Вентцель К Н биография

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич

24 ноября (6 декабря) 1857, Санкт-Петербург — 10 марта 1947, Москва

Российский и советский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания

Родился в семье Николая Адольфовича Вентцеля, столоначальника канцелярии Петербургского генерал-губернаторства. Из-за служебных обязанностей отца семья часто переезжала. В 1866 поступил в петербургскую прогимназию, однако в 1872 отца перевели в Варшаву, где Вентцель поступил в 4 класс гимназии. В 1875 окончил реальное училище в Вильно. Учился в петербургском Технологическом институте (1875—1876), Институте инженеров путей сообщения (1877—1878), был вольнослушателем на юридическом факультете Петербургского университета (1876—1877). Увлекался народническими идеями П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, с 1881 участник народнического движения. В 1885 по политическим мотивам арестован, затем выслан под гласный надзор в Воронежскую и Владимирскую губернии (1887—1891).

В 1891—1919 жил в Москве, работал в статистическом отделении Московской городской управы (до 1912), откуда вынужден был уволиться по требованию городского головы Н. И. Гучкова. Со второй половины 1890-х увлекался вопросами педагогики, стал видным представителем теории свободного воспитания; тогда же опубликовал первые статьи по педагогике. Принимал участие в работе Педагогического общества при Московском университете; в 1902—1905 — член комиссий по нравственному воспитанию и вопросам организации семейных школ при Отделении по вопросам семейного воспитания. Отстаивал неприкосновенность личности учеников, защиту от нравственного и физического насилия, право обучения на дому. В это же время работал над проблемами теории свободного воспитания.

В 1903—1906 пытался организовать детские сообщества в духе свободного семейного детского сада, в 1905 создал «Союз самообразования». Опубликовал ряд статей с критикой «старой» школы, в которой господствует догматизм и отсутствуют условия для развития творческой личности; акцентировал внимание на необходимости формирования у детей активного отношения к жизни, добровольной и сознательной потребности образования. В октябре 1906 вместе с коллегами и единомышленниками создал в Москве «Дом свободного ребёнка» — школу экспериментального типа для детей от 5 до 10 лет, построенную на принципах свободного воспитания (существовала до 1909).

В 1907 избран почётным председателем «Кружка совместного воспитания и образования», в работе которого принимали участие П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, Н. В. Чехов. Итоги развития педагогических идей изложил в двухтомнике «Этика и педагогика творческой личности». В 1917 написал одну из первых в мире «Декларацию прав ребёнка».

С 1917 выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1919 переехал в Воронеж, где создал Институт народного образования (позднее преобразованный в факультет Воронежского университета). Преподавал в педагогическом техникуме и университете, на учительских курсах, работал в губернском отделе народного образования, разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 1922 после выступления с докладом «Революция и нравственность» педагогическая концепция Вентцеля была подвергнута резкой критике и объявлена вредной и реакционной утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии; с начала 1930-х публикация работ Вентцеля была запрещена.

В последние годы жил в Москве, развивал гуманистические традиций отечественной философии, занимался созданием религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высшим нравственным идеалам. Под влиянием идей В. И. Вернадского разрабатывал новое направление в воспитании — космическую педагогику, высшей целью которой называл полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собственной нравственной религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. В 1936 направил предложения к проекту новой Конституции СССР, в которых критиковал советское школьное образование и социально-политическую систему.

Педагогическая концепция Вентцеля основана на идеях педоцентризма. В «Декларации прав ребёнка» провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права, в том числе на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание детских организаций и объединений, право выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудительном порядке. Наказания предлагал заменять мерами просветительского характера.

Обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием решения политических задач. Критиковал элементы милитаризма в дореволюционном и советском школьном воспитании.

Основные труды

• Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка). М., 1906. (3-е издание: М., 1923.)

• Цепи невидимого рабства. М., 1906.

• Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910. (2-е издание: М., 1923.)

• Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М., 1915. (4-е издание: М., 1923.)

• Как бороться с милитаризмом. М., 1917.

