Вера Засулич биография Кратко

Засулич Вера Ивановна: биография, покушение на Трепова

Засулич Вера Ивановна является весьма неоднозначной исторической личностью. Те, кто особенно не интересовался подробностями биографии этой женщины, скорее всего, вспомнят ее в образе героини, которая стреляла в бесчинствующего чиновника Трепова. Несмотря на всю тяжесть содеянного и на то что девушка намеревалась совершить самое страшное преступление – убить человека, присяжные полностью оправдали ее на суде. Местные власти были категорически не согласны с таким решением и буквально на следующий день выдали распоряжение о повторном задержании Засулич. Но пока подобное решение принималось, Вера успела выехать за границу и избежать тюремного заключения.

Всемирная известность

Благодаря тому что судебный процесс Веры Засулич в свое время возымел международный резонанс, ее имя у многих ассоциируется со справедливостью и тем, что писанные властью законы не являются универсальными. В отечественных трудах по истории она упоминается как публицист, переводчик работ Энгельса и Маркса, а также активная российская общественная деятельница.

Во многих источниках, она упоминается как организатор самой первой марксистской организации под названием «Освобождение труда». Но в то же время некоторые из тех, кто более тщательно изучал информацию о Вере, называют ее простой бандиткой, беспредельщицей, террористкой и анархисткой.

Засулич Вера Ивановна: биография, детство и семья

27 июля 1849 года в маленькой русской деревне Михайловка, которая территориально относила к Смоленской губернии, родилась девочка Вера. Ее семья не могла похвастаться особым достатком, поскольку родители считались обедневшими дворянами. Кроме Веры у них было еще две дочери. Отец – Иван Засулич, был отставным офицером. Он скончался в 1852 году, когда Вере исполнилось всего три года. Мать была не в состоянии прокормить троих детей и поэтому одну из дочерей решили отправить к более богатым родственником. Выбор пал на Веру, и она отправилась в деревню Бяколово, где проживали ее родные тетки. Там прошло все ее детство, и именно родственники полностью воспитали девочку.

Юность и полученное образование

В пятнадцатилетнем возрасте Засулич Вера Ивановна была отправлена в частный московский пансионат. Там она изучала иностранные языки и подготавливалась к работе гувернанткой. Достаточно неплохо освоив все преподаваемые в пансионате науки, в 1867 году Вера получила диплом домашней учительницы и вместе с ним отправилась покорять Петербург. К сожалению, для молодой девушки без опыта и рекомендаций не нашлось работы по специальности. Поскольку деньги на жизнь все равно нужно было зарабатывать, она устроилась к мировому судье. Прослужив у него письмоводителем около года, Вера оставила эту работу и решила вернуться в столицу. Там она устраивается работать переплетчицей и, получив свободный доступ к множеству книг, постоянно читает и занимается саморазвитием. Именно в это время Засулич начинает осознавать сильную тягу к революции и желание активно действовать.

Участие в революционных движениях и роковое знакомство с Нечаевым

Прожив в Петербурге всего год, Засулич Вера Ивановна успела поучаствовать в работе множества революционных кружков. В конце 1862 года, посещая один из них, девушка знакомится с небезызвестным революционером Нечаевым. Заприметив Веру и, видимо, разглядев в ней немалый революционный запал и потенциал, достаточно долго он пытался завлечь ее в свою организацию под названием «Народная расправа».

Засулич отвергала подобные предложения, поскольку считала все идеи Нечаева невыполнимыми и фантастическими. При этом, оставаясь приверженкой революционных взглядов, она оставила ему свой адрес проживания. Позднее Нечаев его использовал для получения и отправки писем нелегалами. Одно из таких писем, несмотря на то что Вера его даже не читала, и стало причиной ее первого ареста.

Аресты и тюремное заключение

Во время передачи письма одному из нелегалов Засулич Вера Ивановна была впервые арестована. Практически год она была заключенной в Петропавловской крепости.

