Владимир Иванович Вернадский — биография, новости, личная жизнь
Владимир Иванович Вернадский
Владимир Иванович Вернадский (28 февраля (12 марта) 1863 — 6 января 1945) — российский и советский учёный естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель конца XIX века и первой половины XX века.
Академик Санкт-Петербургской академии наук, Российская академия наук, Академии наук СССР, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. В некоторых источниках именуется «российский и украинский учёный». Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.
В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история. Кроме того, он занимался организаторской научной и общественной деятельностью. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
Владимир Вернадский родился в Санкт-Петербурге 28 февраля (12 марта по новому стилю) 1863 года в либерально-дворянской семье. Его отец, Иван Васильевич, согласно семейной легенде, был потомком запорожских казаков. До переезда в Санкт-Петербург он был профессором экономики в Киеве. В Петербурге служил в чине тайного советника. Мать, Анна Петровна, была русской дворянкой.
Владимир Вернадский был троюродным братом известного русского писателя Владимира Короленко.
В 1868 году из-за неблагоприятного климата семья Вернадских переехала в Харьков — один из ведущих научных и культурных центров Российской империи. В 1873 году Владимир поступил в первый класс Харьковской классической гимназии.
В 1876 году, после возвращения семьи Вернадских в Санкт-Петербург, поступил в Первую Санкт-Петербургскую гимназию. В 1881 году Вернадский окончил гимназию восьмым в выпуске, что было вовсе не так уж плохо, учитывая очень сильный коллектив. В 1885 году окончил физико-математический факультет Петербургского университета. В 1890 году — приват-доцент кафедры минералогии Московского университета. В 1897 году защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете. В 1898-1911 годах профессор Московского университета.
Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост АН СССР, на мировоззрение многих людей.
Вернадский принимал участие в учредительном съезде Союза освобождения в 1903 году. В 1904 году был делегатом Земского съезда, потребовавшего введения конституции, гражданских свобод и выборов Государственной Думы.
В 1905 году участвовал в создании Конституционно-демократической (кадетской) партии и состоял членом её Центрального комитета до 1918 года, входил от партии в Государственный совет Российской империи (1906, 1907-1911, 1915—1917), а в 1917 году — во Временное правительство России (товарищ министра просвещения). В мае 1918 года вышел из Кадетской партии.
С 1912 года академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук. С 1911 года — действительный статский советник.
Начиная с 1908 года В. И. Вернадский (в то время профессор Московского университета) постоянно проводил огромную работу по организации экспедиций и созданию лабораторной базы по поискам и изучению радиоактивных минералов.
В.И. Вернадский был одним из первых, кто понял огромную важность изучения радиоактивных процессов для всех сторон жизни общества. Ход исследований радиоактивных месторождений был отражён в «Трудах Радиевой экспедиции Академии наук», в основном это были экспедиции на Урал, в Предуралье, на Байкал, в Забайкалье, на Туя-Муюнское месторождение в Ферганской области (1915-1916) и Кавказ, но В. И. Вернадский указывал на необходимость подобных исследований в южных регионах, в особенности на побережьях Чёрного и Азовского морей. Он считал, что для успешной работы должны быть организованы постоянные исследовательские станции.
Летом 1917 года приехал в свою усадьбу Шишаки на Украине (в Полтавской губернии), где его застала Октябрьская революция. Признав независимость Украины как свершившийся факт, Вернадский в мае 1918 года вышел из Кадетской партии. 27 октября 1918 стал одним из основателей и первым президентом Украинской академии наук, созданной правительством гетмана Павла Скоропадского.
В равной мере своим соотечественником его считают и в России, и на Украине. Несмотря на то, что Владимира Вернадского на Украине считают украинским учёным, он в 1918 году отказался принять украинское гражданство от гетмана П. П. Скоропадского и считал себя русским человеком, отстаивал единство России и противостоял идеям как украинской независимости, так и проавстрийским и германским идеям.
Если в 1919 году Вернадский надеялся на поражение большевиков, о жестокостях которых он наслышался в Киеве, — то уже в 1920 году, в Крыму, он сделал в своём дневнике запись совершенно в духе будущих «сменовеховцев»: «Я думаю, интересы и спасение России сейчас в победе большевизма на Западе и в Азии. Необходимо ослабление союзников».
