Венера Ганиева биография Семья

Биография Венеры Ганиевой

Ганиева Венера Ахатовна – народная певица России и Республики Татарстан. Сложно сказать с уверенностью, как правильно величать вокальную звезду Татарстана. На страничке ВКонтакте певица – Венера Ганиева. В Инстаграме – Венера Ганеева. Остановимся на первом варианте.

Детство

Девочка родилась в семье, старшие члены которой не относили себя к творческим личностям. Любовь к музыке и национальной татарской культуре была у них в крови. Отец мастерски играл на гармошке, мама обладала прекрасным голосом. В отличие от них, Венера не испытывала никакого влечения к музыке.

Если из радиоточки раздавалась песня, девушка всегда выключала звук. Когда пришла пора отдавать ребенка в школу, родители выбрали одно из немногих учебных заведений Казани, где преподавание велось на татарском языке – СШ № 89 им. Г. Ибрагимова.

Семья Венеры настояла, чтобы девочка записалась в национальный ансамбль «Саз». В творческом коллективе раскрылись вокальные данные будущей певицы. Специалисты посоветовали продолжить образование в музыкальном училище.

Шаги к сцене

Венера легко справилась со вступительными экзаменами, но учиться наравне с большинством студентов не могла. Преподавание шло на русском языке и перестроиться на общение с родного татарского было непросто. Первый год девушка получала в основном неудовлетворительные оценки.

Перелом в учебе наступил после смерти матери, которая мечтала увидеть Венеру певицей. Стресс мобилизовал юную студентку и в выпускном дипломе стояли только отличные оценки. Было принято решение продолжить учебу в консерватории. На вступительном экзамене девушка спела арию из оперы, написанной ректором учебного заведения Н. Жигановым.

Члены приемной комиссии не пришли в восторг от исполнения и поставили абитуриентке за вокал двойку. Когда назавтра Венера пришла за документами, в судьбу вмешался случай. В стенах консерватории девушка столкнулась с ректором.

Когда Жиганов узнал, что приемная комиссия была другого мнения, он принял решение о проведении повторного прослушивания. Результат был предопределен. Венера стала студенткой музыкального вуза.

Звезда Татарстана

Еще занимаясь в консерватории, В. Ганиева попробовала себя в качестве исполнительницы в Татарском академическом театре им. М. Джалиля. В дальнейшем, вся творческая биография Венеры Ганиевой будет неразрывно связана с этой сценой.

К моменту окончания учебы девушка уже числилась солисткой театра. Вокальный диапазон позволял исполнять самые сложные партитуры. Зритель стал ходить на Ганиеву. Вслед за признанием последовали зарубежные гастроли, сольные концерты.

В своих выступлениях певица всегда подчеркивала, что является дочерью татарского народа. Особую радость приносили выступления перед земляками в других регионах страны. В 1992 году правительство Татарстана оценило вклад Венеры Ахатовны в театральное искусство. Ей было присвоено звание Народной артистки республики Татарстан.

В августе 1995 года певица была удостоена звания народной артистки России. Венера Ахатовна понимала, что век оперной певицы не долог. С годами 50-летняя исполнительница будет выглядеть нелепо в образе 15-летней героини.

Было принято решение передать свой опыт и навыки молодежи. Руководство Татарстана поддержало эту идею и предложило возглавить кафедру сольного пения Казанского университета культуры и искусств. С 1999 года Ганиева стала воспитывать вокальную элиту Татарстану.

Народная артистка давно могла уйти на покой. Профессия оперной певицы дает возможность уйти на пенсию после 20 лет работы. Венера Ахатовна не собирается расставаться с любимым делом. В ее планах новые выступления и воспитание молодых звезд татарской эстрады.

Личная жизнь

Зимой 1985 года певица записывала песню в студии радио Татарстана. Внимание девушки привлек высокий, светловолосый мужчина – звукорежиссер Камиль Файзрахманов. Парень, казалось, не обратил никакого внимания на артистку. Чтобы привлечь его внимание, девушка зачастила на радио.

Эффект был достигнут. Молодые люди познакомились и 1986-й стал годом рождения новой семьи. Камиль излагает историю знакомства в другой редакции. «Как только девушка сняла меховое манто в студии звукозаписи, я залюбовался ее фигурой и не мог отвести взгляда от огромных глаз.