Почти через 2 года женщину освобождают, но буквально сразу же повторно арестовывают за распространение нелегальной литературы и в наказание отправляют в ссылку. Вера отбывает ее вначале в Новгородской губернии, а затем в Твери.

Жизнь Засулич после ссылки

В 1875 году девушка оказывается в Харькове. Все время она находится под пристальным надзором полиции. Для того чтобы как-то устроить свою дальнейшую жизнь, Вера принимает решение поступить на курсы акушерок, но и с революционной деятельностью она полностью прощаться ни в коем случае не собиралась.

В 1872 году она стала членом организации «Южные бунтари», которая располагалась в Киеве, но имела свои представительства по всей Украине. Пребывая в ее рядах, Вера принимала активное участие в организации крестьянских бунтов. После серии неудач Засулич вновь возвращается в Петербург и начинает работать в одной из подпольных типографий, которая принадлежала организации «Земля и Воля». Вера вступила в ее ряды и спустя небольшое количество времени, в январе 1878 года, она совершила свое легендарное покушение на Трепова.

Проступок градоначальника, вызвавший гнев Засулич

Однажды около Казанского собора группа студентов устроила демонстрацию. За участие в ней в декабре 1876 года был арестован, а затем приговорен к каторжным работам студент Боголюбов. На то время телесные пытки и наказания к заключенным на политической основе были категорически запрещены. Но по приказу градоначальника Трепова Боголюбов был жестоко высечен розгами. На сегодняшний день уже известна информация, что спустя 2 года после данного инцидента студент скончался в больнице. При этом из-за ранее перенесенного наказания Боголюбов находился в состоянии мрачнейшего умопомешательства.

Причиной, по которой градоначальник отдал приказ избить парня розгами, стало то, что Боголюбов не снял шапку перед ним и тем самым проявил свое неуважение к царскому чиновнику. Такое решение Трепова вызвало резонанс среди простого народа и, конечно же, многих возмутило. Не могли оставить данный факт без внимания и революционеры.

Попытка убийства

Одной из тех, кто негодовал от самовольства градоначальника, была и Вера Засулич.
Покушение на жизнь Трепова, которое она сама задумала, организовала и осуществила, вошло в историю и принесло ей неимоверную славу. Позднее совершенное ею действие охарактеризуют как террористический акт, а саму Веру назовут девушкой, которая своим поступком активизировала революционный террор по всей России.

Планируя акт мести, Засулич записалась на личный прием к градоначальнику. Утром 24 января 1878 года она вошла в его кабинет и совершила выстрел, который тяжело ранил Трепова. Вера была арестована на месте.

Участники суда, вошедшие в историю права

Председателем Петербуржского окружного суда на этот момент являлся А. Ф. Кони. Главы Петербуржской прокуратуры настояли на том, чтобы дело Веры Засулич решалось судом присяжных, поскольку их основным желанием было минимизировать политический аспект этого дела. При этом обычные люди считали Трепова продажным взяточником, и еще до отданного им приказа высечь Боголюбова розгами, его репутация в обществе была не самой лучшей. После истории с наказанием студента мнение о нем, естественно, не улучшилось. Так что решение о том, что вердикт будут утверждать присяжные, сыграло Засулич только на руку.

Изначально она не собиралась пользоваться помощью адвоката, но, прочитав выдвинутый ей прокурором обвинительный лист, Вера поняла, что сама не справится. Свою помощь в защите ей предлагали многие (поскольку любой адвокат хотел засветиться в столь громком деле), но свое предпочтение она отдала Петру Александрову.

Он являлся сыном священника и ранее работал прокурором судебной палаты. В разговорах со своими коллегами Александров не раз заверял, что сделает все, что только можно, для того чтобы выиграть дело Засулич. И он полностью оправдал надежды Веры. Благодаря его гениальной речи, присяжные признали ее невиновной.