Владимир Вернадский — несмотря на своё признание независимости Украинской народной республики в 1918 году — негативно отнёсся к кампании по украинизации 1920-1930-х годов, считая её насильственной.
Язык украинских вывесок, а также сочинений профессора М. С. Грушевского он называл не иначе, как «язычием». Своим главным культурно-общественным заданием Вернадский считал сохранение главенствующего положения русской культуры на УНР, объединение украинцев, которым дорога русская культура, и развитие связей с российскими научными учреждениями.
Состоял профессором и в 1920-1921 годах ректором Таврического университета в Симферополе. В середине марта семья Вернадских приезжает в Петроград. Вернадский вступает снова в заведование Минералогическим и Геологическим музеем, возглавляет свою радиохимическую лабораторию и КЕПС. Ему удалось организовать экспедицию Н. А. Кулика в Сибирь, на место упавшего в 1908 г. Тунгусского метеорита.
14 июля 1921 года Вернадского арестовали и привезли в тюрьму на Шпалерную. На следующий день, на допросе он понял, что его пытаются обвинить в шпионаже. К удивлению охранников, Вернадский был освобождён. Чуть позднее выяснилось, что Карпинский и Ольденбург послали телеграммы Ленину и Луначарскому, — после чего Семашко и помощник Ленина Кузьмин распорядились освободить Вернадского.
Вернадский участвовал в создании в январе 1922 г. Радиевого института. Институт был сформирован путём объединения всех имевшихся к тому времени в Петрограде радиологических учреждений:
Радиевой лаборатории Академии наук,
Радиевого отделения Государственного рентгенологического и радиологического института,
Радиохимической лаборатории и
Коллегии по организации радиевого завода.
В плане научного руководства новому институту были подчинены радиевый рудник и недавно созданный завод в Бондюге (Татарстан). На этом заводе В. Г. Хлопиным и М. А. Пасвик в декабре 1921 года были получены первые в России высокообогащённые препараты радия. Комплексный подход к проблеме радиоактивности, характерный для основателей института — академиков Вернадского и Хлопина, предопределил комплексную структуру института, основанную на сочетании физических, химических и радиогеохимических исследований.
В период с 1922 по 1926 год Вернадский работал за границей: в Праге и Париже. Читал лекции в Сорбонне, работал в Музее естественной истории и Институте Кюри, где исследовал паризий — вещество, ошибочно принятое за новый радиоактивный элемент. В Париже на французском языке вышел его фундаментальный труд «Геохимия».
В 1915-1930 годах председатель Комиссии по изучению естественных производственных сил России, был одним из создателей плана ГОЭЛРО. Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.
По возвращении в 1926 г. продолжил творческую самостоятельную работу. Сформулировал концепцию биологической структуры океана. Согласно этой концепции, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» — географических пограничных слоях различного масштаба.
В 1927 году организовал в Академии наук СССР Отдел живого вещества. Однако термин «живое вещество» он употреблял в смысле, отличном от работ О. Б. Лепешинской — как совокупность живых организмов биосферы.
С 1930 г. Вернадский уже не может выехать за рубеж даже за свой счёт, несмотря на вызов Парижского университета. В те времена, видя Вернадского на свободе, многие недоумевали — как он уцелел в годы репрессий? Причин несколько. Вернадский (а также Ферсман, Карпинский) обладали колоссальным практическим и теоретическим опытом в геологии, а недра — это валюта. И вторая причина — даже в те трагические времена у Вернадского находились заступники.
В 1934 г. Вернадские поселились в маленьком двухэтажном особнячке на Арбате, заняв второй этаж.
Летом 1935 года здоровье Владимира Ивановича ухудшилось, и по рекомендациям кардиолога он уезжает на лечение за границу, в Карловы Вары (Карлсбад). После курса лечения он работает в Париже, Лондоне, в Германии. Это была его последняя зарубежная командировка, в Европе чувствовалось дыхание будущей войны. Вернадский в последний раз встречается с дочерью Ниной (1898-1967; в замужестве Толль) которая вскоре уехала из Чехословакии в США, и поселилась недалеко от брата Георгия (1887-1973), в Нью-Хейвене. Георгий ещё в 1927 году получил приглашение на кафедру русской истории в Йельский университет.