Когда Венера запела, стало ясно, что я пропал и не расстанусь с ней никогда». Несмотря на небольшие разногласия в повествовании, муж и жена признают, что это была любовь с первого взгляда. С этого момента личная жизнь Венеры и Камиля стала немыслима друг без друга.

Молодым гостям торжества было сказано: «Долгая совместная жизнь – это труд двоих людей, основанный на любви и взаимном уважении». В конце 2020 года Венера Ахатовна овдовела. Смыслом жизни стало воспитание молодых вокальных исполнителей.

Интересные факты из жизни Венеры Ганиевой

  • Венера Ахатовна никогда не отказывается от приглашений выступить на свадьбе или юбилее. Певице нравится радовать людей своим вокалом. Участие в корпоративах помогает поддерживать нужную для артиста форму. Перед каждым торжеством женщина делает красивый макияж, подбирает нарядную одежду, продумывает программу выступления.
  • Певица называет работу в театре универсальным лекарством. В одном из интервью В. Ганиева рассказала, что однажды ей пришлось выступать перед людьми, от решения которых зависело, будут ли у труппы театра зарубежные гастроли. Накануне певица заболела ангиной. Подскочила высокая температура. Победив себя, Венера Ахтановна вышла на сцену. После первого акта с удивлением заметила, что болезнь растворилась без следа.

Частые вопросы о жизни Венеры Ганиевой

Многих интересует, чем еще увлекается певица. Женщина рассказывает, что обожает готовить. Похвала за вкусно приготовленное блюдо имеет для нее не меньшее значение, чем аплодисменты на сцене. Летом в свободное время Венера Ахатовна любит выращивать цветы.

Насколько В. Ганиева востребована как педагог? Певица призналась, что подавляющее большинство татарских эстрадных исполнителей – ее ученики. Чтобы заниматься у педагога, необходимо выдержать конкурс из 7 человек на место. Своих учеников Венера Ахтановна называет не иначе как «мои дети».

Ганеева Венера Ахатовна

Биография Ганеевой Венеры Ахатовны

Ганеева Венера Ахатовна – татарская оперная певица.

Ранние годы

Венера родилась в Казани 24 марта 1955 года. Ее отец виртуозно играл на гармони, а мама прекрасно пела.

Среднее образование Венера получила в школе № 89 имени Г. Ибрагимова. В школьные годы девочка пела в хоре и была участницей ансамбля «Саз» под руководством Рифката Гумерова. После школы Ганеева поступила в Казанское музыкальное училище имени И.В. Аухадеева. А в 1982 году Венера окончила Казанскую государственную консерваторию.

Карьера

В 1982 году Венера Ахатовна стала солисткой Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Дебютная роль Ганеевой – Цыганка Фраксита в опере Жоржа Бизе «Кармен» (постановка Н.К. Даутова). А первая крупная роль Венеры – Марфа в опере «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова.

Из самых известных ролей Венеры – Джильда в «Риголетто», Снегурочка в одноименной опере, Розина в «Севильской цирюльнике», Зайтуна в «Любви поэта», Гульназ в «Крике кукушки», Виолетта в «Травиате» и прочие.

Венера Ганеева гастролировала по многим странам – она была в Германии, Венгрии, США, Малайзии, Финляндии, Франции, Турции, Малайзии, Португалии, Латвии, Чехии, Болгарии, Литве, на Кипре и других местах.

В 1999 году Венера Ахатовна стала заведующей кафедрой сольного пения факультета музыкальных искусств Казанского университета культуры и искусств. Получила звание профессора. Также Ганеева – член жюри республиканских вокальных конкурсов, участница благотворительных концертов и музыкальных мероприятий по всей стране.

Награды

В 1992 году Венера Ганеева стала Народной артисткой Республики Татарстан. Три года спустя Венера удостоилась звания Народной артистки Российской Федерации. В 1997 году Ганеева получила Государственную премию Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. В 2006 году оперная дива получила Орден Дружбы, в 2018 году – Почетную грамоту Президента Российской Федерации, в 2020 году – Орден Почета.

Личная жизнь

В юности Венера Ганеева пришла на радио с целью записи и обратила там внимание на красивого высокого парня. Венере молодой человек очень понравился, а вот парень даже не посмотрел в сторону Ганеевой. Влюбленная Венера начала ходить на радио дважды в неделю. И однажды Камиль Файзрахманов – так звали парня – поддался чарам Венеры.

