Вероника Долина Википедия биография

Вероника Долина

СКРИПКА, СТАВШАЯ ГИТАРОЙ

Нежный, грустный голос наполняет холодную комнату, в разных углах которой замерли, прислушиваясь, две женщины — взрослая и совсем юная. У взрослой — воспоминания, у юной — пока лишь мечты, но голос все поет и поет им о лучшем на свете — о любви.

Нежный, грустный голос наполняет холодную комнату, в разных углах которой замерли, прислушиваясь, две женщины — взрослая и совсем юная. У взрослой — воспоминания, у юной — пока лишь мечты, но голос все поет и поет им о лучшем на свете — о любви. Каждая песня — о любви, а еще — о детстве, о Сретенке, о расставании и падающем снеге: Когда пластинку заедает, осторожная рука — в синих прожилках или в пятнах цветных фломастеров — аккуратно переставляет иголку, и чудо продолжается. Мы с мамой слушаем Веронику Долину:

А еще она однажды взяла да и приехала к нам в школу. Помню, в зале не хватило мест, и весь концерт пришлось стоять. Зато видно было прекрасно. Хрупкая фигурка с большой гитарой:

«Эта маленькая женщина поет, эта маленькая женщина — поэт»: Поэзия во всем, в каждой житейской подробности преображает будничный мир — и принц влюбляется в лесничиху, и дом летает, вместе со всеми своими обитателями, медленно проплывая над Таллином и Нью-Йорком, Парижем и Клином и тихонько приземляется на одной из московских улочек, недалеко от Патриарших прудов.

— Вероника, как чувствует себя ваша героиня в нынешней Москве, такой изменившейся, непохожей на город вашего детства?

— Конечно, той Москвы уже нет, и мне здесь не так уютно, как прежде. Я даже написала об этом, хотя не очень-то хотелось. Но то, что говоришь, а тем более пропеваешь на публике, может отозваться самым волшебным образом, и пространство иногда откликается, делаясь снисходительней к тебе и твоим ближним. Да и благодаря детям все кажется не таким уж грустным — с их точки зрения все в порядке, а для матери это очень важно.

— Вы поете о старой Москве, о своей няне, о детстве:Что за песни окружали вас тогда? Не с них ли все и началось — ведь писать стихи вы начали очень рано?

— С четырех лет меня начали учить музыке, но нельзя сказать, что песнями был полон дом. Дом был суровый, медицинский, бабушка была директором Института педиатрии, мама — врач, папа — инженер. Родители очень рано уходили на работу и поздно возвращались, и никто мне, кроме советской эстрады, песен не пел. Просто чувственное начало рвалось наружу, и я стала писать стихи — хотя могла бы заняться чем угодно, языками, например, как мой брат, знавший и английский, и французский. Но отыскивались какие-то «козьи тропы», где другой не пройдет. Брат увлекся японской поэзией, а я — сочинением не самых тривиальных стихов. И был еще некий природный нонкомформизм, призывавший уйти от общей дороги. Он так во мне и живет до сих пор, и покоя это не прибавляет.

— Ваши кассеты разлетаются по всему свету. Люди увозят с собой ваши песни, как частицу дома, частицу самих себя. Вам доводилось не раз выступать за пределами России — в Канаде, Соединенных Штатах, Израиле, Западной Европе. Чем зарубежный русскоязычный слушатель отличается от нас здешних?

— Отличия есть, но они чисто человеческие. Что касается отношения ко мне, то люди все те же. У них хватает сил преодолевать разные расстояния, космические или крохотные, от своих домов до зальчика, где я выступаю, и хватает немножко денег для моего пропитания. Эта трогательная, тесная связь с публикой невероятно поддерживает в повседневной жизни. Хотя, конечно, они немного другие — спокойнее, благополучнее, гораздо живучее, чем мы здесь. Ностальгические ноты исчезают почти полностью — через пять лет их уже не различить. Тех же, кто очень свеж и пока еще нервничает, я давно не встречала — все уже пообжились. Кроме того, цивилизация еще никому не вредила — это как чистый воздух, как набор первостепенных книжек в доме. Я объезжаю гнездовья моей публики и вижу, что многим эмиграция на пользу. А в основном, это те же милые наши люди, чувствующие, тонкие. Мне вообще как-то не приходится сталкиваться с пошлостью, хамством — так получилось, что человечество повернуто ко мне своей лучшей стороной, и о другой стороне я знаю очень мало — и, признаться, не жалею.

— Слушая ваши песни, никак не удается подыскать им подходящую полочку. Русской, еврейской, советской ли культуре они принадлежат? Да и нужны ли эти полочки?

— Знаете, полочки — это все-таки атавизм. Наше общество очень сословно. Хотя, может быть, мне и нашлась бы подходящая ниша — где-нибудь в Европе. Здесь мы, похоже, ни к селу ни к городу, предоставлены сами себе. Но, боюсь, что мы всюду — ни к селу ни к городу. Беспокойная творческая натура всегда неудобна! Государство предоставило еврейству какие-то совершенно немыслимые роли. Конечно, можно найти утешительные примеры во всех областях, но это все, скорее, исключения. Слишком выпирает фактор еврейства, и это худо. Я очень люблю все здешнее, но подлинного уровня культуры, при котором мне было бы уютно здесь и сейчас, нет.