За рубежом Вернадский работает над книгой «Научная мысль как планетное явление» (издана только после смерти — в 1977 г.)
В 1936 году к 75-летию Вернадского вышел под редакцией Ферсмана сборник (в 2-х томах) «Академику В. И. Вернадскому в честь пятидесятилетия научной и педагогической деятельности».
В годы репрессий Вернадский ушёл со всех административных постов, оставаясь только научным консультантом (чтобы не участвовать в «чистках»). В это же время он был избран членом геолого-географического, химического, физико-математического отделений Академии Наук.
В. И. Вернадский при жизни опубликовал 473 научные работы. Основал новую науку — биогеохимию и внёс огромный вклад в геохимию. С 1927 года до самой смерти занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Был учителем целой плеяды советских геохимиков.
Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере; он считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм.
Летом 1940 года по инициативе Вернадского начались исследования урана на получение ядерной энергии. С началом войны был эвакуирован в Казахстан, где создал свои книги «О состояниях пространства в геологических явлениях Земли. На фоне роста науки XX столетия» и «Химическое строение биосферы Земли и её окружения».
В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:
1.живое;
2.биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);
3.косное (абиотическое, образованное вне жизни);
4.биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва);
5.вещество в стадии радиоактивного распада;
6.рассеянные атомы;
7.вещество космического происхождения.
В. И. Вернадский рассматривал различные гипотезы панспермии в историческом контексте, он пришёл к заключению лишь об извечности жизни в течение геологического времени. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определённой структурой, симметрией и дисимметрией.
Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.
Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.
Основные предпосылки возникновения ноосферы:
1.расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;
2.развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;
3.открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;
4.победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;
5.всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.
Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.
Во время войны В. И. Вернадский был эвакуирован в село Боровое в Казахстане. В феврале 1943 года там скончалась его жена Наталья Егоровна, Её утрату он тяжело переживал. В 1943 году к 80-летию со дня рождения «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» В. И. Вернадский был удостоен Сталинской премии 1 степени.
В конце 1943 года В. И. Вернадский вернулся из Казахстана в Москву. 25 декабря 1944 года у него произошёл инсульт. Владимир Иванович Вернадский скончался 6 января 1945 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 1886 году Владимир Иванович Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой (1862—1943), с которой прожил более 56 лет. В семье было двое детей. Сын Георгий (1887-1973), один из лидеров движения «евразийцев», ставший известным исследователем русской истории. Дочь Нина (1898-1985), работавшая врачом-психиатром. Оба скончались в эмиграции в США.
Владимир Иванович Вернадский: биография, научные достижения, интересные факты из жизни
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) – это знаменитый на весь мир российский мыслитель и естествоиспытатель. Принимал активное участие в общественной жизни страны. Является главным основоположником комплексов основных наук о Земле. В сферу его изучения входили такие отрасли, как:
- биогеохимия;
- геохимия;
- радиогеология;
- гидрогеология.
Является создателем большинства научных школ. С 1917 года является академиком российской АН, а с 1925 – академиком АН СССР.
В 1919 году стал первым резидентом АН Украины, затем — профессором Московского института. Однако ушел в отставку. Этот жест являлся знаком протеста против плохого отношения к студентам.
Изложенные мысли Владимира Ивановича Вернадского стали отправной точкой развития современной картины научного мира. Основной идеей ученого была целостная научная разработка такого понятия, как биосфера. По его словам, данный термин определяет живую земную оболочку Земли. Вернадский Владимир Иванович («ноосфера» также является введенным термином ученого) изучил целостный комплекс, в котором основную роль играет не только живая оболочка, но и человеческий фактор. Учения столь умного и рассудительного профессора о взаимоотношениях людей и окружающей среды не могли не оказывать значительного влияния на научное формирование естественного сознания каждого здравомыслящего человека.
