Вера Алтайская — биография, новости, личная жизнь
Вера Алтайская
Вера Владимировна Алтайская. Родилась 21 мая 1919 года в Петрограде — умерла 28 декабря 1978 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Знаменитая исполнительница ролей в фильмах-сказках.
Вера Алтайская родилась 21 мая 1919 года в Петрограде.
Родители Веры расстались, когда она была еще маленькой.
Воспитывал ее отчим — Константин Николаевич Алтайский-Королёв (1902-1978), российский советский поэт, писатель, переводчик. В 1938 году был репрессирован, проходил по делу «Литературной группы», но затем реабилитирован.
Именно от отчима, заменившего ей отца, Вере досталась фамилия — Алтайская.
Мать была музыкантом, играла на пианино, давала уроки музыки, приучила к искусству и дочь.
С ранних лет занималась музыкой и танцами, была участницей самодеятельности.
С конца 1930-х годов проживала в Москве. В 1940 году окончила актёрскую школу при киностудии «Мосфильм».
В 1946-1978 годах — актриса Московского государственного театра киноактера.
В кино начала сниматься в 1938 году, дебютировав в картине «Великий счёт».
Первыми заметными ролями стали Принцесса в картине 1941 года «Цветные киноновеллы» и Вера в фильме «Машенька», вышедшем в 1942 году.
Вера Алтайская в фильме «Цветные киноновеллы»
Во время войны выступала перед бойцами в госпиталях и на передовой. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
После войны актриса перешла на характерные роли, в основном отрицательные. Прославилась исполнением отрицательных ролей в советских фильмах-сказках и бытовых комедиях. Особенно много снималась у знаменитого режиссёра-сказочника Александра Роу — сыграла практически во всех его известных фильмах.
Исполнила роль Тетушки-Непогодушки в ленте «Марья-искусница» — полнометражном цветном художественном фильме-сказке Александра Роу по пьесе Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате».
Вера Алтайская в фильме «Марья-искусница»
В 1959-м сыграла Продажную душу в картине «Снежная сказка» по книге Виктора Витковича и Григория Ягдфельда «Сказка среди белого дня» — фильм в жанре современной сказки режиссёрского дуэта Эльдар Шенгелая и Алексей Сахаров.
Вера Алтайская в фильме «Снежная сказка»
Запомнилась по роли жены Панаса — старой «пепельчихи» — в знаменитой экранизации Александра Роу повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» — фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Вера Алтайская в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки»
В картине «Королевство кривых зеркал», снятой в 1963 году режиссёром Александром Роу по одноимённой повести Виталия Губарева, сыграла Асырк.
Вера Алтайская в фильме «Королевство кривых зеркал»
Блестяще исполнила роль Старухи-мачехи в фильме-сказке «Морозко» режиссёра Александра Роу по мотивам русских народных сказок.
Вера Алтайская в фильме «Морозко»
Стоит отметить ее работу в картине «Огонь, вода и. медные трубы», где она создала образ дочери Бабы Яги, кикиморы Кухарочки в «Золотых рогах» и Старушки-веселушки в популярной сказке «Варвара-краса, длинная коса». Все фильмы были сняты режиссёром Александром Роу.
Вера Алтайская в фильме «Огонь, вода и. медные трубы»
Вера Алтайская в фильме «Золотые рога»
Озвучила несколько фильмов.
В последние годы жизни актриса очень тяжело болела. Вера Алтайская умерла 28 декабря 1978 года. Урна с прахом похоронена в закрытом колумбарии Ваганьковского кладбища рядом с ее родителями.
Личная жизнь Веры Алтайской:
Муж — Алексей Анатольевич Консовский (1912-1991), советский актёр кино и озвучивания, Народный артист РСФСР. Развелись в 1950 году.
В браке родилась дочь Светлана (1941-1994), работала в комитете по телевидению и радиовещанию.