— Вы не раз бывали в Америке. У нас много говорят об этой стране, много пишут. В последнее время все чаще сталкиваешься с образом агрессивного гиганта, насаждающего свою культуру. Неужели это так?

— Неблагодарное дело — спрашивать меня об Америке. Я страшный американофил. Можно, наверно, представить себе этакую хитрую сверхдержаву, которая старательно приспосабливает своих рабов к тому, чтобы им хорошо жилось, всласть работалось, со вкусом отдыхалось, и каждый был бы в порядке во всем, что касается человеческого достоинства. Слепили где-то в Филадельфии совершенно немыслимую конституцию, и все получилось почему-то удачно: Впервые я приехала в Америку десять лет назад. За эти годы что-то, наверно, стало хуже: например, попортились задвижки в дверях туалетов, кое-какие квитанции стали невнятными, в кое-каких магазинах не хотят обменять купленную тобой вещь. Это очень не по-американски! Но зато сделаны невероятные шаги в области музыки, кинематографа, книжного дела. Такого еще не было, чтобы за новым романом Полуостера приходилось охотиться, надеясь прочитать его если не на английском, то хотя бы на французском! Или чтобы свежий фильм не просто понравился, а стал событием для тебя и твоих близких! Америка с ее космизмом сделала колоссальные шаги навстречу России и «старушке Европе». Многие из нас ей жизнью обязаны. Это место моей работы, где бываю дважды в год, и я очень привязана к ней — огромной частью сердца.

— Авторская песня — жанр некоммерческий. Ей нужен подготовленный зритель, способный не просто потреблять готовые формы, а вслушиваться и сопереживать. В этом есть некое сходство с театром. Наше время — не самое благоприятное для глубоких поисков, но мне приходилось наблюдать, как современные подростки — мои воспитанники в летнем лагере, поклонники рейва и техно, — замирали, когда я пела им, как умела, ваши песни, и просили: еще, еще! Что их притягивало? И чего не хватает громкой музыке в их наушниках?

— Мне кажется, человеку просто свойственно увлекаться хорошей музыкой. Вдруг на полуслове оказаться пронзенным свежей, крепкой стихотворной строкой: И стоять в очереди на хорошую выставку, не толкаясь, а перемигиваясь. Вкус, слух — это же естественно! А все другое — черствость, тупость — наносное, я в этом глубоко уверена. А что касается эстрады: Она никогда не была так назойлива, но теперь попса у нас заменяет столько всего! Конечно, она вредна и ядовита. Российская эстрада действует с позиции силы, в космическом масштабе ее влияние ничтожно, но для данного кусочка времени, отрывка карты — ужасающе. Кстати, нигде на Западе вы не найдете такого, чтобы эстрадный исполнитель был уравнен по заработку и рангу с классическим. А то, что человечество в состоянии отличить черное от белого, имеет вкус — для меня несомненно.

— А чем можно объяснить такое явление, как израильская авторская песня? В пустыне проходят слеты, вырастают палатки, люди приносят с собой привычную, любимую форму творческого общения и оставляют ее практически неизменной — в абсолютно других условиях. Почему?

— Когда в Россию из местечек пришло еврейство, мы очень много перенесли сюда из Европы — привычку учиться, лечиться, такие простые заветы предков. А ведь еврейская музыка — это скрипка, ее тоже легко переносить, взяв под мышку, с места на место. И песенки, которые наши привезли в Израиль, — та же скрипка, протяженная во времени и ставшая гитарой. Хотя, мне кажется, время этого жанра пройдет — Израиль овосточится, Россия обособится: Конечно, каждый берет с собой, что ему нравится, но, уверяю вас, никто там Пушкина с Мандельштамом под подушкой не держит.

— Однажды после концерта вам задали вопрос, почему вы не бываете на слетах КСП. Вы ответили, что посиделки у костра вам неинтересны. Таково отношение ко всем формам «клубного общения»?

— Это совершено безразличная для меня сфера жизни. Она меня не подпитывает, ничего не дает. Понимаете, все это очень непрофессионально. А мне интересны только профессиональные вещи. Если концерт — то настоящий, подлинно авторский, если выставка, то с очень сильным зарядом индивидуальности, если книга, то с особенной биографией, со своим художественным языком. Я чуждаюсь тусовки — песенной ли, литературной: Меня очень сложно куда-то вытащить. Ну, а если уж изо всех сил зазывают, то я могу, конечно, сломав гордыню, прийти. Потопчусь немного у порога и домой.

— А как домашние относятся к вашему творчеству?

— По-разному. Есть поклонники, есть те, кому это менее важно. Мой младший, пятилетний сын недавно сказал: «Мама, дай твою кассету послушать». Я считаю, что, во-первых, рановато, во-вторых, Москва — город, где моим детям, к счастью, есть что послушать и посмотреть, кроме меня. Но, наверно, когда-нибудь время придет и для маминых песен.