Камиль Файзрахманов был звукорежиссером, Народным артистом Республики Татарстан. Супруги прожили душа в душу 34 года. Венера рассказывала в интервью, что муж у нее просто чудесный – он научил ее правильно пользоваться микрофоном и помог в карьере; а еще Камиль был на все руки мастер – и плотник, и слесарь.

В конце декабря 2020 года Венера Ганеева овдовела. По информации СМИ, Камиля в состоянии алкогольного опьянения в парилке нашел его племянник. Врачи пытались спасти мужчину, но сердце отказало.

Венера Ганеева: «Стас Михайлов и Салават – их можно сопоставить»

Через пару дней Венере Ганеевой исполняется 60 лет. Звезда татарской эстрады и оперной сцены даже не думает скрывать свой возраст, радуется профессиональной востребованности, а также пряма и откровенна во взглядах на жизнь и искусство. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» поговорили с юбиляром в ее профессорском кабинете в Университете культуры и искусств (КГУКИ) о нелюбимой оперной партии артистки, о музыке The Beatles и главных вокальных талантах республики.

Венера Ганеева: «Мое внутреннее состояние быть естественной, не фальшивой. Для меня важно быть открытой, правдивой, откровенной»

«МЕЧТАТЬ О КАКИХ-ТО РОЛЯХ УЖЕ БЕССМЫСЛЕННО»

— Венера Ахатовна, раньше времени с днем рождения поздравлять не принято. Но все же какие мысли вас посещают накануне собственной круглой даты?

— 24 марта мне исполняется 60 лет. Даже не верится, что я уже подошла к такому возрасту. В молодости, оказывается, вообще не думаешь, что он когда-то наступит. Там ни о чем не думаешь (смеется). Но я встречаю свой возраст с радостью, с улыбкой и благодарю Аллаха и моих родителей, которые дали мне жизнь. Дали возможность проявить себя, свой скромненький талант, свои способности, быть полезным человеком в искусстве.

Родители у меня были очень музыкальные, гены много значат. Папа играл на гармошке, мама пела, всегда была запевалой, когда гости собирались. И я сейчас могу сказать, что они были очень талантливы. Просто по тем временам на это не обратили внимания.

Думаю, что в плане творчества у меня все получилось. Все награды, о которых можно было только мечтать. Может быть, их даже и слишком много. Я пела на многих оперных сценах, о которых также мечтают все певцы. В общем, в творческом плане я очень счастливый человек. И в 60 лет я еще не за бортом, я еще востребована. Благодаря своим ученикам, их успехам я тоже обрела новую форму, расширился мой творческий диапазон. Сейчас молодежь меня подхлестывает, энергетически заряжает своими эмоциями. И я вместе с ними шагаю вперед.

— А есть ощущение, что еще не все сделано, что еще предстоит что-то важное в профессиональном плане?

— Знаете, срок, который дается вокалистам, определенный срок активной вокальной формы, активной вокальной деятельности — этот этап все-таки пройден. И сейчас мечтать о каких-то ролях уже бессмысленно. Конечно, думаю о каких-то возрастных ролях, имея в виду оперную сцену.

А несбыточной мечты нет. Все, что я планирую, у меня сбывается. Например, проект «Венера Ганеева хэм йолдызлар фабрикасы» — это просто мое настроение, моего нынешнего возраста. И я рада тому, что публика, зритель, когда я выезжаю с концертами, видит труд педагога, видит результат. Я ведь выхожу на сцену со своими учениками и, выходя, каждого из них представляю, рассказываю. Откуда он, как он учится, о семье. И людям это так интересно. И, знаете, на последней песне зритель аплодирует стоя, а это редко бывает. Вот это дорого стоит, конечно. В настоящее время живу вот этим. Я хочу открывать все новые и новые звезды, привлекать более молодое поколение студентов. Ведь выпускники, которые были первыми ласточками моей фабрики, — сейчас это уже звезды татарской эстрады.

«Выпускники, которые были первыми ласточками моей фабрики, — сейчас это уже звезды татарской эстрады»

— Кто самый-самый из ваших молодых звезд?

— Лиля Муллагалиева, Раяз Фасихов, Мунир Рахмаев, Вадим Захаров, Марсель Вагизов, Малика, Алсу Хабибуллина, Алина Сафиуллина, Ринат Гилязов, Ильназ Сафиуллин, Венера Шаймиева, Гульназ Султанова, Махсут Юлдашев, Ильнар Ялалов, Лена Газизова. И все они — моя гордость, в настоящее время в них заключается смысл моей жизни.

САМАЯ НЕЛЮБИМАЯ ПАРТИЯ — СНЕГУРОЧКА

— Если вернуться ненадолго к оперному искусству. Когда вы в последний, на данный момент, раз выходили на сцену казанского оперного театра в репертуарном спектакле?

— Это был спектакль «Любовь поэта» Резеды Ахияровой — роль Зайтуны, возлюбленной Тукая. Но ей 13 лет по сюжету. Мой возраст и 13 лет — это такая большая разница. У меня идет душевный дискомфорт, мне уже неудобно. Хотя я могу петь и беру все эти ноты, которые там написаны. И актерски могу исполнить эту роль. Но, боюсь, что даже могу ее и переиграть. Настолько знаю жизнь, что боюсь переиграть (смеется).

«Любовь поэта» в постановке театра им. Джалиля. Тукай — Ахмед Агади, Зайтуна — Венера Ганеева

— Но ведь есть возрастные женские партии, пусть и небольшие, к примеру, в идущих на казанской сцене «Борисе Годунове» или «Евгении Онегине»?

— У меня немного другой голос. Я все равно остаюсь сопрано. Хотя вообще, я и лирико-колоратурное сопрано. Конечно, с годами голос теряет какие-то свои качества, эластичность. Голос не может все время звучать прекрасно. Это так же, как и наше лицо: в молодости одно, без морщинок, гладкое, а сейчас морщинки, и их приходится прятать. И голос тоже имеет специфику терять свои свойства, он становится ниже.

Например, Анна Нетребко. Если вспомнить ее давний приезд в наш театр с оперой «Риголетто», где она исполняла партию Джильды, у нее был один голос. А сейчас он немного другой. Для меня это немного страшно. Я не могу себе позволить сажать голос. Это очень опасно. У меня и осталось такое же сопрано. Верхние ноты у меня были фа третьей октавы, а сейчас голос стал немного ниже. Ну а эстрадные песни я пою в низком регистре.

Но я не переживаю, поскольку востребована и сейчас, очень много пою на корпоративах, меня часто приглашают на свадьбы, юбилеи. Это, наверное, потому что я очень плавно перешла из классической формы исполнения в такой более демократический жанр. Песенный жанр для меня сейчас очень приятный. Пусть даже попса. Хотя, конечно, пустые песни никогда не пою. Для меня очень важно содержание песни, текст. Я выбираю ту, что мне по душе, и думаю, что могу рассказать этой песней слушателю. У меня, тьфу-тьфу, пока получается. И песни хорошие предлагают, и я пою. И от души работаю. И люди это видят.

Я ведь еще разговариваю с публикой, я куражная такая! У меня приемы есть свои, возраст свой никогда не скрываю. Например, у меня недавно была встреча с учителями школы, и там я рассказала, что 24 марта мне исполняется 60 лет. Что мой вес составляет 60 килограммов, и, если надену туфли на каблуках, то становлюсь 160 сантиметров. Это же идеально (смеется).

— А у вас есть любимая оперная партия?

— Вообще, очень люблю трагические роли, драматические: Джильда в «Риголетто», Виолетта в «Травиате», Марфа в «Царской невесте». Где они в конце умирают. Так вживаешься в эту роль, в это состояние. Очень нравится такое перевоплощение. Виолетту очень люблю, даже на своих эстрадных концертах пою «Застольную» из «Травиаты».

А вот Розину из «Севильского цирюльника» не очень любила. Или «Снегурочку» Римского-Корсакова. Спрашивают иногда: а какая была ваша нелюбимая роль? Как раз не любила Снегурочку, холодная она. У Зили Сунгатуллиной эта партия получалась лучше, чем у меня. Так что она пела премьерный спектакль, а я второй. Холодная Снегурочка не понимает, что такое любовь. Только в конце поняла и растаяла. Ну что это такое вообще (смеется). Это не по мне.

