Вениамин Смехов Актер биография

Актер театра и кино Вениамин Смехов: биография, фильмография и интересные факты

Среди жителей нашей страны сложно найти человека, который не сможет ответить на вопрос о том, кто такой Вениамин Смехов. Загадочный Атос из культового фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» навсегда остался в памяти зрителей. Что же известно о творческих достижениях и закадровой жизни «графа де Ла Фер», в свое время покорившего сердца миллионов?

Вениамин Смехов: детские годы

Человек, которому суждено было сыграть Атоса, появился на свет в Москве, произошло это в августе 1940 года. Смехов Вениамин Борисович родился в семье врача-терапевта и доктора экономических наук. Родители будущего актера были евреями по национальности. Своего отца ребенок смог увидеть лишь в пятилетнем возрасте, так как тот участвовал в Великой Отечественной.

В первые годы жизни мальчик Веня мечтал стать шофером, однако вскоре это желание прошло. Затем он испытал свои силы в роли писателя, сочиняя наивные и смешные сказки. Те постепенно сменились стихами, однако и это увлечение было заброшено, так как в жизнь ребенка вошел театр. Его приняли в драматический кружок, работавший при Дворце пионеров. Студия была известна тем, что находилась под опекой самого Ролана Быкова. В это же время Вениамин Смехов влюбился в джаз. Им даже была создана музыкальная группа, работавшая в этом жанре, но просуществовал коллектив недолго.

Студенческие годы

Когда актера спрашивают о том, почему он выбрал свою профессию, он рассказывает о любви к перевоплощению. Только на сцене спокойный и рассудительный мальчик Веня мог примерять привлекательные для него образы искателей приключений, хулиганов и борцов за свободу. Однако он мог бы не стать студентом «Щуки», если бы его не уговорил поступить туда дядя Лев. Вениамин Смехов попал на курс, руководителем которого являлся Владимир Этуш.

Удивительно, но во время учебы на втором курсе будущего Атоса отчислили. Юношу сочли слишком стеснительным, скучным и невыразительным для сцены. Однако вскоре Смехову удалось восстановиться в училище, к концу обучения студент даже вошел в число фаворитов Этуша. Диплом был вручен Вениамину в 1961 году.

Первые роли

Кинематограф вошел в жизнь вчерашнего студента лишь через несколько лет после окончания «Щуки». Куйбышев – первый город, в котором смог заявить о себе Вениамин Смехов. Биография актера содержит сведения о том, что он провел в этом населенном пункте полтора года, выступая на сцене местного театра, а затем вернулся в Москву.

Какое-то время Смехов оставался без работы, что даже вынудило его начать размышлять о смене профессии. Однако в 1962 году начинающему актеру удалось устроиться в Театр на Таганке. Приютившему его в своих стенах театру Вениамин хранил верность свыше двадцати лет, успел сыграть несколько десятков ролей. Расстаться с привычным местом работы он решил в 1985 году, это был протест против изгнания режиссера Юрия Любимова из СССР.

Конечно же, поклонников интересуют первые фильмы с Вениамином Смеховым. Кинематограф ворвался в жизнь молодого человека только в 1968 году. Первым персонажем, образ которого он воплотил в кино, стал барон Краузе. Эту роль он получил в драме «Служили два товарища», посвященной гражданской войне, разгоревшейся в 1920 году. Затем Смехов принял участие в съемках фильма «Смок и Малыш», ориентированного на детскую аудиторию.

Звездный час

«Д’Артаньян и три мушкетера» — самая известная картина, в которой снялся Вениамин Смехов. Фильмы, в которых он получал роли после, не смогли добиться такого же оглушительного успеха. Герой актера Атос завоевал сердца тысяч советских зрительниц своей романтичностью и загадочностью. Лента была представлена на суд общественности в 1978 году, после чего Смехов на долгие годы забыл о спокойной жизни. Поклонницы подкарауливали его у дома, заваливали письмами, содержащими признания в любви.

Вновь сыграть знаменитого графа де Ла Фер Вениамину Борисовичу довелось в 1982 году. Звездный состав картины остался неизменным, режиссером снова стал Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Продолжение знаменитой истории, сюжет которой позаимствован из произведений Александра Дюма, было с восторгом встречено зрителями.

Дальнейшая кинокарьера

Конечно же, «Д’Артаньян и три мушкетера» — вовсе не единственная успешная картина, в которой сыграл талантливый Вениамин Смехов. Фильмы, в которых он снимался после, также имели успех у зрителей. «В моей смерти прошу винить Клаву К.» — пронзительная драма, посвященная безответной любви. В этой ленте актер воплотил образ артиста дяди Севы, который дружит с семьей прекрасной девушки Клавы.

Нельзя не отметить и приключенческий фильм «Али-Баба и сорок разбойников», в котором артисту предложили роль Мустафы. Смехов не только сыграл одного из ключевых персонажей, но и выступил в качестве автора текстов песен и поучаствовал в создании сценария. Понравился зрителям и его кюре Максимен, образ которого он воплотил в детективной драме «Ловушка для одинокого мужчины». Наконец, следует упомянуть и доктора Стравинского – персонажа, которого Смехов сыграл в «Мастере и Маргарите».

Относительно новые фильмы c Вениамином Смеховым также достойны внимания. К примеру, поклонники звезды непременно должны посмотреть многосерийную драму «Белая голубка Кордовых», в которой он получил необычную роль. Картина повествует о жизни гениального художника-мошенника, ловко копировавшего произведения знаменитых коллег. Также заслуживает просмотра сага «Капитанские дети», в которой он воплотил образ супруга главной героини.

Жизнь за кадром

Что еще можно рассказать о талантливом человеке, которым безусловно является Вениамин Смехов, биография, личная жизнь которого и сейчас представляют огромный интерес для поклонников и прессы? В жизни актера было много женщин, однако важную роль в его судьбе сыграли только две из них. Первой супругой Смехова стала студентка пищевого института Алла, на которой он женился еще в годы учебы в «Щуке». Алла произвела на свет двух дочерей. Алика и Елена также выбрали творческие профессии, первая стала актрисой и певицей, вторая предпочла роль писательницы.

На второй брак Вениамин решился в 1980 году, его избранницей стала киновед Галина Аксенова. Супруги вместе уже более 30 лет и не планируют расставаться.

Интересные факты

Вениамин Смехов любит вспоминать о том, что на съемки в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» согласился из-за своей дочери Елены. Девочка обожала произведение Дюма, перечитывала его снова и снова, отказываясь расставаться с полюбившимися героями.

В быту актер неприхотлив, с удовольствием берет на себя работу по дому, любит заниматься мытьем посуды. Тайной страстью Смехова являются автомобили. К примеру, несколько лет назад он приобрел в Штатах двухдверную японскую «Субару», на которой исколесил всю Америку, добравшись даже до Канады. Во всех путешествиях его всегда сопровождает любимая жена.

Биография

Учась в школе, будущий актер посещал драматический кружок при Дворце пионеров Дзержинского района г. Москвы, и его любовь к литературе вылилась в частые выступления на «капустниках». Он читал стихи, играл Евгения Онегина и собрал джаз-бэнд, что и оказалось проявлением его страсти к сцене. «Как человек дисциплинированный и осторожный, я очень завидовал безрассудным и рискованным друзьям. А где еще можно такое себе позволить? Конечно, только на сцене! И теперь мое безрассудство уже не остановить. » — говорит сегодня актер.

Детство

Вениамин Смехов родился 10 августа 1940 года в Москве. Отец актера, Борис Моисеевич Смехов — профессор экономических наук, а мама, Мария Львовна Смехова — врач-терапевт. Начавшаяся в 1941 году война вынудила Марию Львовну вместе с маленьким сыном эвакуироваться в Казанскую область, и в столицу они вернулись только спустя 2 года. Молодой женщине, в то время еще не имевшей диплома врача, нужно было оканчивать медицинский институт, и поэтому она отдала мальчика в детский сад на «шестидневку».

Вспоминая период детства и юности, Вениамин Смехов отмечает, что главным в его воспитании был пример со стороны родителей, дело, а не слово. Всякое назидательное занудство старших — веди себя так, клади вилку слева, вытирай рот салфеткой и тому подобное — действовало на него раздражающе. А воспитывала по-настоящему, например, мамина доблесть. То, что, работая на две с половиной ставки участковым врачом, доктор Смехова успевала обслуживать отца — готовила, стирала и умудрялась даже печатать ему статьи; и то, что отец трудился по 25 часов в сутки, без выходных и отпусков; и то, что они всей семьей жили на 16-ти квадратных метрах — бывшие аудитории Плановой академии на 2-й Мещанской перегородили, и выпускникам-экономистам достались крошечные квартирки-«скворечники».

Вениамин Смехов фотография

Выбор профессии

Поначалу у Вениамина, по его собственным словам, не было никакого таланта, кроме огромного желания стать шофером — переворачивая круглые венские стулья, он садился в «кабину» и рулил.

Но, едва научившись писать, маленький Веня стал сочинять романы. Смешные, чудные, они содержали в себе все искажения советской идеологии – в одном из них, к примеру, Веня с болью описывал, как в тюрьмах сидят негритянские семьи. Позже, увлекшись поэзией, Вениамин писал стихи, но они тоже получались абсолютно созвучными привычным пролетарским лозунгам. Словом, юноша рос идеологически «пропитанным», законченным комсомольцем, что в то время было как раз естественным и правильным.

Учась в школе, будущий актер посещал драматический кружок при Дворце пионеров Дзержинского района г. Москвы, и его любовь к литературе вылилась в частые выступления на «капустниках». Он читал стихи, играл Евгения Онегина и собрал джаз-бэнд, что и оказалось проявлением его страсти к сцене.

«Как человек дисциплинированный и осторожный, я очень завидовал безрассудным и рискованным друзьям. А где еще можно такое себе позволить? Конечно, только на сцене! И теперь мое безрассудство уже не остановить. » — говорит сегодня актер.

Учеба

Однако по настоянию родителей Вениамин должен был поступать на литературный факультет или на журналистику, но то неудержимое чувство зависти безрассудству и рискованности, которое он так хотел испытать, повлекло его на театральное поприще. Родители были против, считая, что актерство отдает некой безнадежностью. Тем не менее, ослушавшись родителей и твердо отстаивая свой выбор, в 1957 году юноша поступил сразу в два вуза — во МХАТ и Театральное училище им. Б. В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова, в итоге все-таки отдав предпочтение второму, «театру-празднику». Все дело в том, что праздник жизни воспринимался Вениамином Смеховым как личное обязательство. Однокурсники прозвали его даже Кола Брюньон – он до сих пор не устает быть доброжелательным ко всем, кто его окружает.

Лучшие дня

Лучший вратарь 80-х
Посетило:18919
Тюнинг тележки из супермаркета
Посетило:4586
Вес «как фактура»
Посетило:2779

Курс, на котором учился Вениамин, вел молодой мастер Владимир Этуш, и все составляющие тогдашней жизни сложились воедино: начало оттепели, надежда на свободу, бескорыстная любовь к искусству, вера всему, что им говорили и ощущение, что они одно целое, одна семья. «Но, как говорится, в семье не без урода. На курсе Владимира Этуша образца 1957-1961 годов выкидышем оказался именно я. В эмбриональном состоянии первокурсника я был послан. в математики. Этуш сказал: «Идите в математики! Нельзя быть таким мудреным рационалистом»». Виной всему оказались леность, закрытость и жуткая застенчивость будущего актера. Когда на Вениамина Смехова смотрели однокурсницы, он густо краснел, а когда обнаружилось, что им это очень нравится, то юноше приходилось краснеть «по заявкам». Любопытно, но и когда будущий актер выходил на сцену, тоже невероятно стеснялся. Именно из-за этого Владимир Этуш и настаивал на его отчислении, однако педсовет защитил Смехова, переведя на 2-й курс вольнослушателем на испытательный срок, и довольно скоро возмутившееся честолюбие Вениамина научило его подавлять мешавшее ему смущение, что способствовало восстановлению Смехова в рядах студентов уже в апреле 1959 года. Более того – Этуш, который ранее настаивал на отчислении Смехова, в будущем поставил ему пятерку по мастерству актера, и это после отчисления!! Это было неслыханно, такого не случалось никогда.

«Все эти четыре года учебы — процитирую Петра Фоменко — были «кувырканием в блаженном идиотизме». Как ни странно, наш курс обошелся почти без романов. Что-то там между кем-то блуждало, но, в общем, все остались. девственными. Цельнометаллическими», — вспоминает Вениамин Смехов.

В 1961 году, сыграв на учебной сцене роли в дипломных спектаклях «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера и «Горячее сердце» А. Островского, Вениамин Смехов успешно окончил учебу и в сентябре был зачислен в труппу Куйбышевского театра драмы им. М. Горького под руководством главного режиссера П. Монастырского, где принял участие в шести постановках.

Начало карьеры. Театр

Дебютировав в 1960-м году на телевидении в телеспектакле «Старый повар», транслировавшемся по Куйбышевскому ТВ, через два года Вениамин Смехов, покинув труппу Куйбышевского театра, вернулся в Москву, где долгое время не мог найти работу. В минуты отчаяния он подумывал сменить профессию, уйдя в литераторы, и даже наметил себе конкретное занятие – написание диссертации в Институте мировой литературы на тему «Перевоплощение Александра Пушкина». Однако судьбе было угодно, чтобы Вениамин Смехов продолжил служение актерскому ремеслу – в ноябре этого же года он был принят в труппу Московского театра драмы и комедии, художественным руководителем которого был А. К. Плотников, где принял участие в 5 постановках. «Одна знакомая посоветовала: «Иди в Театр драмы и комедии — театр плохой, но зато там есть хорошие актеры. Перезимуешь, а там видно будет». Театр доморощенный, публики никакой. Но актеров действительно встретил замечательных. К концу первого сезона появился Петр Фоменко — и я задержался».

В январе 1964 года в результате реорганизации главным режиссером Московского театра драмы и комедии был назначен Ю. П. Любимов, а сам театр сменил свое название на официальное «Московский театр драмы и комедии на Таганке», в народе именуемое «Театр на Таганке». В качестве артиста театра уже с новым названием, где он проработал 21 год, Вениамин Смехов сыграл около 30 ролей, первая из которых – 3-й Бог в «Добром человеке из Сезуана». Среди остальных его работ можно отметить такие роли, как: Маяковский в «Послушайте!» (в котором Смехов выступил и как автор инсценировок), литератор из «Разъезда», Плюшкин в срежиссированной им «Ревизской сказке», Клавдий в «Гамлете», Воланд в «Мастере и Маргарите» (до сих пор, кстати, являющуюся любимой ролью артиста), Глебов в «Доме на набережной». А за исполнение роли Кшиштофа Максимовича в спектакле «Час пик», где он снова выступил в качестве автора инсценировок, Смехову в 1970 году была присуждена премия на фестивале «Польская драматургия».

Начало карьеры в кино. Мушкетеры вчера, сегодня, завтра

Первой киноролью Вениамина Смехова стала роль Барона Краузе в вышедшем в 1968 году фильме «Служили два товарища» режиссера Е.Карелова по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида, повествующем о годах Гражданской войны.

Снявшись в 1976 году в фильме «Середина жизни» режиссера Ольгерда Воронцова, в том же году Смехов сыграл роль Смока в трехсерийном фильме «Смок и Малыш» режиссера Р. Валабаса по рассказам Джека Лондона, после которой приобрел некоторую популярность, проявлявшуюся в том, что актеру в троллейбусе уверенно тыкали пальцем в лицо, радостно заявляя: «Я видел его вчера!».

Но свою по-настоящему судьбоносную роль Атоса Вениамин Смехов сыграл в 1979 году – в легендарной картине Г. Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», первой в России, да еще музыкальной мушкетерской версии любимой миллионами детей книги. Интересный, беспроигрышный сюжет плюс яркое соцветие великолепных актеров – Маргарита Терехова, Олег Табаков, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Борис Смирнитский — позволили этой картине войти в число самых популярных, где она остается и по сей день, несмотря на то, что прошло уже больше тридцати лет. Невероятный успех этого фильма вдохновил создателей на продолжение – в 1992 году вышли «Мушкетеры двадцать лет спустя», в 1993 – «Тайна королевы Анны, или мушкетеры тридцать лет спустя», в 2008 – «Возвращение мушкетеров, или тайна кардинала Мазарини», и во всех этих фильмах Вениамин Смехов неизменно радовал нас своим Атосом.

Все части «Мушкетеров» были сняты в разное время, в разные эпохи. Но при неизбежной с течением времени смене уклада жизни, простые жизненные ценности, такие, как братство, дружба, честь, смелость, мужество и романтическая любовь, продолжают оставаться столь же актуальными.

Огромную популярность «Мушкетеров» можно было наблюдать относительно недавно на одном из новогодних теле-шоу. «И там, у рояля Дунаевского, мы спели мушкетерскую песню. Так вот, если для выходов на сцену Эдиты Пьехи, Егора Гайдара и других популярных певцов понадобилось «вздрючивать» зал, чтобы зрители улыбались и живо реагировали, то когда мы вышли вчетвером, надо было видеть, что творилось со всеми, включая Гайдара, Киселева, Титомира, дочь Пугачевой, мою собственную дочь и прочих нынешних популянтов. Они просто забыли, что их снимают — такая была радость, прямо музыкальная чертовщина. Как если бы для моего поколения вышел бы Бабочкин и исполнил сцену с картошкой и Фурмановым» — с восторгом и гордостью говорит Вениамин Смехов.

Дальнейшая кинокарьера

В том же году на экраны вышла молодежная мелодрама о несчастливой любви «В моей смерти прошу винить Клаву К.» режиссеров Николая Лебедева и Эрнеста Ясана, в которой Вениамин Смехов исполнил роль артиста дяди Севы, друга Веры Сергеевны, мамы Клавы.

Среди киноработ актера важное место занимает вышедший в 1983 году музыкальный художественный фильм по мотивам одноименной арабской сказки «Али-Баба и сорок разбойников», где Вениамин Смехов играет роль Мустафы, а также является автором сценария и текстов песен. Эта картина – экранизация ранее созданного Смеховым музыкального спектакля с теми же исполнителями. В Москве эта постановка была в свое время запрещена — одни говорили, что Олег Табаков в роли Али-Бабы слишком похож на еврея, другие ссылались на то, что якобы автор намекает на афганские события.

В вышедшем в 1990 году детективе режиссера А. Коренева «Ловушка для одинокого мужчины» по мотивам пьесы Роберта Тома «Ловушка» Вениамин Смехов сыграл роль кюре Максимена, а в очередной экранизации нетленного романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» исполнил роль доктора Стравинского.

Из относительно последних киноработ актера можно выделить роль Александра, ухажера Сони, роль которой сыграла дочь Вениамина Алика Смехова, в популярном сериале «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…», а также роль Льва Александровича, мужа главной героини Евы в саге «Капитанские дети» Вячеслава Никифорова.

Театр

Театр всегда был и остается для Вениамина Смехова главным в жизни, он больше театральный, чем киноактер. В начале 1985 года, после последовавшего за вынужденной временной эмиграцией Ю.Любимова назначения главным режиссером Театра на Таганке А.Эфроса, Вениамин Смехов покинул театр, и уже в апреле был приглашен в «Современник», неизменным главным режиссером которого по сей день является Галина Борисовна Волчек. Будучи артистом этого театра, Вениамин Смехов принял участие в четырех постановках, исполнив роли Людовика Великого в постановке И. Кваши «Кабала святош» Ж.-Б.Мольера, роль Кирилла в постановке Г. Волчек «Близнец» М.Рощина, роль Ефима в постановке Р. Виктюка «Стена», а также принял участие в творческом вечере артистов театра «Дилетанты».

Посвятив «Современнику» два года, Вениамин Смехов вновь вернулся в Театр на Таганке, где принял участие в нескольких старых спектаклях театра. Сейчас он уже давно не играет в спектаклях, все больше проводя время за границей, но его трудовая книжка до сих пор находится в этом театре. «В 90-м году я договорился с Любимовым, что больше играть не буду. Но совсем уйти я не смог: примерно тогда начался страшный скандал и раскол театра, поэтому я принципиально оставил свой портрет висеть в фотогалерее артистов, а сам приходил в театр только чтобы сыграть два спектакля – «Мастера и Маргариту» и еще «Дом на набережной». Это длилось восемь лет, а потом. Потом появился выбор». Последний выход Вениамина Смехова на сцену Таганки состоялся в любимой им роли Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита».

«Я по-прежнему артист Театра на Таганке и этим горжусь. Это мой дом навсегда. Другое дело, что сегодня это не столько юридическое место моей работы, сколько символическое, потому что я там «работаю» зрителем», — говорит актер.

Режиссура в России и за границей

Если человек талантлив, он талантлив во всем – эти слова как нельзя кстати подходят нашему герою. Помимо актерской игры в театре и кино, Вениамин Смехов известен еще и как режиссер — дебютом его в этом амплуа стал вышедший в 1973 году фильм-спектакль «Фредерик Моро» по роману Г. Флобера «Воспитание чувств», однако, работая в Театре на Таганке, он еще тогда начал потихоньку заниматься режиссурой, помогая Любимову в постановках таких спектаклей, как «Под кожей статуи свободы», «Бенефис. Актеры – А. Островскому», а также в позднем «Самоубийце» 1990 года. Помимо «Фредерика Моро», у Вениамина Смехова есть еще режиссерские работы – «Джентльмены из Конгресса», «Сорочинская ярмарка» и «Лекарь поневоле».

Кроме этого, Вениамин Смехов, начиная с 1969 года, поставил около 15 телеспектаклей, часть из которых по собственным сценариям, а с 1977 года на фирме «Мелодия» вышел ряд диско-спектаклей, автором и постановщиком которых является В.Смехов.

«Весь репертуар Таганки я прожил, что называется, насквозь. То ли я вырос из штанов Таганки, то ли театр застыл в своем движении, но мне стало там как-то неуютно и скучно. Заграница помогла мне раздвинуть горизонты». Появившийся в 1998 году выбор, о котором говорил актер, заключался в возможности ставить драматические спектакли в Чехии, Израиле, Франции, Германии, Австралии, чем и воспользовался Вениамин. В частности, в Иерусалиме им был поставлен «Дон Кихот» любимого автора М. Булгакова, в Хайфе – переведенный на иврит «Али-Баба», а в Америке – «Обыкновенное чудо».

Там же, за рубежом, он попутно выступает с концертами. «Сейчас я в свободном полете, но приземляюсь там, куда меня приглашают. А более всего для меня сегодня актуальна работа на родном языке — преподавание, съемки и постановки — дома, в России».

Неожиданно для самого себя Вениамин Смехов стал постановщиком оперных спектаклей.

«Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, ставившаяся в Германии, была его первой и самой тяжелой работой такого рода. Стремясь подготовиться к постановке так, чтобы актеры не заметили, что у него нет консерваторского образования, Вениамин год (!) ежедневно зубрил оперу, пока все не выучил.

Вторую оперу, очень красивую, «Дона Паскуале» Доницетти, Смехов ставил в Мангейме, городе, где Шиллер впервые представлял своих «Разбойников», и в очень старом и красивейшем дворцовом театре городка Шветцинген, где дважды выступал Моцарт. По признанию самого В. Смехова, даже стены этого дворца помогали уловить нечто особенное, что есть в музыке Доницетти. Эта постановка получилась особенно удачной, и в хвалебных рецензиях новоиспеченного оперного постановщика больше всего порадовала фраза о том, что «зрители выражали свой восторг топаньем ног». «Нас это вполне устраивало, мы видели лица этих людей. В первом акте они были «застегнуты на все пуговицы», потому что так положено дорогому абонементному зрителю, ко второму акту они «расстегнулись»», — поведал в одном из интервью В. Смехов.

Озвучивание

В профессиональном «чемодане талантов и опыта» Вениамина Смехова имеется и внушительный опыт озвучивания фильмов – он работал с Отаром Иоселиани, Элемом Климовым, а также с Никитой Михалковым, когда три голоса пробовались на роль автора в Обломове. У Константина Ершова в «Позднем ребенке» Смехов был голосом автора, как и в картине «Пасторали» Иоселиани, которую закрыли из-за отсутствия русского текста. Но за то, что за одну ночь с блестящим звукорежиссером Венгеровским Отар Иоселиани записал голос, не без помощи актера, естественно, — фильм получил свою достойную шестнадцатую категорию и был положен на полку. Сегодня он признан, а тот факт, что Вениамина Смехова нет в титрах, его абсолютно не волнует, как и многие другие аспекты популярности.

Литературное творчество

Но и это еще не всё! Среди всех занятий Вениамина Смехова в его творческой карьере особое место занимает литература – он вполне серьезно и профессионально пишет прозу на театральную тему, особое место уделяя Театру на Таганке. Первой публикацией Вениамина Смехова стала статья «Засухин — театр и человек», состоявшаяся в газете «Волжский комсомолец» в 1960-м году.

«Когда я писал для себя, считал эту часть биографии счастливой. А потом выяснилось, что не менее счастлив, когда пишу на заказ» — говорит Смехов. Его статьи публиковались в газетах и журналах «Юность», «Театр», «Театральная жизнь», «Московские новости» и др.

Первая книга В.Смехова «В один прекрасный день» была опубликована в 1986 году; в последующие годы вышли художественные и публицистические книги: «Живой и только» (о Высоцком), «Таганка: записки заключенного», «Театр моей памяти», «Когда я был Атосом…» (о съемках «Мушкетеров»), «Служенье муз не терпит суеты», «Скрипка мастера» (названная самим Смеховым «статьей вместо инфаркта» — по его словам, он умер бы, если бы этого не написал), «Мастер и Маргарита» в стране чудес» и др.

В области литературы Вениамин Смехов не раз был отмечен наградами. В частности, в 1999 году он стал автором-лауреатом газеты «Московские новости» за статью «Атос в России больше, чем Портос»; в 2000 году ему присуждена художественная премия альманаха «Петрополь» за цикл телепередач «Театр моей памяти» и книгу «Мастер и Маргарита» в стране чудес»; в 2009 году — Царскосельская художественная премия за создание альбома «Да здравствуют музы. » и за двухтомное сочинение «В жизни так не бывает» и «Та Таганка».

Помимо всего прочего, Вениамин Смехов успевает еще и заниматься преподавательской деятельностью – ежегодно в течение одного семестра он преподаёт актерское и режиссерское мастерство в одном из университетов США.

«Почему-то я с самого вахтанговского «детства» мечтал о педагогике (у меня даже был свой курс — в 21 год). Теперь это желание пригодилось, я прочел в Америке несколько лекций по русской литературе театра. Это было очень интересно для меня как литератора, я вернулся к своей мечте о педагогике» — заявил Смехов.

Личная жизнь

Еще на первом курсе я с испугу решил — никогда не женюсь на актрисе. Замечал, как «неровно дышат» на меня красавицы-старшекурсницы, и оборонялся тем, что, краснея, старался выглядеть надменным. Случались и платонические романы, но я себя смирял, наступая на горло собственной песне. Как заклинание, повторял слова великого актера Леонида Леонидова: «До тех пор, пока ты не достигнешь высоты, твоя семья — это театр».

В 1960-м году после зимней сессии третьекурсник Вениамин поехал в молодежный лагерь, где встретил скромную студентку пищевого института Аллу. В разгоревшийся роман родители Вениамина тактично не вмешивались, однако полученное воспитание не позволяло юноше создать семью до окончания института. Старорежимная домработница тетя Настя, осуждавшая добрачные контакты, демонстративно не здоровалась с Аллой, и только после торжественной церемонии бракосочетания, совпавшей с днем получения диплома Вениамина Смехова, тетя Настя поздравила молодых. В этом браке у Смехова 2 дочери – старшая Елена, окончившая Институт культуры и занимающася книжным делом, и младшая Алика, ставшая популярной актрисой и певицей. «В моей первой семейной жизни было все — и любовь, и праздники, и кошмарные ссоры. Но она принесла мне опыт и одарила двумя чудесными детьми» — вспоминает Вениамин Смехов.

С 1980-го года актер женат вторым браком на журналистке Галине Аксеновой, которая младше его на 20 лет. Пара очень счастлива в браке и до сих пор, по прошествии 30 лет, в их отношениях нежность, трогательность, забота и бесконечная любовь.

У Вениамина Борисовича три внука: 23-летний Леонид, сын Елены, выпускник факультета русской филологии МГУ им. Ломоносова; 10-летний Aртем и 3-летний Макар, сыновья Алики.

Интересные факты

Родным братом отца актера был известный книжный иллюстратор Лев Моисеевич Смехов.

Вениамин Смехов страстный автомобилист — купив в Америке двухдверную японскую «Субару», недавно за полгода он с женой Галиной проехал на этой машине 25 тысяч миль — от Колорадо до Флориды и далее, в Канаду. Этой цифрой актер очень гордится.

Годы своей учебы в лучшей театральной школе Москвы при вахтанговском театре Вениамин Смехов назвал «хорошим отрезком плохой эпохи», годы работы на «Таганке» — «эпохой заказных плевков». Нынешний отрезок времени актер именует как «пока ещё разрешённую смелость в эпоху разновидных ожиданий».

В «Трех мушкетерах» Вениамин Смехов начал сниматься из-за своей старшей дочери Елены, которая других книг знать не хотела: дочитывая до конца «Мушкетеров», начинала читать сначала. «У меня не было другого выхода, как сняться, чтобы моя любимая дочь прекратила это безобразие».

Среди известных друзей актера — Николай Караченцов, с которым Смехов дружен еще со времен Щелыкова, когда оба были еще молоды и безвестны. Также актер поддерживает теплые отношения с Юрием Яковлевым и Мариной Нееловой, не забывая и своего «таганского» друга Валерия Золотухина.

Любимыми чисто мужскими, грубыми физическими занятиями в жизни Вениамина Смехова являются мытье посуды и переноска тяжестей. «Я носил на руках очень много женщин и детей, телевизоров и автомобилей» — то ли в шутку, то ли всерьез говорит актер.

Считая, что все свои возможности в кино уже исчерпал, тем не менее, Вениамин Смехов признается, что если бы ему предложил поработать такой интересный режиссер, как Милош Форман, или Элем Климов, или Тодоровский, или Михалков, то, наверное, их предложения «победили» бы.

Своими учителями в режиссуре Смехов считает Юрия Любимова и Петра Фоменко.

У В. Смехова есть необычная коллекция фотографий, на которых он в шутку душит своих коллег по цеху. Все началось со снимка с Владимиром Высоцким: однажды труппа актеров театра во время отъезда на концерт в Питер пребывала в прекрасном расположении духа, и актер и композитор Анатолий Васильев фотографировал остальных. Глупо было просто позировать, надо было что-то делать, и Вениамин Смехов схватил за горло Владимира Высоцкого. У Смехова было зловещее выражение лица, а Высоцкий, смеясь, приговаривал: «Души, души!». Следующее такое фото было после того, как Владимир Семенович вернулся на месяц в Москву впервые после своего восьмилетнего изгнания. Провожая его в аэропорту, Вениамин Смехов снова вцепился ему в глотку…и пошло-поехало. На съемках фильма «Ловушка для одинокого мужчины» в Ялте Смехов душил Караченцева, Смоктуновского, Яковлева. Потом, на съемках фильма «Мушкетеры 20 лет спустя», коллекцию пополнили Алексей Петренко, Михаил Боярский, Георгий Юнгвальд-Хилькевич. «Вот видите, у меня порядочная база для хвастовства. Потом, когда издавалась моя книга «Театр моей памяти» и для нее подбирались фотографии, то я назвал эту коллекцию снимков «Компания задушевных друзей», — с улыбкой рассказывает актер.

P.S. К семидесяти годам человек накапливает мудрость и грусть, благожелательность и терпеливость. Мемуары Вениамина Смехова вполне могли бы называться мемуарами счастливого человека, через всю жизнь пронесшего доверие к своей судьбе и способность смотреть на близких людей влюбленными глазами. Он по праву считает себя счастливчиком, которому повезло и с семьей, и с друзьями, и с работой. Описывая однокурсников и коллег, друзей и случайных попутчиков, Вениамин Смехов щедро пользуется превосходными степенями и эпитетами, обращая иронию, прежде всего, на самого себя.

Согласно известному анекдоту, глядя на полстакана воды, пессимист будет расстраиваться, что его стакан наполовину пуст, в то время как оптимист обрадуется, что его стакан наполовину полон. Вениамин Смехов называет себя «неукротимым оптимистом, убежденным, что в конечном итоге все образуется, какие бы кризисы не лезли нам в душу и какие пожары не полыхали бы вокруг».