• К вопросу о детском самоуправлении. Воронеж, 1921.

Литература

Королёв Ф. Ф. К. Н. Вентцель — виднейший представитель теории свободного воспитания (1857—1947) // Советская педагогика. 1964. № 6.

Толмачева Т. П. Педагогические взгляды К. Н. Вентцеля. Дис. … канд. пед. наук. М., 1992. (Автореферат).

Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Космическая педагогика Константина Вентцеля // Свободное образование. Вып. 2. М., 1993.

Стеклов М. Е. Четыре портрета: С. А. Рачинский, В. П. Вахтеров, Х. Д. Алчевская, К. Н. Вентцель. М.; Смоленск, 1995.

Дружников Ю. М. Явная и тайная жизнь Константина Вентцеля // Вопросы философии. 1996. № 5.

Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Пророк свободного воспитания // Вентцель. Антология гуманитарной педагогики. М., 1999.

Стеклов М. Е. Эволюция педагогических взглядов К. Н. Вентцеля. Смоленск, 1999.

Чмырёва Е. В. Теория свободного воспитания К. Н. Вентцеля и модернизация современной школы России. Пятигорск, 2001.

Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Жизнь и педагогические идеи К. Н. Вентцеля // Вестник университета Российской академии образования. 2003. № 2.

Стеклов М. Е. Л. Н. Толстой и К. Н. Вентцель: два взгляда на свободное воспитание // Педагогика. 2003. № 3.

Архивы

≡ Научный архив РАО. Личный фонд К. Н. Венцеля, ф. 23, 82 ед. хр., 1878—1938 гг.

© ФГНУ «Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО, 2022.
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения НПБ им. К. Д. Ушинского РАО.

ВЕ́НТЦЕЛЬ

  • В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 144

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ВЕ́НТЦЕЛЬ Кон­стан­тин Ни­ко­лае­вич [24.11 (6.12).1857, С.-Пе­тер­бург – 10.3.1947, Мо­ск­ва], рос. пе­да­гог, тео­ре­тик и про­па­ган­дист сво­бод­но­го вос­пи­та­ния . Дво­ря­нин, сын д. стат. со­вет­ни­ка. Учил­ся в Тех­но­ло­гич. ин-те (1875–76) и С.-Пе­терб. ун-те (1876–77). С 1880 уча­ст­ник революц. на­род­нич. дви­же­ния (в 1885 аре­сто­ван в Во­ро­не­же, вы­слан). С 1891 ра­бо­тал в ста­ти­стич. от­де­ле­нии Моск. гор. упра­вы. С 1919 в Во­ро­не­же: пре­по­да­вал в пе­да­го­гич. тех­ни­ку­ме и ун-те, был ор­га­ни­за­то­ром и пре­по­да­ва­те­лем Ин-та нар. об­ра­зо­ва­ния.

    Вентцель Константин Николаевич (Wentzel Konstantin Nikolaevich).

    По датам рождения
    Родившиеся в январе
    01020304050607
    08091011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031

    Родившиеся в феврале
    01020304050607
    08091011121314
    15161718192021
    22232425262728
    29

    Родившиеся в марте
    01020304050607
    08091011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031

    Родившиеся в апреле
    01020304050607
    08091011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Родившиеся в мае
    01020304050607
    08091011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031

    Родившиеся в июне
    01020304050607
    08091011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Вентцель Константин Николаевич.

    24 ноября 1857 ( 1857-11-24 )

    10 марта 1947 ( 1947-03-10 ) (89 лет)

    Российская империя Российская империя, СССР СССР

    Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) — русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885-1887). В годы 1-й мировой войны выступал против милитаризма и шовинизма.

    • Биография
    • Цели воспитания
    • Основные педагогические идеи
    • Семья
    • Труды
    • Источники
    • Примечания
      • Ссылки

    Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербургском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистическом отделении Московской городской управы. С 1919 жил в Воронеже. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. Пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906-1909).С 1922 в Москве, на пенсии. Умер 10 марта 1947 г. в Москве.