«Я БЫ РАЗДЕЛИЛА НАШУ АУДИТОРИЮ НА НЕСКОЛЬКО КАТЕГОРИЙ»

— Кстати, можно назвать еще одну причину, почему вы по-прежнему так активно востребованы как артистка. Особенно зрители старшего поколения об этом скажут. Раньше на сцене было звезд немного, но это все были личности. А сейчас такой поток артистов, что даже тот, кто следит за татарской эстрадой, уже просто не разбирается в огромном количестве имен. Пусть они молодые, красивые, некоторые даже неплохо поют, но разобраться, кто есть кто, очень сложно. А раньше все было понятно: Ильхам Шакиров, Альфия Абзалова, потом Венера Ганеева, Зиля Сунгатуллина, Римма Ибрагимова. Как вы считаете, сейчас действительно стало меньше личностей? И молодые певцы очень зависят от продюсерских центров?

Действительно. Личностей среди молодежи не так много. Я очень переживала за своих учеников, которые заключали контракты с «Барс-Медиа». С ними заключали договоры на 7 лет, и они выполняли весь тот режим, который диктует им продюсерский центр. И такие центры в первую очередь преследуют свои цели. Концерты, «солянки», выпуск дисков. И вот тут, пожалуй, о росте в творческом плане говорить не приходится, потому что идет такая гонка. Продюсерский центр хочет как можно больше выжать из какого-то певца. Шаг вправо, шаг влево сделать нельзя было. Такие штрафы были. Едешь куда-нибудь в Сибирь — 10 концертов отрабатываешь бесплатно.

Так работало много моих учеников, и я за них переживала. Среди них Раяз Фасихов, Мунир Рахмаев, Ильназ Сафиуллин, Азалия, Малика, Робер Янгуров, Алина Сафиуллина и многие другие. Теперь они прошли этот этап и в настоящее время вышли на другой уровень сотрудничества с «Барс-Медиа». А так я все время слежу за их творчеством, держу руку на пульсе. Если вижу их по телевизору и мне что-то не нравится, тут же звоню. И говорю свои замечания — о песне, об одежде, о руках: «Что там делаешь с руками, что ты хочешь сказать этим жестом?»

— Ученики слушают, не пытаются спорить?

— Они, конечно, слушают своего профессора. Хотя сейчас они уже сами звезды, у них очень развито творческое, образное мышление. Я рада, что некоторые из них контракты расторгли и свободно, плодотворно могут заняться своим творчеством.

— Все-таки есть индивидуальности среди молодежи на татарской эстраде?

— Есть у нас артисты, которые стали звездами благодаря тому, что на первых своих выступлениях, концертах исполняли только чужие хиты. У одного возьмет, у другого и поет. И благодаря этому стали звездами.

Но среди моих учеников есть таланты, я всегда их хвалю и хочу это делать. Вот Раяз Фасихов — он же любимец женщин, девушек. У него такой образ лирического, романтического героя. А индивидуальность, она у них практически у всех есть, своя неповторимая. Хоть они учились у меня, у одного педагога. Но все они имеют свое лицо.

Я сумела в своих ребятах сохранить природные тембры и развить их. Как мастер никогда не буду навязывать. не пойду против естества, против природы. Даже если приходят ко мне из музыкального училища. Уже поставленные голоса, но не очень грамотно, что-то неправильно с ним сделали. Я очень плавно, очень осторожно. Я их не ломаю. А то у нас очень любят это слово применять, особенно в консерватории: «Ой, пришла ко мне из училища, какой кошмар. Я практически все сломала, все пришлось переделывать». Ну зачем взяли-то тогда? Считаю, что тот, кто пришел учиться, — это индивидуальность. Есть природные данные. И главное — не навязывать ничего, но я могу подсказать, как дышать, как сохранять тембр.

Поэтому мои ученики имеют свое лицо. Например, Марсель Вагизов — недавно ему дали звание заслуженного артиста нашей республики. Он пришел ко мне учиться после 11 класса, не знал нот, деревенский мальчишка. Пришел — копия Салавата, и много таких приходили. То Салавата изображают, то Ханию изображают, то Зайнэп (смеется). Но я всегда говорю: пока ты не найдешь свое лицо, ты никуда не продвинешься. Салават — он один, его никто не заменит, он останется Салаватом, а ты будешь никем. И вот он работал-работал и сейчас любимый певец нашего президента Рустама Нургалиевича.

