Вертинский Александр Еврей биография

Биография Александра Вертинского

Жена — Лидия Владимировна Вертинская
Дети — Анастасия Александровна Вертинская, Марианна Александровна Вертинская
Родители — Николай Петрович Вертинский, Евгения Степановна Сколацкая

Александр Николаевич Вертинский – актер, певец. Он рано лишился родителей, рос без материнской ласки, что наложило отпечаток на его дальнейшую творческую судьбу. Выступления артиста пользовались популярностью на родине и за рубежом. Жизнь не раз ставила ему подножку, но он не сдавался, продолжал радовать поклонников выступлениями.

Детские годы

Александр Вертинский появился на свет 21 марта 1889 г. в Киеве. Его мать Евгения Сколацкая принадлежала к аристократическому роду, отец был частным адвокатом. Родители не были официально женаты. Супруга Николая Вертинского знала, что у него есть на стороне семья, но развода не давала. Саша стал вторым плодом запретной любви. У него была старшая сестра Надежда.

Для своей возлюбленной Вертинский-старший снимал дом. Когда актеру исполнилось 3 года, умерла мама, еще через 2 года из жизни ушел отец. Когда не стало матери Александра, его забрали к себе ее сестры. Надежда осталась жить с отцом. Когда его не стало, тетки сказали, что сестра тоже умерла. Правда открылась много лет спустя.

Александра определили на учебу в Александрийскую императорскую гимназию, но спустя некоторое время исключили из учебного заведения, уличив в воровстве. Певца перевели в другую школу, но и там он не пробыл долго.

Тетя, которая терпеть не могла отца Саши, вымещала гнев на мальчике. Он никогда не слышал от нее доброго слова, лишь упреки. Единственной отдушиной для Вертинского стал театр. Став старше, Александр начал играть в любительских постановках. Певец продолжил подворовывать деньги у тети, поэтому она выгнала его из дома.

Юноша брался за любую работу, чтобы заработать на жизнь. Трудился грузчиком, корректором в типографии, продавцом. Вскоре Вертинскому улыбнулась удача в лице подруги умершей матери. Софья Зелинская приютила певца, познакомила с выдающимися людьми той эпохи. Александр подрабатывал в газете, параллельно писал рассказы, которые принесли ему первую известность.

Театр и кино

Получив первый гонорар, юноша захотел стать знаменитым. В это же время певец узнал, что его сестра Надежда жива, трудится в московском театре. В 1913 г. биография Александра Вертинского продолжилась поездкой в Москву. Как театральный актер Саша начинал с небольших частных студий, но молодого артиста быстро заметили и пригласили в труппу Театра миниатюр. Вертинский влюбил в себя публику уже после первого выхода на сцену.

В 1913 г. Вертинский попытался поступить в театр Станиславского. Но из-за дефекта дикции (нечетко выговаривал букву «р») ему было отказано. В это же время Александр впервые попал на съемочную площадку. Молодого актера взяли на небольшую роль в драме «Обрыв».

В 1914 г. Вертинский ушел на фронт добровольцем, был санитаром. Но спустя год получил ранение, Саше пришлось вернуться в Москву. Там певец узнал страшную новость. Его сестра, которую он считал самым родным человеком на земле, умерла от передозировки наркотиков.

Начало карьеры

Оправившись от ранения, Александр вернулся на работу в Театр миниатюр. Его выступления неизменно пользовались популярностью. Он создал образ Пьеро, в его репертуаре появились песни, которые удвоили армию поклонников:

  • «Желтый ангел»;
  • «Кокаинетка»;
  • «Я сегодня смеюсь над тобой».

Цензоры положительно характеризовали выступления Вертинского. В своих романсах певец поднимал темы, которые волновали каждого человека. Александр исполнял не только композиции собственного сочинения, но и песни, написанные на стихи Игоря Северянина, Марины Цветаевой, Александра Блока.

