Глава 3. Роковая любовница поэта Пушкина
Глава 3. Роковая любовница поэта Пушкина.
Масоны своего лидера с лицейских времён никогда не забывали, плотно опекали.
Пётр Андреевич Вяземский был корреспондентом, масонским куратором, направленцем, деловым партнёром, строгим цензором произведений поэта, когда Пушкин отбывал годы в ссылках. «Денежным» мешком, по переписке видно, все издания поэта оплачивал Вяземский и ни одного сообщения, вернуть деньги или поздняя оплата тиража поэтом.
В делах опеки помогала жена Вера Фёдоровна, муж и жена… числились, на самом деле сложные семейные отношения. Пётр Андреевич бесконечными похождениями – изменами и не обращал на неё никакого внимания, она платила тем же.
1824 год ссылка Пушкина, Одесса.
«Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!»
Начал писать роман «Евгений Онегин». Первый роман российской словесности на русском языке в стихах.
Признание Пушкина, посвящение нескольких строк I главы «Евгений Онегин», Вере Фёдоровне Вяземской.
«Все кончено: меж нами связи нет,
В последний раз обняв твои колени,
Произносил я горестные пени.
«Все кончено», — я слышу твой ответ».
——
«Я вспомню речи неги страстной,
Слова тоскующей любви,
Которые в минувшие дни
У ног любовницы прекрасной
Мне приходили на язык».
Писала мужу письма – отчёты, как проводила время в Одессе, находясь на отдыхе с детьми…
1.8.1824г., Вера Вяземская, фрагмент письма мужу:
«… Я была единственной поверенной его огорчений и свидетелем его слабости, так как он был в отчаянии от того, что покидает Одессу, в особенности из-за некоего чувства, которое разрослось в нем за последние дни, как это бывает. Не говори ничего об этом, при свидании мы потолкуем об этом менее туманно, есть основания прекратить этот разговор. Молчи, хотя это очень целомудренно, да и серьезно лишь с его стороны… Я проповедую ему покорность судьбе, а сама не могу с ней примириться, он сказал мне, покидая меня, что я была единственной женщиной, с которой он расстается с такою грустью, притом, что никогда не был в меня влюблен».
В Одессе Вера Вяземская, как видно из письма, была единственной… и любовницей.
Миф, на его основе мистификации о любовных связях Пушкина с графиней Воронцовой, в 70 – х годах прошлого века, активно обсуждался в отечественном и зарубежном самиздате.
Радио «голоса» из – за «бугра» посвящали проблеме загадки отношений жены генерал – Губернатора Новороссийского графа Воронцова М.С. с ссыльным поэтом. …
Не было ничего, кроме совместных гуляний к морю. Она ему нравилась, есть прекрасный рисунок на страницах рукописи и не один, но и только.
И об этом знала вся Одесса! Уточню, в то время, в том весёлом городе прошлого века.
И «байку» для чего и кому это нужно было.
Александр Сергеевич и таким способом боролся с самодержавием – слуг царёвых и их жён, он их «перетряхивал».
1824 год, октябрь, в письме Пушкина строки Вяземской, фрагмент:
«Прекрасная, добрейшая княгиня Вера, душа прелестная и великодушная! … вам мое умиление и признательность… Вашей нежной дружбы было бы достаточно…, она одна утешила меня во многих горестях и одна могла успокоить бешенство скуки…»
Добрейшая княгиня, «… она одна утешила меня,… одна могла успокоить бешенство скуки…»
Вера Федоровна играла чувствами, любила нравиться, отдаваться порывам, любила рассказывать о похождениях мужу…, женское мстительное? Может быть, а может и по принципу, «и мы не лыком шиты».
В письмах жене Вяземский откровенничал, что возникало у него во время увлечений за чужими, другими женщинами.
Такие нравы были в отношениях «свободной» супружеской независимости, проповедываемой движением «вольных каменщиков» — масонами.
Примечание. Выражение, «деловые» супружеские отношения…», не современное понятие, из прошлых веков масонского влияния.
1826 год, 3 ноября, Москва, письмо Пушкина Вяземской с намёком… продолжить связь…
Ответ Веры.
«Добрый ангел и демон дерутся ли еще около вас? Я полагаю, что вы уже давно их отогнали. Кстати, вы так часто меняли предметы, что я уже не знаю, кто же другая. Муж мой уверяет меня, что я надеюсь, что это — я … Но я рассчитываю на вашу дружбу».
Откровенный ответ взглядов на взаимоотношения и муж…собеседник, советчик.
В дневнике запись поэта о ней, «добрая и милая баба»…
Была приглашена быть посаженной матерью на свадьбе с Гончаровой. Отказалась, сославшись на болезнь… Моральные принципы сработали на прошлое, нравственность… женскую.
Они остались друзьями, записано в энциклопедиях.
Портрет Веры Фёдоровны нам нужен для оценки, где были разные «друзья» в кавычках, когда затевалась губительная дуэль для поэта.
Что предшествовало этому?
Вяземская была курьером… корреспонденций Пушкина.
Вяземская Вера Фёдоровна, 1790 – 1886 годы жизни. 95 лет, немного не дожила до двадцатого столетия.
Она была свидетелем разрыва отношений её мужа Вяземского с Пушкиным, ставших идеологическими недругами по идейным соображениям после 1831 года, с опубликования оды «Клеветникам России». С текста в борьбе за единое славянское царство.
Теме «Пушкин в Одессе», частью доверимся документальным свидетельствам.
Станет понятно читателю, почему эти страницы не нужны были официальному «пушкиноведению», тем более советской средней и высшей школе.
Вера Вяземская в Одессе плела интриги… Цель:
— поссорить генерал – Губернатора с поэтом через его жену графиню Воронцову.
Зачем? Вопрос, занимающий «пушкинистов» неожиданной простотой ответа.
С приезда Вяземской в Одессу…, да, отдохнуть на море с детьми, лечение… Но и с другой, основной целью, задачей.
Поручением!? От кого?
Князя Вяземского… Братства масонов. … Заговорщиков.
1822 год, вступил в силу Указ царя о запрещении масонского движения – тайных обществ, организаций, а Пушкин в Кишинёве, немного по времени перед этим, вступил только что в тайное масонское общество «Овидий».
Жена Вяземского появляется одновременно с приездом Пушкина в Одессу?
Переезд из Кишинёва, его ссылка – три года в Молдавии и будет находиться 13 месяцев в Одессе. В Одессе поэт с 3 июля 1923 года…
… Предписание генерал – Губернатора от 24 июля 1824 года, «исключить Пушкина из списка чиновников коллегии иностранных дел и отправить на жительство в Псковскую губернию…».
Поручение графа Нессельроде, министра иностранных дел. Пушкин в последний год не работал, а только числился в этом ведомстве, выполняя разовые поручения.
Примечание. До отъезда из Кишинёва работал по архивам, готовил аналитические справки. Изучал историю Османской империи, распространение влияния на юг страны. На то время, современное влияние на российскую империю Турции. В кишинёвское отделение стекалась почта с Кавказа, стран Причерноморья, встречал курьеров.
… Штрих биографии поэта, который вызывал много вопросов, но мало ответов…, бегство его в Турцию! Морем ночью, на корабле тайно…
Генерал – Губернатор, граф Воронцов М.С. – А.Я. Булгакову, сотруднику коллегии иностранных дел, в письме с раздражением, зло:
«Что касается княгини Вяземской, то скажу вам (но это между нами), что наш край ещё недостаточно цивилизован, чтобы оценить ее блестящий и острый ум, которым мы до сих пор еще ошеломлены. И затем мы считаем по меньшей мере неприличными ее затеи поддерживать попытки бегства, задуманные этим сумасшедшим и шалопаем Пушкиным, когда получился приказ отправить его во Псков».
А.Я. Булгаков – К.Я. Булгакову, брату, тоже дипломату: «Воронцов желал, чтобы сношения с Вяземскою прекратились у графини, он очень сердит на них, особливо на княгиню за Пушкина, шалуна – поэта, да и поделом. Вяземская хотела способствовать его бегству из Одессы, искала для него денег, старалась устроить ему посадку на корабль».
Вяземская воздействовала на графиню, подстраивала мифические встречи, разносила слухи, настраивала и злила генерала, ещё и деньги просила у… Воронцовой на «благое» дело – бегство поэта за границу!
Генерал Воронцов графу Нессельроде, министру иностранных дел: «Я повторяю мою просьбу — избавьте меня от Пушкина… мне бы не хотелось иметь его дольше ни в Одессе, ни в Кишиневе».
29 июля 1924 года, градоначальник Гурьев дает поэту подписать обязательство:
«Нижеподписавшийся сим обязывается данному от г-на Одесского градоначальника маршруту без замедления отправиться к месту назначения в губернский город Псков, не останавливаясь нигде на пути по своему произволу; а по прибытии в Псков явиться к г-ну гражданскому губернатору…».
И дальше важное историческое свидетельство, все ссылки Пушкина за государственный счёт, рассчитан каждый километр, каждый день, количество лошадей, суточные.
«По маршруту от Одессы до Пскова исчислено верст 1621. На сей путь прогонных на три лошади триста восемьдесят девять руб. четыре коп., получил коллежский секретарь Александр Пушкин».
. В 70 – х годах прошлого века, вся даже не литературная Одесса знала о том, что Вера Вяземская, жена Петра Андреевича Вяземского, потомка династии Рюриковичей (?), участвовала, организовывала, уговаривала бежать поэта – гения Пушкина в Турцию с одной целью: избавиться от соперника её мужа!
Чтобы её князь Пётр Андреевич, был Первым поэтом российского царства!
Заговор? Да.
По поговорке, «Муж и жена – одна сатана».
Значение фразы варьируется в понятии смысла: зло – не добро, поощрительно…
В одной упряжке.
… Современный подход к определению типа женщин.
«Роковая женщина (фр. la femme fatale) — образ сексапильной женщины, которая манипулирует мужчинами посредством флирта. Она всегда не та, за кого выдаёт себя вначале. Герою трудно противостоять чарам роковой женщины, которая влечёт его помимо воли; зачастую это влечение приводит к гибели героя».
Справочники инета.
И где та разница с прошлыми столетиями? С веком гения поэзии Пушкина.
Муза Е.В.: «И образ незабываемый. » (женщины адресаты лирики Пушкина)
Вера Федоровна Вяземская
Вера Федоровна Вяземская
«Прекрасная, добрейшая княгиня Вера, душа прелестная и великодушная! Не стану благодарить вас за ваше письмо, слова были бы слишком холодны и слишком слабы, чтобы выразить вам мое умиление и признательность. Вашей нежной дружбы было бы достаточно для всякой души менее эгоистичной, чем моя; каков я ни на есть, она одна утешила меня во многих горестях и одна могла успокоить бешенство скуки, снедающей мое нелепое существование. » (с французского).
Пушкин — В. Ф. Вяземской, октябрь, 1824 г.
«Княгиня Вяземская говорит, что Пушкин был у них в доме как сын. Иногда, не заставая их дома, он уляжется на большой скамейке перед камином и дожидается их возвращения. С княгинею он был откровеннее, чем с князем. Накануне дуэли, вечером, Пушкин явился на короткое время к княгине Вяземской и сказал ей, что его положение стало невыносимо и что он послал Геккерену вторичный вызов. «
«Диван, на котором лежал умиравший Пушкин, был отгорожен от двери книжными полками. Тут стояла княгиня Вяземская в самые минуты паследних его вздохов. Княгиня говорит, что нельзя забыть божественного спокойствия, разлившегося по лицу Пушкина, того спокойствия, о котором пишет Жуковский».
Из рассказов П. А. и В. Ф. Вяземских (в записи П. И. Бартенева).
Вера Федоровна Вяземская (1790 — 1886). Акварель А. Молинари. 1810-е гг.