Жизнь после оправдания

Поскольку местные власти не могли допустить распространения среди народа мнения о том, что можно стрелять в высших чиновников и потом быть оправданным, буквально на следующий день решение суда было опротестовано, и был выдан новый приказ о задержании Веры. Она предполагала такой возможный исход событий, и буквально сразу же после своего освобождения при помощи друзей Засулич бежала в Швейцарию. Вернулась на родину она только в 1879 году и сразу же вместе с Плехановым стала принимать активное участие в создании организации «Черный передел».

Вера на себе испробовала так называемый метод «индивидуального террора», но мало того что очень быстро разочаровалась в его эффективности, так над ней еще и вновь нависла реальная угроза второго ареста. Именно тогда в ее жизни и случилась вынужденная вторая эмиграция – Засулич поспешно выехала в Париж.

Революционная деятельность

Находясь во Франции, Вера Ивановна собирала деньги для русских политических заключенных. Ее взгляды на террор меняются радикальным образом, и она становится приверженкой революционного марксизма. Она переводит на русский язык работы Энгельса и Маркса, печатает свои статьи во многих европейских демократических журналах. Далее, она переезжает в Лондон, где ведет активную публицистическую деятельность, занимается научным трудом.

Смерть Веры Засулич

Несмотря на столь активную деятельность, к концу своей жизни Вера Засулич чувствовала сплошное разочарование. Опираясь на свой внушительный опыт, она всячески отвергала и выступала против любого проявления терроризма в качестве революционной борьбы.

Февральские события 1917 года она восприняла в качестве буржуазно-демократической революции, но никак не народной. Октябрьская революция принесла ей также лишь одни разочарования. Засулич писала о том, что созданная Советская власть является всего лишь зеркальным отражением предыдущего, царского режима.

Умерла Вера Ивановна 8 мая 1919 года. Ее похоронили на Волковом кладбище, рядом с могилой Плеханова.

Вера Засулич

Биография

Вера Ивановна Засулич была писательницей и публицисткой, народницей и активной деятельницей революции. Однако на страницах истории она запомнилась основоположницей политического террора, методы которого впоследствии сама же критиковала.

Детство и юность

Вера родилась в Смоленской губернии, в маленькой деревушке под названием Михайловка, 27 июля 1849 года. В семье, кроме нее, еще было две дочери. Обедневшие дворяне, поляки по национальности, едва сводили концы с концами. А когда умер отец будущей революционерки Иван Петрович, мать решила отдать одну дочь к состоятельным родственникам.

Хотя в мемуарах общественной деятельницы ситуация выглядела не совсем так. Обращаясь к воспоминаниям о жизни в Бяколово, женщина писала о няне Мимине. Та воспитывала ее двух родных теток и дядю. Когда они подросли, встал вопрос о ее целесообразности нахождения в доме Макуличей.

Положение семьи требовало присутствия служанки, Мимина же хотела заботиться о детях. Так и решилась судьба девочки, которая попала в полное распоряжение богобоязненной прислуги.

Этот период детства позже народница опишет словами «сон кругом глубокий». Размеренная и даже вялая жизнь ей не нравилась. Мимина заставляла воспитанницу учить молитвы, ходить в церковь и есть постную пищу. Та безропотно следовала наказам, хотя не видела смысла в этом.

Большое впечатление на нее произвело Евангелие. Много девочка размышляла о вечности и спасителе, но, повзрослев, вовсе отказалась от Бога. Собственная земная жизнь казалась ей бесконечной. Иногда даже жалела, что родилась не мальчиком, поскольку мечтала о великой борьбе, жадно читала о подвигах в старинных стихах.

В Бяколово девочка так и не стала своей. Расставание с малой родиной далось на удивление легко. Вера полюбила это место, но жаждала большего. В 17 лет девушку отправили в московский пансионат.