Многие артисты пытались подражать Вертинскому, но никому не удалось обрести такую же популярность. Чрезвычайная комиссия заинтересовалась творчеством Александра. Ему дали понять, что столь откровенные тексты могут довести его до тюрьмы. Певцу посоветовали более избирательно формировать репертуар.

В 1917 г. Вертинский отправился на гастроли. Тур продлился 2 года, после чего Александр вернулся на родину, но ненадолго. Из Киева певец переехал в Харьков. Здесь у него состоялось много концертов. Затем были выступления в Одессе и Севастополе.

В эмиграции

Осенью 1920 г. Вертинский отправился в Константинополь, где продолжил давать концерты. Чтобы было проще перемещаться, Александр купил греческий паспорт. Через год артист перебрался в Румынию, где выступал перед русскоязычной публикой в дешевых ночных клубах. Когда он гастролировал по Бессарабии, на артиста поступил донос, что он советский шпион. Вертинского выслали в Бухарест.

В 1925 г. Александр переехал в Париж. Критики считают, что в творческой карьере артиста это было самое плодотворное время. Артист не только много выступал. Он познакомился со многими творческими людьми. Среди них Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Чарли Чаплин. Также его связывала многолетняя дружба с Федором Шаляпиным.

Польша встретила Александра приветливо. Его слава росла, концерты неизменно проходили в полностью заполненных залах. В 1930 г. Вертинский подал прошение, чтобы ему разрешили вернуться на родину, но получил отказ. Из-за чего певец был вынужден переехать в Германию. Поселившись в Берлине, он продолжил концертную деятельность.

Осенью 1934 г. Вертинский перебрался в Штаты. Он гастролировал по стране, часто давая по 2 концерта в день. Голливудские режиссеры приглашали Александра сниматься в кино, но он не любил английский язык, постоянно отказывался.

В 1935 г. Вертинский переехал в Китай. Некоторое время певец жил в Харбине, затем поселился в Шанхае, где было много русских эмигрантов. Здесь же встретил жену, но после вторжения японских войск в Китай жить там стало невыносимо. Александр Николаевич снова и снова писал письма на родину с просьбой, чтобы ему разрешили вернуться.

Возвращение на родину

В 1943 г. Вертинский с женой и дочерью наконец-то приехал в Москву. Устроив своих девочек, он отправился на фронт поднимать боевой дух солдат. Из более 100 песен артиста ему было разрешено исполнять только 30, остальные находились под запретом.

Личная жизнь

Со своей первой женой Александр познакомился в Польше. Девушку звали Раиса Потоцкая. По национальности она была еврейкой. После официальной регистрации брака она сменила имя на Ирена Вердитс. Вместе супруги прожили 7 лет, но развелись только в 1941 г.

Свою музу Лидию Циргваву артист встретил в Шанхае. На тот момент девушке было 19 лет, разница в возрасте составляла 34 года. Но чувства были настолько сильными, что на подобные мелочи влюбленные не обращали внимания.

Их брак был зарегистрирован в советском посольстве города Токио в 1942 г. Старшая дочь артиста Марианна родилась в Шанхае, Анастасия – в Советском Союзе. Обе дочери Вертинского, унаследовав отцовский талант, стали прославленными актрисами.

Смерть

Чтобы прокормить жену и детей, после возвращения на родину артисту приходилось много работать. Он снова начал сниматься в кино, гастролировал. За годы, пока Вертинский был в эмиграции, советские зрители не забыли певца.

Часто задаваемые вопросы

Что вынудило Вертинского отправиться в эмиграцию?

Александр Николаевич ответил на вопрос в своих мемуарах. Он признался, что ним двигал юношеский максимализм. У него была непреодолимая тяга к приключениям и путешествиям.

Александр Николаевич Вертинский: биография, национальность, личная жизнь, фото

  • 22 Декабря, 2019
  • Искусство
  • Людмила Пичахчи

Родоначальник династии Вертинских, Александр Николаевич Вертинский, остался в истории российского искусства как певец, поэт и артист театра и варьете. С годами только возрастает интерес к песням и стихам, которые написал Александр Николаевич Вертинский. Биография его трагична, как и у многих творческих личностей, рожденных в эпоху грандиозных перемен и событий грозных лет перед революцией 1917 года.

Начало жизни

Дитя любви дворянки Сколацкой Евгении Степановны и частного поверенного Вертинского Николая Петровича появился на свет 9 марта 1889 года. Это был Александр Вертинский. Биография младенца началась со статуса незаконнорожденного. Родители будущего артиста страстно любили друг друга, но жили вне официального брака, так как отец не мог получить развод от своей первой жены. Выход он нашел в усыновлении своих малолетних детей – Надежды и Александра.

В свои три года мальчик стал сиротой, его мать умерла. Отец не смог пережить надолго смерть любимой женщины, и через два года маленький Саша стал круглым сиротой, умер отец. Тетки разделили детей и растили их в разных семьях. Александру сказали, что его сестра Надежда умерла. Брат и сестра встретились, когда уже стали взрослыми. Надежда была танцовщицей варьете. До самого конца жизни они были очень привязаны друг к другу.

Маленький Александр не хотел учиться, хулиганил, его воспитывала улица, и перед ним маячила перспектива стать босяком. Но врожденный талант и любовь к искусству не позволили ему стать уличным мальчишкой. Его исключили из двух гимназий. Днем он работал грузчиком, пытался писать заметки в газеты, позднее работал статистом в Соловецком театре.

Первые шаги на сцене

Дом Зелинской Софьи Николаевны, жены брата Луначарского, стал для Александра местом, где он сошелся близко с богемой искусства того времени. Кумирами молодежи тогда был Оскар Уайльд и герои его романов, молодежь увлекалась декадентством. Путь на театральные подмостки был открыт для любого, кто имел смелость показать окружающим что-нибудь особенное. В салоне Софьи Николаевны во фраке с фиалкой в петлице он пил вино и впитывал атмосферу высокого искусства.

Начало творческой деятельности в Москве

Арцыбушевский театр миниатюр был первым местом в Москве, где Вертинский начал проявлять свой артистический талант. Большой успех получила его пародия на танго, танец, который только входил в моду в России. В «Русском слове» появились первые несколько строк рецензии на номер. Через год Александр Вертинский предпринял попытку поступления в МХТ, но его оригинальное грассирование буквы «р» не пришлось по душе Станиславскому, который принимал у него экзамен.

Период войны 1914 года

Началась война в 1914 году. Это заставило молодого артиста принять посильное участие в защите Отечества. Молодой доброволец в бригаде санитарного поезда сделал 36 тысяч перевязок до своего ранения и вынужденного возвращения в Москву.

Время, когда Вертинский исполнял свои романсы и стихи под маской Пьеро, было благодатным для артиста. Эти его выступления были положительно отмечены критиками. В любой аудитории Вертинский был неизменно популярен. В своих циклах стихов того времени он пытался показать зрителям, как снять давление материальности мира. Постепенно Вертинский перестал интересоваться традиционным русским романсом. Его увлекли авторские художественные песни. Вертинский выступал в гриме с трагической маской Пьеро, которая стала образом утонченности. Внутренний мир Александра прорывался наружу в образе страдающего шута, что пробуждало у зрителей необходимые эмоции. Для этого были специально созданы декорации, и сцена освещалась мертвенно-бледным желтым светом, выделяя темную фигуру и белую маску лица.

После возвращения с фронта Вертинский снова встретился с Верой Холодной, с которой был знаком с 1913 года. К тому времени она уже была женой молодого юриста Владимира Холодного. Александр Николаевич принял активное участие в ее судьбе и помог ей стать актрисой. Он был тайно влюблен в ее роковую красоту. Так можно объяснить его мрачность на их совместном фото. В творчестве Вертинского появились посвященные ей песни: «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Маленький креольчик» и «За кулисами».

