектаклях и даже успел поработать бухгалтером в гостинице, откуда, впрочем, вскоре был уволен.
Московские времена
Стихи Александра Вертинского пока еще не ценились слишком высоко, и он решил поискать новые возможности в столичном регионе. В Москву Вертинский переехал вместе со своей старшей сестрой, к этому моменту уже начавшей карьеру актрисы. Они выбрали местом обитания бахрушинский дом в Козицком переулке, начали свои выступления в сообществах драматургов, стали искать пути, чтобы войти в литературную общину. Александр получил возможность режиссировать постановку Блока «Балаганчик» – в те времена блоковские творения были исключительно популярны в молодежной среде. Во многом мировоззрение и стиль самого Вертинского формировались под влиянием именно Блока, о котором он говорил как о формирующей мир человека стихии. Он отмечал, что все представители богемного мира были резки, что-то скрывали, кого-то критиковали, были честолюбивы и наполнены нереализуемыми желаниями. Над этой мелочностью жизни веял поэтический ветер блоковской поэзии, вольный и хмельной, заражавший сердца молодежи мечтами о Прекрасной даме. Стоит отметить, что сам Вертинский своему кумиру подражать не пытался, а лишь впечатлялся его образами и жил по принципам, которые сам считал близкими Блоку.
С участием Александра Вертинского фильм впервые вышел в 1912 г. Его дебютную роль можно видеть в картине Ильи Толстого «Чем люди живы?». Актер сыграл Ангела, падавшего с неба. Став старше, Вертинский исполнил еще немало ролей, преимущественно в картинах студии Ханжонкова, в основном – второстепенных. Одна из них будет снята по стихотворению самого поэта – «Бал Господень». Съемочная площадка позволила Вертинскому завести много новых знакомств, сыгравших взаимовыгодную роль. К примеру, известно, что Вера Холодная стала настолько популярной именно за счет Александра, опознавшего в скромной женщине демоническую красотку, которая в будущем покорит сердца многих людей. Кстати говоря, он был ее тайным почитателем, и среди творений Александра Вертинского лучшее, по мнению, многих, стихотворение было посвящено именно Вере – «Ваши пальцы пахнут ладаном».
Новые веяния
1913 г. отмечен знакомством известного сегодня автора стихотворения «Мадам, уже падают листья» Александра Вертинского и Маяковского. Поэт был близок с футуристами, хотя их философия вызывала у него некоторое отторжение. Вертинский не раз говорил и о другом современнике — северянине, чьи стихи признавал талантливыми, искренними, настоящими, одновременно считая, что автору не хватало вкуса, чувственности и представления о рамках разумного. Вертинский восхищался Маяковским, а вот прочие футуристы для него были эпатажными буржуа, притворявшимися гениальными. Приближалась Первая мировая, и Вертинский, решивший таким образом сбежать от кокаина, ушел на фронт. После возвращения с арены боевых действий он узнал, что именно наркотик стал причиной смерти его сестры – она умерла от передозировки.
Жизнь: личные аспекты
Оказавшись однажды в Сопоте, известный поэт, к этому времени уже живший в эмиграции, встретил свою первую жену. Александра Вертинского привлекала интеллигентная, очаровательная еврейская девушка Рахиль. До наших дней информации о ней дошло мало. Известно, что в 1924 г. они заключили брак, при этом поэт оставался склонным мистифицировать все события своей жизни. В новом паспорте дама была записана новым именем – Ирена Вертидис. А вот в жизни, как известно, артист называл ее Рали.
С женой Александр Вертинский пожил недолго – отношения не заладились. Всего они были вместе восемь лет, то разбегаясь, то воссоединяясь. Мужу были присущи постоянные влюбленности, незначительные, мелкие, но для Рахиль они были выше того, что она смогла стерпеть, и такая особенность личности ее избранника так и осталась главной проблемой. Вертинский, стоит отметить, посвятил своей жене песню – это произошло в 1930 г., а произведение так и назвал — «Песенка о моей жене».
Развитие отношений
Промучившись несколько лет, супруги приняли решение развестись, и 26 мая 1942 г. поэт заключил новый брак – с молодой Лидией, дочкой работника КВЖД. Девушке на этот момент было 19, а артист был старше ее на 34 года. Известно, что Лидия Вертинская и Александр Вертинский любили друг друга, тем не менее судьба дамы была полна лишений. Поэт раз за разом говорил о пылких чувствах к избраннице своего сердца, он писал ей песни. Они познакомились, когда Лиде было всего 17, и уже тогда ее родители были противниками таких отношений – слишком уж существенной казалась разница в возрасте. Уже тогда мать предупреждала дочь, что хорошего ничего не выйдет, она же предрекла ей вскоре оказаться вдовой. Девушка пошла на поводу своего сердца, и впоследствии Лидия не раз будет говорить о том, что сильнее любви в этом мире ничего нет.
До наших дней дошла переписка Александра и Лидии Вертинских. На удивление трогательные письма сочинял артист своей жене и много раз говорил о том, что лишь ее письма могут успокоить его, что только ее он любит и обожает. Не раз он утверждал, что ему не стоило бы жить, ежели бы Лидии не существовало.
Семья и дети
В 1943 г. у поэта родилась старшая дочь Марианна. Имя было выбрано матерью под впечатлением фильма о Робин Гуде, где так звали его любимую. Дабы обеспечить себя, жену и ребенка, Вертинский дважды в день давал концерты, тем не менее период японского вторжения существенно подорвал материальное благополучие семьи. Лидия потом будет вспоминать, что в период оккупации не было доступа к импортной продукции, эмигранты не получали лекарств, простой аспирин становился невероятной ценностью, и для обеспечения семьи Александр заложил концертный фрак. Перед выступлением он выкупал его, после – снова сдавал.
Вторая половина 1930-х годов была отмечена многочисленными попытками вернуться на Родину, и в 1937 г. последовало приглашение, но принять его можно было лишь после оплаты долгов. Дабы продемонстрировать отечественным властям лояльность, в тот период Вертинский начал издаваться в «Новой жизни», местном издании с просоветским настроем. Но тут грянула Вторая мировая, и документы так и не оформили. Когда же Молотов позволил Вертинскому вернуться домой, тот сразу начал активную работу: в те времена ежедневно он давал несколько концертов.
Жизнь продолжается
Во второй половине последнего месяца 1944 г. родилась вторая дочка Вертинского. Мать выбрала для нее имя Анастасия. Она говорила, что этот выбор был сделан под впечатлением от рассказа Вертинского о детской влюбленности в девочку Настю. Вскоре после появления второго ребенка было написано одно из известнейших произведений Александра Николаевича Вертинского – «Доченьки». Эта песня распространилась по всему Союзу и принесла ему невероятный успех.
Военный период запомнился семье Вертинских многочисленными гастролями в прифронтовой зоне. Артист выступал с песнями собственного авторства, исполнял творения других советских писателей. Многих удивляло наличие трагических нот в любовной лирике Вертинского, чья личная жизнь, казалось бы, сложилась просто прекрасно. Впоследствии дочка будет вспоминать, что в тот период отец говорил, что не имеет ничего, кроме имени, известного всему миру. В месяц ему приходилось выступать с концертами около 24 раз, зато это давало ему возможность отсылать домой фрукты.
Всего 14 лет работы стали периодом, за который он выступил более 2000 раз. Концерты организовывали в специальных залах, в домах для сирот, в больницах и на заводах. В столичном регионе он бывал с песнями крайне редко, и пресса воспринимала его несколько враждебно, хоть и спокойно, учитывая народную славу и любовь простого люда к певцу. Тем временем война подошла к концу и на государственном уровне развернулась борьба с лирическими настроениями в песнях – якобы таковые мешали строить социализм. Вертинского прямо не называли, но всем было очевидно, что речь шла в первую очередь о нем. Те немногие пластинки, что еще были в наличии, изымались, уничтожались, а про концерты нигде не писалось ни слова. Любимый народом певец словно бы вовсе не существовал.
Карьера не останавливается
После 1945 г. Вертинский продолжал карьеру актера. Его необычная внешность и выдающиеся манеры активно эксплуатировались режиссерами, что особенно хорошо видно в фильме «Анна на шее». Сыграв в «Заговоре обреченных», Вертинский получил единственную за свою жизнь награду от государства – премию имени Сталина.
Последние годы жизни Вертинского были отмечены духовным кризисом. В 1956 г. он писал любимой женщине о том, что у него нет друзей, что у каждого лишь собственный шкурный интерес, и всем безразлична судьба окружающих.
Бесконечные гастроли, необходимость влачить нищенское сетование, неприятие со стороны власти – все это стало причиной резкого ухудшения состояния здоровья. Вертинский горько шутил, что в будущем ему придется писать книгу «Путь к инфаркту». Гастроли свои он почитал за ссылки и писал оттуда письма любимой жене, рассказывая, в каких невыносимых условиях ему приходится обитать. Тем не менее Вертинский не сдавался, стараясь заработать деньги для обеспечения будущего своих дочерей. Он признавал, что жить в стране катастрофически тяжело, а концерты свои называл самосожжением. Много раз он проводил параллели между сценой и эшафотом.
Любовь и жизнь
Самыми ценными, самым важными в жизни Вертинского были две его девочки, дочки, о которых он не переставал заботиться, тревожиться. Особенно значимым для него был свой участок — небольшая дача, где было решено растить и воспитывать детей. Участок, подходящий для дачи, Вертинские искали очень долго, и однажды жена Фрадкина сказала им про небольшую станцию «Отдых», где есть дача на продажу. Ее посмотрели в 1955 г., обнаружили, что дом в отвратительном состоянии, но место вокруг показалось артисту чудесным. Он принял решение приобрести участок за сумму, которая была в несколько раз больше реальной цены. Вертинский в те времена работал на трех ставках, за каждую из которых получал 270 рублей в месяц. Тем не менее он не пожалел вложить свой труд, деньги, практически свою жизнь в эту дачу. Ее ремонт и обустройство были медленным, постепенным процессом. Немалую роль играла непрактичность актера, его неприспособленность и даже наивность в повседневной жизни. К счастью, Лидия оказалась более приземленным человеком, готовым предложить лучшие выходы из ситуации, более того, обладала достаточной силой воли, чтобы переспорить упрямого мужа.