Вера Алтайская и Алексей Консовский
Фильмография Веры Алтайской:
1938 — Великий счёт — переписчица
1939 — Личное дело — пионервожатая
1940 — Светлый путь — Клава
1941 — Цветные киноновеллы — Принцесса
1941 — Мечта — покупательница в лавке (нет в титрах)
1941 — Дочь моряка — работница камбуза (нет в титрах)
1942 — Сын Таджикистана — Лена
1942 — Машенька — Вера
1943 — Лермонтов — Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова, графиня (нет в титрах)
1943 — Жила-была девочка — Ольга Петровна, мать Кати
1944 — Большая земля — Антонина Ушакова
1945 — Это было в Донбассе — Маруся Шелкопляс
1946 — Освобождённая земля — Танька, сноха Мулюка
1950 — Кавалер Золотой Звезды — колхозница (нет в титрах)
1954 — Анна на шее — молодая дама (нет в титрах)
1955 — Секрет красоты (короткометражный) — клиент парикмахерской в салоне-люкс
1955 — Земля и люди — Матильда
1956 — Человек родился — нянечка в роддоме (нет в титрах)
1956 — Поэт — машинистка
1958 — Шли солдаты. — хозяйка избы
1958 — По ту сторону — официантка
1958 — Наш корреспондент — жена Сергеева
1958 — Жених с того света (короткометражный) — Нина Павловна, невеста Петухова
1959 — Соната Бетховена (короткометражный)
1959 — Снежная сказка — Продажная душа
1959 — Произведение искусства (короткометражный) — пациентка (нет в титрах)
1959 — Марья-искусница — Тетушка-Непогодушка
1959 — В нашем городе (короткометражный) — соседка с собачкой
1960 — Хлеб и розы — Маланья
1960 — Мёртвые души (фильм-спектакль) — дама на балу (нет в титрах)
1960 — Дом с мезонином — Любовь Ивановна
1961 — Евдокия — Анна Шкапидар
1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки — жена Панаса, старая «пепельчиха»
1963 — Человек, который сомневается — заведующая чайной
1963 — Королевство кривых зеркал — Асырк
1964 — Морозко — Старуха-мачеха
1965, 1966 — Заблудший — подруга Пелагеи, буфетчица
1965 — Гадюка — проводница (нет в титрах)
1966 — Фитиль. Выход из положения. №52 (короткометражный) — продавец
1966 — Серая болезнь — медсестра
1966 — Анетта (короткометражный) — Анетта
1967 — Огонь, вода и. медные трубы — дочь Бабы Яги
1968 — Переходный возраст — тетя Поля, уборщица
1968 — Мужской разговор — тетя Лиза, жена дяди Юры
1969 — Тренер — тетя Саша
1969 — Главный свидетель — Маланьина, сваха
1969 — Варвара-краса, длинная коса — Старушка-веселушка
1971 — Мальчики — аккомпаниатор на выездных концертах
1972 — Золотые рога — Кухарочка, кикимора
1973 — За рулем Коробкины (короткометражный)
1974 — Птицы над городом — учительница
1974 — Ищу мою судьбу — Дарья
1975 — Гаспароне (фильм-спектакль) — Зиновия (поёт Антонина Клещёва)
1976 — Так начиналась легенда — деревенская жительница
1977 — Хомут для Маркиза — женщина в коридоре (нет в титрах)
Озвучивание Веры Алтайской:
1936 — Борцы (Kämpfer) — Анна (роль Ингеборги Франке)
1975 — Рикки-Тикки-Тави — Дарзи, птица
1975 — В стране ловушек (анимационный)
Вера Алтайская
Биография
Актриса Вера Алтайская сыграла в кино более полусотни ролей, но зрителям запомнилась характерными героинями. Чем большей славы добивалась артистка в качестве «королевы эпизода», тем чаще Алтайской предлагали роль отрицательного персонажа. Вершиной мастерства стали сыгранные ею злодейки из киносказок Александра Роу: Тетушка-Непогодушка, Мачеха, дочь Бабы-Яги, Кикимора. Творчество Алтайской удивляет и завораживает по сей день.