Революция в России

К 1917 году Вертинский, который пользовался популярностью у публики, выступал во всех крупных городах России. Революция рабочих и крестьян была чуждой интеллигенции страны, к которой принадлежал и Александр Николаевич Вертинский. Биография его творческая пополнилась несколькими песнями, которые в ЧК посчитали контрреволюционными. После того как он спел романс, посвященный гибели московских юнкеров, полный сочувствия к погибшим молодым людям, его вызвали в ЧК. Грубость и непримиримость революционеров произвела тяжелое впечатление на артиста. Тогда ему казалось, что эта страна не имеет будущего, потому что в ней нет свободы слова. Любое мнение, которое отличается от «диктатуры пролетариата», будет преследоваться законом. И хотя он гастролировал какое-то время еще по России, мысли об отъезде из страны стали посещать его все чаще и чаще.

Отъезд Вертинского в Турцию

А весной 1920 года в биографии Александра Николаевича Вертинского произошел новый поворот. Он уплыл на пароходе в Турцию, подальше от разрухи и нищеты, которая охватила Россию после войны и революции. Александр Николаевич объясняет этот поступок желанием путешествовать, но возможно, что беспощадная классовая борьба, которая развернулась в стране, стала для него угрозой жизни и свободы.

В Константинополе он выступал перед русскими эмигрантами и пел им свои песни. Из Турции его дорога вела в Румынию, затем его выслали из страны за антирумынские выступления. Его путь прошел через Польшу, где он предпринял первую попытку вернуться на родину. Вертинский подал прошение вернуться в Россию в советское посольство в Польше, но ему ответили отказом. Еще в Турции он достал себе греческий паспорт и после запрета вернуться в Россию отправился на гастроли по странам Европы. До 1925 года Александр Николаевич жил в Германии. Личная жизнь Александра Вертинского биографии того периода мало известна. Женитьба на Потоцкой Раисе (Рахиль), дочери российских эмигрантов, была неудачной и закончилась разводом.

Вторичное обращение с просьбой вернуться в Россию ждала та же судьба, что и первое. Ему было опять отказано. Куда теперь? Его ждал прекрасный город Париж! Во Франции его творчество расцвело новыми красками. Появились новые песни, каждая из которых имела свою тайную легенду и была связана с его жизнью. В Париже Александр Николаевич познакомился с Шаляпиным, Рахманиновым, Чарли Чаплиным, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо и другими знаменитостями того времени. Ему очень хотелось поехать в Америку.

Гастроли в Америке

Осенью 1934 года начался американский период в биографии Александра Николаевича Вертинского. В многочисленных гастролях по городам Америки его песни пользовались неизменным успехом в среде русских эмигрантов. Александр Николаевич свободно владел французским языком, хорошо знал немецкий, но совершенно не владел английским. Его пригласили на съемки в Голливуд, ему была предложена роль в фильме на английском языке. Но, увы! От съемок пришлось отказаться. Артист чувствовал непреодолимое отвращение к чужому ему языку, и английский язык был неподвластен Вертинскому Александру Николаевичу. Биография и фото артиста часто появляются в Америке на страницах русскоязычных газет.

Жизнь в Китае

В биографии Вертинского Александра Николаевича национальность сыграла не последнюю роль. Уже пылали печи гитлеровских концлагерей, когда он выехал в Китай. Только так можно объяснить появление артиста в чуждой для него стране в предвоенное время. Поездка в Китай не оправдала надежды Вертинского, жить пришлось на маленькое жалованье. Известность в других странах не принесла артисту славу в Китае. Когда ему неожиданно поступило предложение о возвращении в Россию с официальным приглашением ВЦИК, певец с радостью согласился. Долги не позволяли Вертинскому покинуть Китай немедленно, и он, желая решить денежную проблему своей семьи, решил стать совладельцем кабаре, еще больше усугубив свое материальное положение. Судьба готовила резкий перелом в биографии Александра Вертинского. Личная неприязнь к Советам сменилась непреодолимым желанием воссоединиться с многомиллионной семьей Советского Союза в его борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Тогда Вертинский начал проявлять себя лояльным гражданином, выступая перед советскими людьми, сотрудничая с советскими газетами. Тогда же он создал цикл песен с патриотическим звучанием.

Жизнь в ожидании возвращения

На территории Советского Союза шла война. В 1942 году 17-летняя Лидия Владимировна Циргвава, дочь советского служащего Китайской железной дороги, стала женой артиста, которому к тому времени исполнился 51 год. Творчество Вертинского стало совсем другим. Годы шли, и любовные песни приобрели оттенок безысходности. Мысли о приближающейся старости и неумолимости времени просвечивали сквозь строчки последних его произведений. Японская оккупация ухудшила и без того тяжелое положение семьи Вертинских. В 1943 году отчаявшийся Вертинский написал Вячеславу Молотову, умоляя позволить его семье вернуться, и обещал служить Родине до конца своих дней. И наконец пришло долгожданное разрешение. Биография жены Александра Николаевича Вертинского тесно связана с его жизнью. Его семья с маленькой Марианной выехала из Китая в Россию и стала жить в Москве. Младшая дочь Александра Николаевича, Анастасия, родилась в 1944 году.

Жизнь на Родине

Вначале он чувствовал себя счастливым и с энтузиазмом готовился к выступлениям. Семье дали номер в гостинице «Метрополь», там они прожили три года, до тех пор, пока не получили квартиру в Москве. Цензура прикрыла большую часть его песен. Ему явно не доверяли, концерты были редкими, на радио приглашений не было, было издано всего несколько его пластинок, критики молчали. Актер и певец не был признан в Советском Союзе, но, несмотря на это, творческая биография Александра Николаевича Вертинского пополнилась более чем тремя тысячами концертов. Он объехал страну несколько раз и встречал каждый раз восторженные аплодисменты публики.

Последние годы жизни Вертинского

Духовное и душевное одиночество усугубляло состояние Александра Николаевича, который привык иметь много друзей среди элиты европейских стран. На родине у него не было друзей. Вертинский искренне был возмущен, когда правда о расстрелянных невинных людях, объявленных врагами народа в 1937 году и замученных в лагерях, стала известна общественности.

21 мая 1957 года Вертинский покинул этот мир в гостинице «Астория» в Ленинграде. Ему было 68 лет. В Москве на Новодевичьем кладбище покоится его прах. Биография Вертинского закончилась на этой странице. Лидия Вертинская пережила мужа на 56 лет. Она умерла в 2013 году, слушая песню мужа до последнего вздоха. Их могилы находятся рядом.

Александр Вертинский (1889–1957)

Александр Николаевич Вертинский родился в Киеве 9 марта 1889 г. в семье присяжного поверенного Николая Петровича Вертинского и его жены Евгении Степановны, урожденной Сколацкой. Саша рано стал сиротой: когда ему было 3 года, умерла мать, а через два года и отец. На воспитание мальчика взяли родственники матери. Учиться Вертинский начал в 1-й Киевской мужской гимназии, но вскоре был исключен оттуда за плохое поведение и переведен в 4-ю гимназию, которая котировалась ниже. Еще гимназистом Александр начал пробовать себя в театре и литературе — он играл в любительских спектаклях, писал рецензии на концерты заезжих звезды и публиковал в киевских газетах небольшие рассказы.

