Вера Горностаева биография Википедия

Вера Горностаева: краткая биография выдающейся пианистки

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Горностаева.

Вера Васильевна Горностаева
Основная информация
Дата рождения1 октября 1929(1929-10-01)
Место рожденияМосква, РСФСР, СССР
Дата смерти19 января 2015(2015-01-19) (85 лет)
Место смертиМосква, Россия
Похоронена
  • Даниловское кладбище
Страна
  • СССР
  • Россия
Профессиипианист, музыкальный педагог
Инструментыфортепиано
Жанрыклассическая музыка
Награды

Ве́ра Васи́льевна Горноста́ева

(1 октября 1929, Москва — 19 января 2020, там же) — советская и российская пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель, публицист. Профессор и заведующая кафедрой специального фортепиано Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Президент Московского Союза музыкантов. Народная артистка РСФСР (1988).

Биография[ | ]

Родилась в семье пианистки и инженера.

С 1937 обучалась в Центральной музыкальной школе.

В 1952 окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, а в 1955 — аспирантуру по классу фортепиано (Г. Г. Нейгауза), после которой сразу начала преподавательскую и концертную деятельность. 5 лет преподавала в Институте имени Гнесиных, где начинала как ассистент А. Л. Йохелеса, затем более 50 лет в Московской государственной консерватории.

Музыкальной педагогике посвятила более 60 лет жизни. В возрасте 39 лет стала профессором. Работала также в Японии, во Франции и других странах. По рекомендации Мстислава Ростроповича с 1990 года Горностаева почти 20 лет преподавала в фортепианной школе «Ямаха — Мастер-класс» в Японии. Была членом жюри престижных музыкальных конкурсов в Кливленде, Лидсе, Больцано, Варшаве, Хамамацу, Афинах и других городах мира[1].

Скончалась на 86-м году жизни 19 января 2020 года. Похоронена после кремации на Даниловском кладбище в Москве[2].

Всенародное признание

Горностаева объездила многие страны мира со своими мастер-классами, и везде они проходили с большим успехом. Её имя было хорошо известно в Германии, Великобритании, Швейцарии, Франции, США, Италии. В Японии уроки пианистки даже транслировались по центральному телевидению, а о ней самой написали книгу.


Смотреть галерею

Методика обучения Горностаевой была настолько прогрессивной, что женщине предлагали работу в лучших музыкальных вузах планеты. Но Вера Васильевна категорически отказывалась покидать ставшее для неё родным учебное заведение. Она заявляла, что никогда не оставит консерваторию, по коридорам которой ходили такие великие русские композиторы, как Чайковский, Рахманинов и Скрябин.

Творчество[ | ]

По мнению советских музыковедов Я. М. Платека и Л. Г. Григорьева, «Горностаева раскрывает свои исполнительские возможности едва ли не на все сто процентов — примета и сильных характеров, и (главное!) умов незаурядных»[3].

Горностаева[4] является создателем единственного, специально посвящённого фортепиано просветительского проекта на советском телевидении, — «Открытый рояль». Ею создан Московский союз музыкантов. Вера Васильевна проявила себя не только в музыкально-педагогическом, но и в литературном творчестве. Её перу принадлежат книга «Два часа после концерта», рецензии и эссе о великих музыкантах-современниках на фоне эпохи[1].

LiveInternetLiveInternet

Как всем давно известно, новую ведущую шоу Black 2 White на радио Energy решили искать среди слушательниц, для чего и был затеян игривый конкурс «Битва блондинок».