Засулич готовилась стать гувернанткой. В 1867 году отправилась покорять Санкт-Петербург, имея в руках диплом домашней учительницы. Но надежды выпускницы не оправдались — без опыта работы и рекомендаций ее никто не хотела брать в семью.

Поэтому девушка устроилась к мировому судье в качестве письмоводителя в Серпухове. Через год Веру потянуло обратно в столицу. В Москве стала переплетчицей книг, что дало ей доступ к научным трудам. С упоением она занялась саморазвитием. Тогда же окончательно утвердилась в желании действовать на благо народа и страны.

Личная жизнь

Женщина, отдавшая все ради великой идеи, так и не родила детей. Доподлинно известно, что она состояла в романтических отношениях с соратником и единомышленником Львом Григорьевичем Дейчем. Но официального брака между ними не было.

Она мало уделяла внимания личной жизни, отдав сердце народному движению, однако посвятила довольно много страниц другу Дмитрию Александровичу Клименцу. Именно он повлиял на решение активистки уехать за границу.

Вера Засулич и Лев Дейч / «Виртуальные выставки»

С упоением мужчина рассказывал революционерке о невероятной природе и величественных горах этого места. Засулич решилась покинуть родину. Четыре месяца провели они вместе. Позже жена Клименца Анна Эпштейн (Анка) сказала, что муж пожалел Веру и решил ее «полечить горами».

Ходили слухи о том, что Вера и политзаключенный Алексей Боголюбов (Архип Петрович Емельянов) состояли в любовных отношениях. И только поэтому женщина совершила террористический акт, попытавшись убить Федора Трепова. На самом деле эти люди даже не были друг с другом знакомы.

Деятельность

Еще до встречи с Сергеем Геннадьевичем Нечаевым девушка успела побывать в нескольких революционных кружках. После знакомства с лидером «Народной расправы» Засулич попала под его влияние. Мужчина разглядел в Вере немалый потенциал и пытался приобщить ее к заговорщической организации. Однако та отвергала подобные предложения, считая идеи наставника фантастическими.

Впрочем, это не помешало девушке оставить Нечаеву свой почтовый адрес. Такая оплошность стоила ей свободы. Дело в том, что Сергей Геннадьевич использовал его для пересылки нелегальной корреспонденции. Отбыв 2-летнее заключение из-за этих писем, народница вновь была арестована и на этот раз отправлена в ссылку в Тверь.

Освободившись, Вера переехала в Харьков и решила начать новую жизнь, хоть и под пристальным надзором полиции. Засулич окончила курсы акушерок, но революционные идеи не оставляли ее. Первая организация, в которую она вступила, называлась «Южные бунтари». Затем, после возвращения в Санкт-Петербург, Засулич устроилась на работу в типографию, тесно связанную с «Землей и волей».

Будучи участницей этой нелегальной группировки, она и совершила преступление, которое прославило ее и на родине, и за границей. Революционерка произвела два выстрела из револьвера в градоначальника Санкт-Петербурга Федора Трепова, который приказал политзаключенного Боголюбова высечь розгами, и это при условии запрета телесных наказаний.

Вера Засулич и Федор Трепов / «Википедия»

Судебный процесс, который велся над Засулич, вошел в историю. Защита в лице адвоката Петра Александрова была феноменальна — талантливый юрист обратился к присяжным с речью, в результате которой вызвал негодование не в сторону совершившей покушение на убийство, а в отношении самого Трепова.

Суд вел молодой и бескомпромиссный Анатолий Кони. Задав 3 вопроса присяжным, прежде чем те удалились на совещание, он подтолкнул их к вынесению оправдательного приговора. Так и случилось — публика качала на руках адвоката, а не верящая в освобождение арестантка была отпущена и перевезена в штаб-квартиру, где и познакомилась с Клименцом.