Постепенно мир киевской богемы стал тесен Вертинскому, и в 1910 г. юноша приехал покорять Москву. Вдвоем с сестрой Надеждой он поселился в Козицком переулке, стал вольнослушателем Московского университета, на жизнь зарабатывал уроками сценического искусства. Довольно быстро Александру удалось обрасти связями в московских литературных и театральных кругах. С 1912 г. он выступал со своими небольшими номерами в Театре миниатюр (в качестве гонорара фигурировали… борщ и котлеты), снимался в кино, много публиковался в московской прессе, но до широкой известности Вертинскому было еще далеко. В 1913-м он пробовал поступить в МХТ, но на прослушивании К. С. Станиславскому не понравилось грассирующее произношение молодого артиста.

С началом Великой войны 1914–1918 гг. Александр, не подлежавший призыву в армию по состоянию здоровья, добровольцем поступил на 68-й санитарный поезд Всероссийского союза городов и до января 1915 г. исполнял обязанности санитара. Именно 1915-й и стал годом рождения на свет знаменитого артиста Александра Вертинского. По его воспоминаниям, он развлекал раненых солдат тем, что изображал Пьеро — гримировал лицо, к белому халату санитара пришивал цирковые помпоны и в таком виде декламировал стихи. Такие представления очень нравились раненым, и Вертинский решил попробовать перенести опыт на большую сцену. Он предложил владелице Театра миниатюр М. Арцыбушевой подготовить программу под назвнием «Песенки Пьеро», сам разработал для нее декорации и грим (который, по признанию артиста, в первую очередь помогал скрыть страх перед публикой). Программа получилась очень эффектной: Вертинский появлялся на сцене в мертвенно-желтом освещении, в гриме и костюме Пьеро и под меланхолический аккомпанемент исполнял небольшие композиции («ариетки») собственного сочинения. Современники чаще воспринимали их как песни, хотя сам Вертинский настаивал на том, что это были именно стихи, исполненные в сопровождении музыки. Безусловными «хитами» Вертинского стали «Кокаинетка», «Безноженка», «Маленький креольчик», «Я сегодня смеюсь над собой», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Бал Господень», «Пес Дуглас». Каждая «ариетка» представляла собой маленький моноспектакль, зрителей завораживали и щемящий, надломленный грассирующий голос певца-декламатора, и точные движения его рук, и мимика.

Смелая новация Вертинского (а он, в сущности, стал родоначальником принципиально нового жанра на эстраде) имела колоссальный успех в России. На гастролях его приветствовали и столицы, и провинция, число подражателей и пародистов росло как на дрожжах. Конец популярности Вертинского положила Октябрьская революция. Можно сказать, что искусство артиста отступало вместе с Белой армией — на протяжении 1918–1919 гг. он гастролировал преимущественно на юге: Киев, Харьков, Одесса, Ростов, Екатеринослав, Севастополь… В ноябре 1920 г. пароход «Великий князь Александр Михайлович» увез «печального Пьеро» в добровольное изгнание. О своем шаге он почти сразу же начал жалеть, но делать было нечего. Купив в Константинополе греческий паспорт на имя Александроса Вертидиса, артист начал свою эмигрантскую эпопею.

Из Турции он перебрался в Румынию, затем в Польшу и Германию. Именно эмиграция, по признанию Вертинского, сделала из него настоящего профессионала, способного работать практически перед любой аудиторией. В 1925 г. Вертинский переехал в Париж, ставший ему домом на десять лет.

Годы, проведенные во Франции, стали временем творческого расцвета артиста. Он работал в лучших русских ресторанах города, дружил или тесно общался со многими представителями эмигрантских политических и культурных кругов, написал такие знаменитые песни, как «Пани Ирена», «Испано-Сюиза», «Мадам, уже падают листья», «В синем и далеком океане». Осенью 1934 г. с триумфом прошли гастроли Вертинского в США, где состоялась премьера одной из самых пронзительных его песен — «Чужие города». Но «прорыва» на американской сцене не состоялось — блестяще владевший французским и немецким Вертинский почему-то на дух не переносил английского языка, он казался ему отвратительным.

