История исполнительства на русских народных инструментах в Красноярске ведёт начало с года возникновения острога — 1628 года. Первопроходцы — казаки и переселенцы — если и не имели в привезённом из Европейской Руси домашнем скарбе музыкальных «орудий», то уж обладали, во всяком случае, опытом их изготовления и навыками музицирования.
Без песни, музыкально-инструментального фона трудно было бы обустраивать личную и общественную жизнь, а потому и звучали свирели, гусли и бубны в праздники и будни в руках не только профессионалов — скоморохов, но и простых горожан.
С изменением условий труда и быта, появлением так называемых «семейских» и «новопоселенцев» произошли кардинальные перемены в народно-песенном и инструментальном фольклоре. Одни песни и инструменты исчезали, на их месте возникали новые, среди которых с конца XVIII — начала XIX века особенно ярко и широко предстала балалайка. До появления гармоники она являлась ведущим катализатором вечёрок и посиделок, не уступая первенства и в последующие десятилетия.
Как и во всей России, в Красноярске реформаторские идеи В.В.Андреева перевернули представление о народных щипковых инструментах. Уже летом 1900 года в городском парке местный капельмейстер С.В.Эльский успешно представил один из первых сибирских балалаечных ансамблей, вызвав бурю восторга горожан. К 1912 году в городе звучали десятки балалаечных, великорусских и смешанных (балалайка-мандолина-гитара) коллективов. Появились и свои первые солисты, балалаечники — В.Е. Авксентьев, В.Н. Шапиро, П.В. Жёлудев, Г.И. Трошин, домристы — Кунгурцев Л.А., Кудряшов В.Е. и др.
Поэтому у общественности города и организаторов музыкального образования не возникло сомнений по поводу включения в структуру открытой в 1920 году Народной консерватории класса народных инструментов, в котором уроки игры на балалайке вёл Г.И.Трошин, а на домре — В.Е. Кудряшов. Наконец, в конце 20 — начале 30-х годов расцвёл талант Б.С. Феоктистова, впоследствии — лауреата первого всесоюзного смотра-конкурса исполнителей на народных инструментах, заслуженного артиста РСФСР, многие годы солировавшего в Краснознамённом Ансамбле песни и пляски им. А.А. Александрова.
Фото и подпись Владимир Александрович Аверин
Дальнейшая история исполнительства на балалайке и домре связана с художественной самодеятельностью и расширяющейся системой музыкального образования. Смотры кружкового и любительского музицирования в 30-60-е годы неоднократно представляли красноярской публике талантливых солистов в лице балалаечников А.Титинёва и И.Литвиненко, домристов Г.Карпова и А.Светашкова, отлично сыгранных ансамблей и оркестров (как, например, секстет домр Г.Г.Головачёва).
Но главной движущей силой в развитии исполнительского искусства игры на балалайке и домре стали музыкальные учебные заведения — ДМШ и краевое музыкальное училище (впоследствии — краевое училище искусств).
А.П.Браудэ, А.Н.Калачёв, М.Ф.Бутаков, В.К.Наконечная. Это лишь малая часть преподавателей, отдавших всю свою жизнь воспитанию профессиональных музыкантов — струнников, которые, в дальнейшем, открыли классы домры и балалайки в городских музыкальных школах, организовали самодеятельные творческие коллективы, подготовили основу для появления в структуре открывшегося в 1978 году института искусств кафедры народных инструментов.
С появления высшего образовательного звена в системе профессионального образования музыкантов-народников начала развиваться академическая школа балалаечников и домристов. На кафедре стали работать первоклассные специалисты — домристы Людмила Петровна Вахрушева и Виктор Павлович Зелёный. А возглавил кафедру балалаечник Владимир Александрович Аверин.
С тех пор прошло более трёх десятилетий. Молодые педагоги стали маститыми профессорами с почётными званиями, окружёнными десятками воспитанников, оставившими заметный след в концертной жизни не только города, края или Сибири, но и далеко за пределами зауральского региона.
Фото и подпись Людмила Петровна Вахрушева Фото и подпись Виктор Павлович Зеленый
В 1984 году В.П.Вахрушева и В.П.Зелёный помимо сольной концертной деятельности объединились в дуэт четырёхструнных домр. Ансамбль стал незаурядным явлением в культурной жизни края и Сибири. С его искусством познакомились жители десятков городов России. В 1986 году дуэт завоевал вторую премию на III Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах (г.Тула).