К слову, новость об оправдании обвиняемой всколыхнула всю верхушку. Уже на следующий день был отдан приказ повторного ареста. Уголовное дело возобновилось, но друзья помогли Засулич уехать за границу и избежать повторного заключения. Эти действия впоследствии идентифицировали как теракт, ставший отправной точкой революционных движений в России.

В Швейцарии женщина примкнула к группе «Освобождение труда». В 1879 году вместе Львом Дейчем и Георгием Плехановым стояла у истоков «Черного передела». Испытывая реальную угрозу повторного ареста, она уехала в Париж, где коренным образом переосмыслила взгляды и стала проповедовать марксизм.

В эмиграции Вера занималась переводами работ Фридриха Энгельса, печатала статьи и занималась научным трудом. В Женеве пропагандировала идеи оппозиционной «Черному переделу» «Народной воли», которой в то время руководила Софья Петровская. Вернувшись на родину, активистка познакомилась с Владимиром Лениным, стала редактором газеты «Искра».

Смерть

Человек, принимавший активное участие в судьбе страны, под конец жизни чувствовал огромное разочарование. Октябрьская революция, по мнению Веры, не принесла ничего хорошего для России.

Перед смертью Засулич поддалась на уговоры друзей и попробовала писать мемуары. Сегодня они собраны в отдельную книгу и представляют собой отрывочные воспоминания из насыщенной биографии народницы.

В 1919 году в комнате женщины уже преклонного возраста случился пожар. Приютили марксистку чужие люди, а через несколько месяцев, 8 мая, общественная деятельница умерла. Причиной смерти стало воспаление легких. Могила публицистки находится на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Засулич Вера Ивановна

(1849-1919) российский политический деятель, публицист, критик

Вера Ивановна Засулич родилась в деревне Михайловка Смоленской губернии в семье небогатого помещика — отставного капитана. После смерти отца она воспитывалась у родных в имении Бяколово. Как Вера вспоминала позже, в своей одинокой юности она мечтала о «деле», о подвигах, о борьбе. Любимыми авторами ее были М.Ю. Лермонтов и Н.А.Некрасов, а главной святыней — исповедь Наливайки, героя поэмы К. Рылеева.

Закончив немецкий пансион в Москве, в 1867 г. Вера Засулич сдала экзамен на звание учительницы. Но работы по специальности не было, и около года она прослужила в Серпухове писцом при мировом судье. С лета 1868 года она стала жить в Петербурге, где работала в женской переплетно-брошюровочной мастерской-артели и одновременно преподавала в воскресной школе для рабочих. Постепенно она начала принимать участие в революционных кружках.

В конце шестидесятых годов, Вера Засулич сближается с народниками. Поскольку она дала свой адрес для пересылки корреспонденции из-за границы С.Г. Нечаеву, лидеру организации «Народная расправа», в которую входила ее сестра, ее также привлекают к «нечаевскому делу». Засулич арестовывают и в течение двух лет содержат в Литовском замке и Петропавловской крепости в Петербурге. В марте 1871 г. в административном порядке она была выслана в с. Крестцы Новгородской губернии, затем в Тверь. Новая высылка в город Солигалич Костромской губернии последовала после ареста за распространение революционной литературы.

С декабря 1873 г. Вера Ивановна Засулич проживала в Харькове, где поступила на акушерские курсы. Постепенно она налаживает связи и вскоре вступает в киевский народнический кружок «южных бунтарей», а осенью 1875 г. переходит на нелегальное положение. Летом 1877 г., после разгрома кружка полицией, она вновь меняет местожительство и отправляется в Петербург, где работает в Вольной русской типографии общества «Земля и воля».

24 января 1878 года.Засулич по собственной инициативе совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова в знак протеста против издевательства над политзаключенными. На суде она заявила, что «хотела обратить внимание общества на это происшествие и сделать не таким легким надругательство над человеческим достоинством». Процесс над Верой Засулич стал общероссийским событием. Благодаря блестящей защите 31 марта того же года она была оправдана судом присяжных под председательством известного адвоката А. Кони.