В 1935 г. ветер эмигрантских странствий занес Вертинского в Шанхай, где проживала тогда большая русская колония. Работы по-прежнему было много, но в Китае она оплачивалась гораздо хуже, чем во Франции. После того как артист в мае 1942 г. женился на грузинской эмигрантке Лидии Циргвава, он вынужден был выступать по два раза в день, причем каждый раз перед концертом выкупал из ломбарда фрак, а после выступления сдавал его обратно. В Китае у Вертинских родилась дочь Марианна. Вторая дочь, Анастасия, появилась на свет уже в Москве, обе впоследствии стали знаменитыми актрисами.

Все чаще и чаще посещали Вертинского мысли о возвращении на Родину. Попытки вернуться он предпринимал еще в начале 1920-х, в Польше и Германии, но тогда не был услышан. В 1937-м уже самого Вертинского пригласили в посольство СССР в Китае и предложили вернуться. Однако уехать сразу помешали долги, сначала нужно было расплатиться с кредиторами. А потом началась Вторая мировая война, и вопрос с возвращением повис в воздухе. Только в 1943-м, после личного обращения Вертинского к наркому иностранных дел В. М. Молотову, ему было разрешено приехать в СССР. В ноябре 1943 г. артист впервые после многолетнего перерыва снова ступил на родную землю. С этим моментом связана легендарная история: выйдя в Чите из вагона с чемоданом, Александр Николаевич огляделся и с горечью заметил: «Я не узнаю Россию!» Поставив чемодан на перрон, он опустился на колени, чтобы поцеловать землю, а когда поднялся — чемодана уже не было. «Узнаю тебя, Россия!» — якобы воскликнул Вертинский…

Началась жизнь на Родине — в сущности, в новой стране, где многое было чуждо и непонятно Вертинскому. Когда в Министерстве культуры секретарша заполняла на него анкету и поинтересовалась, народный он артист или заслуженный, Александр Николаевич ответил: «Деточка, у меня нет ничего, кроме мирового имени». Но он искренне старался «вписаться» в советский быт, участвовал в концертах для бойцов Красной армии, включал в репертуар песни на стихи советских поэтов, сам написал два стихотворения о Сталине. В 1950 г. Вертинский впервые после огромного перерыва снялся в кино — сыграл кардинала в фильме «Заговор обреченных», за что был удостоен Сталинской премии 2-й степени. Из киноработ Вертинского 1950-х наиболее яркой получилась роль Князя в «Анне на шее», его картавая реплика «Прэлэстно, прэлэстно!» вошла в фольклор.

Но, несмотря на внешнее благополучие (трехкомнатная квартира на улице Горького тогда была несбыточной мечтой и для многих куда более успешных людей), положение Вертинского в СССР было все же более чем странным. Его не преследовали, не запрещали, но, что называется, держали на задворках советской культуры, делая вид, что феномена по имени Вертинский попросту нет. Его творчество подвергалось пристальной цензуре (из 100 с лишних вещей, бывших в репертуаре мастера, к исполнению разрешили только тридцать), пресса писала о нем редко и сдержанно, его песни не звучали по радио. И все же он был кумиром миллионов — на каждый концерт мэтра билеты брались с боем, причем «на Вертинского» мечтали попасть и те, кто успел застать его дореволюционное творчество, и молодежь.

21 мая 1957 г. Вертинский дал свой последний концерт — выступил в ленинградском Доме ветеранов сцены. В тот же день Александр Николаевич скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности в номере гостиницы «Астория». Великого артиста похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. А созданный им незабываемый образ, песни, роли в кино продолжают жить в русской культуре.


источники:

http://nacion.ru/478002a-aleksandr-nikolaevich-vertinskiy-biografiya-natsionalnost-lichnaya-jizn-foto

http://iamruss.ru/great-rus-emigrant-056/