Наш журнал даже выступил информационным спонсором конкурса. Честно говоря, мы не особо вникали в суть предлагаемой затеи, а согласились сразу, как только услышали название. И вот итог битвы: Екатерина Горностаева. Из студенток – в диджеи. Теперь она будет безжалостно будить тебя на волне 104.2. Расскажи, как ты решилась вступить в жесточайшую «Битву блондинок»? Стоя в пробке, я услышала объявление о кастинге на роль ведущей утреннего шоу Black 2 White. Анкету я заполняла около недели – очень ответственно подошла к этому. Прослушала почти все эфиры, настроилась на победу. И выиграла – контракт на год вещания на радио Energy! Что тебе показалось самым веселым на конкурсе? Например, надо было изобразить беседу с гжелевым членом. Передо мной поставили эту статуэтку, а я говорила что-то вроде: «Здравствуй, милый, ты такой приятной формы…» А вообще, весь конкурс носил сексуальную окраску. Девочки в основном раздевались, танцевали стриптиз. А я решила подойти к задаче более творчески. Ведь слушатели вряд ли увидят меня обнаженной, так что лучше создать некую аудиовизуальную картинку, подключающую воображение. Я придумала гадание по форме груди. Нужно потрогать и определить, на какой фрукт похожа грудь, и так выявить темперамент девушки. А какой фрукт кроется под твоей розовой майкой? Помело. Но не Андерсон! Этот фрукт олицетворяет яркую и экзотичную девушку. А в целом на конкурсе было много неожиданных заданий. Там был этап провокационных вопросов. Нужно было не просто ответить, а сделать это креативно, с фантазией. Работа радиоведущей требует мгновенной реакции. Например, мне дают задание: «Все, эфир включен. Три минуты говори о покупке нижнего белья». И конечно, заранее мы не планируем нашу речь. Чистая импровизация. А представь себя на месте задающего провокационные вопросы. Что бы ты спросила у красивой девушки? Ну, например: «Что самое яркое у тебя было в сексе?» Ответ охарактеризует человека на все сто. Ты, наверное, уже догадалась, какой вопрос будет следующим. (Смеется). Самый яркий секс – после долгой разлуки с любимым человеком. Еще смена мест очень стимулирует. Если я попытаюсь вспомнить свой самый клевый сексуальный опыт, то мне представится не привычная обстановка, а у кого-нибудь на даче, внезапно, три раза утром, потом еще три… Потом сели в машину и, стоя в пробке, еще раз занялись сексом. А вот в клубе ни разу не случалось. Хотя я люблю потусить, послушать хорошую музыку. А сексом ты под какую музыку обычно занимаешься? Лучше вообще без нее. А хуже всего, когда включен телевизор и ты никогда не знаешь, что там будет в следующую минуту. Стоит отвлечься на секунду – и тут «Комеди Клаб» на заднем плане шуточки отмачивает, не всегда в тему. Мужчины обычно не любят, когда девушки в постели смеются. Они почему-то воспринимают это на свой счет. Просто мы ждем другой реакции – воплей, криков… Ну, не важно. Расскажи немного про съемку. Это вообще отдельная история! Сначала вроде как решили, что я буду такая блондинка-блондинка, в шелках, в розовом, невинный образ Лолиты. В итоге место действия – грязная раздевалка и душевая гастарбайтеров. Трудно представить себе что-то более противоположное. Мне даже пришлось залезть в облезлый шкафчик… Это мы специально сюрприз тебе приготовили, чтобы запечатлеть живые эмоции. Эмоции били через край… Особенно когда я столкнулась в душе с одним из рабочих этого завода. Я думаю, это был их самый счастливый день. Они, наверное, решили, что выбрали правильную работу. А я немного переживаю, не слишком ли я обнажена на фотографиях. У вас ведь очень умелые люди работают, настоящие психологи! Достаточно сказать даже самой невинной девушке: «Какая у тебя попка красивая! И грудь!» – и она уже готова полностью раздеться. Если хочешь, приходи на частный сеанс психотерапии. Адрес ты знаешь. К слову, какую роль ты играешь в утреннем эфире? Моя роль – ахать и сексуально вздыхать! У меня образ такой идеальной блондинки с женским стереотипным мышлением. Говорю в основном о косметике, мужиках и шопинге — а что поделаешь, положение обязывает. Об умных вещах говорит Морозова, а Саймон читает рэп. Мы втроем ведем шоу. А вообще, мне нравится моя новая работа: не нужно особенно напрягаться. Если мне нечего сказать, то я просто вздохну: «Ах!» — и так как я блондинка, этого будет достаточно. То, что нужно мужчинам в семь утра!

