Верейская Елена Николаевна
Елена Верейская | |
Дата рождения | 07 [19] декабря 1886 года |
Место рождения | Санкт-Петербург |
Дата смерти | 19.09.1966 |
Место смерти | Ленинград |
Гражданство | Российская империя, СССР |
Род деятельности | писатель |
Язык произведений | русский |
Елена Николаевна Верейская — русская советская писательница, автор книг для детей.
Содержание
Елена Верейская / Биография
Елена Верейская родилась 7 [19] декабря 1886 года в Петербурге, в дворянской семье. Отец писательницы – историк и социолог Николай Иванович Кареев, профессор Санкт-Петербургского университета, Высших женских (Бестужевских) курсов и Санкт-Петербургского Политехнического института, член-корреспондент Петербургской Академии наук, статский советник. Мать, Софья Андреевна Кареева, была дочерью известного географа и педагога Андрея Леонардовича Линберга, автора учебников и географических атласов.
Отец Е. Н. Верейской активно участвовал в общественной жизни страны. За день до событий «Кровавого воскресенья» (9 [22] января 1905 года) Н. И. Кареев пытался принять меры для того, чтобы избежать кровопролития. Вместе с Максимом Горьким он входил в состав «депутации» – группы из десяти человек, которая вела переговоры с министром внутренних дел и председателем Комитета министров. Депутация пыталась известить императора Николая II о мирных намерениях рабочих, собиравшихся вручить ему «Петицию о рабочих нуждах». Эта попытка не увенчалась успехом. После силового разгона участников шествия Н. И. Кареев провел 11 дней в главной политической тюрьме России – Петропавловской крепости. В 1918 году Николай Иванович подвергся непродолжительному домашнему аресту. Вероятно, арест был связан с тем, что во время революции 1905-1907 г.г. Кареев вступил в Кадетскую партию и стал членом Первой Государственной думы. Николай Иванович был сторонником парламентской демократии, мечтал о России, которая «будет существовать не сама для себя и не для охраны каких-либо исторических традиций, а для своих граждан».
Елена Кареева росла живой и жизнерадостной, ей достался деятельный характер отца. Девочка сочиняла стихи и рассказы, совместно с братом писала пьесы, увлекалась творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева. Она всегда с нетерпением ждала лета: в это время можно было оставить Петербург и отправиться в маленькое имение бабушки, которое находилось в селе Аносове Смоленской губернии. Впоследствии персонажами книг Е. Н. Верейской часто становились городские дети, которые приехали в сельскую местность и там научились дружить, преодолели свои недостатки, многое узнали и поняли.
Елена Верейская училась в одном из лучших женских средних учебных заведений – гимназии Э. П. Шаффе. В 1904 году она закончила гимназию с серебряной медалью и стала слушательницей словесного отделения Высших (Бестужевских) женских курсов. Через два года она перевелась на юридический факультет ВЖК. В 1910 году ее стихотворение «Полутени. полузвуки. » опубликовал ежемесячный литературно-политический журнал «Вестник Европы», в котором некогда печатались И. С. Тургенев и А. Н. Островский. В этот период Елена Николаевна познакомилась с живописцем и графиком Георгием Семеновичем Верейским и в 1911 году вышла за него замуж (позднее Верейские расстались).
После замужества Е. Н. Верейская продолжала публиковать в «Вестнике Европы» стихи и рассказы под своей девичьей фамилией, а также переводила литературу, связанную с изобразительным искусством (например, книгу немецкого историка и теоретика искусства Макса Якоба Фридлендера «Литография»). В 1912-1914 г.г. она преподавала русский язык и литературу в петербургской Профессиональной школе Е. П. Томиловской.
В 1912 году родился старший сын Верейских Николай, впоследствии кандидат геолого-минералогических наук, сотрудник Всесоюзного института гидрогеологии и инженерной геологии. В 1915 году Верейская оставила Высшие женские курсы, не получив выпускного свидетельства, так как она не сдала два государственных экзамена. Елена Николаевна поняла, что совершила ошибку, когда решила стать юристом, и что ее призвание – все-таки литература. В том же году у нее родился второй сын – Орест. Как и его отец, он стал художником. Среди его работ есть иллюстрации к произведениям И. А. Бунина, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, Л. Н. Толстого, Э. М. Хемингуэя, к детским книгам С. Я. Маршака, А. Н. Рыбникова, а также к книгам матери.