Вяземская В. Ф. — жена П. А. Вяземского, близкий друг Пушкина. Летом 1824 года Вяземская с детьми жила в Одессе; здесь Пушкин познакомился и подружился с ней. Вера Федоровна была участницей предполагаемого побега поэта за границу, знала о многих обстоятельствах, способствовавших высылке Пушкина; знала и о его пылком, мучительном увлечении Е. К. Воронцовой. В письме, написанном Пушкиным Вере Федоровне вскоре по приезде в Михайловское, звучит боль, тревога, неясные намеки, понятные, очевидно, обоим: «Все, что напоминает море, наводит на меня грусть — журчание ручья причиняет мне боль в буквальном смысле слова — думаю, что голубое небе заставило бы меня плакать от бешенства. Ради бога, хоть одно слово об Одессе. » А вскоре, очевидно, по получении ответа, поэт просил П. А. Вяземского благодарить княгиню «за попечение, за укоризны, даже за советы, ибо все носит отпечаток ее дружбы для меня драгоценной».
Вера Федоровна Вяземская биография
Вяземская Вера Федоровна (1790-1886), княгиня, рожденная княжна Гагарина, жена П.А. Вяземского. Пушкин познакомился с ней летом 1824 года в Одессе, куда Вяземская приехала с двумя маленькими детьми. С этой веселой, живой женщиной, обладающей умом, тактом и добросердечием, у поэта завязалась многолетняя дружба, которая в течение всей его жизни отличалась особой доверительностью отношений. Пушкин в письмах разным лицам не скупился при случае на теплые слова о ней. Называл ее «доброй и милой бабой», «княгиней-лебедушкой», «душой прелестной и великодушной». «Не кланяюсь, — писал он про Вяземскую, — а поклоняюсь ей». Поэт посвятил Веру Федоровну в свои планы бегства из Одессы за границу, и она приняла самое живейшее участие в подготовке, стараясь собрать необходимые для этого деньги.
Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.
Вера Фёдоровна Вяземская.
Вяземская Вера Федоровна (1790-1886). Жена поэта П. А. Вяземского. Одаренная от природы живым и светлым умом, образованная и обаятельная женщина. Вигелю запомнился ее «небольшой рост, маленький нос, огненный, пронзительный взгляд, невыразимое пером выражение лица и грациозная непринужденность движений». Пушкин познакомился с Верой Федоровной летом 1824 года в Одессе, куда она приехала с малолетними детьми на морские купания. За два с половиной
месяца они стали друзьями. «С Пушкиным мы в очень хороших отношениях,— писала Вяземская мужу.— Он ужасно смешной. Я его браню, как будто бы он был моим сыном. и начинаю дружески любить его». За наигранным цинизмом Вяземская сумела разглядеть в Пушкине благородного человека с «добрым сердцем», преследуемого «вандалом» Воронцовым и официальным Петербургом. Поэт платил ей искренней привязанностью и доверял свои сердечные тайны. Вяземская знала о романе Пушкина с Воронцовой, о ссоре с всесильным начальником и его кознях против поэта. «Я была единственной женщиной, с которой он расстается с такой грустью»,— признавалась Вяземская мужу после высылки Пушкина из Одессы.
Искренняя дружба Пушкина с Вяземской сохранилась до конца жизни поэта. Они часто встречались в Москве, Петербурге и в подмосковном имении ее мужа Остафьево. Сохранилась их небольшая переписка. Поэт сообщает Вяземской о своей жизни в Михайловском, конфликте с родными, о соседях и работе над «Онегиным». Он рассказывает ей о ссоре с будущей тещей и несколько позже просит быть посаженой матерью на его свадьбе. Она была посвящена во все подробности его пред-дуэльной истории. После получения анонимного пасквиля поэт заявил Вяземской, что знает автора и что его месть будет полная, уничтожающая. Ей же он сообщил о предстоящей дуэли с Дантесом. После роковой дуэли Вера Федоровна была почти безотлучно в квартире умирающего поэта и у его постели.
Воспоминания Вяземской и ее мужа о Пушкине записаны позднее и в мемуарах о поэте занимают достойное место по своей достоверности.
Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 141-142.
http://pushkin-lit.ru/pushkin/bio/muza-i-obraz-nezabyvaemyj/vera-fedorovna-vyazemskaya.htm
http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vyazemska_vf.php