Академик Вернадский был активным сторонником русского космизма, который базируется на идее единства космоса и всего человечества. Также Владимир Иванович являлся лидером партии конституционалистов-демократов и движения земских либералов. Получил государственную премию СССР в 1943 году.
Детские годы и юность будущего академика
Вернадский Владимир Иванович (биография это подтверждает) родился в Санкт-Петербурге 12 марта 1863 года. Жил в дворянской семье. Его отец был экономистом, а мать — первой российской женщиной-политэкономом. Родители малыша были довольно известными публицистами и экономистами и никогда не забывали о своем происхождении.
Согласно семейному преданию, род Вернадских берет начало с литовского шляхтича Верны, который перешел на сторону казаков и был казнен поляками за поддержку Богдана Хмельницкого.
В 1873 году герой нашего повествования начал учебу в Харьковской гимназии. А в 1877-м его семья вынуждена была переехать в Петербург. В это время Владимир поступил в лицей и впоследствии успешно его окончил. В городе на Неве отец Вернадского – Иван Васильевич – открыл свою издательскую фирму, которая называлась «Славянская печатня», а также заведовал книжным магазином на Невском проспекте.
В тринадцатилетнем возрасте у будущего академика начинают проявляться интересы к природоведению, славянству, а также к активной общественной жизни.
1881 год был богатым на события. Цензура закрыла журнал его отца, которого в то же время еще и парализовало. И был убит Александр Второй. Сам же Вернадский успешно сдал вступительные экзамены и начал свою студенческую жизнь в Петербургском университете.
Желание стать ученым
Вернадский, биография которого столь же популярна, как и его научные достижения, начал свою учебу в Петербургском университете в 1881 году. Ему повезло попасть на лекции Менделеева, который подбадривал студентов, а также укреплял их веру в себя и учил достойно преодолевать трудности.
В 1882 году в университете было создано научно-литературное общество, в котором Вернадский имел честь вести минералогию. Профессор Докучаев обратил внимание на то, что молодой студент учится наблюдать за природными процессами. Большим опытом для Владимира стала организованная профессором экспедиция, которая позволила студенту уже через несколько лет самому пройти первый геологический маршрут.
В 1884 году Вернадский становится сотрудником минералогического кабинета Петербургского университета, воспользовавшись предложением все того же Докучаева. В этом же году вступает во владение имением. А еще через два года женится на прекрасной девушке Наталии Старицкой. Вскоре у них появляется сыночек Георгий, который в будущем станет профессором Йельского университета.
В марте 1888 года Вернадский (биография описывает его жизненный путь) отправляется в командировку и посещает Вену, Неаполь и Мюнхен. Так начинается его работа в лаборатории кристаллографии за границей.
И вот после успешного окончания учебного года в университете Вернадский решает оправиться в путешествие по Европе с целью посещения минералогических музеев. Во время поездки он принял участие в пятой конференции Международного геологического собрания, которое проходило в Англии. Здесь же был принят в Британскую ассоциацию наук.
Московский университет
Владимир Вернадский, приехав в Москву, стал преподавателем в Московском университете, заняв место своего отца. В его распоряжении были отличная химическая лаборатория, а также минералогический кабинет. Вскоре Вернадский Владимир Иванович (биология тогда еще не столь сильно итересовала молодого ученого) стал читать лекции на медицинском и физико-математическом факультетах. Слушатели позитивно отзывались о важных и полезных знаниях, которые давал преподаватель.
Вернадский описывал минералогию как научную дисциплину, позволяющую изучать минералы как природные соединения земной коры.
В 1902 году герой нашего рассказа защитил докторскую диссертацию по кристаллографии и стал ординарным профессором. В это же время принял участие в съезде геологов со всего мира, который состоялся в Москве.
В 1892 году в семье Вернадских появился второй ребенок – дочь Нина. В это время старшему сыну уже было девять лет.
Вскоре профессор замечает, что «вырастил» целую новую науку, отделяющуюся от минералогии. О ее принципах он рассказал на очередном съезде врачей и естествоиспытателей. С тех пор появилась новая отрасль — геохимия.