В мае 1957 г. Вертинский выступил с концертом в последний раз. Они с женой отужинали в ВТО и станцевали под оркестровую музыку, а на следующий день артист уехал в Ленинград – больше жена живым его не видела. Известнейший творческий деятель умер 21 мая. Причиной стала недостаточность сердца. Он скончался в ленинградской гостинице «Астория», прибыв в этот город давать концерт. Местом захоронения выбрали московское Новодевичье кладбище.
Для многих наших современников Вертинский – легенда и реальность в одном лице: очаровательная, загадочная, невероятная. Творчество его было ярким и трогательным, и для отечественной культуры Вертинский – значимая страница, демонстрирующая, что прекрасное всегда выше и сильнее любой политики. В народной памяти его талант сохранен на века, и имя этого автора, поэта, артиста, талантливейшего человека запечатлено на будущее. В 2011 г. был выпущен посвященный его судьбе документальный фильм.
Биография Вертинского Александра Николаевича, его творческое наследие. Семья Вертинских
Александр Николаевич Вертинский прожил долгую и интересную жизнь. Он по всем показателям должен был плохо кончить – стать бандитом, попасть в тюрьму или умереть от кокаина. Так думал о себе сам Александр Вертинский. Биография, личная жизнь, судьбы других похожих на него людей всё это только подтверждают. Однако Бог его хранил, и, вопреки очевидному, звезда артиста ярко и уверенно воссияла оригинальным талантом при его жизни, продолжая блистать тихим магическим светом и в наши дни.
В этой статье мы поговорим о том, каким человеком был Александр Вертинский. Биография, личная жизнь, дети знаменитого шансонье также не будут обойдены вниманием.
Песни
Исполнение песен Вертинским невозможно не узнать, забыть или спутать с исполнением другого артиста. Его манерность, жеманное произношение, растягивание слов и оригинальная расстановка акцентов всегда обращали на себя внимание и заставляли остановиться и прислушаться.
Содержание текстов песен часто мало соответствует интонации, выбранной Вертинским для подачи со сцены. Надев костюм Пьеро, покрыв лицо белилами, нарисовав тонкие губы и изломанные брови, он выступает в роли мима, играющую роль глубоко несчастного, одинокого человека.
Невозможно забыть спетые им «Юнкерам», «О нас и о родине», «Магнолию», «Жёлтого ангела», «Маленького креольчика», «Я сегодня смеюсь над собой», «Лилового негра», «Бал Господень», «Ваши пальцы пахнут ладаном» или «Я маленькая балерина». В наши дни Александр Домогаров, Татьяна Кабанова, Борис Гребенщиков, Александр Ф. Скляр и некоторые другие артисты с большим вкусом и деликатностью исполняют его песни, стараясь сохранить магию, созданную вокруг них замечательным мастером.
Детство
Биография Вертинского есть в опубликованных им мемуарах. Он писал их, уже вернувшись в Советский Союз. Некоторые даты Александр Николаевич за давностью лет позабыл и приводит их приблизительно, однако всё повествование очень увлекательно и богато яркими подробностями. Трудные обстоятельства собственной детской жизни перемежаются воспоминаниями о дореволюционном быте киевлян, о родственниках и знакомых будущего артиста.
Он рано потерял родителей и был отдан на попечение одной из сестёр матери – старой девы. Какое воспитание шустрому мальчишке могла дать женщина, выросшая в семье, в которой, за исключением отца, были одни женщины – мать и четыре дочери? Так сложилось, что семья Вертинских (биография — тому подтверждение) для нашего героя, как в юном возрасте, так и на закате жизни представляла собой женское царство.
Блестяще выдержав вступительные экзамены в самую престижную гимназию, Александр не сумел полюбить учёбу. Он с неприязнью пишет об учителях, которые не только не понимали и не любили детей, но и как будто не имели представления о детской психологии. Скорее всего, так и было. Будущего знаменитого артиста несколько раз оставляли на второй год и два раза исключали из учебных заведений.
Тётка не баловала племянника. Он рос худым, длинным и постоянно голодным. Что касается подарков, то в отношении них практиковалась умеренность. Он был рад, когда однажды получил мяч, однако игрушка была с дыркой и должной прыгучести не имела.
Александр Николаевич с восторгом вспоминает о том, до чего вкусные и затейливые блюда готовила его бабушка, какие широкие и обильные застолья бывали на великие церковные праздники. Это было настоящее счастье, ставшее одним из самых тёплых воспоминаний раннего детства. Биография Вертинского — это жизнеописание судьбы человека, ищущего тихую гавань, напоминающую раннее детство, когда были живы родители, сестра, бабушки и дедушки, и каждого члена семьи окружала забота и любовь дорогих людей. Впоследствии немало страниц своих рукописей он посвятил быту и кухне разных народов, с которыми познакомился в эмиграции.
В школьные годы Саша научился курить, красть и виртуозно лгать. На преступления толкал страх перед наказаниями за неуспеваемость в гимназических дисциплинах и голод, который мучал растущего мальчика постоянно. Дешёвые пирожки требовали каких-никаких копеек. А где их взять? На карманные расходы ему ничего не давали. Скорее всего, такая мелочь попросту не приходила в голову его попечительнице. Сначала он с мальчишками подбирал монеты в Киево-Печерской Лавре. Паломники бросали их прямо на святые мощи, а ребята, притворившись, что наклоняются поцеловать святыню, собирали ртом деньги. Вскоре монахи заметили хитрость детворы и стали более тщательно приглядывать за сохранностью пожертвований.
Другие способы добывания наличности Александр Николаевич не описывает, но упоминает, что они играли в азартные игры, спекулировали, не гнушались кражами и продажей краденого.
В конце концов тётка выгнала его из дома. Он ночевал в подъездах, у друзей и случайных знакомых.
Вертинский пишет, что за многое в жизни ему стыдно, но замалчивать всё позорное было бы неправильным. Автобиографические произведения нередко представляют авторов в лучшем свете, нежели есть на самом деле, а ему не хотелось, чтобы читатель воспринимал его в искажённом, выхолощенном виде. Нам очень интересно, что за личность представляет собой певец Вертинский? Биография его — честный рассказ о том, что с этим человеком было и навсегда ушло. Не жить прошлым – кредо Александра Николаевича. Он говорил, что добежать до кладбища вприпрыжку — лучшая участь для такого человека, как он. Унылое копание в обидах – самое бесперспективное дело. Воспитывать чужого ребёнка – дело трудное, и он благодарен сестре матери за доброту, заботу и кров над головой.
Рождение русского Пьеро
К двадцати четырём годам Александру уже нечего было делать в Киеве. Интересно, что в глубине души лишь с театральными подмостками и ни с чем другим связывал своё будущее Вертинский Александр Николаевич. Биография артиста свидетельствует, что первые его опыты в театре не были успешными. Тем не менее худо-бедно, а на родине, то есть в Киеве, кое-какие навыки публичных выступлений он приобрёл. В Москве он довольно быстро завёл интересные знакомства в среде богемы. Оказавшись членом литературно-художественного салона Софьи Николаевны Зелинской, Вертинский познакомился с Михаилом Кузминым, Бенедиктом Лившицем, Казимиром Малевичем, Александром Осмёркиным. В их литературном наследии можно встретить упоминания про нашего героя. Это был вечно находящийся под кокаиновым дурманом и ломающий комедию «клоун». Да, не сразу стал рафинированным аристократом Александр Вертинский. Биография, личная жизнь, фото, — эти и другие интересные сведения об артисте и о развитии его личности сегодня волнуют многих. А потому продолжим.
Переезд в Москву был чистой воды авантюрой. Понимал ли это тогда сам Вертинский Александр Николаевич? Биография двадцатилетнего юноши не содержит фактов, сколько-нибудь указывающих на практичность принимаемых им решений. Ни денег, ни рекомендаций, ни профессии за плечами. Небольшой опыт написания рецензий на театральные постановки и несколько опубликованных рассказов дали ему надежду на возможность литературной карьеры. Окончательно утвердился в своём решении стать сочинителем он после нескольких неудачных опытов работы — торговцем, грузчиком, артистом, корректором в издательстве и даже бухгалтером в гостинице.
Москва – город возможностей. Так думал и будущий знаменитый певец Александр Вертинский. Биография артиста тесно связана со столицей. Поселившись вместе с сестрой Надей в знаменитом Козицком переулке, в доме Бахрушина, Вертинский принялся посещать всевозможные выставки, спектакли, диспуты и прочие места скопления бомонда. Знакомства с поэтами-футуристами, символистами, акмеистами и пр., внесли свою лепту в образ, который придумал для себя Вертинский Александр. Краткая биография певца показывает, что их особое восприятие мира, в частности, мистицизм Блока, эпатаж и напористость Маяковского, тонкий лиризм Игоря Северянина, сыграли основную роль в выборе Вертинским сценического имиджа.
Кокаин
Начало прошлого века прочно ассоциируется с модой на кокаин и морфий. С их помощью лечили массу болезней – от инфлюэнцы и подагры до бессонницы и простого упадка сил. Их продавали в аптеках всем желающим. Они стояли очень дёшево. Попали в омут кокаиновой зависимости и брат с сестрой Вертинские. Вот как пишет об этом сам А. Н. Вертинский. Биография артиста вообще, как можно заметить, чрезвычайно интересна. Александру Николаевичу повезло. В Москве возле него была родная душа. Его старшая сестра Надя понимала его лучше всех, была с ним заботлива и ласкова. Им нравилось сидеть вечерами вдвоём на диване и вспоминать прошлое. В раннем детстве, после смерти родителей, детей разлучили. Оба воспитывались у родственников матери, но по какой-то абсурдной причине не общались. Сашу уверили, что сестра умерла. Их встреча произошла случайно.
Подростком Александр увлекался театром и однажды на афише какого-то киевского театра среди исполнителей увидел знакомую фамилию – Н. Н. Вертинская. Он написал письмо и предложил встретиться. Н. Н. оказалась Надеждой, его родной сестрой. Они очень сблизились и по-настоящему подружились.
Поначалу наркотик придавал уверенность, помогал раскрепоститься и дарил иллюзию успеха и счастья. Так пишет сам Вертинский. Биография, краткая версия которой есть в любой современной энциклопедии русского искусства Серебряного века, никогда не упускает этот эпизод. Осветим его и мы. С течением времени среди окружения Вертинских стали учащаться случаи психических расстройств и самоубийств. У Александра начались галлюцинации. Он не на шутку испугался и вознамерился покончить с опасным увлечением. Отыскал адрес известного в столице психиатра профессора Н. Н. Баженова и отправился к нему на приём. Тот озвучил два варианта лечения. Один – несколько лет в клинике для душевнобольных. Второй – собственная воля больного, поддерживаемая тяжёлой физической нагрузкой. Это было в 1914 году. Шла война с кайзеровской Германией. Вертинский устроился санитаром на поезд, возивший раненых с линии фронта в Москву. За несколько месяцев – с конца 1914 до начала января 1915 года он сделал около 35 000 перевязок. Кокаиновая зависимость навсегда оставила его. В его отсутствие в Москве от передозировки скончалась Надя. Александр не смог найти ни место её смерти, ни могилу.
Эмиграция
Александр Николаевич пишет, что его скитания по миру не были бегством от советской власти. Новое государственное устройство России не воспринималась им враждебно. Он перемещался по странам и континентам вместе с потоком эмигрантов. Биография Вертинского – это история искателя приключений, исследователя новых земель и народов. Театрально-поэтическая среда, актёры, литераторы и их поклонники первые годы держались довольно тесно. Как говорится, до тех пор, пока не распродали все фамильные бриллианты и не растратили талант. Многие спились и обнищали. Русскоязычные писатели, модные и уважаемые на родине, оказались невостребованными за рубежом. Писать на чужом языке трудно, для того, чтобы понять менталитет и быть интересным публике, нужно родиться в этой стране.
Господь благоволил Александру Николаевичу. Полушутя, полусерьёзно он сказал как-то, что когда Бог просматривал личные дела своих подопечных, спросил, кто такой этот Пьероша, что трудился на перевязках раненых бойцов в санитарном поезде в вагоне для тяжелораненых? Ему ответили, что это артист, исполняющий грустные песни. Господь, посмотрев, как работает молодой человек, назначил ему такую судьбу: «Помножьте число сделанных им перевязок на миллион и верните их ему в аплодисментах». Правда это или нет, но мало кто из представителей мира искусства может похвастаться тем, что всю жизнь, в самых разных странах мира он был востребованным и хорошо оплачиваемым артистом, говорящим только на одном, русском языке. Что это, если не дар, который получил от судьбы лишь один – русский Пьеро Александр Вертинский? Биография, личная жизнь, интересы и удивительные обстоятельства, которые нам известны о нём, показывают человека благородного, умеющего много и тяжело работать, не щадя здоровья и не гоняющегося за личным комфортом. Он был из тех, кто наибольшее удовольствие получает от радости других людей, будь то зрители из концертного зала, маленькие дочки или любимая жена Вертинского Лидия, биография которой приведена ниже.
Певучий речитатив и красивое выразительное грассирование бледного и тонкого Пьеро заставляло прислушиваться к словам его томных и декадентских песен, проникаться их интонациями. Стоило ему произнести «Над розовым морем», и зал погружался в тишину. В Вертинском была некая аристократическая магия. Он управлял настроением публики, как мистик или гипнотизёр.
Александр Николаевич в разное время жил в Турции, Франции, Румынии, Австрии, Венгрии, Германии, Польше, Палестине, Египте, Ливии, Ливане, Америке и Китае. Его скитания длились почти 25 лет. Любимец женщин, приятель королей, великих князей, политиков, кардиналов и миллионеров, завсегдатай закрытых клубов для избранных, друг звёзд мировой сцены театра и кино, он все эти годы с теплотой вспоминал родину, писал о ней стихи, интересовался новостями и ждал разрешения вернуться.
Возвращение на Родину
В ноябре 1943 года закончились скитания по чужим землям русского Пьеро. Александр Николаевич получил разрешение вернуться в Советский Союз. Вместе с ним ехали его молодая жена, крохотная дочка, тёща и её мать. Надо сказать, что разрешение вернуться из эмиграции получали единицы. Большинство из них жалели о своём решении, а те, кто оставался, либо принимались сочинять льстивые и лживые дифирамбы советской власти, либо, не сумев понять и принять новый строй, гибли от алкоголизма и безвестности. Совсем не так восприняла свой переезд в СССР жена Вертинского, биография, личная жизнь и все интересы которой до самой смерти были связаны только с одним мужчиной – Александром Николаевичем.
За годы эмиграции Вертинский в СССР забыт не был. Пока он отсутствовал, в его образе и под его фамилией выступали пародисты и подражатели. Таким образом, ему не пришлось с нуля завоёвывать интерес аудитории. В Советском Союзе его помнили и ждали.
Вскоре в семье появился второй ребёнок. Теперь на попечении Александра Николаевича находилось пять человек. При таком положении дел скучать или унывать не приходилось. Две крохотные дочки и жена Вертинского Лидия, биография которой была теперь неразрывно связана с его собственной, требовали очень взвешенно подойти к планам на будущее. Конечно, Лидия, девочки, тёща и её мать были для Александра Николаевича утешением и поддержкой, но обеспечить себя женщины не могли. Вертинский принялся гастролировать по стране, давая по несколько концертов в день. Он писал, что гоняется за длинным рублём. Его маршруты проходили по самым далёким точкам, куда столичные знаменитости никогда не ездили — Дальний Восток, Крайний Север, Чукотка, остров Русский, южные регионы – Кавказ, Крым, Кубань. Общение с семьёй проходило в форме писем. Он редко оказывался дома в дни рождения любимых девочек и по праздникам. Если не давал концерты, то снимался в кино. Благодаря сохранившимся письмам мы имеем возможность лучше узнать этого замечательного человека.
Пекочка
«Что я оставлю тебе после смерти? Только образование», — так написал однажды Вертинский своей жене. Лидия Циргвава была моложе его на 34 года. Когда они поженились, ей едва исполнилось 19 лет. Вскоре одна за другой родились дочки – Марианна и Анастасия.
Александр Николаевич настоял на том, чтобы жена получила высшее образование. Она поступила в Суриковский художественный институт. Все годы учёбы супруг помогал ей во всём, начиная с советов относительно изучения дисциплин и заканчивая вопросами написания курсовых, диплома, прохождения практики, взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями. В трогательно-нежных письмах он обращался к ней: Пекочка, Лилочка, Муничка, называл строгой и божественной, прекрасной и суровой, всегда интересовался её желаниями и увлечениями. Покупал дефицитную косметику, одежду и обувь, любил делать приятные сюрпризы в виде ювелирных украшений, духов или редких книг.
Гастрольная жизнь не баловала артиста комфортом. Частенько Александру Николаевичу приходилось бороться с холодом, голодом и крысами. Путешествия по Зауралью приносили немалые деньги, но изрядно подтачивали здоровье. В письмах артист не нагружает своими проблемам юную жену, на попечении которой две маленькие дочки, но иногда читать их довольно грустно.
Интересны рекомендации Лидии Владимировне во время работы в кино. За время своего недолгого супружества она снялась в маленьких ролях в пяти фильмах – «Садко», «Дон Кихот» и «Новые похождения кота в сапогах», «Киевлянка» и «Королевство кривых зеркал». Экзотическая, какая-то даже неземная внешность, холодноватый темперамент, ледяной, словно пронизывающий, взгляд – так выглядят её героини. Супруг подсказывал ей, как говорить, как держаться перед кинокамерой. Он руководил ею, заботливо и ответственно воспитывал. Не будучи большим поклонником живописи, Александр Николаевич очень точно распознал суть художественного таланта Лидии Владимировны, поэтому его мысли относительно того, как ей действовать, чтобы раскрыть и реализовать свой дар, идеально легли на подходящую почву.
Этот брак был вторым в жизни артиста. Первая жена, полька Рахиль Потоцкая, не смогла мириться с романами супруга на стороне. Детей у них не было, поэтому союз распался. В тридцатом году супруги разъехались.
С Лидией Циргвавой Александр Николаевич прожил 15 лет. Когда он умер, ей было всего 34 года. Второй раз замуж она не вышла. После 56 лет вдовства Лидия Владимировна тихо усопла под голос мужа, певший с магнитофонного диска «Ваши пальцы пахнут ладаном»:
«И когда весенней вестницей
Вы пойдёте в синий край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведёт Вас в светлый рай».
Так красиво ушла из мира жена Вертинского. Биография очаровательной супруги печального Пьеро закончилась божественно-возвышенно, как и должна она заканчиваться у сказочных возлюбленных.
Доченьки
У Александра Вертинского есть очень милая, нежная и немного грустная песня «Доченьки». Две его дочки, Марианна и Анастасия, до самой смерти Александра Николаевича были окружены постоянной заботой отца. Во время гастролей он покупал им наряды и подарки, вёз фрукты, конфеты. В одном письме, откуда-то из Средней Азии, он пишет, что привезёт барашка и вкуснейшую вяленую хурму «королёк». В Советском Союзе в те годы с продуктами питания и изделиями лёгкой промышленности были большие проблемы. Отец считал своим долгом дать девочкам максимум того, что может любящий отец. А любил он их беззаветно и баловал от всей души. Читая его письма и воспоминания, можно заметить, что он постоянно и планомерно занимался их воспитанием. Он растил дочек женщинами, уважающими своё человеческое достоинство, а это такая черта, которая практически полностью отсутствовала у их советских современниц, независимо от их социального положения.
Обе дочки стали прекрасными и знаменитыми актрисами, а также обаятельнейшими красавицами, вскружившими головы немалому количеству интересных мужчин.
Кинематограф
Вспоминая Александра Вертинского, нельзя обойти вниманием его работу в кино.
Актёрский талант Александра Николаевича начал искать выход довольно рано. Ещё живя в Киеве, подростком, Саша пробовал заниматься в театральной студии и участвовал в постановках, играя небольшие роли. Специального образования он не получил, а при попытке поступить в Московский художественный театр, было это в 1913 году, его кандидатуру отклонили. Причина – дефект дикции. Первые серьёзные уроки актёрского мастерства он получил в Театре миниатюр М. А. Арцыбушевой. Исполненная им из-за кулис забавная песенка «Танго» была отмечена критиком одной из столичных газет в обзоре культурных новостей города.
Роли Александра Николаевича небольшие, однако по умению точно и ярко показать характеры аристократов ему не было равных. Князь в «Анне на шее» — это умный, тонкий, хорошо образованный и внутренне брезгливый родовитый дворянин.
За роль кардинала в кинофильме «Заговор обречённых» он получил Сталинскую премию. Персонаж отрицательный, много снятого материала не вошло в прокатную версию, и тем не менее Генеральный Секретарь ЦК КПСС счёл правильным наградить актёра. Вертинский настоял на том, чтобы ему дали возможность переделать роль по собственному усмотрению, ибо то, что он должен был играть, более походило на карикатуру – киевский поп в католическом облачении. Имея опыт общения с настоящими кардиналами, он сумел создать выразительного и достоверного католического священника высшего сословия.
Вторая жизнь
Почти шестьдесят лет пошло после смерти русского Пьеро. Сам Александр Вертинский, биография, личная жизнь, песни и эпистолярное наследие этого удивительного человека по-прежнему интересуют многих.
В 9 марта 1989 года отмечалось сто лет со дня рождения Александра Вертинского. С этого года началась вторая, посмертная, жизнь артиста — стали выходить в свет диски с его песнями, фильмы о нём, были изданы его собственные книги воспоминаний – «Дорогой длинною…», «Четверть века без Родины» и «За кулисами». К этому времени не осталось в живых современников и друзей артиста. На момент смерти Александра Николаевича его дочери были совсем малы: Марианна восьми, а Анастасия – семи лет, поэтому рассказать что-нибудь существенное об отце они не могут, лишь несколько забавных случаев из своего детства. Биография Вертинского довольно живо и подробно описана им самим в первых двух книгах. Кстати, они послужили основой для нескольких документальных фильмов.
Вертинский Александр Николаевич — краткая биография
ФИО: | Вертинский Александр Николаевич |
Дата рождения: | 9 (21) марта 1889 г. |
Место рождения: | Киев, Украина |
Знак зодиака: | Овен |
Деятельность: | Актер, композитор, поэт, певец |
Дата смерти: | 21 мая 1957 г. (68 лет) |
Детство и юность
Александр Николаевич Вертинский родился 09 (21 по новому стилю) марта 1889 г. в Киеве, в Российской империи.
Его отец, Николай Петрович, работал частным поверенным. Также он писал фельетоны, которые под псевдонимом публиковал в местной газете. Мать, Евгения Степановна Сколацкая, происходила из дворянской семьи.
Родители Александра не смогли пожениться, т.к. у Николая Петровича была первая жена, которая не давала ему развод, и он вынужден был усыновить собственных детей.
В семье, кроме Саши, была ещё старшая дочь Надя. Дети рано остались сиротами. В 1892 г. умерла его мать, а в 1894 г. от чахотки скончался отец. Надю и Сашу родственники по материнской линии забрали в разные семьи. Причём обоих уверяли, что второго ребёнка нет в живых. Только во взрослом возрасте Александр случайно нашёл сестру, и они очень сблизились.
С сестрой Надей в детстве
В 9 лет Саша начал учиться в престижной Первой киевской гимназии, но спустя 2 года его исключили из-за плохого поведения и неуспеваемости. Мальчика перевели в 4-ю гимназию, откуда он тоже вскоре был отчислен. Примерно в то же время подросток увлёкся театром и выступал в любительских постановках.
С тётей, у которой он жил, отношения у Саши не сложились. И в один прекрасный день она выгнала юношу из дома.
Александр перебивался, подрабатывая грузчиком, продавцом, типографским корректором и т.д. Затем его взяла к себе подруга матери – Софья Зелинская. Живя у неё, юноша самостоятельно доучивался и знакомился с известными людьми, бывавшими в доме Софьи.
Александр начал писать и публиковать в газетах небольшие «декадентские» рецензии, за которые получал первые гонорары.
В юности и молодости
Краткая биография
- В 1913 г. молодой человек отправился в Москву, где отыскал свою сестру, служившую в театре. Мечтая сделать театральную и литературную карьеру, Александр выступал в драматических и литературных кружках, и даже режиссировал постановку пьесы А. Блока «Балаганчик». Вертинский тогда был увлечён блоковской поэзией.
- В том же году Вертинский попробовал стать студентом Московского художественного театра, но не был принят из-за дефекта дикции (не выговаривал букву «р»).
- В Москве Вертинского пригласили выступать в Театре миниатюр М. А. Арцыбушевой. Молодой талантливый актёр сразу полюбился публике.
- В 1913 г. состоялся и кинодебют артиста. Ему доверили небольшую роль в картине «Обрыв».
- С началом Первой мировой войны в 1914 г. Александр добровольцем отправился на фронт и служил на санитарном поезде.