Педагогическая деятельность[ | ]

«Универсальный дух великого учителя, неподражаемого Генриха Нейгауза, по праву был унаследован и развит ею, будь то концертная деятельность или обширная педагогика, телебеседы у рояля или газетная публицистика. И во всём этом — глубинное, историческое видение культуры в разветвлении её великих идей, связей и духовных смыслов, нескончаемый диалог с творцами музыки всех времён. На свете мало музыкантов, в которых сочетались бы блистательный, энциклопедически образованный ум и настоящий дар художественно-артистического внушения.»
Тамара Грум-Гржимайло, музыкальный критик[5]
С момента окончания аспирантуры Московской государственной консерватории (1955) преподавала в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1955−).

С 1959 — в Московской государственной консерватории (профессор с 1968 года).

Среди учеников Веры Горностаевой:

Этери Анджапаридзе, Павел Егоров, Сергей Бабаян (англ.)русск., Дина Иоффе, Валерий Сигалевич, Марат Губайдуллин, Вадим Агеев, Семён Кручин, Александр Палей, Александр Слободяник (англ.)русск., Михаил Ермолаев, Ирина Чуковская, Вадим Холоденко, Карен Корниенко, Андрей Гугнин, Иво Погорелич, Елена Татулян, Алексей Ботвинов, Андрей Ярошинский,Ксения Родионова, Ольга Козлова[1].

Сама Вера Васильевна к числу своих любимейших учеников относила Лукаса Генюшаса, Андрея Гугнина, Вадима Холоденко[1].

Отрывок, характеризующий Горностаева, Вера Васильевна

– Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l’ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C’est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его. Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора. Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром. 11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового. – А, Бондаренко, друг сердечный, – проговорил он бросившемуся стремглав к его лошади гусару. – Выводи, дружок, – сказал он с тою братскою, веселою нежностию, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы. – Слушаю, ваше сиятельство, – отвечал хохол, встряхивая весело головой. – Смотри же, выводи хорошенько! Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце. «Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» [Прекрасно, доброго утра!] повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека. – Schon fleissig! [Уже за работой!] – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! [Ура Австрийцы! Ура Русские! Император Александр ура!] – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином. Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул колпак и, взмахнув им над головой, закричал: – Und die ganze Welt hoch! [И весь свет ура!] Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «Und Vivat die ganze Welt»! Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь разошлись – немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым. – Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова. – С вечера не бывали. Верно, проигрались, – отвечал Лаврушка. – Уж я знаю, коли выиграют, рано придут хвастаться, а коли до утра нет, значит, продулись, – сердитые придут. Кофею прикажете? – Давай, давай. Через 10 минут Лаврушка принес кофею. Идут! – сказал он, – теперь беда. – Ростов заглянул в окно и увидал возвращающегося домой Денисова. Денисов был маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмоченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры, и на затылке была надета смятая гусарская шапочка. Он мрачно, опустив голову, приближался к крыльцу.

Библиография[ | ]

Вера Васильевна Горностаева написала много статей об известных российских исполнителях, в том числе о Ю. А. Башмете, Г. Г. Нейгаузе, М. В. Плетнёве, С. Т. Рихтере.

  • Два часа после концерта. — М.: Советский композитор, 1991. — 280 с.

4-е изд
.: М, 2004. — 239 с.

  • Само имя его символично… // Вспоминая Святослава Рихтера. Святослав Рихтер глазами коллег, друзей и почитателей. — М.: Константа, 2000. — С. 89—102. — ISBN 5-93123-010-6.