Для коллектива красноярскими композиторами были написаны такие сочинения, как сюита «Русалия» В.Бешевли, Дуэт-соната О.Меремкулова, Аллегро В.Сенегина и др. Примечательно, что такая форма музицирования нашла широкий отклик в учебном процессе музыкальных учебных заведений, показателем которого стало появление большого количества дуэтных ансамблей на детских и юношеских творческих конкурсах.
Сегодня профессора, заслуженные артисты России Л.П.Вахрушева и В.П.Зелёный особое внимание уделяют педагогической и консультационно-методической работе. Ими подготовлено и выпущено в свет множество репертуарных сборников, хрестоматий, статей и рекомендаций по различным проблемам домрового исполнительства. Но, главное, — профессионально подготовленные выпускники.
За годы работы в вузе их классы окончили около 120 человек. Многие из них играют видную роль в музыкальной жизни Сибири. Такие, как заслуженный артист РФ Александр Руденко, руководитель и солист инструментального ансамбля им. Н.П.Будашкина Сергей Колядин, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Татьяна Зубрева, Татьяна Огульчанская, Владимир Кошелев, Ирина Горбунова.
Достаточно взглянуть на домровую группу Красноярского филармонического русского оркестра, где все пульты, от домр малых до домр басовых, за редким исключением, обслуживаются выпускниками классов красноярских профессоров. И эта работа продолжается.
Возникновение балалаечной исполнительской школы в Красноярске и крае связано с деятельностью заслуженного артиста России, профессора Владимира Александровича Аверина, в 2011 году отметившего своё семидесятилетие. И как исполнитель, и как педагог, и как исследователь истории исполнительства на русских народных инструментах в Сибири и России он сумел добиться высоких результатов.
Среди его 70 выпускников — доценты и профессора, заслуженные работники культуры России и сибирских республик, руководители творческих коллективов и солисты-инструменталисты, лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Исполнительское искусство В.А. Аверина известно не только в Сибири и России, но и в США, Германии, Японии.
Его исследовательская и методическая работа насчитывает более 150 трудов, среди которых есть монографии, учебные пособия, научные статьи, репертуарные сборники. Он стал первым заведующим кафедрой и сумел в короткий срок создать одну из лучших учебно-педагогических структур в молодом вузе, влияние которой охватило всю Восточную Сибирь.
Сегодня кафедра народных инструментов КГАМиТ насчитывает семь профессоров, три доцента и четыре преподавателя (один из них — старший преподаватель). Отрадно, что на кафедре работают молодые педагоги — гитарист К.В. Миронов, балалаечник А.Н. Шакорин, домристы В.С. Кошелев и А.Е. Зубрев. Растёт смена, и есть уверенное чувство преемственности поколений и широкой перспективы будущей сибирской школы исполнительства на струнных щипковых инструментах.
Участники концерта
Фото Вера Макарова
Вера Макарова — солистка Красноярского филармонического русского оркестра, выступает с сольными концертами в городах Красноярского края и Сибири, автор ряда сочинений для балалайки. Окончила Читинское музыкальное училище (класс Н.И. Соловьёва), Красноярский государственный институт искусств и ассистентуру-стажировку (класс В.А. Аверина) Дипломант всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах студентов музыкальных вузов (1997, г.Магнитогорск) и лауреат Международного конкурса «Кубок Севера» (1997, г.Череповец, 3 премия).
Несколько лет выпускница работала на кафедре народных инструментов родного вуза (с 2001 — старший преподаватель).
Фото Наталья и Светлана Почекутовы
Наталья и Светлана Почекутовы — студентки 5 курса КГАМиТ (класс Л.П. Вахрушевой), артистки Красноярского филармонического русского оркестра. В 1995 году состоялось первое их выступление в дуэте домр. Лауреаты 1 премии Международного конкурса «Территория музыки без границ» (Санкт-Петербург, 2010 г.), На этом же конкурсе сёстры получили звание лауреатов и как солистки. В 2011 году на международном конкурсе «Надежда», Светлана стала лауреатом 3 премии, а Наталья — дипломантом.
Фото Антон Закрасовских и Гойман
Антон Закрасовских — студент 3 курса музыкального колледжа при КГАМиТ (класс В.А. Аверина), артист Красноярского филармонического русского оркестра. Окончил ДМШ г.Заринска по классу балалайки Л.Ю. Зубаревой. Лауреат многих юношеских конкурсов исполнителей на народных инструментах. В 2011 году становится лауреатом 1 премии Международного конкурса «Найдал» (Улан-Удэ) и «Надежда» (Красноярск).
Макарова Вера Алексеевна
Вера Макарова родилась 5 февраля 1977 года в городе Балей Читинской области.