В российском обществе, многие согласились с ее позицией ответа насилием на насилие. По стране прокатился целый ряд акций индивидуального террора. Сама же Вера Засулич уже в 1901 г. выступила против подобной реакции на события, назвав ее «бурей в открытом пространстве».

Во время процесса она превратилась в национальную героиню. Как писал И. Тургенев, «история с Засулич взбудоражила решительно всю Европу». Поэт Я. Полонский посвятил ей стихотворение «Узница». Но все же друзья посоветовали революционерке эмигрировать в Швейцарию, чтобы избежать возможного нового ареста. Однако ей претила позиция стороннего наблюдателя. В 1879 г. она возвращается в Петербург, где сближается с Г. Плехановым. Оставаясь противницей «систематического» террора, после раскола «Земли и воли» в августе 1879 г. Вера Засулич вместе с Плехановым и своим близким другом Л. Дейчем вошла в группу «Черный передел».

Полиция буквально по пятам следовала за народовольцами, и в январе следующего года, Вера Засулич вместе с Плехановым, Дейчем и Я. Стефановичем вновь эмигрировала в Швейцарию. Вместе с П. Лавровым она руководила «политическим Красным Крестом», оказывавшим помощь политзаключенным и ссыльным.

В начале восьмидесятых годов, Вера Ивановна Засулич вступает в переписку с Карлом Марксом, что в дальнейшем повлияло на изменение ее позиции. В 1883 г. в Женеве она участвовала в создании первой русской марксистской группы «Освобождение труда».

Определяя свою позицию, Вера Засулич попросила Маркса высказать его точку зрения на судьбу крестьянской общины в России. В своем ответе тот утверждал, что «община является точкой опоры социального возрождения России». Вера Засулич перевела на русский язык работу Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» и написала к ней предисловие. Общение с Энгельсом продолжалось в течение двух лет, с 1883 по 1885 год; они не только были в переписке, но и неоднократно встречались. Убеждения Засулич постепенно менялись. Она оставалась верной народническим идеалам, но понимала, что за будущее марксизмом.

Она продолжала переводить сочинения К. Маркса («Нищету философии», «Процесс против Рейнского окружного комитета демократов»), Ф. Энгельса («Внешняя политика русского царизма», «Отставка буржуазии», «О социальном вопросе в России», «Анти-Дюринг»), труды К. Каутского, Э. Маркс-Эвелинг. Одновременно она начинает работу над собственным большим сочинением — «Очерком истории Международного общества рабочих». В статье «Революционеры из буржуазной среды» Вера Засулич критически оценила идеологию восьмидесятников и либералов. Молодежь увидела в ее работе «теоретическое объяснение упадка русской интеллигенции».

Продолжая заниматься общественно-политической работой, Вера Засулич заведует типографией группы «Освобождение труда», является секретарем Русского социал-демократического союза. Раздраженные ее деятельностью власти высылают ее в 1889 г. вместе с Плехановым из Швейцарии. Она переезжает во Францию, где поселяется в деревне Морне.

С девяностых годов Засулич становится видным публицистом, участвует в издании литературно-политического сборника «Социал-демократ». Ее статьи были посвящены критике индивидуального террора, описанию деятельности Степняка-Кравчинского как летописца революционной России. В это время она впервые высказывает мысль о том, что террор может стать причиной гражданской войны.

Вера Засулич представила собственное понимание деятельности Дмитрия Писарева, написала ряд литературно-критических очерков о Н. Чернышевском, В. Слепцове. Особое место в ее критическом наследии занимает анализ деятельности французских энциклопедистов. Книга «Вольтер, его жизнь и литературная деятельность» (1893) стала первым легальным изданием в России работы марксистского характера. Своеобразным продолжением стала книга «Жан Жак Руссо: опыт характеристики его общественный идей» (1899).

Получив право на жительство в Швейцарии, в марте 1897 г. Вера Ивановна Засулич поселилась в Цюрихе, вошла в «Союз русских социал-демократов за границей», занялась редактированием его изданий «Работник» и «Листок работника». Фактически она оказалась связанной с самыми разными организациями: представляла группу «Освобождение труда» на первом и втором съездах «Союза», выступала против «экономистов»; являлась членом революционной организации «Социал-демократ», возникшей после раскола «Союза русских социал-демократов за границей». В качестве автора она сотрудничала в петербургских марксистских журналах «Новоеслово» (1897), «Научное обозрение» (1894—1903). Ее взгляды можно определить как социал-демократические, она последовательно доказывала их, участвуя в деятельности 2-го Интернационала.

С декабря 1899 по март 1900 г. Вера Засулич нелегально находилась в России, где установила связи с местными социал-демократами, впервые встретилась с В. Лениным. С 1900 г. она становится членом редакции газеты «Искра», продолжая поддерживать отношения с Георгием Валентиновичем Плехановым. Уже в новом качестве сотрудника «Искры» Засулич пыталась договориться с теоретиком «легальных марксистов» П. Струве о совместной литературно-издательской деятельности.

Вновь выехав за границу, она поселилась в Мюнхене, после переговоров со Струве вошла в «Заграничную Лигу русских революционных социал-демократов». Засулич ратовала за расширение членства в социал-демократической партии, выступала против ограничения ее рамками подпольной работы. Она также активно полемизировала с Лениным по вопросам строительства партии, считала, что партия для Ленина — это его «план», его воля, руководящая осуществлением плана. По ее мнению, политическая партия не должна становиться террористической организацией.

После Второго съезда РСДРП, Вера Засулич становится одним из лидеров меньшевизма. В это время она уже не принимает террор и насилие как средство достижения власти.

В ноябре 1905 г. после амнистии политических заключенных, Вера Засулич получила возможность вернуться в Россию, где гут же начала сотрудничать в легальных газетах «Начало», «Русская жизнь», «Народная дума», выходивших до 1907 года. После поражения революции 1905—1907 гт. она вновь переходит на нелегальное положение, уезжает на хутор Греково, находившийся в Тульской губернии, и практически отходит от активной политической деятельности. Засулич не могла изменить своим убеждениям о неприемлемости насилия, но видела, что ее идеи оказались оторванными от реальности.

В десятые годы она впервые выступила в качестве переводчика художественной литературы, переводя сочинения Вольтера, Оноре де Бальзака, Герберта Уэллса. Переводы позволили ей стать членом Всероссийского общества писателей и Всероссийского литературного общества.

В годы Первой мировой войны, Вера Ивановна Засулич занимала откровенно националистическую позицию, выступив со статьей «О войне» (1916), в которой говорила о необходимости продолжения войны до победного конца. Пытаясь реконструировать деятельность группы «Освобождение труда», она работала в организации «Единство» и в ее печатном органе газете «Освобождение труда». Она по-прежнему верила в то, что власть можно завоевать только политическим путем.

После Октябрьской революции, Вера Засулич выступала с осуждением политики большевиков, обвиняла их в узурпации власти, репрессиях. Она полагала, что именно деятельность ее товарищей подготовила почву для воцарения «красных вождей», растоптавших в один день все светлые демократические идеалы ее поколения. Л. Дейч признавался, что Засулич говорила ему, что ей даже не хочется жить. Ведь в свое время, она даже жертвовала своим здоровьем, чтобы успеть сделать все необходимое для дела революции.

По совету друзей, Вера Ивановна Засулич начала писать воспоминания, частично они были опубликованы в журнале «Былое», но полностью вышли в 1931 году.


источники:

http://24smi.org/celebrity/128153-vera-zasulich.html

http://biografiivsem.ru/zasulich-vera-ivanovna