Андрей Вербицкий — российский писатель, педагог и автор уникальной методики обучения
Андрей Александрович Вербицкий родился в СССР в 1941 году. На данный момент является психологом нашей страны, педагогом и заведующим кафедрой психологии, в данном случае общественной и преподавательской в МГГУ имени М.А. Шолохова.
Биография
Андрей Вербицкий в 1964 году поступил на очное обучение в МГУ на отделение психологии и с отличием окончил его в 1969 году. С этого же года и по 1974 год проходил обучение в аспирантуре и начал свою трудовую деятельность в НИИ ОиПП АПН СССР.
По окончании аспирантуры он защитил кандидатскую диссертацию на тему «О механизмах самостоятельной регуляции сенсомоторной работы в ситуации стимулирующей неопределенности». Стажировку Вербицкий Андрей проходил за рубежом, в организации ЮНЕСКО в США, а затем во Франции по вопросам высшего образования, в частности связанных с психологией и преподавательством.
После прохождения стажировки и возвращения в страну Вербицкий вышел на работу в НИИ, в отделение проблем высшей школы. Работу начал с должности старшего научного сотрудника, а затем был назначен заведующим направления педагогической психологии. Его работа в данной организации продолжалась до конца 1990 года. В 1991 году он защитил очередную диссертацию, только теперь докторскую по теме «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе».
В 1990 году был назначен руководителем направления психолого-педагогических трудностей образования Исследовательского центра. Он занимался проблемами качества переподготовки специалистов МО РФ. На данной должности он пробыл до 1995 года. В этом же году Вербицкому предложили работать помощником директора Федерального института планирования образования. А в 1997 году Вербицкий Андрей Александрович стал возглавлять кафедру общественной психологии по направлению педагогики.
Научная деятельность психолога
Андрей Вербицкий посвятил свою деятельность разработке и выявлению не только социально-педагогических проблем, но и научно-методических трудностей образования. Все свои исследования он направлял на решение ключевого противоречия высокопрофессионального образования. Он регулярно принимал участие в различных проектах Министерства образования нашей страны, среди них — Высшая школа России и «Инновационные педагогические технологии». Он сам руководил и принимал участие в формировании концепций государственного постоянного обучения и преддипломного образования.
Теория писателя по контекстному обучению
Андрей Вербицкий в своей концепции выступает по поводу того, что ключевые расхождения и огромное количество незаметных расхождений можно преодолеть при помощи контекстуального обучения. Его суть заключается в поочередном прогнозировании всех форм учебного направления каждого студента, а в частности не только общественное содержание, но и предметное, которое направляется именно на его будущую специальность.
Содержание данного обучения опирается на два основных источника – это научные сведения и заключение высокопрофессиональной работы специалиста. В модели концепции они предоставлены как официальные функции, проблематичные ситуации и задачи. При использовании данных моделей можно обеспечить уравновешенное направление работы студента.
Научные труды и работы
Андрей Вербицкий за годы своей жизни написал более 200 научных работ, 5 исследований и несколько книг социально-психологического характера.
К его самым популярным работам относятся:
- «Новая просветительная парадигма и контекстуальное обучение» (была написана и выпущена в 1999 году);
- «Мотивирование студентов по контекстуальному обучению» (выпущена в конце 2000 года);
- «Основы работы репетитора» (написана и выпущена в свет в 2002 году).
Данные методы он использовал в своей работе и в некоторых проведенных исследованиях.
Литературная деятельность
Психолог также является автором большого количества книг, которые он писал во время своей трудовой и научной деятельности. Самыми популярными стали:
- «Безжалостный край»;
- «Испытания на прочность»;
- «Психология мотивации студентов;
- «Хроники Зареченска» в четырех частях.
Андрей Вербицкий все книги писал, основываясь на результатах собственных исследований и убеждений. В их основу положена не только психология каждого отдельного человека, но и исследовательская и научная работа, которой он занимается на протяжении всей своей жизни. Эти книги писались исключительно для людей, а не для работы по ним.