С 1987 по 1992 год обучалась в Центральной детской музыкальной школе им. Б. Г. Павликовской города Чита по классу балалайки у Т. В. Бражниковой, затем у Н. Х. Биксалеева и Н. И. Соловьева. За время обучения в школе стала лауреатом (I премия) городского конкурса исполнителей на народных инструментах (Чита, 1990). Была удостоена звания лауреата (I премия) 1-го Всероссийского конкурса юных исполнителей на народных инструментах (Ангарск, 1990), выступала на заключительном концерте лауреатов вышеназванного конкурса в Колонном зале Дома союзов (Москва, 1990). Удостоена звания дипломанта регионального Красноярского фестиваля-конкурса музыкального творчества детей и молодёжи «Надежда-92». Являясь лауреатом-стипендиатом Советского детского фонда им. В.И.Ленина, отмечена почётной грамотой и благодарственным письмом за высокое исполнительское мастерство на VII областном конкурсе оркестров и ансамблей русских народных инструментов на приз им. Н.П.Будашкина (Чита, 1991) и грамотой за высокий профессиональный уровень исполнения программы на показательном концерте учащихся народного отделения детских музыкальных школ города и области (Чита, 1992).
С 1992 по 1994 год экстерном обучалась в Читинском музыкальном училище в классе преподавателя Н.И.Соловьева. За данный период дважды занимала I место в конкурсе исполнителей на народных инструментах среди студентов Читинского музыкального училища (1993, 1994). В 1993 году стала лауреатом (III премия) Сибирского конкурса юных музыкантов (г.Междуреченск), на этом же конкурсе удостена диплома за лучшее исполнение обработки народной мелодии. Затем стала лауреатом-стипендиатом красноярского регионального фестиваля-конкурса музыкального творчества детей и молодежи «Надежда-94».
В 1994 году по окончании училища (с отличием) поступила в Красноярский государственный институт искусств (ныне – Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) в класс заслуженного артиста РФ, профессора В.А.Аверина. В 1995 году в составе камерного оркестра народных инструментов «Забайкальские самоцветы» под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Э.С.Маковского стала дипломантом XIII Всемирного творческого фестивали дружбы «Апрельская весна» (г. Пхеньян). В том же году по итогам конкурса среди студентов вузов г. Красноярска В.Макаровой была присуждена премия Фонда научно-технической, инновационной и творческой деятельности молодежи.
С 1995 года – солистка муниципального русского оркестра (ныне – Красноярский филармонический русский оркестр им. А. Ю. Бардина). В 1997 году стала дипломантом III Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах – студентов музыкальных вузов России (г. Магнитогорск). В этом же году завоевала III премию и звание лауреата III Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» (г. Череповец), здесь же награждена специальным призом и грамотой «За лучшее исполнение произведений А.Б.Шалова» с дарственной надписью автора. В 1997 году В.Макаровой была назначена стипендия президента Российской Федерации.
В 1998 году досрочно окончила КГИИ. В 2000 году – аспирантуру (руководитель – заслуженный артист России, профессор В. А. Аверин). С 1998 года – преподаватель кафедры народных инструментов КГИИ (с 2002 года – старший преподаватель).
В 2003 году награждена знаком «За достижения в культуре».
С 2012 по 2016 год в должности доцента была заведующей кафедрой народных инструментов КГАМиТ (ныне СГИИ им. Д.Хворостовского).
В мае 2020 года Вера Макарова награждена дипломом лауреата I степени за победу в IV Международном музыкальном конкурсе имени Рейнгольда Глиэра в номинации «композитор» (Москва, заочный формат).
В.Макарова автор пьес для детей. Издано три сборника пьес для юных балалаечников: «Улыбки», «Лучик счастья», «Легко и просто».
В 2021 году Вере Макаровой присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Красноярского края».
Вера Макарова гастролирует по России с сольными концертами от Камчатки до Санкт-Петербурга и Москвы. Сотрудничает как солистка с оркестрами, выступает в дуэте с гитаристкой Заслуженным работником культуры Забайкальского края Татьяной Пузыревой. В концертном репертуаре Веры Макаровой оригинальные произведения для балалайки и переложения музыкальной классики, а также собственные сочинения для балалайки, саксофона-альт, мелодики, ханга.
Сочинения Макаровой Веры Алексеевны
Для учащихся ДМШ по классу балалайки (домры)
Маленький экспромт (1997 г.) // Нотный сборник «Take fivе» / Сост. А.Гуревич. — Новосибирск, 2003.
Нотный сборник для учащихся ДМШ по классу балалайки (домры) «Улыбки» / Сост. В. Макарова. — Красноярск, 2011.
Улыбки
Колыбельная
Зимним полем с бубенцами под дугой
Непоседа
Дразнилка
Весёлый старт
Лесная полечка
Маленький экспромт
Нотный сборник для учащихся ДМШ по классу балалайки (домры) «Лучик счастья» / Автор и составитель В. Макарова. — Красноярск, 2017.
Лучик счастья
Пробуждение природы (1 часть Сказочной сюиты )
Чудный день! (2 часть Сказочной сюиты)
Песня лесных ручьёв (3 часть Сказочной сюиты)
Озорнушка (4 часть Сказочной сюиты)
Красота вечерней зари
Побегушки
На карнавале
Нотный сборник «Легко и просто» / Автор и составитель В. Макарова. — Красноярск, 2019.
Пересада А. Энциклопедия балалаечника. – Краснодар, 2008. – С. 80.
Троегубова А. Прима-балалайка филармонии стала победительницей международного конкурса // https://cultura24.ru/news/15036/
Каналы на YouTube Веры Макаровой
Мгновения сольного концерта Веры Макаровой
Звонкая прима
Вера Макарова, балалайка (Красноярск)
Художественный руководитель и главный дирижер –народный артист России Владимир Гусев
Дирижер — лауреат Всероссийского конкурса Рустам Дильмухаметов
В этом концерте всё наше внимание будет приковано к замечательному инструменту – русской балалайке! На сегодняшний день это виртуозный концертный инструмент, вошедший в золотой фонд отечественной культуры. А солистка – лауреат международного конкурса, солистка Красноярского филармонического русского оркестра Вера Макарова – первая и пока единственная в России исполнительница на балалайке, завоевавшая среди мужчин призовое место на престижном международном конкурсе «Кубок Севера». Мэтры музыкального искусства зовут её «лучшей из балалаечниц всех времен». Секрет её успеха – в огромной любви и преданности этому старинному, душевному, русскому инструменту. «Балалайка для исполнителя – самый благодарный инструмент с неисчерпаемыми возможностями, — говорит Вера Макарова, — на ней сыграть можно все: классику, джазовые, эстрадные переложения…». Кроме того, что она виртуозно владеет этим замечательным инструментом, Вера ещё и композитор, и великолепный педагог! А значит, в программе обязательно прозвучат произведения, написанные самой Верой. И откроем вам секрет, Вера Макарова играет не только на балалайке, а ещё и на… саксофоне! Неожиданно правда? Обязательно приходите, и удивления и восхищения будет ещё больше! А мы обещаем, что вы не пожалеете!
Другие концерты этого коллектива
12+ 25 Апреля в 18:30 Фестиваль «Струны Сибири». День первый V международный фестиваль оркестров народных инструментов «Струны Сибири» Пушкинская карта
95 лет. Свой путь
Русский академический оркестр Ярослав Кучерявых, виолончель Гурий Гурьев, баритон (НОВАТ) Анастасия Лысякова, вокал Дирижёры — Владимир Гусев, Рустам Дильмухаметов, Владимир Ефимов, Владимир Шкуровский (Москва), Олег Оrнев (Улан-Удэ) Государственный концертный зал имени А.М. Каца 300 р. Купить билет
6+ 15 Мая в 15:00 Музыка и танец Абонемент №23 (2021–22) Пушкинская карта
Концерт перенесён с 5 февраля
Танцевальные ритмы разных стран и направлений
Русский академический оркестр Хореографические коллективы г. Новосибирска Дирижёр – Рустам Дильмухаметов Автор сценария и ведущая – Елена Самарина Государственный концертный зал имени А.М. Каца 300 – 600 р. Купить билет
Русский академический оркестр Дарья Рубцова, вокал (Москва) Дирижёр – Рустам Дильмухаметов Камерный зал филармонии 300 – 600 р. Купить билет
Истории из жизни мистера Диснея и его героев
Песни из мультфильмов «Аладдин», «Рапунцель», «Холодное сердце», «Красавица и чудовище»
Русский академический оркестр Анна Вараксина, сопрано Марина Филатова, сопрано Андрей Гладков, баритон Владимир Коварский, бас Вадим Тихоненко, художественное слово Дирижёр – Рустам Дильмухаметов Ведущая – Елена Самарина Камерный зал филармонии 250 р. Купить билет
Русский академический оркестр Анна Вараксина, сопрано Ульяна Выграненко, меццо-сопрано Андрей Гладков, баритон Владимир Коварский, бас Вадим Тихоненко, художественное слово Дирижёр – Рустам Дильмухаметов Ведущая – Елена Самарина Камерный зал филармонии 250 р. Купить билет