Но вообще, артисты разными должны быть. Я смотрю порой как зритель и думаю, вот чем, например, берет Фирдус Тямаев? У него концерты идут аншлагами, несколько дней. А сам он маленький, на сцене пляшет, вот простотой образа и берет.

— Значит, у него есть своя аудитория.

— Вы знаете, я бы нашу аудиторию разделила на несколько классов. Есть истинные поклонники «тямаевского» жанра. Может быть, это и интересно зрителю, в основном деревенскому. Что они имеют возможность выбрать своего певца.

На Раяза Фасихова идет немного другая публика, побалдеть, помечтать, послушать его красивый тембр, да сам он очень красивый. Ну, дай Бог, у каждого свой зритель. Наверное, так и должно быть. Нельзя песенный жанр, все песни — под одну гребенку. Кто-то должен петь шлягеры, кто-то — народные песни.

«У артистов миссия большая, не просто повыпендриваться на сцене»

ФИЛЮС КАГИРОВ УЧИТ ПАРТИЮ ДЖАЛИЛЯ

— А с классическими вокалистами как у нас дела обстоят? У казанского оперного театра последние годы есть две главные звезды, взращенные здесь, — это Альбина Шагимуратова и Михаил Казаков. А есть новое поколение, идущее за ними?

— Вы знаете, я еще в нашем театре продолжаю быть полезным человеком, я в настоящее время — репетитор и куратор молодых солистов, которые приходят в театр. И очень рада, что у нас есть Гульнора Гатина и Венера Протасова. Я занимаюсь с ними в актерском плане, в вокальном. Активно участвую при вводе в спектакль. Например, Венера Протасова уже спела Джильду на Шаляпинском фестивале. Мы очень тесно работали с ней, очень плодотворно. Меня радует, что две такие талантливые молодые солистки теперь у нас в театре.

— Готовы они повторить звездный путь Шагимуратовой по своему потенциалу?

— А Шаляпина кто-нибудь повторил? Я думаю, что такие звезды, как Альбина, редко рождаются, с такими данными вокальными. Конечно, эти девочки не менее талантливы, не менее голосистые, и я думаю, что у них все должно сложиться очень красиво, очень хорошо. Я думаю, они будут радовать казанских зрителей. Только боюсь, чтобы они не уехали куда-нибудь. Потому что у Венеры Протасовой перспектива такая есть. Ее уже приглашают в столичные театры.

— Например?

— Недавно она заняла третье место на конкурсе имени Глинки. Там к ней подходил дирижер из московской «Новой оперы». Я так испугалась, думаю, боже. Соблазн большой.

— Хорошо, а вот мужские голоса где наши, татарстанские? Где же наши тенора, баритоны, басы?

— В настоящее время театр предложил Филюсу Кагирову выучить партию Мусы Джалиля в опере Жиганова. И он сейчас берет уроки, мы вспоминаем его опыт консерваторской деятельности, там он уже во многих спектаклях пел, у него может получиться.

Если он займется по-настоящему оперным жанром, думаю, что Филюс даже и сам будет получать больше удовольствия, чем от концертной деятельности, которой он сейчас уделяет много времени. А в оперном жанре нужно быть фанатом дела, и тогда можно добиться многого. И успеха, и зрительского признания, и в голосовом отношении будет обязательный рост.

«РЕЗЕДА АХИЯРОВА НИГДЕ НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ»

— А с композиторами как у нас дела обстоят? Когда нам ждать новых современных татарских опер в театре имени Джалиля?

— Я уважаю очень Резеду Ахиярову. У нее, по-моему, уже созрел очередной шедевр. И там я вышла с предложением, говорю: мне какую-нибудь роль бабушки, свекрови, какой-нибудь злой колдуньи. Говорю: сделай, пожалуйста, специально для меня, ты же знаешь мои способности, мои голосовые данные.

И к Фариду Бикчантаеву обращалась с этим вопросом неоднократно. Я все-таки имею опыт работы в Камаловском театре. В свое время по приглашению Марселя Хакимовича Салимжанова я пела в «Голубой шали», играла в музыкально-драматическом спектакле. И здесь тоже говорю: Фарид, ну на какую-нибудь роль старушки пригласите (смеется). И он смеется, говорит: какая ты старуха? Я говорю: смогу, у меня уже большой опыт. Вот такими шутками. Я, конечно, хочу выйти, какую-нибудь Хануму спеть.