Особенности его книг
Каждая из книг давалась с большим трудом, так как в них собирались достоверные факты, которые он перепроверял не один раз, чтобы нигде не ошибиться. Именно по этой причине они обрели столь большую популярность и свою определенную публику.
Последняя книга писателя все еще находится в процессе написания, так как для него она стала самой тяжелой. Вместо псевдонима используются настоящие данные автора — Вербицкий Андрей. Самиздат — основной спутник писателя. В основу новой книги положены все проблемы не только образования, но и современной молодежи, а достоверность написанных фактов тщательно проверяется и исследуется.
В отличие от научных работ, которые он писал в соавторстве с коллегами по работе и различными учеными, написанием книг он занимается самостоятельно, а также контролирует процесс издательства.
Несмотря на большое количество научных теорий и доказательств, которые рассматриваются и приводятся в издаваемых книгах, в них также присутствует фантазия самого писателя. Некоторые из них носят сверхъестественный характер.
Такое переплетение реального и вымышленного создает в книгах особое значение, в результате читатель не только читает пособие по психологии, но и окунается в иной мир, в котором он может понять мысли писателя, уловить его желания.
Во время презентации одной из книг писатель сказал, что после длительной жизни в науке он решил поделиться с читателями своими фантазиями.
Его книги написаны легким и доступным языком, обширный полет фантазии писателя завораживает каждого читателя и держит в напряжении до конца прочтения, все герои уникальны, а сам сюжет пронизан захватывающими моментами и остроумным юмором.
Вербицкий Андрей Александрович биография
ВЕБИНАР: Отличия в воспитании мальчиков и девочек. Как это влияет на любовные и семейные отношения взрослого человека?
ВЕБИНАР: Мандала как инструмент арт-терапии. Практика использования в индивидуальной и групповой работе
Метод «Глиняное поле». Психотерапевтические ресурсы глинотерапии
Скоро
XXVI Международная научная конференция молодых учёных «Психология XXI века. Психология в непредсказуемом мире: условия и возможности»
Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»
VII Международная научно-практическая конференция «Социальная психология: вопросы теории и практики»
Всероссийский научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология»
XVII ежегодная ставропольская психоаналитическая конференция «Жадность»
III Международная научно-практическая конференция «Личность в системах управления»
Всероссийская научно-практическая конференция «Медицинская психология в здравоохранении»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Гендерные аспекты психического здоровья»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»
VIII научно-практическая конференция «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»
II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»
Международная научно-практическая конференция «Психиатрия и аддиктология в XXI веке: новые задачи и пути решения»
Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)
Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»
Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой
Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»
Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»
Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»
Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почётный работник высшего профессионального образования РФ.
Профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии при Минобрнауки РФ. Член диссертационного совета при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1969 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1974 г. — аспирантуру при факультете психологии МГУ. В 1978 г. проходил стажировку в ЮНЕСКО в США и во Франции по психолого-педагогическим проблемам высшего образования.
В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «О механизмах саморегуляции сенсомоторной деятельности в ситуации стимульной неопределённости», в 1991 г. — докторскую диссертацию на тему «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе».
В 1969-1974 гг. работал в НИИ ОиПП АПН СССР.
В 1975-1990 гг. работал в НИИ проблем высшей школы: старший научный сотрудник, заведующий сектором педагогической психологии.
В 1990-1995 гг. руководил сектором психолого-педагогических проблем образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МО РФ.
В 1995-2000 гг. — заместитель директора Федерального института планирования образования.
В 1997-2015 гг. возглавлял кафедру социальной и педагогической психологии МГОПУ (МГГУ) им. М. А. Шолохова, был членом Ученого совета.
Научная деятельность А.А. Вербицкого связана с разработкой психолого-педагогических и научно-методических проблем образования. Исследования и практические разработки направлены на разрешение основного противоречия профессионального образования.