    Всякая внешняя цель, которую ставят в воспитании, делает его несвободным. Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Цель нравственного воспитания — выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.

    Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал «Декларацию прав ребёнка» (1917) — одна из первых в мире. В декларации провозгласил для детей равные с взрослыми свободы и права. Основой воспитания должен являться сам индивидуальный конкретный ребёнок. Обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое самоуправляющееся, доступное и бесплатное образовательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребёнка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, общаясь с другими детьми, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразования. Отдавал приоритет развитию воли человека, в широком смысле понимаемой им как психическая активность вообще. Обосновал необходимость разработки космической педагогики: основой космического воспитания выступает естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. Высшая цель — воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.

    К. Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребёнок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.

    Особое внимание К. Н. Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребёнка. К. Н. Вентцель понимал, что в условиях современного ему общества концепция свободного воспитания может быть реализована только частично и в ограниченных размерах, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «Дом свободного ребёнка». Объединённые общими целями и делом, учащиеся, воспитатели и родители создают общество, основанное на равноправии, уважении и любви. Программа деятельности этого учреждения не может быть представлена в готовом виде, она должна создаваться постепенно, в процессе жизни и труда детей, с учетом их интересов и потребностей. В основе жизни такого учреждения должен быть разнообразный творческий производительный труд. Учёба как часть трудовой деятельности не регламентируется, к ней дети обращаются только тогда, когда у них появляется необходимость в знаниях или интерес к какому-либо предмету. Педагогический процесс должен строиться на поисковых, исследовательских методах, а учитель должен только создавать условия, при которых ребёнок может самостоятельно добывать знания. По мысли К. Н. Вентцеля, учитель должен сводить к минимуму дурное влияние среды, создавать условия для умственной и сознательной нравственной деятельности детей, подавать личный пример.

    Брат: Вентцель, Николай Николаевич, писатель

    Жена: Надежда Яковлевна ур. Ростовцева (1857-1898)

    Дети: Михаил (1882-1963), ученый астроном. Маргарита (в замужестве Чуракова) (1888-1968), мать известного реставратора С. С. Чуракова

    Жена: Софья Александровна ур. Станюкович (1871-1945), племянница писателя К. М. Станюковича, внучка скульптора П. К. Клодта

    Дети: Александр (? −1963). Надежда (1900-1998), скульптор. Арий (1904-1979)

    • Вентцель К. Н. Освобождение ребенка / И. К. Вентцель. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Земля и фабрика, 1923. — 20 с.
    • Вентцель К. Н. Основные задачи нравственного воспитания / К. Н. Вентцель. — М. : , 1896. — 47 с.
    • Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей / И. К. Вентцель. — Изд. 2-е. — М. : Земля и фабрика, 1923. — 149, с.
    • Вентцель К. Н. Борьба за свободную школу / сост. И. К. Вентцель. — М. : , 1906. — 291, с.
    • Вентцель К. Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребенка / И. К. Вентцель. — М. : , 1918. — 16 с.
    • Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад / И. К. Вентцель. — Изд. 4-е, вновь испр. и доп. — М. ; Пб. : Голос труда, 1923. — 102, с.
    • Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности: (Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания) . — М. : книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911-1912. — (Педагогическая библиотека) Т. 1: Этика творческой личности. — 1911. — 388 с.
    • Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности: (Проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания) . — М. : Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911-1912. — (Педагогическая библиотека) Т. 2: Педагогика творческой личности. — 1912.
    • Вентцель К. Н. Родительские клубы. Научно-популярная статья, журнал Пробуждение № 20 1909 года.

    Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С. 140.


    источники:

    http://bigenc.ru/education/text/1908054

    http://famous-birthdays.ru/data/24_noyabrya/venttzel_konstantin_nikolaevich.html

    Вентцель Константин Николаевич
    Вентцель Константин Ромео Александр
    Дата рождения:
    Место рождения:
    Дата смерти:
    Место смерти:
    Научная сфера:
    Альма-матер:
    Известен как: