Вера Васильева Театр Сатиры биография

Вера Кузьминична Васильева

Фото Все

Видео Все

«Раскрывая тайны звезд»: Вера Васильева

Васильева Вера — Наедине со всеми

Вера Васильева. Нечаянная радость

Вера Васильева — биография

У этой актрисы достаточно богатая фильмография, и она продолжает пополнять её интересными работами. Несмотря на свой почтенный возраст, Вера Васильева по-прежнему снимается в сериалах. Она была простой девчонкой, потом доброй мамой и наконец превратилась в благородную бабушку – такой диапазон ролей, которые ей довелось сыграть за всю свою жизнь.

Известность пришла к Вере Васильевой после съемок в картине «Сказание о земле Сибирской», где она сыграла главную героиню.

Детство и юность

Родилась Вера Васильева 30 сентября 1925 года в небольшой деревушке Сухой Ручей под Тверью в самой простой семье. Правда мама Александра Андреевна в свое время училась в коммерческом училище, знала французский язык, и лелеяла мечту переехать в столицу. Когда это удалось, женщина устроилась на завод, занималась воспитанием трех дочерей, ходила на вечерние курсы, готовившие инженеров-плановиков. Отца звали Кузьма Васильевич, он трудился водителем на том же заводе, что и супруга. Вере Было тринадцать, когда в семье родился четвертый ребенок – брат Василий.

На фото Вера Васильева в детстве

Детство Веры было бедным и полуголодным. Они жили в коммунальной квартире на Чистых прудах, которая топилась печкой. На кухне стояла одна раковина на всю квартиру, под полом хранилась картошка и квашеная капуста, вокруг которых сновали полчища мышей. Такие условия совершенно не располагали к развитию творческих наклонностей, но Вера была любознательной, много читала, и предавалась мечтам о лучшей жизни.

Первый раз девочка оказалась в Большом театре благодаря маминой подруге, которая взяла её с собой. Она смотрела постановку «Царская невеста», и поняла, что очень хочет вырваться из своей коммуналки и тоже стоять на сцене. После этого её стало интересовать все, что касалось театра. И появилась мечта.

Васе исполнилось два года, когда началась война. Мама отправилась с ним в эвакуацию, одна из сестер с медицинским дипломом уехала в Киргизию, вторую с Министерством обороны, где она трудилась, также отправили в тыл. И только Вере пришлось остаться с папой в Москве, и познать на себе все ужасы военного времени. Вместе со взрослыми девочка-подросток носила тяжеленные ящики, наполненные песком для тушения зажигательных бомб, оставалась дежурить на крыше, и втайне от всех мечтала о победе и о том, что непременно станет актрисой.

В начале войны отец помог Вере устроиться на завод, и ей выдали карточку на продукты. Она попала во фрезеровочный цех, где занималась обработкой деталей, а по вечерам бегала в школу рабочей молодежи.

В 1943-м объявили о наборе в Московском городском театральном училище, и Вера поняла, что это судьба. Она быстро отнесла туда нужные документы, и почти без труда оказалась в списке его студентов. Учиться ей довелось на курсе В.Готовцева. Диплом об окончании училища Васильева получила в 1947 году.

Фильмы

Кинематографическая биография Веры Васильевой началась во время учебы в училище. В 1945-м её пригласили в эпизод фильма «Близнецы».

В 1947-м по приглашению Ивана Пырьева Вера снялась в картине «Сказание о земле Сибирской». Это была её первая главная роль, и начинающая актриса блестяще с ней справилась. Лента была более, чем успешной, и её героиня Настя Гусенкова принесла Васильевой первую награду – актриса удостоилась Сталинской премии.

Эта роль сделала Веру Васильеву по-настоящему знаменитой. Фильмография актрисы насчитывает свыше пяти десятков картин, но многие из них так и не стали популярными.

Вера Васильева

Биография

О возрасте женщины говорить не принято, но актриса Вера Васильева не скрывает количество прожитых лет. Народная артистка СССР, любимица публики и символ вдохновения для молодых коллег и сегодня продолжает служить в театре. Вера Кузьминична всегда при полном параде, на каблуках и с неизменной улыбкой, от которой на щеках появляются узнаваемые ямочки.

Детство и юность

Васильева родилась в Москве 30 сентября 1925 года. Отец и мать знаменитости — люди разного происхождения и характера. Кузьма Васильевич вырос в деревне Сухой Ручей и слыл скромным и покладистым человеком. Александра Андреевна — горожанка, окончившая коммерческое училище и знавшая французский язык. Молодая жена тяготилась бытом и порядками, к которым привыкли родители супруга, и мечтала переехать в столицу.