Отец и муж писательницы были участниками Первой мировой войны. В 1917 году, еще до Октябрьской революции, Верейская, проводив мужа на фронт, уехала с семьей в село Аносово и прожила там пять лет. Она преподавала историю, географию и русскую литературу в сельской школе. Из помещичьих усадеб в сельский клуб (Народный дом) привозили книги, и в 1919 году Верейская создала библиотеку, в которой затем работала. Кроме того, Елена Николаевна организовала два драматических кружка, детский и взрослый, и сама сочиняла для него пьесы. «Я – и режиссер и актриса, а иногда и бутафор», – писала она в своих воспоминаниях. Верейская очень тепло отзывалась об этом времени. С некоторыми кружковцами она переписывалась через много лет после отъезда из Аносова.
В 1922 году Верейская вернулась в родной Петроград, где произошло событие, которое определило ее дальнейшую судьбу. Елена Николаевна случайно попала на заседание «Кружка детских писателей» при библиотеке дошкольного факультета Педагогического института им. А. И. Герцена (другое его название – «Студия детских писателей»). Имена многих его участников впоследствии стали известны в детской литературе: его собрания посещали В. В. Бианки, Б. С. Житков, Е. Л. Шварц. Кружком руководил С. Я. Маршак. Перед посещением кружка Верейская узнала, что требования к авторам там очень высоки, а критика собратьев по перу настолько беспощадна, что Маршак иногда на следующее утро звонит и спрашивает: «Как чувствует себя потерпевший?». Верейская прочла на собрании кружка свою пьесу, написанную еще в деревне. Будущие коллеги по цеху действительно не пожалели критики, однако их замечания были дельными и конструктивными. Елена Николаевна твердо решила стать детской писательницей.
В 1925 году вышла ее повесть «Сережка в деревне». По словам Елены Николаевны, участники кружка хорошо приняли повесть и рекомендовали ее к печати. В том же году Верейская выпустила сборник стихов для детей «Индюк».
Стихи, сказки, рассказы, повести Е. Н. Верейской начали печататься в детских журналах «Чиж», «Еж», «Пионер» и «Костер». В повести «Дворовый Пашка» (1929) Верейская описывала жизнь крепостных крестьян, а рассказ «Бесик» (1927) – это история о дружбе сестер Ани и Ляли с бельчонком, которого приютила их бабушка. Но наиболее известными стали произведения Елены Николаевны на историко-революционную тему. Их героями были ровесники читателей Верейской – они успешно помогали взрослым бороться с самодержавием и даже спасали их. Повести и рассказы Верейской о революции вошли в сборники «Памятный день» (1955), «В те годы» (1956), «Ласточка» (1968). Наиболее издаваемый рассказ «Таня-революционерка» (1927) в 1930-х г.г. входил в число лучших советских детских книг, в течение нескольких десятилетий включался в школьные хрестоматии и очень нравился детям. Он переиздавался 11 раз, был переведен на различные иностранные языки.
Елена Верейская
Биография писателя
Елена Кареева родилась в Санкт-Петербурге в 1886 году. Её отцом был известный историк Н. И. Кареев. Образование она получила в гимназии Шаффе и на Высших Бестужевских женских курсах. В 1917—1922 годах жила в деревне под Смоленском, где работала учительницей и библиотекарем. Потом вернулась в Петроград. С 1923 года активно участвовала в «кружке детских писателей» под руководством С. Я. Маршака.
Печататься начала в 1910 году, когда журнал «Вестник Европы» опубликовал её первое стихотворение. В 1920-е годы её рассказы и стихи печатались в популярных детских журналах «Чиж», «Ёж», «Пионер» и «Костёр». Вскоре из под её пера стали выходить и более крупные произведения для детей.
Лучшие книги автора
Три девочки
Отава
Памятный день
В те годы
Похожие авторы:
Упоминание книг автора:
- Блокада Ленинграда в литературе Подборки
- Книги про школу Подборки
- Дети войны Подборки
Цитаты из книг автора
– Милый доктор, – с грустной улыбкой произнесла мать, – у него, наверно, никогда не было детей, и он не знает, какая это радость. И он, видно, давным-давно никого не любил… а без этого так трудно жить!