- После лёгкого ранения, полученного в 1915 г., Вертинский вернулся в Москву. Там он узнал, что умерла его сестра (по основной версии – от передозировки кокаина). Александр тяжело переживал утрату самого близкого ему человека.
- Артист вернулся в театр и кино. В этот период появился его знаменитый образ страдающего Пьеро. Ироничные, оригинальные и невероятно искренние миниатюры сделали актёра безумно популярным. Вертинский исполнял песни, как на собственные стихи, так и на стихи известных поэтов (А. Блока, М. Цветаевой, И. Северянина).
- В 1916 г. появилась знаменитая песня «Ваши пальцы пахнут ладаном», которую автор посвятил актрисе Вере Холодной.
- Вместе с Петровским театром Марии Николаевны Нининой-Петипы Вертинский много ездил с гастролями по стране. Везде артиста принимали с неизменным успехом.
- В 1917 г., вскоре после Октябрьской революции, Вертинский написал романс «То, что я должен сказать», посвящённый погибшим московским юнкерам. Из-за текста песни артиста вызвали в Чрезвычайную комиссию для объяснений.
- В конце того же года Александр отправился в большой гастрольный тур по югу России. В это время он сменил сценический имидж – отказался от образа Пьеро и стал выступать во фраке.
- В 1919 г. артист побывал в Киеве, Харькове, Одессе. Затем приехал в Севастополь, где в ноябре следующего года сел на отправляющийся в Константинополь пароход.
- Примерно до 1921 г. Александр Николаевич пробыл в Константинополе, выступал там с концертами. Затем, приобретя греческий паспорт, уехал в Румынию. Там он много работал, выступал в дешёвых ресторанах перед русскоговорящей публикой.
- В 1923 г. артист переехал в Польшу, где много и с успехом гастролировал. В этот период Вертинский предпринял первую попытку вернуться на родину, обратившись с прошением в советское консульство в Варшаве. Ему отказали.
- Затем маэстро перебрался в Германию, а в 1925 г. — во Францию. Он искренне полюбил Париж и создал здесь самые известные свои песни: «Мадам, уже падают листья», «Сумасшедший шарманщик», «Пани Ирена», «Жёлтый ангел» и др. За проведённые в Париже годы Вертинский познакомился с русскими и европейскими певцами, актёрами, писателями и представителями аристократии. Это был период творческого расцвета артиста.
- В 1933 г. Александра Николаевича пригласили выступать в Ливан и Палестину.
- В 1934 г. артист отправился в Америку, где также давал концерты. Некоторое время жил вместе с другими звёздами на вилле Марлен Дитрих, с которой подружился ещё в Париже.
- Спустя год маэстро уехал в Харбин, а затем в Шанхай, где проживало много русских. Там у Вертинского и его молодой жены родилась дочь. Артист много выступал, но гонорары были маленькими, и семья жила бедно. Певец пробовал оформить документы для возвращения в Россию, но помешала начавшаяся война.
- В 1943 г., написав очередное прошение, Вертинский наконец получил разрешение на въезд в СССР и с семьёй приехал в Москву.
- Александр Николаевич вынужден был очень много выступать. С гастролями он объездил всю страну. Большую часть песен из репертуара артиста цензоры исполнять запрещали. У публики Вертинский пользовался большой популярностью, но на официальном уровне о нём не упоминали.
- В 1950 г. Александр Вертинский исполнил роль кардинала Бирнча в фильме «Заговор обречённых». За эту работу он был награждён Сталинской премией.
- 21 мая 1957 г., после очередного концерта, Александр Николаевич Вертинский скончался. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность. Ему было 68 лет.
Личная жизнь
Первой женой артиста в 1923 г. стала Ирина Владимировна Вертидис. Фактически брак распался в 1930 г., но развод супруги оформили только в 1941 г.
Второй супругой Александра Николаевича стала грузинка Лидия Владимировна Циргвава, актриса и художница. Девушка была намного младше мужа, но этот союз был счастливым для обоих.
В 1943 г. у супругов родилась первая дочь Марианна. А годом позже на свет появилась вторая девочка – Анастасия. Обе дочери впоследствии стали известными актрисами.
Заключение
Александр Вертинский – это настоящее явление в русской культуре XX века. Он создал собственный жанр – песни-новеллы («ариетки», как называл их автор), не просто исполняя песни, но для каждой разыгрывая маленькую пьесу со своим законченным сюжетом.
Артист также много снимался в кино, режиссёрам нравилась его характерная внешность и манеры.
Вертинский прожил насыщенную и непростую жизнь. Особенно трудными стали последние годы в Советском Союзе, когда официально исполнитель запрещён не был, но его творчество не поощрялось, и никаких упоминаний в прессе о нём не было, а чтобы прокормить семью, артист вынужден был работать на износ. При этом народ Вертинского очень любил.
http://fb.ru/article/223045/biografiya-vertinskogo-aleksandra-nikolaevicha-ego-tvorcheskoe-nasledie-semya-vertinskih
http://kratkoebio.ru/vertinskij-aleksandr-nikolaevich-kratkaya-biografiya/