Детство и юность
Вера Алтайская появилась на свет 21 мая 1919 года в Петрограде, тогда находившемся в эпицентре революционных событий. Мама до революции работала пианисткой в кинотеатре; после переворота, чтобы хоть как-то прожить, начала давать уроки музыки. Вскоре она встретила писателя Константина Алтайского-Королева и вышла за него замуж.
Актриса Вера Алтайская
Главный биограф Клима Ворошилова воспитал девочку как родную дочь, и со временем безуспешные попытки Веры выяснить у матери имя настоящего отца прекратились.
Когда Вере было 18 лет, Константина Николаевича арестовали за знакомство и общение с писателем Андреем Алдан-Семеновым. Тот обвинялся в участии в террористической группе. Во время допроса Алтайский-Королев подвергся пыткам и, не выдержав издевательств, сознался в озвученных следствием преступлениях. В лагерях провел 17 лет.
Вера Алтайская в молодости
Незадолго до ареста отчима Вера перебралась в Москву и поступила в актерскую школу при «Мосфильме». Обучением тогда руководили режиссер Григорий Рошаль и актер Михаил Тарханов. Завершив образование в 1940 году, артистка была включена в штат киностудии. Дебютные роли Вера Алтайская сыграла еще до выпуска.
Фильмы
Свою фильмографию девушка открыла в 19 лет. В 1938 году вышла картина «Великий счет», где ей досталась эпизодическая роль переписчицы, год спустя – персонаж второго плана в ленте для детей «Личное дело». Александр Разумный доверил Алтайской роль пионервожатой: яркая, стройная актриса со смеющимися глазами как никто другой попадала в типаж.
Вера Алтайская в фильме «Светлый путь»
В 1940 году выпускница школы при «Мосфильме» получает возможность поработать с первыми звездами советского кино того времени. В музыкальной комедии Григория Александрова «Светлый путь» заявлены и Любовь Орлова, и Евгений Самойлов, и Осип Абдулов, и Елена Тяпкина. Секретаршу играет только набиравшая популярность в качестве актрисы кино Рина Зеленая. Алтайской достается роль работницы Клавы.
Спустя полвека в мемуарах Марина Колумбова, вдова актера Алексея Консовского, чьей первой супругой была Алтайская, вспомнит о «ведьминской красоте» соперницы. Алтайская с рождения отличалась гетерохромией: один глаз был зеленым, другой — карим. Искрящийся дерзостью взгляд, осиная талия, копна русых волос – внешность актрисы в сочетании с ее бурным темпераментом и едким остроумием была лучшей рекомендацией на роль роковой красавицы. И в 1942 году Вера Алтайская ее получила.
Вера Алтайская в фильме «Машенька»
Сценарист и режиссер Юлий Райзман, в будущем – лауреат шести Сталинских премий, решает снять историю о телеграфистке и сандружиннице Машеньке, которая встречает любовь, а накануне Финской войны расстается с любимым из-за его увлечения другой девушкой. Соперницу достается играть Алтайской. Райзман даже оставляет героине имя исполнительницы – Вера. Годом позднее фильм «Машенька» получает Сталинскую премию второй степени.
С началом войны «Мосфильм» эвакуируют в Алма-Ату. Алтайская увольняется и становится актрисой «Союздетфильма». В первой половине 40-х много снимается в военных лентах.
Вера Алтайская в фильме «Вечера на хуторе близ диканьки»
Ей достаются героини второго плана в картинах о жизни блокадного Ленинграда «Жила-была девочка», участии молодежи в сопротивлении фашистам «Это было в Донбассе», о судьбах эвакуированных на Урал «Большая земля».
После 1946 года, когда на экраны выпускают фильм «Освобожденная земля», Вера Алтайская на протяжении восьми лет снимается всего в одной ленте, и то – в эпизодической роли без указания в титрах. Райзман в своей драме «Кавалер Золотой Звезды» с Сергеем Бондарчуком и Кирой Канаевой в главных ролях оставляет Алтайской лишь персонаж безымянной колхозницы. Но причина кроется не в режиссере.
Вера Алтайская в роли дочери Бабы-Яги в фильме «Огонь, вода и. медные трубы»
После войны 27-летняя Алтайская решает посвятить себя театру. Артистка пополняет труппу Государственного театра киноактера, организованного всего тремя годами ранее, и попадает в первый актерский состав культурного учреждения.
Работа театра открывается в 1946 году премьерой «Бранденбургские ворота». Наконец-то Алтайская получает то, чего не дождалась от кинематографа – главные роли. Любовь Шевцова в «Молодой Гвардии», Людмила в «Детях Ванюшина», Тамара в «Старых друзьях» — центральные женские персонажи в первых спектаклях театра, рожденного в военное время, воплощаются на сцене именно Алтайской. К артистке приходит настоящий успех.
Вера Алтайская и Рина Зеленая в фильме «Жених с того света»
В середине 50-х актриса все больше склоняется к возвращению в кино. Режиссеры активно включают Алтайскую в творческий состав, но опять предлагают второй план или эпизод. Имея за плечами 10 лет творчества на театральных подмостках, Вера Алтайская теперь выбирает только интересные, характерные роли. По ним она и запомнится советскому зрителю. Чего стоит сыгранная ею нянечка в родильном доме в мелодраме «Человек родился» или Нина Павловна, героиня гайдаевской комедии «Жених с того света».
Вера Алтайская в фильме «Королевство кривых зеркал»
Триумфальное возвращение в кино Алтайской, конечно же, обеспечили сказки. В 1959 году выходят сразу две картины этого жанра: «Марья-искусница» Александра Роу и «Снежная сказка», поставленная режиссерами Эльдаром Шенгелая и Алексеем Сахаровым. В обеих лентах актриса играет отрицательных героинь: Тетушку-Непогодушку – у Роу, Продажную душу – у его коллег. Видя, насколько яркие образы злодеек способна создавать актриса, Роу начинает сотрудничать с Алтайской постоянно.
Вера Алтайская в фильме «Морозко»
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» артистка перевоплощается в колоритную супругу кума Панаса. Через два года в «Королевстве кривых зеркал» играет Асырк, подручную главной злодейки. А в 1964 году появляется в «Морозко» в роли жестокой мачехи. Вера Алтайская снялась в 7 из 9 последних фильмов Александра Роу. Он скончался в 1973 году. Вера Владимировна пережила его на пять лет. Последним результатом их сотворчества стала сказка «Золотые рога», в которой Алтайская играла кикимору Кухарочку.
Вера Алтайская в роли Кикиморы в фильме «Золотые рога»
После смерти Роу она снялась всего в пяти картинах. И всюду – эпизоды. Это небольшая роль в фильме «Ищу свою судьбу» с Польских и Жженовым, затем эпизод в детской драме «Птицы над городом», второстепенная роль в фильме-спектакле «Гаспароне» и в — завершение карьеры – участие в некоторых сценах фильмов «Так рождалась легенда» и «Хомут для Маркиза». Последний вышел в 1977 году. Больше Алтайская не снималась.
Личная жизнь
Вера Алтайская единожды была замужем. В молодости она согласилась на предложение коллеги Алексея Консовского. В 22 года актриса родила от мужа дочь Светлану, но, когда ребенку было 9 лет, супруги развелись. По воспоминаниям современников, избранник Алтайской был сложным человеком, долговременные отношения с женщинами у артиста не складывались.
Вера Алтайская и Алексей Консовский
После развода у Консовского было два брака: сначала недолгий союз с актрисой Антониной Елисеевой, затем – с Мариной Колумбовой. С третьей супругой актер оставался до смерти.
Дочь Веры Владимировны не пожелала идти по стопам родителей и занялась лингвистикой. Некоторое время работала в подразделении администрации страны, контролировавшем теле- и радиовещание.
Смерть
Актриса скончалась 28 декабря 1978 года. Причиной смерти стала продолжительная болезнь. По некоторым данным, усугубить состояние здоровья Алтайской мог алкоголь, но эта информация официально не подтверждена.
Могила Веры Алтайской, ее родителей и дочери
Могила актрисы находится на Ваганьковском кладбище, где похоронены родители Алтайской. В память об артистке поклонники монтируют любительские документальные фильмы. В соцсети «Одноклассники» пользователь, увлеченный созданием роликов для своего цикла «Чтобы помнили», посвятил актрисе клип-презентацию из фото образов, воплощенных Алтайской в разное время.
Вера Владимировна Алтайская
Фото Все
Вера Алтайская — биография
Актерский талант Веры Алтайской был настолько многогранен, что она великолепно смотрелась не только в образах отрицательных сказочных героинь, но и в характерных ролях. Режиссеры не баловали актрису ключевыми ролями, но и ее второстепенные героини никогда не оставались незамеченными. Критики отмечали неординарность ее таланта, склоняли голову перед ее мастерством перевоплощения, ее имя стояло в одном ряду с Георгием Милляром, Анатолием Кубацким, Александром Хвылей, а такой чести удостаивались далеко не все актеры.
Впервые об актрисе Вере Алтайской заговорили после выхода картины «Машенька», которую зрители увидели в разгар войны. Однако настоящая слава ждала ее после съемок в сказках и детских лентах «Морозко», «Жених с того света», «Марья-искусница», и многих других.
Детство и юность
Родилась Вера Алтайская 21 мая 1919 года в революционном Петрограде. Ее мама была пианисткой, и до революции работала в кинотеатре. После того как случился переворот, она зарабатывала исключительно уроками музыки. Кто был отцом девочки так и осталось неразгаданной тайной. Вера не только никогда его не видела, но даже ничего о нем не слышала. Вскоре в их доме появился писатель Константин Алтайский-Королев, за которого мама вышла замуж. Он удочерил Верочку, и вырастил ее как свою, окружая отцовской заботой и лаской.
Вера Алтайская в молодости
Вере исполнилось восемнадцать, когда в дом пришла беда. Ее отчима арестовали только за то, что он был знаком и тесно общался со своим коллегой Андреем Алдан-Семеновым. Ему предъявили обвинение в терроризме. Константина Николаевича долго пытали, и от боли и отчаяния он признался в том, чего не совершал. Отчима Веры осудили на семнадцать лет лагерей.
Буквально перед самым арестом Алтайского-Королева Вера переехала в столицу, и даже успела стать студенткой актерской школы, созданной на киностудии «Мосфильм». Она училась под руководством артиста Михаила Тарханова и режиссера Григория Рошаля. В 1940-м актерская школа осталась позади, и ее взяли на работу на эту же киностудию. Кинематографическая биография актрисы началась еще в годы обучения.
Фильмы
Вера Алтайская дебютировала в кино в 19 лет. В 1938-м ее пригласили в ленту «Великий счет», где она примерила на себя эпизодический образ переписчицы. В следующем году ее пригласили на второстепенную роль в детском фильме «Личное дело». По мнению режиссера Александра Разумного, именно Алтайская больше всего подходила для образа пионервожатой – она была молодая, стройная и постоянно улыбалась.
Вера Алтайская в фильме «Светлый путь»
В 1940-м фильмография актрисы пополняется лентой «Светлый путь», снятой режиссером Григорием Александровым. Это было большой удачей, потому что молодой актрисе повезло оказаться на съемочной площадке с Евгением Самойловым, Любовью Орловой, Еленой Тяпкиной, Осипом Абдуловым. Роль секретарши досталась Рине Зеленой, карьера которой только начала складываться. Вера Алтайская сыграла работницу Клаву.
Лет через пятьдесят, в мемуарах Марины Колумбовой читатели увидели характеристику внешности Алтайской. Она говорила, что ей была присуща какая-то ведьминская красота. Дело в том, что у Веры было очень редкое заболевание – гетерохромия, это когда человек рождается с глазами разного цвета. Так вот у Веры один глаз был карий, а второй зеленый, она была дерзкая, остроумная, очень темпераментная, к тому же имела тонкую талию и шикарные русые волосы. Полный набор для того, чтобы воплотить на экране роковую красавицу. И такая роль ей вскоре представилась.