С каждым человеком так бывает, что вдруг какая-то самая нелепая глупость выбьет из колеи. Но тут важно не поддаться этому, не верить своему ощущению, будто все к тебе плохо относятся.
Софья Михайловна откинула угол салфетки с порции доктора.
– Ну что это? Надо делить справедливо, – строго сказала она.
– Справедливо? – повторил доктор и посмотрел на нее. – А вы считаете справедливым, чтобы ребенок погиб раньше, чем никому не нужный старик?
— Чудно встретили сорок первый год! — воскликнула Анна Николаевна. — И вот увидите, он весь пройдет радостно и весело и мы еще лучше встретим следующий.
Все охотно согласились с ней. И никто не подозревал, как жестоко она ошибается.
Последние рецензии на книги автора
Книги про войну всегда воспринимаются очень тяжело ( ну по крайней мере те, что написаны от души). И эта не стала исключением. Особенно с учетом того, что те места, в тогда еще Ленинграде ты знаешь очень хорошо и они находятся от тебя в паре станций метро.
Однако, здесь дана так сказать оооочень сокращенная версия происходящих событий. Изначально автор рассказывает нам о жизни в коммунальной квартире. Именно туда заезжает девочка Наташа вместе со своими родителями и начинает свое знакомство с остальными жильцами. Автор, дабы сыграть на контрасте, делает девочек немного избалованными, немного взбалмошными, легкомысленными и такими, какие девочки и должны быть в их возрасте. Постепенно, мы знакомимся со всеми персонажами обитающими в одной Ленинградской квартире и узнаем об их непростых судьбах.
И внезапно наступает война. Здесь нет долгих описаний боев, и годов проведенных в лишениях, тем не менее, буквально парами штрихов, парами глав, автору удается передать атмосферу тяжелых лет и тех лишений, что были у жителей блокадного Ленинграда.
Вот тут во мне включается моя внутренняя бабка и начинает ворчать, что раньше было лучше. Не лучше в плане жизни, лучше в плане людей. Где не смотря на все лишения и печали и беды, люди были людьми. Делились последними кусками хлеба, помогали да просто потому что могли, делали все, для того, чтобы помочь ближним и были добрее. Менее зацикленными на себе и своих мелких проблемах. Были людьми.
И тут же автор дает нам картинку «после». Кому-то удалось выжить, кому-то нет. Но война изменила всех в той или иной мере и им с этим придется теперь жить. К сожалению, из-за того что история «до» занимает большую часть книги, именно финала мне и не хватило. Ведь все вылилось в одну главу, и патетическую сцену. Тем не менее, думаю именно эта книга подойдет для первого знакомства детей с книгами о войне. Ведь здесь есть и дружба, и самопожертвование и общее представление о том что такое война и как она отражается на людях. Тем не менее, в книге подано все так, что нет излишней жестокости, насилия и убийств. Но для тех кто постарше, этого явно будет маловато.
Очень проникновенная, искренняя и жизненная история.
Как видно из названия, история о трех девочках – подружках, живущих в коммунальной квартире в довоенном Ленинграде. Они вместе переживают все победы и поражения, друг за дружку в огонь и вводу. Думаю, сейчас историю такой дружбы можно встретить редко. Настолько девочки искренне они переживают, помогают, да и просто всегда рядом в трудную минуту и в счастливые моменты (лично я о таких подругах только мечтаю).
И собственно благодаря Наташе, Кате и Люсе (именно так зовут девочек), вся «коммуналка» превращается в одну большую, крепкую и дружную семью. Интересно вообще-то, это все происходит после переезда в квартиру Наташиной семьи. И впечатление такое, как – будто до них соседи не общались вообще (хорошо хоть по именам знали).
Вся эта сплоченность им очень и очень пригодится. Ведь не долго они жили так счастливо…
Меньше года прошло, а судьба приготовила им испытание не на жизнь, а на смерть, да и не только им, а целой стране.
Великая Отечественная Война… Сколько трудностей, переживаний и утрат принесет им она? Справится ли, выстоит ли «Соленая Католюандо»?
Во время чтения и перечитывания книги, я практически кричу о том: ПОЧЕМУ ТАКИЕ ВЕЩИ НЕ ПРОХОДЯТ В ШКОЛЕ?
История о дружбе, взаимовыручке, патриотизме… Для меня это про Жизнь в жизни. Думаю, не оставит равнодушным никого.
#БК_2017 (Книги про войну)
Эта книга оставила после себя неизгладимое впечатление. Она о дружбе, взаимопомощи, самопожертвовании. Написана в духе Советского времени, когда был большой акцент на культурном воспитании детей и патриотизме каждого человека.
Сначала в книге рассказывается про мирное время, про жителей коммунальной квартиры, о таких ее разных жителей, которые объединились под одной крышей и сплотились воедино. О том, что к каждому можно подобрать ключик.
Во второй части рассказывается о грянувшей войне, о блокаде Ленинграда. О том как именно выживали, а не жили люди. О их патриотизме, когда люди готовы были погибнуть сотнями, тысячами, но не дать взять фашистам город. О том, как многие добровольцами заботились о других, забывая, что и у них самих такие же проблемы. О том, как валились с ног от голода и холода, но продолжали делать свою работу. О том как стоически держались, цеплялись за надежды, чтобы спасти даже не себя, а страну. О том, как дурные новости переживали стойко, а вот радостные вести могли не перенести из-за их редкости в то страшное время.
Первую часть я читала с улыбкой, вторую со слезами. Мне было больно читать, что было такое время в истории нашей страны. Мне было даже страшно представить, что на самом деле пережили люди за годы войны.
Я горжусь, что наш народ все вынес, вытерпел ради нашего счастливого будущего. И я очень люблю книги, описывающие героизм. Это подает отличный пример.
Мои дети обязательно прочтут эту и другие подобные книги. Хочу, чтобы и они гордились вместе со мной.
Моя оценка 10/10.
«А все-таки это была квартира хороших людей»
Эта книга имеет еще второе название — История одной квартиры, и могу сказать, что оба названия как нельзя более точно описывают суть книги. Книга состоит из двух частей, обе захватывающие, но одну читаешь и смеешься, а вторую — читаешь, и в горле стоит ком.
Это история о дружбе, о дружбе 3 девченок, обычных 12-летних школьниц. Катя, Люся и Наташа — такие разные по характеру и темпераменту, и такие близкие в душе. Когда родители Наташи переезжают на новую квартиру, девочка еще не знает, что именно здесь она обретет настоящий дом, что именно здесь ей будет лучше, чем где-либо. Она тут же знакомится с соседками — озорной непоседой Люсей и скромной тихоней Катей. И это знакомство это отправная точка великой Дружбы.
Наверное, хороший пример бывает заразительным, ведь вскоре не только школьницы общаются, они побуждают и всех обитателей квартиры найти общий язык. Дети — связующее звено, их детская непосредственность, их легкость и искренняя вера в дружбу и добро не могут оставить взрослых равнодушными. И вот уже все становятся жителями «Соленой Католюандо».
Но счастливый год заканчивается и начинаются самые тяжелые времена — Блокада Ленинграда. Время, когда взрослые не покладая рук работают, когда из еды есть только сухари, и хорошо еще, если они есть, когда дети неожиданно быстро становятся взрослыми. Разве можно в 12 лет повзрослеть? Оказывается можно, когда видишь и переживаешь такой ужас, как Война. Но даже в это тяжелое время девочки не покидают друг друга, они все время вместе, они помогают, они переживают, они пытаются выжить.
Письма, которые приводятся в книге потрясают. Одни из них такие простые и милые, что так и хочется улыбнуться, а другие — такие чувственные и тяжелые, что хочется плакать.
А люди, люди, которые пережили Блокаду, читаешь и хочется поклониться им в ноги. Ведь как нужно было верить, как нужно было любить Родину, чтобы не спать, а работать, чтобы добровольно идти на фронт, чтобы жертвовать собой ради спасения других.
Как жаль, что некоторые сегодня забыли ту Великую Войну. Да, вы не воевали, но разве такое можно забыть? Разве можно забыть наших родных, которые не вернулись домой, разве можно забыть все то, что пережили наши старики? Разве можно забыть.