— У вас «женские » стихи, с совершенно особой интонацией. Мужчине трудно их понять, они словно из другого мира. Но для вашей героини и сам мужчина — существо непонятное, обитающее где-то на втором плане: На первом же — образ любви, придуманный женщиной:

— Конечно, лучше любить образ. Он всегда выручит, а реальный человек может ведь и подвести. Надо учиться романтизировать. Наша житуха такая — в любой момент тебя — раз, лопатой по голове: тут обидели, там не заметили: Да и с мужчиной то же самое. Поэтому область фантомов самая надежная.

— Что дает «маленькой женщине» силы оставаться такой открытой, искренней и смелой в нашем жестком и не очень-то уютном мире?

— Откровенно говоря, это что-то вроде слуха. Если у тебя есть такая волшебная штука, то вслушиваясь, можно попытаться сотрудничать: с миром, со страной, с ребенком, с мужчиной, с незнакомым человеком: А закрытым быть неудобно.

— Вероника, вы поете удивительные песни о вещах обыденных и узнаваемых. Как вам удается превращать человеческий быт в сказку?

— Есть некоторые правила, существующие и в музыке, и в живописи, и в стихосложении, хотя, конечно, у каждого художника свой инструментарий. Но рассказывать, как все замешивается и что в каких пропорциях добавляется: Об этом — когда-нибудь потом, на излете.

Вероника долина биография личная жизнь

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 июня 2020;
проверки требуют 16 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Долина.

Верони́ка Арка́дьевна До́лина (род. 2 января 1956, Москва) — советская и российская певица, поэтесса, бард, автор более 500 песен.

Биография[править | править код]

Вероника Долина родилась 2 января 1956 года в Москве, в семье авиаконструктора Аркадия Яковлевича Фишера (1924—2002) и врача, кандидата медицинских наук Людмилы Александровны Долиной (1923—1999). Отец работал в НПО имени С. А. Лавочкина[1]. Дед по материнской линии, выходец из бессарабского местечка Вад-Рашков Александр Осипович Долин, участвовал в Гражданской войне, был пулемётчиком в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского, затем комиссаром Одесского артиллерийского училища, а впоследствии нейрофизиологом и доктором медицинских наук[2][3]. Бабка по материнской линии — педиатр и организатор здравоохранения Фаня Исааковна Зборовская. Брат — японист, писатель, переводчик Александр Аркадьевич Долин.

Училась в одном классе с Егором Гайдаром. Окончила музыкальную школу.

В 1979 году окончила Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, получив профессию учителя французского языка. Некоторое время работала в библиотеке, затем — в редакции специализированного журнала.

С 1971 года Долина начала писать песни и исполнять их, аккомпанируя себе на шестиструнной гитаре. К большинству своих песен Долина сама написала стихи и музыку, есть также песни на стихи Ю. Мориц и песни, написанные в соавторстве с А. Сухановым. С середины 1970-х Долина активно участвовала в жизни сообщества московского КСП, хотя значительная часть сообщества (особенно поначалу) критически относилась к «острой» творческой манере и подчёркнуто женской тематике её песен.

Регулярные публикации произведений Вероники Долиной, как и многих других бардов, начались в эпоху перестройки. В 1986 году выходит её первый диск, вскоре — второй (тираж более 1 млн). В 1987 году она становится членом Комитета московских драматургов. В том же году в Париже выходит её первый сборник стихов.
В 1988 году даёт первый концерт в Польше, в Варшаве, в клубе Гибриды.

В 1989 году фирма «Мелодия» издала компакт-диск Вероники Долиной «Элитарные штучки». На начало 2014 года выпущено 19 сборников стихов, 9 виниловых дисков, 24 компакт-диска. В 2011 году издан сделанный Вероникой Долиной перевод «Лэ Марии Французской» (под названием «Мария Французская. Двенадцать повестей»).

В 2005 году ей была присуждена литературная премия «Венец».

В марте 2014 года вместе с рядом других деятелей науки и культуры выразила своё несогласие с политикой российской власти в Крыму[4]. Подписала обращение в поддержку Гасана Гусейнова 10 ноября 2019 года.

Семья[править | править код]

  • Брат — Александр Долин, филолог-японист, переводчик художественной литературы с японского языка.
  • Мужья:
    • Владимир Воробьёв (род. 8 апреля 1939)[5].
    • кинорежиссёр Александр Муратов[6].
  • Дети:
    • Антон Долин (род. 1976), журналист, кинокритик.
    • Олег Долин (род. 1981), актёр, музыкант.
    • Ася Долина (род. 1984), журналист, музыкант.
    • Матвей Долин (род. 1995), студент.
  • Троюродная сестра — актриса Марина Левтова (1959—2000)[7].