4 мая 1906 года Владимир Иванович становится адъюнктом по минералогии в Петербургской академии наук. Здесь же избирается заведующим минералогическим отделением Геологического музея. А в 1912-м Вернадский (биография его — прямое тому подтверждение) становится академиком.
Путешествуя по миру, ученый собирает и привозит домой самые разнообразные коллекции камней. А в 1910 году итальянский натуралист назовет открытый Владимиров Ивановичем минерал «вернадскитом».
Свою преподавательскую деятельность в Московском университете профессор закончил в 1911 году. Именно в этот период правительство разгромило кадетское гнездо. В знак протеста из высшего заведения ушла треть преподавателей.
Жизнь в Петербурге
В сентябре 1911 года ученый Владимир Вернадский переезжает в Петербург. Одной из проблем, которые интересовали профессора, было превращение минералогического музея Академии Наук в заведение мирового масштаба. В 1911 году в ассортимент музея поступило рекордное число коллекций минералов – 85. Среди них были и камни неземного происхождения (метеориты). Экспонаты были найдены не только в России, но также завезены из Мадагаскара, Италии и Норвегии. Благодаря новым коллекциям Петербургский музей стал одним из лучших во всем мире. В 1914 году вследствие увеличения штата образуется Минералогический и Геологический музей. Вернадский становится его директором.
Во время пребывания в Петербурге ученый старается создать Ломоносовский институт, который должен был состоять из нескольких отделений: химического, физического и минералогического. Но, к сожалению, российское правительство не захотело выделять на него финансы.
С тех пор как началась Первая мировая война, кредиты на радиевые работы в России стали значительно сокращаться, к тому же стремительно прервались зарубежные связи с со светилами науки. Академик Вернадский придумал создать комитет, который будет изучать естественные производительные силы России. Совет, который состоял из пятидесяти шести человек, возглавил сам ученый. И в это время Владимир Иванович стал понимать, как строится вся научная и государственная жизнь. Несмотря на то что в России все ухудшалось, комиссия, наоборот, расширялась. И уже в 1916 году он смог организовать четырнадцать научных экспедиций по разным областям страны. В этот же период академик Вернадский смог заложить основы совершенно новой науки – биогеохимии, которая должна была изучать не только окружающую среду, но и природу самого человека.
Роль Вернадского в становлении украинской науки
В 1918 году дом Вернадского, построенный в Полтаве, был разгромлен большевиками. Даже несмотря на то, что в Украину пришли немцы, ученый смог организовать несколько геологических экскурсий, а также выступить с докладом на тему «Живое вещество».
После того как власть сменилась, и править начал гетман Скоропадский, было решено организовать Украинскую академию наук. Это важное задание поручили Вернадскому. Ученый считал, что самым хорошим решением будет взять за пример Российскую АН. Такое заведение должно было способствовать развитию материальной и духовной культуры народа, а также увеличению производительных сил. Вернадский, биография которого является подтверждением многих событий, происходивших тогда в Украине, согласился заняться столь важным делом, но при условии, что он не будет становиться гражданином Украины.
В 1919 году открылась УАН, а также научная библиотека. В это же время ученый работал над открытием в Украине нескольких университетов. Однако даже этого Вернадскому оказалось мало. Он принимает решение проводить эксперименты с живым веществом. И один из таких опытов дал очень интересный и важный результат. Но с приходом большевиков находиться в Киеве становится опасно, поэтому Владимир Иванович переезжает на биологическую станцию в Староселье. Непредвиденная опасность вынуждает его отправиться в Крым, где его ожидали дочь и жена.
Наука и философия
Владимир Вернадский считал, что философия и наука – это два совершенно разных способа познать человеком мир. Они разнятся объектом исследования. Философия же не имеет границ и размышляет обо всем. А наука, наоборот, имеет предел – реальный мир. Но в то же время оба понятия являются неразделимыми. Философия – это своеобразная «питательная» среда для науки. Ученым была высказана мысль, что жизнь – это точно такая же вечная часть вселенной, как энергия или материя.
В последние годы своей жизни Владимир Иванович высказал философскую идею перерастания области жизни в область разума, то есть биосферы в ноосферу. Он считал, что человеческий ум – это направляющая сила эволюции, поэтому стихийные процессы сменяются сознательными.
Геохимия и биосфера
В 1924 году Владимир Вернадский опубликовал книгу, которая называется «Геохимия». Сочинение было написано на французском языке и выпущено в Париже. И только через три года «Очерки геохимии» появились на русском языке.
В данном труде ученый обобщает практическую и теоретическую информацию, которая касается атомов земной коры, а также изучает природный состав геосферы. В этом же сочинении было дано понятие «живое вещество» — совокупность организмов, которые можно изучать точно так же, как и любые другие вещества: описывать их вес, химический состав и энергию. Определил геохимию как науку, изучающую химический состав и законы распространения химических элементов на Земле. Геохимические процессы способны охватить все оболочки. Самым грандиозным процессом считается разделение веществ в процессе затвердения или остывания. А вот источником всех геохимических процессов считается энергия Солнца, гравитации и тепла.
Используя законы распределения химических элементов, русские ученые разрабатывают геохимические прогнозы, а также способы поиска полезных ископаемых.
Вернадский сделал умозаключение о том, что любое проявление жизни может существовать только в виде биосферы – огромной системы «области живого». В 1926 году профессор выпустил книгу «Биосфера», в которой изложил все основы своего учения. Издание получилось небольшое, написанное простым творческим языком. Привело в восторг очень многих читателей.
Вернадский сформулировал биогеохимическую концепцию биосферы. В ней данное понятие рассматривалось как живое вещество, состоящее из множества химических элементов, находящихся во всех живых организмах в совокупности.
Биогеохимия
Биогеохимия является наукой, которая изучает состав, строение, суть живого вещества. Ученый определил несколько важных принципов, показывающих модель мира.
О чем же говорил Владимир Вернадский?
Биосфера – живая оболочка Земли – никогда не возвращается в свое прежнее состояние, поэтому все время изменяется. А вот живое вещество оказывает постоянное геохимическое влияние на окружающий мир.
Атмосфера Земли – это биогенное образование, так как борьба за кислород во всем мире намного важнее, чем поединки за пищу.
Самой мощной и разнообразной живой силой на Земле является бактериальная, открытая еще Левенгуком.
В 1943 году ученого наградили орденом и Сталинской премией. Первую половину денежного вознаграждения профессор отдал в Оборонительный фонд Родины, а вторую потратил на приобретение геологических коллекций для Российской академии наук.
Учение Вернадского о биосфере и ноосфере
Ноосфера – целостная геологическая оболочка Земли, которая формируется в результате культурной и технической деятельности человечества, а также природных явлений и процессов. Самым важным постулатом концепции была роль сознательного влияния людей на окружающую среду.
Учение Вернадского о биосфере и ноосфере рассматривает появление сознания как вполне логичный результат эволюции. Также профессор смог предсказать расширение границ ноосферы, подразумевая попадание человека в космос. По Вернадскому, основой ноосферы является гармония естественной красоты и человека. Поэтому существа, наделенные разумом, должны бережно относиться к этой гармонии и не разрушать ее.
Отправной точкой появления ноосферы является возникновение в жизни человека первых орудий труда и огня — так у него оказалось преимущество перед животным и растительным миром, начались активные процессы создания культурных растений и приручения животных. И вот теперь человек начинает действовать не как существо разумное, а как творец.
А вот наука, которая занимается изучением пагубного действия представителя рода человеческого на окружающую среду, появилась уже после смерти Вернадского и называлась экологией. Но эта наука не изучает геологическую деятельность людей и ее последствия.
Вклад в науку
Владимир Иванович сделал множество важнейших открытий. С 1888 по 1897 год ученый разработал концепцию силикатов, определил классификацию кремнеземистых соединений, а также ввел понятие каолинового ядра.
В 1890-1911 гг. стал основателем генетической минералогии, установив особые связи между способом кристаллизации минерала, а также его составом и генезисом образования.
Русские ученые помогли Вернадскому систематизировать и структурировать полученные знания в области геохимии. Ученый впервые провел целостные исследования не только атмосферы Земли, но также литосферы и гидросферы. В 1907 году положил начало радиогеологии.
В 1916-1940 годах определил основные принципы биогеохимии, а также стал автором учения о биосфере и ее эволюции. Вернадский Владимир Иванович, открытия которого поразили весь мир, смог изучить количественное содержание элементов живого тела, а также геохимические функции, которые они выполняют. Ввел понятие перехода биосферы в ноосферу.
Несколько слов о биосфере
Структуру биосферы, по расчетам Владимира Ивановича, составляли семь основных видов вещества:
- Рассеянные атомы.
- Вещества, возникшие из живого.
- Элементы космического происхождения.
- Вещества, образованные вне жизни.
- Элементы радиоактивного распада.
- Биокостные.
- Живые вещества.
Что сделал Владимир Иванович Вернадский, знает каждый уважающий себя человек. Он считал, что любое живое вещество может развиваться только в реальном пространстве, для которого характерна определенная структура. Химический состав живого вещества соответствует определенному пространству, поэтому чем больше веществ, тем больше таких пространств.
А вот переходу биосферы в ноосферу сопутствовали несколько факторов:
- Заселение человеком разумным всей поверхности планеты Земля, а также его победа и преобладание над другими живыми существами.
- Создание единой информационной системы для всего человечества.
- Открытие новых источников энергии (особенно таких как атомная). После такого прогресса человечество получило очень важную и мощную геологическую силу.
- Умение человека управлять широкими народными массами.
- Рост численности людей, которые занимаются наукой. Этот фактор также дает человечеству новую геологическую силу.
Владимир Вернадский, вклад в биологию которого просто неоценим, был оптимистом и считал, что необратимое развитие научного знания – это единственное существенное доказательство существовавшего прогресса.
Заключение
Проспект Вернадского – самая протяженная улица Москвы, которая ведет на юго-запад столицы. Свое начало берет около института Геохимии, основателем которого и являлся ученый, и заканчивается Академией Генерального штаба. Таким образом, она символизирует вклад Вернадского в науку, который отображается в деле обороны страны. На этом проспекте, как и мечтал ученый, находятся несколько научно-исследовательских институтов и учебных университетов.
По широте научного кругозора и разнообразию научных открытий Владимир Иванович Вернадский стоит, пожалуй, особняком среди других великих естествоиспытателей нашего времени. Во многом за свои достижения он благодарил своих учителей. Часто боролся за жизнь своих друзей и учеников, которые становились жертвами карательной системы. Благодаря светлому уму и выдающимся способностям, вместе с другими учеными смог создать сильные научные институты мирового значения.
Жизнь этого человека оборвалась внезапно.
25 декабря 1944 года Владимир Иванович попросил жену принести кофе. И пока та ходила на кухню, у ученого произошло кровоизлияние в мозг. Подобная беда постигла его отца, и сын очень боялся умереть такой же смертью. После случившегося ученый прожил еще тринадцать дней, так и не приходя в сознание. Умер Владимир Иванович Вернадский 6 января 1945 года.
Вернадский Владимир Иванович
(1868-1945) русский естествоиспытатель — химик, минералог, кристаллограф
Владимир Иванович Вернадский родился в Петербурге в семье профессора экономики и истории Петербургского университета. Дом его отца был одним из тех мест, где собирались корифеи отечественной науки. В детстве и отрочестве он увлекался прежде всего историей, с интересом прислушивался к политическим спорам, которые велись в кабинете отца, любил народные украинские песни; учась в гимназии, посещал оперу и концерты. Ничто, казалось бы, не предвещало то, что этому полноватому, внешне спокойному, добродушному ребенку суждено стать величайшим естествоиспытателем XX в.
В 1881 г. Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, где слушал лекции Александра Бутлерова, Василия Докучаева, Ивана Сеченова.
В университете на него произвели большое впечатление лекции Н. Н. Бекетова по ботанике. Но поистине ошеломляющими оказались лекции Дмитрия Ивановича Менделеева. Идеи и личность Д. И. Менделеева оказали заметное влияние на формирование научного мировоззрения Владимира Ивановича.
Уже тогда в воображении Вернадского минералогия из традиционной описательной дисциплины переходила в новую динамичную форму геохимии — науку о геологической истории, превращениях и круговоротах химических элементов на Земле. Основоположником этой обширной научной дисциплины и стал Владимир Иванович Вернадский.
Свои первые научные исследования Владимир Иванович проводил под руководством В. В. Докучаева — человека сильной воли, трудной судьбы и огромного таланта. Под его влиянием он начал разрабатывать динамическую минералогию (науку о превращении минералов на Земле).
В 1885 году Владимир Вернадский закончил университет, и его оставили там для подготовки к профессорскому званию. Он стал работать хранителем Минералогического музея.
Всего через пять лет, Владимир Иванович Вернадский защитил докторскую диссертацию, после чего начал заведовать кафедрой минералогии и кристаллографии в Московском университете. Здесь на протяжении многих лет ученый читал лекции и проводил научные исследования. Благодаря его усилиям Минералогический музей университета стал крупным научным учреждением. Сам же Вернадский в 1906 году был избран академиком.
Одним из первых профессоров университета он начал работать на открывшихся в Москве Высших женских курсах. Однако в 1911 году его деятельность в стенах университета прервалась: вместе с крупнейшими учеными того времени — Н. Зелинским, П. Лебедевым, К. Тимирязевым, Н. Умовым, С. Чаплыгиным — профессор минералогии, Владимир Вернадский ушел из Московского университета, протестуя против полицейского режима, который пытался ввести в российских учебн: заведениях министр просвещения Кассо.
Покинув Москву, Вернадский переезжает в Петербу и становится директором Геологического и минералогичес кого музея Академии наук. Он подошел совершенно по-новому к изучению минералов, впервые показав место геологических процессов в общей эволюции Земли. Ученый стал рассматривать земной шар как замкнутую биологическую систему, состоящую из многих оболочек, которые он назвал геосферами. Кроме того, он впервые сформулировал понятие биосферы, рассматривая все обитающие на Земле живые существа как единый организм.
Так постепенно, Владимир Иванович Вернадский пришел к идее создания новой науки — биогеохимии, в основе которой лежало изучение роли органического мира в жизни Земли. Раньше многих других ученых Вернадский оценил значение физических процессов и, в частности, радиации на эволюцию жизни на нашей планете. Он ввел в науку такие понятия, как биосфера и ноосфера — области действия жизни на Земле и результата воздействия на нее со стороны человека.
Эти работы дали возможность поставить проблему взаимодействия человека и природы, следом за этим возникла еще одна наука — экология. В настоящее время экологические исследования предполагают всестороннее изучение состояния нашей планеты с целью снижения вредного воздействия на нее.
Еще во время Первой мировой войны, Владимир Вернадский стал одним из инициаторов создания Комиссии по изучению естественных производительных сил России.
После Октябрьской революции он осуществил многие свои замыслы. По его проекту была образована Академия наук Украины. Владимир Иванович Вернадский становится ее первым президентом, а в 1922 году он организовал Радиевый институт, где впервые была детально исследована механика воздействия естественной радиации на развитие живых организмов.
С 1923 по 1926 годы, Владимир Вернадский находился в длительной заграничной командировке, работая в научных учреждениях Франции и Чехословакии. Во Франции он выступил с предостережением, заявив о том вреде, который может причинить неумелое обращение с радиоактивными материалами.
Вернадский Владимир Иванович вошел в историю науки не только как ученый и организатор, но и как талантливый популяризатор. Он обладал литературным талантом и свои жизненные наблюдения записывал в интереснейших дневниках. В последние годы жизни ученый писал воспоминания, в которых содержатся его впечатления о крупнейших ученых того времени и воссоздается панорама общественной науки почти за полвека.
В честь Вернадского Академия наук учредила специальную премию и золотую медаль, которые присуждаются за лучшие работы по геохимии и минералогии.
http://fb.ru/article/220183/vladimir-ivanovich-vernadskiy-biografiya-nauchnyie-dostijeniya-interesnyie-faktyi-iz-jizni
http://biografiivsem.ru/vernadskiy-vladimir-ivanovich