« В плане творчества у меня все получилось. Все награды, о которых можно было только мечтать. Может быть, их даже и слишком много »

— Считается, что Эльмир Низамов, недавно показавший свою оперу «Кара пулат», — это наша надежда композиторская, что он, может быть, даже на десятки лет обеспечит качественным национальным продуктом, что касается классической музыки.

— Ну, дай бог, если будет он деятельным, плодотворным композитором. Вот Резеда Ахиярова нигде не повторяется. Я видела отрывки «Кара пулат», заметила там какие-то элементы рок-оперы Рашида Калимуллина «Крик кукушки». Мне бы не хотелось этого повторения. Все равно нужны новые мысли, новые идеи. Я даже услышала элементы повторения мелодических рисунков из «Любви поэта». Я бы не хотела такого, когда это касается серьезных жанров. Есть у нас у кого учиться. У той же Ахияровой, Любовского, Калимуллина.

Вообще, если вы заметили, я всегда говорю правду, говорю открыто. Меня, наверное, еще и поэтому хорошо воспринимают. Говорю доходчивым языком о недостатках.

— А вам эта прямота в высказываниях по жизни помогала или мешала?

Мне это не мешало. Это мое внутреннее состояние быть естественной, не фальшивой. Для меня важно быть открытой, правдивой, откровенной.

— Но кто-то наверняка обижается, когда ему в лицо говоришь о недостатках, о профессиональных и личных?

— Я своим коллегам и не говорю, а вот ученикам делаю замечания постоянно (смеется). И это им нравится. Я им всегда говорю: вы студенты кафедры сольного пения, вы будущие артисты, вы должны всегда ходить опрятно. И показываю им это своим примером. Я сама никогда не приду сюда на работу без прически, без макияжа — всегда при полном параде. Они должны понимать, что мы должны нести красоту людям. У артистов миссия большая, не просто повыпендриваться на сцене, у нас все-таки есть и воспитательная функция.

Мы словом, музыкой должны облагораживать душу людей. Мы заставляем их плакать, улыбаться, смеяться. И еще обращаю внимание на то, чтобы мои ученики умели говорить со сцены, говорить красиво. Просто и красиво. Над этим я тоже с ними работаю.

Республика высоко ценит талант Венеры Ганеевой (фото: president.tatarstan.ru)

ДО ИЛЬХАМА ШАКИРОВА ЕЩЕ НИКТО НЕ ДОРОС

— А вам бы хотелось 80-летие справить в Большом кремлевском дворце в Москве?

Не знаю. До Ильхама Шакирова, на юбилее которого я недавно выступала, наверное, еще никто не дорос. Чтобы свой юбилей отметить в Москве, в Кремлевском дворце.

Как прошел сам вечер? Опоздал на него Кобзон, он первый выступал. Хотя по логике, пожалуй, Ильхам Шакиров и должен был выступать в начале. Тем более поначалу чувствовал себя хорошо, репетировал, у нас рядом были гримерки. Голос звучал у него прекрасно, но потом поднялось очень давление, и он не спел. Было очень жаль, что этого не получилось у него.

— А Кобзон знает, кто такой Ильхам Шакиров, они пересекались в советские времена на сцене?

— Я вот знаю Кобзона, но нигде с ним не пересекалась. Также и Ильхам Шакиров. Его знают многие, но, например, я не думаю, что Алсу с ним где-то пересекалась. Она пела на вечере песню «Сандугач» («Соловей»). И артистов было огромное количество, разных, может, и ненужных. Была какая-то солянка. Но все отдали дань уважения большому артисту.

— К вопросу о разнообразии жанров. А как вы относитесь к рок-музыке?

— Я пела в рок-опере Рашида Калимуллина «Крик кукушки». Мне очень нравился этот жанр. У меня муж очень любит рок-музыкантов, так как он и сам музыкант. В молодости играл в ресторане, после работы они сходились все на пятачке на Кольце и продолжали музицировать. Он научил меня слушать Beatles, «Чикаго». Сначала я ему говорила: «Да что ты там нашел хорошего?» А он мне: «Послушай, какие там гармонии, аккорды!» И, действительно, вслушиваешься, и начинаешь все ощущать по-другому.