Музыкальные альбомы[править | править код]

  • 1986 — «Позвольте быть вам верной» (винил)
  • 1987 — «Мой дом летает» (винил)
  • 1987 — «Когда б мы жили без затей» (винил)
  • 1989 — «Элитарные штучки» (винил)
  • 1990 — «Волшебный сурок» (винил)
  • 1993 — «Невинград»
  • 1994 — «…И Зайчоночка Волчиха Родила, И Волчоночка Зайчиха Родила…» (винил)
  • 1995 — Судьба и кавалер
  • 1996 — «Любая любовь»
  • 1998 — «Будто письма» (совместно с Михаилом Володиным)
  • 1999 — «Mon Petit Tambour» (фр. Мой малыш барабан)
  • 1999 — «Бальзам»
  • 1999 — «Табак»
  • 1990 — «Дитя со спичками»
  • 2000 — «Железная дева»
  • 2000 — «Сказочки на потолке»
  • 2001 — «Фараон»
  • 2003 — «Тринадцать бриллиантов»
  • 2004 — «Фатрази»
  • 2005 — «Старые французские сказки»
  • 2006 — «Водевир»
  • 2007 — «Медальончик»
  • 2009 — «Головокружение»
  • 2011 — «Ночная дудочка»
  • 2013 — «Сторож и ветеринар»
  • 2014 — «Третья половина дня»

Список песен[править | править код]

