Вера Лотар Шевченко биография

Вера Лотар-Шевченко

фотографии >>

биография

Лотар-Шевченко Вера Августовна

10 марта 1901 — 10 декабря 1982, Новосибирск

Родилась в Турине в семье француза и испанки. В семье витал дух искреннего интереса к русской культуре, и даже имена детям дали русские – Вера и Дмитрий. Отец-математик и мать-филолог были приглашены стать преподавателями Сорбонны, и семья переехала в Париж.

Музыка в семье звучала всегда и в жизни Веры она была сколько та себя помнила. Её учителем был прославленный французский пианист Альфред Корто, от которого кроме блестящей техники она унаследовала пожизненную привязанность к музыке Шопена и Дебюсси. В 12 лет Вера выступала с оркестром, которым дирижировал Артуро Тосканини. После Парижа Вера Лотар отправилась стажироваться в Венскую музыкальную академию. Её исполнением Бетховена восхищался Ромен Роллан. Начались гастроли по Старому и Новому Свету.

В 1936 году она знакомится с сотрудником советского торгпредства акустиком Владимиром Шевченко, который занимался строительством струнных инструментов. Несмотря на то, что Шевченко был значительно старше неё и имел уже двоих сыновей, Вера влюбилась, вышла за него замуж и родила ребенка.

Владимир Шевченко был вывезен из России ребенком в Первую мировую войну и изо всех сил рвался на родину. В 1938 году вместе со всеми детьми семья оказалась в Ленинграде в самый разгар сталинского террора. С большим трудом и только благодаря рекомендациям Марии Вениаминовны Юдиной, Веру Лотар-Шевченко взяли солисткой в Ленинградскую филармонию.

В 1941 году Владимира Шевченко арестовали. Вера бросилась в местное управление НКВД и, путая французские и русские слова, яростно принялась доказывать его невиновность. Её арестовали, осудили на восемь лет лагерей и пять лет поражения в правах. Срок отбывала в лагере на Северном Урале. Владимир Шевченко был осужден на 10 лет без права переписки, что почти наверняка свидетельствовало о том, что его расстреляли. Её сын умер в блокадном Ленинграде.

Свои тринадцать лет Вера Лотар-Шевченко отбыла от звонка до звонка. Но не на лесоповале, а на кухне, что по тем временам считалось огромным везением. Она вырезала кухонным ножом сначала на нарах, а потом на доске клавиатуру и в короткие минуты отдыха беззвучно имитировала игру на рояле. Многолетнее мытье посуды в ледяной воде не прошло даром – руки Лотар-Шевченко до конца ее дней были поражены артритом. И еще — неправильно сросшиеся после того, как их на допросах переломал («не спеша, смакуя каждый удар, рукоятью пистолета») старший следователь. До сих пор остается загадкой, как такими руками можно было исполнять виртуозную фортепианную музыку.

Выйдя из лагеря зимой 1954 года, она поехала в Нижний Тагил – самый крупный после Свердловска город области, т.к. не имела права жить в областных центрах. Работала концертмейстером в Нижнем Тагиле, аккомпанируя спектаклям в городском театре, режиссёром которого был Владимир Мотыль; по предположению журналистов, отзвук знакомства с Лотар-Шевченко слышен в образе Полины Анненковой-Гебль в фильме Мотыля «Звезда пленительного счастья». После выхода фильма он прислал Вере Августовне журнал со статьей о создателях фильма, поверх которой размашистым почерком Мотыля стоял автограф: «Образ Полины я делал с Вас, Вера!».

Затем была солисткой областных филармоний в Свердловске и Барнауле. 19 декабря 1965 года в газете «Комсомольская правда» был опубликован очерк Симона Соловейчика «Пианистка», посвящённый судьбе Лотар-Шевченко. Она стала солисткой Новосибирской государственной филармонии. В последние годы жизни Лотар-Шевченко вновь получила возможность концертировать в Москве и Ленинграде.