Вениамин Борисович Смехов

Фото Все

Видео Все

Вечерний Ургант — Вениамин Смехов, Milky Chance. 653 выпуск от 30.05.2016

Личные вещи. Вениамин Смехов

Вениамин Смехов. Линия жизни / Телеканал Культура

Вениамин Смехов — биография

Этому актеру достаточно было сыграть одну единственную роль – графа де Ла Фер, чтобы завоевать сердца миллионов поклонниц. Его Атос сводил с ума, в него была влюблена вся женская половина населения Союза. У актера Вениамина Смехова такие же черты, как и у его героя – красота, загадочность, учтивость и врожденная деликатность. Он всегда говорит не громко, но в его голосе отчетливо слышна внутренняя сила.

Вениамин Смехов сыграл много ролей на сцене театра и в кино, но самой знаменитой его работой стала картина «Д”Артаньян и три мушкетера», в которой ему довелось сыграть самого романтичного персонажа – Атоса.

Детство и юность

Родился Вениамин Смехов 10.08.1940 года в Москве. Он выходец из семьи интеллигентных евреев. Веня был единственным сыном у родителей. Его папа Борис Смехов был профессором и доктором экономических наук.

Фото: Вениамин Смехов в детстве

Мама Мария Шварцбург была врачом-терапевтом и завотделением в поликлинике. Дед по материнской линии был награжден орденом Красной Звезды и в свое время возглавлял военный госпиталь. Родня отца была очень творческой – его двоюродные братья трудились художниками и занимались иллюстрацией книг.

Со своим отцом Веня познакомился только в 1945-м, когда тот после Победы вернулся домой.

В 1947-м мальчик пошел в школу, где стал очень прилежным учеником. Еще в начальных классах Вениамин начал заниматься в драматическом кружке при Дворце пионеров. Его очень увлекло новое занятие, и мальчик с удовольствием бегает на все репетиции. Курировал эти занятия ни кто иной, как сам Ролан Быков.

В 1957 году Смехов заканчивает школу и решает, чем ему заниматься в жизни. Его дядя, знаменитый художник Лев Смехов, посоветовал парню попробовать свои силы в театральном вузе. Совет оказался кстати, и в том же году Вениамин с первой попытки поступил в знаменитую «Щуку». Ему посчастливилось попасть к прославленному Владимиру Этушу. Прошел год, и студент Смехов был отчислен из родного вуза. Он стал вольным слушателем второго курса, причем на испытательном сроке. Причина такого решения деканата крылась в сильной стеснительности парня, который начинал робеть, как только оказывался на сцене. Но прошел год, и Вениамин сумел исправить это досадное недоразумение — он снова студент и причем один из самых любимых у преподавателя.

Студенческие годы остались позади, и в 1961 году, с новеньким дипломом вуза, начинающий актер оказывается в драматическом театре в городе Куйбышев, куда его направили после института.

Театр

В творческой биографии Вениамина Смехова сразу был театр. Дебютом были дипломные постановки, в которых он сыграл во время учебы. В Куйбышевском театре актер был задействован в шести спектаклях. Эта сцена не стала родной для Смехова, прошло всего полтора года и молодой актер уезжает в Москву.

Вернулся и остался без работы. Поиски места службы заняли некоторое время, причем актер уже стал задумываться о том, не сменить ли ему род деятельности. Но в 1962 году он получает приглашение от А.Плотникова и оказывается в московском Театре драмы и комедии. Прошло два года, в театре произошла реорганизация, сменилось руководство и название. Руководителем театра стал Юрий Любимов, а сам театр стал называться Театром на Таганке. Прошло совсем немного времени и театр стал прославленным.

Фото: Вениамин Смехов в театре

Этому театру актер Смехов отдал двадцать один год. Он был в основной труппе, участвовал почти во всех постановках, перевоплотился в тридцать персонажей. Он ушел из любимого театра в 1985-м, вместе с одним из коллег по цеху – Леонидом Филатовым. Причиной послужило изгнание Ю.Любимова из Советского Союза.

Смехов начинает трудиться в «Современнике», сцене которого отдал два года своей биографии. В 1987-м он снова появляется в Театре на Таганке и целых одиннадцать лет выходит на его сцену.

В последнее время актера почти не видно на сцене, но это не значит, что он покинул театр. С 1990 года он стал пробовать себя в режиссуре. Он начинает ставить драмы, телеспектакли и даже оперы. Причем география его творчества не ограничивается Россией. Он ездил в Израиль, Германию, Францию, Чехию. Даже был преподавателем в университете США. На сцене родного театра он показывается совсем редко, только когда идут спектакли «Мастер и Маргарита» и «Дом на набережной».

В настоящее время Вениамин Смехов проживает в Москве. У него много гастролей, спектаклей и творческих встреч. Он ведущий телевизионных программ. С годами проявился еще один талант Смехова – писательский, о котором так мечтали его родители. Вениамин пишет прозу, поэзию, мемуары, стал автором нескольких книг. Свою первую книгу он издал еще в 1986-м. В его мемуарах есть воспоминание о Владимире Высоцком – его коллеге и близком друге.


источники:

http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/smehov/index1.html

http://biographe.ru/znamenitosti/veniamin-smehov