  • А вот теперь другая женщина…
  • А для тех, кто когда-то сорвался, собрал чемоданы…
  • А за всё, что выйдет боком…
  • А когда я болела…
  • А ну, собирайтесь к экранам, детишки. — Спокойной ночи, малыши, или Чёрная колыбельная
  • А пока я снимала, как Люк Бессон…
  • А природа на них смотрела…
  • А тогда, не зная выхода с подземного вокзала…
  • А тонкая материя — твоя-моя душа. — Музыкальная шкатулка
  • А хочешь, я выучусь шить…
  • А это вовсе не мой дом, и это не мой порог… — Возвращение
  • Алё, Оклахома.
  • Альбом семейных фотографий…
  • Ах, дочка! О чём ты плачешь. — Разговор
  • Ах, какой алкаш колоритный… — Слушатель мой
  • Ах, какой он славный. — Мишка из манной каши
  • Ах, мой ангел, не бойся…
  • Ах, эти мелкие ромашечки в саду… — К цветам
  • Барабан мой, ты моё прошлое…
  • Без ордена Виртути-Милитари… — Виртути-Милитари
  • Без страха и без риска… — Песня — диско
  • Безнадёжное моё дело…
  • Богата и щедра, я раздала долги…
  • Боль сердца моего — сестра… — Сестре
  • Боюсь, беда со мною дружит…
  • Будешь ей теперь пальчики все целовать… — (из цикла «Эхо»)
  • Была ещё одна вдова…
  • Была я баба нежная — а стала баба снежная…
  • Былое нельзя воротить, а грядущее катится… — Посвящение А.Галичу
  • В нашей жизни стало пусто…
  • В стиле ретро, в стиле диско…
  • В стране, где женщин никогда не звали Агнесс…
  • В таких, как ты, я ничего не понимаю… — К сюжету
  • В то время, как я эту Землю обследую… — К неизвестному
  • В этой маленькой квартирке…
  • Вдали истаял контур паруса, паруса, паруса…
  • Вдвоём, вдвоём, вдвоём Нежны до устрашенья… — Вдвоём
  • Вечерами на прогулки…
  • Вместо крикнуть: — Останься, останься, прошу.
  • Возьму конверт, расклею… — К письму
  • Вот минувшее делает знак и, как негородская пичуга… — К Пицунде
  • Всё дело в Польше…
  • Всех прикроватных ангелов, увы… — К средневековью
  • Вся Россия к нему звонит…
  • Геральдика и героика подтаивают во мглах… — Аэротика
  • Говорила мне тётя, моя беспокойная тётя…
  • Годовщина, годовщина…
  • Годы прошли…
  • Гололёд — какая гадость… — Гололёд
  • Голубоглазые брюнеты и кареглазые блондинки…
  • Да я сама такой же тонкости в кости…
  • Давно забыть тебя пора… — О женской дружбе (Неальбомное)
  • Дети мои спят у края, у берега…
  • Дни, что прожиты, с трудом назову золотыми…
  • Добрая большая улыбка…
  • Дожила до постыдной сивости… — Итоги
  • Долгий поиск, тяжкий труд… — Чужие стихи
  • Дом Чайковского в Клину… — Дом в Клину
  • Дорогой Василий Палыч. — К Аксёнову
  • Друг мой, душевнобольной… — Тиль
  • Дружок! Когда поёт рожок… — Когда поёт рожок
  • Друзья или сверстники, наверно, обидятся… — К стилю
  • Друзья ушли. Голова седа…
  • Душа запомнила — зима была… — К сомнамбулам
  • Её ль убаюкать, самой ли уснуть. — Такую печаль я ношу на груди
  • Ежели забрезжило — слушай, голубок…
  • Если б знать, если б можно заранее знать. — К иллюзиям
  • Если барышня читает увлекательный роман… — Барышня
  • Если ратуш касалась бы ретушь… — Свидание с Таллином
  • Если ты в стране далёкой… — Веретено
  • Если уши раскинуть и в такт головою мотать…
  • Есть у времени иллюстрация… — Эмиграция
  • Есть фантастические игры…
  • Жизнь была бы иной, не такою дрянной… — Романс
  • Жила-была злая Дадала… — Баллада о Дадале и Дудоле
  • Задохнуться в Клину…
  • Застывшие Фили…
  • И была на целом свете тишина… — Полнолуние
  • И вот замираю в передней…
  • И вот походкой не московской… — Варшавский фокстерьер
  • И вот уже вхожу в такую реку…
  • И ленивенько процедив…
  • И не всегда ж я буду молодой…
  • И опять я звоню с трудом…
  • И особенно тех не вернёшь назад…
  • И приходит однажды ко мне человек…
  • И пытаясь в себе заглушить… — Трещина
  • И снова упаду на дно конверта… — Омерта
  • Играйте все этюды Черни… — Уроки музыки
  • Иду по улице зимой… — Зимняя прогулка
  • Из далёких пустошей, затерянных графств…
  • Из подарков судьбы, украшений грошёвых… — К крыжовнику
  • Изумительно тепло. — Моё метро
  • Как Ваша светлость поживает. — Средневековый диалог
  • Как канули во тьму все алеуты… — Памяти Даниила Хармса и тех, кто был тогда с ним
  • Как Ламолю ноги ломали.
  • Как магический кристалл… — Читая Цветаеву
  • Как холодна моя рука.
  • Какие волшебные звуки… — Железная дева
  • Какие тут шутки… — Серая Шейка
  • Картинка иль, может, отметинка… — Сретенка
  • Клекотала, курлыкала, гулила… — Караульщица
  • Когда б ещё не спел тот голос глуховатый… — Любите меня
  • Когда б мы жили без затей…
  • Когда душа моя от слов твоих остынет…
  • Когда ещё хоть строчка сочинится… — Автограф
  • Когда услышу эхо той молвы… — Молва
  • Кого-то святость увела… — Притча
  • Кукольник, кукольник, чёрная душа… — Кукольник
  • Лето нынче тянется долго-долго… — К Стивену Кингу
  • Меж нами нет любви. Какая-то прохладца…
  • Меня несёт на мельницу, меня несёт к запруде…
  • Мне бы спать в твоих ладонях…
  • Мне другую ночь не спится… — Легенда о Сфинксе
  • Мне ещё очень долго казалось… — Эхо
  • Мне сын рассказывает сон…
  • Мне требуется — странные дела.
  • Мне что-то стало трудно дышать… — Мой дом летает
  • Много-много чего я люблю в разноцветной жизни московской… — Сказочки на потолке
  • Много знаем птиц, но редко… — Канарейка
  • Моё расстроенное старое фоно… — Старое фортепиано
  • Можно держать пари, что я не возьму Гран-При…
  • Мой бедный летучий Дружочек…
  • Мой Горацио, как ты горазд… — К Горацио
  • Мой самый трогательный стих… — Мой стих
  • Мой сын безбожно на отца похож… — Баллада
  • Мой толстокожий персик… — Дочке
  • Москва – налево, Москва- направо…
  • Моя любовь печальная…
  • Музейная миниатюра.
  • Мы бежали друг от друга…
  • Мы другие и всё же мы те же…
  • Мы не дети Арбата…
  • Мы родились потомками…
  • На белый или на чёрный…
  • На верхней полочке уже… — К тебе
  • На дне старой сумки, качаясь в вагоне метро…
  • На исходе двухтысячной пьесы…
  • На моё: Когда.
  • На мосту, где мы встречались… — На мосту
  • На наших кольцах имена…
  • На Серебряном, на Сретенском крыльце…
  • Назови меня пани…
  • Нас согревает радиатор… — Август
  • Не боюсь ни беды, ни покоя… — Последняя песня
  • Не всё же мне девчонкой быть… — Романс
  • Не гаси меня, свечу. — Песня свечи
  • Не можешь быть, как книга, с полки снят… — К воспоминанию
  • Не моих ли рук творенье… — Песенка о вишнёвом варенье
  • Не отвертимся, хоть увернёмся…
  • Не помню, в каком году…
  • Не пускайте поэта в Париж…
  • Не расти, дитя моё — что в том толку…
  • Нет, советские сумасшедшие… — Советские сумасшедшие
  • Ни христианин, ни католик… — Натану Эйдельману
  • Никакой в этом мире поэзии…
  • Никуда отсюда не деться… — На даче
  • Ничего не помню больше… — Няня
  • Новый день занимается… — К королеве Марго
  • Ну как вообще? Говоришь ты уверенно…
  • Ну что ты всё сидишь, ну что ты всё молчишь… — Воздухоплаватель
  • О, женщина, летающая трудно…
  • О, эта странная прогулка…
  • Одна весёлая кума…
  • Одна младая девушка тут прыгнула в фонтан… — К русалкам
  • Ожидание — это чужое кино… — К ожиданию
  • Ой, какой алкаш колоритный… — Слушатель мой бесценный!
  • Он — вещать, она — верещать…
  • Он играет, играет Элизе… — Волшебный сурок
  • Он не протестант, не католик… — Историк
  • Он целует меня, обнимает… — Песня о моей собаке
  • Она над водой клубами… — К любви
  • Опыт говорит — бери дыханье… — К пению
  • От книги глаз не поднимаю… — Пушкинская страница
  • От твоего дома… — От твоего дома
  • От этих мальчиков с их окаянной смуглостью…
  • Отболело, отстучало — отошло…
  • Отпусти меня, пожалуйста, на море…
  • Песня Нибелунгов — ах, не отвлекайся… — К книжкам
  • Повторяю опять и опять… — Слово об опятах
  • Под ветром грозовым дрожа…
  • Подыми забрало и шагай за гробом… — Песня к турниру (из спектакля «Дом, который построил Свифт»)
  • Пожалей, стрела, оленя…
  • Полгода нет Высоцкого… — Январь имени Высоцкого
  • Поль Мориа, уймите скрипки… — На смерть Высоцкого
  • Помилуй, Боже, стариков…
  • Помню свечку, помню ёлку… — Песня Лилипута (из спектакля «Дом, который построил Свифт»)
  • Помню, как-то ездили в Конаково… — К картинам прошлого
  • Пора тебе браться за дело… — К себе
  • Поэт — у древа времени отросток… — Поэт
  • Признавайся себе, что муж-дитя…
  • Приходи, пожалуйста, пораньше… — К китайской кухне
  • Пропади ты пропадом…
  • Прошу себе не красоты… — Автопортрет
  • Прощай, говорю себе, мемуаристика…
  • Прощай, мой воронёночек… — Прощальная песня шарманщика
  • Птица-муха, птица-муха…
  • Пустеет дом, пустеет сад… — Песня Ванессы (из спектакля «Дом, который построил Свифт»)
  • Разве ради прогулки по лестнице…
  • Расскажи мне, милый, где болит… — К камням
  • Розовый палисандр, бархатная розетка… — Фанни и Александр
  • Рыжий, рыжий дружище Джекки… — Песня о Рыжем констебле (из спектакля «Дом, который построил Свифт»)
  • Светлое распятье… — Семь песен Жанны Д”Арк
  • Светлое распятье… — Жанна
  • Селяви так селяви. — Вдогонку Евгению Клячкину
  • Силы небесные, силы неравные. — К детям
  • Синие солдатики, красная картечь… — Игра в солдатики
  • Сколько пришло дождей с тем хмурым днём… — Поговорим о нём
  • Сколько среди людей ни живи…
  • Слово неважное, да больно уж вещь хороша… — К независимости
  • Смеркалось, только диссиденты… — К Науму Коржавину
  • Смотрю кругом — какие рожи.
  • Собраться — разобраться…
  • Сова, сова, седая голова…
  • Спаси его, разлука… — Заклинание
  • Сто женщин, сто младенцев есть во мне…
  • Столько плакала родимая сторонка…
  • Судьбу пытает кавалер…
  • Так долго в гости собирались…
  • Так уж лучше бы зеркало треснуло… — Старая драма
  • Такую печаль я ношу на груди…
  • Там блеск рекламы в небесах…
  • Тают денежки мои, воробеюшки мои…
  • Тебя, как сломанную руку…
  • Теперь всё чаще хочется друзьям…
  • Теперь почти что невидимка…
  • Теребит меня старуша… — Старуша
  • То ли верю, то ли верю… — Песня о Гулливере (из спектакля «Дом, который построил Свифт»)
  • То призрачное, то прозрачное…
  • Три сестрицы — певуньи, работницы…
  • Ты была мегерой мегер…
  • Ты делишься со мною планами… — Дитя со спичками
  • Ты меня попрекаешь везучестью…
  • Ты просила песню — вот она…
  • Ты просишь с тобой посекретничать…
  • Ты то мерещишься, то чудишься…
  • У маленькой любви — коротенькие руки… — Песня о маленькой любви
  • У нашей кровяной сестры… — К стихам
  • Уезжают мои родственники…
  • Уйди из-под этой крыши… — Рождение поэта
  • Усталость преодолевая… — Формула
  • Харе Кришна, Харе Кришна…
  • Хоть маленький сон, хоть малюсенький…
  • Хочу увидеть тебя в костюме…
  • Циркач, разбейся в небе… — Песня бродячих актёров (из спектакля «Дом, который построил Свифт»)
  • Цыганка, цыганочка Аза… — Цыганочка Аза
  • Челентано в чёрной «Волге»… — Челентано
  • Чем глуше ночь, тем слаще грёзы…
  • Чертополохом поросли,- скажу тебе на ухо…
  • Что она плачет, что она плачет…
  • Что, выдумщица, что ты натворила… — К фантазиям
  • Чуть торопящиеся часы… — К дому
  • Шестидесятые года… — Песня — ретро
  • Эта книга пропахла твоим табаком…
  • Эта маленькая женщина поёт… — Новелле Матвеевой
  • Этот воздушный транспорт… — Воздушный транспорт
  • Я — неразменная монета…
  • Я в пятнадцать была Жанна д’Арк… — К старому другу
  • Я веду свой образ дней…
  • Я выбрал самый звонкий барабан…
  • Я живy как живy…
  • Я звоню тебе из Невинграда…
  • Я играла с огнём, не боялась огня… — (Стихи В.Долиной, Музыка А.Суханова)
  • Я не прочту ему стихов…
  • Я нищая сиротка, горбунья и уродка…
  • Я обиды рассовала по карманам…
  • Я пустышечку несу… — Летняя колыбельная
  • Я развлечь вас постараюсь… — Пастораль
  • Я с укоризной богу говорю… — Посвящается Б.Ш. Окуджаве
  • Я сама себя открыла…
  • Я сижу и мучу строчку… — Размышления по поводу отдыха на юге
  • Я теряю тебя, теряю…
  • Я хотела бы, знаешь ли, подарить тебе шарф… — Эхо