Судьба Лотар-Шевченко в самых общих чертах легла в сюжетную основу фильма режиссёра Валерия Ахадова на сценарий Евгения Козловского «Руфь» (1989), в котором главную роль сыграла Анни Жирардо.

В 1991 году о Вере Августовне на Западно-Сибирской киностудии режиссёром-оператором Валерием Николаевичем Клабуковым, живущим сейчас в Германии, по сценарию С.Березанской и Л.Гуревича был снят документальный фильм «Мы ещё будем жить настоящей жизнью».

С 2005 года в Новосибирске проходит Международный конкурс пианистов имени Лотар-Шевченко.

Вера Лотар-Шевченко

Пианистка Вера Лотар родилась в Турине в 1901 году. Её родители преподавали в высшей школе, отец — математику, а мама — язык и литературу. Позднее оба читали курсы по своим дисциплинам в Сорбонне. Музыкой Вера стала заниматься, как утверждала сама позднее, «с тех пор как себя помню». В семье Лотар музыка и литература определяли всё. Так же, как и в жизни дочери. Успехи были ободряющими: уже в двенадцать лет Вера играла с оркестром Артура Тосканини. В Париже она училась у Альфреда Корто. И навсегда разделила привязанность своего педагога к произведениям Шопена и Дебюсси. По окончании курса Корто она стажировалась в Венской музыкальной академии. И уже это прославленное учебное заведение оставило в её репертуаре Баха, Моцарта, Бетховена, с которыми она никогда не расставалась. Портрет Бетховена всегда соседствовал с её домашним инструментом.

В Париже Вера Лотар вышла замуж за сотрудника советского торгпредства Владимира Шевченко. И в 1938 году переехала с ним в СССР. Встретили её, в полном соответствии с духом этого страшного года, весьма подозрительно. И только заступничество известной советской пианистки М.В.Юдиной позволило Лотар-Шевченко получить соответствующую исполнительскую категорию и начать работу в Ленинградской государственной филармонии.

Сначала арестовали мужа, а затем и её. Более тринадцати лет Вера Лотар-Шевченко провела в сталинских лагерях. Невиновная, отбывала назначенный ей срок в Сахалинлаге и Севураллаге. Все эти долгие годы единственным её инструментом была вырезанная на нарах кухонным ножом фортепианная клавиатура. В редкие свободные минуты она «играла» на этом безмолвном инструменте. Заключённые, наблюдавшие эти необычные концерты, были потрясены её преданностью музыке и уверяли, что понимали и слышали, что она пыталась извлечь своими искорёженными тяжёлой физической работой пальцами из самого необычного музыкального инструмента XX века. После освобождения она работала концертмейстером в музыкальном театре города Нижний Тагил, где осуществлял свои первые постановочные замыслы будущий знаменитый российский кинорежиссёр Владимир Мотыль. Затем жила в далёком Барнауле. И, наконец, в середине семидесятых годов прошлого века по приглашению основателя Сибирского отделения АН СССР академика Михаила Лаврентьева переезжает в знаменитый Академгородок под Новосибирском. Становится солисткой Новосибирской государственной филармонии. Вера Августовна проживёт в Академгородке шестнадцать счастливых лет. Начнётся активная гастрольная деятельность. Она постоянно играет в Москве и Ленинграде, Новосибирске, Одессе, Омске, Свердловске. Работает невероятно много. В концертных программах этого времени любимые ею имена: Бах, Бетховен, Шопен, Дебюсси. Подлинным триумфом пианистки стало исполнение всех сонат Бетховена и пятого концерта композитора с оркестром Новосибирской филармонии под управлением дирижёра Василия Синайского.

Она не раз получала возможность возвратиться во Францию и всегда отказывалась: «Это было бы предательством памяти русских женщин, помогавших мне выжить в адских условиях заключения».