«Многожанровость — это мое состояние души»

— А почему нет татарского рока? Этот жанр не очень характерен для нашего национального искусства.

— Были в свое время в нашей филармонии инструментальные группы, в сопровождении которых пели Ильхам Шакиров, Альфия Авзалова, Римма Ибрагимова. Но все-таки для нашего искусства более характерно исполнение под баян.

Вы знаете, ведь для татарского народа, например, опера тоже несвойственна. Оперный жанр я и сама терпеть не могла в раннем детстве, выключала тут же радио. И только потом, когда начала учиться, стала фанатом этого дела. А когда поступала в музыкальное училище, то не знала ни одной ноты.

Просто это нужно в себе воспитывать, чтобы наша татарская публика любила, к примеру, оперное искусство. Это вопрос просвещения. Надо, чтобы уже в детском саду, где у малышей есть игральные комнаты, чтобы там звучала классическая музыка. Чтобы у них слух развивался, слушая эти прекрасные мелодии: Моцарт, Чайковский, Рахманинов.

Я считаю, что систему воспитания в школах, детских садах нужно в корне менять. Ходила в прошлом году на встречу со школьниками, мы много говорили, смеялись, а потом спрашиваю: «А кто из вас был в казанском оперном театре?» Никто. Как так?

«МИХАЙЛОВ И САЛАВАТ — ИХ МОЖНО СОПОСТАВИТЬ»

— Но это же проблема воспитания в масштабах всей страны. Кто самый высокооплачиваемый певец в России — Стас Михайлов.

— Да, а вы вслушивались в его тексты? Они же очень жизненные.

— То есть вы ничего не имеете против его творчества?

— Не имею. Я его с удовольствием слушаю. Я, вообще, современный человек. Михайлову удалось найти фишку, чем взять народ. Во-первых, у него очень красивый тембр голоса. Во-вторых, его песни — они ведь очень простые.

— . даже слишком простые.

— Слишком? Ну. простые (смеется). Но он — настоящий стратег в своем жанре, до него еще никто не дорос. В песнях Стаса Михайлова — содержание всех жизненных ситуаций. Любой человек в песнях Стаса может найти то, что касается его судьбы. И Михайлов очень серьезно подбирает репертуар.

И наш Салават такой же. Поэтому народ валом валит, и он может целый месяц собирать аншлаги. Он тоже стратег. У него прекрасные композиции. На него работает большая группа людей: поэты, композиторы. Все несут свои песни, лишь бы Салават их исполнил. А он выбирает только те, которые могут быть интересны публике. Так что Стас Михайлов и Салават — их можно сопоставить. Двух звезд.

— Какой у вас широкий диапазон музыкальных вкусов — от Джузеппе Верди до Стаса Михайлова.

— Я и сама как творческий человек выступаю в разных ипостасях: опера, романсы, татарская песня, эстрада. Поэтому многожанровость — это мое состояние души. Если это, например, хорошая рок-музыка, то почему не послушать, не попрыгать там.

— Расскажите немного о своем предстоящем юбилейном вечере в оперном театре?

— До него я еще со своими учениками 24 и 25 марта выступаю в «Пирамиде», стараюсь это делать раз в год.

А 22 апреля будет юбилейный вечер в оперном театре. Будут ведущие приглашенные солисты нашего театра: Ахмед Агади, Алексей Татаринцев. Будут петь Гатина, Филюс Кагиров, Протасова, будет оркестр, хор, балет нашего театра. Все будем веселиться на моем празднике. У меня будет очень много платьев. Так что, если я буду плохо петь, то, надеюсь, хотя бы запомнят мои роскошные наряды (смеется).

Справка

Венера Ганеева родилась в Казани. Окончила музыкальное училище им. Аухадеева и казанскую консерваторию. С 1972 года и по сей день — солистка Татарского академического театра оперы и балета им. Джалиля. Лауреат Госпремии РТ им. Тукая, народная артистка РФ и РТ, профессор, заведует кафедрой сольного пения университета культуры и искусств.


источники:

http://mega-stars.ru/music_stars/ganeeva_venera_ahatovna.php

http://www.business-gazeta.ru/article/128422