Автор теории контекстного обучения. А.А. Вербицкий обосновывает положение о том, что основное противоречие и целый ряд более частных противоречий преодолеваются в контекстном обучении, суть которого — последовательное моделирование в формах учебной деятельности студента предметного и социального содержания его будущей профессиональной деятельности.
Основатель и бессменный руководитель научно-педагогической школы контекстного образования (с 1982 г.).
Участвовал в разработке:
- Концепции непрерывного образования (принята в 1989 г. в качестве государственной)
- Концепции непрерывного последипломного образования (принята в 1991 г. в качестве государственной)
- Концепции, стратегии и программы непрерывного экологического образования в РФ, Республике Удмуртия, Пензенской области,
- Концепции непрерывного педагогического образования в Новгородской области
- Концепции, стандартов и программы подготовки андрагога
Обосновал создание психологии образования как новой ветви психологической науки, более адекватной, чем педагогическая психология, отражающей реалии новой образовательной парадигмы.
Участвовал в исследовательских проектах Министерства образования России «Высшая школа России», «Инновационные педагогические технологии» (1995-2000). Научный руководитель проекта Минобрнауки РФ «Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента гуманитарного вуза» (2010-2012).
Участвовал в подготовке типовых учебных программ:
- Психолого-педагогические основы активного обучения — для ФПК преподавателей техникумов
- Психология и педагогика высшего образования — для аспирантов
- Психология и педагогика — для вузов непсихологического и непедагогического профиля
- Общая педагогика — для медицинских вузов
- Преподаватель — для интернов медицинских вузов
- учебных программ для магистрантов
- программ вступительных экзаменов для аспирантов и др.
- Психолого-педагогические основы контекстного образования
- Имитационно-игровые формы контекстного образования
- Психология мотивации образования
- Психолого-педагогические основы контекстного образования
- Психолого-педагогические проблемы становления новой образовательной парадигмы
Основные публикации: более 200 научных и научно-методических работ, в том числе
- Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991
- Новая образовательная парадигма и контекстное обучение, 1999
- Развитие мотивации студентов в контекстном обучении, 2000, в соавт.
- Менеджер в роли учителя, 2001, в соавт.
- Основы деятельности тьютора, 2002, в соавт.
- Психология мотивации студентов, в соавт.
Награды:
- Серебряная медаль ВДНХ за разработку концепции последипломного образования
- Нагрудный значок «За отличные успехи в работе» Гособразования СССР
- Ветеран труда
- Золотая медаль РАО «За достижения в науке»
- Медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук»
- Диплом и Золотая медаль Европейской научно-промышленной палаты «За исключительные профессиональные достижения».
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.
Ушел из жизни Андрей Александрович Вербицкий
Институт педагогики и психологии (новости)
Утром 22 декабря 2020 года ушел из жизни Андрей Александрович Вербицкий, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Института педагогики и психологии МПГУ, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук по двум специальностям: «Теория и история педагогики» и «Теория и методика профессионального образования»; кандидат психологических наук по общей психологии, профессор по специальности «Педагогическая и возрастная психология».
А.А. Вербицкий – автор широко известной в России и за рубежом психолого-педагогической теории контекстного образования, основатель и бессменный руководитель одноименной научно-педагогической школы, исследования и разработки в которой ведутся более 35 лет. Под его научным руководством защищено 26 кандидатских, а при научном консультировании – 12 докторских диссертаций по педагогике и психологии.
Развиваемая А.А. Вербицким, его учениками и последователями психолого-педагогическая теория контекстного образования позиционируется как концептуальная основа современного практикоориентированного образования, опирающегося на фундаментальное научное содержание. Педагогические технологии контекстного образования находят все более широкое применение на всех уровнях системы непрерывного образования. Кроме того А.А. Вербицкий научно обосновал необходимость введения в категориальный строй психологической и педагогической науки смыслоообразующей категории «контекст». Одним из первых писал о необходимости развития психологии образования как новой ветви психологической науки, более адекватно, чем психология обучения, объясняющей закономерности современного обучения и воспитания.