Вера Горностаева: биография выдающейся пианистки

Судьба одной из величайших пианисток России Веры Васильевны Горностаевой была предопределена ещё с рождения. Появившись на свет в Международный день музыки, она всю жизнь посвятила этому прекрасному виду искусства. Сегодня, когда Веры Васильевны уже нет в живых, хочется ещё раз вспомнить о её биографии.

Детство и юность

Вера Горностаева родилась в Москве 1 октября 1929 г. в семье пианистки и инженера-экономиста. Когда девочке было 7 лет, родители отдали её в музыкальную школу, открытую на базе Московской консерватории. Педагогом девочки была Е. Николаева. После окончания (в 1947 г.) музыкальной школы юная Вера поступила в Московскую консерваторию в класс к выдающемуся пианисту Генриху Нейгаузу. Ученица настолько поразила талантом своего педагога, что он всегда отзывался о ней как о «неповторимом сокровище». После окончания консерватории Вера Васильевна поступила в аспирантуру, в которой училась с 1952 по 1955 год.

Карьера

Прославленная пианистка предпочла концертной деятельности педагогическую. Первым местом её работы была Детская музыкальная школа, расположенная в Свердловском районе столицы. Здесь она трудилась в течение года после окончания консерватории (с 1952 по 1953 г.). Затем последовала преподавательская деятельность в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в котором Вера Васильевна Горностаева обучала студентов игре на фортепиано на протяжении пяти лет.

Уже в те времена её коллеги отмечали, что молодая женщина обладает широким кругозором, позволяющим ей видеть перспективу развития таланта в каждом отдельно взятом ученике. Ей предрекали звание одного из лучших музыкальных педагогов страны, и она это ожидание оправдала. За более чем 60-летнюю преподавательскую деятельность женщина подготовила множество талантливых пианистов, среди которых Марат Губайдуллин, Иво Погорелич, Александр Слободяник, Павел Егоров, Ирина Чуковская и т. д.

В 1959 году Вера Горностаева, биография которой рассматривается в этой публикации, пришла работать на кафедру специального фортепиано в свою альма-матер – Московскую консерваторию. В данном учебном заведении кроме неё также училась когда-то и её мать. С этого момента и до конца жизни педагогическая деятельность пианистки будет проходить в стенах этого учебного заведения. В 1963 году Вера Васильевна стала её доцентом, а спустя ещё 6 лет (в 1969 г.) – профессором.

Всенародное признание

Горностаева объездила многие страны мира со своими мастер-классами, и везде они проходили с большим успехом. Её имя было хорошо известно в Германии, Великобритании, Швейцарии, Франции, США, Италии. В Японии уроки пианистки даже транслировались по центральному телевидению, а о ней самой написали книгу.

Методика обучения Горностаевой была настолько прогрессивной, что женщине предлагали работу в лучших музыкальных вузах планеты. Но Вера Васильевна категорически отказывалась покидать ставшее для неё родным учебное заведение. Она заявляла, что никогда не оставит консерваторию, по коридорам которой ходили такие великие русские композиторы, как Чайковский, Рахманинов и Скрябин.

Концертная, телевизионная и издательская деятельность

В 1953 году в концертном зале Московской консерватории состоялось первое большое выступление Горностаевой. Спустя 2 года Вера Васильевна была принята на работу солисткой Москонцерта. В 1956 г. талантливая пианистка стала лауреатом и обладателем II премии на Международном конкурсе, проходившем в Праге. С 1988 г. Горностаева – солистка столичной Академической филармонии. В этом же году ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР.

В Советском Союзе Вера Васильевна Горностаева была известна не только как пианистка и педагог, но и как телеведущая. Она вела передачу «Открытый рояль», посвящённую классической музыке. В ней женщина играла классические произведения и рассказывала зрителям о композиторах. Кроме этого, Горностаевой принадлежит немало публикаций о знаменитых музыкантах: С. Рихтере, Ю. Башмете, М. Плетнёве, а также своём любимом учителе Г. Нейгаузе. В 1991 году она издала книгу под названием «2 часа после концерта».