Вера Августовна Лотар-Шевченко похоронена на Южном кладбище Академгородка. На могильной плите высечены её слова: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».

Дата рождения 1901
Переезд в СССР 1938

Лотар-Шевченко, Вера Августовна

10 марта 1901 — 10 декабря 1982

французская и советская пианистка

Вера Августовна Лотар-Шевченко (фр. Vera Lothar; 10 марта 1901, Турин, Италия — 10 декабря 1982, Новосибирск, СССР) — французская и советская пианистка.

Биография

Училась в Париже у Альфреда Корто, затем в Венской академии музыки. В 12 лет дебютировала с оркестром под руководством Артуро Тосканини.

Вышла замуж за эмигранта из России Владимира Шевченко, инженера-акустика, работавшего также над созданием смычковых инструментов (современные журналисты утверждают, что в Париже у него была репутация «русского Страдивари»). В 1937 году вместе с мужем переехала в Советский Союз. При поддержке известной пианистки Марии Юдиной получила возможность выступить в Ленинграде и Москве. В 1941 г. была репрессирована. Отбыла 13 лет заключения в ГУЛаге. Находясь в заключении, вырезала на нарах фортепианную клавиатуру и «играла» на ней. В лагере узнала о смерти мужа в лагере и двух детей в блокадном Ленинграде.

После освобождения работала концертмейстером в Нижнем Тагиле, аккомпанируя спектаклям в городском театре, режиссёром которого был Владимир Мотыль; по предположению журналистов, отзвук знакомства с Лотар-Шевченко слышен в образе Полины Анненковой-Гебль в фильме Мотыля «Звезда пленительного счастья». (После выхода фильма он прислал Вере Августовне журнал со статьей о создателях фильма, поверх которой размашистым почерком Мотыля стоял автограф: «Образ Полины я делал с Вас, Вера!») Затем была солисткой областных филармоний в Свердловске и Барнауле.

19 декабря 1965 года в газете «Комсомольская правда» был опубликован очерк Симона Соловейчика «Пианистка», посвящённый судьбе Лотар-Шевченко (Соловейчик случайно услышал один из её барнаульских концертов). Этот очерк сделал имя пианистки знаменитым: она получила огромное количество писем, концерты стали проходить с аншлагами, а академик Лаврентьев, руководитель Сибирского отделения АН СССР, предложил Лотар-Шевченко жить и работать в Новосибирском Академгородке, она стала солисткой Новосибирской государственной филармонии. В последние годы жизни Лотар-Шевченко вновь получила возможность концертировать в Москве и Ленинграде, однако записей её игры почти не осталось.

Ключевыми авторами репертуара Лотар-Шевченко были Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Фридерик Шопен, Ференц Лист, Клод Дебюсси. Значительным событием в культурной жизни Новосибирска стало исполнение пианисткой всех сонат Бетховена.

Вера Лотар-Шевченко похоронена на Южном кладбище Новосибирского Академгородка. На её могиле выбита её собственная фраза:

Жизнь, в которой есть Бах, благословенна.

Судьба Лотар-Шевченко в самых общих чертах легла в сюжетную основу фильма режиссёра Валерия Ахадова на сценарий Евгения Козловского «Руфь» (1989), в котором главную роль сыграла Анни Жирардо с фортепианными исполнениями Елены Кушнеровой.

В 1991 году о Вере Августовне на Западно-Сибирской киностудии режиссёром-оператором Валерием Николаевичем Клабуковым, живущим сейчас в Германии, по сценарию С.Березанской и Л.Гуревича был снят документальный фильм «Мы ещё будем жить настоящей жизнью» (цветной, 80 минут).

С 2005 года в Новосибирске проходит Международный конкурс пианистов имени Лотар-Шевченко.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом
ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ
ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео


источники:

http://lotar-shevchenko.ru/lothar_shevchenko/

http://www.peoplelife.ru/169955