А знаете, что самое страшное? Вторая Мировая закончилась, но в некоторых местах все так же идут войны, все так же гибнуть люди, голодают дети, теряют веру матери. Иногда хочется плакать от того, что человечество так и не смогло понять, что война это не лучшее решение, от того, что в воздухе все так же витает Смерть. Это страшно, действительно страшно.
Я хочу обратиться ко всем: ПОМНИТЕ! Не смейте забывать того, что было! Помните не только в Праздник Великой Победы, а всегда!
Елена Верейская — о писателе
Информация
Биография
Елена Верейская (девичья фамилия — Кареева) родилась в декабре 1886 года, в семье профессора-историка Н.И. Кареева в Санкт-Петербурге. Там же, в Петербурге, окончила гимназию Шаффе и Высшие Бестужевские женские курсы.
Елена Верейская начала писать пьесы, рассказы и стихи еще в детстве. В 1910 году в журнале «Вестник Европы» было напечатано ее первое стихотворение. Затем в этом журнале стали появляться рассказы и другие ее стихи.
В 1917 году Елена Верейская проводила мужа на фронт и уехала с детьми в деревню под Смоленском, где жила до 1922 года. До 1919 года работала учителем старших классов сельской школы, преподавала русскую литературу, историю и географию. Затем, когда в сельский…
Елена Верейская (девичья фамилия — Кареева) родилась в декабре 1886 года, в семье профессора-историка Н.И. Кареева в Санкт-Петербурге. Там же, в Петербурге, окончила гимназию Шаффе и Высшие Бестужевские женские курсы.
Елена Верейская начала писать пьесы, рассказы и стихи еще в детстве. В 1910 году в журнале «Вестник Европы» было напечатано ее первое стихотворение. Затем в этом журнале стали появляться рассказы и другие ее стихи.
В 1917 году Елена Верейская проводила мужа на фронт и уехала с детьми в деревню под Смоленском, где жила до 1922 года. До 1919 года работала учителем старших классов сельской школы, преподавала русскую литературу, историю и географию. Затем, когда в сельский Народный Дом из помещичьих усадеб были свезены книги, Елена Верейская создала библиотеку, куда перешла работать, а также организовала и возглавила драматический кружок художественной самодеятельности, для которого писала пьесы.
Осенью 1922 года вернулась в Петроград и с 1923 года активно участвовала в «Кружке детских писателей» под руководством С.Я. Маршака. Посещение кружка определило дальнейший путь Верейской. Она твердо решила посвятить свое творчество детям.
В 1925 году ею была написана первая повесть для детей «Серёжка в деревне». Затем вышли ее повести «Дворовый Пашка» (1929 г.), «Бесик» (впоследствии известной под названием «Бабушкин колобок»), «Таня-революционерка», «Джиахон Фионаф».
В годы Великой Отечественной войны Елена Верейская работала в военном госпитале, где выполняла обязанности дружинницы, писала рассказы и читала их раненым бойцам и офицерам.
После войны Верейская написала цикл историко-революционных рассказов, объединенных в сборники «Памятный день» и «В те годы». Особую популярность получила ее повесть «Три девочки», рассказывающая о блокаде Ленинграда. Последними крупными произведениями Верейской стали повесть «Отава» (1959) и «Внучка коммунара» (1966). В 1966 году в издательстве «Детская литература» вышла книга рассказов «Белая шубка», в которую наряду с заглавным, были включены рассказы «Карай», «Цыплячьи шефы», «Сюрприз».
Библиография
1925 — «Серёжка в деревне», повесть
1929 — «Дворовый Пашка», повесть
«Бесик» (известный также под названием Бабушкин колобок ), повесть
1948 — Три девочки
1954 — Таня-революционерка , повесть
1955 — Памятный день , повесть
1956 — Горничная Маша
1957 — В те годы , сборник рассказов о революционных событиях 1905-1917 гг.
1959 — Отава , повесть
1960 — «Джиахон Фионаф», повесть
1966 — Внучка коммунара , повесть
1966 — Белая шубка , сборник рассказов
http://readly.ru/author/19182/
http://www.livelib.ru/author/166528-elena-verejskaya