Личная жизнь

Вера Горностаева была замужем за физиком Вадимом Кнорре (сыном знаменитого советского учёного и писателя Георгия Кнорре). В браке с ним у неё в 1953 году родилась дочь Ксения, которая пошла по стопам матери и стала известной пианисткой. У Веры Васильевны двое взрослых внуков: Лика Кремер (известная актриса и ведущая телевидения) и Лукас Генюшас (музыкант).

Последние месяцы жизни и смерть

В октябре 2014 года в Московской консерватории состоялся торжественный парад-фестиваль «Эстафета Веры», посвящённый 85-летию Горностаевой. Прославленную пианистку поздравляли с юбилеем её знаменитые ученики. Ректор консерватории А. Соколов зачитал адресованные ей телеграммы от премьер-министра Д. Медведева и московского мэра С. Собянина. Вера Горностаева блистала на сцене и всем своим видом показывала, что готова и дальше плодотворно трудиться, но 19 января 2015 г. её не стало. Новость об этом на следующий день сообщила журналистам Ксения Кнорре.

Знаменитая пианистка скончалась в реанимации московской клиники, куда была доставлена за 3 недели до смерти. До этого она хорошо себя чувствовала, занималась общественной и преподавательской деятельностью. Причина смерти Веры Горностаевой нигде не была официально оглашена. Похоронили выдающуюся пианистку и педагога в Москве на Даниловском кладбище.

Вера Горностаева: целый мир в фортепианном искусстве

Имя Веры Васильевны Горностаевой знакомо всему музыкальному миру. Прекрасный музыкант, удивительный педагог, тонкий и интеллигентный человек, Горностаева особенно хорошо известна воспитанникам Московской Государственной Консерватории. Именно в стенах этого учебного заведения Вера Васильевна провела большую часть своей жизни. Среди выпускников фортепианного факультета немало ее музыкальных «детей» и «внуков», людей, имеющих счастье учиться у Горностаевой, общаться с ней.

Вера Горностаева родилась в Москве, в интеллигентной семье. Ее отец был инженером-экономистом, мать — музыкальным педагогом, выпускницей консерватории. Стоит ли говорить о том, что первые фортепианные уроки юная Вера получила дома. Мать внимательно следила за музыкальным развитием девочки и вскоре отдала ее в Центральную музыкальную школу. Там Горностаева обучалась у Екатерины Клавдиевны Николаевой, которую потом всю жизнь вспоминала с теплом и благодарностью. А спустя десять лет Вера Горностаева попала в руки к самому Генриху Густавовичу Нейгаузу.

Консерватория

В годы обучения в аспирантуре Вера Горностаева начала свою преподавательскую деятельность. Она работала в одной из детских музыкальных школ Москвы, чуть позже — в институте имени Гнесиных. А через несколько лет после окончания консерватории Горностаева вновь вернулась в родные стены — уже в качестве педагога.

Связь Веры Васильевны с Московской консерваторией — глубокая, сильная, кровная. Ведь и ее мать в свое время училась в этих стенах. Там пианистка получила образование и воспитание, сформировалась как многогранная творческая личность. Этому месту она и решила посвятить всю свою жизнь. Всякий раз, когда ей предлагали перейти на работу в другие музыкальные учреждения (а предлагали многократно, причем лучшие мировые университеты), она удивлялась:

Менять консерваторию? Вы подумайте только, я хожу по коридорам и знаю, что здесь ходили Рахманинов, Чайковский, Скрябин. Да где, какая консерватория мне может это заменить?

Для многих было загадкой: почему такая блестящая пианистка не стала смолоду делать себе фортепианную карьеру, не ушла с головой в концертную деятельность, а решила посвятить себя преподаванию.

Музыкальный путь Веры Горностаевой не похож на жизненные сценарии большинства известных пианистов. Обычно музыканты заняты в первую очередь концертной деятельностью, и только небольшую часть своего времени они готовы посвятить педагогическим занятиям. Горностаева, напротив, поставила на первое место преподавательскую деятельность.