Первоначально теория контекстного образования развивалась А.А. Вербицким применительно, в основном, к проблемам высшей школы и называлась теорией контекстного обучения. В последние годы получены данные, свидетельствующие о том, что теория контекстного образования и соответствующие педагогические технологии активно проникают в общеобразовательную школу и могут рассматриваться в качестве концептуальной основы реализации компетентностного подхода, достижения при этом единства обучения и воспитания на всех уровнях образования.
Первое системное изложение психолого-педагогических основ контекстного образования (тогда еще обучения) было представлено в книге А.А. Вербицкого «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход» (1991 год), затем – в небольшой монографии «Новая образовательная парадигма и контекстное обучение» (1999). В числе монографий, подготовленных А.А. Вербицким совместно со своими учениками: «Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции» (2009, 2017), «Категория «контекст» в психологии и педагогике» (2010), «Инварианты профессионализма: проблемы формирования» (2011), «Новое направление лингводидактики: контекстное обучение иностранному языку специальности» (2015), «Конфликтологическая культура личности: технологии формирования» (2016). Особо значимой является коллективная монография «Психология и педагогика контекстного образования», изданная в 2018 г. по гранту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). В 2017 г. в издательстве МПГУ опубликовано научно-учебное пособие А.А. Вербицкого «Теория и технологии контекстного образования», обобщающее психолого-педагогические основы такого образования, содержащее методические рекомендации по разработке и использованию некоторых педагогических технологий и включающее глоссарий более 70 терминов и понятий, введенных в педагогику и психологию или по-новому осмысленных автором с позиций психолого-педагогической теории контекстного образования.
А.А. Вербицкий выступал в качестве руководителя и участника подготовки целого ряда государственных документов:
- Концепция непрерывного образования (принята в 1989 г. в качестве государственной);
- Концепции непрерывного последипломного образования (принята в 1991 г. в качестве государственной);
- Концепция поддержки интеграционных процессов в области образования стран-участниц СНГ;
- концепция, стратегия и программы непрерывного экологического образования в России и отдельно – некоторых ее регионов и др.
А.А. Вербицкий подготовил и был участником разработки типовых учебных программ по психологии и педагогике для аспирантов педагогического и психологического профиля, для студентов и интернов медицинских вузов, студентов вузов непсихологического и непедагогического профиля, был автором программ для магистрантов, вступительных и кандидатских экзаменов для аспирантов.
Академик РАО А.А. Вербицкий активно участвовал, преимущественно с пленарными докладами по проблемам контекстного образования, во многих международных конференциях, проводимых в России и за рубежом (Великобритания, Германия, Дания, Ирак, Канада, Китай, Португалия, Финляндия и др.). Провел много выездных школ-семинаров по проблемам практической реализации теории и технологий контекстного образования для преподавателей вузов, колледжей и учителей школ в Москве и региональных образовательных центрах во всех регионах России: Дальнем Востоке, Сибири, Урале, Поволжье и т.д. Его действительно знали и уважали в Абакане, Волгограде, Екатеринбурге, Ижевске, Нижнем Новгороде, Казани, Нижнем Тагиле, Омске, Перми, Санкт-Петербурге, Улан-Уде, Хабаровске, Якутске и других.
Андрей Александрович Вербицкий был главным редактором журнала «Педагогика и психология образования». Благодаря его руководству издание приобрело большой авторитет в научном сообществе, публикация в этом журнале высоко ценится специалистами.
Андрей Александрович был уважаем и любим как членами кафедры психологии труда и психологического консультирования, так и студентами, магистрантами, аспирантами, докторантами, его доброжелательность, открытость, контактность вызывали ответные чувства у всех людей, которые его знали. Коллектив кафедры и Института педагогики и психологии МПГУ скорбит о скоропостижной кончине выдающегося ученого, прекрасного человека и выражает соболезнования его родным и близким.
http://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/96568/
http://mpgu.su/novosti/ushel-iz-zhizni-andrej-aleksandrovich-verbickij/