В Москве Васильевы поселились в коммунальной квартире на Чистых прудах. Условия оказались не многим лучше деревенских. Вера Кузьминична вспоминала, что перед выходом из комнаты приходилось громко топать ногами, дабы отпугнуть мышей.

Артистка росла со старшими сестрами Антониной и Валентиной, а перед войной родился младший брат Василий. Многодетная семья имела низкий достаток. Отец трудился шофером, а мать занималась хозяйством. Ряд женских обязанностей лежал на плечах Кузьмы, но Александра отвечала старанием украсить окружающую обстановку.

Во время Великой Отечественной войны Вера осталась с папой в Москве. Маму с маленьким сыном отправили в Башкирию, а сестер эвакуировали, так как одна работала в наркомате обороны, а другая имела медицинское образование. Васильева не забыла город, окутанный паникой, бомбардировки и то, как приходилось спать в метро. Чтобы прокормиться, будущая актриса устроилась на завод.

Из-за тягот мирной и военной жизни родные даже не заметили увлечение дочери. Однажды подруга матери взяла Веру в Большой, где показывали «Царскую невесту». Роскошные декорации впечатлили Васильеву. С тех пор девочка «заболела» сценой. В 1943-м Васильева поступила в театральное училище, немало удивив близких.

Фильмы

Фильмография Веры Кузьминичны начала пополняться на студенческой скамье с эпизода в комедии «Близнецы». А вскоре артистка проснулась знаменитой после участия в картине «Сказание о земле Сибирской». По слухам, увидев Васильеву на экране, Иосиф Сталин умилился и приказал наградить. Так или иначе, в 1948-м исполнительница стала лауреатом Сталинской премии I степени в размере 100 тыс. руб.

В интервью звезда делилась, что перед съемками старательно подготовилась — накрасилась и сделала кудри. Но при виде нарядной студентки Иван Пырьев попросил ассистентов расчесать и умыть претенденту на роль Насти Гусенковой. В завершение образа режиссер вложил скрученные чулки под платье Васильевой, добавив округлости в области груди.

По яркости и объему ответной любви зрителей со «Сказанием» сравним фильм «Свадьба с приданым», ставшим экранизацией одноименного спектакля, за участие в котором Васильевой присудили Сталинскую премию III степени (25 тыс. руб.). Музыкальная комедия отразилась и на личной жизни актрисы, подарив знакомство с будущим мужем.

Среди запоминающихся ролей артистки — мать ключевого персонажа цикла «Следствие ведут ЗнаТоКи» Маргарита Николаевна Знаменская. В привычном для поклонников детективной эпопеи образе Васильева появлялась и в 1970-е, и в 2000-е годы.

Театр

В 1948-м Вера Кузьминична пришла в Московский академический театр сатиры и через два года получила статус примы. Журналисты не раз восторженно писали о том, как актриса предана родной сцене. Васильева любит этот храм искусства и ладит с труппой. Конечно, не всегда знаменитость играла желанных героинь, но находила компромиссы, старалась не завидовать и не держать зла.

Васильева появлялась как в классических пьесах, так и в нетрадиционных представлениях. К таковым относится постановка Романа Виктюка «Реквиеме по Радамесу», где компанию артистке составляли однокурсница Ольга Аросева и оперная прима Елена Образцова.

Больше 70 лет актриса верна Театру сатиры, но выступала и на других подмостках, как московских, так и провинциальных. Так, Васильеву приглашали в Орел играть Кручинину в «Без вины виноватых». А с 2012 года в Малом театре за исполнительницей закреплена роль графини Анны Федотовны в «Пиковой даме».

Общественная деятельность

Около двух десятилетий артистка числилась секретарем Союза театральных деятелей России. Будучи председателем социально-бытовой комиссии, уделяла немало внимания поддержке коллег, попавших в затруднительное финансовое положение.

Небезразлично доброе сердце актрисы и к бездомным животным. Братьям нашим меньшим Васильева помогала не только словом, но и делом. В квартире знаменитости живет кот Филимон, которого Вера Кузьминична подобрала на улице.

Личная жизнь

В 2019 году артистка призналась в интервью, что однажды Пырьев позвал в номер, дабы получить благодарность за звездную роль. Встретив отпор, режиссер грозил испортить карьеру. Но на удивление, Васильева вспоминала Ивана Александровича не со злостью, а с благодарностью за старт, данный в молодости. Не таить обиду — отличительная черта Веры Кузьминичны.

Актриса пошла под венец лишь раз. До знакомства с Верой Владимир Ушаков был женат на коллеге Нине Гарской, а Васильева теряла голову от любви к Борису Равенских. Затем Нина ушла к композитору Николаю Каретникову. Но тот думал лишь о новых постановках и не собирался бросать семью, хотя о романе знал весь театр.

Артистка поставила точку в отношениях, длившихся не один год. В это время Ушаков терпеливо ждал, добивался внимания Веры Кузьминичны, пока та не ответила согласием. Свадьбу отпраздновали скромно: без пышных нарядов, в общежитии. Васильева вспоминала, что в то время была как во сне и испытывала сомнения в правильности выбранного пути. Впервые белое платье и обручальное кольцо надела только на золотом юбилее.

Пара прожила в браке 56 лет. Владимир Петрович красиво ухаживал и ежеминутно доказывал чувства. Вера не хотела вести хозяйство — муж решил не обременять любимую и нанял домработницу. Благодаря таким поступкам Ушаков окончательно расположил избранницу.

Детей у Васильевой нет. Названной дочерью артистка считает Дарью Милославскую, а ее дочь Светлану — внучкой. Даша по образованию юрист и филолог, знает два иностранных языка. Человек, по отзывам Веры Кузьминичны, воспитанный, заботливый и искренний. Милославская помогла женщине пережить смерть Ушакова, возит в театр и путешествия.

Внешность и стиль

Неувядающая звезда утверждает, что после каждого спектакля — а это практически на ночь — любит побаловаться чем-нибудь вкусненьким, но вес контролирует. Но, глядя на фото Васильевой, не скажешь, что актриса злоупотребляет лишними калориями. Секрет в объеме порции: Вера Кузьминична ест только из маленьких тарелочек.

Артистка и сейчас не выйдет на улицу, если не уложит волосы и не накрасится. Исполнительница считает важным следить за осанкой и хорошо высыпаться. Пластические операции Васильева не делала, но с пониманием относится к тем, кто прибегает к помощи хирургов.

Из бедного детства тянется любовь к роскошному гардеробу. Когда появлялась возможность, Васильева покупала одежду и в Доме моделей на Кузнецком мосту. Стоит отметить, что в наряде актрисы нередко присутствуют сверкающие ожерелья, бусы и медальоны.

Вера Васильева сейчас

Вера Кузьминична по-прежнему с трепетом готовится к каждому выходу на сцену. Мелочей в этом деле нет, даже аромат духов должен соответствовать. Васильева сохраняет добрые отношения с коллегами, избегает скандалов. Александра Ширвиндта, долгие годы бывшего художественным руководителем Театра сатиры, она называет другом и советчиком.

С участием актрисы в ее родном театре идет моноспектакль «Вера». Постановка выполнена в жанре эссе и построена на воспоминаниях Васильевой. Моменты биографии исполнительницы переплетаются здесь с историей театра.

Артистка делится талантом и со зрителями других учреждений культуры. Осенью и зимой 2021 года полюбоваться блестящей игрой Васильевой в пьесе «Брысь» смогли жители и гости Санкт-Петербурга, посетив Театр музыкальной комедии.

Вера Васильева Театр Сатиры биография

Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года. В детстве много времени проводила на родине своего отца, в деревне Сухой Ручей Тверской (в то время — Калининской) области.

В 1948 году окончила Московское городское театральное училище при Театре Революции (курс В. В. Готовцева).

Ещё будучи студенткой, в 1945 году дебютировала в кино, в эпизодической роли в картине «Близнецы». Первую большую роль сыграла в 1947 году — Настю Гусенкову в фильме «Сказание о земле Сибирской» И. Пырьева. За эту роль была отмечена Сталинской премией. После этого фильма была замечена зрителями.

Фильмография актрисы насчитывает более 40 картин. Среди других фильмов с её участием можно отметить «Свадьбу с приданым» (1953), комедию «Звезда экрана» (1974), драму «Несовершеннолетние» (1976), музыкальную комедию «Карнавал» (1981), мелодраму «Выйти замуж за капитана» (1985), комедийную ленту «Похождения зубного врача» (1965).

С 27 марта 1948 года — актриса Московского академического театра сатиры. Сыграла свыше 60 ролей. В театре одной из лучших сыгранных ею ролей была графиня Альмавива в спектакле В. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1968).

Играла в других театрах. Автор двух книг мемуаров — «Продолжение души» и «Золушка с Чистых прудов»

Народная артистка СССР (1986)

Занята в спектаклях

  • Вера — Вера Васильева

Играла в спектаклях

«Орнифль, «Грустно, но смешно», Лиза – «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди по Д. Ленскому (1948), Ольга – «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова (1950), Сафи – «Женихи» А. Токарева и В. Шкваркина (1951), Таня Сыромятова – «Женитьба Белугина» А. Островского и Н. Соловьева (1951), Ин-Ин – «Пролитая чаша» Ван Ши Фу (1952), Катя – «Личная жизнь» К. Финна (1952), Маша Ракитина – «Подруги» А. Симукова (1952), Галочка – «Где эта улица, где этот дом» В. Дыховичного и М. Слободского (1953), Иларетта – «Судья в ловушке» Г. Филдинга (1954), Магда – «Последняя сенсация» М. Себастьяна (1955), Маша – «Чужой ребенок» В. Шкваркина (1955), Зина – «Поцелуй феи» З. Гердта и М. Львовского (1955), Виви – «Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу (1956), Шура – «Дело было в Конске» (Домик) В. Катаева (1956), Аннунциата – «Тень» Е. Шварца (1958), Дочь бензинщика – «Дамоклов меч» Н. Хикмета (1959), Королева – «Волшебные кольца Альманзора» Т. Габбе (1959), Эллочка Щукина – «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова (1960), Лика – «Слепое счастье» А. Кузнецова и Г. Штайна (1960), Джоан – «Четвертый позвонок» М. Ларни (1961), Ганна Николаевна – «Яблоко раздора» М. Бирюкова (1961), Вера Горовая – «24 часа в сутки» О. Стукалова (1962), Клавдия Бояринова – «Ложь для узкого круга» А. Салынского (1964), Вера Эдуардовна – «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского (1964), Надежда Кленова – «Белый телефон» М. Гиндина и Г. Рябкина (1964), Жанна Барбье – «Интервенция» Л. Славина (1967), Поля – «Баня» В. Маяковского (1967), Вышневская — «Доходное место» А.Н. Островского (1967), городничиха Анна Андреевна — «Ревизор» Н.В. Гоголя (1972), графиня Альмавива — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1968), Соня – «У времени в плену» А. Штейна (1970), Придворная дама – «Обыкновенное чудо» Е. Шварца (1971), Лидия Семеновна – «Таблетку под язык» А. Макаенка (1972), Ольга Ильинична – «Пощечина» С. Михалкова (1974), Баба-одноглазка – «Клеменс» К. Сая (1976), Посол Объединенной Державы – «Ее превосходительство» С. Алешина (1979), Агнесса Павловна – «Восемнадцатый верблюд» С. Алешина (1983), «Молчи, грусть, молчи. » А. Ширвиндта (1985), госпожа Соколова – «Последние» М. Горького (1987), маменька Мелипольская — «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1987), Домна Платоновна — «Воительница» Н.С. Лескова (1988), Анна Австрийская – «Молодость Людовика XIV» А. Дюма (1992), Эстер – «Священные чудовища» Ж. Кокто (1996), Камелия – «Реквием по Радамесу» А.Николаи (2012), «Концертная бригада приветствовать вас рада. Театр сатиры на фронте» (2015), «Таланты и поклонники», «Роковое влечение» и др.

Роли в других театрах

Брянский драматический театр
Дженни — «Дженни Герхард» по Теодору Драйзеру (1953)

Тверской драматический театр
Раневская — «Вишневый сад» А. П. Чехова (1984), постановка — Вера Ефремова

Орловский драматический театр
Кручинина — «Без вины виноватых» А. Н. Островского (1990), постановка — Борис Голубицкий

Новый драматический театр (Москва)
Пехтерева — «Ассамблея» П. Гнедича, постановка — А. Сергеев (1996)
Сарытова — «Блажь» А. Н. Островского (1997)

ГАЦТК им. С.В. Образцова
Миссис Сэвидж — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, реж. А. Денников (2006)

Театр «Модернъ»
Элизабет — «Однажды в Париже» В.Асланова, реж. Ю. Васильев (2010)

Малый театр
Графиня Анна Федотовна — «Пиковая дама» А. С. Пушкин, постановка — А. Житинкин (2012)