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт Вероники Долиной
  • Долина, Вероника Аркадьевна в библиотеке Максима Мошкова
  • Переводы песен Вероники Долиной на иврит
  • Зловолшебное время Вероники Долиной — эссе Евгения Кудряца

Биография

Веронику Долину называют поэтической наследницей Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Певица получила благословение от самого Булата Окуджавы, за что в кругу поклонников именуется «последней шестидесятницей». Несмотря на то, что бардовская песня не пользуется популярностью, в творчестве Долиной сохраняется нонконформизм, не позволяющий опуститься до уровня «как все».

Детство и юность

Вероника Аркадьевна Долина – коренная москвичка, родилась в самом начале 1956 года. В семье были представители разных профессий, но ни одна не связана с миром искусства.

Бард Вероника Долина

Бабушка Фаня Исааковна Зборовская – светило советской медицины, основоположник охраны материнства и детства, первый директор Института педиатрии. Дед Александр Осипович Долин – нейрофизиолог, доктор медицинских наук, сооснователь Сухумского питомника обезьян. Мама Людмила, разумеется, тоже медик. Только отец Аркадий Яковлевич Фишер – авиаконструктор.

А дети выросли творческими людьми. Брат Аркадий знал японский, английский и французский языки, переводил японскую поэзию и сам писал стихи и прозу.

Вероника Долина в молодости

Веронику начали учить музыке с 4 лет. В 16 девушка начала давать первые концерты, по ее воспоминаниям, в конференц-залах всяких НИИ. Музыка и стихи в большинстве случаев – собственного сочинения. После окончания школы Долина поступила в Московский пединститут, потом работала в библиотеке, учителем французского языка, редактором научного журнала.

Музыка

Всплеск творческой биографии Вероники Долиной случился в 70-е, песни и романсы в ее исполнении распространялись на кассетах. Студенткой влилась в ряды неформального движения КСП (клубы самодеятельной песни), участвовала в Грушинских фестивалях, хотя не считает себя настоящей каэспэшницей с сидением с гитарой у костра под звездным небом.

Вероника Долина на сцене

В 1978-м девушка впервые появилась на телевидении, что помогло расширить круг слушателей. Но и тогда, и сейчас на дружбу с телевидением рассчитывать не приходится, поскольку то, что делают барды, авторы-исполнители – неформат.

«Нам бы звукозапись, это вот наш первейший друг. Ну и издательское дело — это наш второй друг».

В 1986-м певица записала первый диск, спустя год, причем в Париже, опубликован первый сборник стихов. Благодаря тому, что пластинки выпускались миллионными тиражами, Долину включили в худсовет фирмы «Мелодия». Через ее руки прошли первые диски исполнителей авторской песни Александра Дулова, Виктора Берковского, Александра Городницкого.

На родине широко публиковаться Долина начала в 90-е. Увидели свет сборники «Нелетальное», «Виденье о розе», «Пастораль», «Китайский ресторанчик». В книгу «Вдвоем» включены стихи на английском и французском языках. Всего поэтесса выпустила более 20 сборников собственных сочинений.

В 21 веке творчество Вероники Аркадьевны по-прежнему привлекает внимание, в отличие от коллег-бардов она не затерялась в лавине поп-направлений. Кинематографисты с удовольствием используют долинские произведения.

Так прозвучала песня «Табак» в картине «Умница, красавица». В сериале «Вольная грамота» в качестве саундтреков использованы «Такую печаль не ношу на груди», «Свеча» и «Богата и щедра». В композиции рэп-группы «Каспийский груз» под названием «Давай уедем» интересным образом обыграна часть стихотворения «А хочешь, я выучусь шить?».

Вероника Долина с гитарой

Отвечая на вопрос, в ком из представителей нынешнего шоу-бизнеса прослеживается хоть что-то от авторской песни, Вероника Долина выделила, как ни удивительно, “социального рэпера” Васю Обломова и бывшего КВНщика Семёна Слепакова.