Педагогика

Вера Горностаева всегда была мудрой женщиной. Она знала: педагогика — это совсем не потеря времени для музыканта. Напротив: тот, кто преподает, получает от занятий такую же огромную пользу, как и тот, кто учится. Работа с одаренным и сильным учеником требует от педагога не только компетентности и собранности, но и мыслительной деятельности, творческого поиска, постоянного анализа, непрерывного движения вперед.

В одном из интервью Горностаева говорила, что именно педагогика сформировала в ней настоящего музыканта. Через несколько лет преподавательской деятельности Горностаева почувствовала, что теперь ей действительно есть, что сказать слушателю через музыку.

Она начала давать регулярные концерты, выезжать на гастроли, записывать пластинки.

Музыка в исполнении Горностаевой всегда преисполняется глубиной и значительностью. В игре Веры Васильевны нет подчеркнутой эмоциональности, нет любви к внешним эффектам, стремления блеснуть техникой. Ни в коем случае. Горностаева всегда спокойна и погружена в музыку.

Неординарная, с собственным творческим почерком, В.В. Горностаева и в жизни, и на сцене всегда вела людей к музыке, и только к ней одной.

Творческие особенности Веры Горностаевой

Профессионализм в искусстве — средство, благодаря которому человек раскрывает свой внутренний мир. И содержание этого внутреннего мира мы всегда ощущаем и в сборнике стихов, и в пьесе драматурга, и в сольном концерте пианиста. Слышны уровень культуры, вкус, эмоциональность, интеллект, характер.

Игра самой Горностаевой — прекрасное подтверждение этого высказывания. Действительно, в ее исполнительстве можно расслышать очень многое. Не только и не столько силу, яркость исполнения, фразировку, аккордику и мелкую технику, сколько тонкий ум исполнительницы, ее аристократичность, интеллигентность, утонченность… Лучшее в исполнительстве Горностаевой — это музыкальная выразительность.

В своей игре Горностаева полностью реализует свои исполнительские возможности. Рояль беспрекословно подчиняется каждому движению ее руки. Кому-то в игре Горностаевой может не хватить силового напора, энергичности, бури эмоций. Этого в ней действительно нет. Зато есть удивительно тонкие эмоциональные переживания, оттенки и полутона.

Более всего Горностаевой удается лирико-созерцательная музыка, широкая, задумчивая кантилена. Например, звучание второй части «Патетической сонаты» Бетховена в исполнении Горностаевой приближается к абсолютному идеалу. А вот бурная, насыщенная музыка, исполняемая на фортиссимо, впечатляет немного меньше.

Фортепианный язык Веры Горностаевой богат и метафоричен, в ее музыке слышна не одна лишь музыка — игра пианистки открывает слушателю множество образов, стоящих за звучанием, затрагивает образно-ассоциативные сферы, заставляет думать, чувствовать, переживать, смотреть на мир сквозь музыкальную призму.

Литературный талант

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Действительно, Вере Горностаевой досталась от природы не только склонность к музыке. Она с удовольствием пишет статьи об известных музыкальных исполнителях, с которыми ее сводила жизнь. Вышла в свет и книга «Два часа после концерта», в которой Горностаева делится своим музыкальным и жизненным опытом.

Ее литературные заметки и очерки читаются очень легко, они написаны живым, тонким и изящным языком. Меткие характеристики, интересные наблюдения — все это делает статьи Веры Васильевны прекрасным чтением для всех, кто в какой-то степени интересуется музыкой.

Прекрасны статьи-зарисовки Горностаевой о Михаиле Плетневе, Юрии Башмете, Святославе Рихтере, эссе о Генрихе Густавовиче Нейгаузе, воспоминания об Александре Слободянике и других своих учениках.

О творческой молодежи

Часто Горностаева пишет о судьбах творческих молодых людей. Рассказывает о своих учениках, размышляет о том, что помогает, а что мешает молодым исполнителям стать большими музыкантами, мастерами своего дела.