В 1942 году пока начинающий, а в будущем очень известный режиссер и сценарист Юлий Райзман приступил к съемкам картины под названием «Машенька». Главная героиня Машенька – телефонистка и сандружинница рассталась со своим любимым парнем перед самой Финской войной, потому что тот всерьез увлекся роковой красавицей Верой. Именно ее и сыграла Алтайская. Спустя год картина «Машенька» была удостоена Сталинской премии второй степени.
Вера Алтайская в фильме «Машенька»
В начале войны киностудия «Мосфильм» уехала в эвакуацию в Алма-Ату. Вера уволилась и устроилась на работу в студию «Союздетфильм». В эти годы ее приглашали в основном в военные картины, среди которых «Это было в Донбассе», «Жила-была девочка», «Большая земля». Во всех этих лентах Вера Алтайская засветилась во второстепенных образах.
Однако после выхода в 1946 году картины «Освобожденная земля» актриса постепенно исчезает с экранов. Она засветилась только в одном проекте, причем роль была такой незначительной, что ее имени даже нет в титрах. Картина называлась «Кавалер Золотой Звезды», и главные роли в ней сыграли Сергей Бондарчук и Кира Канаева. Режиссер Юлий Райзман доверил Алтайской сыграть всего лишь безымянную колхозницу. Однако причина была в самой Вере Алтайской.
Дело в том, что после победы Вера сконцентрировалась на работу в театре. Она поступила на службу в Государственный театр киноактера, и стала одной из ведущих его актрис.
Впервые она появилась на его подмостках в 1946-м, в постановке «Бранденбургские ворота». Актриса получила то, чего так долго ждала в кино – роли главных героинь. Алтайская сыграла Людмилу в спектакле «Дети Ванюшина», Любовь Шевцову в постановке «Молодая гвардия», Тамару в пьесе «Старые друзья». Благодаря этим ключевым персонажам, к Вере приходит настоящая слава и любовь зрителей.
Вера Алтайская в фильме «Жених с того света»
В 50-е годы Алтайская вновь заскучала по кинематографу, и решила вернуться на съемочную площадку. Режиссеры обрадовались такому повороту дела, начали активно звать ее в свои проекты, но все повторилось сначала. Ей снова предлагают играть второстепенных героинь или незначительные эпизоды. Но теперь актриса уже сама решает, в каком фильме ей сниматься, а какому режиссеру отказать. Она отдает предпочтение только интересным, характерным персонажам, таким, к примеру, как нянечка родильного дома в фильме «Человек родился» или Нина Павловна из комедии режиссера Гайдая «Жених с того света».
Настоящий прорыв в творческой карьере актрисы произошел после ее съемок в детских сказках. В 1959-м на суд зрителей были представлены две таких ленты – «Марья-искусница» и «Снежная сказка». Оба проекта принесли ей отрицательные роли. В первом актриса стала Тетушкой-Непогодушкой, во втором Продажной душой. После такого головокружительного успеха начинается долгий период сотрудничества актрисы и режиссера Александра Роу.
Режиссер задействовал Алтайскую в ленте «Вечера на хуторе близ Диканьки», где она примерила на себя образ колоритной жены кума Панаса. Спустя два года зрители увидели Веру в сказке «Королевство кривых зеркал», где ей досталась роль Асырк, верной подданной главной героини. В 1964-м актриса сыграла злую мачеху в картине «Морозко». В общей сложности, Вера Алтайская получила роли в семи картинах Роу из девяти его последних проектов. Режиссера не стало в 1973 году, Алтайская покинула этот мир спустя пять лет. Последней ролью Алтайской у Александра Роу была Кикимора Кухарочка из сказочной истории «Золотые рога».
Вера Алтайская в фильме «Морозко»
После того, как Роу умер, Алтайская выходила на съемочную площадку всего пяти фильмов. И снова ей предлагали эпизодические роли и образы второго плана. Последняя картина под названием «Хомут для Маркиза» вышла в 1977-м, и стала завершающей в ее карьере.
http://24smi.org/celebrity/53614-vera-altaiskaia.html
http://biographe.ru/znamenitosti/vera-altayskaya/