Сочинения Долиной просты и чувственны, порой по-детски наивны, в клипах, размещенных на Youtube, не сыскать навороченных спецэффектов и моральных сверхидей. Таковы ролики на песни «Друзьям», «А за все, что выйдет боком», «Старая драма».

Вероника гастролирует по Европе, США и Канаде, на ее счету 9 виниловых дисков, более 30 альбомов, а количество песен перевалило за полтысячи. В Москве Долину можно услышать в Театре Елены Камбуровой, на сцене «Школы современной пьесы», очень любит она выступать в бард-клубе «Гнездо глухаря».

Певица виртуозно владеет гитарой. У инструмента, изготовленного мастером Евгением Ермаковым в единственном экземпляре, есть свое имя – «Люитера».

Личная жизнь

Вероника Долина дважды выходила замуж. Первый раз – «с попустительства родителей» в 19 лет. Муж Владимир был вдвое старше, доктор физико-математических наук и на момент встречи женат. Вероника стала третьей женой. Когда в 1976-м родился первый сын Антон, Владимир еще не ушел из прежней семьи и решился на это только через год. Через пять лет родился сын Олег, а в 1984-м – дочь Ася.

Вероника Долина и ее муж Александр

Антон Долин – журналист, радиоведущий, авторитет отечественной киноиндустрии, возглавляет редакцию научного журнала о проблемах кинематографа «Искусство кино». Олег Долин – профессиональный актер, снимался в картинах «Тяжелый песок», «Кризис нежного возраста», «Питер FM».

Ася выучилась на журналистку, работала на «Эхе Москвы», потом перешла на канал «Россия 24» в отдел культуры, позднее взялась за журналистские расследования, авторские программы, стала продюсером. В последнее время увлеклась авторскими медиа и ведением блогов.

В 1992-м Вероника Аркадьевна развелась с Владимиром, поскольку влюбилась в другого – в режиссера Александра Муратова. Пережить болезненный развод помогла поддержка детей, ведь и в этот раз влюбленный мужчина оставил в Ленинграде первую семью. В браке с Александром родился сын Матвей. Род занятий молодого человека неизвестен, в Сети размещены лишь единичные детские фото сына поэтессы.

Вероника Долина сейчас

Под конец 2017 года Вероника Долина преподнесла своим поклонникам новогодний подарок в виде программы «Воробьи моей Москвы». Презентация прошла в концертном зале Дома-музея Александра Герцена в Сивцевом Вражке.

Вероника Долина в 2018 году

В марте 2018 года телеканал «Культура» объявил конкурс «Романс – ХХI век». Участвуют в нем все желающие, представив на суд жюри три авторских романса. В судейскую коллегию, наряду с Максимом Дунаевским и Дмитрием Воденниковым, входит и Вероника Долина. К ним присоединились Стас Намин, Евгений Дятлов и Лика Рулла. В финалевышли авторы 15 самых интересных и ярких сочинений. Победители получили возможность выступить в новогоднем гала-концерте цикла «Романтика романса».

Вероника Долина

фотографии >>

биография

Долина Вероника Аркадьевна

Вероника Долина родилась 2 января 1956 года в Москве.

Отец — авиаконструктор Аркадий Яковлевич Фишер,

мать — врач Людмила Александровна Долина.

Детство прошло в Печатниковом переулке в Москве.

Окончила французскую спецшколу и музыкальную школу.

В 1979 году окончила Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, получив профессию учителя французского языка.

Некоторое время работала в библиотеке, затем — в редакции специализированного журнала.

С 1971 года Долина начала писать песни и исполнять их, аккомпанируя себе на шестиструнной гитаре. К большинству своих песен Долина сама написала стихи и музыку, есть также песни на стихи Ю. Мориц и песни, написанные в соавторстве с А. Сухановым.

С середины 1970-х Долина активно участвовала в жизни сообщества московского КСП, хотя значительная часть сообщества (особенно поначалу) критически относилась к «острой» творческой манере и подчёркнуто женской тематике её песен.

Как и у многих других бардов, регулярные публикации произведений у Вероники Долиной начались в эпоху перестройки. В 1986 году у неё выходит первый диск, вскоре — второй (тираж более 1 млн).

В 1987 году она становится членом Комитета московских драматургов. В том же году у неё в Париже выходит первый сборник стихов.

В 1989 году фирма «Мелодия» издала компакт-диск Вероники Долиной «Элитарные штучки». На сегодняшний день у Долиной выпущено более 10 сборников стихов, 9 ви- ниловых дисков, более 20 компакт-дисков.

Певица прекрасно играет на гитаре. Ее гитара изготовлена мастером Евгением Ермаковым в единственном экземпляре. У гитары есть свое имя – «Люитера».

В 2005 году ей была присуждена литературная премия «Венец».

У Вероники Долиной четверо детей. Старший сын Антон (1976 г.р.) – журналист и кинокритик, Олег (1981 г.р.) – актер и музыкант, дочь Ася (1984 г.р.) – журналист и музыкант, младший сын Матвей (1995 г.р.).


источники:

http://admbabynino.ru/veronika-dolina-biografija-lichnaja-zhizn/

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/star/306265/bio/