За свою жизнь Вера Васильевна видела многое: что происходит за кулисами филармонии, в учебных заведениях, на концертных площадках. Ее довольно резкая статья «Любит ли музыку директор филармонии» совершенно точно отражает ее мнение на этот счет. Но и слишком быстрые и ранние достижения молодых людей настораживают Веру Васильевну. В одной из статей она назвала успех «очень сильно действующим средством», и действительно, сколько творческих юношей и девушек в жизни не смогли удержать планку, которую сами себе поставили в 17 лет…

Вредит молодым музыкантам, по мнению Горностаевой, и банальное ремесленничество. Страшно, когда талантливый смолоду человек так и не становится артистической личностью, не развивается интеллектуально и духовно, и с возрастом утрачивает свою непосредственность, не получая взамен мудрости и глубокого опыта.

Спектр деятельности

Вера Горностаева известна широкой публике не только по выступлениям на концертной сцене и статьям. Она много выступала на радио и телевидении, вела циклы музыкально-образовательных передач. Некоторые из них и сейчас можно найти в интернете.

Необыкновенно интересно слушать, как Горностаева рассказывает об известных композиторах и их произведениях, тут же иллюстрируя на рояле свою речь. Особой популярностью в свое время пользовались ее телепередачи «Открытый рояль» и «Представляем молодых».

Помимо всего прочего, Вера Васильевна успевала посещать разнообразные семинары и конференции, посвященные музыкальной педагогике и фортепианному исполнительству. Она постоянно читала доклады и сообщения, давала отрытые уроки и мастер-классы, проводила консультации, всячески помогала молодым музыкантам на пути к совершенству.

Мне приходилось бывать на подобных семинарах и симпозиумах (их именуют по-разному) в Веймаре, Осло, Загребе, Дубровнике, Братиславе и других европейских городах. Но, откровенно говоря, больше всего по душе мне такие встречи с коллегами в нашей стране — в Свердловске, Тбилиси, Казани… И не только потому, что здесь к ним проявляется особенно большой интерес, о чем свидетельствуют и переполненные залы, и сама атмосфера, которая царит на подобных мероприятиях. Дело в том, что у нас, в наших консерваториях, сам уровень обсуждения профессиональных проблем, по-моему, выше, чем где бы то ни было. И это не может не радовать…
Я чувствую, что приношу тут больше пользы, чем в любой другой стране.

Горностаева постоянно говорила о том, что главное в педагогике — не навязывать ученику готовых решений. Создавая и разрабатывая концепцию исполнения для каждого ученика, Вера Васильевна всегда отталкивалась от природных возможностей своих студентов, от их творческой индивидуальности, душевной направленности. По ее мнению, для настоящего педагога нет другого пути, кроме этого. И практика показывает, что Горностаева была полностью права.

За долгую педагогическую жизнь Горностаевой через ее удивительные руки прошло множество талантливых учеников. Стоит упомянуть такие имена как Александр Слободяник, Дина Иоффе, Этери Анджапаридзе, Иво Погорелич, Александр Палей… Но все без исключения студенты Горностаевой, даже если они не получили высоких наград на мировых конкурсах и не стали известными исполнителями, во время учебы в консерватории имели радость соприкоснуться с миром высокой музыкальной культуры и духовности.

Последний аккорд

Вера Васильевна Горностаева умерла 19 января 2015 года в одной из московских больниц на 86-м году жизни. До последних недель своей жизни она продолжала вести активную деятельность, преподавать, выступать на конференциях.

Жизнь Веры Горностаевой всегда была полна событий. И она сама была событием — для всех, кто имел радость встречаться с ней, работать с ней, учиться у нее.


источники:

http://fb.ru/article/201833/vera-gornostaeva-biografiya-vyidayuscheysya-pianistki

http://propianino.ru/vera-gornostaeva-mir-v-fortepiannom-iskusstve